Невидимые города италии неаполь


Под хитросплетением улиц и площадей знаменитого города скрыт лабиринт древних акведуков, каналов и проходов, хранящих тайны тысячелетий.

Здесь расположен вход в катакомбыПьяцца Кавур, самый центр Неаполя. Здесь расположен вход в катакомбы, над которым установлена плита из вулканической горной породы пиперно с надписью «Подземный Неаполь». Мы заходим внутрь и начинаем спускаться по длинной лестнице. К середине пути температура постепенно меняется, становится все темнее, чувствуется запах сырой земли. В конце спуска гиды объявляют, что мы находимся на глубине сорока метров. Вокруг очень тихо и влажно. Такое ощущение, что мы оторвались от внешнего, верхнего мира и попали в далекое прошлое города, чья история насчитывает тысячелетия.

Гиды ассоциации «Подземный Неаполь», которую возглавляет спелеолог Энцо Альбертини, проводят экскурсии по греко-римским катакомбам с 1989 года. Несмотря на то что первые пещеры на нашем пути довольно просторны и не вызывают приступов клаустрофобии, трепещущий свет горящих в руках свечей невольно рождает страх. На стенах играют тени, под сводами глухо отдаются шаги. Мы смотрим наверх, представляя, как город всей своей массой давит на потолок.


Мы в пещере, которая во время Второй мировой войны служила бомбоубежищем. С 1941 по 1944 год на город упало двадцать восемь тысяч бомб. В поисках убежища неаполитанцы спускались под землю и месяцами обустраивали гроты и пещеры.

Они провели сюда электричество, выдолбили скамьи в стенах, оборудовали отхожие места и кухни. Сейчас здесь выставлены игрушечные фигурки солдат и реконструированный танк. На одной из стен — изображение бомбы и надпись «Помогите». Плотно прижав руки к телу, один за другим мы проходим по длинным узким коридорам. Душа замирает в предвкушении чуда: здесь начинается путь в древний мир.

 

Мы в пещере     

 

В поисках убежища неаполитанцы спускались под землю

 

здесь начинается путь в древний мир.

Можно сказать, что Неаполь — это два города в одном: нижний и верхний. Города-близнецы. Подземный город — антипод зацементированного нагромождения домов, дворцов и кварталов; это империя пещер, восемь миллионов кубометров пустоты — перевернутый пейзаж верхнего города. Здесь античные улицы и пролеты акведуков тесно соседствуют со средневековыми водостоками и каналами.


Вот интересное фото катакомб Неаполя

Неаполь похож на те фантастические метрополии, о которых рассказывал в своем романе «Невидимые города» Итало Кальвино. Это тот же «город-паутина, подвешенный над пропастью», который описал известный эссеист.

город-паутина, подвешенный над пропастью

 

В середине XIX века король Фердинанд II из династии Бурбонов замыслил весьма амбициозный проект, который в итоге остался незавершенным. На холме Пиццофальконе, который находится между палаццо Реале и Неаполитанским заливом, в 1853 году началось строительство семисотметровой подземной галереи. Туннель должен был соединить королевский дворец с казармами, расположенными в районе Кьяйя. Предполагалось, что при необходимости по нему прибудут войска. 

 

Туннель должен был соединить королевский дворец с казармами


 

Кроме того, это был путь, которым в случае опасности мог бежать монарх с семьей, тайный выход к заливу, где стояли на якоре корабли королевского флота. Прокладывать туннель начали из Кьяйя по направлению к палаццо Реале; первым делом пробили в скале проход шириной четыре и высотой шесть метров. Однако вскоре строительство туннеля было прекращено — возможно, с технической точки зрения проект оказался слишком сложным, хотя есть мнение, что строителям просто не хватило средств, отпущенных королем. Туннель прерывается под пьяцца Каролина, недалеко от современной пьяцца Плебисцито.

 

Туннель прерывается под пьяцца Каролина

 

Над всем этим геологическим, археологическим и архитектурным богатством нижнего города рос и развивался верхний: сто семнадцать квадратных километров зданий, улиц и площадей, большая часть которых опирается на пустоту. Именно поэтому провалы грунта в Неаполе вовсе не редкость.

 

Именно поэтому провалы грунта в Неаполе вовсе не редкость.

Так, 6 января 2006 года случилось следующее. Врач Ренато Амитрано прогуливался по Вомеро — одному из неаполитанских кварталов, расположенному на холмах. Неподалеку от виллы Флоридиана земля ушла у него из-под ног, и он едва не свалился в неожиданно образовавшуюся яму. Амитрано успел схватиться за перила уличного ограждения и висел на них, пока ему на помощь не подоспели пожарные. Позже выяснилось, что провал грунта был вызван аварией в канализационной системе.


