Базилика палладиана в виченце


С этого и надо было начинать? Ну… не знаю, не знаю…
Рассказов для вас о Виченце у меня дня на три. Откуда не начни…

Как уже было сказано, большой ошибкой оказалось заехать в Виченцу "на часок". Потому что только на Базилику хорошо было бы потратить денек-другой. Это, наверное самый большой палладианский портик руки Палладио, хотя сама по себе базилика не такая уж большая-пребольшая. Я вам в 2008 году рассказывал про падуанское Палаццо делла Раджоне: http://k-plan.livejournal.com/19519.html. Так оно раза в полтора поболе будет. А в Виченце в XIII века стояло своё небольшое Палаццо делла Раджоне. Так и городок поменьше:-) Короче, дело было так:

1222-1450-1481-1550

– в 1222 году Коммуна Виченцы приобрела палаццо Бизари, стоявшее между площадями Синьории и Овощной, для строительства Общественного Здания (Айвар в FB спрашивал недавно про "Palazzo Pubblico" – так это оно и было) Палаццо Раджоне с большим залом для заседаний Совета Четырехсот и размещения офиса (ит.


8211; Uffici) Мэра (ит. – Podesta). Совершенно банальная готическая перестройка, характерная для всей Ломбардии/Венето – т.е. Северной Италии. В 1260 году армия Фридриха II во время штурма спалила город вместе с "Palazzo Pubblico" (Айвар, больше не ищи). Пришлось восстанавливать Палаццо Раджоне из пепла.

Прошло каких-то 200 лет…

– в 1450 году присланный из Венеции (в чьи владения уже давно вошла Виченца) архитектор Доменико объединил три старых объема общим перекрытием и водрузил на него зал размером 22х50 м, освещенный круглыми иллюминаторами и стрельчатыми арками. Кладка стен была выполнена в хорошей венецианской манере, это видно и сейчас:

4

Приехавшие с Доменико корабельные мастера Венецианского Арсенала перекрыли зал шпангоутами стропилами, создав могучую ребристую систему, и покрыли его листовым свинцом – шик по тем временам!

– в 1481 году  присланный из Венеции архитектор Томазо Форментони посносил облепившие здание продуктовые и москательные лавчонки, навесики, лари, киоски и прочую срань. По примеру другой венецианской колонии Падуи (чтобы всё как у взрослых!)

5


виченцианское палаццо было обнесено двухэтажной галереей, но в 1491 году почти уже готовая конструкция рухнула с южной стороны (как раз на площадь Синьории). Полуруины снова заселили мелкие торговцы, лавочники и прочие предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Образовавшийся нахальный "торговый комплекс" прозвали "Поццоли" (от русского слова "поц"). Только через 50 лет Коммуна разгребла остатки галереи и доснесла несколько недоупавших колонн.

– в 1550 году после многочисленных (триста же лет!) перепланировок, перестроек и пожара 1540 года Коммуна Виченцы уговорила венецианское начальство разрешить провести внутригородской (!) конкурс на проект реконструкции Палаццо Раджоне. Победил, конечно же местный (а вы сомневались?), к тому времени уже знаменитый архитектор Андреа Палладио. Наш всемирно-исторический гений собирался все посносить "до основанья, а затем…"  Чистый, не побоюсь этого слова, Корбюзье.

Красное – это разметка с проекта Палладио.

2

Но вступилась демократическая общественность и отстояла памятники мрачного средневековья. В результате были достигнуты взаимоудовлетворяющие компромиссы. Гению пришлось подвигать арки туда-сюда (интерколумнии главных колонн ордера в Базилике сильно рознятся друг от друга) и применить всё своё нешуточное мастерство ради достижения гармонии. Кто не в курсе: все арки галерей сделаны одинаковыми, а "гуляющие" интерколумнии компенсированы разными размерами прямоугольных проемов по бокам арок.


