Святилище парфенона


Архитектура Парфенона

  1. Антаблемент. Ордеры каменных храмов были заимствованы греками из древних деревянных строений. В их основе лежит простое соединение несущих частей (колонна с капителью) и несомых балок перекрытия — антаблемента. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) ордерная система достигла совершенства.
  2. Архитрав. Каждая каменная балка архитрава (нижней части антаблемента) в центре на 6 сантиметров уже, чем по краям. Стесанная по кривой линии, издали они выглядит абсолютно ровной.
  3. Фриз. Внутри храма прямо под балками перистиля проходил резной мраморный фриз. На мраморных рельефах Парфенона изображены афинские всадники, мифологические персонажи, соревнования богов, героические сражения греков с амазонками, эпизоды осады Трои. Главная тема фриза — торжественное шествие в честь празднования Дня великих Панафиней, посвященное богине Афине. В 1801-1803 годах панели фриза были демонтированы. В верхней части фриза скульптурные изображения выполнены более рельефно. Этот прием смягчает впечатление резкого уменьшения фигур, возникающее при взгляде снизу.

  4. Дорический ордер. Парфенон окружают монументальные колонны дорического ордера. Ствол колонны по всей высоте прорезают вертикальные желобки — каннелюры. Они создают особую игру светотени и подчеркивают объем колонны.
  5. Угловая колонна. Угловые колонны толще других. Они ближе придвинуты к соседним и слегка наклонены к центру здания — иначе строение казалось бы разваливающимся. Остальные колонны тоже наклонены внутрь на 6 см относительно вертикальной оси.
  6. Ступени. Парфенон стоит на подиуме, изогнутая поверхностью которого повышает к центру. Так же изогнуты и ступени. Гармония Парфенона основана на сложных геометрических расчетах.
    Энтазис. Колонны Парфенона слегка выпуклы в средней части. Если бы они были прямыми, то издали казались бы вогнутыми. «Поправку» на оптическую иллюзию греки называли энтазисом.
  7. Статуя Афины. Статуя Афины, покровительницы города, были выполнены Фидием из золота и слоновой кости. Она стояла напротив восточного входа и освещалась лучами восходящего солнца. Высота статуи — 12,8 м.

Символическая трактовка структуры Парфенона

  • В Парфеноне максимальное количество колонн, воспринимаемое с одной точки, например от Пропилеи, составляет 24 (8 +17-1 угловая, общая для двух фасадов), что прямо соотносится с количеством часов, составляющих сутки.

  • Количество барабанов в колонне 12, что прямо соотносится с количеством месяцев в году.
  • Каждый триглиф состоит из трех выступающих частей, что соответствует принятому в Античной Греции членению месяца на три декады по десять дней. Общее количество триглифов-месяцев по всему периметру храма составляет 96, что соответствует широко распространенному в античности восьмилетнему календарному циклу. В триглифы как бы помещалось время, реальное время: набранный из декад и месяцев восьмилетний цикл.
  • В промежутках триглифами, в метопах помещалось время мифологическое — история борьбы греческого племени лапифов с кентаврами. За фризом дорическим, содержащим восьмилетний цикл, в глубине периптера на стене целлы, ближе к Афине, к главному божеству храма размещен рельефный фриз с изображением панафинейского шествия, совершавшегося раз в четыре года. За внешним общекалендарным восьмилетним циклом скрыт частный четырехлетний цикл времени, важнейший именно для храма Афины.
  • Под каждым триглифом находится доска с 6 капельками: 6 капелек над колонной и 6 капелек над интерколумнием. Можно предположить, что в каждый шаг колонн помещался год, состоящий из 12 капель-месяцев. Общее число капель по периметру храма: 96 досок по 6 капель составляло 48 лет —  период, кратный восьмилетнему циклу, и возможно соотносилось со средней продолжительностью человеческой жизни того времени.

  • Под полкой карниза с досок-мутул также свисали каменные капельки: 6 рядов по три в каждом ряду. Если предположить, что каждая из них соответсвовала декаде, то получается шесть месяцев по три декады. В этом случае на каждый шаг колонн (две доски — 3×12 капелек) опять приходится год, состоящий из 12 месяцев по три декады в каждом. Латинское название этих капель — «регула» (от «regulo» — направлять, упорядочивать) указывает на преемственность традиции в понимании времени как всеобщего регулятора жизни.

