Скульпторы древней греции и их произведения



АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена КНЯЗЕВА

 

 

Прекрасное далёко

Древнегреческая скульптура является совершенным созданием античной культуры наряду с эпосом, театром и архитектурой и во многом до сих пор сохраняет значение нормы и образца. Мраморные и бронзовые статуи мастеров Древней Эллады, барельефы и горельефы, многофигурные композиции, украшавшие фронтоны греческих храмов, дают возможность представить себе зарю европейской цивилизации.

Скульпторы древней греции и их произведения

Карта Древней Греции

 

Мы привыкли видеть античные образы благородно-невозмутимыми в своей мраморной белизне. Для русского зрителя большую роль в этом играют знаменитые гипсовые слепки, сделанные по античным образцам для учебных целей по инициативе И.В.


етаева и положившие начало собранию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На самом деле большинство древнегреческих скульптур были ярко раскрашены, а детали (вожжи, поводья коней, мелкие украшения одежды) изготовлены из золоченой бронзы. Поэтому процессия афинских граждан в день праздника великих Панафиней на барельефном фризе Парфенона скорее должна была бы напомнить современному зрителю разноцветный цыганский табор, в котором смешались колесницы, всадники, боги – простые и доступные, как люди, и эллины – прекрасные, как боги (1).

Скульпторы древней греции и их произведения

(1) Фидий. Водоносы. V в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Но и без краски эти мраморные рельефы (высотой один метр), развезенные по музеям мира, вызывают восхищение. Недаром профессор Б. Фармаковский сравнил их с музыкой. На лекции в Санкт-Петербургском университете в 1909 г. он сказал: «Красоте фриза Парфенона будут удивляться все века и народы, она выходит за пределы места и времени, как красота Девятой симфонии Бетховена или Реквиема Моцарта».

Современные представления о греческой скульптуре неполны, многие памятники были разрушены во время средиземноморских переделов мира, поэтому судить о них остается только по копиям римских мастеров эпохи расцвета империи (I–II вв. н.э.), которыми римляне украшали свои дома и храмы. И хотя статуи мускулистых атлетов-олимпийцев работы Мирона и Праксителя часто ставились в общественных местах (например, в термах), больше всего была востребована созданная Праксителем скульптура отдыхающего грациозно-ленивого Сатира (2), по характеру более римская, имперская, нежели демократическая греческая.


Скульпторы древней греции и их произведения

(2) Пракситель. Отдыхающий Сатир.
IV в. до н.э. Государственный Эрмитаж, СПб

 

Эстафету по сохранению античного греческого искусства у Древнего Рима приняла Италия эпохи Возрождения. В это время начинается коллекционирование античных памятников. А в середине XVIII в. немецкий просветитель И. Винкельман издал труд «История искусства древности» – первое научное исследование памятников античной скульптуры.

В начале XIX в., особенно в период наполеоновских походов в Италию и Африку, вновь разгорелся интерес к античному искусству. В Европе создаются главные музеи антиков. Ведутся многочисленные раскопки не только в слоях, покрывающих древние города, но и в море. Со дна Средиземного моря до сих пор извлекают бронзовые статуи – греческие оригиналы.

Сведения о древнегреческих скульптурах можно получить и с помощью нумизматики. Скульптурную группу «Афина и Марсий» Мирона для афинского акрополя смогли реконструировать по рельефу на древней афинской монете.


Главная тема

В истории скульптуры Древней Греции можно выделить четыре периода: архаический (VII–VI вв. до н.э.); раннеклассический, или строгий, стиль (первая половина V в. до н.э); классический (вторая половина V – начало IV в. до н.э.); позднеклассический (IV в. до н.э.). Границы периодов расплывчаты, потому что творчество скульпторов могло как «обгонять» свое время, так и «отставать» от него. Главное, что греческая скульптура развивалась в едином направлении – реалистическом. Античный мастер в своем творчестве мыслил конкретными образами по принципу подражания природе (согласно Аристотелю). Благодаря преемственности периодов скульптура изменялась, но сохраняла специфические стилевые черты.

Внимательный зритель всегда определит вехи в истории греческой скульптуры и не спутает декоративность архаических кор и куросов со строгими аналитическими статуями Поликлета, а гармонию высокой классики Фидия с позднеклассическими страстными произведениями Скопаса.