Черное на картинке – это фактический план, включающий в себя и остатки включенных в постройку остатков строений предыдущих эпох. Кстати, именно Палладио, наездившись в Рим и начитавшись трактатов Витрувия, придумал название обновленному объекту: Базилика. Хотя, по правде говоря, ну какая же это базилика, так "реновация" какая-то:-) Да уж больно легендарны были прообразы будущего фасада – базилика Юлия и базилика Эмилии с римских форумов. В 1549 году начались работы. Результат – перед вами.  Палладио пристроил к фасаду, выходящему на Пьяцца деи Синьори, двухъярусную галерею из белого мрамора, состоящую из трехчастных (как бы "венецианских") аркад в два уровня. Колонны нижнего яруса галерей, как в римском Колизее, – тосканские, а верхнего – ионические. Ну… вы сами в курсе, чо… А я узнал на сайте реставратора Франческо Корни: http://www.francescocorni.com

1

О башне? Что о ней говорить-то… Была родовой башней семьи Биссари. Известна с 1174 года. Под реконструкцию Палаццо Раджоне была между 1211 и 1229 годами выкуплена Коммуной. В середине XV века была надстроена до 82 метров – видите восьмерик сверху? Вот-вот… Пережила американскую бомбежку 1945 года. Покачивается (в Виченце слабые грунты – близко грунтовые воды). Как бы итальянская готика. Ни разу не Палладио.

А вот салон (именно так называют горожане зал второго этажа) – тема для хорошего обсуждения.


6

Напомню: он возведен еще в 1450 году на платформе, перекрывающей все старинные готические домики и опирающейся на аркады галерей и тогда же, в свою очередь, перекрыт восхитительным ребристым деревянным сводом еще за сто лет до реконструкции Палладио.

6 лет назад мы довольно шумно обсудили подходы венецианских корабелов к перекрытию салона Палаццо делла Раджоне в Падуе: http://k-plan.livejournal.com/19519.html. Так и не договорились, как же это у венецианцев получилось такое чудо морское килем кверху. В Падуе этого не узнаешь – там конструкцию восстанавливали в XVIII веке после большого урагана и выполнили стропила из металла. С Виченцей все намного интереснее. 18 марта 1945 года её хорошенько отбомбили союзники. Досталось и Базилике Палладиано:

7

Восстанавливая Базилику после войны, умелые итальянские парни выполнили ребра из железобетона – ну крепче же!

8

А что вы думаете, только мы восстанавливали страну из руин? Отнюдь…


9

Фото 1947 года:

7 еще

И правда, крепко:

14

Жизнь шла своим чередом, и в 1994 году Базилику включили в состав всемирного наследия UNESCO. Заговорили об аутентичной реконструкции. Стали клянчить денежки в Евросоюзе. К 2004 году наклянчили. Занялись разбирать ж/б конструкции:

13

Ну… ломать – не строить.

10

А потом опять, как в XV веке, перекрыли деревянными клееными "шпангоутами"! И на Тихом океане свой закончи… в 2012 году закончили всю эту героическую эпопею. Сметной стоимостью более 12 млн Евро, в т.ч. 9889600 Евро – СМР.

11

Вооооот такенные шпангоуты:

12

Теперь в новом "старом" салоне проводятся художественные выставки. Жаль, не успел заглянуть сам:-(

15 еще

Здесь простор для масштабных инсталляций.


15

Вот, нарыл проектных картинок от Associazione VAGA – Giovani Architetti della Provincia di Vicenza:
original_475305_975TVjaCtVytpzb4dCyw8jLm0И еще:
original_475305_gqgQJji3lMkmpei9XwgT9CtaN

И еще:
tav2
И еще галерея  (вид с севера):
vaga.info 1
И еще фасад с Овощной площади (вид с севера):
vaga.info 2
Там еще много: http://www.vaga.info/
Я ничего не успел! Я только пробежался по наружным галереям. По первому этажу со стороны Площади Синьории:

Галерея 3

и со стороны Овощной площади:


Галерея 4

И по второму этажу:

Галерея 2

На верхнюю палубу не успел (фотка чужая) – мои спутники-неархитекторы кричали снизу: "Обед-обед!"

Галерея 5

Пролетаю я как-то над Виченцей (С)

Птичка

Катерина. Отчего люди не летают?
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?

ЗЫ Я уже сказал, что на СМР реставраторы освоили  9889600 Евро? Вопрос к специалистам: это много или мало?

