Капелла сан северо в неаполе фото


Если Вас не напугала фотография той улочки, в которую мы сворачиваем, тогда идем дальше. Только там еще страшнее будет: еще разок нужно будет свернуть налево, в еще более узкий проулок . Заблудиться можно, но трудно: по дороге будут указатели на капеллу. Идти нужно обязательно: на мой взгляд, капелла Сан-Северо – самый захватывающий из неаполитанских музеев.
СтОит, правда, это удовольствие недёшево: 7 евро за маленькую капеллу. Плюс строго-настрого запрещают фотографировать и вести видеосъемку – для этого в маленькой капелле постоянно дежурят трое надзирателей.
На входе есть возможность взять (бесплатно) схему, в книжной лавке можно купить подробную иллюстрированную книгу за 8 евро. Есть еще качественный сайт, только просмотр его стоит 10 евро расположенный здесь: http://www.museosansevero.it/inglese/index_ing.html. Содержимое 8ми евровой книги творчески переработано мною в статью в русской Википедии под названием Капелла Сан-Северо, каковая статья стала первопричиной моего изгнания из этого почтенного проекта)))


Я бы настоятельно порекомендовал желающих сюда зайти, предварительно перелопатить доступную информацию. Потому что капелла – сплошной квест, содержащий много подсказок и ключей, искать которые лучше… с подсказкой.

Капелла посвящена чудотворному образу Богородицы "Пьета", а Сан-Северо – это титул владельцев храма, семьи де Сангро. Первое чудо относится к 1590 году: мимо княжеского особняка проводили несправедливо обвиненного человека, на его глазах осыпалась часть садовой ограды, и за ней узник увидел образ Богородицы, оплакивающей Сына. Человек  дал обет поднести этому образу серебряный медальон в случае своего оправдания, оно, естественно, случилось, медальон был принесен, и об образе стало известно всему Неаполю. Владелец дома, первый князь Сан-Северо сам вскоре исцелился после молитвы перед обретенным образом и построил для иконы маленькую часовню. Один из его сыновей, бывший архиепископом Беневенто, а также носивший громкий титул патриарха Александрии, увеличил капеллу до ее нынешних размеров и перенес сюда захоронения своих предков.

Но подлинную славу капелле принес седьмой князь Сан-Северо по имени Раймондо де Сангро. Именно он разработал, как бы сейчас сказали, концептуальный план капеллы, продумал значение каждого ее украшения, пригласил исполнителей (скульпторов и художников) и постоянно контролировал их работу. Сам Раймондо де Сангро был разносторонне развитым человеком: его интересовали все отрасли науки, он знал, помимо обычного набора живых и мертвых языков, иврит и санскрит.


бимый ученик иезуитов, он получил доступ к запрещенным Св. Престолом книгам. Он возглавлял масонскую ложу и в итоге был отлучен от Церкви. О его занятиях судачил весь Неаполь: из его дома по ночам доносились странные звуки; в окнах любопытные видели странный неземной свет; ему приписывали общение с князем тьмы, который, по слухам, обещал ему вечную жизнь. Он пользовался безоговорочным доверием короля Карла Бурбонского, о нем же высоко отзывался прусский король Фридрих Великий. О нем можно почитать в русской Вики, а также здесь: http://www.museosansevero.it/inglese/raimondodisangro.html (пощелкайте вкладками, там много интересного). Свой нынешний вид капелла приобрела в 1749-1767 году.

На первый взгляд капелла – нормальный однонефный храм-усыпальница в стиле барокко, с множеством надгробий, статуй и росписей. При внимательном рассмотрении исследователи обнаруживают столько масонских знаков, что ставят вопрос ребром: а для католического ли Богослужения здесь все устроено. Загадок для внимательного зрителя здесь разбросано очень много.

Последнее предварительное замечание – О фотографиях. Все скульптуры, о которых здесь будет говориться, можно поглядеть на упомянутом сайте. Мои фотографии – это просто сканы с опять-таки упомянутой книги, поэтому высокого качества не ждите. Будем двигаться от менее к более известным скульптурам – чтобы читательский интерес не угасал)))

Прямо над входом можно увидеть памятник далекому предку князя Раймондо – Чекко де Сангро. По легенде, он во время вйоны во Фландрии два дня имитировал свою смерть, а потом встал вооруженным из гроба и повел своих солдат в бой. Этот момент как раз и представлен, а вот окружающие фигуры многосмысленны и сложно понятны)))


Капелла сан северо в неаполе фото
Видите фигуру слева внизу? Это ипогриф – лошадь с головой грифа, изображающая, наверно (в капелле Сан-Северо это слово придется употреблять часто) хищных и стремительных врагов. Вместе с Чекко из гроба взмывает орел – символ мужества.
По сторонам от входа можно видеть двух плачущих ангелов – привычные фигуры для надгробия, не так ли? Это действительно памятники еще двум Сангро, но только слезы ангелов падают аккурат в подставленные мраморные "морские раковины", которые являются в свою очередь чашами для святой воды. Что это: насмешка над святыней, восхищение своими предками, тесная связь рода с вышним миром?
Далее будут сплошные ребусы)))

Первой и второй женам пятого князя Сан-Северо князь Раймондо (седьмой князь, все помнят?) посвятил такой вот памятник: http://www.museosansevero.it/inglese/cappellasansevero/statue/decoro.html под названием "Приличие".  Да-да, приличные дамы увековечены в виде практически голого юноши, опоясанного лишь львиной шкурой. Юноша еще и опирается на голову льва, которая, в свою очередь, лежит на вершине полу-колонны. Видимо, лев только что стал жертвой юного героя. Объяснение, предлагаемое в путеводителе, таково: как юноша победил льва, так и благородный человек торжествует над низменной человеческой природой и царствует над ней, над своей собственной природой.