Это далеко не полный анализ развития дорической традиции в Парфеноне, но уже он раскрывает этот храм как сложную, гармонично сбалансированную пространственно-веременную систему, содержащую как архаические, так и более поздние, современные для его строителей, представления о мироустройстве.

В Парфеноне человек, взойдя на ступени стилобата, попадал не только в сакральное пространство, но и в сакральное время, утвержденное ритмом колонн и потоком каннелюр, струящихся до самого пола.


О Парфеноне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.

    1. Назначение Парфенона
      Парфенон был хранилищем казны, государственным банком.
      В казну богини Афины на акрополе стекались различные поступления: драгоценные металлические сосуды, доходы с земель, принадлежавших богине, части военной добычи, десятая доля из добычи серебряных рудников. В совокупности это составляло очень крупную сумму, которая и представляла собой государственный фонд. Казна Афины фактически находилась в распоряжении государства. Богиня была банкиром…

 

  1. Строительный материал и архитектурные конструкции Парфенона
    Основной строительный материал Парфенона – пентелийский мрамор, каменоломни которого находятся вблизи Афин в горном кряже Пентеликон. Очень существенны изменения, которые претерпевает этот мрамор под действием солнечных лучей. В каменоломне он белый, по цвету похож на сахар. Поверхность камня – кристаллическая, малозернистая, прозрачная, так что глаз немного проникает вглубь, что придаёт камню своеобразную прозрачную фактуру. Благодаря тому, что внутри мрамора имеются микроскопические кусочки металла, а под действием солнечных лучей в нём развиваются микроскопические мхи, камень окрашивается на воздухе в золотисто-желтоватый цвет, очень красивый и придающий ему тёплый оттенок…
  2. Архитектурно-художественная композиция Парфенона
    • Смысл и значение расчленения архитектурной массы Парфенона
      Расчленение архитектурного массива Парфенона представляет собой плод аналитического архитектурного мышления. Наиболее существенно для архитектуры Парфенона, что этот анализ сочетается с целостным эмоциональным восприятием архитектурной композиции. В этом сходство архитектуры Парфенона с зодчеством восточных деспотий, и в этом ее отличие от многих произведений зодчества последующих эпох…

    • Отношение расчленения Парфенона к фигуре человека
      В Парфеноне с особой убедительностью выражено наблюдаемое и в других классических храмах взаимоотношение колонны и фигуры человека. В этом отношении греческая колонна продолжает традицию, восходящую к отдаленному прошлому. в конечном счете к первобытному вертикально поставленному камню в качестве погребального памятника или монумента, сооруженного в память какого-либо события…
    • Интерпретация строительного материала архитекторами Парфенона
      Пентелийский мрамор в каменоломне, в природе, или даже кусок его, подверженный воздействия солнечных лучей, существенно отличается от того, что с ним сделали архитекторы в самом здании. Они, конечно, глубок учитывали естественные свойства пентелийского мрамора и те изменения. Которые в дальнейшем вызывает в нем действие солнечных лучей. Однако в зависимости от включения пентелийского мрамора в архитектурно-художественную композицию его образное качество претерпело существенные изменения. В соответствии с трехчастной диалектической структурой Парфенона необходимо в отдельности рассмотреть трактовку строительного материала в крепиде, колоннах и антаблементе…
    • Компактность и расчленение объема Парфенона
      Характерную особенность архаических и классических периптеров, осо­бенно отчетливо выраженную в Парфеноне благодаря его системе восьми колонн на торцовых сторонах, составляет компактность наружного объема, к основной части которого не примыкает никаких дополнитель­ных объемов. В древности эта черта должна была выступать особенно наглядно, так как в жилых городских домах господствовала сложная асимметрическая композиция…

