Музы покровительницы искусств и наук
Для того, чтобы выразить свое восхищение относительно творчества того или иного автора или художника, мы часть используем выражение – «его или ее посетила муза». А кто же такие музы и откуда пошло это выражение?
Согласно поверьям древних греков, верховный бог Зевс не всегда отличался нравственностью и часто заводил детей от разных богинь. И музы – не исключение – они появились от его связи с богиней памяти Мнемозины. И каждая из них была покровительницей какого-то искусства или же науки. Наряду с покровителем искусства Аполлоном они сами решали, кого чем наградить.
Урания – муза науки.
По представлениям греков, они обитали на горе Олимп вместе с Аполлоном и все время веселились и слонялись без дел.
Клио
Муза истории изображалась с пергаментом. В нем и она излагала хронологию событий, чтобы было что передать потомкам. Она была слишком нравственной и прагматичной, даже на тему любви, по легенде, у нее произошла ссора с Афродитой из-за запрещенной любви Афродиты к Адонису (Афродита была замужем за уродливого бога Гефеста, но часто ему изменяла).
Мельпомена
Изображалась с венком на голове, в мантии, а в руках у нее была маска, изображающая грусть. Великие греческие трагики все свои трагедии посвящали ей, и она была музой таких гениев трагедий, как Еврипида или Эсхила. Она была также матерью морских сирен, которые пленяли моряков своим дивным голосом.
Талия
Если у музы трагедии в руках была маска грусти, то у музы комедии Талии – маска, изображающая смех и радость. Мастер комедии Аристофан был ею одарен.
Каллиопа
Мать одного из известного героя греческих мифов и легенд – Орфея. По всей видимости, у нее он унаследовал дар певца. На скульптурах она держит в руках маленькую книгу стихов.
Терпсихора
Изображалась она с лирой. И считалось, что она одарила тех танцоров, которые чувствуют ритм сердца, души и музыки. Лишь в этом гармоничном соединении чувствовалось присутствие музы.
Полигимния
Известный оратор Цицерон не раз взимал помощи этой музы, чтобы та его одарила плавной и умной речью. Считалось, что, если оратор ведет свою речь уверенно, при этом не запинается, значит у него дар от самой музы.
Эвтерпа
Все те, кто умел слагать чувственные строки, их называли последователями Евтерпы.
Эрато
И, наконец, как обойтись без дара любить. Многие влюбленные обращались к ней в тяжелые минуты расставаний и просили воссоединения с любимой или любимым. Ее голову украшали розы как символ вечной любви.
Источник: interesnoznat.com
Источник: www.liveinternet.ru
мусы (Μοΰσαι, «мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М.- богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Hes. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Нош. Ill 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением У ранни («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М.- хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады – От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М.- дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие – дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5).
О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М„ будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,- от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены. – миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические М. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). М. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему – умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин. сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет – «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские М. классической мифологии – дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов – Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103).
Функции М. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато – М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа – М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио – М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена – М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния – М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора – М. танца с лирой и плектром Талия – М. комедии с комической маской, Урания – М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет (I 2, 5).
Лит.; Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953. т. 72, в. 3, с. 37- 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуаnсе Р., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P.. 1937; Curtiue Е. R., Die Musen, в его кн.: Europäischen Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [I954], s. 235-52; Otto W. В.. Die Musen und der göttliche Ursprung des Sin-gens und Sagens, [Düsseldorf – Köln, 1955].
А. Ф. Лосев.
Источник: dic.academic.ru