Дворцы древней греции


Древняя Греция на протяжении веков оказывала влияние на многие мировые архитектурные стили – например, неоклассика, столь популярная в 19 веке, стала фактически возрождением древнегреческой архитектуры. Значительное количество мировых шедевров вдохновлялись архитектурой Греции, в частности древнегреческим стилем дорического, ионного или коринфского ордера.

Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Минойская архитектура

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры.


ески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Циклопическая кладка в южных стенах Микен
Циклопическая кладка в южных стенах Микен

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.


Сокровищница Атрея
Сокровищница Атрея

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.


Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.


Парфенон
Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского
храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:


  •  толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.


Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре
Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Источник: GreeceMagazine.ru

На месте разрушенных землетрясением 1700 г. до н. э. «старых» дворцов очень скоро возводятся новые, еще более громадные, монументальные и роскошные. Эпоха «новых дворцов (1700—1450 до н. э.) – это период расцвета минойской цивилизации, намного опередившей уровень развития остальных районов Эгеиды.


План Кносского дворца: 1 – двор; 2 – святилище; —Тронный зал; 4 – хозяйственные помещения; 5 – жилой комплекс

Дворец становится центром всех сфер жизни критского общества: социальной, экономической, политической, культурной и религиозной. В эпоху «новых дворцов» на Крите возникает единое государство. Цари Кносса, установив власть на острове, поставив под свой контроль других династов, стали единодержавными правителями Крита (об этом свидетельствуют данные археологии).

В этот период остров покрывается обширной сетью мощеных дорог, связывавших Кносский дворец со всеми районами острова. Дворец верховного правителя, кносского царя, превосходил резиденции остальных династов своими размерами и роскошью, по праву олицетворяя собой расцвет минойской цивилизации. Это был сооруженный на общей платформе грандиозный комплекс зданий площадью 16 тысяч квадратных метров, достигавший в центральной части высоты в три этажа. В нем было около 300 помещений самого различного назначения. Такие грандиозные размеры дворца были вызваны тем, что комплекс одновременно выполнял несколько функций. Прежде всего дворец был официальной резиденцией царя и жилищем для его семьи.


новременно он был сакральным центром государства, местом пребывания жрецов и проведения важнейших религиозных церемоний. Кроме того, это и административный центр, где пребывали придворная знать и царская администрация. И наконец, это был крупный экономический и хозяйственный центр. Здесь трудились ремесленники различных специальностей и хранилась самая разнообразная продукция: оружие, орудия труда, различные ремесленные изделия и собранный урожай. Здесь же зачастую совершались меновые и торговые операции. Все это и предопределило архитектурное своеобразие дворцов на Крите, не похожих ни на один дворец в соседних странах. «Новые» дворцы в Фесте, Маллии и Като-Закро хотя и уступали Кносскому дворцу в размерах, но по основным архитектурным элементам были ему идентичны.

Кносс. Руины дворца. Фотография

Тавромахия. Рисунок с изображения на печати

Центральный двор был не только структурным ядром дворцового ансамбля, но и вместе с примыкающими комнатами выполнял одну из главных функций дворцового комплекса. Это было место для религиозных празднеств, посвященных богам, от расположения которых зависело благополучие общества. Именно здесь разыгрывались мистические сцены и устраивались танцы в честь Великой богини, сил плодородия и грозных хтонических божеств[2] и, конечно же, проводились знаменитые игры с быком (тавромахия), являвшиеся обязательной частью обрядовых действ минойского культа.

Другой важной частью дворца являлись анфилады залов для приемов, парадных церемоний, пиршеств и жилые помещения для правителя и придворной знати.


сады зданий имели величественные живописные портики. Залы были украшены великолепными фресками с изображениями окружающей природы и подводного мира. Во дворце функционировала система водоснабжения и канализации, были оборудованы ванные комнаты. Все помещения соединялись между собой многочисленными переходами и лестницами, были снабжены вентиляционными и световыми колодцами.

Кносс. Одна из западных кладовых. Фотография

Сосуды с двойными секирами (лабрисами) из Кносса (ок. 1400 г. до н. э.)

Большую часть цокольного этажа занимал хозяйственный комплекс. Здесь в узких кладовых стояли длинные ряды огромных пифосов (глиняных сосудов), в которых хранилось вино, оливковое масло, зерно. Рядом находились изделия местных ремесленников и товары, привезенные из заморских стран. В дальних уголках дворцового комплекса располагались помещения для переработки сельскохозяйственной продукции, а также мастерские ювелиров, кузнецов, гончаров и вазописцев.

Именно в хозяйственных помещениях дворца были найдены многочисленные глиняные таблички дворцового архива с текстами хозяйственной отчетности, написанными линейным письмом А, которое в эпоху «старых дворцов» существовало на Крите и ряде островов Эгейского моря. Эти письмена, обнаруженные на многочисленных глиняных табличках, печатях и т. п., до сих пор не расшифрованы, хотя определено, что данная система письменности была слоговой и никак не может быть связана с греческим языком.


