Изображение святой агнессы



В самом начале видео византийские мозаики  другой базилики, после чего идут мозаики базилики 
Сант-Аполлинаре Нуово:  Процессия мучеников — 2.00, процессия мучениц — 2.41.  — св.мц.Агния — 3.32

             
                                      Мц. Агния. Мозаика ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме. 625-638 гг.
Св. Агния. Мозаика в алтаре церкви святой Агнии на Навонской площади (Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура).
Рим. 625-638 гг.


Первое свидетельство о подвиге девы Агнии оставил святитель Амвросий Медиоланский.  
"Еще не созревшая для наказания, она уже созрела для победы; Недоступная для поражения, она способна
для получения венца", — так писал свт. Амвросий Медиоланский о святой, чья память празднуется сегодня.
В своем труде "О девах" ( De Virginibus)  святитель восторгался добродетелью юной девушки, которая, еще
не зная жизни, "так легко расставалась с ней". Она буквально стремилась к исповедничеству.
Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на "De Virginibus" святого Амвросия
Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на праздник св.Агнессы в январе 375 или 376 года — самое
древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В ней есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было
слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как
будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее 

Источник: tatniwa.livejournal.com


Изображение святой агнессы
Площадь Навона в Риме.

Площадь Навона – роскошная площадь в стиле барокко расположена на месте бывшего стадиона римского императора Домициана. Здесь проходили увеселительные игры и представления для развлечения скучающих патрициев. Агоны (по-гречески «состязание»), отсюда и пошло название — Навона. В средние века площадь использовалась как рынок.

Площадь приобрела роскошный вид при римском папе Иннокентии X (в миру Джамбаттиста Памфили) в XVII веке. Он получил в наследство дома на площади и решил перестроить их во дворец семейства Памфили, а саму площадь украсить фонтанами.

Изображение святой агнессы
Фонтан Мавра на площади Навона (реконструкция Бернини)

Великолепие дворцов и фонтанов площади Навона строилось за счет нового «налога на хлеб», утвержденного папой Иннокентием X для пополнения своей казны.

Изображение святой агнессы
Фонтан Четырех рек (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы) работы Бернини создан вокруг обелиска, стилизованного под Древний Египет. По легенде, когда папа объявил конкурс на лучшее оформление обелиска, враги помешали Бернини принять участие. Тогда друг скульптора, женатый на племяннице Римского папы, представил проект Бернини во время семейного обеда. Иннокентии X пришел в восторг от гармонии оформления, и выбрал проект Бернини


Изображение святой агнессы

Демонический папа Иннокентий и его донна Олимпия

Изображение святой агнессы
Портрет папы Иннокентия X работы Диего Веласкеса. По легенде, папа приказал убрать портрет из зала. «Портрет слишком правдив» — сказал он.

Иннокентий X (из семейства Памфили) приходился пра-пра-правнуком другому Римскому папе — кровавому Александру Борджиа. Массовыми отравлениями и казнями Иннокентий X не прославился в отличие от своего предка. Его больше волновали финансовые вопросы семейства.

Его противником был французский кардинал Мазарини (многим известен как герой романов А. Дюма). Мазарини пытался помешать вступлению Памфили на папский престол, но его письмо с протестом опоздало, и Пафили стал папой Иннокентием X.

В политических и финансовых делах папе Иннокентию X помогала супруга его покойного брата – Олимпия Майдальчини или просто «донна Олимпия». Народ Рима ее ненавидел и боялся. Донну Олимпия называли «Пимпачия» (“la Pimpaccia”) и «папесса».

Изображение святой агнессы
Коварная Донна Олимпия

Римский Папа, который сам отличался суровым нравом, разумно опасался своей родственницы. Она взялась за управление финансами семьи и Рима. Иннокентий пожаловал Олимпии титул принцессы Сан-Мартино и назначил «абсолютной хозяйкой в доме».

Донна Олимпия утратила свою власть после смерти Иннокентия X в 1655 году. Опасаясь расправы горожан, когда папа находился при смерти, Олимпия погрузила в карету все свои богатства и спешно уехала из Рима.
Она скончалась спустя два года от пережитых волнений в 1657 году в возрасте 66 лет.


Изображение святой агнессы
Фонтан Нептуна на площади Навона

Изображение святой агнессы
Церковь святой Агнессы и папский дворец Памфили (слева) на площади Навона

После смерти донны Олимпии появились легенды, что ее призрак проезжает ночью по площади Навона в черной карете и уносит с собой в преисподнюю зазевавшихся прохожих.

