Колонны парфенона


Есть шедевры искусства — живописи, музыки, зодчества, которые человеческая цивилизация считает идеальным созданием, эталоном совершенства. Вне исторических рамок, национальных традиций, вне временных оценок…

Одним из таких объектов является Парфенон.

Каждый год толпы туристов поднимаются на афинский Акрополь и совершают обход остатков сооружений, построенных 25 веков тому назад .

Казалось бы, что людей 21 века может удивить в этих сооружениях? Ведь по сути, это — руины, камни, остатки строительных конструкций.

Ведь нужно довольно развитое воображение, чтобы представить — какими прекрасными были эти здания из белого мрамора!

Особенно главное сооружение — Парфенон, храм посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города.

камни натуральные

Вот об этом я и хотела рассказать.

Но в этой публикации я не буду рассказывать драматичную многовековую историю Парфенона, дам лишь короткую историческую справку в конце публикации.

После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке Афинского акрополя было решено возвести новый величественный и роскошный храм.


греция

В строительстве задействовали лучших на то время художников и потратили огромные средства.

Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ.

Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить, благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты.

Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446-447 до н. э.на протяжении почти десяти лет.

Так что же это за сооружение, которое до сих пор восхищает нас?

Вы скажете — в его идеальных пропорциях.


Ну конечно, пропорции этого сооружения достигли просто космического, абсолютного идеала, гармонии.

Когда-то, французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил:

«Удоволетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции.

Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…».

А как и какими методами и приемами древнегреческие зодчие и мастера-строители достигли такого совершенства?

Так вот. При обмере этого идеального сооружения оказалось, что:

– у Парфенона вообще нет прямых линий, стены криволинейны;

– нет прямых углов (90 градусов) у стеновых блоков;

– все колонны разной толщины и расположены на разных расстояниях;

– мало того, на главном и боковых фасадах есть колонны, которые наклонены в сторону оси симметрии, и от центра симметрии — то есть не имеют вертикальности;

– уровень пола стилобата — не горизонтальный, а имеет выпуклость, в центре сооружения;

– ступени фронтального фасада имеют разную высоту.

И много еще чего.

Сейчас ведутся грандиозные реставрационные работы. И реставраторы сталкиваются с новыми загадками: почему так сделали древние греки? В чем логика мысли античных зодчих?


Вот именно описание этих «неточностей» и их причин логически объяснил древнеримский архитектор Марк Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре», написанном в 13 г. до н. э., и посвященном своему Императору Августу.

Для Витрувия архитектура античной Греции была такой же древностью, как для нас, например, — Римский Форум, Колизей.

Она была для него предметом восхищения и подражания. Сначала он тщательно описывает построение модульных, классических пропорций зданий храмов и других общественных сооружений, а потом описывает — как необходимо нарушить их математически точно выстроенную гармонию.

Вот цитата из его Трактата, глава «2-я Книги 6-й. Извините, но рука не поднимается сократить или укоротить те мысли и предложения, написанные Витрувием ( подчеркивание — мое):

.…1. Ни на что архитектор не должен обращать большего внимания, чем на то, чтобы пропорции здания находились в полном соответствии с определенною частью, принятой за основную.

Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности.


2. Ведь предметы имеют иной вид, находясь в непосредственной близости, иной — если они на высоком месте, не такой же в закрытом и отличный на открытом; и в этих случаях надо с большим умом решать, что в конце концов следует сделать.

Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.

Подобным же образом хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.

3. И видим мы это благодаря воздействию образов или благодаря истечению из глаз лучей, как думают физики; и в том и другом случае очевидно, что зрение глаз ведет к ложным заключениям.

4. Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями….


Итак, давайте посмотрим на оптические искажения при взляде человека на Парфенон.

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые.

Древние зодчие знали, что наши глаза — это сферы и все прямые линии проецируются на поверхность сферы криволинейно!

И, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине.

Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление.

Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру.

мрамор

Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.


греческий

Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше.

Позже Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления.

Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.

антик

Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность.

Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга.

история искусства


Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается поэтому, как «построенное», составленное из отдельных элементов здание. Но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Мрамор — материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

То есть, это здание было создано древними зодчими по образу и подобию человека!

Колонны парфенона

Колонны парфенона

Колонны парфенона

Колонны парфенона

Колонны парфенона


Колонны парфенона

И вот — краткое и очень сжатое описание драматической истории Парфенона.

Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории.

С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».

В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.