Огромное дворцовое сооружение со сложной и запутанной планировкой производило на каждого человека неизгладимое впечатление. Не случайно именно Кносский дворец стал для древних греков основой мифа о Лабиринте и обитавшем в нем кровожадном чудовище с головой быка – Минотавре, которому приносили человеческие жертвы до тех пор, пока людоеда не убил афинский герой Тесей.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

В материковой Греции на рубеже III и II тысячелетий до н. э. не наблюдалось того резкого повышения уровня строительства и архитектуры, которым этот рубеж отмечен на Крите. Во многих пунктах строительство в 1-й половине II тысячелетия до н. э. даже сократилось по сравнению с предыдущим периодом.

Не имеется никаких указаний на существование в материковой Греции в 1-й половине II тысячелетия организованного государства. Вплоть до XVII в. до н. э. здесь нет больших поселений — столиц. В поселениях обычно нет ни главной площади, ни главной улицы, ни главного здания, которое могло быть дворцом или местом собраний. Планировка случайна. Трудно сделать какие-либо общие выводы о развитии жилища. Так, в Зигуриесе (Арголида) жилье имело близкие к прямоугольным очертания плана. В Мальти (Мессения), в Кораку (около Коринфа) и в Асине прямоугольным домам предшествовали криволинейные. Но в Эйтрезисе и, вероятно, в Орхомене криволинейные дома появляются во II тысячелетии до н. э., после прямоугольных домов III тысячелетия до н. э. Нет общего правила и для размещения очага. В Зигуриесе он встречается редко, а в Эйтрезисе и в Кораку — постоянно. Мегарон также не был распространен повсеместно. Во многих поселениях преобладает застройка домами с общими стенами. Дом состоит обычно из одного или двух помещений. При расположении, сходном с мегароном, когда помещения лежат по одной оси, эта ось не подчеркнута ни расположением дверей, ни размещением очага. Характерные с древнейших времен для мегаронов Трои анты часто отсутствуют.

Области распространения Эгейской культуры
Области распространения Эгейской культуры

Экономический подъем и связанный с ним подъем архитектуры начинается на материке только с XVI в. до н. э. Судя по фрагментам фресок, уже в XVI—XV вв. до н. э. создавались богато отделанные дворцы со стеновыми росписями. В материковой Греции до сих пор открыты лишь единичные дома в Микенах, которые приближались по отделке к дворцам. Дворцовые комплексы располагались в цитаделях.

Лучшие монументальные постройки материковой Греции относятся преимущественно к XIV—XIII вв. до н. э. Крупнейшими центрами микенской культуры были: Микены и Тиринф в Арголиде, Пилос в Мессении, Афины в Аттике, Орхомен и Гулас (Гла) в Беотии.

Пилос. План дворца, до XII в. до н. э.
29. Пилос. План дворца, до XII в. до н. э.

Дворец и две купольные гробницы Мессении принято считать остатками упоминаемого Гомером Пилоса. Дворец состоит из двух частей с различной ориентацией (рис. 29). Обе части многократно перестраивались. Дворец погиб в XII в. до н. э. Главное помещение дворца — большой мегарон (11 x 12 м), центром которого является круглый очаг, заключенный между четырьмя колоннами, несущими прогоны покрытия, а возможно, и фонарь для вытяжки дыма. Мегарон с большим очагом и с четырьмя опорами называется микенским. Мегарон имеет только один вход, расположенный по оси. Замкнутый мегарон такого рода характерен не только для Пилоса, но и для других центров материковой Греции (Микены, Тиринф), в ранних поселениях которой есть достаточно предпосылок для самостоятельного его развития.

В Пилосе аванзал мегарона имеет по одному проему в каждой стене. Аванзал и антовый портик должны были составлять единый объем с мегароном. Их проемы стоят строго по оси, которая завершается и подчеркивается очагом. Вопрос о том, был ли мегарон двухэтажным или же он представлял собой единое высокое помещение, пока не выяснен. Окружающие его малые помещения, несомненно, были двухэтажными.

Двор перед мегароном Пилоса относительно мал. Входной пропилон довольно сильно сдвинут с оси так, что единственные колонны его портиков примерно отвечают левой колонне в портике мегарона. Среди меньших помещений выделяется малый мегарон. Стены его были расписаны, причем основным мотивом был фриз с изображениями фантастических грифонов и львов. Фрески сходны с «Тронным залом» Кносса. Кроме того, в большом мегароне была изображена на красном фоне человеческая фигура. Пол был покрыт стуком и расписан.

В одном из малых помещений находился архив правителя. В помещении позади большого мегарона большие пифосы для хранения продуктов были заделаны наглухо в кладку возвышений, а в других комнатах терракотовые сосуды тысячами стояли на деревянных полках. К малому мегарону примыкает, не сообщаясь с ним, ванная комната; терракотовая расписная ванна заделана в каменный цоколь. Дворец Пилоса снабжен системой подземных стоков.

Лишенный укреплений дворец Пилоса был исключением в материковой Греции. Сильно укрепленные цитадели имели Афины, Микены, Тиринф, Охромен. В микенский период многие второстепенные поселения были окружены стенами. Для этих укреплений характерно наличие внутри оборонных стен незастроенного пространства; в случае нападения врага здесь укрывалось окрестное население.