Папа Иннокентий X тоже не избежал демонизации. После его смерти враги заказали картину «Архангел Михаил, попирающий Сатану». Поверженного Дьявола наделили чертами покойного папы Иннокентия X.

Изображение святой агнессы
Архангел Михаил и поверженный Сатана (с чертами лица папы Иннокентия X).

Безрукий призрак Констанции Купис

Справа от церкви Святой Агнессы расположен дворец семьи Купис, с которой связана легенда о Констанции Купис – девушке с красивыми руками.

Изображение святой агнессы
Церковь Святой Агнессы и дворец Купис (справа)

Руки Констанции Купис были настолько прекрасны, что скульптор пожелал изготовить гипсовую копию ее руки. Слепок руки Констанции был выставлен как музейный экспонат на удивление горожанам.

По легенде, монах-проповедник, когда увидел эту красоту, восхищенно произнес «эта рука настолько прекрасна, что другие люди пожелали бы ее отрезать, поддавшись зависти».


Изображение святой агнессы
Предположительно, рука несчастной Констанции Купис.

Эти слова оказались пророческими, Констанция Купис укололась иглой при вышивании, началось заражение и руку пришлось ампутировать. Это не спасло несчастную красавицу, заражение быстро распространилось по всему телу, и Констанция Купис умерла.
Теперь ее грустный призрак бродит по площади в поисках утерянной руки.

Святая Агнесса (Инесса)

Доброе светлое место площади — церковь Святой Агнессы, построенной по приказу папы Иннокентия X на месте мученичества святой на арене стадиона римского императора. На этом стадиона находится площадь Навона.

Изображение святой агнессы
Церковь Святой Агнессы на площади Навона

Агнесса была родом из благородной семьи, которая тайно исповедовала христианство. Градоначальник пожелал женить своего сына на Агнессе. Девушка отказалась связать свою жизнь с язычником. Возмущенный градоначальник решил опозорить ее и приказал раздеть на арене стадиона перед римской публикой. Когда палач сорвал с Агнессы одежду, произошло чудо, волосы девушки отросли до земли и скрыли наготу.


Изображение святой агнессы
Святая Инесса, рис. Хусепе Рибера (1641). Традиционное изображение с длинными волосами до земли. Ангел укрывает ее белым покрывалом

Тогда градоначальник приказал отдать девицу в публичный дом на поругание. В утешение к Агнессе явился ангел и укрыл ее белоснежным покрывалом. Никто из клиентов публичного дома не мог причинить вреда Агнессе, все уходили посрамленные со слезами раскаяния. Когда сын градоначальник попытался взять Агнессу силой, то упал замертво. Святая пожалела его и воскресила молитвами.

Изображение святой агнессы
Мозайка с образом Святой Агнессы в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (Рим), на месте захоронения святой.

Агнессу обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению, но палачи не смогли разжечь огонь, тогда девушку убили кинжалом. Этот кинжал хранится в церкви Святой Агнессы на площади Навона.

Изображение святой агнессы

________________
Тексты и фото из путешествий в блоге — моего авторства, прошу давать ссылку на источник.

Я в номинации Neforum Awards 2018: лучший блог с историями в LiveJournal!

Источник: lenarudenko.livejournal.com


В христианском богословии уже с конца II в., а с IV в. и в христианском искусстве четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк — льва, Лука — быка (тельца), Иоанн — орла. История этих атрибутов достаточно запутана и противоречива, но известно, что в в иудеохристианском вероучении и богословии упоминается тетраморф —  крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орлаОткровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ, которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково:

евангелист Матфей — атрибут ангел    —     Человеческая природа Христа
евангелист Марк — атрибут лев     &nb.


а, носящегося над Церковью

 

 Атрибут- овечка

Изображение святой агнессы

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. Чудеса продолжились и в публичном доме, все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, слепли или умирали. Одного из умерших святая воскресила по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, однако поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 13-14 лет).

 Атрибуты — башня с тремя окнами, гора, потир и гостия.


Изображение святой агнессы

Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур (Диоскор) — был язычником и представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о наличии единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение.

Когда отец узнал о религии дочери, Варвару жестоко пытали: бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью, который обезглавил святую Варвару. Диоскура и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.