 

Подземный Неаполь хранит множество сокровищ. 

Несколько лет назад в районе Монтесанто в ходе работ по реконструкции железнодорожной линии Кумана была обнаружена еще одна пещера. Высота ее потолков равна девяти метрам, а объем — четыреста кубометров.

В январе 2004 года на пьяцца Муничипио, прямоугольной площади, прямо перед морским вокзалом и рядом с Кастель-Нуово (Новым замком), велись работы по прокладке новой линии метро. Под тринадцатиметровым слоем грунта, на глубине трех с половиной метров ниже уровня моря рабочие обнаружили остатки древнего порта. После двухтысячелетнего забвения увидели свет остовы трех древнеримских кораблей. Неподалеку было найдено более двухсот артефактов — амфоры, светильники, монеты, бутылки, инструменты моряков и римские сандалии. В V веке порт пришел в запустение, на его месте появилась дорога, а затем и комплекс зданий.

Специалисты уже обследовали 733 пещеры

 

Специалисты уже обследовали 733 пещеры, 260 бомбоубежищ, 92 резервуара и 54 галереи с 2199 выходами на поверхность — колодцами, лестницами и проходами. Подземный город скрывает и огромные соборы, которые были свидетелями зарождения христианства, как, например, собор Сан-Дженнаро в склоне холма Каподимонте.

 


собор Сан-Дженнаро в склоне холма Каподимонте

 

с широкими галереями и просторными погребальными нишами

 

мощи покровителя города католического святого Януария

 

В этом соборе, старейшем из обнаруженных на сегодняшний день

 

В этом соборе, старейшем из обнаруженных на сегодняшний день, с широкими галереями и просторными погребальными нишами, до 813 года хранились мощи покровителя города католического святого Януария (по-итальянски — Дженнаро) — епископа Беневенто, погибшего мученической смертью в 305 году.

В XVI веке Неаполь был самым густонаселенным городом мира и до XIX века оставался одним из крупнейших в Европе.


1547 году население города насчитывало около 212 тысяч человек, а в 1845 году — уже 412 тысяч, и это несмотря на многочисленные жертвы войн и неурожаев, а также массовую миграцию во время испанской, фламандской, португальской и германской оккупаций. Джованни Карафа, герцог де Нойя, составивший в 1775 году карту города, писал: «Можно сказать, что Неаполь уже пошатывается и страдает под грузом собственной величины». Сегодня население Неаполя составляет чуть более одного миллиона человек.

Город хаотично рос и развивался вокруг четырех замков времен Анжуйской династии (с 1268 по 1442 год). Изначально здания строили из туфа, который добывали на подземных разработках.

Мы идем дальше, и перед нами неожиданно возникает заполненный водой резервуар.

перед нами неожиданно возникает заполненный водой резервуар

 

Осторожно огибаем его по огороженному перилами проходу

 

Осторожно огибаем его по огороженному перилами проходу. И вот мы уже в реконструированной мастерской, в которой древние греки и римляне разрезали туф на строительные блоки, чтобы потом на веревках поднять их на поверхность. Инженер Микеле Пагано, специалист-почвовед, рассказывает: «Около сорока тысяч лет назад вулканическая активность Флегрейских полей, образовавшихся в результате слияния множества кратеров, была выше, чем у Везувия. Извержения были очень мощными.


Земли, на которых позднее был основан Неаполь, покрывал слой раскаленных пастообразных пород — эти породы сегодня мы называем пуццоланами. Вулканический ковер толщиной от шестидесяти до ста пятидесяти метров со временем остыл. Нижний его слой под давлением верхнего затвердел и превратился в туф — мягкую пористую горную породу. Отличный подарок горожанам: его несложно добывать и из него удобно строить дома. Таким образом, под городом шла добыча материала, из которого на поверхности возводились здания, — это позволяло избежать расходов на перевозку камня».

В XVI веке был отменен запрет на строительство домов вне городских стен и приняты указы, запрещавшие ввозить в город строительные материалы. Эти распоряжения должны были ограничить беспорядочную застройку, но горожане легко их обошли, продолжая добывать туф из подземелий. А в 1781 году Фердинанд IV издал декрет, который отменил ранее действовавший запрет на строительство высотных зданий. В городе быстро выросли семиэтажные дворцы.

