Греческие монахи


В Греции на побережье Эгейского моря на святой горе Афон вот уже около 1200 лет живут монахи. Здесь находится один из самых древних монастырей мира, история которого берет свое начало в IX веке. Часть монахов живет прямо в пещерах на отвесной стороне скалы, и постоянно сталкивается с различными бытовыми трудностями. О жизни монахов в столь непростых условиях нам поведает данный пост.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Монастырь Карули, а точнее даже это скит, принадлежащий Великой Лавре в Греции, состоит из 12 келий, которые были построены еще в XVII веке, и нескольких пещер. Слово «карули» переводится с греческого как «катушка» – ее используют монахи для того, чтобы поднимать в скит корзины с едой и водой.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

В этом регионе находится несколько скитов Лавры, в которых живут православные монахи. Всего их насчитывают около двух тысяч, однако в самом ските Карули сегодня живет только десять человек.


Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Жизнь монахов в монастыре почти не изменилась с тех пор, как сюда прибыли первые православные монахи в IX веке. Некоторые из них выращивают овощи, делают вино, другие вырезают различную утварь из дерева, они постоянно убирают и чинят монастырь, сидеть без дела считается зазорным. Монахи стараются обеспечить себя всем необходимым сами, чтобы не было надобности покидать Лавру. Те же, кто выбрал жизнь в пещерах, живут в почти полной изоляции, мало соприкасаясь в привычным нам миром и даже почти не видясь с другими монахами. «Мне не нравится жизнь в монастыре, для меня это как тюрьма. Здесь, в Карули, я свободен,» – говорит один из отшельников.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Добраться в эти скиты и пещеры так сложно, что монахи почти никогда никого не видят. Чтобы не умереть от голода, они получают минимум еды и воды с помощью системы тросов, расположенной в десятках метрах над водой. Раньше, чтобы не разбиться на крутом отвесном склоне, при спуске и поднимании в кельи монахи обвязывали себя цепями и веревками в качестве страховки.
годня существуют почти отвесные ступеньки, сделанные из дерева, которые хоть и являются достаточно опасными, но все же существенно облегчают доступ к скиту. Несмотря на это, некоторые монахи сознательно не пользуются возможностью спуститься вниз, а некоторые не могут это сделать в виду плохого состояния здоровья. Так, например, отец Арсениос вот уже 64 года не покидал скит, и сейчас уже вряд ли его покинет из-за того, что здоровье не позволяет ему воспользоваться крутыми ступенями.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Женщинам категорически не разрешается посещать это место, даже приближаться к берегу ближе, чем на 500 метров. Считается, что последняя женщина, которая была на этом полуострове, была сама Мария. Впрочем, учитывая, что все монахи Лавры соблюдают целибат, это правило также призвано не вводить их в искушение.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Для всех монахов, живущих и в Карули, и в других 20 монастырях Лавры, главная часть времени дня уходит на молитвы. Даже когда они работают или когда приходят на обед или завтрак, все их действия сопровождаются молитвами. Длительность месс разная, иногда она может длиться 6 часов, иногда проходить ночью – считается, что чем сильнее тишина, тем легче сосредоточиться на самой молитве.


Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Ступеньки к скитам Карули.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Ступеньки существенно облегчают доступ к Карули, хотя полностью безопасными их не назовешь.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Корзина с провизией.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Аскетичные жилища отшельников.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Эти кости принадлежат монаху, который раньше жил в ските Карули. Даже после смерти монах пожелал остаться в ските. Его останки поместили в серебряный сундук.

Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Скит Карули на горе Афон в Греции.


Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)

Отсюда

Источник: trinixy.ru

Византийское время и распорядок дня

«На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: «Мы встаем в 3 часа». В какие 3 часа? Все путаются». Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.


«Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза», – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

«Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание», – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.

Источник: tass.ru

Общая информация

Монастыри Афона в Греции
Монастырь Симонопетра

Монастыри Афона в Греции – место паломничества тысяч гостей. Однако женщинам посещение горы запрещено. Об этом существует еще одна легенда. Дева Мария, увидев гору, была очарована здешней природой и попросила ее у Бога. С тех пор ни одна женщина не может ступить на склоны горы. Миф подкреплен указом президента Греции, в соответствии с которым для женщины, ступившей на Афон, предусмотрен арест и тюремное заключение.

Афон – современное государство, где действует свой Устав и живут приблизительно 2000 монахов, которые день и ночь молятся о спасении человечества. Монахам запрещено кушать мясо, курить и одевать какую-либо одежду помимо церковной.

Столица Афона город Карье
Карье

Столица – Карье, здесь расположен Музей истории христианства, где хранятся древние манускрипты, редкие иконы. Самым красивым на горе Афон в Греции признан Симонопетр – семиэтажное здание, находится прямо на отвесном склоне, что придает монастырю особое величие.

Одна из особенностей монашеской республики Афон – времяисчисление. Здесь действует свой метод определять начало и конец суток, где-то ориентируются по заходу и восходу Солнца, а где-то – по часовому поясу Греции.

