Парфенон чертеж


 

Парфенон древней ГрецииНа афинском Акрополе возвышается храм Девы Афины Парфенос, посвященный покровительнице города Афин (дочери верховного бога Зевса) во времена правления Перикла.

 

Работы по его возведению начались 447 году до нашей эры, закончились в основном в 438 г д. н. э., а отделочные и скульптурные работы выполнялись еще до 434 г д. н. э.

 

Архитектор Парфенона Иктин, его помощник – Калликрат. Создатель Парфенона – знаменитый древнегреческий скульптор Фидий по эскизам и под общим руководством которого проводились работы по созданию скульптур: Девы Афины Парфенос, мраморного фриза, метоп, франтов Парфенона лучшими мастерами 5 века до нашей эры.

 


Парфенон в Афинах был построен в честь победы греков над персами, которая была выражена в торжественности форм дорических колонн храма, в стройности и гармоничности, в его пропорции.

 

Интерьер у храма придавала величественный вид двухэтажная колоннада. При этом, Парфенон внутри был разделен на восточную часть (большее помещение), где стояла статуя Афины Парфенос, выполненная в хрисоэлефантинной технике и западную, называемую, собственно, Парфеноном, в котором хранилась афинская казна.

 

Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона

 

Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.

 

Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.

 


Архитектурно-конструктивное решение Парфенона древней Греции

 

Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.

 

Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.

 

Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.

 

Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.

 

Источник: mastery-of-building.org

ЗОЛОТО ПАРФЕНОНА.


О ЧЕМ УМОЛЧАЛ ВИТРУВИЙ.

Костромской исследовать золотой пропорции Иосиф Шефтелевич Шевелев на основе √5 составил пропорциональное древо Парфенона[1]. Он утверждает, что, последовательно умножая на 1 : √5, из размера высоты ствола колонны можно получить высоту капители. Ряд выстраивается такой: высота ствола колонны – шаг колонны – диаметр колонны – высота капители.

И действительно, отрезок 9,57 м трижды умноженный на 1 : √5 даст отрезок в 0,856 м, что лишь на 4 мм меньше, чем реальная высота капители.

Однако средние члены (шаг колонны и ее диаметр) также отличаются от ожидаемых.

По формуле Шевелева надо: 9,57 – 4,28 – 1,914 – 0,856 м

А по обмерным планам перед нами ряд: 9,57 – 4,291 – 1,907 – 0,86 м.

Критикуя построения Шевелева, новосибирский архитектор Андрей Радзюкевич пишет:

«Попробуем ответить на такой вопрос – если исходный размер – ширина стилобата, равна 100 футам, то, как из него можно получить размер высоты антаблемента? …. В этом случае потребуется целый ряд “легких движений руки” с циркулем:

Произведя в итоге всю эту массу вычислений, получаем, что высота антаблемента … больше расчетного на 11,81 см, т.е. почти на целых 12 сантиметров. <…>


Мало того, что полученный способ неточен. Он чудовищно громоздок…». ….

КАК ПРОЕКТИРОВАЛИ ПАРФЕНОН

Модуль Парфенона отличается от модуля Витрувия, как алгебра от арифметики. Потому что у замкà, запирающего эту тайну, иррациональная природа. А вот ключи к нему могут быть и натуральными, то есть целочисленными.

Напомню, что иррациональные, и потому и непостижимые для сознания древних √2 и √5 привели к первому кризису античной философии. Известно, что построить пропорцию золотого сечения можно с помощью линейки и циркуля. Разделим квадрат по горизонтали пополам. Проведем диагональ полуквадрата и, приняв ее за радиус, перенесем на вертикаль. Полученный прямоугольник будет прямоугольником золотым
Поскольку понять иррациональное невозможно по определению, греки обожествили и квадратные корни, и золотое сечение. Наглядное доказательство этого обнаружила искусствовед Н. М. Введенская: стоит вписать в чертеж фасада Парфенона два прямоугольника со сторонами √5 к 1 и √2 к 1, чтобы тут же определить и шаг колонн, и нижний диаметр рядовой колонны, и высоту колонны с капителью.