Главная трагедия произошла в XVII веке. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. Венецианцы осадили Акрополь. Турецкий перебежчик сообщил им, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 года венецианцы начали прицельный обстрел Парфенона, и бомба, попав в храм, вызвала взрыв всего порохового склада… Была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады.

Когда, спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились…


Колонны парфенона

Материалы для данной публикации.

1. Трактат Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».

2. Материалы из открытых источников Интернета.

3. Фото, взятые на просторах Интернета, а также личные фотографии.

Источник: www.livemaster.ru

История и значение Парфенона в Древней Греции

Колонны парфенона

Парфенон (греч. Παρθενών, англ. the Parthenon) – классический древнегреческий храм в Афинах, отличающийся уникальными архитектурными формами.

Невозможно рассказать историю возведения этого святилища, не упомянув о том, в каком городе и какой стране находится Парфенон, а также какие обычаи и верования царили во времена его сооружения. Поэтому сперва совершим небольшой исторический экскурс в античные Афины и познакомимся с тем божеством, кому посвящен Парфенон и по сей день.

Покровительница Афин


Колонны парфенона
Зевс

В Древней Греции господствовала политеистическая религиозная система, основанная на мифах о разных Богах Древней Греции. В связи с Парфеноном нас интересует главный бог – Зевс, и его дочь Афина.

Миф гласит, что Зевсу было предсказано рождение дочери, а следом за ней сына, который свергнет его с престола. Поэтому, когда от него забеременела жена Метида (Премудрость), Верховный Бог не нашел ничего лучшего, как проглотить ее. Но дитя любви не желало сдаваться, и вскоре у Зевса стала нестерпимо болеть голова. Не в силах терпеть муки он приказал рассечь себе голову, и так на свет появилась его дочь Афина. В глазах девушки отражалась мудрость, а на теле она носила воинское облачение, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости, воинской тактики и стратегии.

В отличие от других божеств, Афина не засиживалась на Олимпе, а уделяла внимание простым людям. Она дала им многие знания и ремесла, учила составлять законы и вести государственные дела, помогала восстанавливать справедливость в спорах и битвах. За ее заботу благодарный народ Греции очень чтил мудрую и великодушную Афину и стремился возвести в ее честь самый лучший из греческих храмов.

Колонны парфенона
Афина

После спора с Посейдоном, мудро разрешенного царем Кекропом, Афина стала покровительницей важнейшего культурного и политического центра Античной Греции – города Афин. Поэтому было решено, что именно Афинский Акрополь разместит Парфенон на своих землях.

А если сильнее углубиться в историю, то стоит оговориться, что у дошедшего до нас архитектурного комплекса был предшественник. Первым на этом месте построили храм Гекатомпедон, также посвященный Афине. К сожалению, в результате нападения персов сооружению не удалось уцелеть. Когда афиняне выиграли войну, они с еще большим воодушевлением принялись восстанавливать старый Гекатомпедон и строить новый, более масштабный и роскошный, храм Парфенон в отвоеванных Афинах.

Возведение Парфенона

Началось строительство нового святилища в 447 году. Местоположение храма было выбрано сразу. Он расположился в верхнем городе: величественный Парфенон и священный Акрополь в сознании греков должны были стать единым целым.

Решение о возведении храма принял афинский правитель Перикл, несмотря на то, что строительство Парфенона требовало больших финансовых вложений. В бюджет постройки было заложено 450 талантов, неслыханная для греков сумма, ведь в те времена на 1 талант строили целый корабль! В народе поднялись возмущения и роптания, но Перикл сумел убедить людей в необходимости того, чтобы в честь Афины небывалой красотой и мощью украсил Акрополь Парфенон.

Архитектором здания стал Калликрат, а проект будущей святыни разработал Иктин. Именно этот мастер добился уникального оптического восприятия храма глазом, придумав сделать колонны Парфенона не идеально ровными и под наклоном. За внешнюю и внутреннюю отделку святыни, а также украшающие фронтоны Парфенона скульптуры отвечал знаменитый скульптор Фидий (автор Статуи Зевса в Олимпии).

Колонны парфенона

Архитектурный тип храма оформлен в классическом греческом стиле и представляет собой окруженный колоннами дорический периметр. На все стороны Парфенона приходится в общей сложности 50 колонн: по 8 на центральные фасады, и по 17 на боковые. В отличие от Колизея, колоннада классического Парфенона позволяет с одной точки рассмотреть фасад трех сторон здания. Высота возведенного храма составила 14 м, ширина 31 м и длина 70 м.