Интересные факты про гору Афон


  1. Афон – единственное место на планете, куда запрещено ступать женщинам, но именно это место является земным уделом девы Марии.
  2. В дохристианский период гора также считалась особым местом – здесь располагались храмы Зевса и Аполлона.
  3. Гора Афон на карте
  4. Гора Афон на карте Греции входит в состав страны, фактически – это автономная республика, об этом есть статья в главном документе – Конституции. Власть сосредоточена в Священных органах – Киноте и Эпистасии. Здесь также есть губернатор, полиция, почта, ведется торговля, работают ремесленники, больница и даже банковские организации.
  5. Первая обитель построена в 963 году Афанасием Афонским. Этот святой ввел в действие основные каноны монашеской жизни. Сегодня этот монастырь назван Великой Лаврой.
  6. Дева Маря признана покровительницей всей монашеской республики, поскольку в 48 году после ее проповедей местные жители – язычники приняли христианство.
  7. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Карье
    Храм Успения Пресвятой Богородицы
  8. Храм Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в Карье, считается самым древним на горе, построен приблизительно в 335 году.

  9. В период расцвета на территории полуострова Афон было приблизительно 180 монастырей. Статус автономной республики Афон получил в 972 году, в то время ей покровительствовала Византийская империя.
  10. Среди обителей есть русский монастырь – Святого Пантелеимона, построен до 1016 года. Здесь также есть сербский и болгарский монастыри.
  11. Самая высокая часть горы Афон – ее вершина (чуть больше 2 км), тут находится храм в честь Преображения Господня, воздвигнутый на месте языческого капища.
  12. В юго-западной части горы есть труднодоступные места – карули – где проживают самые аскетичные монахи.

Монастыри

На Святом Афоне в Греции 20 монастырей, при каждом есть помещение для паломников и отдыхающих. Монахи подробно рассказывают об истории монастыря, проводят экскурсии, занимаются расселением туристов. Конечно, роскошных апартаментов здесь нет и меню довольно скромное, но сюда приезжают совсем за другим.

В храмах хранятся самые известные и почитаемые святыни христианского мира:

  • иконы;
  • одеяния святых;
  • святые реликвии и мощи.

Кафоликон Великой Лавры

Наиболее древняя и крупная обитель, расположена в юго-восточной части полуострова, у подножья. Основатель – Святой Афанасий Афонский, именно он составил Устав жизни на территории монашеской республики. На территории Лавры 17 храмов, многочисленные скиты и пещеры, где уединялись монахи.

Находится над морем, в северо-восточной части полуострова. Построен приблизительно между 973 и 984 годами предположительно состоятельными людьми – Антонием, Афанасием и Николаем. Монастырь является вторым в иерархии святогорских храмов.

Ватопедский монастырь

Здесь хранятся иконы и пояс Девы Марии, удивительные по своей красоте церковных одеяний и утвари.

Строительством занимался Святой Иоанн Иверский – сподвижник Афанасия Афонского. Основан монастырь в 980-983 году грузинами и на средства грузинского царского дома Багратионов.

Иверский монастырь

Главной реликвией и святыней монастыря является Иверская икона Божией Матери. На сегодняшний день в Ивероне также хранятся мощи святых и чудотворная икона Вратарница. Монастырь действующий и в нем на постоянной основе проживает 30 послушников и монахов.


Фреска Рождество Богородицы

Занимает 4-е место в иерархии Афона. Основан в конце XII — начале XIII веков на царственные пособия св. Саввы, который позже стал архиепископом Сербским.

Здесь хранится 5 икон Богородицы, мощи святых, жезл Саввы освященного и частицы разных реликвий. Библиотека монастыря насчитывает более 800 славянских, 180 греческих рукописей и порядка 20 тыс. печатных книг.

Вид обители с башни св. Саввы

В отличие от других монастырей, Халианд продолжал действовать и процветать во время оккупации турками.

В настоящее время монастырь восстанавливают после пожара 2004 года. На территории проживает около 20 монахов.

Интересно, что на Афон, в монастырь Халиндар, можно написать письмо с прозьбой и вам вышлют веточку виноградной лозы, которая по приданию исцеляет неплодородных супркгов.

Пантелеймонов монастырь на Афоне в Греции расположен на берегу моря неподалеку от Дафни. Построен в 1765 году. До этого времени монастырь располагался дальше от берега и был открыт в XI веке, когда на гору пришли первые русские монахи.

Монастырь Святого Пантелеимона

Обитель выделяется своим архитектурным ансамблем. На территории обители много построек, в том числе многоэтажных, с красивыми куполами. Общее впечатление, словно, вы попали в уютный городок.

Трапезная монастыря Св. Пантелеймона

Соборный храм построен в период с 1810 по 1820 годы, трапезная рассчитана на 800 человек. Монастырю принадлежат пять келий и скиты. Здесь хранятся мощи Святого Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного и отдельные части Честного Креста, редкие иконы, красивейшие церковные облачения, для библиотеки построено отдельное помещение.

Монастырь Дионисиат

Храм Святого Дионисия открыт в 1375 году, расположен на отвесной скале, на высоте приблизительно 80 метров над морем. Обитель получила название по имени основателя – преподобного Дионисия. В храме хранятся святые мощи – Иоанна Предтечи и Святого Нифонта.

Находится в северо-восточной части полуострова Афон, неподалеку расположены развалины древнего поселения. Основателями являются братья Алексий (командующий войсками), Иоанн (работал в суде).

Монастырь Пантократор

Первые упоминания о монастыре датируются 1358 годом. В 1362 году обитель была перестроена, достроены подворья. В храме хранятся святыни – мощи Феодора Стратилата, часть Животворящего Креста и часть щита Святого Меркурия.

Монастырь расположен в одной из самых живописных частей полуострова Афон. Точных данных об основателе обители нет. По одним источникам ее основала императрица Пульхерия. В других источниках упоминается император Константин Багрянородный.