Афинская цитадель (акрополь) микенского времени была одной из сильнейших; ее размеры примерно отвечали классическому акрополю. Древние стены сохраняли свое оборонное значение до персидских войн (VI в. до н. э.). Стены афинской цитадели были усилены в конце микенского периода, тогда же был устроен и потайной спуск к источнику (Клепсидре). Главный вход находился на западе, примерно там же, где и в классическое время. Бастион, на который вознесен храм Нике, заключает остатки микенского укрепления вместе со следами древнейшего святилища. От дворца в юго-западном углу цитадели ничего не сохранилось.

Тиринф, вероятно, был крепостью, оборонявшей Микены со стороны моря. Когда-то поселение находилось на холме, но позднее население было вытеснено на равнину. Это нижнее поселение страдало от паводков ручья, огибавшего соседний холм. Чтобы избежать затопления, холм был срыт, а ручей введен в новое русло. Это одно из крупнейших инженерных сооружений древнего мира.

В нижнем городе сохранился двухнефный мегарон с опорами по оси; двухнефные залы конца микенского периода известны также в Асине и в Элевсине. По схеме эти мегароны сходны с мегаронами шестого поселения Трои. Но возникли они уже после гибели Трои VI и, видимо, самостоятельно. При скромных размерах и отделке эти памятники имеют особое значение в генезисе греческой архитектуры.

Тиринф. Акрополь: план третьего города, XIV—XIII вв. до н. э.
Тиринф. Акрополь: большой мегарон
Тиринф. Акрополь: аксонометрия акрополя после расширения в XIII в. до н. э. (по Леонхардту)
30. Тиринф. Акрополь: 1 — план третьего города, XIV—XIII вв. до н. э. (а — пандус и главный вход; б — ворота; в — большие пропилеи; г — первый двор; д — малые пропилеи; е — главный двор; ж — большой мегарон; з — малый мегарон; и — «казематы»; к — потайной вход; л — нижний город); 2 — большой мегарон (а — портик в антах; б — очаг; по Перро и Шипье); 3 — аксонометрия акрополя после расширения в XIII в. до н. э. (по Леонхардту)
Тиринф. Акрополь: 1 — спуск к западному входу: 3 — двор и большой мегарон (реконструкция); 4 — фреска с растительным орнаментом
Тиринф. Акрополь: 2 — фреска с изображением женщин на колеснице; 5 — галерея у казематов
31. Тиринф. Акрополь: 1 — спуск к западному входу: 2 — фреска с изображением женщин на колеснице; 3 — двор и большой мегарон (реконструкция); 4 — фреска с растительным орнаментом; 5 — галерея у казематов 
Тиринф. Акрополь. Фреска, изображающая сборы на войну
32. Тиринф. Акрополь. Фреска, изображающая сборы на войну

Акрополь Тиринфа (рис. 30) занимает небольшой и невысокий холм, который был заселен уже на рубеже III и II тысячелетий до н. э. От этого времени сохранились следы огромного круглого здания. В середине II тысячелетия до н. э. здесь был дворец, в фресках которого заметно критское влияние. После 1400 г. до н. э. построены крепостные стены и новый дворец. В процессе постройки оборонительные сооружения усиливались, а система входов усложнялась. К основному ядру XIV в. в XIII в. добавились с севера стены средней и нижней цитадели, служившей убежищем окрестному населению. К тому же времени относятся галереи и казематы, а также криволинейная в плане западная стена, вдоль которой спускалась к источнику длинная открытая лестница (рис. 31).

Оборонительные сооружения Тиринфа поражают своей мощью. Они сложены из огромных, грубо околотых снаружи блоков (циклопическая кладка). Толщина стен до их усиления в XIII в. до н. э. достигала 8 м. Пристроенные позднее галереи и казематы, служившие для хранения продовольствия и оружия, перекрыты ложными сводами стрельчатого профиля. Общая толщина стен этих частей доходит до 17 м.

Вход в акрополь был возможен только по одному пути. После первых узких ворот в толстой внешней стене нужно было пройти двое мощных ворот, которые состояли из монолитных устоев и огромной цельной каменной балки, утолщавшейся посередине. Стремившийся в крепость неприятель был неизменно обращен к защитникам правым боком, не защищенным щитом. Под градом стрел, копий и камней он должен был преодолеть три мощных преграды. В мирное время ворота образовывали парадный, торжественный вход в резиденцию царя или его наместника.

На месте древних ворот акрополя возникли большие пропилеи. Они соединяли первый (внешний) двор со вторым; несколько меньшие пропилеи вели со второго двора в третий (главный) двор. Как большие, так и малые пропилеи были с каждой стороны украшены двумя колоннами в антах. Пропилеи Тиринфа представляли собой четко выраженные объемы, подчеркивавшие сложное направление движения от оборонительных ворот к мегарону. Через узкий первый двор с его колоннадой, через большие пропилеи, большой второй двор и малые пропилеи посетитель попадал в парадный двор мегарона, обнесенный с трех сторон портиками. Малые пропилеи сдвинуты в угол парадного двора. На оси двора и мегарона поставлен круглый алтарь, подчеркивающий роль мегарона в акрополе.

Большой мегарон имеет то же начертание и те же размеры, что и мегарон Пилоса. Но входной портик соединялся с аванзалом не одним, а тремя проемами. Аванзал, как и на Крите, мог раскрываться под портик. Нижняя часть стены аванзала была украшена орнаментом из чередующихся триглифов и полурозеток. Рядом с большим мегароном расположены еще два меньших мегарона с малым двором. Второстепенные помещения дворца имели не менее двух этажей; вопрос об этажности мегаронов неясен. В группе подсобных помещений к западу от большого мегарона обнаружена ванная комната, пол которой состоит из громадной плиты (3 x 3,5 м), гладко отесанной сверху; вода стекала с нее в каменный сток, входивший в систему сточных каналов.

