Образ человека в древней греции


РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

Тема: «Идеал человека в культуре древней Греции»

Выполнил студент группы Д-213

                                                                           Балтачеев, Д.А.


                                                                                                      Руководитель: Быстрова, А.Н.

Новосибирск 2012

Источник: 5fan.ru


Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация


Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.



Наименование:


реферат Идеал человека в древнегреческой культуре

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.12.2012. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):

Образ человека в древней греции  «Идеал человека в древнегреческой культуре»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                    
  Москва 2012
Введение
Древние греки ощутили Землю  и космос как
обитель людей и богов и как  единство
борьбы и любви, названное ими  гармонией.
Для них человек был так же прекрасен 
как боги, хотя и смертен.
Основы современной европейской  цивилизации и культуры — науки, литературы, философии, пластических искусств, театра — были заложены в отдаленном прошлом, во время античности.
Их создательница — Древняя Греция, Эллада, страна, располагавшаяся в  южной части Балканского полуострова  и на прилегающих к нему островах Эгейского моря.
Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв.

н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих  поколений, веками оказывали влияние  на культуру Европы.
Дать определение предмета эстетики не так легко ввиду широты той  области, которая охватывается понятием эстетическое.
Эстетика является частью философии, так как в ней фиксируются  не только определенные стороны, связи, закономерности, свойство действительности, искусства, человеческой практики, образа жизни людей и т.д., но и отношение  к ним, их оценка.
Основная терминология и главные  понятия эстетики в европейско-средиземноморском  ареале сложились именно в Древней  Греции, которую мы и будем рассматривать. Впоследствии эти понятия в той  или иной форме развивались до появления собственно дисциплины эстетики. К ним относятся такие термины и понятия: красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, катарсис, гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка, калокагатия, канон, мимесис, символ, образ, знак, свет, цвет и др. Но не все из них в древности имел тот смысл, в котором их употребляет современная эстетика, однако культурно-исторический процесс включил к ХХ веку большую часть из них в смысловое поле эстетики.
 
1. Эстетический идеал
 Человек — мера всех  вещей
Греки гениально сформулировали и  объяснили понятие гармонии.

о  связующее начало, объединяющее элементы в некое целое, такая слаженность  и соразмерность частей целого, что  ни прибавить, ни убавить ничего нельзя без того, чтобы не испортить. Гармония есть некий божественный порядок, противостоящий хаосу как изначальной неорганизованности, порядок, заведенный богами, но доступный  человеческому пониманию. Здесь  и рождается западное, основанное на разуме, представление о гармонии.
Все в мире, по мнению эллинов, обнаруживало гармонию — от устройства космоса до произведений человеческих рук. Небо уравновешивалось землей, море — сушей, зло — добром, рабство — свободой, слезы — смехом. Противоборствующие силы взаимно поглощали друг друга  и создавали устойчивость, равновесие и симметрию. Гармонична, сточки зрениия греков, была семья, в которой мужчина олицетворял общественную жизнь, а женщина — жизнь частную.
2. Идеал красоты Древней Греции
Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты запечатлен в множестве художественных произведений этой эпохи. Идеал греков — прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Красивый человек — это воплощение гармонии духа и тела. Изучая человеческое тело, Поликлет вычислил те соотношения, которые делают фигуру совершенной. Так голова должна составлять 1/8 общего роста, ноги — не превышать в длину половины роста.

тупню признавали красивой, когда второй палец заметно длиннее большого. Руки считались пропорциональными, если вытянутый средний палец не заходит за середину бедра (ее измеряли с внутренней стороны, в промежутке от паха до колена) и при этом обе части руки — от запястья до локтя и от локтя до подмышечной впадины — по длине одинаковы.
Красивое лицо имеет правильную овальную форму и делится по высоте на три равные части: от основания волос до верхней части бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Брови, ровные и тонкие, повторяют форму глазных впадин. Расстояние между глазами равняется длине глаза. Размер рта соответствует ширине нижней части носа. Верхней губе следует быть изогнутой в форме лука, и губы должны иметь одинаковую толщину. Идеальный нос — прямой по всей длине, а лоб — покатый, в профиль, составляющий с носом ровную линию. Подобный прямой профиль и принято сейчас называть греческим.
Эталоном женской фигуры считалась  фигура Афродиты Милосской. Ее пропорции соответствовали пропорциям «золотого сечения».
Также эту красоту выразили в  цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии — 69 см, бедер — 93 см.
Все чрезмерное — слишком громкое  или тихое, громадное или малюсенькое — вносило дисгармонию и вело к  беспорядку, хаосу. Человек, уродливый  физически, равно как и одаренный, выбивался из общей массы и  нарушал гармонию.