Монастырь Ксиропотам

Здесь хранится самая крупная часть Честного Креста, в которой можно рассмотреть отверстие от гвоздя.

Болгарский храм, в переводе название означает – живописец. По легенде обитель возводилась в X веке братьями-монахами. В ходе строительства возник спор – в честь какого Святого открыть храм – деве Марии, Святому Николаю или Святому Георгию. Не достигнув единого мнения, братья оставили в помещении иконную доску. На следующее утро они обнаружили на ней икону Святого Георгия.

Общий вид монастыря Зограф

Обитель расположена в глубине острова, поэтому к нему придется дойти пешком приблизительно 5 км. Здесь хранятся важные святыни – нерукотворный образ Святого Георгия, икона девы Марии Акафистной.

Расположен в юго-западной части полуострова. Построен приблизительно во второй половине X века одним из сподвижников Афанасия Афонского – Святым Евфимием. Одна из святынь – икона Божьей Матери.

Монастырь Дохиар

Как добраться до Святой Горы

Шенгенская виза

Если вы заинтересовались вопросом – как попасть на гору Афон в Греции – начните с оформления документов:

  • шенгенской визы или греческой визы;
  • диамонитириона – официального разрешения на посещение монастыря и размещения на его территории (стоимость 25 евро).

Это важно! Паломнический центр находится в Салониках, здесь есть отдел по выдаче разрешений. Адрес: 109, улица Эгнатия, Салоники, 546 22. Запрос можно отправить по электронной почте — [email protected]

Официальное подтверждение из монастыря, что вас готовы принять, необходимо получить перед поездкой в Грецию. Это связано с разной степенью загруженности обителей. В разное время года здесь бывает такой наплыв паломников, что не каждый монастырь в состоянии принять всех желающих.

Монастырь Ставроникита
Ставроникита

Практически всегда можно остановиться в монастырях Дионисиат, Костамонит, Святого Павла или в Андреевском ските. Сложнее всего разместиться в монастырях Пантократор, Ставроникит, Хиландар и Симонопетр.

После договоренности с монастырем можно бронировать гостиницу в Салониках. Затем необходимо добраться в Урануполис – это город, граничащий с горой Афон. Доехать можно на автобусе, рейсы совершаются регулярно от автовокзала. Точное расписание нужно узнать в кассе, поскольку оно меняется в зависимости от времени года и наплыва туристов. Также можно доехать на такси. Стоимость поездки приблизительно от 80 до 100 евро.

Паром до Афона

От Урануполиса до Афон следует паром или скоростной катер, потребуется купить билет. Если у вас есть диамонитирион, поездка на пароме будет бесплатной. Он следует до Дафни и обителей, расположенный в северо-западной части Афона. До монастырей, которые находятся в глубине полуострова, приходится идти пешком (в среднем 5 км).

Это важно! Если вы хотите успеть на паром, необходимо приехать в Урануполис первыми двумя автобусами. Попасть на Святую Гору можно только водным путем, так как сухопутная граница с материковой частью Греции перекрыта.

Из Дафни в столицу полуострова Карье следует городской автобус. Как правило, его рейсы согласованы с временем прибытия парома.

В обратную дорогу паром отправляется с Дафни в полдень, следует через пристани всех монастырей и прибывает в Урануполис в 14-00.

Источник: kuku.travel

Общая информация

Монастыри Афона в Греции
Монастырь Симонопетра

Монастыри Афона в Греции – место паломничества тысяч гостей. Однако женщинам посещение горы запрещено. Об этом существует еще одна легенда. Дева Мария, увидев гору, была очарована здешней природой и попросила ее у Бога. С тех пор ни одна женщина не может ступить на склоны горы. Миф подкреплен указом президента Греции, в соответствии с которым для женщины, ступившей на Афон, предусмотрен арест и тюремное заключение.

Афон – современное государство, где действует свой Устав и живут приблизительно 2000 монахов, которые день и ночь молятся о спасении человечества. Монахам запрещено кушать мясо, курить и одевать какую-либо одежду помимо церковной.

Столица Афона город Карье
Карье

Столица – Карье, здесь расположен Музей истории христианства, где хранятся древние манускрипты, редкие иконы. Самым красивым на горе Афон в Греции признан Симонопетр – семиэтажное здание, находится прямо на отвесном склоне, что придает монастырю особое величие.

Одна из особенностей монашеской республики Афон – времяисчисление. Здесь действует свой метод определять начало и конец суток, где-то ориентируются по заходу и восходу Солнца, а где-то – по часовому поясу Греции.

Интересные факты про гору Афон

  1. Афон – единственное место на планете, куда запрещено ступать женщинам, но именно это место является земным уделом девы Марии.
  2. В дохристианский период гора также считалась особым местом – здесь располагались храмы Зевса и Аполлона.
  3. Гора Афон на карте
  4. Гора Афон на карте Греции входит в состав страны, фактически – это автономная республика, об этом есть статья в главном документе – Конституции. Власть сосредоточена в Священных органах – Киноте и Эпистасии. Здесь также есть губернатор, полиция, почта, ведется торговля, работают ремесленники, больница и даже банковские организации.
  5. Первая обитель построена в 963 году Афанасием Афонским. Этот святой ввел в действие основные каноны монашеской жизни. Сегодня этот монастырь назван Великой Лаврой.
  6. Дева Маря признана покровительницей всей монашеской республики, поскольку в 48 году после ее проповедей местные жители – язычники приняли христианство.
  7. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Карье
    Храм Успения Пресвятой Богородицы
  8. Храм Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в Карье, считается самым древним на горе, построен приблизительно в 335 году.
  9. В период расцвета на территории полуострова Афон было приблизительно 180 монастырей. Статус автономной республики Афон получил в 972 году, в то время ей покровительствовала Византийская империя.
  10. Среди обителей есть русский монастырь – Святого Пантелеимона, построен до 1016 года. Здесь также есть сербский и болгарский монастыри.
  11. Самая высокая часть горы Афон – ее вершина (чуть больше 2 км), тут находится храм в честь Преображения Господня, воздвигнутый на месте языческого капища.
  12. В юго-западной части горы есть труднодоступные места – карули – где проживают самые аскетичные монахи.

