Урбино ударение



Город

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value). Герб


Страна
Регион
Провинция
Координаты
Глава
Основан
Первое упоминание
Площадь
Население
Часовой пояс
Телефонный код
Почтовый индекс
Официальный сайт

Ошибка выражения: неожидаемый оператор <


Ошибка выражения: неожидаемый оператор <

Урби́но (итал. Urbino) — город на востоке Италии, исторический, культурный и образовательный центр региона Марке. Население — 15,6 тысяч человек (2009). Почти столько же (13 тысяч) учится в Урбинском университете.

История

Урбино вырос и набрал политическое значение, находясь с XIII века во владении дома Монтефельтро. Со смертью Гвидобальдо дом славного Федериго да Монтефельтро, второго герцога Урбино, вымер; герцогский престол был занят Франческо Марией из дома делла Ровере, усыновленным, с согласия папы Юлия II как ленного владыки, последним из Монтефельтро.

Преемник Юлия II, Лев X, под предлогом, что Франческо Мария велел убить кардинала Павии, конфисковал герцогство и передал его в лен своему племяннику, Лоренцо II Медичи (1516 г.). После восьмимесячной кровавой борьбы Франческо Мария бежал в Мантую. В следующем году, наняв большую армию, он опять завладел своим герцогством, но не удержался там и принужден был заключить договор с папой Львом X, по которому отступился от герцогства в пользу племянника папы, Лоренцо Медичи. Последний умер уже в 1519 г., вследствие чего папа присоединил его лен, как выморочное владение, к непосредственным папским владениям, но Франческо Мария, по смерти Льва, с помощью сыновей владетеля соседней Перуджи вновь овладел (1521 г.) герцогством Урбинским, которое и оставалось во владении его рода в течение ста лет.


Делла Ровере был главнокомандующим войсками Венеции и священной лиги, но в действиях против Карла V выказал мало деятельности и энергии, может быть, потому, что не имел особенного желания стараться для папы Климента VII Медичи, который всегда относился к нему враждебно. Умер Франческо Мария от отравы, данной ему, как думали тогда, не без ведома папы (1538 г.). Его сын Гвидобальдо получил герцогство Урбинское в лен только под условием отказа от области Камерино; отягощая безмерно народ поборами, он вызвал восстание, которое подавил с большою жестокостью. Умер в 1574 г.

Сын и преемник его Франческо Мария II со славой сражался с турками при Лепанто; своим мягким и справедливым управлением заслужил всеобщую любовь; в 1621 г. отрекся от престола. Его сын Федериго, скорей актер, чем правитель, расточительный и распутный, умер уже в 1623 г. от всяких излишеств, оставив дочь Витторию, которая была обручена с Фердинандом, герцогом Тосканы, и должна была принести ему Урбино в приданое; но папа Урбан VIII объявил Урбино выморочным леном и, опираясь на договор с Тосканой 1624 г., захватил всю область, обязавшись выплатить Виттории некоторую сумму и возвратить ей её аллодиальные владения. Герцог Фердинанд чувствовал себя слишком слабым, чтоб добиваться возвращения города оружием.

Затем Урбино составляло часть папских владений до 1860 г., когда папские войска были разбиты пьемонтцами при Кастельфидардо (17 сент. 1860 г.), а население Урбино всенародным голосованием решило присоединиться к Пьемонту.

Достопримечательности


Исторический центр Урбино застраивался в эпоху Возрождения. Наиболее знаменит (памятник Всемирного наследия) дворец герцогов Урбинских с галереей, содержащей одну из самых значительных в мире коллекций ренессансной живописи (Рафаэль, Пьеро делла Франческа, Уччелло и др.) и скульптуры. Среди других памятников Кафедральный собор с картинами Федерико Бароччи, церковь Сан-Доменико с барельефами Луки делла Роббиа (1449), церковь Сан-Спирито с живописью Луки Синьорелли (1445). Работает Дом-музей Рафаэля.

В Урбинском университете, основанном в 1506 г., ежегодно проходит международный семинар европейского права.

Известные жители и уроженцы

  • Донато Браманте
  • Вергилий Полидор
  • Рафаэль Санти
  • Бальдассаре Кастильоне
  • Пьетро Бембо
  • Торквато Тассо
  • Валентино Росси
  • Лука Чьямберлано

Ссылки


  • [http://www.comune.urbino.ps.it/ Official website of Urbino]
  • [http://www.italianvisits.com/marche/urbino/ ItalianVisits.com]
  • [http://www.maranat.de/agr_04_02.html Путеводитель по Урбино]

Отрывок, характеризующий Урбино


– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.
– А почему этот «этаж» намного плотнее чем предыдущий, и более заполнен сущностями? – спросила я.
– Не знаю… – пожала своими хрупкими плечиками Стелла. – Может потому, что здесь живут просто лишь хорошие люди, которые никому не делали зла, пока жили в своей последней жизни. Поэтому их здесь и больше. А наверху живут сущности, которые «особенные» и очень сильные… – тут она засмеялась. – Но я не говорю про себя, если ты это подумала! Хотя бабушка говорит, что моя сущность очень старая, больше миллиона лет… Это ужас, как много, правда? Как знать, что было миллион лет тому назад на Земле?.. – задумчиво произнесла девочка.
– А может быть ты была тогда совсем не на Земле?
– А где?!.. – ошарашено спросила Стелла.
– Ну, не знаю. Разве ты не можешь посмотреть?– удивилась я.
Мне тогда казалось, что уж с её-то способностями возможно ВСЁ!.. Но, к моему большому удивлению, Стелла отрицательно покачала головкой.
– Я ещё очень мало умею, только то, что бабушка научила.