Колонны парфенона

Окончательно построили Парфенон в 438 году, и в тот же год на Празднике Панафей храм был освящен. Однако, еще 6 лет после официального открытия Фидий декорировал фронтоны и фризы возведенного Парфенона. Им же была придумана и изваяна скульптура Афины Парфенос (Девы, Девственницы), в честь которой святилище получило свое название.

Колонны парфенона

Колонны парфенона

Периоды упадка и возрождения

Храм Афины Парфенон, расположенный в центре города на Акрополе, за свои годы пережил многое. Краткое описание истории Парфенона выглядит следующим образом.

После постройки храм почитали примерно 100 лет. Последним его покровителем стал Александр Македонский, подаривший святыне 14 щитов для восточного фронтона и доспехи побежденных воинов. После его смерти Парфенон ожидали черные дни.

Правители позволяли себе расхищать драгоценный декор храма и превращать святыню чуть ли не в бордель. А в 3 веке до н.э. в здании случился крупный пожар, уничтоживший часть крыши, перекрытия и двери святыни. Он также послужил причиной бесследной пропажи скульптуры Афины Парфенос. После пожара храм восстановили, но Парфенон выглядел уже немного иначе.

Спустя 800 лет античному святилищу было суждено превратиться в христианский собор. Все античные богатства вывезли в Константинополь, а сам храм вновь немного перестроили на новый лад. Миновали столетия, и в 15 веке Парфенон стал мусульманской мечетью, т.к. Афины были захвачены турками. Они закрасили все противоречащие их вере сюжеты, однако больше внутреннее убранство ни в чем затронуто не было.

Позднее, в 1687 году, во время войны здесь хранили боезапасы. Обстрел Акрополя с высоты и прямое попадание в ящики с порохом буквально превратили Парфенон в руины. Двести лет эти обломки простояли на холме, как память о былом славном прошлом. В 1840 году на античное святилище вновь обратили внимание и решили провести его реставрацию. С переменным успехом этот процесс длится и по сегодняшний день.

Где находится Парфенон и как до него добраться

В сознании многих путешественников в первую очередь Греция – это Афины и Парфенон.

Туристам не придется долго плутать по Афинским улочкам, разыскивая место, где находится античный Парфенон. Найти его очень легко, т.к. главный храм Афин, как и римский Пантеон, расположен в историческом центре столицы.

Путеводным ориентиром является Акрополис – главное святилище в Греции, находящееся на возвышенном холме. Чтобы до него добраться, следует сесть на красную линию местного метро и доехать до одноименной станции Akropolis. Вы выйдете на пешеходную улицу Dionysiou Areopagitou, которая, плавно поднимаясь в гору, выведет вас прямо в Храм Афины.

Колонны парфенона
Улица Dionysiou Areopagitou

Особенности архитектуры Парфенона

К сожалению Парфенон, древнегреческий храм богини Афины и памятник античной архитектуры, не дошел до наших дней во всей своей красе. По сохранившимся описаниям архитектурного комплекса, он был новацией и прорывом в греческой архитектуре того времени.

Окруженный дорическими колоннами Храм богини мудрости Афины должен был стать самым величественным и роскошным сооружением в Греции. Но в силу последующих действий христианских и мусульманских захватчиков, храм потерял большинство элементов античного декора.

Восточный фронтон здания украшала скульптурная композиция «Рождение Афины», а западную часть посвятили спору Афины и Посейдона за покровительство над греческой столицей. Исторические сцены содержали фризы и метопы Парфенона. В частности, на них была изображена битва богов с гигантами, а также сражения с амазонками, эпизоды Троянской войны и торжественные процессии.

Отдельного внимания заслуживает статуя Афины, выполненная из дерева и украшенная с помощью золота и слоновой кости. Фидий не пожалел на блеск и величие своего изваяния целой тонны золота, а потомки разграбили его уже спустя век после постройки храма.

Но отличительные особенности архитектурного решения скрыты не в декоре, а в основании храма.

Планировка

Возвышенность Акрополя предоставляет естественную защиту во время осады, так что об оборонительной функции при возведении храма не задумывались.

В основании сооружения заложен трехступенчатый подъем, на котором базируется прямоугольной формы здание, окруженное колоннадой. Колонны – это чуть ли не центральная часть Парфенона, так как благодаря им воплощена идея идеального оптического восприятия форм.

Внутреннюю часть святилища отделяли от колонн еще две ступени. Длина храма изнутри составляла 60 м, при ширине в 22 м. В здании размещалась большая площадка со статуей Афины, также окруженная по периметру колоннами. По бокам от нее находились еще два небольших помещения. Внутренние фризы Парфенона изображали праздничное шествие дев на Акрополь с дарами к мудрой Афине, покровительнице города, о чем повествуют рельеф на западном фронтоне.