Атрибуты- котел, в котором его сварили, петух в руках и ветвь


Изображение святой агнессы

 Христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303году.

Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Вита не сохранилось. Согласно церковному преданию, св. Вит был мальчиком семи (по другим источникам, двенадцати лет), сыном римского сенатора-язычника с Сицилии. Мальчик принял христианство под влиянием своего наставника. Был убит во времена преследования христиан римскими императорами Диоклетианом и Максимином.

По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

По неизвестным причинам в XVI веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. Для некоторых эти танцы стали настоящей манией, и впоследствии обычные пляски стали путать с хореей — нервным заболеванием, которое иначе называли «пляской Святого Вита».

 

 

 

 

Атрибут — собственная содранная кожа в руках.

Изображение святой агнессы«Святой Варфоломей с содранной кожей» (Маттео ди Джованни, 1480)

Один из двенадцати апостолов , упомянут в Новом Завете.

Согласно преданию Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении

Согласно преданию, по наущению языческих жрецов Варфоламея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане(Баку).

 Атрибут- плат Спас Нерукотворный.

Изображение святой агнессы

Церковная традиция считает, что она предложила Иисусу ткань для того, чтобы обтереть его лицо, когда он спотыкался и падал на его дороге к месту распятия. На ткани она получила нерукотворное «истинное изображение» (лат. icona vera) лица Иисуса. Дополнительно к этому общему для христианства преданию, Православная церковь считает Веронику той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю одежд Христа . Существует ряд преданий, призванных придать образу св. Вероники исторические черты. По одной из легенд, впоследствии она проповедовала христианство на юге Галлии. В других легендах её называют греческой царевной или отождествляют с Марфой, сестрой Лазаря. В Италии существовала легенда, согласно которой она исцелила императора Тиберия с помощью своего плата с нерукотворным образом Спасителя. Предполагают, что имя Вероники представляет собой искажённое лат. vera icon («подлинный образ») — так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о св. Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к 4 или 5 в.

 

Атрибут — собственная отсечённая голова в руках

Изображение святой агнессы

Старейшим из сохранившихся жизнеописаний святого являются «Страсти святых Дионисия, Рустика и Елевферия, датируемые 600 годом.

По преданию, Дионисий проповедовал христианство в Риме, а затем в германских землях и в Испании. Затем Дионисий и его сотрудники начали проповедовать в Галлии, согласно преданию, стал первым епископом Лютеции (Парижа). Во время преследования христиан языческими властями, все три проповедника были схвачены и брошены в темницу. Наутро мученики были обезглавлены на вершине Монмартра (ныне в черте Парижа). Именно в связи с казнью трёх святых эта гора и получила своё современное имя (фр. Montmartre — гора мучеников). Cвятой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мёртвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

 

 

Изображение святой агнессы

Картина Караваджо, 1595-96 годы

Атрибуты — корона, колесо с шипами, меч, кольцо, книги, пальмовая либо лавровая ветвь

Родилась в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».[2] Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой.

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь был поражён её красотой и пригласил после праздника к себе и попытался её убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы, которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.

Максимин сам вновь пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. По его приказу девушку били воловьими жилами, а затем заключили в темницу. Там её посетила супруга императора, называемая в житии Августой или Василисой (её привел друг императора военачальник Порфирий). Екатерина убедила её, Порфирия и пришедших с ними слуг в истинности христианской веры.

С целью устрашить Екатерину императорский вельможа Хурсаден предложил Максимину изготовить орудие для пытки в виде колес.

Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.

После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась и Максимин приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.

Картина Караваджо, 1595-96 годы

 

 

Атрибуты —    решётка на которой он был замучен огнём, ларец с сокровищами (православная иконография)

 Изображение святой агнессы

Сурбаран, Франсиско — Св. Лаврентий, Эрмитаж

Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. Когда Сикст стал римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных.

После казни Сикста Лаврентий был брошен в темницу, где совершал чудеса, исцелял больных и многих обратил в христианство. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Попросив три дня срока, архидиакон роздал почти всё церковное имущество беднякам. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте — «Востину богата Церковь, богаче вашего императора». За эту дерзость Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!»

Сурбаран, Франсиско — Св. Лаврентий, Эрмитаж

Атрибут – телец.

Изображение святой агнессы

Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»


Лука́
 — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом, возможно судовым.