Как бы сожалея, ответила она.
– А хочешь, я покажу тебе своих друзей? – вдруг спросила я.
И не дав ей подумать, развернула в памяти наши встречи, когда мои чудесные «звёздные друзья» приходили ко мне так часто, и когда мне казалось, что ничего более интересного уже никак не может быть…
– О-ой, это же красота кака-ая!… – с восторгом выдохнула Стелла. И вдруг, увидев те же самые странные знаки, которые они мне показывали множество раз, воскликнула: – Смотри, это ведь они учили тебя!.. О-о, как это интересно!
Я стояла в совершенно замороженном состоянии и не могла произнести ни слова… Учили???… Неужели все эти года я имела в своём же мозгу какую-то важную информацию, и вместо того, чтобы как-то её понять, я, как слепой котёнок, барахталась в своих мелких попытках и догадках, пытаясь найти в них какую-то истину?!… А это всё уже давным-давно у меня было «готовеньким»?..
Даже не зная, чему это меня там учили, я просто «бурлила» от возмущения на саму себя за такую оплошность. Подумать только, у меня прямо перед носом раскрыли какие-то «тайны», а я ничего и не поняла!.. Наверное, точно не тому открыли!!!
– Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
– А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
– Не знаю я… Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая… У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас.

никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
– И ты никогда не спрашивала?..
– Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно… Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги… Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе…
Когда мы подошли достаточно близко, я вдруг услышала тысячи голосов, которые звучали одновременно, как бы исполняя какую-то странную, не похожую ни на что, волшебную мелодию. Это была не песня, и даже не привычная нам музыка… Это было что-то совершенно немыслимое и неописуемое… но звучало оно потрясающе.
– Ой, это же мыслящее море! О, это тебе точно понравится! – весело верещала Стелла.
– Оно мне уже нравится, только не опасно ли это?
– Нет, нет, не беспокойся! Это просто для успокоения «потерянных» душ, которым всё ещё грустно после прихода сюда… Я слушала его здесь часами… Оно живое, и для каждой души «поёт» другое.

чешь послушать?
И я только сейчас заметила, что в этих золотых, сверкающих волнах плещутся множество сущностей… Некоторые из них просто лежали на поверхности, плавно покачиваясь на волнах, другие ныряли в «золото» с головой, и подолгу не показывались, видимо, полностью погружаясь в мысленный «концерт» и совершенно не спеша оттуда возвращаться…
– Ну, что – послушаем? – нетерпеливо подталкивала меня малышка.
Мы подошли вплотную… И я почувствовала чудесно-мягкое прикосновение сверкающей волны… Это было нечто невероятно нежное, удивительно ласковое и успокаивающее, и в то же время, проникающее в самую «глубинку» моей удивлённой и чуть настороженной души… По моей стопе пробежала, вибрируя миллионами разных оттенков, тихая «музыка» и, поднимаясь вверх, начала окутывать меня с головой чем-то сказочно красивым, чем-то, не поддающимся никаким словам… Я чувствовала, что лечу, хотя никакого полёта наяву не было. Это было прекрасно!.. Каждая клеточка растворялась и таяла в набегающей новой волне, а сверкающее золото вымывало меня насквозь, унося всё плохое и грустное и оставляя в душе только чистый, первозданный свет…

Источник: o-ili-v.ru

Я узнаю тебя, ты родом из Урбино!

Белла Ахмадулина

Сколько бы мы ни готовились к встрече с Урбино, сколько бы восторженных отзывов ни прочитали, действительность превзойдет наши ожидания. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое». И они не преувеличивают. Урбино – уникальный, полностью сохранившийся со времен Ренессанса город – недаром взят под охрану ЮНЕСКО. В его облике мало что напоминает о современности. Возникает ощущение, что мы действительно перешагнули через века и очутились в 15-м столетии, когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения.

Урбино ударение
Урбино. Герцогский дворец

Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств. Их властители не только соперничали на поле брани, но стремились превзойти друг друга великолепием двора. Они наперебой приглашали под свое покровительство знаменитых художников, литераторов, философов, затевали грандиозные постройки, коллекционировали произведения искусства.

Урбино, небольшой город в предгорьях Апеннин, с начала13 в. был вотчиной семейства Монтефельтро. Добрым гением города стал герцог Федерико да Монтефельтро. Он правил Урбино с 1444 по1482 гг. и был, как сказали бы мы сейчас, профессиональным военным – кондотьером, предводителем наемных войск. Но хотя Федерико считался одним из лучших кондотьеров своего времени, хотя успешные военные кампании принесли ему богатство, вовсе не война была настоящим призванием герцога. Этот решительный и удачливый военачальник был разносторонне образованным человеком и щедрым меценатом. Он сумел сделать свое маленькое государство подлинным очагом культуры.

Урбино ударение     Урбино ударение
Пьеро делла Франческа.
Портрет герцога Федерико да Монтефельтро. Ок.1465 г.

Предположительно Рафаэль.
Портрет герцога Гвидобальдо да Монтефельтро. 1506 г  

Федерико обладал превосходным художественным вкусом. Он построил великолепный герцогский дворец (Palazzo Ducale), его богатейшим коллекциям завидовали в Ватикане, его собрание старинных рукописей не имело себе равных ни в одном европейском университете. Гостями Урбино были люди незаурядные, светлые умы Ренессанса.