Монастыри

На Святом Афоне в Греции 20 монастырей, при каждом есть помещение для паломников и отдыхающих. Монахи подробно рассказывают об истории монастыря, проводят экскурсии, занимаются расселением туристов. Конечно, роскошных апартаментов здесь нет и меню довольно скромное, но сюда приезжают совсем за другим.

В храмах хранятся самые известные и почитаемые святыни христианского мира:

  • иконы;
  • одеяния святых;
  • святые реликвии и мощи.
Кафоликон Великой Лавры

Наиболее древняя и крупная обитель, расположена в юго-восточной части полуострова, у подножья. Основатель – Святой Афанасий Афонский, именно он составил Устав жизни на территории монашеской республики. На территории Лавры 17 храмов, многочисленные скиты и пещеры, где уединялись монахи.

Находится над морем, в северо-восточной части полуострова. Построен приблизительно между 973 и 984 годами предположительно состоятельными людьми – Антонием, Афанасием и Николаем. Монастырь является вторым в иерархии святогорских храмов.

Ватопедский монастырь

Здесь хранятся иконы и пояс Девы Марии, удивительные по своей красоте церковных одеяний и утвари.

Строительством занимался Святой Иоанн Иверский – сподвижник Афанасия Афонского. Основан монастырь в 980-983 году грузинами и на средства грузинского царского дома Багратионов.

Иверский монастырь

Главной реликвией и святыней монастыря является Иверская икона Божией Матери. На сегодняшний день в Ивероне также хранятся мощи святых и чудотворная икона Вратарница. Монастырь действующий и в нем на постоянной основе проживает 30 послушников и монахов.

Фреска Рождество Богородицы

Занимает 4-е место в иерархии Афона. Основан в конце XII — начале XIII веков на царственные пособия св. Саввы, который позже стал архиепископом Сербским.

Здесь хранится 5 икон Богородицы, мощи святых, жезл Саввы освященного и частицы разных реликвий. Библиотека монастыря насчитывает более 800 славянских, 180 греческих рукописей и порядка 20 тыс. печатных книг.

Вид обители с башни св. Саввы

В отличие от других монастырей, Халианд продолжал действовать и процветать во время оккупации турками.

В настоящее время монастырь восстанавливают после пожара 2004 года. На территории проживает около 20 монахов.

Интересно, что на Афон, в монастырь Халиндар, можно написать письмо с прозьбой и вам вышлют веточку виноградной лозы, которая по приданию исцеляет неплодородных супркгов.

Пантелеймонов монастырь на Афоне в Греции расположен на берегу моря неподалеку от Дафни. Построен в 1765 году. До этого времени монастырь располагался дальше от берега и был открыт в XI веке, когда на гору пришли первые русские монахи.

Монастырь Святого Пантелеимона

Обитель выделяется своим архитектурным ансамблем. На территории обители много построек, в том числе многоэтажных, с красивыми куполами. Общее впечатление, словно, вы попали в уютный городок.

Трапезная монастыря Св. Пантелеймона

Соборный храм построен в период с 1810 по 1820 годы, трапезная рассчитана на 800 человек. Монастырю принадлежат пять келий и скиты. Здесь хранятся мощи Святого Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного и отдельные части Честного Креста, редкие иконы, красивейшие церковные облачения, для библиотеки построено отдельное помещение.

Монастырь Дионисиат

Храм Святого Дионисия открыт в 1375 году, расположен на отвесной скале, на высоте приблизительно 80 метров над морем. Обитель получила название по имени основателя – преподобного Дионисия. В храме хранятся святые мощи – Иоанна Предтечи и Святого Нифонта.

Находится в северо-восточной части полуострова Афон, неподалеку расположены развалины древнего поселения. Основателями являются братья Алексий (командующий войсками), Иоанн (работал в суде).

Монастырь Пантократор

Первые упоминания о монастыре датируются 1358 годом. В 1362 году обитель была перестроена, достроены подворья. В храме хранятся святыни – мощи Феодора Стратилата, часть Животворящего Креста и часть щита Святого Меркурия.

Монастырь расположен в одной из самых живописных частей полуострова Афон. Точных данных об основателе обители нет. По одним источникам ее основала императрица Пульхерия. В других источниках упоминается император Константин Багрянородный.

Монастырь Ксиропотам

Здесь хранится самая крупная часть Честного Креста, в которой можно рассмотреть отверстие от гвоздя.

Болгарский храм, в переводе название означает – живописец. По легенде обитель возводилась в X веке братьями-монахами. В ходе строительства возник спор – в честь какого Святого открыть храм – деве Марии, Святому Николаю или Святому Георгию. Не достигнув единого мнения, братья оставили в помещении иконную доску. На следующее утро они обнаружили на ней икону Святого Георгия.