Нижний диаметр рядовой колонны:
100 оф : 10Ф = 1,908 м
(По плану Баланоса 1,907 м, что можно объяснить эффектом выветривания.)
Шаг рядовой колонны это 100 оф : 10Ф ∙ 2,25 = 4,293 м

По плану Баланоса средний шаг рядовых колонн 4,295 м, и это говорит об использовании целочисленных отношений при переводе чертежа в камень. Реальный размер пяти шагов рядовых колонн отличается от теоретически рассчитанного лишь на 12 мм (21,476 вместо 21,464 м). При таком алгоритме, скорее всего, вместо Ф использовалось отношение 55/34. (Обозначим его Ф*)

Три шага рядовой колонны + нижний диаметр колонны приравняем к √2.

Пять шагов рядовой колонны + нижний диаметр колонны приравняем к √5.

Это будут горизонтальные стороны наших прямоугольников.

Ну а единица – высота колонны с капителью (10,43 м).
У современных Парфенону дорийских храмов в Пестуме пропорциональная проблема видна невооруженным взглядом: толстые колонны, напоминающие ноги персидских боевых слонов и тяжелый верх. В Парфеноне эта проблема решена с помощью целочисленного приближения к √2, √
РАССТАНОВКА КОЛОНН И ВЫСОТА ПАРФЕНОНА.

Итак, прямоугольник со сторонами √2 к 1 (желтый) вписан в прямоугольник √5 к 1 (красный).

Разница между горизонтальными размерами прямоугольников определит шаг рядовой колонны.
А диаметр рядовой колонны равен остатку после пяти таких шагов.


Диагональ прямоугольника с длинной стороной, равной √2, даст √3. Это и будет высотой Парфенона, взятой от поверхности стилобата.

В натуре при расстановке колонн достигнута удивительная точность: по обмерам пять шагов плюс нижний диаметр колонны дают 23,383 м, а три шага четырех центральных колонн с одним нижним диаметром 14,793 м. Отношение этих величин отличается от отношения √5/√2 лишь на три десятитысячных.

Такого же порядка и определенная, видимо, по целочисленному приближению к √2, (равному 17/12) величина колонны с капителью

Так в середине V в. до н. э., спустя всего полстолетия после смерти Пифагора, проблема иррациональности оказалась не только разрешена, но и воплощена в величайшем из архитектурных шедевров античного мира. Скульптор Фидий вместе с зодчими Иктином и Калликратом самими пропорциями Парфенона словно бы говорили современникам: да, мы не можем понять божественной природы иррационального, но мы научились строить, используя его закономерности. (И за это мы также должны быть благодарны Гиппасу из Метапонта.)

При таком геометрическом построении неясно, как именно высота колонны с капителью связана с шириной стилобата и высотой ордера.

Однако высота ордера, деленная на 29/26 (приближение к √5/2) с точностью до миллиметра дает размер от нулевой отметки до верха капители.

СВЯЩЕННЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК 3-4-5

Священный треугольник может быть вписан в чертеж фасада Парфенона несколькими способами. Наиболее интересным, пожалуй, является такой: длинный катет задан высотой ордера (28 дл), а короткий равен 1/3 ширины стилобата (21 дл).

Если поставить этот треугольник на стилобат так, чтобы одна из его вершин коснулась основания угловой колонны (ее нижний диаметр 4 дл), то длинный катет начнется от основания четвертой колонны.


Поскольку понять иррациональное невозможно по определению, греки обожествили и квадратные корни, и золотое сечение. Наглядное доказательство этого обнаружила искусствовед Н. М. Введенская: стоит вписать в чертеж фасада Парфенона два прямоугольника со сторонами √5 к 1 и √2 к 1, чтобы тут же определить и шаг колонн, и нижний диаметр рядовой колонны, и высоту колонны с капителью.

Наличие священных треугольников может и не говорить о способе проектирования.
В ряде случаев перед нами, скорее всего, будет лишь дань популярному отношению 3/4. Однако в данном случае графические совпадения слишком красноречивы, чтобы быть просто совпадениями, ведь они определяют ширину первого межколонья и сумму высоты ордера с высотой основания……

Источник: www.hermes-sz.com

История постройки


Многие годы после разрушения персами главного храма Афины, Гекатомпедона, в Афинах не было достойного покровительницы города святилища. Лишь после окончания греко-персидских войн в 449 году до н. э. у афинян появилось достаточно денег для масштабного строительства.