Своим возникновением Неаполь обязан Флегрейским полям. Эта обширная область с многочисленными вулканами и кратерами (из них на сегодняшний день видны только около пятидесяти), ныне частично затопленная, простирается на запад за холмы Позилиппо и Вомеро и от котловины Аньяно (где на потухшем кратере был построен ипподром) до городов Поццуоли, Байя и Кума. За миллионы лет вулканы извергли огромное количество магмы и пепла. На этой «подстилке» и вырос Неаполь. Древние греки основали колонии в прибрежных районах Кампании приблизительно в VI веке до новой эры. Они застали земли еще дымящимися и назвали их Флегрейскими, то есть горящими (от греческого phlegreios) полями.


У Неаполитанского залива греки построили город Партенопея. Впоследствии, когда жители перебрались выше в горы, в Неаполис (новый город), Партенопея стала называться Палеополисом, то есть старым городом. В те времена площадь города составляла десятую часть нынешнего исторического центра Неаполя.

Поселенцы начали разрабатывать залежи туфа — красивого желтого камня. Они оценили легкость его добычи и прочность во время строительства города Палеополиса. Позже, в пещере под современным кладбищем Поджореале, они добывали туф для строительства городских стен Неаполиса, длина которых в V веке до новой эры составляла четыре километра. Эта пещера была обнаружена в 1987 году спелеологом Энцо Альбертини. Греки также построили первый акведук, по которому вода шла от подножия Везувия к каждому жилищу. Греческая гидравлическая инженерия уже тогда была хорошо развита, и впоследствии ее усовершенствовали римляне, которые завоевали эти места в IV веке до новой эры.

Они пошли еще дальше. На месте первого греческого поселения римляне выкопали гроты (современный район Кьятамоне), начали добывать камень для строительства и соорудили защищенную гавань для кораблей.


мский водопровод превзошел греческий — внушительный акведук подавал воду из искусственного водохранилища в восьмидесяти километрах от Неаполя; затем вода шла по подземному каналу, который тянулся через весь город до мыса Мизено. Здесь вода заполняла гигантский резервуар — Писсина-Мирабилис, который служил доком для ремонта военных кораблей. Римляне также прорыли в холме между Неаполем и пригородом Фуоригротта (сейчас находится в черте города) семисотметровый туннель, Неаполитанский склеп, для сообщения между городом и флегрейскими портами.

В полутора километрах от города под холмами Колли-Аминеи греки выкопали некрополь.В районе, позднее получившем название делле Фонтанелле, появилась Долина мертвых. Это самые большие катакомбы в Неаполе — изначально языческое, а позднее христианское кладбище. История его возникновения такова: в церквях не хватало места для захоронений, и, чтобы выйти из положения, предприимчивые могильщики только делали вид, что хоронят умерших в храмах. На самом же деле под покровом ночи они вывозили тела и оставляли в пещерах делле Фонтанелле. Так возник самый хаотичный из городских некрополей. Обман раскрылся, когда в результате очередного наводнения останки вымыло из пещер и вынесло на улицы квартала Санита.

В XVI веке, когда город терзали эпидемии, неурожаи, землетрясения и народные волнения, на древнем кладбище делле Фонтанелле было похоронено 250 тысяч бедняков. В 1837 году после эпидемии холеры сюда потянулись сотни траурных кортежей, их сопровождали священники и стражи: они перевозили умерших со всех окрестных кладбищ — католических и не только. Так родилась мрачная легенда о кладбище делле Фонтанелле, самой диковинной из всех известных братских могил.


Священник церкви Божьей Матери Гаэтано Барбати поставил перед собой гуманную, но чрезвычайно сложную цель: он решил разобрать и систематизировать кости. С помощью своих прихожан падре выбирал из груды костей фрагменты скелетов и с педантичностью библиотекаря группировал черепа, плечевые, берцовые и прочие кости, располагая их в каменных нишах, выдолбленных в пещерах делле Фонтанелле. Имена сотен тысяч умерших неизвестны за исключением двоих: Филиппо Карафа, графа Черрето, и его жены Маргериты, мумифицированной с открытым ртом; их останки хранятся в гробах со стеклянными крышками.

х останки хранятся в гробах со стеклянными крышками

Капуццелле, как называют черепа неаполитанцы, стали объектом поклонения постоянно растущей толпы фанатиков. Каждый из них выбрал себе череп, утверждая, что видел его во сне и знает владельца и его историю. По понедельникам они отправлялись с цветами и лампадами к «своему» черепу, чтобы почистить его, прочитать над ним молитву и обратиться с какой-нибудь просьбой. До пятидесятых годов XX века по улицам Саниты до братской могилы делле Фонтанелле ходил специальный трамвай. Среди множества черепов выделяется один — самый блестящий, «Череп Капитана». Как объясняют нам гиды, существовало народное поверье, что стоит хорошенько потереть череп, и он предскажет будущее.