Общий вид монастыря Зограф

Обитель расположена в глубине острова, поэтому к нему придется дойти пешком приблизительно 5 км. Здесь хранятся важные святыни – нерукотворный образ Святого Георгия, икона девы Марии Акафистной.

Расположен в юго-западной части полуострова. Построен приблизительно во второй половине X века одним из сподвижников Афанасия Афонского – Святым Евфимием. Одна из святынь – икона Божьей Матери.

Монастырь Дохиар

Как добраться до Святой Горы

Шенгенская виза

Если вы заинтересовались вопросом – как попасть на гору Афон в Греции – начните с оформления документов:

  • шенгенской визы или греческой визы;
  • диамонитириона – официального разрешения на посещение монастыря и размещения на его территории (стоимость 25 евро).

Это важно! Паломнический центр находится в Салониках, здесь есть отдел по выдаче разрешений. Адрес: 109, улица Эгнатия, Салоники, 546 22. Запрос можно отправить по электронной почте — [email protected]

Официальное подтверждение из монастыря, что вас готовы принять, необходимо получить перед поездкой в Грецию. Это связано с разной степенью загруженности обителей. В разное время года здесь бывает такой наплыв паломников, что не каждый монастырь в состоянии принять всех желающих.

Монастырь Ставроникита
Ставроникита

Практически всегда можно остановиться в монастырях Дионисиат, Костамонит, Святого Павла или в Андреевском ските. Сложнее всего разместиться в монастырях Пантократор, Ставроникит, Хиландар и Симонопетр.

После договоренности с монастырем можно бронировать гостиницу в Салониках. Затем необходимо добраться в Урануполис – это город, граничащий с горой Афон. Доехать можно на автобусе, рейсы совершаются регулярно от автовокзала. Точное расписание нужно узнать в кассе, поскольку оно меняется в зависимости от времени года и наплыва туристов. Также можно доехать на такси. Стоимость поездки приблизительно от 80 до 100 евро.

Паром до Афона

От Урануполиса до Афон следует паром или скоростной катер, потребуется купить билет. Если у вас есть диамонитирион, поездка на пароме будет бесплатной. Он следует до Дафни и обителей, расположенный в северо-западной части Афона. До монастырей, которые находятся в глубине полуострова, приходится идти пешком (в среднем 5 км).

Это важно! Если вы хотите успеть на паром, необходимо приехать в Урануполис первыми двумя автобусами. Попасть на Святую Гору можно только водным путем, так как сухопутная граница с материковой частью Греции перекрыта.

Из Дафни в столицу полуострова Карье следует городской автобус. Как правило, его рейсы согласованы с временем прибытия парома.

В обратную дорогу паром отправляется с Дафни в полдень, следует через пристани всех монастырей и прибывает в Урануполис в 14-00.

Источник: kuku.travel

Святая гора Афон – обитель мира и христианской любви, куда стремятся хоть раз в жизни попасть верующие со всего мира. Но люди страстны, и даже в истории этого святого места есть черные страницы.

Еще сравнительно недавно, в XIX веке, Пантелеимонов монастырь, «Руссик», был местом сильнейшей распри между русскими и греками. Как случилось, что обитель, которую восстановили совместными усилиями два народа, стала камнем преткновения между ними? Почему русских нелепо подозревали в желании подчинить себе всю Святую Гору? Благодаря чьим усилиям разрешилась эта смута, и какой дала урок всем нам?

    

Восстановление Русского монастыря и возвращение в него русских

Пантелеимонов монастырь в конце XVIII века пришел в такое сильное запустение, что его хотели исключить из числа афонских обителей. К тому времени все русские монахи вовсе покинули его.

В 1803 году патриарх Каллиник выпустил сиггилион о восстановлении монастыря на берегу, на месте келлии Вознесения, и назначил игуменом старца Савву из соседнего Ксенофского скита. Большими трудами монастырь стал возрождаться, но скоро началось греческое восстание. Были казнены и благотворитель обители Святейший Патриарх Григорий V, и главный ктитор – Скарлат Каллимах. В это же время умер старец Савва, и монастырь вновь оказался в запустении. Когда небольшое греческое братство всё же вернулось в обитель во главе с игуменом Герасимом, стало ясно, что монастырь невозможно будет восстановить без участия русских.

Иеросхимонаху Иерониму (Соломенцеву) удалось ввести в монастырь русское братство, долгое время избегать проблем с греками, а также найти жертвователей, чтобы довершить возрождение монастыря.

Причины нестроений

Хотя Пантелеимонов монастырь был русским, что подтверждали в своих грамотах все Константинопольские патриархи, греки никак не хотели русского игумена и были против избрания отца Макария (Сушкина). В обители начались раздор и шатания. Греки, приступившие к ее восстановлению в 1803 году, считали ее уже своим, а не русским монастырем.

    

Посещение именитыми особами, в особенности великим князем Константином Николаевичем, имело большое значение для монастыря. А.А. Дмитриевский пишет: «Посещение Афона и в частности русского Пантелеимонова монастыря в 1845 году великим князем Константином Николаевичем подняло престиж русских в глазах греков-афонитов, и сами русские афонцы стали с тех пор смотреть на себя как на членов или представителей великой русской нации». Но, по словам иеросхимонаха Феодосия (Харитонова), посещение обители в это время именитыми лицами «возбуждало по человеческой немощи подозрение и опасение не столько в преобладающем греческом братстве Русского монастыря, сколько в остальном греческом Афоне и даже за пределами его. Мы и прежде видели, как неумеренный патриотизм, излишняя национальная гордость (так называемая “великая идея”, возникшая в греческом народе со времен эллинского возрождения), к сожалению, излишне повлияли на умы и сердца греческих родолюбцев… Последовавшее затем быстрое процветание обители с водворением в ней русского общества снова возбудило со стороны греческого населения Афона, как это можно было ожидать, прежние неприязненные чувства».

Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) считает, что распрю усилили неприязненные отношения к русским на Востоке. Он выделяет афонские обстоятельства: участие Руссика в тогдашнем смутном деле смены игуменов в монастырях святого Павла и Ксенофонте, причем патриарх Анфим поддержал другую, нежели монастырь святого Пантелеимона, партию в этом деле.

Русских на Афоне в середине XIX века стали обвинять в «панславизме»

В обстановке крайнего накала национальных и политических страстей, обусловленных в частности Болгарской схизмой 1872 года1, раздуваемых греческой прессой, русских на Афоне неминуемо стали обвинять в «панславизме» и подозревали в желании подчинить себе всю Святую Гору через вложение денег и поставление своих игуменов. Сыграли роль и порожденные страхом перед «панславизмом» кампании против русских афонских монахов. Плохо повлияло на ситуацию и то, что у Пантелеимонова монастыря стали останавливаться пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ).

«Любитель истины» (схимонах Азария) настаивает на бытовых причинах распри, которые менее опасны для общежития, пока не подключились политические: «Все доныне случавшиеся среди священного сонма распри не имели поводом ни грецизма, ни славизма, ни булгаризма – происходили из-за земных вещей, которые имеют непосредственное отношение к правам и нуждам монашеским. Избрание игумена более строгого или более снисходительного, вопрос о ежедневной пище, сооружение какого-нибудь нового храма, рассмотрение и поверка общих расходов, более или менее строгое соблюдение древних обычаев и принятие новых постановлений – вот каковы были поводы к сильным иногда распрям между монахами, особенно теми, которые живут не как пустынники, а пребывают в монашеских общежитиях. Но такие раздоры и вызывающие их страсти менее пятнают и наносят вреда характеру и началам аскетической жизни, чем более светлые идеи и высокие чувства, когда последние неуместно привносятся в вопросы вероисповедные».

    

Русские монахи – защитники общежития

Надо отметить и еще одно различие между русскими и греческими монахами в тот период времени. Русские монахи фактически не знали другой формы монашеской жизни, кроме общежития, и даже в келлиях или скитах, занимаемых русскими, быстро образовались киновии. Греческие монахи всё время стояли перед выбором между общежитием и идиоритмом.

Все раздоры в монашеской жизни являются результатом непослушания игумену

Все раздоры в монашеской жизни являются результатом непослушания игумену. Если бы греческие монахи не отходили от общежития, следовали бы мудрому игумену, поставленному во главе общины, не учреждали бы никаких комиссий и не пытались бы ограничить его власть, то не было бы никакой смуты и вся национальная рознь потихоньку успокоилась. Но мы видим, как в строгом общежитии Пантелеимонова монастыря, по мере того как игумен Герасим приближался к концу своих дней, нарастали «демократические» настроения. Именно эти настроения, навязываемые идиоритмическими монастырями (как это было во время смуты в Андреевском скиту, когда в то время идиоритмический кириархиальный монастырь навязал общежительному скиту порядок внутреннего правления, названный старцем Иеронимом «республиканским», при котором был создан собор старцев, равноправный по власти настоятелю), приводят к нарушению строго киновиального устройства и способствуют своеволию и в конечном итоге смуте. Так что национальная подоплека смуты – это не главное в событиях в Пантелеимоновом монастыре. Нарушение общежительного порядка – вот первопричина всех нестроений. Когда после первого входа в монастырь русских возникли трения на национальной почве, то они были легко устранены усилиями игумена Герасима и отца Аникиты. На протяжении 20 лет эти проблемы решались игуменом. Но как только власть его ослабела, раздоры выросли в смуту и разделение.

Принимая весомость и авторитетность иных мнений, всё же подчеркнем, что никакие причины не вызвали бы столь разрушающего действия, если бы не поколебалось в монастыре общежитие и строгое послушание игуменской власти.

Вопрос о русском чтении за трапезой

Первые признаки напряженности в отношениях пантелеимоновских греков и русских появились после Крымской войны – когда духовник от лица умножившегося до 80 человек русского братства заговорил о том, что русские хотели бы иногда слушать чтение на трапезе по-русски. В сентябре 1857 года состоялся собор, на котором наместником престарелого игумена Герасима, с симпатией и любовью относившегося к русским инокам, был избран карейский келлиот, по национальности грек, иеромонах Савва. А затем был рассмотрен вопрос о чтениях. Он был поднят отцом Иеронимом, который, посетовав на то, что русское братство за 17 лет мирной жизни с греками не приобрело у них доверия, сказал: теперь, когда число русских монахов перевалило уже за сто человек, старый порядок не может удовлетворить русское братство, и оно просит установить чтение за трапезой по-русски наравне с греческим. На что все греки прокричали единогласно: «Это невозможно».

Тогда старец Иероним проговорил: «Если не хотите разделять с русскими братские отношения, то благословите ведать, что мы отягощаемся сожитием с вами». «Нет!» – закричали греки и стали предлагать читать по-русски три дня, но так, чтобы в эти дни читали и по-гречески тоже. При этом игумен решил, что в двунадесятые праздники утреннее чтение в трапезе будет всегда греческим. Отец духовник, изъявив старцу свое согласие на это, спросил, как совершать чтение в воскресные дни. Это вызвало долгие прения, и наконец грекам уступили утреннее чтение и в воскресенье.