Материал и технологии

Большая часть святыни возводилась из камня.

В качестве строительного материала для здания были выбраны блоки из пентелийского мрамора. При этом укладывались блоки «насухую», т.е. без добавления цемента или иного строительного раствора. Для этого каждый камень тщательно обтачивался и подгонялся под определенный размер. Крышу храма также выкладывали из мрамора, но перекрытия были деревянными.

Примечательно, что свойства материала создали еще одну уникальность Парфенона. Этот вид мрамора хорошо поглощает солнечные лучи, изменяя свой цвет на золотистый. Поэтому с южной стороны, где сильно припекает солнце, храм окрасился в желто-золотой цвет, а на севере здание отливает пепельно-серым оттенком.

Скульптурный ансамбль

По части декоративного убранства Иктин и Калликрат передали свои полномочия Великому Фидию.

Главной скульптурой, несомненно, являлась статуя Афины Парфенос, расположенная в центре храма. Множество рельефов с историческими и мифологическими сюжетами было расположено на метопах, фризах и фронтонах. Немало в Парфеноне насчитывалось и фигур исторических персонажей.

Но, к сожалению, до наших времен дошла малая часть скульптур. Грекам удалось сохранить 30 статуй, 96 фризовых частей и 57 метоп.

Колонны парфенона

Парфенон – прошлое и современность

Перикл говорил своим современникам, что строительство Парфенона станет потомкам поводом для гордости за своих предшественников. И он оказался прав. Сегодня Акрополь и Парфенон одно целое, т.к. храм является центральным элементом древнего святилища. И пусть утеряна статуя богини Афины Парфенос, и разрушены фризы и фронтоны Парфенона, современные греки гордятся историческим прошлым.

Святыню стремятся восстановить в первозданном виде: такой, как она находилась в свои лучшие античные времена. И хотя начало строительства восстановленного храма началось почти 2 века назад, к сожалению, оно до сих пор не завершено, т.к. не на все работы хватает средств. В современном мире необходимо считаться с политическими и экономическими трудностями, так что памятники прошлого отодвигают на задний план. Но греки верят, что обязательно наступит тот день, когда Парфенон засияет в своем былом величии.

Посещение Парфенона

Вход на территорию Акрополя платный: цена билета составляет 12 евро. За эту сумму вы сможете осмотреть не только Парфенон, но и другие расположенные на холме достопримечательности. А это и Храм Зевса, и театр Диониса, и Римская Агора и древнейший район города – Керамик. Приобретенная проходка будет действовать в течение 4 дней, так что можно не спеша изучить и запечатлеть древнегреческую архитектуру на фото и видео.

Доступ на территорию открыт с 8.30 до 18.00. Если вы не любите соседство многочисленных туристов, то лучше выбрать для посещения утренние часы. Также следует учесть, что подойти к Акрополю можно с разных сторон: здесь оборудовано несколько касс и ворот. Наименее загружены входы у музея и у театра Диониса.

Перед кассами расположены небольшие ларьки, где можно приобрести газировку или свежевыжатый сок. Имейте в виду, что к достопримечательностям со стаканом сока вас никто не подпустит, так что лучше покупать напитки в бутылках или банках. Также, прежде чем пройти на территорию необходимо оставить крупные сумки и рюкзаки в специальных камерах хранения. Еще из запретов стоит отметить, что к памятникам прошлого категорически запрещено прикасаться руками.

К ограничениям стоит отнестись с пониманием, поскольку они направлены на то, чтобы лучше сберечь едва дошедшие до нас частички Античной славы. Осадок от этих небольших неудобств забудется при первом взгляде на уникальные шедевры древней архитектуры и скульптуры.

Источник: dzadziki.com

Парфенон до Парфенона

Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.

Дворец Афинских царей

Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).

Первый храм Афины в Акрополе

После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма). Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины. Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.

Храм Гекатомпедон

Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.

Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм – неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистратов (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.

Храм Опистодом

Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь – Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на северном склоне Акрополя у стены Эрехтейона.

Строительство Парфенона

В 449 году на народном собрании Афин было принято решение о перестройке Акрополя, который после окончания греко-персидских войн лежал в руинах. Важнейшее место в скульптурном ансамбле было отведено новому величественному и роскошному храму в честь богини Афины. Для строительства святилища были выбраны лучшие строители, зодчие, архитекторы, художники, а средств на возведение нового алтаря не жалели.