Один из друзей герцога, прославленный художник Пьеро делла Франческа, написал около 1465 г. поразительный портрет Федерико да Монтефельтро, который хранится ныне в галерее Уффици. Властный профиль государя четко вырисовывается на фоне неба. Художник предельно реалистичен: Федерико, с выпирающим острым подбородком, с поврежденной в сражении переносицей, почти уродлив. Живописец не упустил даже бородавок на коже! И в то же время монолитная фигура герцога в красных одеждах исполнена такой значительности и внутренней силы, что ему, кажется, подвластен весь мир. В написанном словно с высоты птичьего полета пейзаже узнаются окрестности Урбино.

   Урбино ударение        Урбино ударение
{C}Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515 г. {C}
Рафаэль. Автопортрет. 1509 г.

Наследник Федерико, его изнеженный и болезненный сын Гвидобальдо, продолжал славные традиции отца. В 1506 г. в Урбино был основан университет, существующий и поныне. Во дворце царила атмосфера утонченной духовности, и нередко возвышенные вечерние беседы продолжались до рассвета. Говорили о благородстве, о чистоте итальянского языка, о совершенной любви… Однажды гости герцога четыре вечера подряд рассуждали о том, каким должен быть идеальный придворный.

Эти беседы побудили одного из их участников, писателя и дипломата графа Бальдассаре Кастильоне, написать книгу «Иль Кортеджиано» («Придворный»). В знаменитой некогда книге, сохранившей для потомков дыхание урбинских вечеров, писатель-гуманист Кастильоне размышлял о том, каким должен быть совершенный, гармоничный, идеальный человек, и, как истинный сын Возрождения, утверждал: «Лишь тот настоящий философ, кто желает быть добрым. Не может быть красоты без добра. Можно сказать, что доброе и красивое – в известном смысле одно и то же».

Случайно ли, что Урбино, город среди ласковых гор, стал родиной светлого гения Ренессанса – Рафаэля Санти? Вот что пишет об этом в своих «Образах Италии» Павел Муратов: «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино   произвел на свет Рафаэля».

Рафаэль легко и естественно приблизился в своей жизни и искусстве к тому духовному совершенству, которое грезилось герцогам Урбинским Федерико и Гвидобальдо, к тому идеалу добра и красоты, который исповедовал Кастильоне. Для потомков творчество Рафаэля стало воплощением гармонии, покоя, душевной чистоты и ясности. Для современников сам художник был   воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» буквально превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари, и завершает: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».

Хотя художник покинул Урбино семнадцатилетним юношей, исследователи его творчества сходятся на том, что «живые и разнообразные впечатления детских и юношеских лет больше, чем прямые наставники, способствовали воспитанию молодого мастера» (В.Н. Гращенков). Однако и наставники сыграли благотворную роль в развитии великого таланта: всю свою недолгую жизнь Рафаэль был дружен с Бальдассаре Кастильоне, переписывался с ним и глубоко воспринял его гуманистическую философию. В 1515 г. он создал проникнутый теплым чувством портрет старшего друга, который хранится в Лувре.

Побывав в Урбино, мы по-новому увидим знакомые произведения Рафаэля: кажется, родись этот художник где-то в другом месте, он утратил бы частицу той благодати, той умиротворенности, что исходит от его полотен и фресок.

Урбино ударение
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.
В пейзаже на заднем плане художник запечатлел окрестности Урбино

С дома Рафаэля (Casa Raffaello) лучше всего начать экскурсию по Урбино. На площади Borgo Mercatale, рядом с автовокзалом, возьмем в информационном центре (Infopoint) карту города. В старый город мы войдем через ворота Porta Valbona и двинемся вверх по широкой Via Mazzini до оживленной площади Piazza della Repubblica. Здесь повернем налево и пройдем вдоль площади San Francesco на Via Raffaello. Нелегко идти по Урбино быстрым шагом – ведь вокруг так красиво! Но если мы хотим попасть в дом Рафаэля, приходится спешить: с 13 до 15 часов в музее перерыв.

В этом доме Рафаэль родился, здесь он жил в детстве. Отец, придворный живописец герцога Урбинского Джованни Санти, был его первым учителем. В музее собрано немало подлинных предметов 15-го столетия, представлены картины Джованни Санти, который был хорошим педагогом и заботливым отцом, но, как мы можем убедиться, посредственным художником. Пожалуй, самое интересное, что можно увидеть в этом обширном музее, – юношеская работа Рафаэля, первая из его «Мадонн».

Урбино ударение
Дом Рафаэля с мемориальной доской

После осмотра музея пойдем вверх по Via Raffaello к памятнику Рафаэлю (1897 г.) Несколько помпезный монумент выигрывает благодаря своему расположению: с трех сторон открываются прекрасные виды на горы. Впрочем, в том, что касается красивых видов, Урбино неисчерпаем. И самым эффектным из них мы насладимся, если пойдем от памятника Рафаэлю вдоль крепостной стены на северо-запад, параллельно Viale Buozzi. Главное – не пропустить маленькую калитку в стене, чуть не доходя укрепления Fortezza Albornoz. Войдя в эту неприметную калитку, поднимемся по лестнице в крепостной стене на земляной вал (Parco della Resistenza). Здесь перед нами откроется, без преувеличения, потрясающая панорама, о которой справедливо и точно сказано в путеводителе „Baedeker“: «atemberaubende Aussicht“ – вид, от которого захватывает дух.

Урбино ударение
Памятник Рафаэлю в Урбино

Город, дворец и собор вырисовываются на фоне гор как неразрывное целое. Золотистый кирпич почти сливается с чуть более темной черепицей крыш;   геометрические формы – плоскости стен, кубики домов, цилиндры башен, конусы шпилей, полусфера купола – плавно перетекают одна в другую. «И весь твой облик слажен из одного куска», – эти слова Бориса Пастернака, сказанные вовсе не о городе, а о человеке, как нельзя более точно передают впечатление от Урбино.