Сырцовые стены зданий в акрополе имели цоколь из рваного камня, положенного в глину. Тесаный камень применен только для порогов, баз ант и колонн. Стены были оштукатурены, а во многих помещениях украшены фресками (рис. 32). Хотя техника фресок и сходна с критской, но их стиль и тематика совсем иные (одетые в хитоны женщины на колеснице, травля вепря собаками). Фриз из щитов в виде восьмерок неотличим от кносского. Полы из известкового раствора разбиты на шашки, в которых изображены рыбы, чередующиеся с осьминогами; узор ориентирован к трону.

Композиция двора и мегарона значительно более развита, чем в Пилосе. Мегарон с портиком и аванзалом более самостоятелен, он выступал к колонному двору как четко очерченный объем, значение которого подчеркивалось алтарем. Поразителен контраст между богатством архитектуры внутренних дворов и мегаронов, с их колоннами, фресками и тонкими рельефами и грубой мощью циклопических стен с тяжелыми воротами.

Для цитадели Микен был выбран крутой, труднодоступный холм. Первоначально цитадель занимала только вершину холма, где позднее был построен дворец. К западу от древнейшей цитадели разросся большой некрополь из шахтных могил XVII—XVI вв. до н. э., необыкновенно богатых оружием, украшениями, погребальными масками из драгоценных металлов. Над могилами стояли каменные плиты с примитивными рельефами. От раннего дворца сохранились фрагменты росписи.

Микены. Акрополь, XIV—XIII вв. до н. э. Львиные ворота Микены. Акрополь, XIV—XIII вв. до н. э. Спуск к Персейе
Микены. Акрополь, XIV—XIII вв. до н. э. Генеральный план
33. Микены. Акрополь, XIV—XIII вв. до н. э. Львиные ворота, спуск к Персейе и генеральный план: а — Львиные ворота, XIV в. до н. э.; б — дворец; в — ограда, XIV в. до н. э., вокруг каменных гробниц, XVI в. до н. э.

Полная перестройка цитадели относится к XIV—XIII вв. до н. э. (рис. 33). Мощная стена опоясала холм гораздо ниже древней цитадели, место которой занял новый дворец, и перерезала древний некрополь. Стена длиной около километра охватила площадь протяженностью около 350 м в направлении запад — восток. Помимо дворца внутри стены, на нижних террасах, построили зернохранилище и богатые дома. В стене было двое ворот — Львиные на западе и Малые на севере. Оборонительная стена толщиной около 6 м состоит из наружных слоев (из больших блоков конгломерата) и из внутренней забутки. Поверх каменной стены высотой в 10 м должен был тянуться открытый деревянный ход. Стена во многих местах подпирала искусственные террасы.

Около 1200 г. до н. э. к микенскому акрополю была добавлена восточная часть. Отсюда потайная лестница вела к подземному водохранилищу, снабжавшемуся водой из источника Персейи. Потайной ход представляет собой подземную лестницу; нижние части ее стен вытесаны в скале, а понижающиеся стрельчатые своды сложены из грубо околотых блоков.

Дворец XIV—XIII вв. до н. э. сохранился плохо. Можно установить, что многие помещения частично вытесаны в скале. Снизу на главный уровень вела двухмаршевая лестница, средняя продольная стена которой оканчивалась на площадках колоннами, как в Кноссе; наружные стены были глухими.

Мегарон размерами 12 x 13 м, по Милонасу, вероятно, относится вместе с лестницей к XIII в. до н. э. Он больше пилосского и тиринфского мегаронов, однако условия участка не позволили развернуть здесь такую широкую перспективу, как в Тиринфе. В Микенах квадратный двор зажат между боковыми стенами и равен по ширине мегарону. Двухэтажный мегарон был, вероятно, высоким зданием.

Микены. Дворец. Фрагмент фриза
34. Микены. Дворец. Фрагмент фриза

Дворец великолепно отделан. Полы помещений и даже двора покрыты стуком и расписаны орнаментальными узорами. По низу стен во многих местах проходили каменные фризы (рис. 34) с критскими мотивами из полурозеток и триглифов, из спиралей в сочетании с волной, выполненных из привезенных с острова Крита плит мягкого камня. Сюжеты стеновых росписей (воины и кони) рисуют совсем иной мир, чем в Кноссе, хотя техника фресок й остается прежней.

Замечательнейший памятник микенского искусства — Львиные ворота — находится в глубине внешнего двора, образованного бастионом справа и выступом стены слева. Метровой высоты блоки кладки отделаны особенно тщательно. Ребра блоков слегка закруглены, что объясняется стремлением придать кладке мощный вид. Квадратный просвет ворот (3 x 3 м) обрамлен четырьмя гигантскими блоками, из которых один составляет порог. Большой блок — перемычка над пролетом — повышается к середине; при длине в 4,5 м он весит около 20 т. Напуском блоков над перемычкой устроен разгрузочный треугольник. По конструкции Львиные ворота сходны с одновременными воротами в Тиринфе.