Так как Афины на тот момент были демократическим городом, то каждый житель имел право знать, как расходуются выделенные средства. Именно поэтому все финансовые и строительные отчеты вырезались на камнях и выставлялись для всеобщего обозрения. Эта методика ведения отчетности в наши дни частично помогает археологам восстановить хронологию событий, оценить затраты и даже узнать причины срыва сроков. К сожалению, «отчеты по Парфенону» сохранились в очень плохом виде: часть отсутствует, а часть тяжело подается расшифровке.

Считается, что строительство Парфенона началось в 446 году до нашей эры. Для нового храма была выбрана ровная площадка в самом высоком месте священной скалы. Первые пару лет были посвящены добыче мрамора и доставке его на священную скалу. В большинстве случаев камни добывались из горы Пентеликон (23км от Афин), подвергались частичной обработке, затем доставлялись на Акрополь и уже здесь приобретали свои окончательные формы.

Для этих целей была сооружена специальная камнетёсная мастерская, в которой и велись работы по приведению мрамора в «нужную кондицию». Для выполнения работы каменотесов привлекались как свободные жители города, так и рабы. Рабы, как правило, выполняли черновую работу, а вот сложные и ответственные операции по вырезанию пазов и шлифовке мрамора выполняли только свободные люди.

Если говорить об авторе Парфенона, то тут есть несколько версий. Самая распространенная – сам проект был создан и придуман Иктиным, а непосредственно руководил работами Калликрат. Не остался в стороне и Фидий, который занимался отделкой и внешним украшением храма. Некоторые историки спорят с этим и говорят о том, что Фидий не только «украшал» Парфенон, но и руководил работами, а Иктин и Калликрат лишь помогали ему. Учитывая, что строительство Парфенона пришлось на эпоху Перикла, который очень уважал Фидия, то лично нам эта версия кажется более правдоподобной. Но самое интересное в том, что в эпиграфических документах, сообщающих о строительстве Парфенона, все эти имена вообще отсутствуют. Безусловно, все трое сыграли важную роль при строительстве Парфенона, а кто из них был «самым главным» уже не так важно.

К 438 году основные работы были закончены, и храм был освящен в день празднования Панафиней. Но стоит сказать, что различные доработки, касающиеся главным образом внешнего вида храма, длились вплоть до 432 года до н.э., речь идет о создании скульптур метоп, фриза, фронтонов и т.д.

Архитектура Парфенона

Наверное было бы логично продолжить статью дальнейшей историей Парфенона, но мы должны остановится на его архитектурных особенностях. Если они вас не очень интересуют, то можно смело пропустить этот раздел.

По своему внешнему виду Парфенон представляет собой классический прямоугольных храм с колоннадой (периптер) из 46 колонн. Размеры храма 69.54м в длину и 30.89м в ширину. По своему стилю храм относится к дорическому ордеру с рядом элементов ионического. Например, вместо характерных для дорического ордера шести колон на фасаде, он имеет восемь, а это уже ионический стиль. Боковые стены с каждой стороны украшает 17 колонн (включая угловые), каждая из которых имеет по 10-12 барабанов. Высота колонн с капителями – 10.43 метра, а диаметр от 1.905 до 1.944м, причем кверху он уменьшается. Крыша храма была выполнена из черепицы.

Мы позволим себе не углубляться во внутреннее устройство храма, потому как людям, не связанным с архитектурой, все эти пронаосы, амфипростили и стилобаты ни о чем не расскажут, а тех, кто в этом понимает наше невежество в описании сильно повеселит. Лучше мы расскажем о скульптурном украшении храма, тем более, что частично оно сохранилось до наших дней и увидеть его может любой желающий, если отправиться в Афины или Лондон.

Над скульптурным оформлением Парфенона работал Фидий и этот факт почти не оспаривается историками. Условно все оформление храма можно разделить на четыре значимых части: золотая статуя Афины Парфенос, метопы внешнего фриза, внутренний фриз и скульптуры на фронтонах.

Скульптура Афины Парфенос

Центральное место в храме отводилось огромной статуе Афины Парфенос, которую выполнил Фидий. Это была классическая хрисоэлефантинная скульптура (выполненная из слоновой кости и золота) высотой 11 метров. До наших дней статуя богини не сохранилась, но ее внешний облик удалось восстановить по многочисленным копиям и рисункам. В левой руке Афина держит щит, на внешней стороне которого изображена битва с амазонками, а на внутренней – битва с титанами.