При взгляде на эту величественную панораму нам становится понятен оригинальный замысел Федерико да Монтефельтро – создать город-дворец. Palazzo Ducale очень велик, его считают одной из крупнейших ренессансных построек в Италии. Но с городом он сравним не только своими размерами. Дворец – это не здание в обычном понимании, а множество сросшихся друг с другом построек и внутренних дворов. Асимметричный, сложный архитектурный комплекс причудливо расположен на разных уровнях: холм, пологий с юга, круто обрывается с северной стороны. Кажется, что дворец вырос стихийно, однако эта мнимая хаотичность подчинена продуманному плану. Она усиливает впечатление громадности дворца и придает его столь непохожим фасадам живописность и разнообразие.

Урбино ударение
Вид на дворец с земляного вала

Palazzo Ducale похож на неприступную крепость, где в случае опасности может укрыться все население города, и в то же время в нем нет средневековой суровости и тяжеловесности – он легок, строен, изящен. Мы еще не раз увидим панораму дворца, гуляя по Урбино, и всегда его облик будет немного иным.

Возведение и отделка интерьеров Palazzo Ducale продолжались около 70-ти лет. Известно, что Урбино в свое время посетил сам Леон Баттиста Альберти – признанный мэтр, теоретик архитектуры Ренессанса. Идеи Альберти были использованы при строительстве дворца, которое с 1468 г. вел Лучиано Лаурано. Он разработал уникальную планировочную схему, гармонично объединив уже существующие и новые постройки. Главным творением Лаурано стал «Башенный фасад» – Facciata dei Torricini – с нарядными лоджиями и странными, похожими на мусульманские минареты, башнями.   Этому архитектору принадлежат также проекты внутреннего двора, о котором у нас речь впереди, и парадной лестницы. В 1472 г. зодчий оставляет свой пост, а на его место герцог приглашает другого крупного мастера – Франческо ди Джорджио Мартини. К его заслугам можно отнести отделку пышных дворцовых интерьеров.

Урбино ударение       Урбино ударение
Вид на Башенный фасад дворца с одной из улиц
Вид на дворец от капеллы Oratorio di San Giuseppe

олюбовавшись видом, возвратимся к памятнику Рафаэлю. Теперь настало время спокойно осматривать город, постепенно продвигаясь к дворцу. Куда идти? Да, в общем-то, все равно! Урбино удивительно живописен. Зайдите в любой переулок, и вам тут же захочется достать фотокамеру и сделать снимок.

Огромное достоинство Урбино заключается в том, что новые районы находятся в стороне от исторического центра. Старый город не «оброс», как это часто бывает, безликими предместьями; он живет в таком же счастливом единении с природой, как и пять веков назад. Узкие переулки, превращаясь в лестницы, то взбираются вверх, к самому небу, то обрываются вниз, к зеленым долинам. И везде в просветах между домами видны горы.

Естественно напрашивается сравнение Урбино с другим «горным гнездом», Сан-Марино, и здесь у Урбино есть важное преимущество. Эффектный Сан-Марино с его бесконечными сувенирными лавочками – аттракцион для туристов, Урбино – подлинный, живой и жилой, город. На улочках-лестницах играют дети, кое-где сохнет пестрое бельишко, крыши ниже лежащих домов превращены в уютные балконы или в террасы кафе, кирпичные мостовые перед домами уставлены цветочными горшками и скамьями. Это настоящая, непарадная, будничная Италия. И в то же время в Урбино нигде нет запущенности, неухоженности; старый город содержится в идеальном порядке.

Урбино ударение       Урбино ударение
Улицы Урбино

Спускаясь вниз по Via Raffaello, можно заходить в переулки и возвращаться назад по параллельным улочкам. К счастью, план города очень подробный, и заблудиться в Урбино мудрено. Немного ниже памятника направо ответвляется переулок Giro del Cassero, который приведет нас на панорамную тропу Camminamento panoramico (она помечена на плане красным пунктиром). Несмотря на то, что с тропы открываются чудесные виды, здесь довольно пустынно, поэтому одинокий путешественник может почувствовать себя немного неуютно. Тропа выводит на красивую Via Bramante. Эта улица названа в честь еще одного великого уроженца Урбино – архитектора Донато Браманте (1444-1514).

Дивные виды на дворец будут наградой тем туристам, которые осилят подъем по крутой улице Via Barocci и дойдут до капелл Oratorio di San Giuseppe (16 в.) и Oratorio di San Giovanni (14 в.). Интерьеры обеих капелл с хорошо сохранившимися фресками тоже стоит осмотреть (перерыв с 13 до 15 ч.).

Урбино ударение
Архитектор Лучано Лаурано. Внутренний двор Герцогского дворца

Via Veneto приведет нас к собору. Он строился одновременно с дворцом, но сильно пострадал во время землетрясения 1789 г. и был восстановлен в классическом стиле. На площади, которая носит имя герцога Федерико – Piazza duca Federico, находится вход во дворец. Но не будем спешить, полюбуемся сначала внутренним двориком со стройной колоннадой, шедевром Лучано Лаурано. Такие дворики – непременная принадлежность любого ренессансного палаццо, в Италии их множество. И все же именно этот двор историки архитектуры отмечают как уникальный, соединивший в себе все лучшие черты монументальной римской и утонченной флорентийской школ.