Следующая "загадочная" скульптура – памятник жене четвертого князя Сан-Северо – называется "Щедрость":
Капелла сан северо в неаполе фото
Собственно покойницу можно видеть в малюсеньком медальоне на самом верху. А вот ее главную добродетель изображает прекрасная женщина, в левой руке которой помещен рог изобилия, а в правой – компас и монеты. С рогом изобилия и монетами все ясно – вот она, щедрость! А вот компас символизирует добродетель, по мнению князя неотделимую от щедрости, а именно уравновешенность. Щедрость, таким образом, это не бездумное швыряние деньгами направо-налево, а разумное их использование на благо других. У ног женщины сидит орел. Знаете, что он здесь делает? Ни за что не догадаетесь: глядит на солнце! По мнению авторов средневековых бестиариев из всех живых существ только орел наделен таким фантастическим свойством: глядеть на солнце и не слепнуть. Так что орел здесь подчеркивает: щедрый человек подобен солнцу, восходящему над злыми и добрыми. А вот пирамида, на фоне которой развернута эта сцена, это уже неразрешимая задачка. С одной стороны, традиционно считалось, что пирамида симолизирует славу правителей. Но, с другой стороны, масонские пристрастия князя Раймондо заставляют видеть в пирамиде некий таинственный знак вольных каменщиков (поглядите на досуге на бумажный доллар).


Следующая скульптурная группа – это памятник сразу двум княгиням, женам первого князя Сан-Северо (того, кто исцелился после молитвы у чудотворного образа, см. выше). Понятно, надеюсь, что он был женат на них не одновременно)))
Капелла сан северо в неаполе фото
Опять-таки дам можно увидеть в медальоне, но главные здесь не они, а их "Религиозное рвение" (так скульптура называется). Следите за руками! Дамам предстоит некий старец со светильником в одной руке и с бичом – в другой. Светильник – это, понятное дело, сияющий верным свет Христов, а бич, уже менее понятное дело, наказание свыше за ереси. У старца, помимо рук, есть еще и ноги, и этими конечностями он попирает еретическую книгу, из которой выползает змея. У ног старца примостился ангелочек – путто, занятый не типичным для этого милого создания делом. Он побивает горящим факелом эту самую змею.

Следующая на очереди статуя – памятник невестке (жене сына) князя Раймондо. На момент строительства капеллы юная княгиня и не собиралась умирать, поэтому памятник ей поставили загодя, а ее изображение в традиционном медальоне оставили недоделанным. Памятник носит прекрасное название: "Сладость брачных уз".


Капелла сан северо в неаполе фото
Ну ты, читатель, уже натренировался расшифровывать аллегории, так что без труда все видишь сам. В правой руке у дамы два пылающих сердца (любовь-морковь!), в левой – брачные узы, украшенные страусиными перьями ("Иго Мое благо и бремя Мое легко"). Путто у ног экзальтированной дамы играет с пеликаном, а уж эту аллегорию любой человек, побывавший в катакомбах, расшифрует. Пеликан по античным представлениям клевал свою грудь, чтобы напоить своей кровью птенцов, так что птичка эта – символ самопожертвования. А чем еще занимаются молодые родители, неминуемо получающиеся из молодых супругов?
А вот пирамидка на горизонте заставляет снова напрячься и вспомнить о странных взглядах князя Раймондо. Пеликан в алхимии – это знак философского камня (того самого, что любой металл в золото превращает) и, одновременно, сосуд, в котором всякие алхимические реакции происходят. Что имел в виду владелец капеллы – решать тебе, дорогой читатель.

Вот так с шутками-прибаутками мы прошли вдоль левой стены капеллы, пропустив, правда, гробницу самого князя Раймондо (о ней отдельная песнь). Две фигуры у алтаря и сам алтарь мы пропускаем (эти фигуры – это, так сказать, жемчужины из жемчужин) и идем назад ко входу вдоль правой стены.

Первой нам попадется статуя "Искренности", она же памятник жене самого князя Раймондо.


к и невестка, эта княгиня жила и здравствовала в момент обустройства капеллы, так что ее лица мы здесь не видим. Смотрим здесь: http://www.museosansevero.it/inglese/cappellasansevero/statue/sincerita.html. Здесь воде бы все просто: юная дама в правой руке несет кадуцей (рогизобилия), в левой – пылающее сердце. Видимо, жена князя была любящей и щедрой женщиной. У ее ног путто играет с двумя голубями – символами чистоты и любви.
Но и здесь все непросто. Голуби в алхимии – знаки первобытной грубой материи, которая в руках алхимика превратится в философский камень. Кадуцей – это, между прочим, атрибут Гермеса, а уж связь Гермеса с разными тайными наукам, я думаю, объяснять не нужно. В алхимии тот же кадуцей, обвитый двумя змеями, является символом соеднения двух проивоположностей – серы и ртути. Что, опять-таки, имел в виду князь Раймондо, сооружая такой памтяник еще живой жене, остается загадкой.

Далее можно поглядеть на "Самообладание" – оно же памятник родной бабушке князя Раймондо. Думаю, уже никто не удивится, что и сия дама увековечена в мужском облике:
Капелла сан северо в неаполе фото
Воин в доспехах держит на цепи льва. Некая аналогия с "Приличием": человеческий дух и разум  держит на цепи собственные пороки, страсти и недостатки. Идея власти духа над материей – это, кстати, тоже воплне масонская штучка, а лев, как это не покажется странным, тоже символизировал философский камень.