Главная тема пластического искусства Древней Греции – человек – разрабатывалась и доводилась греческими ваятелями до совершенства. Скульптура, как правило, носила общественный характер. Получая заказ на статую, мастер стремился воплотить в ней эстетический идеал, понятный всем его современникам.


Логическое построение художественного образа способствовало легкости его понимания, что, в свою очередь, диктовало строгий ритм и ясность композиции. Так возникло искусство, в основе более рационалистическое, чем эмоциональное, хотя и чувств с каждым новым периодом прибавлялось.

Сочетая в своих произведениях идеальность форм и возвышенность содержания, греческие мастера предпочитали легендарные сюжеты, а сцены повседневной жизни, процессы труда изображали реже.

Истоком греческой скульптуры с некоторыми оговорками (слишком мало осталось материальных свидетельств) можно назвать крито-микенскую культуру. По легенде, первыми ваятелями Греции были «дедалиды», ученики Дедала – искусного архитектора и скульптора царя Миноса. Плита с рельефом Львиных ворот микенского акрополя – единственный образец монументальной каменной скульптуры в искусстве эгейского мира (3).

Скульпторы древней греции и их произведения

(3) Львиные ворота в Микенах. XIV в. до н.э.

Скульпторы древней греции и их произведения

(4) Зевс в образе гоплита. VII в. до н.э.

 

С самого появления скульптуры (около 670 г. до н.э.) совершенствовалась обработка художественного материала. Статуи отливали из бронзы (4), высекали из песчаника, известняка, мрамора, вырезали из дерева, лепили из глины и затем обжигали (т.н. терракота). Статуи гравировались, глаза, губы, ногти были вставными. Применялась хрисоэлефантинная техника (5).


Скульпторы древней греции и их произведения

(5) Голова девушки (божества?) в хрисоэлефантинной технике.
550–530 гг. до н.э. Археологический музей, Дельфы

 

Самый распространенный тип архаической статуи – стоящие мужские и женские фигуры, задрапированные в длинные одежды. Они представляли богов, богинь или жертвователей, имена которых были начертаны на базах или самих скульптурах. В VI в. такие скульптуры в большом количестве украшали храмы, площади, некрополи. Их авторами были ионийские мастера из городов Малой Азии или с островов Ионийского архипелага.

Скульпторы древней греции и их произведения

(6) Богиня с зайцем. Первая половина VI в. Пергамский музей, Берлин

 

На примере статуй женщин, найденных на острове Самос, – «Гера Самосская» и «Богиня с зайцем» (обе скульптуры сохранились без головы) – можно проследить характерные особенности архаической скульптуры.


гура «Богини с зайцем» фронтальна и неподвижна, мелкие складки хитона, словно каннелюры колонны, подчеркивают эту неподвижность. Зато фигурка зайца передана греческим мастером свободно и живо. Такое соединение условности форм с живыми деталями характерно для архаики. Статуя не была изображением богини, она представляла жрицу или простую женщину, идущую с дарами к богине Гере от богатого человека, носившего азиатское имя Херамий, начертанное на складках хитона (6).

Куросы, коры, кариатиды

Статуи куросов (греч. – юноша) создавали во всех центрах греческого мира. Значение этих скульптур, называемых также архаическими аполлонами, до сих пор остается загадкой. Некоторые из куросов имели в руках атрибуты бога Аполлона – лук и стрелы, другие изображали простых смертных, третьи ставились над погребениями. Высота фигур куросов достигала трех метров. Тип нагого юноши был распространен и в мелкой бронзовой пластике.

Куросы были безбородыми и длинноволосыми (масса волос, ниспадающих на спину, моделирована в виде геометрического узора), с резко подчеркнутой мускулатурой. Куросы стояли в одинаковых статичных позах, с выставленной вперед ногой, руки вытянуты вдоль тела со сжатыми в кулак ладонями. Черты лица стилизованы, лишены индивидуальности. Статуи были обработаны со всех сторон.

Тип архаического куроса соответствует традиционной схеме египетских стоящих фигур. Но греческий художник больше внимания, чем египетский, уделяет структуре тела, он тщательно передает ступни ног, пальцы рук, что кажется неожиданным в общей условной схеме архаической пластики.