Разгрузочный треугольник Львиных ворот заполнен плитой с рельефом, на котором изображены мощная, уширяющаяся кверху колонна и львицы по ее сторонам. Крупный масштаб, твердый материал делают рельеф Львиных ворот единственным в своем роде монументальным произведением. Колонна (символ дворца и царской власти) опирается на алтарь (символ культа) и охраняется зверями. Фигуры львиц имели когда-то головы из металла или из легко обрабатываемого камня. Устремленные к входящему, львицы как бы преграждали доступ к царской резиденции. По силе выразительности к Львиным воротам приближаются лишь некоторые из микенских гробниц.

Купольные гробницы получили особое развитие и распространение в Пелопоннесе; несколько памятников сохранилось севернее Истма, а один — в Малой Азии. Девять гробниц в Микенах позволяют проследить постепенное развитие этого типа сооружений.

Купольные гробницы на материке относятся к концу XVI в. до н. э., т. е. ко времени усиления критского влияния, отказа от примитивного искусства шахтных могил.

Первые гробницы материковой Греции имеют довольно значительные размеры. Идея воплощается сразу в разработанной форме, промежуточные стадии между камерной и купольной гробницей неизвестны. Развитие вторых продолжалось до конца Эгейского мира, т. е. в течение более трех веков.

Купольная гробница состоит из открытого входного коридора — дромоса, купольной камеры, обычно на значительную высоту врезанной в холм, и из самой ответственной в конструктивном отношении входной перекрытой части — стомиона, выходящего фасадом в глубину дромоса. Главные части гробницы лежат строго по оси. Изредка добавлялась еще боковая камера, которая, по-видимому, использовалась при повторных захоронениях.

Гробницу венчал каменный ложный купол стрельчатого профиля. Снаружи купол покрывали толстым слоем глины, а на выступавшую верхушку насыпали холм, укрепленный подпорной стенкой.

Микены. Гробница Атрея, XIV в. до н. э.: портал (современный вид) Микены. Гробница Атрея, XIV в. до н. э.: интерьер

Микены. Гробница Атрея, XIV в. до н. э.: план, продольный и поперечный разрезы, верхний ряд кладки купола

Микены. Гробница Атрея, XIV в. до н. э.: реконструкция портала
35. Микены. Гробница Атрея, XIV в. до н. э.: 1 — портал (современный вид); 2 — интерьер; 3 — план, продольный и поперечный разрезы, верхний ряд кладки купола (а — дромос, 6 — портал, в — погребальная камера, г — боковая камера); 4 — реконструкция портала
Микены. Гробница Атрея, XIV в. до н. э. Нижняя полуколонна фасада
36. Микены. Гробница Атрея, XIV в. до н. э. Нижняя полуколонна фасада

В первых по времени купольных гробницах дромос короткий; он оставался необлицованным, вырезанным в породе. Каменная балка, перекрывающая стомион, прямолинейна; слегка выступая своей серединой в камеру, она нарушает кривую купола. Несмотря на малый пролет стомиона, все ранние гробницы обрушились. Учитывая этот опыт, микенские строители ввели в стомион тот же разгрузочный треугольник, который они устраивали над воротами крепостей. Треугольное в разрезе пространство тянулось от камеры до фасада и, вероятно, по концам стомиона закрывалось декоративными плитами. Установлено, что после захоронения стомион закладывали стенкой, а дромос засыпали. Несмотря на эти предосторожности, гробницы были ограблены еще в древности, недаром лучшую из них Павсаний именовал сокровищницей Атрея. Сейчас ее называют гробницей Атрея или гробницей Агамемнона (рис. 35).

Дромос гробницы Атрея (XIV в. до н.э.) шириной в 6 м при длине в 36 м был облицован блоками конгломерата. Стомион перекрыт двумя огромными плитами, из которых внутренняя (8 х 5 х 1,2 м) весит более 100 т. Меньшая плита выходит на фасад. Когда-то весь фасад был покрыт богатым декором. Полуколонны из зеленоватого камня обрамляли сужающийся кверху гигантский проем (рис. 36), меньшие полуколонны стояли над ними, фланкируя разгрузочный треугольник. И те и другие были покрыты орнаментальными рельефами. Найденные в разное время фрагменты позволяют дать предположительную реконструкцию фасада. Резные зеленоватые колонны, обработанные под мрамор рельефы, красные и розовые орнаментальные полосы должны были создавать красочное впечатление. Следует отметить, что на фасаде гробницы Атрея фриз из полурозеток и триглифов должен был входить в состав венчающей ордер части, а не поддерживать колонны, как обычно в Эгейском мире.

Толос гробницы достигал высоты в 13,2 м при диаметре 14,5 м. Кривая купола начинается от пола и осуществляется напуском горизонтальных колец. Форма блоков конгломерата близка к параллелепипеду, и блоки слабо соприкасаются; швы были забиты мелким камнем. Отеска поверхности по кривой производилась после укладки блоков. Величина блоков слегка сокращается кверху. Судя по оставшимся в кладке отверстиям, купол когда-то был украшен бронзовыми розетками и горизонтальным поясом. Уменьшение блоков и характер декора должны были подчеркивать масштаб сооружения. Не только абсолютные размеры, но и пропорции, тщательная отеска внутренней поверхности и красота пестрого камня делают гробницу Атрея не только наиболее совершенной из купольных гробниц, но и одним из значительных памятников мировой архитектуры.