вствуете, какая эта штука – философский камень: его никто никогда так и не получил, а символов для него – хоть отбавляй)))
Последние две скульптуры я уже подробно описывать не могу, ибо спать хочется))) Это – монументы различным княгиням Сан-Северо (номинально) и двум добродетелям – "Воспитанию" и "Божественной любви". Пройдя со мной один круг по капелле Сан-Северо, ты, дорогой читатель, уже все понял и сам расшифруешь:
Капелла сан северо в неаполе фото

Капелла сан северо в неаполе фото
Еще раз прошу прощения за качество фотографий. Лучшее качество, но без всякой возможности сохранить или увеличить, можно найти здесь: http://www.museosansevero.it/inglese/photogallery.html

Если Вы еще не устали, то в следующий раз мы поглядим и попытаемся расшифровать три местных шедевра: Христос под плащаницей (Christo velato), Целомудрие (Pudizia) и Избавление от уз (Disinganno). Если кто и после этого испытания продолжит читать настоящий журнал, получит бонус: страшилки из крипты капеллы.

Источник: sibeaster.livejournal.com

Рим-Париж, день 10. Неаполь, капелла Сан-Северо. – Девочка-улитка. — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]

Капелла сан северо в неаполе фото
[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Рим-Париж, день 10. Неаполь, капелла Сан-Северо. [Mar. 9th, 2016|12:05 am]
[ Tags | Италия, Рим-Париж, музеи, путешествия, фото ]

Гуляя вечером по Неаполю мы заглянули в одну из церквей, которая значилась в списке объектов к посещению, обнаружили там огромных размеров очередь и решили вернуться утром.
Придя утром за полчаса до открытия с не меньшим офигением встали в хвост уже собравшейся очереди. Зачем тут все эти люди?! Что они, скульптур мраморных не видели?

Капелла Сан-Северо, расположена на небольшой улице, via Francesco De Sanctis, 19/21.
Построенная как частная капелла и усыпальница знатной семьи Сангро, сейчас она стала музеем.

Среди множества сокровищ здесь есть совершенно потрясающие произведения, и ради того, чтобы увидеть их своими глазами стоит отстоять час в очереди!

Христос под плащаницей – наиболее знаменитая скульптура церкви.

0_543e0_f3873123_XL

Первоначально князь Раймондо де Сангро, седьмой князь Сан-Северо, поручил работу Антонио Коррадини, который успел изготовить только глиняную модель. После смерти Коррадини князь Раймондо поручил завершить работу молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино, для которого Христос под плащаницей стал главной работой жизни.

Санмартино значительно изменил первоначальный замысел Коррадини, но сохранил основную стилистическую особенность — тончайшее, как бы воздушное мраморное полотно.
Легкие прозрачные складки укрывают лицо Христа, ничего не пряча под собой. Камень выглядит прозрачным и невесомым!

Фотографировать в церкви запрещено, поэтому все фотки ниже найдены на просторах интернета.
2_cristo_velato

Лёгкие небрежные складки впопыхах наброшенного полотна подчёркивают торжественный покой умершего Спасителя и одновременно протестуют против противоестественной безжизненности. Можно видеть пронзённые руки и ноги, сведённую последней судорогой грудную клетку, посмертную рану под сердцем, вздувшуюся вену на лбу. Снятому с креста телу ещё не придали привычную для усопшего позу — ноги согнуты в коленах так, как обычно их изображают во время Распятия, руки не сложены на груди, а безжизненно брошены вдоль туловища, голова слегка повёрнута вправо.

Санмартино одновременно подчёркивает величие Христа и его добровольное уподобление смертному человеку. Рядом с телом лежат орудия его Страстей — терновый венец, клещи, гвозди, напоминающие о его исключительных страданиях за всех людей. Но одновременно с этим, тело лежит на обычном матрасе, а под голову положены две подушки, в отношении евангельских событий образующий поразительный анахронизм, напоминающий об общей участи всех людей — некогда умереть и так же лежать на смертном одре.

1_cristo_velato2

0_543e0_f3873123_XL

599_599_fixed

4vaFqzOBfaQ

Завораживает, правда?
Кстати, по ссылке отличная статья про вуали в камне, рекомендую не полениться и полюбоваться этой красотой: http://history-of-art.livejournal.com/837340.html

Скульптур в капелле великое множество, помимо «Христа под плащаницей» традиционно выделяются два монумента, находящиеся у пилонов, поддерживающих алтарную триумфальную арку. Слева установлен памятник матери князя Раймондо, представляющий аллегорию Целомудрия, справа — его отцу, символически изображающий «Избавление от чар».

И вот это «Избавление от чар» впечатлило меня даже больше, чем “Христос”. Мы с К. стояли и гадали действительно ли сеть, опутавшая мужскую фигуру выточена из камня, или она всё-таки настоящая. Вот на полном серьёзе, минут пять таращились на узлы и переплетения, не веря своим глазам.
4af2d1ef8a312a007af18758394f18fb

Кстати, сеть, в отличие от остальной фигуры, вырезана из пемзы, а не из мрамора.

0bc8496ac362553f47093f01ce954317

Антонио де Сангро после смерти своей юной жены вёл беспорядочную и даже разгульную жизнь, оставив своего сына Раймондо на воспитание деду. Поняв бессмысленность такого прожигания жизни, Антонио раскаялся и впоследствии принял сан священника. Аллегорически это преображение представлено в виде человека, разрывающего сковывавшую его сеть — символ греха. Ангел, помогающий человеку, несет на своём челе огонь — символ веры и одновременно просвещённого человеческого разума (поэтому пламенем горит не сердце, а именно голова). Одновременно ангел попирает глобус, представляющий здесь обманчивые человеческие страсти и похоти.

c150f89af158893c3710eaf3d8848458

DisillusionmentCUf

Под капеллой находится крипта эллиптической формы, которая по планам Раймондо де Сангро должна была использоваться в качестве усыпальницы последующих поколений семьи. По неизвестным причинам этот проект не был реализован. В центре крипты помещена массивная мраморная плита, на которой, по планам князя Раймондо, должен был помещён «Христос под плащаницей».