Евангелист Лука в православии также считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были неразлучны. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть.

В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы и стал первым иконописцем, его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе Владимирская «Богоматерь» (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери и Киккоская «Богоматерь» (хранится в монастыре Киккос, о. Кипр).

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

 

Атрибуты — негр в доспехах.

Изображение святой агнессы

Святой Маврикий (ок. Фив, Египет — 290), мученик.

Святой Маврикий, по преданию, был предводителем Фиванского легиона, полностью состоящего из христиан, который был направлен из Фив в Галлию в помощь Максимиану. После отказа принять участие в наказании единоверцев из числа местного населения легион был децимирован. После повторного отказа был децимирован снова и оставшиеся в живых 6600 солдат казнены по приказу Максимиана. Место казни в Швейцарии.

Долгое время эта история считалась историческим фактом, однако начиная со времен Реформации является пищей для споров.

По средневековой легенде Маврикий был одним из владельцев Копья Судьбы.

Атрибут –лев.

Изображение святой агнессы
Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus, 778-820 годы)

Один из четырёх евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом был местом собраний верующих в Него. Он первоначально носил имя Иоанн, затем двойное Иоанн-Марк; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя, как признак его близкого соотношения с римским миром

 

Племянник апостола Варнавы . В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним . Был учеником апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался.

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя.

 Изображение святой агнессы
Караваджо, «Призвание Апостола Матфея»

Атрибут — ангел, диктующий из-за плеча

 Один из двенадцати апостолов, персонаж Нового Завета. По традиции, считается автором Евангелия от Матфея, написанного на арамейском языке.

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи

 

Атрибут –меч.

Изображение святой агнессы            Изображение святой агнессы
Андрей Рублев, Святой Апостол Павел, около 1410
                                                                                                                   Возможная реконструкция облика

Апо́стол Па́вел (Савл, Саул) — «апостол язычников», не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.

Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения. Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.

Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в Троаде апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа.

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», — заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

 

Атрибут — ларец и лжица (ложечка)

Изображение святой агнессы

Пантелеи́мон — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный

Родился в Никомедии в семье знатного язычника и получил имя Пантолеон. Его мать Еввула была христианской и воспитывала сына в своей вере, но умерла когда Пантолеон был в отроческом возрасте. Его отец отдал сына в языческую школу, а затем поручил знаменитому врачу Евфросину для изучения Пантолеоном врачебного искусства. Вскоре о нём услышал римский император Максимиан, пожелавший видеть Пантелеимона при своём дворе.

Проживавший в Никомедии пресвитер Ермолай заметил Пантелеимона и начал рассказывать ему о христианстве. Согласно житию, Пантолеон уверовал в Христа после того, как, увидев ребёнка, умершего от укуса змеи, он по молитве к Иисусу Христу воскресил его. После этого он принял крещение от пресвитера Ермолая и получил имя Пантелеимон.

Став безвозмездным врачом, Пантелеимон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос императору Максимиану, что Пантелеимон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание — кто исцелит его — он или языческие жрецы — вера того и должна быть истинною. Согласно жития, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеимон силой молитвы даровал раслабленному исцеление. После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеимона и приказал истязать его, а затем бросить тяжелым камнем в море. Но Пантелеймон остался невредим, тогда его подвергли новым мучениям: повесили на дереве, жгли свечами, потом рвали железными когтями, колесовали, бросали в кипящее олово, пытались утопить в море. Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги.

После всех истязаний Пантелеимона приговорили к усекновению головы. Его привязали к масличному дереву и хотели отрубить голову, но святой стал молиться, и меч не причинил ему вреда. Во время молитвы голос с небес призвал Пантелеимона в Царствие Небесное и святой попросил воинов исполнить, данный им приказ. Согласно жития, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами.

 

 

Атрибуты — ключи от рая, перевернутый крест, с петухом у костра.

Изображение святой агнессы
Рубенс, «Апостол Пётр»

Апо́стол Пётр ( умер около 64 в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов. В католицизме традиционно считается первым папой Римским.

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон(ивр. שמעון‎ — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень, скала) возникло от прозвища Кифа (арам. — камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф.4:19).

Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропели первые петухи . Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

 Атрибут — обнаженный юноша у столба, пронзенный стрелами.

Изображение святой агнессы
Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1476. Галерея старых мастеров. Дрезден

Свято́й Себастья́н (род. в Нарбонне — 288, Рим) — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.