Скульпторы древней греции и их произведения

(7) Надгробный курос Анависсия.
Ок. 530 г. до н.э. Национальный музей, Афины

 

Изображение куросов одинаково юными, стройными и сильными – начало осуществления греческой государственной программы, связанной с прославлением здоровья, физической силы и развитием спортивных игр (7). Стилистической аналогией куросу является кора (греч. – дева), женская архаическая статуя. Коры одеты в хитоны или тяжелые пеплосы. Складки ложатся узором из параллельных линий. Края одежды украшает цветная тканая кайма, переданная на мраморе росписью. На головах у девушек причудливые прически, построенные из орнаментальных мотивов. На лицах загадочная, так называемая архаическая улыбка (8, 9).

Скульпторы древней греции и их произведения

(8) Антенор. Кора № 680. Ок 530 г. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их работам статичность.


Скульпторы древней греции и их произведения

(9) Кора. 478–474 гг. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Продолжением темы кор в скульптуре стали кариатиды. Шесть кариатид несут на своих головах архитрав южного портика акропольского храма Эрехтейон. Все девушки стоят фронтально, но, по сравнению с архаическими корами, их позы благодаря слегка согнутому колену более свободны и жизненны.

Постепенно греческие ваятели преодолевали условность неподвижной фигуры и делали моделировку тела более живой. Стремление к правдивому изображению живой движущейся фигуры развивается в борьбе с условной схемой, заимствованной из придворного искусства Древнего Востока.

Формула прекрасного

Именно в первой половине V в. до н.э. греческие философы и деятели искусства, каждый в своей области, разработали форму для выражения многогранной, динамичной, беспредельной и вечной жизни. На основе того, что общий замысел произведения должен быть воплощен как гармоническое и рациональное целое, они вывели формулу прекрасного как равновесия между формой и содержанием. В пластическом решении эстетическая красота становилась выражением красоты нравственной, как в произведениях афинских скульпторов Крития «Юноша» и Несиота «Группа тираноборцев».


Редким образцом бронзовой (а не каменной) скульптуры ранней классики был «Возничий» (10). Он стоял на колеснице, держа в руках вожжи. Колесница и кони (вероятно, их было четыре) утеряны. Скорее всего, группа была поставлена сицилийцем из города Гелы в честь победы на пифийских играх при состязании колесниц в 476 г. до н.э. Автор скульптуры сумел показать торжественность момента без пафоса, художественными приемами, используя стройность силуэта и внутреннее равновесие всех скульптурных линий. Фигура фронтальна, но легкий поворот плеч освобождает ее от скованности и придает позе естественность. Черты лица возницы гармоничны, спокойны и бесстрастны. Скульптор создал идеал человека доблестного и прекрасного. Завитки волос, переданные чеканкой, перехвачены тесьмой повязки. Глаза инкрустированы цветным камнем, уцелели тончайшие бронзовые пластинки ресниц, обрамляющие веки.

Скульпторы древней греции и их произведения

(10) Возничий. 478–474 гг. до н.э. Археологический музей, Дельфы

 

Скульпторы древней греции и их произведения


(11) Зевс (или Посейдон) с мыса Артемисион.
Середина V в. до н.э. Национальный музей, Афины

 

Следующим шагом на пути к пластическому совершенству греческой скульптуры нужно назвать бронзовую статую Зевса (или Посейдона) с мыса Артемисион на острове Эвбея (11). В фигуре бога зафиксирован тот самый момент движения, который станет отличительной чертой статуй атлетов Мирона из Элефтер, новатора в разрешении проблемы движения в скульптуре, мастера сложных бронзовых отливок. Ни одна скульптура Мирона не дошла до нашего времени в оригинале, зато его творчество было так популярно в Риме, что осталось много копий его произведений и отзывов о его работах, в том числе и критических. Плиний Старший (I в.), например, сказал: «Хотя Мирон интересовался движением тела, он не выражал чувств души».

Скульптура храма Зевса в Олимпии

Скульптурное убранство храма Зевса в Олимпии работы неизвестных мастеров (возможно, один из них – Агелад из Аргоса) считается большим достижением периода ранней классики и вехой на пути развития древнегреческой скульптуры.