В крипте, в двух стеклянных витринах, выставлены в вертикальном положении мумифицированные тела мужчины и женщины, препарированные под руководством князя Раймондо. Кровеносная система (сердце, артерии, вены) сохраняются неповреждёнными в течение более двух столетий. До настоящего времени нет удовлетворительного объяснения способа, которым была достигнута сохранность этих тел. Более того, анатомия во времена князя Раймондо не имела столь чёткого представления о строении кровеносной системы человека. Неаполитанские легенды гласят, что Сангро таким образом сохранил тела двух своих слуг. Перед смертью их якобы напоили таинственной жидкостью, под действием которой их артерии и вены окаменели.
anato1

Честно говоря, в Кунсткамере у нас есть подобные экспонаты, поэтому какого-то большого впечатления тела не произвели. Разве что объемом проделанной неизвестным мастером работы: в крипте выставлены тела взрослых людей, в то время как в Кунсткамере только отдельные органы или фрагменты.

Сайт капеллы

link Reply
Comments:

Источник: ptica-sekretar.livejournal.com

Пятый день совершенно внезапно стал днем открытий.
Как я написала раньше, его мы собирались провести на Капри. Сесть на кораблик, доплыть до острова, погулять там до обеда, купить знаменитый торт "капрезе", сплавать в грот, а затем, снова на кораблике, поехать в какой-нибудь городок на материке, а оттуда автобусом вернуться в Неаполь.
Однако мы поняли, что ни на какой Капри мы не хотим… Не хотим кораблика, не хотим моря. Хотим спокойный день без спешки.
На такие случаи у нас всегда есть резервные варианты маршрутов, так было и в Неаполе.

Неохваченными оказались монастырь Санта – Кьяра и Капелла Сансеверо. Оба объекта были описаны в путеводителе, но мы их оставили как резервные, если останется время.

Как мы ошиблись! И как прекрасно, что мы туда все же попали!

Капелла Сан-Северо – это драгоценный камень, это сверкающий бриллиант, объект совершенно обязательный для посещения в Неаполе!

Итак, утром мы неспеша позавтракали и вышли в город.

Капеллу Сан-Северо мы нашли с трудом, даже с GPS.
Мы представляли капеллу как нечто помпезное, в отдельном здании, но она выглядела как вход в обычный жилой дом, на углу узкого переулка. Собственно, так и должно было быть, она была построена как семейная усыпальница князей Сен-Северо.

Раймондо ди Сангро, князь Сан-Северо, построивший капеллу, был легендой Неаполя.

Я нашла много материала о жизни князя Сан-Северо, понимаю, что это не всем интересно, но без его жизнеописания трудно понять то, что мы увидели в капелле. Тем не менее, вы можете пропустить текст, описывающий жизнь князя Раймондо, и просто читать дальше.

**************************************************
Раймондо родился 30 января 1710 года в Торремаджиоре (Torremaggiore), где его отец имел феодальные земли. Его мать, Сесилия Гаетани де Акуилья (Cecilia Gaetani dell’Aquila d’Aragona) дочь принцессы Авроры Сансеверино, умерла в декабре того же года. Отец, Антонио ди Сангро (Antonio di Sangro), герцог Торремаджиоре, после смерти жены пустился во все тяжкие, начал прожигать жизнь в кругу друзей, на веселых попойках, и не обошлось без прекрасных дам в изрядных количествах.
Заботу о молодом принце взял на себя его дедушка Паоло, шестой принц Сансеверо и Рыцарь Золотого Руна, к нему и был отправлен Раймондо.
Приблизительно в 1720 году, когда дедушка решил дать внуку достойное образование, Раймондо оказался в Риме, поступив в Иезуитский колледж, самую престижную школу того времени.
Раймондо стал превосходным студентом, учил философию и лингвистику, знал восемь языков, изучал пиротехнику и естественные науки, гидростатику и военную архитектуру. По фортификационному делу Раймондо написал до сих пор неопубликованный трактат.
В колледже он ознакомился с работами и музеем естествознания Анастасиуса Кирхера, известного ученого, книги, которого были полны ссылок на Герметические науки и традицию.

Raimondo_di_Sangro

Время шло, нагулявшись вдоволь, отец князя Раймондо вдруг стал очень благочестивым человеком, принял сан и стал проповедником.
Попутно он отказался наследства отца и фамильного титула, поэтому, когда в 1726 году умер шестой князь Сан-Северо, седьмым князем Сан-Северо стал Раймондо, которому к тому времени исполнилось 16 лет.
Закончив образование в 1730 году, Раймондо жил в Неаполе и в Торремаджоре до 1737 года, после чего, переехал на постоянное жительство во дворец Сансеверо, в сердце древнего центра Неаполя.
Не будем забывать, что эпоха Раймондо была эпохой войн, и как каждый благородный господин, Раймондо тоже служил в армии и воевал за короля.
В 1739 году принц Раймондо изобрел аркебузу, которая могла стрелять, при помощи пороха или сжатого воздуха, имеющая единственный ударник и один вентиль. Это удивительное оружие было пожертвовано королю Чарльзу. В обширном примечании к "Lettera Apologetica", есть сообщение, что орудие было сделано "из определенного очень специального компонента, изобретенного Автором". Формула этого специального сплава, никогда не сообщалась.
Кстати, многие изобретения князя Сан-Северо так и остались неразгаданной тайной!
В 1741 году Раймондо становится полковником. Он принимает участие в сражении против австрийцев в 1744 году, выделясь храбростью и навыками ведения боя.
Его страсть к военному искусству побудила его издать Практику Военных Упражнений для Пехоты (1747). Он заработал похвалу короля Франции Луи XV и Фридриха II Прусского, а испанские войска включили при своем обучении его упражнения.
Допущенный в 1743 году в Академию Креста (della Crusca), самое авторитетное учреждение того времени, Раймондо под псевдонимом Esercitato, получил разрешение от Бенедикта XIV читать запрещенные книги. Таким образом, Раймондо изучил работы Pierre Bayle, книги французских философов и мыслителей эпохи Просвещения, алхимические тексты и книги масонов, а также научные трактаты всех наук.
Как результат чтения книг, он продемонстрировал удивительные вещи: разноцветные фейерверки (он изобрел зеленый цвет для пиротехники, который используют по сей день!), непроницаемую для воды материю, лекарства, излечивающие от многих болезней, а также цветную печать, применяя изобретенный им станок.
В это же время Раймондо начал работу над часовней Сансеверо, которую продолжит до самой смерти.

