Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять


Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V века до нашей эры, самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.


Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, то есть вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны – под видом змей, Юпитер – под видом камня, Марс – под видом копья, Веста – под видом огня.


рвоначальная система римской мифологии – судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература – сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества – олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). При рождении гении вселяются в человека, при смерти – отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами).

В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее были приданы каждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их было два).


оме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) – Penates, к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество; каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки (indigitamenta) которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) – например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona), и мест – например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina. При дальнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары.

этой ступени развития религиозных представлений выступают божества природы – боги и богини водной стихии, полей, лесов, а также некоторых явлений человеческой жизни. Божества источников (обыкновенно – богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria – вещая супруга Нумы. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 года до нашей эры).

К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца (утро – отсюда Janus Matutinus) и все календы, а также названный по его имени месяц январь, как совпадающий с началом прибывания дней.


о призывали при начале каждого дела, особенно при жертвоприношениях, и считали даже за principium всего и за отца богов. Главное святилище бога Януса (Janus Geminus или Quirinus) находилось на северном конце форума, против храма Весты. Это была старинная арка, служившая как бы входом на форум (атриум Рима). Ворота ее в военное время были раскрыты; под аркой находилось изображение двуликого бога. Другим местом его культа был названный по его имени холм Яникул, на котором, по преданию, Анк Марций воздвиг укрепление для защиты торгового тракта, ведшего в Этрурию и гавани; в связи с этим Янус был богом покровителем торговли и мореплавания. С Янусом Matutinus родственна Mater Matuta, богиня рассвета, подательница света, помощница при родах, вместе с Портумном охранительница гаваней. Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и частном. Культом богини заведовали шесть дев, названных по имени ее весталками. В противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан или Волкан (Volcanus) был представителем разрушительной огненной стихии. Как бог стихии, опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. Он призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, и считался божеством солнца и молнии. Позднее он был отожествлен с Гефестом и стал почитаться, как бог кузнечного искусства и вулканов.

Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса.


зднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс – с Реей, причем многие особенности греческого культа были внесены в римский культ этих божеств. Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились Фавн, с женой Фавной (Bona Dea), – благодетельный бог, отожествленный позднее с царем Эвандром; бег жрецов Фавна, луперков, имел целью низвести благословение бога на людей, животных и поля. Сильван (лесной бог, леший), пугавший одиноких путников вещими голосами, был покровителем границ и собственности; Либер и Либера – чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников – были отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны; Вертумн и Помона охраняли сады и фруктовые деревья; Ферония считалась подательницей обильной жатвы; Флора была богиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместность праздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Кроме того, Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны.

божествам, посылавшим плодородие, относился также Марс – один из наиболее почитаемых италийцами национальных богов, быть может древнее божество солнца. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; в честь его была установлена так называемая священная весна (ver sacrum). Он был также богом войны (Mars Gradivus); военные атрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа. Тотем Марса, picus (дятел), с течением времени сделался богом лесов и лугов, покровителем земледелия, и почитался, под именем Picumnus, совместно с Пилумном, богом молотьбы. Близко к Марсу стоит и сабинский бог Квирин; в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом. Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер – как бог дневного света, Юнона – как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков – Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным из богов. Его оружие – молния; в древнее время в особых культах он даже назывался молнией. Он же посылал оплодотворяющие дожди (Elicius) и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был покровителем земледелия, скотоводства и молодого поколения.


Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису (Veiovis, Vediovis) – злому Юпитеру; родственный Юпитеру Summanus (sub mane – под утро) был богом ночных бурь. Как помощник в битвах, Юпитер назывался Stator, как податель победы – Victor; в честь его была учреждена коллегия фециалов, которые требовали удовлетворения у неприятелей, объявляли войну и заключали договора с соблюдением известных обрядов. Вследствие этого Юпитер призывался в подтверждение верности слова, как Deus Fidius – бог клятв. В связи с этим Юпитер был также покровителем границ и собственности (Juppiter Terminus или просто Terminus). Главным священнослужителем Юпитера был flamen Dialis; жена фламина – flaminica – была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен во всей Италии, в особенности у латинян, осков, умбров; в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. Как лунной богине, ей были посвящены все календы; оттого же она называлась Lucina или Lucetia. Как Juno Juga или Jugalis или Pronuba, она освящала брачные союзы, как Sospita – охраняла жителей. Божества подземного мира не имели той яркой индивидуальности, которая поражает нас в соответственном отделе греческой мифологии; у римлян не было даже царя этого подземного мира. Богом смерти был Orcus; наряду с ним упоминается богиня – покровительница умерших – Tellus, Terra mater, – принимавшая тени в свое лоно.