Такой порядок не все монахи-греки приняли, и многие не ходили в трапезу в те дни, когда читали по-русски. Так продолжалось до 1865 года.

Приглядимся к ситуации, которая стала катализатором начала конфликта между русскими и греками в Пантелеимоновом монастыре. Русские иноки в это время полностью содержали обитель, их число существенно превышало число греческих монахов. Когда-нибудь они должны были заговорить о своих правах. И первый маленький шажок в этом направлении сделал отец Иероним. Сделал это по своему решению, согласованному, конечно, с русским братством. И сделал тогда, когда у обители еще не было главного ктитора и ее самого решительного защитника – Н.П. Игнатьева. Отец Иероним был человеком духовнейшим и наимудрейшим. И, естественно, это продуманное и выношенное решение не могло быть принято под действием страстного помысла.

Так зачем был поднят вопрос о русском чтении за трапезой?

Так зачем был поднят вопрос о русском чтении за трапезой? Ведь, скорее всего, для русских проблема чтения была не так существенна: они же слушали 17 лет чтение по-гречески. Кроме того, у русских не было столь болезненного национального чувства, и они всегда прекрасно уживались с другими национальностями.

Вспомним: игуменом в то время был отец Герасим – мудрый и опытный монах, неплохо относившийся к русским, но жизнь его клонилась к закату: ему было уже 85 лет. После его кончины, умри отец Герасим тогда, игуменом стал бы какой-нибудь греческий монах, думающий более не о монастыре и не о монашеском делании, а о «великой греческой идее», зараженный Новым эллинизмом, мечтавший в первую очередь об освобождении Греции от турецкого ига. В этой ситуации русским, скорее всего, пришлось бы покинуть обитель, а значит, в конечном итоге и Святую Гору. И Пантелеимонов монастырь, купленный у греков «многою казной» и принадлежавший русским царям (он «московских царей сооружение», – писал игумен монастыря царям Иоанну Васильевичу и Василию Иоанновичу2), навсегда бы потерял свою принадлежность. И неслучайно вопрос о чтениях был поднят на том самом соборе, на котором был избран наместник, не имевший мудрости старца Герасима и, вероятно, не ставший бы продолжать его миролюбивую политику в двуединой греко-русской братии. Поэтому, должно быть, отец Иероним и счел необходимым в тот момент в первый раз напомнить о правах русских в Пантелеимоновом монастыре.

Прения об Уставе

Греки настаивали: русские в обители должны составлять не более трети братства, игумен не может быть русским

После некоторого затишья нестроения в обители начались вновь. По желанию греческого братства в обители составляют и записывают Устав. Монахи-греки настаивают на том, чтобы в Уставе значилось: русские в обители должны составлять только четвертую или третью часть братства, но никак не половину. А о русском игумене они не хотели и слышать. По их мнению, не могло быть никакого равенства между двумя частями братии: преимущество по Уставу всегда должно было сохраняться за греками. Это способствовало тому, что отношения в общине становились всё более натянутыми.

Русские монахи подумывали о том, чтобы переехать в Россию, – эти события и послужили толчком к открытию в 1876 году Новоафонского монастыря в Сухуми. Был и другой вариант: русским монахам перебраться в Старый Русик и таким образом отделиться от греков. Отец Иероним и отец Макарий обращались за помощью к Вселенскому Патриарху и к русскому послу Н.П. Игнатьеву.

Русские пароходы у стен монастыря

    

В 1858 году у пристани Руссика стали появляться пароходы Русского общества пароходства и торговли – РОПиТа, что взволновало греческое братство. Несмотря на запреты игумена и старшей братии, греческие монахи всё более выказывали свое неудовольствие. Составленный же Устав вообще не принимался ими во внимание.

В 1863 году у пристани Пантелеимонова монастыря для безопасности стоянки пароходов была устроена бочка, и один греческий монах с одобрения и при поддержке греческой братии потопил эту бочку. Игумен был вынужден обратиться в храме к греческим монахам со словом, в котором он осудил их за ненависть к русским и пригрозил, что если виновные не сознаются, то не будут прощены. Только тогда дело открылось, и виновный назвал себя. А подговорил его сделать это некто духовник Нифонт, который поддерживал неприязненное отношение братии к русским. Однако на этом «дело о русских пароходах» не закончилось.

Н.П. Игнатьев: «Прискорбно слышать о спорах и ссорах на Афоне»

    

Русским послом в Константинополе в те годы был Николай Павлович Игнатьев, немало сделавший для укрепления Русского Афона. Он относился к русскому монастырю и к Афону не как к тому, чем он должен заниматься по догу службы, но прежде всего как верующий христианин, и порою чувства его были подобны чувствам многих миллионов православных верующих, которые были склонны идеализировать Святую Гору и не хотели верить, что и там могут быть склоки, подобные тем, что повсеместно случаются в миру. Так, в письме Н.П. Игнатьева от 24 декабря 1875 года, адресованном в Протат, есть такие слова: «Живя и пребывая в мире сует, мне ежедневно почти приходится быть зрителем немощей людских, слышать об их спорах, ссорах и встречаться с разного рода проявлениями человеческой суеты. Прискорбно было мне узнать, что и на Святой Горе, этом, так сказать, ковчеге Православия, некоторые недобрые иноки, заразившись мирскими интересами, нашли возможность посеять раздоры и несогласие и отвлекли на время сподвижников Святой Горы от молитвы, мира и братской любви».