Рельефные метопы восточного и западного фризов храма изображали сцены двенадцати подвигов Геракла. Лучше других сохранилась метопа с изображением Атланта, приносящего Гераклу яблоки из сада Гесперид (12). Характерные для раннеклассического периода черты (законченная, ясная композиция, простота раскрытия сюжета, архаичность в изображении деталей) в этой и других метопах сочетаются с признаками искусства классики – все три фигуры изображены в разных планах: Афина в фас, Геракл в профиль, Атлант в три четверти.

Скульпторы древней греции и их произведения

(12) Метопа храма Зевса в Олимпии.
Первая половина V в. до н.э. Музей в Олимпии

 

Главную художественную ценность скульптур олимпийского храма составляют монументальные фронтонные группы на мифологические сюжеты. На восточном фасаде – сцена из мифа о состязании на колесницах героев Пелопса и Эномая; на западном – «кентавромахия»: битва кентавров с лапифами.

Сюжеты фронтонов связаны конной тематикой (кентавры – полулюди-полукони), символизировавшей у древних греков рок, неотвратимость судьбы. Реконструкция этих фронтонов является предметом научных споров. Сложные многофигурные композиции, вписанные в углы фронтонов, составляют особенность олимпийских скульптур. На восточном фронтоне это лежащие мужские фигуры, вероятно, олицетворяющие реки в долине Олимпии; на западном фронтоне – фигуры женщин, наблюдающих за битвой.

Храм Зевса в Олимпии завершает строгий стиль в развитии греческой скульптуры. Через двадцать лет после его постройки Фидий создал для храма статую Зевса из золота и слоновой кости, считавшуюся в древности одним из семи чудес света («Искусство» № 9/2008).

Фидий, друг Перикла

Классическая эпоха в искусстве Древней Греции началась с победоносных войн с персами, когда Аттика стала главной в Средиземноморье. Облеченные гражданской ответственностью, скульпторы ваяли не только статуи богов и героев для украшения храмов, но и государственных деятелей и победителей Олимпийских игр для площадей у храмов, зданий палестр, рынков и театров.

Нагота для греков представляла величайшее достоинство. Для эллина тело было подобием совершенного космоса, и весь мир вокруг себя он воспринимал по аналогии с самим собой в идеальном, статуарном виде. Статуи своим бесстрастием и гармонией приближались к образам богов.

Искусство Фидия соединило все достижения, которые накопило греческое искусство до середины V в. до н.э. Он дал совершенной натуре жизнь и движение. Его скульптуры были величавы и возвышенны, под стать афинской демократической республике и эпохе Перикла.

Скульпторы древней греции и их произведения

(13) Фидий. Борьба кентавра с лапифом. Метопа Парфенона.
Британский музей, Лондон

 

Под руководством Фидия были исполнены многочисленные сложные пластические украшения Парфенона, храма Афины Парфенос на Акрополе. В композиционном плане они сходны с храмом Зевса в Олимпии, хотя свободнее в расположении, а в деталях более жизненны и динамичны. Сразу заметно, что к следующему периоду истории античной скульптуры относятся горельефы в метопах со сценами борьбы кентавров с лапифами (13); изображение в углах фронтона бога солнца Гелиоса, сдерживающего своих коней, и богини луны Селены, спускающейся на колеснице и исчезающей за горизонтом. Сохранившаяся голова коня из упряжки Селены считается одним из лучших в мире скульптурных изображений коня (14).

Скульпторы древней греции и их произведения

(14) Голова коня с восточного фронтона Парфенона

 

Шедевр классического искусства представляют собой статуи богинь с восточного фронтона. Характерный для Фидия способ, которым искусно сделаны складки их тонких хитонов, получил название «мокрой одежды» (15).

Скульпторы древней греции и их произведения

(15) Гестия, Диона и Афродита.
Вторая половина V в. до н.э. Британский музей, Лондон

 

Статуя Афины Парфенос (высотой 13 м), созданная для храма, описана в путеводителе Павсания: «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног. У нее на груди голова Медузы из слоновой кости. В руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой – копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно, – Эрихтоний». Золото на сумму в 40 талантов и подцвеченная слоновая кость покрывали деревянный остов статуи.

Имя Фидия, наряду с именем Микеланджело, – символ гения в скульптуре. Судьба его была трагична. Недоброжелательство, зависть, политических противников преследовали Фидия, пользовавшегося полным доверием Перикла. Когда работа над Афиной Парфенос была завершена, его обвинили в краже золота и слоновой кости. Оклеветанный Фидий умер в тюрьме в 431 г. до н.э., когда уже и слава Перикла начинала меркнуть.