к мать ларов и манов, она называлась Lara, Larunda и Mania; как avia Larvarum – она олицетворяла собой ужас смерти. Те же религиозные представления, которые создали ряд dei indigetes – божеств-представителей отдельных человеческих действий и деятельностей, – вызвали ряд божеств, олицетворявших нравственные и духовные отвлеченные понятия и человеческие отношения. Сюда относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др.

В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были, наконец, еще боги, усвоенные римлянами у других народов, главным образом у этрусков и греков. Греческое влияние выразилось особенно сильно после того, как были привезены в Рим из Кум Сивиллины книги – сборник греческих изречений оракула, сделавшийся книгой откровения римской религии. Греческие религиозные понятия и особенности греческого культа твердо водворились в Риме, или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя бледные римские представления. Борьба рельефных образов греческой религии с неясными очертаниями римской кончилась тем, что римские мифологические представления почти совсем утратили национальный характер, и только благодаря консервативному культу римская религия сохранила свою индивидуальность и влияние.


числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой, Минерва вошла в капитолийскую триаду и имела в капитолийском храме свою целлу. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Венера вероятно была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий первоначально был известен как deus indiges – покровитель торговли (merx, mercatura), но позднее, через сопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога. Геркулес (переделка на лат. лад греч. Ήρακλής) стал известен в Риме с установлением лектистерний; сказания о нем целиком заимствованы из греческой мифологии. Под названием Цереры (Ceres) с 496 года до нашей эры была известна греческая Деметра, культ которой оставался в Риме совершенно греческим, так что даже жрицами при ее храме были гречанки. Аполлон и Dis pater – также чисто греческие божества, из которых последний соответствовал Плутону, на что указывает сопоставление латинского имени с греческим (Dis = dives – богатый = Πλούτων). В 204 году был привезен в Рим священный камень Великой Идейской Матери из Пессинунта; в 186 году существовал уже греческий праздник в честь Диониса-Либера – Вакханалии; затем из Александрии перешли в Рим культы Изиды и Сераписа, а из Персии – мистерии солнечного бога Митры. Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др.), изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. И в этом отношении латинские сказания сложились не без влияния греческой эпической формы, в которую облекалась вообще значительная часть римского религиозного материала.

Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии – от Геркулеса, Юлии – от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания, слагавшиеся и распространявшиеся, в угоду римской аристократии, греческими риторами и грамматиками, нашедшими себе приют в Риме в качестве гостей, друзей и рабов: учителей и воспитателей. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели – возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, что римляне – наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян – патриотизм.

Источник: godsbay.ru

апи-афина-Лемниа- 5 в. н.э.

Родоначальником древнегреческой культуры была Крито-микенская культура, возникшая на острове Крит примерно в 2200 году до н.э. и процветавшая до 1450 года до нашей эры. Остров Крит в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) стал центром Минойской цивилизации, названной так по имени легендарного царя острова Крит Миноса…

Первая великая европейская письменная цивилизация, предшественница культуры античной Греции, Минойская цивилизация, после извержения вулкана на соседнем острове, разрушившего 90 дворцов и городов на острове Крит, постепенно переместилась в материковую часть Греции в город Микены. Так возникла Крито-Микенская культура, объединившая в себе минойскую культуру острова Крит и эллинистическую, древнегреческую культуру.

1-гаплогруппы

Долгие годы учёные ведут дискуссии о происхождении Минойской цивилизации на острове Крит. Кем были первые поселенцы на Крите?
По данным ДНК-генеалогии остров Крит в середине 3 тыс. до н. э. был заселён людьми, носителями Y-гаплогруппы J2 (ДНК гаплогруппа J => 45,000 лет назад появилась на Кавказе и Ближнем Востоке); носителями Y-гаплогруппы I2 и I2a (ДНК гаплогруппа I => 30,000 лет назад возникла на Кавказе или в Северо-Восточной части Европы); а также носителями Y-гаплогруппы G2a (G => 17,000 лет назад возникла между Индией и Кавказом).