Начало строительства Парфенона пришлось на эпоху правления Перикла, одного из величайших политических деятелей Древней Эллады. Это был «золотой век» Аттики. Признание ведущей роли Афин в борьбе с персами привело к созданию Делосского морского союза, включавшего 206 греческих полисов. В 464 году до н. э. казна союза была перевезена в Афины. После этого правители Аттики фактически бесконтрольно распоряжались денежными средствами большинства государств Греции.

Деньги шли не только на борьбу с персами. Огромные средства были израсходованы Периклом на грандиозные строительные работы. Во время его правления на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, центром которого стал Парфенон.

Строительство Парфенона началось в 447 году до н. э. в высшей точке холма Акрополя. Здесь ещё в 488 году до н. э. была подготовлена площадка для нового храма и начаты работы по его возведению, однако на начальной стадии они были прерваны возобновившейся войной.

Проект Парфенона принадлежал зодчему Иктину, а ходом работ руководил Калликрат. Деятельное участие в постройке храма принимал великий скульптор Фидий, занимавшийся внешней и внутренней отделкой здания. К строительству были привлечены лучшие мастера Греции, а общий контроль работ осуществлял сам Перикл.

Освящение храма состоялось в 438 году на ежегодных Панафинейских играх, однако окончательно работы по отделке здания были завершены лишь в 432 году до н. э.

Архитектурный облик Парфенона


В архитектурном отношении храм — классический периптер с одним рядом дорических колонн. Всего колонн 50 – по 8 с торцевых и по 17 с боковых сторон. Ширина торцевых сторон больше традиционной – 8 колонн вместо 6-ти. Это было сделано по просьбе Фидия, стремившегося достигнуть максимальной ширины целлы, внутреннего помещения. Высота колонн составляла 19,4 метра при диаметре в нижней части 1,9 м. Угловые несколько толще – 1,95 м. К верхушке толщина колонн снижалась. На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр.

Всё здание покоится на трёхступенчатом основании высотой 1,5 м. Размер верхней площадки основания, стилобата, составляет 69,5 на 30,9 метров. За внешним рядом колонн были сооружены ещё две ступени общей высотой 0,7 м., на которых стоят стены храма.

Главный вход в Парфенон располагался на стороне, противоположной парадному входу на Акрополь – Пропилеям. Таким образом, чтобы попасть внутрь, посетитель должен был обойти здание с одной из сторон.

Общая длина храма (без колоннады) составляет 59 м., ширина 21,7. Восточная часть храма, где находилось само святилище Афины, имела внешний размер 30,9 м. и именовалась гекатомпедон, «стофутовый» (аттический фут – 30,9 см.). Длина целлы, составляла 29,9 м. Целла была разделена на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн. В среднем нефе находился алтарь богини, а также знаменитая статуя Афины Парфенос, творение Фидия.


Западную часть здания занимал опистодом – помещение, в котором хранились подношения Афине и государственный архив. Размеры опистодома составляли 13,9 х 19,2 м. Именно сюда перевезли казну Делосского союза. Название опистодома, Парфенон, впоследствии перенесли на весь храм.

Здание было выстроено из мрамора, добытого на горе Пентеликон в 20 км. от Афин. Особенность пентеликонского мрамора такова, что, будучи сразу после добычи практически белым, со временем он приобретает желтоватый цвет. Этим объясняется золотистый оттенок Парфенона. Мраморные блоки скреплялись железными штырями, которые вставлялись в просверленные пазы и заливались свинцом.

Уникальный проект Иктина

Историками искусства Парфенон считается эталоном стройности и гармоничности. Его силуэт безупречен. Однако на самом деле прямых линий в очертаниях храма практически нет.