    • Геометричность и органичность массы Парфенона
      Новым в Парфеноне по сравнению с геометризмом в архитектуре Египта является синтетическое соединение геометричности и органичности. В классической греческой архитектуре очень сильно выражено живое чувство материи…
    • Замкнутость и открытый характер наружной массы Парфенона
      Периптеральная форма здания создает взаимопроникновение массы и окружающего пространства. Последнее внедряется в архитектурный объем, образуя наружные портики. Их не-возможно оторвать от окружающего пространства и от ландшафта, на который из портиков открываются прекрасные виды во все стороны. Правда, как при созерцании Парфенона снаружи, так и при точках зрения из портиков на природу массивные стволы колонн преобладают над пространствами между ними, колонны выступают на первый план и зажимают своим объемом интерколумнии. Однако колонны скомпонованы во взаимоотношении с пространством, окружающим храм, и с открывающимися ландшафтами, которые служат необходимым фоном для восприятия самих колонн…

    • Единство наружного объема Парфенона
      В Парфеноне завершился процесс кристаллизации единства наружного объема периптера, начавшийся в эпоху архаики… Единство объема Парфенона очень усиливается благодаря наклону колонн в сторону наоса, придающему всему объему несколько сужаю­щуюся кверху форму. Это сужение нарастает в более отвесной форме от земли к трем ступенькам крепиды, продолжается и заканчивается более пологими скатами кровли. В результате образуется изгибающаяся кри­вая очертания силуэта здания…
    • Масштаб Парфенона
      Архитектурные формы Парфенона вызывают у зрителя известное представление о размерах человеческой фигуры, для которой они предназначены. Если забыть о действительной высоте человека и попытаться представить себе его рост на основании архитектурных форм, то окажется, что архитектура вызывает при ее созерцании образ человека примерно вдвое более высокого, чем он есть на самом деле. При восприятии Парфенона у зрителя возникает ясное представление о человеческой фигуре увеличенных размеров, на которую ориентированы размеры архитектурных форм. Вместе с тем зритель воспринимает здание и его части во взаимоотношении с самим собой. Поэтому зритель отождествляет с самим собой образ увеличенного в своих размерах человека, порождаемый архитектурой, то есть он мысленно вырастает в своих размерах, кажется сам себе больше и сильнее, чем он есть на самом деле…

    • Идейное содержание Парфенона
      Наряду с идейно-образным содержанием, которое присуще всем классическим греческим периптерам, в Парфеноне содержатся выраженные средствами искусства идеи, характерные для Афин середины V в. до н. э., которые именно в нем нашли себе наиболее полное и совершенное выражение. К идеям, общим для всех классических храмов, относятся господство человека над природой и его связь с нею, а также выраженное языком архитектуры начало человечности, гуманистическое начало…

О Эрехтейоне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции >>

    Источники:

  • Брунов Н.И. “Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон”, Москва “Искусство” 1973 г.
  • Иконников А.В. Художественный язык архитектуры М.: Искусство, 1985 г., ил.
  • “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • К.И. Рончевский “Образцы древне-греческих архитектурных ордеров” Москва, 1917 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.


Источник: kannelura.info

Что такое Парфенон — какое значение имел в Древней Греции?


Храм Афины девы в городе ее имени являлся главнейшим культовым объектом древних эллинов. Для жителей же города Афин он стал созвучен со значением слов благоденствия и процветания.

Такое трепетное отношение объясняется тем фактом, что он был посвящен богине Афине, которая считалась покровительницей города и древней Греции.

Слово «Парфенон» на языке древних эллинов означало «пречистая». Иными словами, Афина и стала предтечей «пречистой девы Марии» в христианской религии. Также богиня являлась древнегреческим инвариантом распространенного архетипа «богини-матери».

Легенда Богини Афины

Интересно, что Афину породил сам Зевс. Согласно древнегреческим мифам верховному богу Олимпа была предвещена смерть от рук сына.

Боясь исполнения слов пророчества, громовержец проглотил свою супругу Метиду, носившую под сердцем ребенка.

Однако предсказание не сбылось – родилась дочь, которая вышла из головы Зевса (небесный владыка сам приказал рассечь себе череп, потому как не выдержал мучений).

Афина, как и ее брат Арес, стала покровительницей войн. Но в отличие от своего божественного родственника, она пресекала несправедливость и выступала за мирное разрешение конфликтов.