Конечно, в этих словах содержится и скрытое побуждение к восстановлению мира и христианской любви. Ведь если подобные явления на Афоне вызывают чувство скорби у светского человека и становятся очевидны многим, может быть, это вызовет и чувство стыда у тех, кто, вопреки обетам любви, засоряет монашескую республику плевелами интриг, злобы и ненависти?

«Содействовать укреплению внутреннего строя обители»

10 мая 1875 года на 103 году жизни скончался игумен Герасим. 20 мая по инициативе отца Иеронима состоялась подписка на избрание игумена Макария, уже прежде назначенного отцом Герасимом. Подписалось 406 человек русских, также и некоторые греки. Греков было немного, но среди них были и те, кто участвовал в возмущении. Греческое братство выгнало всех подписавших документ, и им пришлось переселиться в русский корпус. Скорое избрание нового игумена было сделано по совету симонопетрского и свято-павловского игуменов и епископа Нила, бывшего митрополита Пентапольского.

    

Патриарх Иоаким II подтвердил: управлять обителью будет русский старец – отец Макарий

Патриарх Иоаким II подтвердил избрание отца Макария игуменом, перечеркнув тем самым навязываемые реформы, по которым игумен русского монастыря должен быть обязательно греком, а численность русских монахов – не более трети от греческой братии.

24 сентября возвратившийся из Константинополя отец Макарий был торжественно встречен братией русского Пантелеимонова монастыря. А 26 сентября митрополитом Иоанникием Никейским во время Божественной Литургии ему были вручены знаки игуменского достоинства – посох и мантия, и он был возведен на игуменский трон.

После прекращения смуты наступил настоящий расцвет русского монашества на Афоне: издательская, благотворительная, миссионерская, духовная деятельность достигают здесь такого уровня, как ни в одном монастыре России. Всё это стало возможным только после того, как русские укоренились в Пантелеимоновом монастыре. Если бы в монастыре не оказался в то время такой старец, как отец Иероним (Соломенцев), а российское посольство не возглавлял такой человек, как Н.П. Игнатьев, всё бы пошло по одному из неблагоприятных сценариев: либо сразу уступили игуменское место какому-нибудь проводнику национальной политики – греку, либо согласились на разделение монастыря с последующим исходом русских. И Афон не только бы лишился русского братства, но и потерял бы вселенское значение, данное ему Самой Божией Матерью. Поэтому вся эта порой по внешнему виду совсем не духовная работа, с бесконечной перепиской, жалобами патриарху и всеми инструментами политической борьбы, была на тот момент самой насущной необходимостью, которая легла на плечи не только старцев Иеронима и Макария, но и Н.П. Игнатьева.

Хотя вскоре после завершения процесса Игнатьев покинул пост посла в Константинополе, он никогда не прерывал своей связи с обителью, любил ее и думал о ее будущем. Об этом свидетельствует его письмо архимандриту Макарию от 19 декабря 1886 года:

“Необходимо охранить плодотворную деятельность обители как зеницу ока и тщательно сохранить живущий в ней дух”

«Часто думаю о Вас и мысленно переношусь на Афон. Очень хотелось бы мне сподобиться хотя еще раз в жизни лицезреть Святую Гору, помолиться в обители Вашей и с Вами лично побеседовать по душе, как бывало в старину. Скорблю и сожалею, что Вы, глубокоуважаемый отец архимандрит, – как доходят до меня с разных сторон слухи, – после тяжелой утраты дорогого и вечнопамятного старца о. Иеронима несколько упали духом, изменились и ослабли телесно. Да сохранит Вас Господь на многие и многие лета; но меня озабочивает будущность обители, распространившейся при общих усилиях наших и пустившей глубокие корни и широкие ветви на Руси. Надо при жизни Вашей укрепить внутренний строй обители на твердом основании, не подверженном колебаниям и личным случайным влияниям; необходимо охранить плодотворную деятельность обители как зеницу ока и тщательно сохранить живущий в ней дух о. Иеронима и Ваш, заведенный Вами распорядок, дисциплину и нравственно-духовное направление, которое должно быть присуще обители св<ятого> Пантелеимона из рода в род на славу Церкви Христовой, Св<ятого> Афона и России – нашего дорогого Отечества. Качества, отличающие ныне русскую обитель, не должны умаляться, а совершенствоваться при твердом, настойчивом и бдительном управлении.

Желая всегда – как Вам давно известно – добра Вашему общежитию, привязанный сердечно лично к Вам, досточтимейший отец архимандрит, и дорожа крепко славою обители Вашей, я, как ктитор ее, чувствую сердечную потребность предложить Вам скромный и искренний совет мой в надежде, что он мог бы послужить на пользу, содействовать укреплению внутреннего строя обители и обеспечению ее процветания, независимо от прискорбных утрат и изменения личностей, Вас окружающих. Памятны мне недоразумения, испытанные Вами в 1874 году, но тогда еще были живы многие старцы, сошедшие уже в могилу! А потому мне казалось бы необходимым, чтобы Вы, призвав благословение Всевышнего, озаботились бы также, пользуясь благоприятным временем и не откладывая до будущего, оградить права Вашего отеческого (патриархального) правления и служебный порядок обители посредством разумного устава и соборного совета, по примеру Киево-Печерской лавры и некоторых других лучших обителей».

Источник: pravoslavie.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.