Человеческое зрение воспринимает объекты несколько искажённо. Этим в полной мере воспользовался Иктин. Колонны, карнизы, кровля – все линии слегка изогнуты, тем самым создаётся оптическая иллюзия их идеальной прямоты.

Парфенон чертеж

Столь значительное здание, как Парфенон, расположенное на ровной площадке, визуально «продавливало» бы основание, поэтому стилобат был сделан возвышающимся к центру. Сам храм был отодвинут от центра Акрополя в юго-восточный угол, чтобы не подавлять вошедшего в цитадель посетителя. Святилище как бы вырастает по мере приближения к нему.

Интересно решение колоннады. Идеально ровные колонны казались бы слишком тонкими, поэтому они имеют незаметное утолщение в середине. Чтобы создать ощущение лёгкости здания, колонны были установлены слегка наклонёнными к центру. Угловые колонны были сделаны несколько толще остальных, что придавало зданию визуальную устойчивость. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колоннады зрителю кажется, что они совершенно одинаковы.

Использовав в проекте Парфенона эту особенность человеческого восприятия, Иктин тем самым открыл один из основополагающих принципов, на которых выросла архитектура последующих столетий.

Скульптуры Парфенона

В работе над скульптурами храма участвовали лучшие мастера Греции. Общее руководство скульптурным оформлением святилища осуществлял Фидий. Ему же принадлежит авторство главной святыни Парфенона – статуи Афины-Девы.

Парфенон чертеж

Лучше всего сохранился барельефный фриз, опоясывавший весь храм над колоннадой. Общая длина фриза – 160 метров. На нём изображено торжественное шествие в честь Афины. Среди участников шествия – старцы, девушки с пальмовыми ветвями, музыканты, всадники, колесницы, юноши, ведущие жертвенных животных. Над входом в храм изображён финальный акт Панафиней – жрец Афины в окружении богов и виднейших граждан Аттики принимает в дар богине сотканный афинянками пеплос (род женской верхней одежды).

Замечательными произведениями искусства являются метопы Парфенона – рельефные изображения, которые располагались над фризом. Из 92 метоп до наших дней дошли 57. Рельефы сгруппированы по тематическому признаку и посвящены распространённым в Элладе сюжетам. Над восточным входом была изображена битва богов с гигантами, над входом в опистодом на западе – сражение эллинов с амазонками. Метопы юга воспроизводили битву лапифов с кентаврами. Больше других пострадали метопы северной части, рассказывавшие о Троянской войне.

Скульптуры фронтонов сохранились лишь фрагментами. Они изображали ключевые для Афин моменты. Восточная группа воспроизводила сцену рождения Афины, а на западном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за право стать покровителем Аттики. Рядом с богами изображены легендарные личности истории Афин. Увы, состояние скульптур не позволяет точно определить принадлежность большинства из них.

В центральном нефе храма находилась статуя Афины высотой 12 метров. Фидий применил хрисоэлефантинную технику, когда сначала создавался деревянный каркас скульптуры, а на нём закреплялись пластины из золота, изображавшего одежды, и слоновой кости, имитировавшие открытые части тела.

Сохранились описания и копии изваяния. Богиня была изображена в гребенчатом шлеме стоящей во весь рост, но в остальном свидетельства очевидцев расходятся. Знаменитый географ II века н. э. Павсаний утверждал, что Афина в одной руке держала копьё, на ладони другой руки стояла вестница победы Ника. У ног Афина лежал щит, на груди богини находилась эгида – панцирь с головой Медузы-Горгоны. В копиях богиня опирается на щит, а копья нет совсем.

На одной стороне щита была изображена битва богов с гигантами, на другой — сражение греков с амазонками. Античные авторы передавали легенду о том, что на рельефе Фидий изобразил Перикла и самого себя. Позже за это он был обвинён в святотатстве и умер в тюрьме.

Дальнейшая судьба Парфенона

Храм высоко почитался во всей Греции и после заката Афин. Так, богатые пожертвования Парфенону делал Александр Македонский.

Однако новые правители Аттики относились к святилищу с гораздо меньшим почтением. В 298 году до н. э. по приказу тирана Лахара сняли золотые части статуи Афины. Во II веке н. э. в Парфеноне произошёл сильный пожар, однако здание восстановили.