зумеется, эллины гордились своими гениями и героями. Но и очень жестоко расправлялись  с ними. Величайший законодатель Перикл в конце жизни был отдан  под следствие, гениальный скульптор  Фидий скончался в изгнании, как  и полководец Фемистокл, выигравший судьбоносную для Афин морскую битву у Сламина, глубочайший философ Сократ приговорен к смерти по ложному обвинению. Такова обратная сторона культа гармонии, связанная с древнейшим представлением о том, что вид выживает не благодаря выдающимся, а за счет усредненных.
Таким образом, Древняя Греция стала  первым этапом рефлексии эстетического  сознания, первыми шагами к возникновению  эстетики, которая сложилась на основе философских размышлений. В сущностно-метафизическом смысле эстетика является особой формой бытия-сознания; некое специфическое  духовное поле, в котором человек  обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию.
Греческие племена, перейдя от первобытнообщинного  строя к классовому обществу, создали  небывалую по своему богатству и  многогранности культуру, изобразительное  искусство и архитектуру. «Без того фундамента, который был заложен  Грецией и Римом, не было бы и современной  Европы» — писал Энгельс.
Складывается впечатление, что  на одном маленьком клочке земли  сосредоточились множество умнейших людей, как, будто полностью располагает  этому географическое положение, обстоятельство античного рабовладения Древней  Греции. Может быть, солнце в этом месте сияло как-то по-особому, которое  воздействовало на такой взрыв умов.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту  и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие  поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.
Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты.
Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих  поколений, веками оказывали влияние  на культуру Европы.
Древняя Греция внесла огромный вклад  в историю настоящей культуры, философии, эстетики. Она дала начало многим наукам. Пусть даже некоторые  суждения нам кажутся сейчас устаревшими  или древними, но из них мы подчеркиваем много необходимого для нас сейчас.
3. Характерные черты древнегреческой культуры
Термином «античная  культура» обозначают культуру Древней  Греции и Древнего Рима с  XIII-XII  вв. до н.э.и до   IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.
Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что  у греков мы чувствуем себя дома, «потому, что находимся в сфере  духа, и если национальное происхождение  и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения  духа следует искать прежде всего в Греции». (Гегель. Соч. М…; Л., 1935, т. -8, с 211).
Гегель не преувеличивал  значение греческого мира для последующей  истории. Духовный импульс, которым  древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает  свое влияние и сегодня.
Греция на протяжении веков не представляла собой  единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:
— интерактивный характер (интеракция — взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;
—  космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории — красота, мера. Мера едина и неделима, она — характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия — гармония — единство в многообразии.
Наличие канона — совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции — скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда «Канон».
Идеал, к которому должен стремиться человек — калокагатия (kalos) — прекрасный, (agalhos) — хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.
Таким образом, уже  космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор — «Человек есть мера всех вещей».
Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

    Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества — художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.
    В Древней Греции берет начало диалектика — умение вести беседу.
    Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим звеном между древневосточными цивилизациями  и античностью являлась крито-микенская  культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются «Илиада» и «Одиссея».
Гомеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры — так называемый геометрический  стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.
С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного  строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты  греческой архаики. Становление  и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного  дела и металлургии,  строительной техники и архитектуры, керамического и  текстильного производства, развитии флота.
В эту эпоху  возникли почти все основные формы  античной культуры и искусства — материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство — архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура  — исходный рубеж классической культуры Эллады.
Социальной основой  образования и развития античной культуры служил полис — типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.
В полисах действовали  разные органы управления, но верховным  органом в большинстве полисов  было народное собрание. Еще одной  особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность  в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.
Непременным атрибутом  полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали  также центрами становления и  развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.
Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла  такую возможность, защищая ее права  и свободу.
С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.
 
Список  литературы:

    Бычков В.В. Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2002.

 

    Быкова Э.В. Античная культура: социальные и духовные основы. Учебное пособие. — М, 2004.