Капуццелле, как называют черепа неаполитанцы,

 

Могильные гроты делле Фонтанелле окружены многочисленными пещерами. Сегодня в них чего только нет: склады для хранения оливок и строительных материалов, шоколадная фабрика, автостоянка и даже фирма по приготовлению сушеной и вяленой трески. Подземелья Неаполя используются для самых разных целей, помещения зачастую присваиваются незаконно, в том числе и неаполитанской мафией (каморрой), которая хранит в них краденое, подчас туда сбрасывают строительный мусор и отходы.

Кроме всего прочего, в Неаполе около двенадцати тысяч колодцев. С ними связана забавная легенда, которую и поныне рассказывают в бедных кварталах: будто из колодцев появляется странный призрак, маленький монашек — Муначьелло, который может либо напакостить хозяевам дома, например, что-нибудь украсть, либо, наоборот, оставить подарок — особенно если хозяйка хороша собой. «Герой легенды — это, скорее всего, колодезник, такой сугубо неаполитанский персонаж: большинство горожан считало колодезников проходимцами и относилось к ним с подозрением. В монашка он превратился, потому что для защиты от холода и влажности колодезники тоже носили капюшоны, — объясняет профессор археологии Джованни Ликкардо. — Через колодезные трубы они проникали в жилища, воруя все, что плохо лежало, и еще, говорят, часто наведывались в гости к прелестным неаполитанкам». Именно эта легенда вдохновила драматурга Эдуардо Де Филиппо на создание комедии «Призраки».

 

Недавно подземелья Неаполя преподнесли еще один сюрприз. 

В историческом центре города, в одном из домов в районе Чинквесанти, обнаружился деревянный люк, который скрывал проход к римскому театру, где в качестве актера и певца выступал император Нерон.

обнаружился деревянный люк, который скрывал проход к римскому театру

 

закончены раскопки третьей части театра

 

 

стала видна сцена, амфитеатр со ступеньками

 

В апреле прошлого года были закончены раскопки третьей части театра: стала видна сцена, амфитеатр со ступеньками и коридоры. На закате Римской империи театр был заброшен и сначала превращен в кладбище, а потом в свалку.

Не стоит думать, что город с мрачными подземельями живеттолько прошлым. Директор института Гренобля в Неаполе Жан-Ноэль Скифано в 1997 году организовал оригинальный праздник «Туфовая баба», чтобы отдать дань уважения одновременно и камню, из которого выстроен город, и прославленной неаполитанской сладости — ромовой бабе, которую здесь готовят из легкого теста и пропитывают настоящим ромом. Чисто неаполитанское сочетание.

 

Фреска в катакомбах святого Януария

Фреска в катакомбах святого Януария

 

Катакомбы Mustiola

Катакомбы Mustiola

 

Смотреть Видео: "Собор Сан-Дженнаро в склоне холма Каподимонте"

 

По материалам — litlemania.0pk.ru

 

 

Источник: napoli1.com

Везувий — самая известная достопримечательность Неаполя

Везувий — одновременно и бич, и одна из главных достопримечательностей Неаполя. Собственно, исторический центр города расположен на склоне этой невысокой (1281 метр) горы. Будь Везувий обычной горой, все бы сетовали только на транспортные трудности. Но Везувий — это действующий вулкан. Последнее из десятков зафиксированных извержений датируется 1944 годом, а самое знаменитое, когда погибли Помпеи и Геркуланум — 79 годом н. э.

Добираться до Везувия из Неаполя нужно с пересадкой — сначала на поезде до Геркуланума, а дальше, уже собственно по горе, на специальном автобусе. Последние 200 метров нужно идти пешком. Проложена довольно удобная дорога-серпантин, у вершины работают магазинчики и кафе. Непосредственно в кратере вулкана в куче камней постоянно что-то дымится, но опасности скорого извержения нет. Гораздо лучше вид в обратную сторону, на Неаполь — весь город виден как на ладони. Правда, при одном условии — погода должна быть ясной. Если на уровне моря есть хоть небольшая пасмурность, с вершины Везувия будут видны только облака.

Помпеи

Парадокс: извержение вулкана и уничтожило Помпеи, и сохранило этот древнеримский город под слоем пепла. Роковым для города стал день 24 августа 79 года. Большинство людей, вопреки знаменитой картине Карла Брюллова, успело спастись — погибло только 10% из 20 000 жителей. Слой пепла на века законсервировал здания с внутренней обстановкой.