В 1751 году вспыхнул скандал, с его вступлением в масонство, через которое в то время распространялись новые идеи. В это же время Бенедикт XIV осудил масонов, и Раймондо вынужден был отказаться от гроссмейстерства.
Но это было лишь началом проблем. В типографии своего дворца, в 1751 году Раймондо напечатал свой шедевр "Lettera Apologetica", в которой, базируясь на древнеперуанской системе узелкового письма (кипу), создал "тайный язык". В своей книге он цитировал большое количество неортодоксальных авторов и распространял новаторские идеи о масонстве. Книга, сразу же подверглась критике, осуждена как еретическая и была запрещена Конгрегацией, и вскоре попала в Индекс запрещенных книг.

Разочарованный и озлобленный ди Сангро погрузился в "исследования Экспериментальной Физики", установив в подвале своего дворца большую печь и оборудовав большую алхимическую лабораторию "с каждым типом горелок".
Как и все образованные ученые того времени, Раймондо искал философский камень, превращающий ртуть в золото. Золото он так и не получил, но попутно сделал массу открытий. Часть из них остались тайной, и мы знаем о них только по отзывам современников, а часть дошли до наших дней.
Раймондо изготавливал различные типы "твердых минералов, такие как рубин, зеленая яшма, различные виды агата и ляпис-лазурь, для него было удовольствием подделывать драгоценные камни всех видов". Эти камни ничем не отличались от настоящих, и их нельзя было "отличить". Есть упоминания, что принц усиливал цвет природных блеклых камней, насыщая их ярким оттенком.
В 1767 году, ди Сангро продемонстрировал "лишение истинного цвета ляпис-лазури, придав ему белый цвет". Он достиг так же и окрашивания стекла, придавая ему различные цвета. Французский ученый де Лаланде, видевший результаты этих экспериментов, написал в своем дневнике: "искусство цветного стекла казалось было потеряно во времени. Принц Сансеверо возродил его. Он изготавливал стекло различных цветов, которые были ясные и прозрачные, словно стекло было изначально выплавлено с ними". Де Лаланд, считал опыты со стеклом просто "прекрасными".

Принц заинтересовался пиротехникой, еще учась в Иезуитском колледже в Риме. Раймонд написал в "Lettera Apologetica", что в будущем издаст трактат, посвященный этому искусству, в котором опишет, то, что было "неизвестно или скрыто". Однако трактат так и не был издан. Он проектировал пиротехнические театры, создавая при помощи фейерверков храмы, архитектурные перспективы, игру воды и дома. "Изумительная машина, которую он изобрел для сада, создает ясное и отличное пение птиц, благодаря непосредственно фейерверку".
Изобретательность принца проявилась и в изобретении широкой гаммы цветов фейерверков; он производил "бирюзовый, лимонный и желто-апельсиновый цвета, белый, похожий на цвет молока, красно-рубиновый" и многие другие. Особенно прекрасным цветом был зеленый, который Раймондо изобрел в 1739 году, его оттенки колебались от зеленоватого морского цвета, изумрудного и цвета зеленой травы.
Раймондо никогда не открывал методы действий опытов, сохраняя все в тайне, поэтому лишь немногии из них сегодня можно повторить!

В области искусств он изобрел так называемое "colori oloidrici", "прекрасный цвет, передающий миниатюре цвет масла". Эта техника могла использоваться на любом материале, в отличие от нормальной миниатюры, слоновой кости, пергаменте, бумаге или другим скоропортящимся материалам. Принц мог окрасить мрамор так, что цвета, проникали в глубину материала, а не оставались на поверхности. Тайна этих красок не разгадана по сей день, а окрашенный ими мрамор мы увидели в часовне!
Раймондо не чужд был и розыгрышам.
Я писала о том, как он смоделировал чудо превращения крови святого Януария. Это была не единственная его шутка.
В воскресенья июля 1770 года, по морю, отделяющему Capo Posillipo от Ponte della Maddalena, можно было увидеть удивительное событие: карета с многими лошадьми и извозчиком, мчалась по морским волнам. Многочисленная публика, прогуливающаяся по бульвару вдоль моря, была изумлена и даже напугана.
В действительности, лошади были сделаны из пробки, а карета перемещалась благодаря хитрой системе гребных колес, разработанных Раймондо ди Сангро, которые помещались в подводной части спроектированной им лодки.
Вот отрывок из Gazzetta di Napoli» за 24 июля 1770 года: "принц Сансеверо, изобрел, и построил лодку, под видом кареты, способную вмещать двенадцать человек, которые на ней, благодаря движению четырех колес, передвигаются быстрее, чем, если бы на ней были весла или паруса".