золотые-Микенские осьминоги, украсить одежду.

То есть выходцы с Ближнего Востока, Кавказа и Северо-Восточной части Европы, возможно, из Северного Причерноморья создали Крито-микенскую цивилизацию и были первыми жителями Крита, строителями дворцов и городов острова.

Осьминог из -Микенской гробницы !

Основатели Минойской цивилизации были народом мореплавателей, возможно прибывшие на остров Крит из Северо-Восточной части Европы, Причерноморья или Кавказа и Ближнего Востока, оказавшись в Средиземном море столкнулись с невиданным ими ранее морским обитателем — осьминогом, который абсолютно их поразил своим видом, ведь в Чёрном море осьминоги не водятся.

осмин-микены-минойский Крит--15 в до н.э.
Древним мореходам, длинные и подвижные щупальцы осьминога напоминали клубок змей и, почитаемую ими, змееногую богиню Апи — Великую Мать, именно поэтому для Крито-микенской культуры характерны изображения осминогов на бытовых предметах — вазах, зеркалах, шкатулках, золотых украшениях, которые нашивали на одежду, так же, как это делали скифы.

«Отец Истории» Геродот, путешествуя, описывал и изучал народы Причерноморья, понял, что история твориться не только греками, которые считают себя в античном мире самым культурным и просвещённым народом.

Всемирную историю творят и другие древние народы, которые живут за границами древнегреческой цивилизации. Познакомившись с мифами и богами «скифов земледельцев» (славянскими народами), Геродот признал, что «боги скифов древнее греческих».

В Северном Причерноморье существовал этнос или языковой реликт прото-индо-иранского языка, восходящий ко времени Ямной культуры (3600—2300 до н. э.), до его предполагаемого разделения на индо-иранскую и иранскую ветви.

В Эгейском море есть целая группа топонимов, оканчивающихся -на «-na», и «-сарна» -* -sarna Например: Фаласарна — греч. Φαλάσαρνα, античный город 6–8 веков до н. э., на Крите; Аласарна, и Халисарна на острове Кос, и т.д.). Топонимы Эгейского моря, оканчивающиеся на — «-сарна» -* -sarna, означают «Царство», так как корень слова «сар» или цар -*sar- имеет значение «верховный, высший, великий» во всех анатолийских языках. Этрусское слово «сар» -SAR = цифра 10, «Sal» — «великий, высший», царь (ср. хеттский Sallis — ‘высокий’); «сренк» – srenc, или серен — seren – князь, отсюда происходит английское слово сер – ser.

Основатели Минойской цивилизации принесли с собой на остров Крит некоторые элементы прото-индо-иранской культуры из Северного Причерноморья — это двухсторонний топор лабрис (секира, согарис) символ власти царя и культ быка. Описывая Лидию, Плутарх упоминает о том, что «Лидийцы называют двойной топор, по-гречески «пелекус» — «πέλεκυς».

О ритуальных обрядах — таврокатапсия — (греч.ταυροκαθάψια) — прыжки через быка, мы узнаём из многочисленных изображений на стенах дворцов, сохранившихся во дворцах острова Крит, на фресках и предметах быта.

дикие быки-на чаше из гробницы Толос

В мифологии древней Греции возникла легенда о Критском быке, жившем в лабиринте дворца царя Миноса – это Минотавр (др.греч. Μῑνώταυρος (Минос – Μίνως и Таврос – ταύρος – бык), латин: Минотаврус — Minotaurus, на этрусском: Тавро-минес — Θevrumineś).

1-лабиринт-Кубок из Микен

Не смотря на то, что слово «лабиринт» — Labyrinthos заимствовано в до-греческом, минойском языке (суфф.-nth-), слово «лабиринт» прекрасно ассимилировалось в греческом языке, как и многие другие слова и ранние до-греческие названия островов Эгейского моря.