Раскопки начались в середине XVIII века и продолжаются до сих пор. Раскопаны примерно 4/5 всей территории города. Большой интерес представляют общественные здания: два театра, храмы, форум, термы (они сохранились лучше всех), таверны, и 89 пекарен, в которых даже уцелели обугленные булки. На стенах сохранились фрески и мозаика.

Известная всем по учебникам истории мозаика «Битва Александра с Дарием» находилась в Доме Фавна. Её перевезли в Неаполь, но на месте оставили точную копию. Много оригинальных фресок, причём весьма фривольного содержания, сохранилось в Доме Веттиев. Хорошо сохранившимися фресками знаменита также Вилла Мистерий. В Лупанарии — публичном доме — наличествует интерактивная схема заказов — клиенту достаточно было указать на одно из многочисленных изображений услуг.

Геркуланум

Небольшой город Геркуланум находился дальше от Везувия, чем Помпеи, поэтому почти все жители успели бежать — в ходе раскопок найдено только менее 300 скелетов, тогда как население Геркуланума составляло около 4 000 человек. Другое отличие от Помпеи — Геркуланум был залит лавой. Герметичная закупорка сохранила даже органические материалы, такие, как дерево или папирус.

Раскопки в Геркулануме начались уже в начале XVIII века. Они сильно осложнены плотностью материала, который приходится извлекать, и тем, что значительная часть Геркуланума находится под более поздним городом, существующим и сейчас. Поэтому на сегодняшний день исследована примерно 1/5 территории города.

Интересной особенностью Геркуланума были общественные кухни — термополии — римский аналог современного фастфуда. Римский термополий это небольшое помещение, выходящее прилавком на улицу, в прилавок были встроены большие чаны с едой, которые подогревались снизу. В домах индивидуальных кухонь практически нет. Видимо, термополии были, наряду с банями и спортивными площадками-палестрами ещё одни местом общения римлян.

В крышах многих домов Геркуланума сделаны отверстия для сбора дождевой воды, хотя сохранились и остатки водопровода, который видимо, построили довольно поздно. Дома украшены многочисленными скульптурами, мозаиками, фресками, причём даже на полах. При этом жители, видимо, обходились небольшим количеством чисто функциональной мебели. Тысячи лет назад границей города был морской пляж, и некоторые дома выходили прямо к морю, как на современных курортах.

Замок Кастель-дель-Ово

Этот замок, расположенный на небольшом островке, вполне может быть колыбелью Неаполя. Уж очень удобное место — и водой остров полностью окружён, и до берега рукой подать. По крайней мере, первые мощные укрепления в XII веке на месте Кастель-дель-Ово строили уже на древних руинах.

Крепость соединяет с сушей лишь небольшой искусственный перешеек. Укреплять стратегический участок начали ещё римляне. Основную массу ныне существующих построек возвели в середине XII века. Затем замок усиливали и перестраивали, так как распространилась легенда, что Вергилий зарыл на острове золотое яйцо. Пока яйцо не найдено и остаётся под замком, названным в его честь (Ovo — «яйцо») — до тех пор стоит Неаполь, поэтому оборона острова имела сакральное значение.

Сейчас Кастель-дель-Ово, к удивлению, не является музеем. А ведь, даже если не брать во внимание войны, из биографий высокопоставленных узников, заключённых в замке, можно составить интересную экспозицию. В замке сидели римские консулы и претенденты на сицилийский трон, герцоги и жёны умерших королей. Теперь их место заняли военная часть и разного рода муниципальные учреждения. Зато доступ в открытую часть замка свободен и абсолютно бесплатен.

Замок Кастель-Нуово

«Новый замок» не такой уж и новый — его начали строить в 1279 году. Карл Анжуйский, перенесший в Неаполь столицу королевства, жить в Кастель-дель-Ово не пожелал и за три года построил себе новую резиденцию. Пожить ему в ней не довелось, а вот наследники, от обширного королевства сохранившие во владении только Неаполь, замок обживали. В те бурные времена такие жильцы ничего хорошего стенам замков не обещали. Кастель-Нуово осаждали, штурмовали и громили самые разные армии, вплоть до венгерской. Соответственно, ремонтам и перестройкам не было конца, поэтому выглядит замок довольно своеобразно. К примеру, прекрасная беломраморная триумфальная арка так зажата между двумя мрачными серыми башнями, что, кажется, сейчас рухнет.

Сейчас в Кастель-Нуово размещаются Артиллерийский музей и две небольшие капеллы. Очень внушительный вид замок имеет со стороны моря: высокие стены вздымаются к небу практически из морских вод.

Королевский дворец в Неаполе

Относительно молодое здание Королевского дворца было возведено в первой половине XVII века для монархов Королевства обеих Сицилий (второй Сицилией был юг Апеннинского полуострова). Через 100 лет дворец был перестроен и приобрёл нынешний вид с довольно строгим фасадом и статуями выдающихся королей в нишах.