Вскоре после этого, 22 марта 1771 года он умер в своем дворце Сансеверо. Как утверждают источники, вследствие болезни, вызванной его "химическими опытами". Самую последнюю тайну, он показал уже после своей смерти, когда его могила оказалось пустой.

***История жизни князя Сан-Северо взята в основном на сайте http://alchemy.ucoz.ru.***

Мы купили билеты, зашли в капеллу – и остолбенели от открывшейся красоты.

kapella_san_severo.png

Увы, три бдительных стража смотрели во все глаза, чтобы никто не фотографировал. Так что фотографии из капеллы – не мои, а найденные в интернете.

Самые значительные статуи в капелле, сразу привлекающие внимание,это фигуры отца и матери Раймондо, и центральная фигура Христа.

Раймонда боготворил мать, которую никогда не видел, поэтому изобразил ее по оставшимся портретам. Мы увидели фигуру обнаженной прекрасной молодой женщины, целомудренно прикрытой тончайшим покрывалом и украшенной цветами. Кажется, что грудь ее вздымается от легкого дыхания, чуть приподнимая кисею на груди.

0011xk78

Напротив – сложная композиция, отражающая жизнь отца Раймондо в последние годы. Мудрость, освобождение от цепей разгульной жизни. Звенья цепи тоже поражают воображение реальностью – невозможно поверить, что сделаны они из пемзы. На вид они гибкие, как настоящие канаты, как такое чудо можно было сделать из крошащегося камня, настоящая тайна!

d368aa85cb91

Но самое потрясающе – центральная фигура в капелле, фигура Христа на ложе.
Когда скульптура Христа впервые была показана публике, пошли слухи, что простыня, покрывающая тело, вовсе не мрамор. Утверждали, что Раймондо взял кисею, пропитал ее таинственным раствором, закрыл статую, после чего простыня окаменела.

599_599_fixed

Князь Сан-Северо лично проектировал капеллу, расположение статуй,отбирал и инструктировпл скульпторов, выбирал мрамор в карьерах, проектировал и создавал инструменты для обработки мрамора.

Ходить по капелле можно долго, не только любуясь ее отделкой, но и разгадывая масонские знаки, присутствующие в самых неожиданных местах.

Выход из капеллы ведет через небольшой коридор и подвал.
В коридоре на стене есть портрет князя Сан-Северо, названный кем-то "портретом Дориана Грея". Дело в том, что рама портрета и надписи выглядят как новые, а сам портрет потемнел и покрылся пятнами.

s640x480

В подвале капеллы есть еще два совершенно уникальных экспоната, как утверждает легенда, сделанных самим графом: два скелета – мужской и женский, у которых сохранилась вся кровеносная система, включая мельчайшие капилляры!

aaaaaaaa

Ученые так и не разгадали секрет, как это удалось сделать. Предполагают, что в кровеносную систему был влит какой-то раствор, который потом затвердел и забальзамировал сосуды.
Вот такая алхимическая тайна, которая производит сильное впечатление, ведь в каждом из нас, несмотря на возраст, живет ребенок.

Мы вышли из капеллы потрясенные, и, прежде чем двинуться дальше, нуждались в отдыхе.

Недалеко от капеллы, на небольшой площади Сан-Доменико-Маджоре, есть кондитерская Скатуркьо (Scaturchio), названная в путеводителе и в одном из отзывов по Неаполю чуть ли не лучшей в Неаполе. В нее мы и пришли выпить кофе и съесть традиционную Pastiera Napoletana.
Честно признаюсь, худших пирожных мы в Неаполе не ели. И обслуживание тоже было безобразным.

Передохнув, отправились в Санта Кьяру.
Первый камень монастыря и церкви был заложен еще в 1310 году герцогом Анжуйским, но выглядит она свежей. Увы, так оно и есть – в 1943 году пожар уничтожил церковь и ее восстанавливали по сохранившимся документам.
Поскольку церковь первоначально использовалась как склеп для захоронения, то главным ее украшением считаются роскошные гробницы анжуйских королей.
Но в Санта-Кьяре, помимо красивых надгробий, обязательно нужно зайти в монастырь и пройтись по клуатру, украшенному мозаикой.

DSCF1652a

На фотографиях он часто предстает заросший диким виноградом, сплетающим полог над аллеями, но нам он предстал совершенно обнаженным.

DSCF1658a

Аркада XIV века, реконструированная в 1742 году по проекту Доменико Антонио Вакакаро, представляет из себя 72 восьмиугольные колонны, соединенные скамьями. Все это украшено изразцами работы Донато и Джузеппе Масса, рассказывающими о повседневной жизни Италии того времени.
Цвет изразцов солнечно-желтый, синий и зеленый, создает атмосферу праздника.

DSCF1656a

Но это еще не все.
Если вы, как и мы, пройдете вдоль стен по периметру, то обнаружите высокую застекленную дверь. Она не заперта. Откройте ее – и вы попадете в библиотеку монастыря.
Мы не стали заходить во внутрь, но посмотрели прихожую. В ней выставлены шкафы с древними книгами. Каждая книга высотой не менее метра, обложки из дубленой кожи, сшиты веревками… Потрясающе! К сожалению, фотографировать там нельзя.