По греческому мифу, царь острова Крит Минос (микен. mwi-nu — Мину) был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса (на минойском — Ди-ве = di-we «Дий», что происходит из ведического санскрита от «Dyaus pitar» — «Деус-отец», Отец Божий), Зевс, превратившись в белого быка, похитил Европу и отправился с нею на остров Крит в Диктейскую пещеру, где сам был рождён.

1-ладья тура

бык-голова

Подобную ритуальную повозку, на которой восседает Великая Мать Богов в Махенджо-Доро, мы находим на острове Крит, в Минойской культуре бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.)

апи-на-колеснице--

«В ночь перед Идами [майскими] бык весь усыпанный звездами всходит» (Ovid. Fast. V 603—618), писал Овидий о созвездии Тельца. В основе мифа о похищении Европы Зевсом, лежит древняя мистика Матери-Земли и универсального оплодотворяющего начала — Неба, изливающего живительную влагу на землю небесного дождя.

На Крите Зевс — это Солнце-бык, а Европа первоначально воспринималась не только как символ плодородия и Вечного древа растительной жизни — Мать-Земля, но была и символом животной жизни — как лунная корова, вступившая в брак с Солнце-быком.
быка-критСидя на быке, Европа в одной руке держит полевой цветок, а другой рукой держится за бычий рог, древний символ плодородия и изобилия. Два бычьих рога представляют собой изогнутый серп Луны.

Будучи стихией земной животной и растительной жизни, Европа охватывает и весь космический мир, оказавшийся на рогах быка, она олицетворяет «широкосветящуюся» Луну. В зооморфических мифах Крита «широкоглазая» и «волоокая Селена»-Европа стала образом отождествленным с единой стихией земной и космической жизни. Европа не только имеет коровьи глаза, но и сама является коровой: «Селена (луна) есть бык, а бык (т. е. созвездие Тельца) есть наивысшее положение Селены-Луны» (Porphyr. De antr. nymph. 18). У поэтов существует много эпитетов указывающих на рогатость Луны-Селены.

Многочисленные монеты на Крите содержат на одной стороне изображение быка, а на другой — изображение Европы на платане и надпись: «Ti-sy-roi» — «ти-се- Рои» — «Ты есть Рея». В Крито-микенских текстах встречается надпись: te-i-ja ma-te-re — «те-и-е ма-те-ре» — «то и есть Матерь богов». Мать Зевса богиня Рея — Верховная (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta = oreta; (греч. Ορος — ‘гора’).

апи-критско-Микенская богиня -великая мать со львами- 670 г. до н.э.

В религии минойцев присутствует элементы прото-индо-иранской культуры из Северного Причерноморья — почитание Великой Матери Богини со змеями, которую в иранской языковой группе именуют Иштар или Астарта.

В Северном Причерноморье скифы, говорящие на наречиях индоевропейской группы языков, называли Великую Мать богов — Апи,   минойцы на Крите называют Афина, и Асираи — Asirai —  Апи-Рея, «рай, в руках Матери».

В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo», что означает «Арий, Арья, Арийская» — и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).

Имя минойской богини Апи-Реи, или Асираи, может являться эквивалентом санскритского имени бога — Асура, авестийского — Ахура, скифской богини — Апи, эллинской — Афины.

Таким образом, Европа является исконно хтоническим (т. е. земным) божеством, связанным со всем космосом, включающим небо, землю и подземный мир.

На Крите имя невидимого бога подземного царства Аида (др.-греч. Ἀΐδης – АИДИС, — «А-Видис» — «невидимый»).

Самое имя Европы Гесихий толкует, как Eyröpon — «тёмная, страна заката», а Еврипид (Iphig. Т.626,) говорит о Европе: «чёрная (eyröpon) бездна скалы», возможно, могила, пещера. Зевс дал Европе пса Аргоса, «стража Европы», есть придание, что позже Зевс вознёс Пса Аргоса к звездам, признав его достойным этого, так возникло в небе созвездие Пса.

Европа и Зевс-бык-древ. Аттика-500 г. до н.э.