Согласно древнегреческой мифологии, именно Афина подарила людям ремесла, в частности научила женщин ткачеству. Ко всему прочему богиня способствовала развитию наук и философии.

Эллины, ценившие интеллектуальный фактор жизни превыше всего, решили отблагодарить свою покровительницу, воздвигнув в ее честь самый величественный храм в истории человечества.

Где находится Парфенон?


Храм девы-воительницы расположился в самом центре современной столицы Греции, на афинском Акрополе и виден даже с самой удаленной точки города. Слово «Акрополь» означало «Верхний город». И этот город выполнял оборонительные функции – за его стенами прятались афиняне, пережидая осаду.

Акрополь – обитель богов

Достаточно одного взгляда на Акрополь для того чтобы понять, что боги играли первоочередную роль в жизни жителей древней Греции – вся его территория рассечена храмами и святилищами, посвященных почти всем богам Олимпа.

Сооружения Акрополя поражают гением архитектурной мысли и служат классическими примерами применения золотого сечения в строительстве.

Греки настолько ценили правильность и пропорциональность форм, что даже в пластическом искусстве применяли правила золотого сечения.

Парфенон в Афинах – не первое сооружение Акрополя, возведенное в честь Афины. Еще за 200 лет до него богиню прославляли в храме Гекатомпедон. Согласно словам древних историков оба святилища фактически существовали параллельно, пока первый не пришел в упадок.

На сегодняшний день обитель Афины представляет собой руины, иссеченные следами многочисленных разрушений, но они все еще хранят на себе печать былого величия. Храм является визитной карточкой Афин и всей Греции.

Ежегодно толпы туристов, интересующихся историей, стремятся к подножию Акрополя, чтобы прикоснуться к истории.

Кто построил Парфенон?

Возведение главного храма Афин Парфенона датируется 447 г. до н. э. Спроектировал здание знаменитый зодчий античности Иктен. Строительством занимался Калликрат – придворный архитектор правителя Перикла, кому и принадлежала инициатива строительства.

Под руководством мастера также были возведены и другие объекты Акрополя, и не один десяток гражданских объектов Афин. Все проекты мастера выстроены в лучших традициях архитектуры Древней Греции – с использованием принципа золотого сечения.

Храм богини Афины изначально был частью обширной программы афинского правителя Перикла по благоустройству города.

Интересен тот факт, что на его возведение ушло 450 талантов. Учитывая, что за 1 талант можно было построить 1 боевой корабль, то можно сказать, что Перикл оставил свою империю без военного флота, но подарил миру один из уникальных архитектурных памятников.

Строительство храма длилось 9 лет, и в 438 г. до н. э. он распахнул свои двери. Однако еще на протяжении 6 лет велись отделочные работы, которыми руководил Фидий, вошедший в историю благодаря интересному факту своей творческой биографии.

Мастер является создателем одного из семи Чудес Света – скульптурного изваяния Зевса в Олимпии. Для нового храма скульптор создал статую Афины Парфенос – одиннадцатиметровое изваяние, выполненное из слоновой кости и золота. Это был богатый дар для почитаемой богини.

До наших дней памятник не дошел, и о его красоте мы можем судить лишь по сохранившимся древним источникам.

Фидий является автором и большинства метопов, расположенных над колоннадой здания.

Интерьер храма наполняли многочисленные скульптурные композиции и статуи богов. Многие из них безвозвратно утеряны. Часть – хранится в музеях мира. Статуи из Парфенона можно увидеть в Эрмитаже.

Большая часть уцелевшего наследия находится в Лондонском музее – это статуи и метопы, выкупленные еще в XIX в. у Османского правительства. В настоящее время Греция ведет работу по возвращению экспонатов к родным пенатам.

Особенности архитектурного решения

Храм Парфенон во многом стал новаторским строением. Его внешний вид и конструкторские находки в свое время поражали современников и до сих пор вызывают исследовательский интерес.

Храм фактически полностью был выстроен из пенделийского мрамора, который стоил немалых денег, а отделка изобиловала золотом.

Под воздействием солнечных лучей южный фасад со временем приобрел золотистый оттенок. Северная сторона здания, меньше подвергавшаяся облучению, имела первоначальный серый цвет.