3. Лосев А.Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы — М., 1994.
4. Материалисты  Древней Греции. М., 1995
5. История мировой Культуры. Культура Древней Греции http://www.culture-history. kiev.ua/analitika/grecia.htmL
6. Культура древней Греции. http://belportal. info/kultura-drevnej-grecii
 

и т.д……………..


Источник: www.webkursovik.ru

Красота по-гречески

 

Такое понятие, как прекрасное тело, греки перевели не только в наглядные изображения в виде статуй, картин, рисунков, набросков, но и математические значения. Так, идеальный рост женщины составлял 164 см, обхват груди – 86 см, для талии отводили целых 69 см, а бедрам позволялось роскошествовать на все 93 см. А ведь эти параметры совсем недалеко ушли от привычных современникам 90*60*90.

Культ тела в древней Греции воплощался в разных ситуациях, а иногда даже спасал жизни обладательницам прекрасных пропорций. Так, гетера или натурщица Праксителя Фрина, по образу которой скульптор создал изваяние красавицы Афродиты, была осуждена. Ей вменяли порочное поведение. Но на суде, перед самим оглашением приговора, она предстала перед вершителями в чем мать родила. Суд постановил, что такое совершенное тело никак не станет вмещать грешную душу и отпустили Фрину восвояси.

Кстати, пропорции – это хорошо, но в древней Греции и мысли не могли допустить о том, что идеальное тело можно представить в ссутуленном, скрюченном виде. Красивая осанка – вот еще чему уделяли огромное внимание древние греки.

Впрочем, что касается понятий красоты и пропорций тела и черт лица, многие мыслители, к примеру, не соглашались с канонами относительно параметров, выраженных в цифровых значениях. Они допускали значительные отступления от них, говоря об исключительно визуальных характеристиках. Красота для древних греков являлась скорее формой бытия.

А вот Пифагор напротив выводил идеальное цифровое соотношение размеров тел и лиц. Математик долго искал соответствующие параметры и их «правильное» соотношение. Прекрасным считалось лицо, которое визуально делилось на равные части. Их могло быть 3 или 4. Если выбиралось разделение на 3 части, одна из линий проходила через надбровные дуги, другая – через кончик носа. Если лик делили на 4 части, нижняя линия шла относительно верхней губы, далее следующая – по зрачкам, третья – по верху лба.

Греки считали совершенным абсолютно прямой нос, округлые широко раскрытые, большие глаза с дугообразными веками. Внимание уделялось и расстоянию между глазами. Оно не должно было равняться значению, превышающему длину 1 глаза.

Рот должен был по канонам иметь величину, равную 1,5 длины глаза. Лоб не должен был быть высоким. Волосы разрешалось носить на пробор или обрамлять лицо красивыми завитками локонов.

По словам Аристотеля, красота сводится к правильным соотношениям частей тела и лица. При этом должны быть соблюдены принципы симметрии, а в целом восприятии фигура просто обязана выглядеть законченно и органично. Так, наиболее яркими воплощениями таких описаний прекрасных тел и лиц считались античные статуи Аполлона, Афродиты, Артемиды.

Очень огромное значение имела молодость. Считалось, что совершенное тело – молодо и еще тем красиво. Якобы от этого даже мысли становятся благороднее.

Образ человека в древней греции

Как добиться совершенных параметров?

Разумеется, не все жители древней Греции соответствовали принятым идеалам. Но многие добивались нужных параметров, занимаясь долгие месяцы и даже годы спортом. Тело, имеющее вид натренированного, с ясными, атлетическими очертаниями, считалось прекрасным.

И все же, в основы красоты греки вкладывали не только идеальные параметры тел, но и единство в гармонии тела с духом. Если человек довел свои формы до совершенства и при этом он не находит себе места, не может справиться со своими волнениями, страхами, как современники сказали бы – стрессом, какой же он в этом случае красивый? Идеально прекрасный человек – умиротворенный, красивый душой и телом.

А что же до канонов и модулей. Ученые древней Греции выработали несколько правил. Человека, который им следовал, признавали красивым. Итак, формы тела не должны были быть угловатыми, а только округлыми, линии — мягкими. Если у женщины при этом прямой нос и большие глаза, то не меньшее внимание она должна уделять своей причёске.