В 426 году Парфенон стал храмом святой Софии. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она погибла при пожаре. В 662 году храм переосвятили в честь Богоматери, к нему была пристроена колокольня.

Завоевавшие в 1460 году Афины турки устроили в Парфеноне мечеть, перестроив колокольню в минарет, а в 1687 году случилась трагедия. Во время осады Афин венецианцами в храме был устроен турецкий пороховой склад. Попадание пушечного ядра в бочки с порохом привело к мощному взрыву, в результате которого средняя часть здания была разрушена.

Разрушение храма продолжалось и в мирное время, когда жители города растаскивали мраморные блоки для своих нужд. В начале XIX века основная часть скульптур с разрешения султана была вывезена в Англию. О самом же здании никто не заботился вплоть до обретения Грецией независимости. Парфенон был признан частью исторического наследия Греции, а в 20-е годы XX века начались реставрационные работы. Создан Фонд сохранения Парфенона, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работы по восстановлению Парфенона ведутся постоянно. Увы, нет надежды увидеть храм в первозданном виде – слишком многое утрачено. Однако и в нынешнем состоянии Парфенон является шедевром античной архитектуры и не оставляет сомнений в гениальности некогда возводивших его зодчих и строителей.

Источник: tepler.ru

Храм Афины – Парфенон, главный храм Акрополя. Построен в 447-432 гг. е. (Архитекторы Иктин и Калликрат).

Архитектурная композиция:

Поверхность скалы, на которой расположен храм, неровная, она похожа на бушующее море, а разбросанные везде блоки мрамора напоминают белые гребешки морской пены. Над Парфеноном плывут облака, и кажется, что торжественно плывет само сооружение. Парфенон поставлен на самой высокой точке рельефа, под углом к ​​входу. Это дает возможность видеть сразу два его фасады, каждый в перспективном сокращении, а само сооружение – всегда на фоне неба.

По типу Парфенон является периптер (т.е. окруженный со всех сторон колоннами) с восьмиколонными торцевыми и семнадцатиколонными боковыми фасадами. Размеры храма – 63,54 × 30,89 м. Поставлен храм на трехступенчатой ​​основе, так называемом стереобате.

Как и все шедевры искусства, Парфенон производит большое впечатление с первого взгляда. Каждый камень, каждая колонна, каждая капитель Парфенона выполнены с огромным мастерством. О том, как архитекторы учитывали тончайшие моменты художественного восприятия свидетельствует, например, система изгибов. Ее применяли для того, чтобы исправить оптические ошибки, которые воспринимает наш глаз. Так, все горизонтальные линии в Парфеноне кажутся абсолютно прямыми, в то время как в действительности они немного изогнуты. Также не заметно, что оси крайних колонн наклонены на 7 см к середине храма, а сами колонны имеют выпуклости (энтазис), что создает воображение напряжения от веса каменных блоков перекрытия.

Художественный образ:

Скульптурная отделка Парфенона велась под руководством великого мастера Фидияи при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части:метопывнешнего (дорического)фриза, сплошнойионический(внутренний) фриз, скульптуры втимпанахфронтонови известнейшаястатуя Афины Парфенос.

Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битвакентавровслапифами, на юге — амазономахия, на западе — вероятно, сцены из Троянской войны, на севере — гигантомахия.

Великую роль в художественном образе Парфенона сыграла скульптура. На западном фронтоне изображен спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Посейдон ударил трезубцем о скалу – и оттуда забил соленый источник. Афина вонзила свое копье в землю, и он превратился в оливковое дерево. Жизнь победила смерть. Посейдон покровительствовал аристократии, а Афина – демократии. Итак, скульптурная сцена на фронтоне отражала победу демократии над аристократией.