В художественной галерее и во дворце представлены далеко не все сокровища, собранные в свое время герцогами да Монтефельтро и их наследниками из рода делла Ровере. В 1631 г. Урбино стал частью папского государства. Наконец-то, после двухсотлетнего ожидания, вожделенные коллекции «тщеславного Урбино» перешли во владения Ватикана! Из герцогского дворца в Рим и Флоренцию вывозили все, что можно: не только картины, гобелены, библиотеку, но даже фрагменты отделки интерьеров – дверей, стен, каминов. Однако несмотря на такой печальный финал истории Урбинского герцогства, во дворце и сегодня есть много интересного.

Здесь можно осмотреть не только богатую Национальную галерею области Марке (Galleria Nazionale delle Marche), но и вновь отреставрированные покои дворца. Особенно хорош маленький кабинет герцога – Studiolo, украшенный инкрустациями. Из кусочков драгоценных пород дерева с удивительным искусством выложены книги, музыкальные инструменты, воинские доспехи, инструменты астролога и «геометра».

Урбино ударение
Рафаэль. «La Muta» («Немая»). 1507 г.

В картинную галерею вернулись многие произведения из собрания герцога, а некоторые картины были подарены Урбино другими музеями. Так, гордость собрания – женский портрет кисти Рафаэля «La Muta» («Немая») – был подарен галереей Уффици, где он хранился несколько столетий. Создав в 1507 г. этот портрет, Рафаэль вступил в творческий диалог с Леонардо да Винчи, который около 1503 г. написал свою «Мону Лизу». Рафаэль осознанно повторяет позу женщины: руки «Немой» сложены точно так же, как у Моны Лизы. Близок леонардовскому и тип модели – не очень молодой и не очень красивой дамы со значительным умным лицом, в котором есть какая-то неуловимая магия. Губы «Немой» плотно сжаты, их не тронула джокондовская улыбка, но глаза, пристальные и живые, так же следят за зрителем, так же не хотят «отпустить», как и глаза Джоконды.

Урбино ударение
Пьеро делла Франческа. «Бичевание Христа». Ок. 1455 г.

Нельзя пропустить работы крупных мастеров Возрождения, и прежде всего необычное полотно Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» (ок. 1455 г.). Сцена бичевания отодвинута в глубину холста, а на переднем плане мы видим прекрасную архитектурную композицию, в которой словно живет дух Урбинского дворца. Из окон залов открываются виды на внутренние дворы и городские крыши, которые дополняют впечатления об Урбино.

Урбино ударение
Вид из окна  дворца на один из внутренних дворов

Выйдя из дворца, обойдем его справа. Строгий южный фасад, Facciata ad Ali, выходящий на Piazza Rinascimento, вблизи выглядит очень внушительно. А изящный Башенный фасад лучше всего виден с широкой Corso Garibaldi. Если позволяет время, можно поблуждать по переулкам в районе Via Saffi, на которую выходят фасады нескольких дворцов городской знати, или спуститься по улице-серпантину Viale Salvalai.

Одного дня, конечно, не хватит, чтобы обойти все живописные уголки Урбино, но как бы нам ни хотелось еще погулять по городу, на автовокзал лучше прийти минут за 10-15 до отправления автобуса. Ведь мы в Италии, и автобус вполне может уехать, не дождавшись указанного в расписании времени!

      Урбино ударение
Виды на южный фасад дворца с улицы Piazza Rinascimento

Источник: italia-province.livejournal.com

 

Его культурный и художественный расцвет начался в эпоху правления графа Гвидантонио Монтефельтро: тогда здесь работали братья Лоренцо и Якопо Салимбени. В 1422 г. на свет появляется сын графа, Федерико, которому суждено развить отцовские начинания. При нём Урбино становится одним из главных городов Ренессанса.

Вид на город и палаццо Дукале / Shutterstock.com

Памятников здесь немало, но главной достопримечательностью всё-таки является сам по себе город: весь его организм так гармонично вписан в окружающий ландшафт, что просто гуляя по улочкам и площадям Урбино, вы словно осматриваете грандиозный и сложносочинённый монумент. По сторонам то и дело открываются виды на горы и холмы, и замечательные уголки, откуда можно любоваться домами, церквями и другими зданиями, умело размещёнными в урбанистическом контексте. Помимо прочего, в Урбино находится один из старейших в Италии университетов, так что это не просто туристическое место, но и вполне оживлённый город, где много молодёжи.

 

История

Небольшое древнеримское поселение Урвинум Метауренсе упоминается в описаниях войны остготов с византийцами; военачальник последних Велисарий берёт его под свой контроль в 538 г. Затем следуют периоды лонгобардского и франкского владычества. В 756 г. король франков Пипин передаёт своему союзнику папе Стефану II ряд земель в центральной Италии, включая город Урбино, который таким образом становится частью вновь образованной Церковной области. Позднее в городе образуется свободная коммуна, однако около XII в. она утрачивает власть, переходящую к роду да Монтефельтро.

Окрестности Урбино / Shutterstock.com

Знаменитый полководец Федерико да Монтефельтро правит Урбино с 1444 по 1482 гг. Это период наивысшего процветания города. Федерико, человек с хорошим образованием и умелый политик, проводит в Урбинском герцогстве ряд реформ, а в самом городе устраивает масштабное строительство, основываясь на самых авангардных идеях Ренессанса. В Урбино формируется даже свой собственный извод философии и искусства Возрождения. Городская ткань радикально меняется, структура пространства становится рациональнее и комфортнее для местных жителей, сохраняя при этом изначальное гармоничное сочетание с окружающим ландшафтом. На месте двух старинных зданий возводится новый герцогский дворец (Палаццо-Дукале), проект которого вдохновлён флорентийским Ренессансом.