Лукиан ассоциирует Сидонскую царевну Европу, дочь Аргиопы и Агенора из Финикии, с ассирийской Астартой и Селеной: «В Финикии есть также и другое великое святилище, которым владеют жители Сидона; как говорят сидоняне, оно посвящено Астарте. Мне кажется, что Астарта — это та же Селена. Впрочем, один из финикийских жрецов мне рассказывал, что храм этот посвящён Европе, сестре Кадма и дочери царя Агенора.»

европа похищена зевсом быком
В древности Европа называлась Геллотия — Hellötia, от слова helein, [«взять»], поскольку она была, по мифу, «взята» быком, как говорят финикийцы. (Etym. Μ.- Hellötis). От слова helein — «взять», происходит и имя Елены Прекрасной.

В других рассказах древнегреческих писателей рассказывается о критском полководце Тавре, напавшем на Тир и взявшем в плен среди других также и царскую дочь Европу и потом вступившем с нею в брак.

апи-боги эллады

апи-боги эллады_n

Лингвистическая трансформация имени таврической и скифской богини земли и плодородия Апи в крито-микенскую богиню Афину вполне возможна, так как в греческом языке есть не мало примеров звука «П» на «Ф». Например в минойском языке «по-ни-ке = po-ni-ke  — ‘финиковая пальма’, греческом  видоизменяется в «phoinikē» — φοινιξ ‘финиковая пальма’. В Крито-микенской культуре Афину изображали, как и скифскую богиню Апи с поднятыми вверх руками и в окружении змей.

В греческом языке А-фи-на = А -«theou-nesis» — «божественный разум». Греки называют Афину Этоной -“Ethonoe» = “en thoi ethei noesis” – «это божественный разум», и изображали её в окружении змей, как и в крито-микенскую эпоху.

афина

Со временем крито-микенская богиня-мать Афина стала приобретать новые функции, Афина стала богиней мудрости, мужества, вдохновения, цивилизации, права и справедливости, а также справедливой войны,  стратегии, математики, искусства, ремесла и мастерства.

В Коринфе богиню Афину называли Гелотис — Hellötis, от слова helein — «взять», и в её честь устраивали праздник Геллотии, как и праздник Афины-Европы на Крите: «геллотидой назывался сплетенный из мирты венок окружностью в 20 локтей и что он выносился на празднике Геллотии. В нём, говорят, несли кости Европы, которую [тоже] называли Геллотидой. Геллотии правились и в Коринфе.» (Athen. XV 678b).

афина-мудрость

К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории. В эпоху максимального могущества Минойской цивилизации острова Крит, флот минойцев прекрасно освоил Средиземноморье от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта.

Древнегреческая богиня материнства Лето (др.-греч. Λητώ, – Латона, на минойском языке — Ра-то — ra-to , жена Зевса, и мать бога Аполлона.

Дочь Зевса и Деметры (или Цереры) богиня растений Персефона (др.-греч. Περσεφόνη, на микенском: pe-re-swa (пе-ре-сва). Сва — сев, сеять.

Древнегреческие богини мщения Эринии (др.-греч. Ἐρινύες — -«гневные») на микенском языке — Э-ри-ну = e-ri-nu, дочери Ария — бога войны.

Известны имена минойских богинь – Ра-жа-я = ra-za-ja – «роженица», и  А-ме-я — a-me-ja – амея.

афродита урания

Крито-микенская богиня Афродита старше бога Зевса и принадлежит к первичным хтоническим божествам до-греческого периода. Афродиту принято отождествлять с финикийской Астартой,  скифской богиней Апи,  вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. От имени (Апи) Афины происходит имя (Апи-родита) Афродита, корень слова «род» в имени «Аф-родита» — означает «родительница», (жизнь, плод) рождающая. Богиню Афродиту считали в древнегреческой мифологии богиней плодородия и жизни, богиней браков и родов, её называли дето-родительницей и «дето-питательницей». О божественном плодородии богини Афродиты говорится в трагедии Эсхила «Данаиды«.

Как хтоническое (т.е. земное) божество Афродита, дарующая земле жизнь и изобилие, появляется, как и богиня (Апи) Афина в сопровождении, усмиренных ею, диких зверей — львов, волков, медведей и змей, властительниц подземного царства.