Интерьеры дворца выполнены в разных стилях, а объединяющей их чертой является роскошь. Зрелище по душе найдут себе любители живописи и скульптуры, знатоки гобеленов и резьбы по дереву и камню. Особого внимания заслуживают уникальные светильники и предметы обстановки, которые Наполеон пожаловал своей сестре Каролине. Выдавая её замуж за назначенного Неаполитанским королём Иоахима Мюрата, Бонапарт разрешил сестре взять то, что понравится, из дворца Тюильри.

У ограды дворца стоят близнецы скульптурных композиций коней Петра Клодта с петербургского Аничкова моста. Николай I подарил их Фридриху II за гостеприимство. Король взамен наградил скульптора орденом.

В Королевском дворце сейчас функционируют три части: государственные учреждения, размещённые в боковых, более поздних пристройках, Национальная библиотека, в которой хранятся все папирусы, найденные в Геркулануме, и центральная часть из трёх залов, превращённая в музей.

Пьяцца-дель-Плебишито — главная площадь Неаполя

Самая большая площадь Неаполя является сердцем города с античных времён. Нынешний вид площадь приобрела в середине XIX века, когда было закончено строительство базилики Сан Франческо ди Паола с двумя гигантскими полукруглыми крыльями. Именно изображение этой базилики чаще всего служит стилизованным символом Неаполя, как Эйфелева башня для Парижа или Спасская башня для Москвы.

С трёх остальных сторон площадь ограничивают Королевский дворец, Палаццо дела Префеттура и Палаццо Салерно. В здании последнего находится знаменитое кафе «Гамбринус». На площади установлены памятники Карлу III и Фердинанду I. Пьяцца-дель-Плебишито превращена в пешеходную зону. Вечером она часто становится местом массовых мероприятий.

Кафедральный собор города Неаполь

Кафедральный собор Неаполя был освящён в честь главного покровителя города Святого Януария, но сейчас носит официальное название Собор Успения Святой Марии. Тем не менее, все используют старое название. Собор был заложен ещё в XIII веке на месте двух древних христианских храмов. С тех пор собор не перестраивался, лишь фасад обновили в XIX веке, сделав это максимально бережно. Зато пристроек наделали изрядно.

Таким образом, по планировке Собор Святого Януария похож на многие крупные католические храмы — он как бы состоит из множества пристроенных друг к другу капелл. И интерьеры собора похожи на интерьеры католических соборов: золото, драгоценные камни, резьба, скульптуры. В капелле сокровищницы Святого Януария хранится голова святого, заключённая в золотой бюст, а его мощи, помещённые в терракотовую вазу, находятся в алтаре крипты собора.

Описание украшений бюста вызывает здоровое недоверие: в нём идёт речь о тысячах (!) бриллиантов, сотнях рубинов и изумрудов и десятках золотых цепей. В 1964 году было произведено исследование мощей и было установлено, что они представляют собой кости мужчины 35-40 лет, ростом около 1,90 метра. Напротив алтаря с мощами находится статуя молящегося кардинала-архиепископа Алессандро Карафы, который в 1497 году перенес в Неаполь останки святого.

Но главной реликвией собора считается кровь Святого Януария. Она помещена в прозрачную пробирку и демонстрируется верующим два раза в год. Оба раза кровь как бы резко расширяется в объёме, заполняя весь сосуд. В таком состоянии кровь находится очень короткое время, и верующим важно поймать этот момент.

Катакомбы Сан-Гаудиозо

Сейчас крупнейшие неаполитанские катакомбы располагаются в городской черте, а раньше подземные пещеры и гроты находились вне стен города, и с римских времён до XVII века их использовали для захоронений. Сейчас доступ в катакомбы открыт только для групповых посещений с гидом и только через церковь Санта-Мария-делла-Санита. Причём церковь эта находится в мафиозном районе Неаполя, здесь нужно быть особенно внимательным.

Катакомбы названы в честь, захороненного в них, святого Гаудиоза Неополитанского. Породы здесь мягкие, копать ходы и локули (горизонтальные ниши для погребений) относительно легко. В понятном стремлении после смерти быть поближе к любимым святым, захоронения начали устраивать недалеко от их кубикул (отдельные помещения для наиболее почитаемых христиан). Но постепенно катакомбы разрослись и превратились в густую сеть.

В некоторых коридорах останки покойников размещены в нишах в пяти или шесть ярусов. Первые захоронения датированы V веком. Стены и своды катакомб украшены орнаментами и рисунками, видимо, иллюстрирующими жизненный путь покойных.