По легенде, в барельефе битвы амазонок Фидий изобразил себя в образе Дедала, а Перикла – в образе царя Тесея. В правой руке Афины Парфенос – богиня Ника. На всех копиях она выглядит совсем крошечной, в оригинале же это был отдельный архитектурный шедевр высотой почти 2 метра. Пьедестал статуи был украшен сценой рождения Пандоры – первой женщины.

С историей статуи связан грандиозный скандал: Фидия и Перикла обвинили в растрате государственных средств, которые были выделены на создание статуи Афины. По одним данным Фидий смог доказать свою невиновность, по другим, все-таки оказался в тюрьме. Принято считать, что статуя была уничтожена во время пожара в пятом веке нашей эры, но некоторые ученые пытаются доказать, что она «прожила» гораздо дольше, так как в X веке упоминание о ней всплывает в истории Константинополя.

Метопы Парфенона

Говоря о скульптурном украшении Парфенона нельзя не рассказать о метопах, или, как их еще называют, о дорическом фризе храма, который украшал внешнюю колоннаду. Внешний фасад Парфенона украшали 92 метопы, на каждой из которых был создан отдельный шедевр в виде барельефа. Все их объединяла между собой единая тема. Южный фасад украшен сценой битвы кентавров с лапифами, на севере – эпизоды Троянской войны, западную сторону украшала битва амазонок, а на востоке – битва богов с гигантами. До наших дней сохранилось 57 метоп, основная часть принадлежит восточному фасаду. Сорок две метопы можно увидеть в Новом музее Акрополя в Афинах, а 15 в Британском музее в Лондоне.

Ионический фриз Парфенона

Еще один фриз, но уже в ионическом стиле, был создан для украшения верхней части внутреннего помещения храма. Длина этого скульптурного полотна составляла 160 метров, а высота 1.02 метра. На барельефе изображено панафинейское шествие, картина включает в себя 378 изображений людей и богов и около 200 животных и представляет собой уникальное произведение античного искусства. До наших дней из 115 пластин сохранилось 96: пятьдесят шесть из них можно увидеть в Лондоне, а сорок находятся в экспозиции музея Акрополя, также фрагменты можно увидеть в Ватикане, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Палермо и Вюрцбурге.

Фронтоны Парфенона

Ну и последняя скульптурная особенность Парфенона, о которой мы не можем не упомянуть – это его фронтоны. Внутреннюю часть фронтонов восточного и западного входа украшали гигантские скульптурные композиции, которые к нашим дням почти не сохранились. С восточной стороны был изображен миф о рождении Афины из головы Зевса, а с западной был представлен знаменитый спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. До наших дней дошли лишь части 30 статуй: 19 из них можно увидеть в Британском музее, а 11 находятся в Афинах.

Как это ни странно, но в декоре Парфенона огромную роль сыграла живопись. Сейчас в это сложно поверить, но раньше главный храм Акрополя был цветным. Особенно ярко был раскрашен фриз: триглифы – синие, фон метоп – красный, тении – темно-красные. Скульптурные группы также были раскрашены как на метопах, так и на фронтонах. Колонны же, кроме узкой полоски, отделяющей шейку капители, сохраняли естественный цвет пентеликонского мрамора.

Дальнейшая история Парфенона

Но вернемся к истории самого знаменитого античного храма в мире. Практически сразу после окончания строительства Парфенона в Греции разразилась Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой первые потерпели сокрушительное поражение и лишились всего, что у них было, включая свой демократический политический строй. Лишь спустя несколько лет афинянам удалось освободится от навязанного режима и частично, хоть и в гораздо меньшей степени, чем раньше, восстановить свою государственность. Но не успели греки оправиться от гнета спартанцев, как пришла эпоха македонцев сначала в лице царя Филиппа II, а затем его сына Александра Македонского. Несмотря на то, что в 323 году до нашей эры Александр Великий покончил с афинской демократией, он не стал разрушать Афины и его святыни, как это обычно делают завоеватели. Более того, он приказал повесить на восточном фасаде Парфенона четырнадцать щитов, а позднее преподнес Афине-победительнице дары в виде 300 доспехов побежденных персов.

В конце IV века до нашей эры к власти пришел Деметрий Полиоркет, который использовал Парфенон в качестве своего дворца, в котором поселился вместе со своими многочисленными любовницами. А дальше каждый новый правитель превосходил предыдущего по степени надругательства над священным для афинян местом. Так в начале III века до н.э. афинский тиран Лахарес приказал снять все золото, которым была украшена одежда статуи Афины Парфенос, предположительно именно в это время статуя была «переодета» в бронзу. По другим данным, после того, как статую «раздели» –  она пропала вовсе.