Смена интересов

Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.) между демократическими Афинами и аристократическим Пелопоннесским союзом во главе с Коринфом и Спартой усугубила кризис греческого полиса, привела к социальным конфликтам. Но на этот же период приходится расцвет идеалистической философии. Пришло время Сократа и Платона.

Характерная черта эпохи – снижение интереса к общественным делам, искусство ставит задачу отображения внутреннего душевного мира. Складывается искусство портрета, городские площади украшаются статуями философов, ораторов, государственных деятелей. Образы богов становятся более земными и лиричными.

Наиболее полно эти настроения отражаются в творчестве скульптора Праксителя из Афин (ок. 370–330 гг. до н.э.). Пракситель изображал героев, богов, спортсменов в состоянии покоя. Для его творчества характерна композиция стоящей фигуры: всегда мягкая, плавная линия изогнутого торса подчеркивала ленивую грацию. Идиллическое и лирическое творчество Праксителя оказало заметное влияние на все античное искусство. Его скульптуры копировались, варьировались во всех отраслях художественного ремесла античного мира.

Современник Праксителя иониец Скопас (ок. 380–330 гг. до н.э.) также создал оригинальную школу скульптуры. В его произведениях сказалось новое для греческого искусства стремление к выражению сильных, страстных чувств, к изображению энергичного движения. Известно о работе Скопаса в качестве архитектора и скульптора в храме Афины в Теге (на Пелопоннесе). Западный фронтон представлял битву Ахилла с Телефом (Троянская война). В сохранившемся оригинале – голове героя – страдание передано тенью от выступающих надбровных дуг, полуоткрытым ртом с опущенными уголками губ.

Скопасу удалось создать два очень привлекательных разнохарактерных женских образа: богини Ники, развязывающей сандалию (16), и пляшущей вакханки. Грациозная поза богини, одежда, ложащаяся небрежными складками, подчеркивают форму тела, придают всей фигуре интимный характер. За ее плечами вырисовываются мягкие контуры больших распластанных крыльев. Спутница Диониса, вакханка, напротив, в дикой пляске закинула голову, волосы разметались по спине.

Скульпторы древней греции и их произведения

(16) Рельеф балюстрады храма Ники.
Конец V в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Пластика Скопаса не отличается той тонкостью моделировки деталей, которая присуща Праксителю, но зато резкие тени и энергично выступающие формы создают впечатление живой жизни и вечного движения.

Изображение движения в скульптуре со временем менялось. В архаической скульптуре вид движения можно было бы назвать «движением действия», оправданным мотивом этого действия: герои бегут, состязаются, угрожают оружием, протягивают предметы. Нет такого действия – архаическая статуя неподвижна. В классический период, начиная со скульптур Поликлета, появляется т.н. «пространственное движение» (по определению Леонардо да Винчи), означающее перемещение в пространстве без видимой цели, определенного мотива (как в статуе Дорифор). Тело статуи движется или вперед, или вокруг своей оси («Вакханка» Скопаса) (17).

Скульпторы древней греции и их произведения

(17) Вакханка. IV в. до н.э. Римская копия. Альбертинум, Дрезден

 

Оглянувшись назад, мы видим, как скульпторы Древней Греции сумели всего за два века вдохнуть, подобно Пигмалиону, в загадочных, молчаливых, холодных кор жизнь и превратить их в чувственных, кружащихся в пляске вакханок.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М.: Искусство, 1987.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: АСТ-Пресс, 2004.

Вощинина А.И. Античное искусство. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.

СЛОВАРЬ К СТАТЬЕ

Архитрав – балка, лежащая на капителях колонн.

Барельеф – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Гиматий – верхняя одежда в виде четырехугольного куска шерстяной ткани, надевавшаяся на хитон.

Гоплит – воин в тяжелом вооружении.

Горельеф – высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Кариатиды – стоящие женские статуи, которые служат опорой балки в здании. Возможно, благородные женщины Карии, отданные в рабство персам, чтобы спасти жителей.

Людовизи – итальянский аристократический род, возвысившийся в начале XVII в., когда кардинал Алессандро Людовизи в 1621 г. стал папой римским Григорием XV.

Метопа – плита, украшенная скульптурой, входящая в состав фриза дорического ордера.