Капелла Сан-Северо

По легенде, на месте, где стоит сейчас Капелла Сан-Северо, разным людям на стене дома несколько раз являлся образ Святой Богородицы. Всем этим людям грозили различные неприятности, от которых они успешно избавлялись. Первый из получивших божественную помощь повесил на стене медальон. А когда неожиданно исцелился от тяжёлого недуга хозяин дома князь Сан-Северо, то на месте явления соорудили целую часовню. Его седьмой потомок возвёл на месте часовни храм, являющийся цельным архитектурным произведением, детали которого наполнены различными смыслами.

Имеющим склонность к конспирологии людям нетрудно будет найти подробные материалы, повествующие о том, что даже расположение скульптур и картин в капелле подчинено единому масонскому замыслу. Заурядных же желающих посмотреть интересные места Неаполя больше заинтересует архитектура капеллы Сан-Северо и хранящиеся в ней произведения искусства. Главное из них — скульптура «Христос под плащаницей», созданная не слишком известным скульптором Джузеппе Санмартино. Мастерство скульптора поражает — мёртвое тело Христа выглядит так, будто Спаситель только что испустил последний вздох.

Не менее великолепны и другие скульптуры, большая часть из которых аллегорически символизирует добродетели и одновременно является памятниками родственникам и жёнам седьмого князя. Глядя на них, сложно поверить, что изваяния выполнены из камня. Два других интереснейших экспоната капеллы если и относятся к искусству, то скорее, к искусству патологоанатома. Это два скелета, на которых полностью, до мельчайших сосудов, сохранена кровеносная система. Сделал их сам князь, а методика получения таких анатомических материалов не разгадана до сих пор.

Санта-Кьяра

Санта-Кьяра — это комплекс, состоящий из монастыря, захоронений и археологического музея. Монастырь был основан в первой половине XIV века в качестве места где представители правящей тогда Анжуйской династии будут хоронить своих родственников, а монашки оплакивать умерших.

Комплекс был разрушен во время Второй мировой войны, но его полностью воссоздали. Очарователен внутренний дворик с галереями, отделанными майоликовой плиткой. В самом дворике растут апельсиновые деревья и журчат фонтаны. Дворик пересекает дорожка, обрамлённая 72 колоннами.

В самом монастырском соборе уцелела только небольшая часть интерьеров. Это не мешает ему пользоваться большой популярностью у пар вступающих в брак — отношения, зафиксированные именно в Санта-Кьяра, обещают быть долгими и безоблачными. А желающие приобщиться к несколько более другому отрезку жизненного пути человека могут осмотреть захоронения короля Роберта Мудрого или трёх представителей дома Бурбонов.

Базилика Сан Франческо ди Паола

Храм, расположенный на центральной площади Неаполя, начали возводить по повелению наполеоновского ставленника Иоахима Мюрата. Как и большинство изначально временных властителей, Мюрат сразу начал мерить всё категориями вечности, поэтому заказал построить в центре Неаполя некое сочетание огромного храма с римским амфитеатром. Благо, век правления Мюрата оказался, как и у его парижского патрона, недолгим, и базилику достраивали уже с другими целями и по другому проекту.

Колоннада, которую уже начали возводить, превратилась в храм с двумя просторными закруглёнными боковыми крыльями. Периметр храма обрамлён 72 колоннами, а в главном его зале по кругу размещены ещё 34. Для отделки применены мрамор и порфир. Помещение Базилики украшают полотна Камуччини, Томмазо де Виво, Камилло Гуэрра и Антонио Кампи. Алтарь храма был изготовлен ещё в XVII веке для храма Святых Апостолов, но через 200 лет его решили установить в базилике Сан Франческо ди Паола, и он стал подлинной её жемчужиной.

Источник: okvoyage.ru

На протяжении всей истории Неаполь был свидетелем жестоких сражений и многие цивилизации стремились завоевать его. Греки, римляне, испанцы, французы, каждый из этих народов оставил свой след. Здесь на узких улицах среди старых зданий, древних достопримечательностей, старинных церквей застыла настоящая история.

Помпеи
Помпеи

Помпеи — легендарный древний город, уничтоженный во время разрушительного извержения Везувия в 79 году нашей эры на пике своего могущества. Несмотря на потоки лавы и тонны пепла, которые погребли город и его жителей, он сохранился в фантастическом состоянии.