афродита и анхиос -Αφροδίτη και Αγχίσης

Имя одной из двенадцати великих олимпийских богинь, Афродиты (др.-греч. Ἀφροδίτη), в древней Греции истолковывалось по-гречески, как производное от греческого слова ἀφρός — «пена», так как по приданию Афродита — богиня красоты и любви, родилась из пены морской на острове Кипр.

В греческой мифологии, созданной позднее самого появления богини плодородия на Кипре, говорится, что кровь бога Крона, отца бога Урана, пролилась в море, отчего и образовалась пена, в которой родилась Афродита. В Гомеровском гимне богиню Афродиту, появившуюся из воздушной морской пены на Кипре, называют Кипридой, то есть кипро-рожденной.
В более поздних мифах Греции о рождении Афродиты из крови бога Урана почти забыто, Афродиту греки называют дочерью Зевса, рождённого в пещере на острове Крит, и Дионы.

Афродита и Фаон 460 г до н.э.

Платон подчёркивает божественное происхождение Афродиты от неба — Урана, называя её Афродита Урания, богиней чистой небесной любви. Греческая мифология постепенно превратила Афродиту Уранию в доступную, пошлую любовницу богов и героев мифов, в Афродиту Пандемос (греч. всенародная) — богиню низменной чувственной любви, не связанную с небесным Ураном, а ставшую дочерью Зевса и малозначительной Дионы, и женой хромоногого Гефеста, сын Зевса и Геры. Сыном Афродиты и Гермеса (детей Зевса) считается Герм-Аф-родит, которого называют Аф-родитом, то есть рождённым Афродитой. В микенских текстах имя Гефест упоминается, как a-pa-i-ti-jo.

В древнегреческой мифологии мужем Афродиты называют бога огня Гефеста (др.-греч. Ἥφαιστος), покровителя кузнечного ремесла и кузнецов, самого искусного мастера кузнеца и самого некрасивого среди богов. Хромоногий Гефест работал в кузнице, его изображают с молотом у пылающего горна, он выковывал доспехи богам и героям, находя истинное удовлетворение в труде.  В отличии от трудолюбивого Гефеста, греческая Афродита изнежена и любвиобильна, она участвовала во многих интригах Афины и Геры. Любви Афродиты добивался бог морей и океанов Посейдон,но она полюбила сына богини Геры, бога несправедливой войны Ареса, которого не любил никто из людей и богов.

Афродита (Венера) и Амур

Ряд источников повествует о том, что от тайного и незаконного союза с Арием богиня Афродита родила детей страстного Эрота (или Эроса), принадлежавшего хаосу, и Гармонию, которые повсюду сопровождают Афродиту, а также Афродита родила Антерос (ненависть), Гимерос (Химерос), Фобос (страх), Деймос (ужас), которые стали вечными спутниками бога войны Ареса. Афродита и Арес — любовь и война — они рядом, от любви до ненависти всегда один шаг. Парменид пишет о рождении Эрота, крылатого мальчика, вооруженного луком и стрелами, вселяющими любовь: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», вселяющего любовь в сердца и непредсказуемый хаос в жизнь влюблённого.

Афродита вмешивается в военные события Троянской войны, на стороне троянцев, вместе с Аполлоном Гиперборейским, Аресом, Артемидой, богиней охоты. Артемида спасает Париса во время его поединка с царём Менелаем, она вмешивается в сражение Диомеда(др.-греч. Διομήδης) мифического царя Аргоса. Она пытается вынести с поля сражения троянского героя Энея — своего сына от героя Анхиса (др.-греч. Ἀγχίσης) из рода дарданских царей, правнука легендарного Троя, сын Каписа и Фемисты.
Однако, Диомед преследует богиню и ранит ее в руку, тогда Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком. Бог войны Арес на золотой колеснице доставляет Афродиту на Олимп, где её встречает мать Диона. Афродиту поднимают на смех Гера и Афина — ее постоянные противницы, и Зевс, улыбаясь советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки.

Геродот сообщает о почитании Афродиты Урании в Северном Причерноморье, у скифов, в Сирии, в афродита-ураПерсии. Богиня Аргимпаса и Афродита Апатурская. Проникновение культа Афродиты Урании в древнюю Грецию связано с островом Кипр и Кифера, расположенного к юго-востоку от Пелопоннеса, где находится самый древний и священный элиинский храм Афродиты. На материке первым центром почитания культа Афродиты Урании стала древняя Эфира или Коринф. Статуя Афродиты Урании была деревянной и богиня изображена вооруженной в воинских доспехах в коринфском шлеме.