Локоны следовало не подстригать или лишь подравнивать в течение жизни. Шевелюру аккуратно укладывали на затылке и красиво крепили волосы лентой. Такая прическа называлась «Античный узел». Кстати, он в моде и поныне.

Молодые люди брились ежедневно. При этом они также, как и дамы, не стригли свои локоны, а красиво убирали их наверх, перехватывая обручем или тканевой повязкой. Что же до взрослых мужчин, то они волосы стригли коротко, а бороду и усы отращивали.

Представительницы прекрасной половины, равно как и мужчины, ухаживали за кожей лица и тела. В правилах было строгое соблюдение гигиены. Гречанки древности любили, чтобы их лица были беленькими и чистыми. Для достижения такой красоты дамы пользовались белилами. Больше всего везло обладательницам голубых глаз. Такой цвет считался эталоном. Волосы лучше было иметь золотые или просто светлые.

Женщины украшали свое лицо. Они подводили глаза. Для этого применяли специальную эссенцию, которую сначала выжигали дотла, а пеплом рисовали изящные стрелки. Наносили и румяна. Цвета, которые использовали для придания яркости щекам, красный, коралловый, ярко-розовый. Дамы не забывали красить и губы, а также использовать пудру.

Все вышеописанное касается женщин, принадлежавшим к знатным родам. Что же до простолюдинок, они не имели косметики, да и при большом желании разнообразные краски для лица им было не достать. Для ухода за своей кожей им доводилось использовать лишь маски из теста с добавлением яиц и приправ.

Образ человека в древней греции

Блондинки – в почете

Мода на белокурые локоны или хотя бы пепельного цвета пришла к нам именно из Греции. Прически принято было украшать диадемами, лентами, обручами и даже бусами. Локоны должны были быть пышными, желательно завитыми. Можно было прическу делить на пробор. Челки носить было не принято. Волосы убирали со лба и висков, собирали и закалывали на затылке.

Да, именно светловолосые женщины нравились древним грекам-мужчинам больше всего. Венера была златокудрой. Но, помимо этого, и белокожей. А как же быть брюнеткам? Еще в древней Греции было принято обесцвечивать волосы. Делали это просто. На шевелюру наносили средство, состоящее из масла, изготовленного на основе козьего молока с добавлением золы букового дерева и выходили на солнышко. Лучи высвечивали локоны до золотистого оттенка.

В некоторые годы в моду вошли так называемые «Греческие прически». Это были высокие накладные парики и шиньоны.

Дамы старались постоянно проводить ухаживающие процедуры. Они наносили разнообразные маски на лицо. Особенно в почете были отбеливающие манипуляции. Недопустимо было иметь веснушки и морщины. Для удаления пигментации и увлажнения кожи применяли сливки, простоквашу, молоко.

В путешествия знатные особы брали целые стада ослиц, которые давали им десятки литров молока. В нем женщины купались.

Кого изображали древние греки, и каковыми были на самом деле?

Гармоничные пропорции тела, идеально лицо. Многие ученые по сей день спорят, а были ли древние греки таковыми в действительности? Некоторые историки склонны считать, что на самом деле памятники архитектуры, скульптуры – это воплощение изображений богов и богинь.

В реальности, женщины древней Греции вовсе не были похожими на Клеопатру или Афродиту. Дамы рожали много детей и вели домашнее хозяйство. При этом им вовсе некогда было следить за фигурой, делать омолаживающие маски. Все время уходило на дом и можно говорить о незавидной доле древнегреческой женщины.

Статус женщины-человека, как это не странно звучит, имели только гетеры. Эти представительницы прекрасной половины были весьма образованы, начитаны, имели возможность сказать свое веское слово в отношении политической ситуации, общественной жизни.

Гетеры по праву считались красавицами. Их изящество воспевали в своих произведениях поэты и музыканты, а тела этих дам вдохновляли скульпторов. Гетерам были доступны все прелести жизни. Они украшали себя так, как хотели и им это не возбранялось. В то время как простые дамы не могли нанести на лицо очень яркую косметику. За это их могли упрекнуть в подобии женщинам легкого поведения.

Впрочем, уже к 5 в. до н.э. косметика стала доступна всем гречанкам. Мало того, они не просто красили глаза и губы, чтобы радовать взоры собственных мужей. Девушки выходили в «полной раскраске» на улицы, посещали общественные места и это вовсе не порицалось.

Источник: gidvgreece.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.