В начале II века до нашей эры в Парфеноне устанавливается огромный памятник в честь одного из представителей пергамской династии Атталидов. Он был установлен справа от входа в храм и в высоту практически доставал до крыши. Спустя несколько десятков лет слава Атталидов пошла на спад и монумент быстренько переделали в честь императора Августа. Как это ни странно, но античные историки не упоминают о пожарах, которые были в Парфеноне, и какие разрушения они нанесли.

Эту информацию частично можно обнаружить лишь в сохранившихся речах древнегреческих ораторов, которые иногда в своих трактатах используют отсылки к истории. Тем не менее, археологам удалось установить, что в III веке в Парфеноне бушевал огромный пожар, который уничтожил крышу и внутренние перекрытия, мраморные блоки потрескались, колоннада в восточной части храма практически обрушилась.

Реставраторы того времени, видимо, приходились далекими родственниками московскому мэру, потому что при реконструкции храма не ставилась задача восстановить облик святилища или сохранить уникальные скульптурные украшения, задача была сделать быстро. Поэтому крышу сделали только для того, чтобы защитить внутренние помещения, а на восстановления колонн пошли блоки, которые остались от разрушенных храмов, а также мраморные таблички с финансовой отчетностью.

Превращение в христианский храм

Точных сведений о том, когда именно храм Афины был превращен в христианскую церковь история не сохранила. Но археологи предполагают, что это произошло в V-VI веке нашей эры. Именно тогда Парфенон был разграблен, а все сохранившиеся на тот момент сокровища были вывезены в Константинополь. В византийский период истории Афин Парфенон служил православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы и был четвёртым по значимости паломническим центром Восточной Римской империи после Константинополя, Эфеса и Салоник. Значимость храма была настолько велика, что император Василий II прибыл в Афины в 1018 году с единственной целью – поклониться Парфенону.

Во времена правления Оттона де ла Роша в Парфеноне разместилась резиденция французского архиепископа. На какой-то период храм превратился в католическую церковь и стал именоваться собором Афинской Богоматери (Notre Dame d’Athenes). В течение следующих 250 лет власть над Афинами сначала перешла к каталонцам, а затем к итальянцам. При первых Парфенон стал называться Санта-Мария-де-Сетинас, а при вторых сменил имя на Санта-Мария-ди-Атене.

Перестройка античных храмов в христианские была довольно распространенным явлением, вспомнить хотя бы храм Гефеста в Агоре. При перепланировке страдал как внешний облик храма (например, чтобы добавить света в скульптурном фризе Парфенона были прорублены окна), так и внутренний. Все, что могло пригодиться для совершения богослужений оставляли или переделывали, остальное же безжалостно уничтожали.

Превращение Парфенона в мечеть

В середине XV века Афины переходят под власть Османской империи, которой в то время правил Мехмед II Завоеватель. Акрополь был преобразован в турецкий гарнизон: в Эрехтейоне разместился гарем султана, в Пропилеях поселился военный комендант, а Парфенон почти сразу же превратили в мечеть. Христианские и языческие росписи забелили, чтобы не было видно, а построенную в христианские времена колокольню переоборудовали в минарет. Почти два столетия Парфенон был мусульманских храмом. В 1687 году во время очередной турко-венецианской войны Парфенон был разрушен.

Произошло это 26 сентября 1687 года. Надеясь, что противник не станет обстреливать бывшую христианскую святыню, османы решили спрятать в Акрополе женщин, детей и боеприпасы, но глава венецианской армии генерал Отто-Вильгельм Кёнигсмарк, несмотря ни на что приказал обстрелять Акрополь. Пушки были установлены на холме Филопаппу, поэтому и Парфенон, и другие строения священной скалы были как на ладони. После попадания снаряда в храм произошел взрыв, в результате которого большая часть храма обрушилась. С этого момента история Парфенона становится историей руин.

Вскоре венецианцы оставили Афины, а турки вновь разбили гарнизон на Акрополе, но гораздо более скромный. В руинах Парфенона была построен новая мечеть, а вот то, как она выглядела сейчас может узнать каждый. Дело в том, что на первой известной фотографии Парфенона, сделанной в 1839 году, мусульманский храм прекрасно виден невооружённым глазом.

Окончательное разрушение Парфенона

Постепенно могущество Османской империи стало падать и без надежной защиты памятники Акрополя стали быстро ветшать. Нередко камни от них шли на строительство домов, известны случаи, когда разбивали колонны, чтобы достать свинцовые скобы, которые соединяли барабаны. Как правило, все это было делом рук местных жителей, которым нужно было как-то выживать. Но не остались в стороне и европейцы, которые устроили настоящую охоту за уцелевшими фрагментами фризов и скульптурами.