Улицы Помпеи
Улицы Помпеи

Помпеи представляют собой обширные руины. Здесь сохранились дороги, стены домов, фрагменты храмом, общественных зданий и даже фрески в некоторых домах. Самые интересные места — руины амфитеатра, римские театры, термы, окрестности Форума, храмов Аполлона и Юпитера. Помпеи были довольно обширным и развитым по тем временам городом. Даже сейчас раскопки здесь полностью не завершены. А среди разного рода археологических находок встречаются окаменевшие остатки несчастных людей, последних жителей Помпеи.

Геркуланум
Геркуланум

Геркуланум — ещё один город, разрушенный Везувием. Несмотря на то, что он находился дальше от проснувшегося вулкана, чем Помпеи, это его не спасло. Геркуланум на самом деле гораздо лучше сохранился. Некоторые здания все ещё имеют некоторые деревянных конструкции, рамы и кровлю. Интересные достопримечательности этих руин — вилла Папири и дом Аргуса, в которых уцелели красивые фрески и настенные росписи.

Катакомбы Неаполя
Катакомбы Неаполя

Сан-Дженнаро — сеть катакомб, расположенные в северной части Неаполя возле церкви dell’Incoronata. Катакомбы представляют собой сеть туннелей и проходов с древними гробницами. Имеют на два уровня:

  • нижний этаж содержит более 3000 погребений. Он тускло освещен, чтобы придаёт ему немного жуткую атмосферу. 
  • верхний уровень более просторный и светлый. Содержит множество подробных фресок и росписей.
Кастель Нуово
Кастель Нуово

Кастель Нуово — один из символов Неаполя, огромный и могучий средневековый замок, расположенный на берегу Неаполитанского залива в непосредственной близости от знаменитой площади пьяцца дель-Плебисцито. Замок представляет собой крепость с 5 мощными башнями. Триумфальная арка раннего Возрождения является входом. Кастель Нуово был построен в 13 веке и являлся резиденцией королей и наместников Неаполя. Сейчас здесь расположен городской музей с различными коллекции и картинами с акцентом на итальянскую живопись 19 века. 

Кастель делль-Ово
Кастель дель-Ово

Кастель дель-Ово — потрясающий средневековый замок на острове. Является старейшим сохранившимся укреплением Неаполя. Дата основания крепости датируется 6 веком. В настоящее время кастель дель-Ово открыт для публики.

Пьяцца дель-Плебесцито
Пьяцца дель-Плебесцито

Пьяцца дель-Плебесцито — самая знаменитая площадь Неаполя. Это обширное открытое пространство заполнено важными зданиями и статуями: королевский дворе и базилика Рояль с колоннадой (или точнее Сан-Франческо-ди-Паола, построенная в 19 века по образцу Пантеона), палаццо Салерно, дворец префектуры и статуя, посвященная Карлу III, королю Испании.

Дуомо
Дуомо 

Дуомо — кафедральный собор и самый главный храм Неаполя. Построен в 13 веке Карлом I Анжуйским на фундаменте древних церквей. Это религиозное здание сочетает в себе множество стилей, включая готику, ренессанс и барокко. Собор имеет большую центральную башню и множество декоративных скульптур и других украшений.

Сан-Доменико-Маджоре
Сан-Доменико-Маджоре

Сан-Доменико-Маджоре — необычная церковь, основанная монахами доминиканцами в 14 веке. Расположена в центре старого города Неаполя недалеко от университета и станции метро Dante. Несмотря на довольно невыразительный фасад внутри базилика просто поражает: ренессансные произведения искусства, скульптуры и украшения, панельный потолок позолоченный золотом и потрясающий алтарь.

Сан-Северо
Сан-Северо

Сан-Северо — небольшая часовня 16 века. Хотя эта часовня довольно проста и непритязательна снаружи, интерьер её очень впечатляющий и является настоящим изюминкой. Часовня содержит огромное количество произведений искусства и несколько известных скульптур. Потолок украшает великолепная фреска. Центральное место занимает прекрасная статуя покрова Христа, созданная Джузеппе Санмартино.

Палаццо Реале
Палаццо Реале 

Палаццо Реале — потрясающий королевский дворец, который находится на площади Пьяцца дель-Плебисцито. Фасад этого здания имеет симметричную серию темных обрамлений и множество окон, чтобы создать официальный и внушительный вид. В нишах дворца стоят 12 статуй королей и правителей Неаполя. Внутри дворца расположено много роскошных комнат с богатым интерьером.

Санта-Лючия
Санта-Лючия

Санта-Лючия — район к западу от пьяцца дель-Плебисцито с множеством узких мощёных улиц, которые спускаются к морю и предлагают множество магазинов ремесел, ресторанов, кафе и магазинов. Кусочек настоящего Неаполя и его атмосферы. 

Источник: traveller-eu.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.