Храм богини-воительницы разместился на самой верхней точке Акрополя, и в лучах заходящего солнца создается визуальный эффект золотого свечения.

При этом у наблюдателей создается впечатление, что храм имеет небольшие размеры. По мере приближения панорама расширяется и здание «подавляет» своей массивностью.

Со стороны складывается визуальный образ того, что здание имеет идеальную прямую конструкцию. На самом же деле большая часть архитектурных элементов лишена прямых линий:

  • верхние части ступеней имеют небольшой прогиб по центру, колонны несколько утолщены в центре, а угловые при этом имеют больший объем по сравнению с остальными;
  • фронтоны Парфенона обращены во внутрь, в свою очередь, антаблементы выдаются наружу.

Все эти оптические приемы фактически позволили создать иллюзию идеальной прямолинейности. Кроме того, в строительстве храма был использован принцип золотого сечения.

Внешний фасад сооружения украшали многочисленные метопы – рельефные изображения богов: Зевса, Аполлона, крылатой Ники и др. Парфенон, как все святилища древней Греции, был окрашен в яркие цвета.

Доминирующими в цветовой палитре были оттенки красного, синего и золотого. Со временем они истерлись и о красоте здания мы можем судить лишь, по словам древних свитков.

Парфенон – храм трех религий

Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.

Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.

После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.

В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.

В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.

Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

25.03.2016

Источник: yaturisto.ru

Что такое Парфенон — какое значение имел в Древней Греции?

Храм Афины девы в городе ее имени являлся главнейшим культовым объектом древних эллинов. Для жителей же города Афин он стал созвучен со значением слов благоденствия и процветания.

Такое трепетное отношение объясняется тем фактом, что он был посвящен богине Афине, которая считалась покровительницей города и древней Греции.

Слово «Парфенон» на языке древних эллинов означало «пречистая». Иными словами, Афина и стала предтечей «пречистой девы Марии» в христианской религии. Также богиня являлась древнегреческим инвариантом распространенного архетипа «богини-матери».

Легенда Богини Афины

Интересно, что Афину породил сам Зевс. Согласно древнегреческим мифам верховному богу Олимпа была предвещена смерть от рук сына.

Боясь исполнения слов пророчества, громовержец проглотил свою супругу Метиду, носившую под сердцем ребенка.

Однако предсказание не сбылось – родилась дочь, которая вышла из головы Зевса (небесный владыка сам приказал рассечь себе череп, потому как не выдержал мучений).

Афина, как и ее брат Арес, стала покровительницей войн. Но в отличие от своего божественного родственника, она пресекала несправедливость и выступала за мирное разрешение конфликтов.

Согласно древнегреческой мифологии, именно Афина подарила людям ремесла, в частности научила женщин ткачеству. Ко всему прочему богиня способствовала развитию наук и философии.

Эллины, ценившие интеллектуальный фактор жизни превыше всего, решили отблагодарить свою покровительницу, воздвигнув в ее честь самый величественный храм в истории человечества.

Где находится Парфенон?

Храм девы-воительницы расположился в самом центре современной столицы Греции, на афинском Акрополе и виден даже с самой удаленной точки города. Слово «Акрополь» означало «Верхний город». И этот город выполнял оборонительные функции – за его стенами прятались афиняне, пережидая осаду.

Акрополь – обитель богов

Достаточно одного взгляда на Акрополь для того чтобы понять, что боги играли первоочередную роль в жизни жителей древней Греции – вся его территория рассечена храмами и святилищами, посвященных почти всем богам Олимпа.

Сооружения Акрополя поражают гением архитектурной мысли и служат классическими примерами применения золотого сечения в строительстве.

Греки настолько ценили правильность и пропорциональность форм, что даже в пластическом искусстве применяли правила золотого сечения.

Парфенон в Афинах – не первое сооружение Акрополя, возведенное в честь Афины. Еще за 200 лет до него богиню прославляли в храме Гекатомпедон. Согласно словам древних историков оба святилища фактически существовали параллельно, пока первый не пришел в упадок.