На восточном фронтоне изображено рождение Афины из головы Зевса. За колоннадами, вокруг главного помещения храма – цели, на стенах был барельефный фриз (зофор), изображавший Панафинейскую процессию. Праздник Великих Панафий в честь рождения Афины происходил раз в четыре года. Процессия собиралась в пригороде Афин – Керамику, оттуда через торговую площадь Агору шла на Акрополь. Афиняне несли Афине новое одеяние – пеплос, который перед тем вышивали афинские девушки. Эту процессию и изобразил Фидий и его ученики на фризе 160 м длиной и 1 м высотой. На фризе видим, как юноши готовятся к празднику, садятся на коней и едут в процессии, девушки несут сосуды и другие дары богине, важно выступают старые люди, служители храмов ведут быков и овец для жертвенника. Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике(то есть иззолотаислоновой костинадеревяннойоснове). Жаль, что от фриза и вообще от скульптур Парфенона осталось очень мало. Судьба Парфенона – лучшего сооружения мира – трагическая. ВVII в. его превратили в церковь. В XV в. турки сделали из нее мечеть. Впоследствии они устроили в Парфеноне пороховой склад. В 1687 г. венецианцы под командованием дожа Морозини вели осаду Афин. Ядро из пушки попало в Парфенон, и он взлетел на воздух. Тогда была разрушена вся внутренняя часть храма и большинство колонн. И все же на фронтонах еще сохранилась скульптура, а на остатках стен – часть Панафинейского фриза.

Парфенон чертежПарфенон чертеж

Схема Парфенона.

Билет 17

1. Рельеф «Плакальщики» (ГМИИ). Образно-пластическая характеристика и выразительные средства.2. Ансамбль Афинского Акрополя. Композиция, основные сооружения.

Парфенон чертеж

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры.

Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого.

Греческая ордерная система не являлась отвлеченным трафаретом, механически повторяющимся в каждом очередном решении. Ордер был именно общей системой правил, исходящих из общего метода решения. Само же решение всегда носило творческий, индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами и целями строительства, но и с окружающей природой, а в период классики — и с другими зданиями архитектурного ансамбля. Каждый храм был создан именно для данных условий, для данного места. Отсюда то ощущение художественной неповторимости, которое вызывают в зрителе греческие храмы.

В архитектуре Древней Греции взаимосвязаны функциональное, техническое, эстетическое начала «польза, прочность, красота». Назначение, функции архитектурных сооружений Эллады определяют их план и объемно-пространственную структуру.

Образно-эстетическое начало архитектуры Древней Греции связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружений архитектуры.

Выразительные средства архитектуры Древней Греции (Эллады) – композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов создали неповторимый синтез искусств, отличающий архитектуру Древней Греции от иных архитектурных стилей.

Приложение

Парфенон чертеж

Храм Афиы-Ники Аптерос

Парфенон чертеж

  1. Билет 18

  2. 1. Общая характеристика и стилистические особенности искусства периода правления Аменхотепа IV (Эхнатона).

  3. 2. Римский скульптурный портрет.

  4. Общая характеристика и стилистические особенности искусства периода правления Аменхотепа IV (Эхнатона).

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского».

В начале 14 в. до н. э. фараон Аменхотеп IV с целью ослабить все возрастающую власть знати и жречества бога Амона-Ра провел социальную и религиозную реформу, возглавив движение мелких рабовладельцев против крупной рабовладельческой знати. Реформа Аменхотепа IV, небывалая в истории Египта по Своей смелости, свелась к тому, что были объявлены ложными все старые боги, закрыты их храмы, уничтожены изображения, а новым единым божеством было провозглашено вместо символа солнца — Амона-Ра само солнце — Атон. Аменхотеп IV считал, что человеку доступно общаться непосредственно с самим богом.

Основным новшеством в нем было отсутствие в храмах колонных залов и наличие огромных открытых дворов с жертвенниками, поскольку богослужения теперь совершались под открытым небом.

 Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры, но и правящих особ. Эхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца — женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот.  Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм.

Билет 19

1. Портреты Эхнатона и Нефертити в скульптуре и рельефах. Канон и реформы Эхнатона в искусстве.

2. Колизей и Пантеон – архитектурные памятники Римской империи.

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. Портреты Эхнатона и Нефертити относят к 14ому веку до нашей эры. Главное их отличие от более ранних скульптур и рельефов в том, что здесь мы уже не видим обостренного преувеличения внешних черт лица и фигуры, отсутствует их идеализация. Так, например, Эхнатон имеет женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот.