Палаццо Дукале, фасад с башня / Shutterstock.com

Двор Федерико славился по всей Европе: здесь работали итальянские художники Пьеро делла Франческа и Паоло Уччелло, испанец Педро Берругете и фламандец Юстус ван Гент, архитекторы Леон Баттиста Альберти и Франческо ди Джорджо Мартини, писатель Бальдассаре Кастильоне. Здесь пишутся знаменитые трактаты о математике и архитектуре, о перспективе и о кодексе поведения придворного, здесь обсуждаются вопросы гуманизма и концепции идеального города. Богатейшая библиотека коллекция произведений искусства, собранные герцогом, делают его дворец ещё более роскошным.

Палаццо Дукале / Shutterstock.com

Ещё одно чрезвычайно важное для истории Урбино событие происходит вскоре после смерти Федерико: 28 марта 1483 г. в семье художника Джованни Санти появляется на свет первый и единственный сын, Рафаэль — один из величайших художников всех времён. Русский искусствовед Павел Муратов писал в своих «Образах Италии», что «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля». Урбино для Рафаэля — не просто родной город: изысканная атмосфера герцогского двора и нежные пейзажи, среди которых художник жил до шестнадцати лет, оказали, возможно, решающее воздействие на развитие его таланта.

Центр Урбино / Shutterstock.com

В последующие столетия Урбино возвращается в орбиту Папского государства. Большая часть герцогского собрания произведений искусства оказывается в Риме и Флоренции. Последний короткий период процветания Урбино приходится на начало XVI в., а точнее на понтификат Климента XI, который тоже был родом отсюда. В это время здесь проходит реставрация многочисленных дворцов и церквей. Ещё сто лет спустя Джузеппе Валадье и другие архитекторы перестраивают старый город, проложив несколько новых улиц и обустроив центральную площадь Республики, что облегчило местным жителям передвижение по городу, не искажая его облик.

С 1797 по 1800 гг. Урбино оккупируют французы, которые конфискуют ещё несколько шедевров и перевозят их в Милан, в галерею Брера, и в Лувр. В 1860 г. Урбино входит в состав Итальянского королевства.

Вид на город и дуомо / Shutterstock.com

В ходе Второй мировой войны город не подвергался обстрелам, как многие другие итальянские города. Его уникальное архитектурно-ландшафтное наследие осталось невредимо.

Последний важный этап в урбанистической истории города связан с работой генуэзского архитектора Джанкарло де Карло, который применил современные технологии, чтобы вернуть первоначальный вид нескольким зданиям исторического центра, включая Герцогский дворец, и разработал несколько интересных проектов в русле современной архитектуры для местного университета.

 

Что посмотреть

Палаццо-Дукале

Палаццо Дукале. Фасад с башнями © Wikimedia Commons

Этот дворец — символ Урбино и роскошную резиденцию его просвещённого правителя — строился в несколько этапов, начиная с 1454 г. Сначала работами руководители флорентийские архитекторы, затем далматинец Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо, и наконец, Филиппо Терци. Строительство продолжается почти сто лет, а намерения заказчиков неоднократно меняются; поэтому результат получается ассиметричным, однако он не лишён гармонии и хорошо сочетается с ландшафтом. Дворец герцогов Урбино по праву считается одним из главных шедевров итальянской архитектуры.

Двор палаццо Дукале / Shutterstock.com

Помимо внешнего облика, в здании примечательны роскошные интерьеры. Можно сочетать их осмотр с посещением Национальной картинной галереи региона Марке, в экспозиции которой представлены такие важные полотна эпохи Возрождения, как «Бичевание Христа» и «Мадонна ди Сенигаллия» Пьеро делла Франческа или «Немая» и «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэля. Среди многочисленных залов дворца стоит посетить кабинет герцога, чьи стены покрыты резными деревянными панелями, выполненными по рисункам различных известных художников от Боттичелли до Браманте: они имитируют полки, ниши, мебель, набитые книгами, и другие предметы. Это оптическая иллюзия, созданная с необыкновенным мастерством. Кроме того, здесь когда-то висели портреты выдающихся людей (философов, учёных, докторов церкви) кисти ван Гента и Берругете; 14 из 28 портретов удалось вернуть во дворец, остальные же оказались в Лувре.

 

Дом Рафаэля

Дом Рафаэля, портал © Dan / Shutterstock.com

Рафаэль родился в доме, который сейчас зарегистрирован как дом 57 по улице его же имени. Дом построен в XIV в.; именно здесь жил отец художника Джованни, также живописец и поэт. Его собственные картины украшают некоторые из комнат наряду с репродукциями работ знаменитого сына, но главное сокровище дома — Мадонна из дома Санти, которую считают первой работой из рафаэлевского цикла Мадонн. Часть дома обставлена как дом-музей, с аутентичной кухней и двориком с колодцем.

 

Дуомо

Кафедральный собор в Урбино / Shutterstock.com

Кафедральный собор Урбино находится рядом с герцогским дворцом. Он заложен в XI в., перестраивался в XV в., и, увы, был разрушен землетрясением 1789 г. Новое здание по проекту Валадье было возведено в 1801 г. в неоклассическом стиле. На фронтоне помещены пять статуй добродетелей и святых, интерьер имеет форму латинского креста с тремя нефами и величественным куполом, через большие окна которого поступает много света. В правом нефе можно полюбоваться двумя полотнами Федерико Бароччи, крупного художника-маньериста, на которых изображены святой Себастьян и святая Цецилия. Ещё одна его работа — «Тайная вечеря» — украшает капеллу Сакраменто.