Источник: k-plan.livejournal.com

Архитектура базилики Палладио

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Одним из первых архитектурных произведений Палладио является Базилика в Виченце. На это сооружение объявили конкурс, и первенство было признано за Палладио, приступившим к осуществлению проекта в 1549 году.


Архитектор спроектировал двухъярусную галерею вокруг дворца, построенного веком раньше, и вслед за древними римлянами назвал все это сооружение базиликой. «Древние римляне строили свои базилики для того, чтобы люди и зимой и летом имели место, где собираться и с удобством обсуждать свои тяжбы и дела», — писал Палладио.

Работа эта создала Палладио репутацию талантливого мастера. В сооружении галереи довольно определенно сказались те черты, которые стали характерными для всего последующего творчества Палладио. Часто высказывается мнение, что архитектурный облик Базилики напоминает библиотеку Сан-Марко, построенную Сансовино. Действительно, архитектурно-конструктивная схема фасада Базилики имеет много общего с постройкой Сансовино, но сходство это более внешнего порядка. Архитектурное решение, которое избрал Палладио, вызвано стремлением согласовать ширину аркад с делениями купола, окружаемого этими галереями. Архитектурные формы Базилики Палладио, по сравнению с библиотекой Сан-Марко, изящнее и легче; вся она более прозрачна, воздушна. Декоративных мотивов в ней несравненно меньше, причем они ограничиваются классическими темами. Антаблементы Сансовино сильно развил, Палладио же выявляет их чрезвычайно слабо; стена у него не отяжелена, рельеф ее имеет поверхностный характер; оба этажа выполнены почти тождественно. Основная разница заключается в ордерах: в то время как низ имеет дорический ордер, верхний этаж — ионический. Нельзя не отметить при этом само исполнение арок: их импост поддерживается колоннами меньших размеров, чем главные, но того же самого ордера. Этот мотив характерен для Палладио и часто встречается в его работах. Круглые окошки, остроумно введенные около арок, еще более облегчают стену и одновременно повторяют мотив круглых же проемов в стене, поддерживающих купол здания.


Характерно, что в крайних арках подобных окошек нет. Причина в том, что Палладио хотел усилить крайние участки стены, выделяющиеся на фоне неба, придав большую жесткость углам сооружения. Этим же объясняется, по-видимому, и то, что на углах поставлены парные колонны, а маленькие импостовые колонки сближены с большими. Средства, к которым прибегает зодчий, показывают, что Палладио стремился следовать античным мастерам, использовавшим те утонченные приемы, при помощи которых они преодолевали оптические иллюзии.

Все архитектурные элементы Базилики в Виченце проверены Палладио под углом соответствия их древним образцам: ни одна деталь не выходит за пределы, установленные римской архитектурой.

В отличие от других сооружений Палладио, здание облицовано мрамором, в то время как большинство его построек выполнены в кирпиче и снаружи оштукатурены.

    Источники:

  • Иконников А.В. Художественный язык архитектуры М.: Искусство, 1985 г., ил.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.
  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва


Источник: kannelura.info

Базилика палладиана в виченце

Давненько я не писал в ЖЖ. Дошли руки и пришла пора наверстывать упущенное. Тем более, материала накопилось, будет много интересного!

Римское поселение на месте современной Виченцы известно историкам с III в. до н.э. После римлян сюда пришли немецкие племена, затем византийцы. В конце IX в. венгры сравняли город с землей. С XII в. Виченца постоянно переходила из рук в руки, в ходе борьбы между гвельфами и гибеллинами. В конце концов, феодал Эццелино III изгнал гвельфов и присоединил Виченцу к своим владениям. После него управление перешло к самому влиятельному гибеллинскому роду – Скалигерам, а уже в начале XV в. город присоединился к Венецианской республике.
В начале XVI в. Виченца являлась наименее развитым из крупных городов региона. Однако, именно в этом веке, благодаря усилиям великого архитектора Андреа Палладио, центр города обретает свой современный вид. Приёмы, воплощенные Палладио впервые в Виченце, впоследствии разовьются в палладианство, а затем в архитектурную составляющую классицизма.