Когда-то с гробницей Атрея спорила гробница в Орхомене, главная камера которой теперь почти разрушена. Зато в Орхомене сохранилась боковая камера, в то время как в гробнице Атрея она вытесана вчерне. Для того чтобы предохранить плоский потолок орхоменской камеры от обрушения, над ней вытесали в скале разгрузочную камеру. Потолок и стены были покрыты плитами с орнаментальными рельефами из спиралей и цветов лотоса в обрамлении из розеток. Узоры повторяют росписи во дворцах Микен и Тиринфа и состоят из обычных на Крите мотивов, сложившихся, вероятно, под египетским влиянием.

В Микенах необходимо отметить так называемую гробницу Клитемнестры, одновременную гробнице Атрея и мало уступающую ей по размерам. Купол гробницы восстановлен в 1951 г. На уровне перекрытия входа проходят по всему кольцу крупные блоки, игравшие не только конструктивную, но и архитектоническую роль. Вход из дромоса в стомион был обрамлен слегка уширявшимися кверху полуколоннами, которые, как во дворце Пилоса, расчленялись узкими каннелюрами.


Глава «Архитектура Эгейского (Крито-Микенского) мира. Архитектура материковой Греции» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: С.А. Кауфман; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Источник: totalarch.ru

Легенды и история Кносского дворца

Главную достопримечательность Крита окружает ореол загадочных историй. Здесь все мифологические сказания и реальные факты истории Древней Греции так тесно переплетаются, что практически невозможно отделить правду от вымысла. Но мы постараемся сложить все части мозаики в одно целое так, чтобы перед нами во всей красе предстала история Кносского дворца и происходивших в нем событий.

Ранний период

Свою историю самый знаменитый дворец на Крите ведет со времен основания Кносса. Это древний столичный город, в котором жил повелитель острова – царь Минос. Легендарный правитель Крита, как и все властные люди, был тщеславен, алчен и жаден. Что привело к трагичным последствиям.

По легенде, властвовать над островом Миноса благословили сами Олимпийские Боги. При этом Зевс презентовал ему царский скипетр, а Посейдон даровал быка невероятной красоты и цвета белоснежной пены морской волны. Однако дар свой морской бог строго-настрого повелел вернуть на ближайшей молитве: в качестве жертвоприношения и знака покорности Богам.

Но лишаться редкого быка Минос вовсе не хотел, поэтому принес в жертву теленка из своего стада. Сильно разгневался на дерзость новоявленного критского «царька» Посейдон, и внушил его жене страстную тягу к подаренному животному. Плодом этой насланной «любви» стал получеловек-полубык, которого нарекли Минотавром (букв. «Бык Миноса»).

Чудовище впало в неистовство сразу после рождения: младенец чуть не загрыз свою же кормилицу. Было ясно, что «наследника» надо изолировать. Выход из сложного положения Миносу подсказал его друг, Дедал. Он предложил возвести огромный комплекс помещений с запутанной сетью ходов, чтобы тупое чудище никогда не выбралось из своей обители. Так в 2000 г. до н.э. и появился на Крите дворец Миноса.

Фактически это был город в городе. Обнесенная высокими стенами территория вмещала в себя тысячу комнат. Но простояла масштабная постройка недолго. Первый дворец Кносса был разрушен в результате мощного землетрясения в 1700 г. до н.э.

Дворцы древней греции

Новый дворец

Однако, чуть позже жители решили восстановить утраченный комплекс и вскоре Кносский дворец на Крите был отстроен заново.

Случилось это в период золотого расцвета этой цивилизации, поэтому новый Минойский дворец острова Крит был еще шикарней прежнего. В нем воплотились все инженерные, архитектурные и творческие возможности нации. К сожалению, и этому шедевру не удалось простоять долго: в 16 веке до н.э. он сильно пострадал от мощного извержения вулкана. Природная катастрофа была такой силы, что стерла с лица земли многие древние города и дворцы на острове Крит. От того еще удивительней осознавать тот факт, что руины Кносского дворца все же смогли уцелеть и сохраниться до наших дней.

Раскопки

Новая историческая эпоха для дворца наступила только в 1878 году, когда грек Калокеринос провел в этой местности первые раскопки. Найденные артефакты привлекли внимание других мировых ученых и в 1900 году на Крит прибывает английский археолог Артур Эванс. Он выкупает все земли, собирает команду исследователей и начинает масштабные раскопки.

Именно Эвансом в 1905 году был обнаружен комплекс Кносского дворца и главные его реликвии: фрески Парижанка и Игры с быком, бытовые предметы, дощечки с письменностью, Тронный зал и другие постройки. Вместе со своей экспедицией англичанин провел колоссальную работу по восстановлению архитектуры Кносского дворца и даже стал его новым архитектором. И хотя ныне многие упрекают восстановленную версию в неполном историческом соответствии, это не мешает реконструкции Эванса пользоваться большой популярностью у туристов, которые увлеченно осматривают достопримечательности и делают фото Кносса на память.