Ксенофонт и Павсаний упоминают храм Афродиты Урании в Афинах, на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, общегосударственный культ божества, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город».

Многочисленные святилища Афродиты были и в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Кипр, в городе Пафос, есть храм Афродиты — Пафосской богини, Кифера, Крит, Сицилия храм Афродиты у горы Эрикс — Афродита Эрикиния. Особенно почиталась Афродита в Малой Азии, в Эфесе и Абидосе, в Сирии в Библе, этому посвящен трактат Лукиана «О сирийской богине».

Источник: www.evpatori.ru

 

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,-
Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру,
Славного мощью Аида, который живет под землею,
И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и        смертных,
Громы которого в трепет приводят широкую землю.
Гесиод «Теогония»

 

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко  в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

 Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

      В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2.  олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

 

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

 Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

 v Ахилл

 v Геракл

 v Одиссей

 v Персей

 v Тесей

 v Ясон

 v Гектор

Верховные боги Олимпа

 

Греческие боги

Функции

Римские боги

Зевс

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

Юпитер

Гера

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты — диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

Юнона

Афродита

«пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

Венера

Аид

бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

Плутон

Арес

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

Марс

Гефест

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

Вулкан

Афина

богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

Минерва

Гермес

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

Меркурий

Посейдон

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

Нептун

Артемида

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Диана

Аполлон (Феб), Кифаред

«златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира,  символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

 

Гестия

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

Веста

Деметра

«Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

Церера

Дионис

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Бахус, Вакх

Второстепенные греческие боги

 

Греческие боги

 

Функции

Римские боги

Асклепий

«вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

Эскулап

Эрот, Амур

бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

Купидон

Селена

«сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

Луна

Персефона

богиня царства мертвых и плодородия

Прозерпина

Ника

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

Виктория

Геба

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

Ювента

Эос

«розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

Аврора

Тихе

богиня счастья, случая и удачи

Фортуна

Гелиос

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

Соль

Крон (Хронос)

бог времени, атрибут – серп

Сатурн

Энио

богиня неистовой войны

Беллона

Гипнос (Морфей)

бог сна

Сомнус

Хлорида

богиня цветов и садов

Флора

Зефир

бог западного ветра, вестник богов

Фавоний

Дике (Фемида)

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

Астрея

Гименей

бог брака, супружеских уз

Талассий

Немезида

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Адрастея

Ирида

«златокрылая», богиня радуги

 

Гея

богиня земли

Теллус

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали  музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.

 

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

Греческие музы

 

Имя

Чему покровительствует

Атрибуты

Каллиопа («красиворечивая»)

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

Клио

(«славящая»)

муза истории

свиток папируса или футляр для свитков

Эрато

(«приятная»)

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

Эвтерпа

(«прекрасноуслаждающая»)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

Урания

(«небесная»)

муза астрономии

зрительная трубка и лист с небесными знаками

Мельпомена

(«поющая»)

муза трагедии

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

Терпсихора

(«усладительнотанцующая»)

муза танца

венок на голове, лира и плектр

(медиатор)

Полигимния

(«многопоющая»)

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

свиток

Талия

(«цветущая»)

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

 

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры — (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия,  свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки,  — флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами — с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

Нимфы – (название означает «источник», у римлян  — «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов,  духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.

                                                                                                       Ф. Шиллер                                                     

Нимфы гор – ореады,

нимфы лесов и деревьев – дриады,

нимфы источников – наяды,

нимфы океанов – океаниды,

нимфы моря – нериды,

нимфы долин – напеи,

нимфы лугов ‐ лимнады.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

 

 Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их  называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

 Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера,  Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

 В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

 Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

 Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

 Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

 Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

                                          Вергилий,  «Энеида»

 Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова  была помещена на эгиду Афины.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

 Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка.   Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте.  Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

 

Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти,  похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову.  Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный  конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

 

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

 Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

 

Кентавры — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла  и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

 

Источник: mosliter.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.