 

Церковь Сан-Доменико

Церковь Сан-Доменико с возрожденческим порталом © patatofriendly.com

Это церковь XIV в. рядом с Палаццо-Дукале снаружи имеет готико-ренессансный облик, а внутри оформлена в стиле барокко. Фасад храма украшен травертиновым протиром с люнетом из глазированной терракоты работы Луки делла Роббья (это копия, оригинал находится в Палаццо-Дукале). В апсиде находились два цикла старинных фресок, которые сегодня хранятся в Национальной картинной галерее региона Марке.

 

Ораторий Иоанна Крестителя

Фрески Лоренцо и Якопо Салимбени © Wikimedia Commons

Этот небольшой храм знаменит превосходным циклом фресок Лоренцо и Якопо Салимбени, выполненным в 1415-1516 годах. Фрески за главным алтарём изображают Распятие Христа, а фрески на боковых стенах – сцены из жизни Иоанна Крестителя.

 

Ораторий Сан-Джузеппе

Потолок Оратория Сан-Джузеппе © Leon Reed / Shutterstock.com

Ораторий был воздвигнут в XVI веке на деньги семьи Альбани, наиболее известным представителем которой был папа Клемент XI. Спустя сто лет его перестроили. Он богато украшен фресками Карло Конкалли, изображающими сцены из жизни святого Иосифа, включая рождение Иисуса Христа и бегство в Египет. Некоторые элементы декора были привезены из Рима: две алтарные колонны из красного порфира были позаимствованы из Пантеона, а мраморную статую святого доставили из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. Весьма ценен вертеп XVI века работы местного скульптора Федерико Брандини.

 

Церковь Сан-Франческо

Церковь Сан-Франческо. Часть фасада © Fabrizio Pivari / Shutterstock.com

Одна из главных церквей города была построена в XIII веке и значительно перестроена в 1742 году. В ней сохранился фрагмент фресок братьев Салимбени с распятием Христа и алтарная картина «Прощение в Ассизи» Федерико Бароччи. Здесь похоронены видные фигуры Урбино: граф Джудантонио да Монтефельтро, отец Федерико; Джованни Санти с супругой Маджией Чарла и другие деятели искусства и науки.

 

Кухня

Белый трюфель

В Италии не так много провинций с таким разнообразием вкуснейших блюд в своей кухне. Самый известный местный деликатес – трюфели, которые продаются на специализированных ярмарках в Сант’Анджело-ин-Вадо и Акваланга. Последняя, наряду с пьемонтской Альбой, законодательно считается национальным центром заготовки и торговли трюфелями. Их здесь собирают круглогодично: с октября по декабрь – благородные белые, с января по март – благородные чёрные, с апреля по июни и с июля по сентябрь – чёрный летний («скорцоне») и белый летний («марцуоло») соответственно. Трюфеля любил добавлять в свои блюда Джоаккино Россини: гурман, кулинар и великий композитор.

Белый трюфель © italymagazine.com

Proprio Acqualagna si fregia del primato di capitale del tartufo tutto l’anno. Da ottobre a dicembre c’è il tartufo bianco pregiato, da gennaio a marzo il tartufo nero pregiato, da aprile a giugno e da luglio a settembre è tempo rispettivamente di tartufo nero estivo o “scorzone”, e tartufo bianchetto o “marzuolo”. Proprio i tartufi sono uno degli argomenti usati in cucina da Gioacchino Rossini, grande gourmet oltre che grande compositore.

 

Кашотта д’Урбино DOP

Кашотта д’Урбино DOP © monte-bianco.ru

Кашотта — это свежий сыр, из овечьего и коровьего молока, весьма ценимый в своё время самим Микеланджело, а сегодня экспортируемый во многие страны мира. Также ценится и ещё один деликатесный сорт сыра – пекорино-ин-фосса («пекорино из пещеры»), производимый в Карточето и Акваланье.

 

Мясо

Тушеное мясо © destinazionemarche.it

Монтефельтро славится своим мясным животноводством. Бычков породы Marchigiana IGP выращивают согласно многовековым традициям. Из других достижений местного хозяйства отметим ароматную ветчину Прошутто-ди-Карпенья DOP (www.carpegna.com), оливковое масло DOP Cartoceto, ставшее известным далеко за пределами Карточето и окружающих его холмов. Из вин категории DOC нельзя не упомянуть Бьянкелло дель Метауро (по легенде, ставшее причиной кровавой битвы при Метавре между Гасдрубалом и Нероном), Колли Пезарези и Пергола.

 

Вино

По территории провинции проложено множество маршрутов, посвящённых «нектару богов»: красному Колли Пезарезе, Верначча и Виснер-ди-Пергола, Бьянкелло дель Метауро (напившись которого, согласно легенде, Гасдрубал и его воины проиграли древним римлянам в битве при Метавре в 207 году до н.э.).

Дегустация вина – целое искусство. Лучше, если процесс проходит в спокойной обстановке, например, старинного винодельческого хозяйства. Другие традиционные продукты, которые стоит попробовать в местных ресторанах, — это вишня из Кантьяно, пиво из Апеккио, бобы из Фраттерозы, ветчина из Карпеньи, слоёную лепёшку «креша сфольята ди Урбино», кокрейль «Моретта ди Фано».