Дворцы древней греции

Дворцы древней греции

Архитектура Кносского дворца

Территорию дворцового комплекса общей площадью в 24 тыс. м2 восстанавливали буквально по кусочкам. С каждым раскопанным помещением археологам прояснялась общая планировка и архитектура: так Кносский дворец обретал свой нынешний восстановленный облик.

Древнее сооружение представляло собой запутанную сеть из тысяч комнат, которые соединяли различные лестницы, галереи, колоннады коридоров. Хотя располагались помещения в хаотичном порядке, общим центром композиции всегда оставался внутренний двор. Это хорошо показывает архитектурный план Кносского дворца. До наших дней уцелели не все части комплекса, но и сохранившаяся часть определенно стоит того, чтобы посетить Кносский дворец.

Дворцы древней греции

Дворец снаружи и изнутри

Итак, начало дворцовому комплексу положил центральный двор. Это масштабная площадь, размером 50 на 50 метров. А по дворовому периметру возведены, высечены в пещерах и сооружены под землей сотни построек различного назначения. В том числе, во дворце были:

  • Театр;
  • Тронный зал;
  • Храм;
  • Сокровищницы;
  • Мельницы;
  • Царские покои;
  • Мастерские и хранилища.

Примечательно, что инженеры Минойской цивилизации сумели провести по всему дворцу и некое подобие современной канализации. А еще была оборудована арена для боя быков, бассейны, хозяйственные помещения и т.п. Всего многоэтажный комплекс насчитывал более 1300 комнат. Руины этих помещений благодаря А.Эвансу сегодня и осматривают современные туристы.

Отдельного внимания заслуживают стены, на которых писались знаменитые фрески Критского Кносского дворца. Они были бережно откопаны и восстановлены в первозданном виде. Например, вдоль «Дороги процессий», ведущей к центральному двору можно полюбоваться на фрески «Процессия» и «Принц с лилиями». А в Южных Пропилеях, которые вели к главным помещениям дворца и, по мнению ученых, являлись частью «Дороги процессий», находится знаменитая картина «Носитель ритона». Да что и говорить, Кносский дворец под фрески имел отдельный большой зал, который был назван комнатой Копий. Сегодня это одно из самых популярных помещений.

Дворцы древней греции

Дворцы древней греции

Дворцы древней греции

Реконструкция, которой подвергся Кносский дворец, коснулась знаменитых колон святилищ и коридоров. Красно-черные, сужающиеся в своей нижней части колонны стали визитной карточкой комплекса. Мини-колоннады расположены повсюду: в коридоре северного входа, на парадной лестнице восточного входа, на главном этаже в Тронном зале и у стены, ведущей к западному бастиону, где нарисована знаменитая фреска «Бык».

Но мало кто знает, что все эти колоны воссозданы Эвансом. Дело в том, что минойцы делали колонны из дерева, что не отнимало много времени и позволяло лучше сохранить конструкцию, при условии возможного землетрясения. Дерево, благодаря амортизационным свойствам, выдерживает подземные толчки малой силы, в то время как в камень быстро трескается и разрушается. Но, конечно, ни одно дерево не сохранится на тысячи лет.

Дворцы древней греции

Лабиринт Минотавра

Благодаря беспорядочной планировке помещений, множеству коридоров, потайных ходов и тупиков, широко распространенно мнение, что развалины Кносского дворца это и есть Лабиринт Минотавра. Косвенно, эту теорию подтверждает знак «лаброс», который можно увидеть на многих стенах.

Однако, есть и противники этой версии. Их главный аргумент заключается в том, что миф о Минотавре появился намного раньше строительства даже первого Кносского дворца. Поэтому предполагают, что знаменитый лабиринт размещался в каком-то другом месте, например, в запутанных пещерах Крита. А некоторые люди и вовсе утверждают, что никакого Минотавра никогда не было: чудовище выдумали греки, обиженные на минойцев за то, что те не пускали эллинов смотреть в Кносском дворце бои с быками.

Как бы там ни было, совершить экскурсию в самый большой Критский дворец по-прежнему стремятся тысячи туристов.

Дворцы древней греции

Дворцы древней греции

Кносский дворец – где находится и как добраться

Тех, кому интересна Древняя Греция, и конкретно Дворец Кносский, путь-дорога напрямую ведет на остров Крит. Тем более, что здесь можно легко совместить полезное с приятным: помимо исторических ценностей, этот район чрезвычайно богат на песчаные побережья с лазурным морем и водными развлечениями. А еще здесь есть уникальной красоты природные уголки. Но вернемся в Кносский Дворец на Крит.

Самое известное сооружение Минойской цивилизации возвели в центральной части острова, неподалеку от северного побережья. Сегодня район раскопок соседствует с главным городом Крита – Ираклионом. Столицу острова от места, где находится Кносский дворец, отделяют всего 8 км. Поэтому добраться до достопримечательности несложно.

Ежедневно от автостанции Ираклиона (Bus Station A) отправляются синие рейсовые автобусы с яркой надписью KNOSSOS на электронном табло. Интервал их движения не превышает 30 минут, а время в пути до достижения конечного пункта составляет 20-25 мин. Билет туда-обратно (на территории раскопок нет билетных касс) обойдется в 3 евро.

Также можно поехать в Кносс на такси, арендованном авто или на автобусе вместе с экскурсионной группой.