О жизни святого известно немногое. Его житие, хотя и не имеет исторической основы, производит правдоподобное впечатление благодаря отсутствию в нём многочисленных чудес, которыми наполнены жития многих ранних святых.

Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».

Зоя, немая жена царского казнохранителя Никострата пала к ногам святого и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастиан читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились.

Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.

 

Атрибуты — корона, стрелы, знамя, множество девушек, убиваемых разным способом, корабль.

Изображение святой агнессы
Мучение святой Урсулы (Ганс Мемлинг, 1489 год, музей Ганса Мемлинга)

Католическая святая, героиня христианской агиографической легенды, широко распространенной в Средние века в западноевропейских странах

Согласно преданию, Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля; она была так прекрасна и мудра, что слава o ней дошла до дальних стран. Пытаясь избежать нежелательного замужества с принцем-язычником, и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на её руку, дала согласие на брак при условии, что оба короля должны послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству; между тем жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Условия свадьбы были приняты.

По совету Урсулы были собраны благородные девы из различных королевств. Они выбрали Урсулу своей предводительницей. Когда все корабли были готовы,и когда Урсула обратила всех своих подруг к вере, она повела 11 кораблей в сторону Галлии в порт Киэлла. Оттуда они отправились в Кёльн. Там явился Урсуле ангел, и дал указание вести всю общину в Рим, а затем вернуться, и принять в Кёльне венец мученической смерти.

Все корабли доплыли до города Базеля. Там девы оставили их и отправились пешком в Рим. В Риме Урсулу принял папа Кириак (мифический персонаж), знавший об уготованном Урсуле и её спутницам мученичестве и пожелавший разделить его c ними; он рассказал всем o своем решении, торжественно сложил c себя сан и присоединился к странницам. На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Ненавидящие христианство, возмущенные принятым девами обетом безбрачия, они их всех истребили. Среди мучениц была святая Кордула. Последней погибла Урсула, отказавшаяся стать женой пленённого её красотою вождя гуннов

 

 

 Атрибуты — перст, вложенный в раны Христа; пика, которой его убили, угольник каменщика.

Изображение святой агнессы
Уверение святого Фомы ( картина Караваджо, 1601-1602годы)

Фома́  — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа. Призван Христом из рыбаков. Его называли «близнецом», так как по одной из версий он был внешне похож на Иисуса.

Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой — так называемое «уверение Фомы». Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них об этом, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» . Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны и тот, уверовав, произнёс «Господь мой и Бог мой!» . Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.

Согласно преданию, основоположник христианства в Индии. Проповедуя в городе, расположенном на восточном берегу полуострова Индостан, апостол Фома был обвинён одним языческим жрецом, убившим своего сына, в смерти юноши. Толпа схватила святого Фому, как убийцу, и требовала наказания. Апостол Фома попросил разрешить ему поговорить с убитым. По молитве апостола юноша ожил и свидетельствовал о том, что убийство совершил его отец. После проповеди Евангелия Фома принял мученическую смерть в индийском городе Мелипура — был проткнут пятью кольями.

Фоме приписывается гностический апокриф «Евангелие от Фомы».

 

Источник: lioubasmir.livejournal.com

Выше (sibeaster.livejournal.com/22927.html) я уже написал, что катакомбы Сант-Аньезе — наименее интересные из открытых для посещения римских катакомб. Это означает лишь, что не стОит начинать знакомство с миром катакомб с Сант-Аньезе, а вот в качестве продолжения и развития темы — вполне можно.
Ехать сюда нужно специально, так как никаких других достопримечательностей поблизости вроде бы нет. Первый простой способ — это любой наземный транспорт, идущий по виа Номентана. Рекомендую № 90 — это этакий римский аттракцион. С площади Чинквенченто (то есть от Термини) он уходит обычным автобусом, а, выехав, за Аврелиановы стены, выпускает рога и становится троллейбусом. Второй простой способ — метро до Piazza Bologna и далее пешком до виа Номентана минут 10.
Собственно в комплекс Сант-Аньезе-фуори-ле-мура входят катакомбы, накрывающая их церковь св. Агнессы "за стенами" и Санта-Констанца — бывший мавзолей Константины, дочери Константина Великого. Начнем с базилики Сант-Аньезе.
Идти туда проходит нужно длинным, постепенно спускающимся вниз коридором, стены которого густо увешаны обломками плит из катакомб. Дело в том, что сама базилика находится на уровне нижнего уровня катакомб; а уровень близлежащих улиц, естественно, выше. Нынешняя церковь построена при папе Гонории I (625-638) на месте разрушенной базилики эпохи Константина Великого. Об этих развалинах — позже, а пока о церкви нынешней.
Назначение базилики — отметить место погребения мученицы Агнессы (по-русски Агнии). О ней самой можно прочесть здесь: www.pravenc.ru/text/63334.html. Эта та самая Агнесса, которую хотели отдать на поругание в бордель и выставили публично в голом виде, а у нее внезапно выросли длинные волосы, которыми ее нагота чудесным образом и была укрыта. На месте ее заключения в Риме на пьяцца Навона стоит великолепная церковь Сант-Аньезе-ин-Нагоне. Мощи святой честно поделили между двумя церквями: на пьяцца Навона хранится ее глава (точнее, череп, зрелище — не из приятных),  в Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура — все остальное:
Изображение святой агнессы
Этот ларец с мощами находится в крипте под алтарем, туда можно войти совершенно свободно.