Во всех этих памятниках виден решительный отход от традиционного идеализированного образа царя. Эхнатон показан со всеми особенностями его неправильных, далеко не идеальных черт лица и форм тела. Необычны позы фараона и его жены на этих рельефах: они изображены полностью в профиль, без обязательного по древнему канону условного разворота плеч, в фас.

Резкое своеобразие искусства времени Эхнатона явилось закономерным следствием его реформ. Оно было тесно связано с новым, несравненно более реалистическим мировоззрением, а также и с запрещением культа Амона и других старых богов.

Изменилась не только форма памятников, но и их содержание. Так, к примеру, появились изображения египетского царя в повседневной жизни. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают в семейных, бытовых сценах – с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену.

Последовательные изменения стиля одновременно наблюдаются и на рельефах более поздних амарнских гробниц, которые отличаются тем же отходом от утрировки экспрессии, той же мягкостью выполнения, такой же естественностью, которые присутствовали в скульптуре. Аналогичным образом развивалось и художественное ремесло, где с небывалым разнообразием использовались реалистически переданные растительные и животные мотивы и особенное внимание уделялось богатству расцветки изделий, в частности, предметов из фаянса и стекла. Особо ярко отход от старых канонов можно продемонстрировать на примере рельефа «Плакальщики», где мы можем наблюдать экспрессию, эмоциональность изображаемого, засчет силуэтов, свободы движений и жестов фигур. Живость изображения, его реалистичность и динамика – всё это является отличительными чертами искусства эпохи Эхнатона.

В храмовом строительстве также появился ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов, строились в основном из кирпича, с невысокими пилонами, и не отличались прежней монументальностью.

Реформы Эхнатона не могли прочно закрепиться, так как рядовые свободные не получили никаких существенных преимуществ, и вскоре после смерти фараона его второй преемник, совсем молодой Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством. Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством внутри страны и неудачами внешней политики, приведшей к потере азиатских владений, что объяснялось жрецами как результат гнева старых богов во главе с Амоном. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен.

Билет 20

1. Сокровища гробницы Тутанхамона и преемственность Амарнского искусства.

2. Пластика эпохи эллинизма.

20.1.

Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами — египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также украшенный бирюзой саркофаг массой 110,4 кг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

Парфенон чертеж

Внутренний саркофаг.

Парфенон чертеж

Голова мумии Тутанхамона, находящаяся в гробнице в Долине царей, Луксор

В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии. Тем не менее, правление Тутанхамона действительно не отличилось ничем значительным, помимо отказа от атонизма. Говарду Картеру принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похор онен».4 ноября 1922 был расчищен вход в гробницу , причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. У входа в гробницу Рамсеса VI (строители усыпальницы этого Рамессида, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняет её относительную сохранность). 26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

На стенах гробницы были замечены коричневые пятна, причина которых пока не выяснена, но ясно, что продолжение этого процесса может навсегда уничтожить уникальный памятник Древнего Египта

Парфенон чертеж

кликабельна Парфенон чертеж

Гробница Тутанхамона: крышки каноп.кликабельна Парфенон чертежСкладной стул В передней комнате, между вторым и третьим ложем стоял замечательный складной стул. Сидение из черного дерева с инкрустацией слоновой костью имитирует звериную шкуру. Ножки стула заканчиваются утиными головками, отдельные части стула покрыты листовым золотом. Такие складные стулья встречались в древнем Египте часто. Близкая аналогия имеется в росписи фиванской гробницы наместника Нубии при Тутанхамоне Амен-хотпе-Хеви, в которой стул помещен среди даров, привезенных из Нубии местным князем Хеканофром. Парфенон чертежЗолотой трон Тутанхамона Золотой трон Тутанхамона был сделан из дерева, обшитого литым золотом и богато украшенного инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой фона расположены шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева с инкрустацией: головы уреев — из фиолетового фаянса, короны — из золота и серебра, а солнечные диски — из позолоченного дерева.

Источник: StudFiles.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.