Самый известный случай – это «мраморы лорда Элджина», которые сейчас выставляются в Британском музее (мы подробнее рассказывали об этом в статье про Новый музей Акрополя). Можно встретить фрагменты фриза Парфенона в Лувре, которые вывез из Афин в 1780 году французский дипломат Огюст де Шуазёль-Гуфье. Но самое печальное то, что судьба большинства фрагментов так и остается неизвестной.

Памятник античного искусства и история его реконструкций

В 1832 году Греция получает долгожданную независимости и уже через два года (28 августа 1834 года) Парфенон официально становится не просто руинами, а памятником античного искусства. Именно с этого времени в истории Парфенона наступает новый этап – этап археологических раскопок и бесконечной реставрации. В 1835 году на территории Акрополя были снесены все постройки, оставленные турками, венецианцами и прочими «варварами». Начались масштабные исследования, результатом которых стало то, что на холме остались лишь памятники, построенные до нашей эры, все остальное было снесено, как, например, Франкийская башня, располагавшаяся чуть южнее Пропилеев.

Справедливости ради стоит заметить, что шли и восстановительные работы. Так в 1840-х годах было частично реконструировано четыре колонны северного фасада и одна с южной стороны храма, около полутора сотен мраморных блоков были возвращены в стены внутренних помещений Парфенона. К сожалению, в 1894 году произошло сильное землетрясение, которое серьезно повредило храм и привело к новому витку реставраций. После землетрясения к работам над восстановлением древнего святилища был привлечен греческий архитектор Николаос Баланос, которые посвятил этому делу 40 лет своей жизни. Во многом благодаря ему, Парфенон приобрел тот вид, который мы можем сейчас видеть.

Уже после смерти архитектора, его труды подверглись жесткой критике, и надо сказать, что не просто так. Главная проблема была в том, что для скрепления блоков Николаос использовал металлические стержни, которые со временем ржавели и разрушали мрамор. В 1986 году было принято демонтировать крепления и заменить их на титановые.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Работы по восстановлению Парфенона идут и в наши дни, и когда они будут завершены не знает никто. Помимо работ над внешним видом, планируется провести реставрацию и внутри храма. Если все получится, то в скором времени туристы смогут увидеть остатки апсиды, сохранившийся с христианской эпохи, и постамент статуи богини Афины Парфенос.

Копии Парфенона в мире

Помимо оригинального Парфенона в Афинском Акрополе существует несколько известных копий, которые, безусловно, заслуживают внимания:

  • Копия Парфенона в американском Нэшвилле, созданная в 1897 году архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом. Главная ее особенность в том, что это полномасштабная реплика знаменитого античного храма. Сначала он был создан из дерева, а в первой четверти XX века здание перестроили в бетоне. В 1990 году храм украсила статуя богини Афины Парфенос.
  • Зал славы Вальхалла – это еще одна копия Парфенона, но уже в меньшем размере, которая расположилась в баварском городе Регенсбург. Реплика была создана в 1842 году архитектором Лео фон Кленце, тем самым, что построил в Санкт-Петербурге здание Нового Эрмитажа.

Также миниатюрные модели Парфенона можно увидеть в некоторых парках миниатюр, например, в парке Tobu World Square в Японии или Window of China на Тайване.

Заключение

Увидеть Парфенон можно бесплатно с холма Филоппапу, но он будет очень далеко. Если купить билет в Акрополь, тогда можно подойти к величайшему античному храму довольно близко. Обратите внимание, что оригинальные части фризов и фронтонов хранятся в Новом музее Акрополя, а непосредственно на священной скале можно увидеть лишь копии. Билет в Акрополь обойдется вам в €20 (или €30 по комплексному билету), а билет в Новый музей Акрополя – €5.

Уникальный античный храм еще очень долго будет волновать умы археологов, историков и архитекторов – сложно представить сколько событий и судеб людей видели эти мраморные колонны, какие секреты он еще скрывает. Стоит ли тратить драгоценные двадцать евро на осмотр груды камней каждый решит для себя сам, но наше личное мнение: вы не видели Афин, если не побывали в Акрополе и не увидели своими глазами эти красивейшие руины древнего Парфенона.

Книги о Парфеноне

  • Мэри Берд «Парфенон» (серия «Биография чудес света») купиить на Лабиринте, посмотреть на Ozon.ru
  • Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. «Судьба Парфенона» купить на Ozon.ru, скачать на Litres

Источник: poznamka.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.