Дворцы древней греции

Кносский дворец на карте

Для наглядности отметим, где расположен Кносский дворец на интерактивной карте. Если соберетесь ехать самостоятельно на личном авто, то просто вбейте в навигатор координаты (35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д.) или адрес (Крит, Minoiton, Heraklion 71409). Непосредственно перед археологической площадкой создано 3 бесплатных парковки.

Информация для туристов

Комплекс открыт для посещения ежедневно с 8 утра, входной билет стоит 15 евро (для льготных категорий 8 евро или вовсе бесплатно). Отметим, что график и часы работы меняются в зависимости от времени года. Актуальную информацию про Кносский дворец и описание работы смотрите здесь.

Напоследок приведем полезные советы и рекомендации, которые мы почерпнули из отзывов туристов.

  1. Если вы решили ехать на автобусе Ираклион – Кносс, учитывайте, что время экскурсии в среднем составляет 2 часа.
  2. Летом лучше отправиться на экскурсию ранним утром, т.к. позже начинается полуденный зной, а укрыться в тени на раскопках негде.
  3. Возле Кносского дворца расположен магазин сувениров, где среди прочего продаются карты и путеводители на русском языке.
  4. У входа на территорию прибывшие самостоятельно могут присоединиться к организованной экскурсии с гидом. Цена вопроса – 10 евро.
  5. Рядом с проходной организовано маленькое кафе, но цены в нем сильно завышены. Если лишние траты в тягость – перед поездкой запаситесь небольшим перекусом и водой.

И, конечно, не забудьте надеть комфортную обувь и прихватить головной убор, защищающий от солнца.

Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!

Источник: dzadziki.com

Религия минойских греков и культовые функции дворца

Изображение боя с быками - фреска из Кносса

В пантеоне богов греков-минойцев центральное место занимали два божества. Их имена не дошли до наших дней, и ученые называют их просто “богиня-владычица” и “бог-бык”.

При раскопках было найдено множество фигурок этих божеств, изображений на керамике их и сцен оправления религиозных обрядов.

Одной из самых важных церемоний был бой с быками (еще это называют “тавромахия”). Точно неизвестно, чего именно добивались древние минойские греки этим обрядом.

Вопрос о том, приносились ли во дворцах Крита человеческие жертвоприношения или нет, остается “открытым”. Никаких артефактов, которые свидетельствовали бы об этом или опровергали эту теорию, нет. С одной стороны, в легенде о Минотавре говорится об этом прямо, но с другой стороны, правдивость этой легенды очень сомнительна.

В составе знати, жившей во дворце, еще 2 000 лет до нашей эры начала формироваться каста жрецов, но они не были самостоятельными. Царь Крита был и главой государства, и главой церкви одновременно. Ни на одном керамическом изделии не было найдено его изображений. Предполагается, что он почитался в качестве одного из богов.

Водопровод, канализация и вентиляция

Греки были первыми, кто смог обеспечить себя этими важными коммунальными удобствами. Уже в следующей эпохе греческой истории технологии были утеряны, и водопровод появился уже только у римлян.

Желоба канализации во дворце Кносс

Водопровод и канализация представляли собой желоба, по которым текла вода или нечистоты. Конечно, труб тогда еще делать не научились, но если бы минойская цивилизация просуществовала бы дольше, кто знает.

Во дворце существовала специальная система вентиляции, которая состояла из сооружений, вернее всего назвать их колодцами, и по ним воздух поступал на нижние этажи. Верхние части зданий вентилировались естественным образом благодаря большим террасам.

Древняя письменность Минойской эпохи

Письмо древних греков-минойцев – это одна из самых интересных тем для разговора. У них было сразу две системы письма, и они существовали параллельно. Первая иероглифическая, как в соседнем Египте, а вторая при помощи записи слогов. Ее называют “литейным письмом А”. Иероглифы находят на печатях и керамических изделиях. “Литейное письмо” можно обнаружить на специальных табличках.

Табличка - образец литейного письма А

После обнаружения первых табличек долго шла расшифровка символов, которая длилась 50 лет. За это время коллекция образцов минойского “литейного письма А” уже разрослась. Когда подавляющее большинство символов расшифровали, то обнаружилось очень интересное обстоятельство.

Оказывается, все таблички с надписями, найденные археологами – это документы учета. То есть, ученые откопали одну из самых древних бухгалтерий. На табличках записывали, сколько зерна, вина и масла было получено или отдано в ходе торговых операций, кому что давалось в долг и так далее. Конечно, баланс тогда сводить еще не умели, понятий “дебета”, “кредита” и “плана счетов” еще не существовало, но учет древние греки-минойцы вели очень тщательно.

Искусство Минойской цивилизации

Большая часть произведений искусства во дворцах на Крите погибла во время пожаров или была разграблена пришедшими сюда племенами Ахейцев. К сегодняшнему дню сохранилось не так много примеров рисунков, фресок и керамических изделий.

Особенностью искусства греков-минойцев была избирательность сюжетов. В других культурах мы видим изображения сцен сражений и охоты. Искусство Минойской цивилизации предпочитало мирные сюжеты: красивые женщины, религиозные ритуалы и бытовые сцены обитателей дворца.

Читайте статью об экскурсии во дворец Кносс на Крите, в ней мы рассказали о том, что стоит тут посмотреть туристам.

Источник: jj-tours.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.