На сегодняшний день обитель Афины представляет собой руины, иссеченные следами многочисленных разрушений, но они все еще хранят на себе печать былого величия. Храм является визитной карточкой Афин и всей Греции.

Ежегодно толпы туристов, интересующихся историей, стремятся к подножию Акрополя, чтобы прикоснуться к истории.

Кто построил Парфенон?

Возведение главного храма Афин Парфенона датируется 447 г. до н. э. Спроектировал здание знаменитый зодчий античности Иктен. Строительством занимался Калликрат – придворный архитектор правителя Перикла, кому и принадлежала инициатива строительства.

Под руководством мастера также были возведены и другие объекты Акрополя, и не один десяток гражданских объектов Афин. Все проекты мастера выстроены в лучших традициях архитектуры Древней Греции – с использованием принципа золотого сечения.

Храм богини Афины изначально был частью обширной программы афинского правителя Перикла по благоустройству города.

Интересен тот факт, что на его возведение ушло 450 талантов. Учитывая, что за 1 талант можно было построить 1 боевой корабль, то можно сказать, что Перикл оставил свою империю без военного флота, но подарил миру один из уникальных архитектурных памятников.

Строительство храма длилось 9 лет, и в 438 г. до н. э. он распахнул свои двери. Однако еще на протяжении 6 лет велись отделочные работы, которыми руководил Фидий, вошедший в историю благодаря интересному факту своей творческой биографии.

Мастер является создателем одного из семи Чудес Света – скульптурного изваяния Зевса в Олимпии. Для нового храма скульптор создал статую Афины Парфенос – одиннадцатиметровое изваяние, выполненное из слоновой кости и золота. Это был богатый дар для почитаемой богини.

До наших дней памятник не дошел, и о его красоте мы можем судить лишь по сохранившимся древним источникам.

Фидий является автором и большинства метопов, расположенных над колоннадой здания.

Интерьер храма наполняли многочисленные скульптурные композиции и статуи богов. Многие из них безвозвратно утеряны. Часть – хранится в музеях мира. Статуи из Парфенона можно увидеть в Эрмитаже.

Большая часть уцелевшего наследия находится в Лондонском музее – это статуи и метопы, выкупленные еще в XIX в. у Османского правительства. В настоящее время Греция ведет работу по возвращению экспонатов к родным пенатам.

Особенности архитектурного решения

Храм Парфенон во многом стал новаторским строением. Его внешний вид и конструкторские находки в свое время поражали современников и до сих пор вызывают исследовательский интерес.

Храм фактически полностью был выстроен из пенделийского мрамора, который стоил немалых денег, а отделка изобиловала золотом.

Под воздействием солнечных лучей южный фасад со временем приобрел золотистый оттенок. Северная сторона здания, меньше подвергавшаяся облучению, имела первоначальный серый цвет.

Храм богини-воительницы разместился на самой верхней точке Акрополя, и в лучах заходящего солнца создается визуальный эффект золотого свечения.

При этом у наблюдателей создается впечатление, что храм имеет небольшие размеры. По мере приближения панорама расширяется и здание «подавляет» своей массивностью.

Со стороны складывается визуальный образ того, что здание имеет идеальную прямую конструкцию. На самом же деле большая часть архитектурных элементов лишена прямых линий:

  • верхние части ступеней имеют небольшой прогиб по центру, колонны несколько утолщены в центре, а угловые при этом имеют больший объем по сравнению с остальными;
  • фронтоны Парфенона обращены во внутрь, в свою очередь, антаблементы выдаются наружу.

Все эти оптические приемы фактически позволили создать иллюзию идеальной прямолинейности. Кроме того, в строительстве храма был использован принцип золотого сечения.

Внешний фасад сооружения украшали многочисленные метопы – рельефные изображения богов: Зевса, Аполлона, крылатой Ники и др. Парфенон, как все святилища древней Греции, был окрашен в яркие цвета.

Доминирующими в цветовой палитре были оттенки красного, синего и золотого. Со временем они истерлись и о красоте здания мы можем судить лишь, по словам древних свитков.

Парфенон – храм трех религий

Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.

Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.

После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.

В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.

В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.

Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

25.03.2016

Источник: yaturisto.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.