Вердиккьо, местный сорт белого винограда © Wikimedia Commons

Источник: latuaitalia.ru

Как населенный пункт он известен с III в. до н. э.: римляне основали здесь город Урбинум Метаурский, или «городок на реке Метауро». Своим появлением Урбино обязан решению Сената Рима построить оборонительный форпост на случай вторжения неприятеля со стороны Адриатического моря.
После падения Рима, начиная с VI в., Урбино оказался в эпицентре Готских войн. Известно, что в 538 г. византийский полководец Велизарий отбил его у остготов, но владел им недолго. Город переходил из рук в руки от одних варварских племен к другим. Так продолжалось до тех пор, пока его не захватили франки.
В 754-756 гг. франкский король Пипин Короткий (714-768 гг.) передал город папе римскому и Святому престолу. Этот жест известен в истории Западной Европы, как «Пипинов дар». Фактически король Пипин Короткий утвердил папу в качестве главы независимого государства, просуществовавшего более тысячи лет.
В 1213 г. Урбино оказался в полной власти Бонконте ди Монтефельтро — первого представителя династии, ставшего подеста (всевластным главой) Урбино. Род Монтефельтро был знаменит, о нем упоминал в своих работах сам Данте. С династией Монтефельтро, точнее — с Федериго да Монтефельтро (1422-1482 гг.) — связан расцвет Урбино в XV в. Он правил с 1444 по 1482 г.
Федериго да Монтефельтро был отважным воином, часто жестоким. Железной рукой он правил Урбино, чьи жители были склонны к мятежам. С городом он поступил так же решительно, как поступал в бою, решив перестроить Урбино и полностью изменить его облик в соответствии с новыми веяниями в архитектуре. С этой целью он пригласил лучших архитекторов Италии.
Заслуги Федериго да Монтефельтро перед Святым престолом в деле преображения Урбино были столь велики, что в 1474 г. папа Сикст IV учредил специально для него титул герцога Урбинского.
После себя он оставил величественный замок герцогов Урбинских. При нем город прославился на всю Италию и Европу как центр производства шелковой пряжи, тканей, иголок и чудесного выдержанного сыра.
Наследникам Федериго не повезло: они не сумели договориться с папой и были изгнаны из Урбино, а герцогство перешло к династии делла Ровере, властвовавшей в городе с 1519 по 1626 г. При них в 1523 г. столица Урбинского герцогства была переведена в Пезаро, что стало началом упадка Урбино. Воспользовавшись этим, в 1626 г. папа Урбан VIII захватил Урбино и сделал его частью Папской области.
Урбино оставался папским владением вплоть до 1860 г., когда вокруг Пьемонта началось объединение Италии. Пьемонтцы разбили папские войска, а население Урбино путем плебисцита решило стать частью единой Италии.
Урбино повезло: именно в этом городе появились на свет выдающиеся художники Рафаэль (1483-1520 гг.) и Федерико Бароччи (1526/1535-1612 гг.), а также крупнейший архитектор Высокого Возрождения Донато Браманте (1444-1514 гг.).
Расположенный на холмах Урбино — один из немногих городов Италии, почти полностью сохранивший свой средневековый облик. Особенно это ощущается в жилых кварталах города, где улицы столь узки, что, как шутят в Урбино, «мы здороваемся с соседями через окна, не выходя из дома».
Великие жители города Урбино делали свой вклад в изучение его исторического и культурного наследия. Художник и теоретик эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа (около 1420-1492 гг.) составил план города, заодно создав целую науку о перспективе. Скульптор, архитектор и инженер Франческо ди Джорджо Мартини (1439-1501 гг.) написал для Урбино специальный «Трактат об архитектуре». Джованни Санти (1435-1494 гг.) — художник и отец Рафаэля — создал поэтическое описание творений художников в Урбино.
Исторический центр Урбино сохранил до наших дней здания и эпохи Возрождения, и последующих веков: потомки родоначальников дома Монтефельтро следовали семейным традициям, в том числе касавшимся и градостроительства.
В Урбино находится одно из величайших архитектурных произведений эпохи Возрождения в Италии — герцогский дворец, Палаццо Дукапе. Создатели дворца — среди них итальянский архитектор эпохи кватроченто Лучано де Лаурана (1420-1479 гг.), — идя навстречу требованиям герцога, создали уникальное сочетание средневекового замка с дворцом в духе Ренессанса.
Сейчас в Палаццо Дукале находится Национальная галерея Марке, а в ней — одни из величайших в мире коллекций ренессансной скульптуры и живописи кисти Рафаэля, Пьеро делла Франческа, Уччелло.
Первый кафедральный собор в Урбино был построен еще в 1021 г., он был небольшим, и, когда с расцветом города потребовался собор побольше, в XV в. он был полностью перестроен: в нем появились три нефа и великолепные беломраморные колонны. В 1998 г. собор включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Урбино сохранился дом, в котором родился один из величайших художников в истории — Рафаэль. Этот дом Джованни Санти купил в 1460 г. Сейчас здесь музей.
Постоянное население города едва превышает 15 тыс. человек, но куда больше — 22 тыс. — число студентов Урбинского университета, приехавших из многих стран. В начале XVI в. его основал Гвидобальдо Монтефельтро, герцог Урбинский, прославленный меценат и покровитель наук, образования и искусства. Поначалу здесь обучались только медицине, но сейчас в университете одиннадцать факультетов, более пятидесяти институтов, и он известен во всем мире.
Не меньше славы, чем архитектурные сооружения, принесли Урбино керамические изделия в стиле майолики, изготавливаемые из глины, добываемой в окрестностях города. Декоративные панно, наличники, изразцы, посуду начали изготавливать еще в XV в.
Самый большой праздник в Урбино носит предсказуемое название — Герцогский. В течение трех дней проходят исторические костюмированные представления турниров и битв, историко-гастрономическая реконструкция таверн с едой по рецептам периода Ренессанса. Главное событие праздника — костюмированная реконструкция победы войск Федериго да Монтефельтро над герцогом Милана Франческо Сфорцей.

Источник: geosfera.org


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.