Обычно мы всегда посещаем рынок. Но в Неаполе выбраться на рынок утром не получилось, поэтому мы решили поехать на продуктовую ярмарку, отзыв о которой я нашла в той же статье, в которой упоминалась и кондитерская.
У меня уже было предчувствие, что и этим рекомендациям доверять нельзя, но… Девушка так красочно описала, что есть такая ярмарка под названием "Лучшее из Капании" (Eccellenze Campane), что там есть все, что душа пожелает – и сыры, и вино, и колбасы – что мужу очень хотелось туда попасть, чтобы разом закупить все, что мы хотели привезти домой.
По описанию я представляла огромный комплекс типа миланского ilitaly, в действительности это оказался небольшая часть большого торгового здания, пустующего на три четверти, в которой разместились несколько стеллажей и холодильников с продукцией двух или трех хозяйств. Мы, конечно, купили там все, что запланировали, и все оказалось очень вкусным, так что можно сказать, что съездили мы туда не совсем зря. Но это хороший пример того, как часто не совпадают наши ожидания и реальность, и как легко можно обмануться, читая чужие восторженные отзывы.

Завершили день мы прогулкой вдоль моря, в последний раз полюбовались прекрасными видами, сделали прощальные фотографии и с большим сожалением отправились паковать чемоданы.

DSCF1676a

Утром нас ждал переезд в Рим и прогулка по Риму.

Источник: elaizik.livejournal.com

      Когда я только собиралась в Неаполь и спрашивала советов у неполитанцев, куда надо сходить и что ни в коем случае нельзя пропустить, одним из первых пунктов все без исключения назвали Капеллу Сан Северо.  
     Интересно, что церковь Святого покровителя Калабрии Сан Джованни ди Паола на площади Плебишито особых чувств не вызывает, и даже путеводители отмечают, что её стены- храма!- нередко исписывают граффити. А вот о капелле Сан Северино мне даже люд, далекие от Кампаньи, говорили с восторгом.
    Возможно, многие там уже побывали, а если нет- хочу  немного о ней рассказать.

cappellasansevero-napoli-2

 

   История возникновения капеллы известна-   она была построена в честь богородицы Пьета, но из-за небольшого размера её называют Пьетелла, маленькая Пьета. 
     Построили её примерно в 1590 году после произошедших чудес.

   Как-то мимо здания, стоявшего на этом месте,  проводили закованного в кандалы человека, обвиненного в убийстве, которое тот не совершал.
    Узник увидел, что на части стены штукатурка осыпалась, и проявился образ Пресвятой Девы. Он поклялся образу, что если все разрешится по справедливости и его оправдают, то он преподнесет церкви серебряный медальон.
     Так и случилось, и оправданный узник исполнил свою клятву.
     После этого образ видели ещё не раз, а  вскоре молящийся перед местом появления образа первый герцог Сан Северо, Джованни Франческо Паоло де Сангро неожиданно исцелился от мучавшей его серьезной болезни.
      Естественно, что благодарный герцог построил капеллу в благодарность Мадонне.

museo-cappella-san-severo-508

      Нынешний вид капелла приобрела в 18 веке, когда герцог Раймондо де Сангро, широко образованный человек, пригласил ученых, скульпторов, художников для создания единого художественного комплекса. Он сам разрабатывал, как сказали бы сейчас, его концепцию, определяя, где и какие должны стоять скульптуры, и даже, имея основательные познания в химии, создавал специальный состав красок. 
      Так родилась та Капелла, которую мы сегодня видим, ставшая музеем.

      Но и это ещё не все, Капелла хранит свои особые секреты, далекие от непосвященных.     Существует мнение, что это не просто капелла в честь Пресвятой Девы, но и масонский храм. 

      Дело в том, что вовремя работы над реконструкцией капеллы, герцог Сан Северо вступил в «братство свободных каменщиков»- иначе говоря, стал масоном. Более того, пройдя все иерархические ступени масонства он стал Великим Магистром всех лож Неаполя, вплоть до 1751 года, когда масонство, в связи с буллой Папы, отлучающей масонов от церкви, было упразднено неаполитанским королем.

385px-Raimondo_de_Sangro

      Изучая расположение статуй и предметов декора в капелле, историки  находят зашифрованные масонские символы в частности, образуется масонский треугольник, символ Великого Архитектора Вселенной,  символы солнца- мужского начала и луны- начала женского, если я начну излагать все, что накопали ученые, то сама себя запутаю.    
      Поэтому просто покажу вот такую  схему, свидетельствующую о построении Капеллы по масонским законам.

Tempio_Cappella01

      Но для посетителей Капеллы- это в первую очередь хранилище произведений искусства, главным из которых является Cristo Velato- Христос в Плащанице, или Христос под покрывалом- переводят по-разному.

cristo11

      Первоначально работу должен был выполнить Антонио Коррадини, который лишь успел изготовить глиняную модель, хранящуюся сейчас в монастыре Сан Мартино.  Осуществил работу молодой и в то время неизвестный скульптор Джузеппе Сан Мартино, для которого Христос под плащаницей стал главной работой жизни.

cristo_sammartino

Целомудрие Антонио Коррадини                   Воспитание                                         

Целомудрие   Воспитание 

Самообладание                                                       Божественная любовь

Самообладание                   Божественная_любовь

      Божественная любовь, посвящена матери герцога- юноша держит в руке пылающее сердце

    Каждая из скульптур прекрасна. 
   Но каждая из них заключает в себе определенный аллегорический смысл- например, Избавление от Чар означает просвещение и избавление Свыше. Кроме Квироло никто не согласился взяться за эту работу- остальные скульпторы считали, что выполнить тончающую сеть из пемзы невозможно, она просто рассыплется, Квироло это сделал.    
     Можете себе представить, что сеть выполнена из пемзы? Фантастика!