Центр политической и торговой жизни города – две площади: первая Пьяцца деи Синьори…

1.
Базилика палладиана в виченце

… с колоннами по образу тех, что установлены на набережной Сан Марко в Венеции (на одной – схожий лев-химера, как символ Венецианской республики, но вместо Святого Теодора тут Христос Искупитель).

2.
Базилика палладиана в виченце

Вторая площадь – Пьяцца делле Эрбе, в наши дни довольно пустая.

3.
Базилика палладиана в виченце

А между этими двумя площадями уютно расположилась Базилика Палладиана.

4.
Базилика палладиана в виченце

По сути это зал заседаний городского совета или так называемый “Палаццо делла Раджионе”. Построен он был в XV в., примерно повторяя формы одноименного, более старого дворца в Падуе.

5.
Базилика палладиана в виченце

82-метровая башня (Торре делла Биссара) построена раньше, чем сам дворец (XII в.).

6.
Базилика палладиана в виченце

7.

Базилика палладиана в виченце Базилика палладиана в виченце

Старое здание начало обрушаться через несколько лет после завершения строительства. В середине XVI в. городские власти приглашали многих именитых архитекторов того времени, в том числе Якопо Сансовино и Микеле Санмикели, однако, осуществлять реконструкцию поручили тогда ещё молодому местному архитектору Палладио, который работал с этим проектом до конца своей жизни. Строительство было завершено уже в XVII в., через 30 лет после смерти мастера.

8.
Базилика палладиана в виченце

Проект Андреа Палладио заключался в строительстве внешней мраморной «оболочки» здания с трехпросветными окнами особого вида. Оболочка сформировала лоджии по всему периметру здания. Широкий центральный просвет окна отделяется от боковых пилястрами или колоннами, а сверху завершается аркой. Эти окна называют серлианскими (в честь Себастьяна Серлио, который впервые их описал), палладианскими (в честь самого Палладио, так как именно он популяризировал их применение) или венецианскими (т.к. такие окна получили широкое распространение на всей территории современного Венето, в том числе и в самой Венеции). Нижние колонны выполнены в дорическом ордере…

9.
Базилика палладиана в виченце

…а окна второго уровня – в ионическом.

10.
Базилика палладиана в виченце

Здание сохраняло свою функцию после реконструкции и лишь в наши дни превращено в выставочный зал.

По поводу названия: “базилика” – это не только определенный тип и титул католических храмов. В древнем Риме базиликами назывались крупные гражданские сооружения, строящиеся около форума и предназначавшиеся для городских советов, судов и т.п. Палладио, черпавший вдохновение именно в древнеримских постройках, и считавший эту архитектуру наиболее целесообразной, переделал существующий дворец именно в соответствии с формами древних базилик, которые тоже, в основном делились на широкий центральный объем и боковые галереи (в данном случае – лоджии оболочки), отсюда и новое название.

Мраморная оболочка здания завершается парапетом, украшенным статуями.

11.
Базилика палладиана в виченце

С третьего уровня открывается прекрасный вид на Пьяцца деи Синьори и совершенно неожиданно появляются Альпы (из города их совсем не видно). Горы далеко, но они всё равно выступают в качестве великолепных декораций.

12.
Базилика палладиана в виченце

В другую сторону видно святилище Монте Берико и одноименный храм XVII в. Внутри, кстати, внушительного размера картина Паоло Веронезе – “Тайняя вечеря”.

Базилика палладиана в виченце

Панорама вида в эту сторону. На этих холмах также расположились две знаменитые виллы, о них будет отдельный пост.

13.
Базилика палладиана в виченце
Пано кликабельно для увеличения

Спускаемся вниз. На Пьяцца деи Синьори находится ещё одно палладианское здание – Лоджия дель Капитанио. Сейчас именно здесь заседает городской совет, а раньше это была резиденция венецианского капитана, официального представителя республики в Виченце. Палладио построил это здание через 20 лет после начала сооружения Базилики. Основные приёмы – т.н. большой ордер (колонны на 2 этажа) и насыщенная декорация.

14.
Базилика палладиана в виченце

Одной из последних (и наиболее известных) работ Палладио стал Театро Олимпико.