В апсиде базилики мозаика VII века, на которой св. Агнесса стоит между двумя своими мучителями почитателями: папами Гонорием I (слева — с моделью храма) и Симмахом (справа):
Изображение святой агнессы
В церкви обычно темно, видно плохо. Для любопытствующих хорошие фотографии — здесь: www.santagnese.org/galleria_foto.htm
Эта мозаика — полный конфуз. Дело в том, что папа Гонорий I — единственный из пап, который анафематствован! Дело было так. На востоке империи император Ираклий I и кпольский патриарх Сергий I задумали решить полуторавековую проблему монофизитов одним махом: объявить, что у Христа хоть и две природы (монофизиты это принимать не желали), но единое действие, единая энергия. Эти двое плюс посаженный ими на александрийскую кафедру Кир, размахивая над головами новоизобретенной христологической версией, в короткие сроки сумели переманить к себе значительное число сирийских, египетских и даже армянских дхалкидонитов. И тут, о конфуз! новоизбранный иерусалимский патриарх Софроний, еще до своего избрания сомневавшийся в озвученной теории, публично заявил о своем несогласии. Тогда Сергий от своего имени написал ничего не подозревающему папе Гонорию братское письмецо. Что-то вроде: "Слышь, фрателло, я вот добился таких успехов в возвращении монофизитов  в православие, а всего-то им про единую энергию Христа сказал". Наивный Гонорий в ответ отписал: "Да ты молодец, Серега, всему правильному учишь, только лучше бы ты говорил не об одном действии, а об одной воле Христа".  Ответное письмо Гонория кпольские умельцы быстро растиражировали по всему христианскому миру, показывая, что папа — с ними заодно. А вовлекли они его немного-немало в новую ересь, которой ничего не подозревавший Гонорий даже дал имя — монофелитство (от одной воли). И ересь эту в итоге на Шестом Вселенском соборе анафематствовали, вместе с ее отцами-основателями (Сергием и его тремя преемниками), Киром и, заодно, с Гонорием. Так папа стал еретиком. Но не вымарывать же его из-за этого из мозаики.С Симмахом — дело тоже не важное, по крайней мере для нас, православных. Симмах — это папа эпохи акакианской схизмы (484-519) (что это такое? ну вот хотя бы здесь: www.pravenc.ru/text/63764.html), так что нас, восточных, он честил в лучшем случае схизматиками, а в худшем — еретиками.. Впрочем, самому Симмаху в Риме было приходилось несладко: против него действовал антипапа Лаврентий, и борьба между этими двумя преемниками св. Петра продолжалась почти десять лет.
Как видите, святая Агнесса стоит на мозаике между двумя очень симпатичными товарищами. А что остается святой — только терпеть и молиться за нас, глупых. Вот эти два достойных мужа крупным планом:
1. Гонорий I
Изображение святой агнессы
2. Симмах:
Изображение святой агнессы

Церковь в целом очень интересная. Ее не слишком изуродовали в эпохи Ренессанса и барокко, так что многое сохраилось. В частности — галерея для женщин (матронеум). А наглядевшись бесплатно на базилику, можно вздохнуть и пойти уже за кровные евро в катакомбы. Вход туда — в левом дальнем углу церкви.
Продолжение следует….

Источник: sibeaster.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.