Sansevero

     Приличие посвящено женам герцога,  Изабелле Толфа и Лаудомии Милано, и львиная шкура здесь символизирует торжество царственного человеческого духа (лев) над низменными страстями и похотью. 
     И так заключает в себе особый смысл каждая из скульптур.    Всего их 28.

sansevero-cappella

     Герцог был неординарным человеком.. первоначально скульптура Cristo Velato должна была находиться в крипте, предназначенной для усыпальницы членов семьи Сан Северо, и подсвечиваться особым составом, «вечным светом», изобретенным герцогом.  Этот замысел реализовать не удалось, но на месте крипты находится другое «чудо»- препарированные герцогом мумифицированные тела мужчины и женщины, чьи сосуды кровеносной системы в течение двух столетий остаются неповрежденными.. способа провести такую мумификацию во времена герцога не было. По легенде, это тела двух умерших слуг, которых пред смертью напоили таинственной жидкостью, после чего и сосуды окаменели.. Как это было сделано- неизвестно до настоящего времени.

sansevero9

      Какие ещё секреты хранит капелла- мы не знаем, также как и остались возможно, нерасшифрованными, какие-то символы и аллегории, любопытной личностью был седьмой герцог Сан Северо! Не зря называли его principe maledetto- проклятый, или дьявольский князь…

Raimondo_di_Sangro

      Но в любом случае он оставил нам потрясающий музей, который обязательно надо увидеть, если будете в Неаполе.
      Музей открыт ежедневно кроме вторника с 10.00 до 17.40, по праздничным дням-до 13 часов.
      Билет стоит 7 евро.

cartina

Капелла Сан Северо находится в самом центре Неаполя, на улице Франческо де Санктис, 19/21.  Не ждите храма на площади- это часть палаццо на обычной неаполитанской улочке.

5909326-Cappella_Sansevero_entrance_Naples

Фото все из интернета, и то их нет нормального качества, там не разрешено снимать

 

Источник: melodie-del-mar.livejournal.com

Христос под плащаницей фото

Самая известная скульптура капеллы Сан-Северо (Неаполь) это Cristo velato (по русски либо Плащаница, либо ). Изначально работа была поручена Антонио Коррадини (который изваял “Целомудрие”), но тот умер, едва выполнив гипсовый слепок (хранится в Неаполе, в бывшем монастыре Чертоза Сан-Мартино). В итоге статую исполнил молодой неаполитианец Джузеппе Санмартино (1753), для него она стала первой и самой известной.

Капелла сан северо в неаполе фото

Еще можно поглядеть здесь: http://www.museosansevero.it/inglese/cappellasansevero/cristovelato.html. Впрочем, как ее не фотографируй, передать впечатление от скульптуры, видимо, невозможно. Итак на смертном ложе лежит снятый с креста Христос, покрытый плашаницей. Мы уже восхищались покрывалом “Целомудрия”, но здесь плащаница еще тоньше, еще воздушнее, еще невесомее. Через эту ткань видны раны от гвоздей, кровоподтеки, ссадины. На лбу – вздувшаяся вена, под сердцем – зияющее отверстие, грудь сведена последней судорогой, на лице – величие смерти.

Капелла сан северо в неаполе фото

Наверно, мои слова ни в коей мере не передают впечатление от этой работы. Поэтому придется говорить образами))) Как-то раз я попал в капеллу в праздничный день, и здесь было очень много посетителей. И вот эта толпа, будто застывшая, затаившая дыхание и сгрудившаяся вокруг умершего Христа, – вот эта картинка встает перед моим взором, когда я вспоминаю капеллу. Количество картин и скульпутрных групп, изображающих Снятие с креста и Погребение Спасителя, бесчисленно. Но всегда и везде ты обречен смотреть со стороны, быть наблюдателем. Здесь же зрители стоят вокруг Тела, они – уже не зрители, а участники Погребения.

Капелла сан северо в неаполе фото

Не могу удержаться от шпильки. Все, я думаю, не раз участвовали в Великой вечерне Великой пятницы, в конце которой на середину храма выносится изображение плащаницы. Наш настоятель, старенький митрофорный проиерей с положенным количеством отверстий, да еще и с дефектом речи, всегда произносит при этом одну и ту же бессодержательную проповедь. Один из тезисов этой проповеди: “Вот сейчас, у нас есть возможность увидеть Христа таким, каким его увидели снимавшие Его с креста”. Каждый раз, когда я это слушаю, меня посещают две мысли:

Капелла сан северо в неаполе фото

1) как такое может говорить пресвитер, бесчисленное число раз совершавший Евхаристию; неужели он никогда мысленным взором не видел Того же в Чаше?

2) эх, что бы ты сказал, почтенный отче, если бы видел Cristo velato? А если вспомнить при этом, какая начинается после этого свалка из “возлюбленных братьев и сестер”, желающих побыстрее облобызать плащаницу…В общем, то, что нам выдают для дружеской свалки в Великую пятницу, рядом не лежало с работой Санмартино. Простите, если чьи-то чувства я при этом обидел.
Самая главная загадкая, связанная с Cristo velato, – как скульптору удалось выполнить так тонко исполнить плащаницу. Местная легенда говорит, что ткань была обработана каким-то таинственным химикатом (князь Раймондо очень уважал алхимию), после чего она “окаменела”. Исследователи княжеских архивов, тем не менее, обнаружили, что князь всегда писал о плащанице, сделанной из того же куска мрамора, что и изображение самого Христа.
Cristo velato сейчас находится в центре капеллы, но это – пример временного, ставшего постоянным. Раймондо предполагал поместить скульптуру в центр, но не капеллы, а подземной крипты, где должны были покоиться следующие поколения семьи Сангро. Там статуя должна была быть подсвечена неким “вечным светом” (электричества тогда не было, это XVIII век, если кто забыл), изобретенным самим князем. В этом таинственном иноприродном свете (предполагают, что фосфоресценция, но загадку Раймондо унес с собой), Cristo velato должна была выглядеть еще более эффектно. По неизвестным причинам наследники Раймондо не исполнили этот грандиозный замысел.

Источник: vilingstore.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.