15.
Базилика палладиана в виченце

По сути это первый за всю историю крытый театр, именно он стал прародителем всех театральных и концертных залов в мире. Здесь до сих пор дают представления и концерты. Но присутствовать на них могут не более 400 человек.

Основная идея проекта – заключение идеального античного амфитеатра в крытый объем средневекового здания (театр строился на руинах старой крепости Кастелло дель Территорио).

Палладио скончался через 6 месяцев после начала строительства. Достраивать сооружение поручили его сыну, а затем привлекли к работе последователя мастера – Винченцо Скамоцци.

16.
Базилика палладиана в виченце

Винченцо спроектировал вход-арку в крепостной стене, продумал постепенный переход от средневековой архитектуры внутреннего двора к классическому амфитеатру, и, самое главное, спроектировал уникальные гипсовые декорации на сцене, которые сохранились до наших дней.

17.
Базилика палладиана в виченце

Идея зрительного обмана перспектив улиц на сцене принадлежит Палладио, но подробные эскизы он сделать не успел, поэтому впечатляющие декорации, по сути – самостоятельная работа Скамоцци.

18.
Базилика палладиана в виченце

Театр был открыт в 1585 году постановкой «Царя Эдипа» Софокла.

В настоящее время в мире сохранилось всего 3 театра эпохи возрождения: Театро Олимпико и ещё два (в Саббионете и в Парме, оба построены по образу первого).

19.
Базилика палладиана в виченце

Неподалеку от театра находится ещё одно здание, спроектированное Палладио – Палаццо Кьеркати. Это городской дворец графа Джироламо Кьеркатти. Он был одним из покровителей Палладио. Великий архитектор построил для семьи Кьеркати этот городской дворец и загородную виллу.

Это один из первых проектов архитектора по строительству городской резиденции. Особенность фасада – немного приподнятый портик и лестница, напоминающая древние храмы. Портик приподнят намеренно – во времена постройки эта местность регулярно затоплялась.

20.
Базилика палладиана в виченце

Кстати, благодаря знакомству Кьеркатти и Палладио, последний получил заказ на реконструкцию вышеупомянутого Палаццо делла Раджионе.

В некоторых залах – фресковая роспись потолков.

21.
Базилика палладиана в виченце

С конца XIX в. во дворце размещается городской музей и картинная галерея. Коллекция, в сравнении с другими муниципальными пинакотеками Венето, не столь насыщенная, но всё таки и тут есть на что посмотреть: центральная часть “Триптиха Яна Краббе” Ганса Мемлинга, “Богородица с младенцем с апостолом Иаковом и святым Иеронимом” Чима да Конельяно, “Чудо Св. Августина” Тинторетто, “Богородица с младенцем, Св. Петром и святой мученицей” Паоло Веронезе, “Экстаз Св. Франциска” Джамбатиста Пьяццетты, “Непорочное зачатие” Джамбатиста Тьеполо, “Четыре возраста человека” Антониса ван Дейка и др.

Ещё одно значительное произведение Палладио в черте города – Палаццо Барбаран да Порто, было построено для аристократа Монтано Барбарано.

22.
Базилика палладиана в виченце

Внушительного размера дворец с внутренним атриумом – одно из немногих строений, которое было завершено при жизни Палладио.

23.
Базилика палладиана в виченце

В наши дни здесь размещается музей, посвященный архитектору. Макеты и интерактивные архитектурные инсталляции удачно разместились в шикарных залах с живописью Джамбатиста Дзелотти (который работал с Палладио на Вилле Эмо) и Андреа Вичентино.

24.
Базилика палладиана в виченце

25.
Базилика палладиана в виченце

Тут слева макет Виллы Ротонды. О ней самой – в следующем посте.

26.
http://vlasshole.users.photofile.ru/photo/vlasshole/96689158/130991027.jpg

Ранее упомянутая Лоджия делль Капитанио.

27.
Базилика палладиана в виченце

28.
Базилика палладиана в виченце

Вилла Эмо.

29.
Базилика палладиана в виченце

Базилика Палладиана.

30.
Базилика палладиана в виченце

В завершение – великолепный двор Палаццо Тиене. Некогда готический дворец, также перестроен по проекту Палладио.

31.
Базилика палладиана в виченце

Источник: italia-province.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.