Палестра – частная гимнастическая школа, где занимались мальчики с 12 до 16 лет. На о. Самос была палестра для взрослых мужчин.

Панафинеи – в древней Аттике празднества в честь богини Афины (великие – раз в четыре года, малые – ежегодно). В программу входили: шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания – гимнастические, конные, поэтические и музыкальные.

Пеплос – женская длинная одежда из шерсти, закалывающаяся на плечах, с высоким разрезом сбоку.

Порос – мягкий аттический известняк.

Силен – божество плодородия в свите Диониса.

Триглиф – элемент фриза дорического ордера, чередующийся с метопами.

Хитон – длинная, прямая мужская и женская одежда.

Хрисоэлефантинная (греч. – из золота и слоновой кости) техника – смешанная техника. Фигуру из дерева покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки вырезали из слоновой кости.

Источник: art.1sept.ru

Древняя Греция была одним из величайших государств мира. Во время ее существования и на ее территории были заложены основы европейского искусства. Сохранившиеся памятники культуры того периода свидетельствуют о высочайших достижениях греков в области архитектуры, философской мысли, поэзии и, конечно, скульптуры.

Главным объектом изображения по-прежнему остается человеческая фигура. Но по сравнению с архаической скульптурой изображение становится более динамичным и анатомически правильным. Но фигуры и лица скульптур по-прежнему лишены индивидуальных черт: это обобщенные, абстрактные образы тяжеловооруженных воинов, атлетов, спортсменов, богов и героев.

После завершения архаики следует наиболее плодотворное время, в которое древние скульпторы Древней Греции создали свои самые знаменитые произведения. Оно делится на несколько периодов: ранняя классика — начало V в. до н. э.; высокая классика — V в. до н. э.; поздняя классика — IV в. до н. э.; эллинизм — конец IV в. до н. э. — I в. н. э.

Ранняя классика — период, когда скульпторы Древней Греции начинают отходить от статичности в положении тела, искать новые способы выражения своих замыслов. Пропорции наполняются естественной красотой, позы становятся более динамичными, а лица — выразительными.

Скульптор Древней Греции Мирон творил именно в этот период. В письменных источниках он характеризуется как мастер передачи анатомически правильного строения тела, способный с высокой точностью запечатлеть реальность. Современники Мирона указывали и на его недоработки: по их мнению, скульптор не умел придавать красоту и живость лицам своих творений.

Наибольшее предпочтение скульптор Древней Греции Мирон отдавал изображению атлетов во время их свершений на соревнованиях. Знаменитый «Дискобол» — его творение. Скульптура не сохранилась до наших дней в подлиннике, зато существует несколько ее копий. «Дискобол» изображает атлета, приготовившегося пустить свой снаряд. Великолепно выполнено тело спортсмена: напряженные мышцы свидетельствуют о тяжести диска, скрученный корпус напоминает пружину, готовую развернуться.

Другая работа Мирона — групповая композиция «Афина и Силен Марсий», установленная на Афинском акрополе. В ней художник попытался передать кульминационные точки движения человеческого тела: Афина стоящая в спокойной позе, бросает изобретенную ей флейту, а дикий лесной демон показан в движении, он хочет схватить флейту, но Афина его останавливает.

Выдающиеся скульпторы Древней Греции творили на протяжении всего периода высокой классики. В это время трудились скульптор Древней Греции Поликлет и гениальный Фидий. Оба они заставляли восхищаться собой еще при жизни и не были забыты в веках.

Поликлет творил во второй половине V в. до н. э. Он известен как мастер создания скульптур, изображающих атлетов в состоянии покоя. В отличие от «Дискобола» Мирона его спортсмены не напряжены, а расслаблены, но при этом у зрителя не возникает сомнений в их мощи и возможностях. Ему принадлежат многочисленные изображения атлетов-победителей в мраморе и бронзе. Поликлет в своих скульптурах смог передать облик идеализированных и мужественных воинов-гоплитов, членов гражданского ополчения полиса. Поликлету принадлежит «Диадумен» — статуя юноши, обвязывающего голову повязкой победителя.

Самой известной скульптурой Поликлета считается «Дорифор», или «Копьеносец». Произведение также называют каноном мастера, поскольку оно воплощает некоторые положения пифагореизма и является примером особого способа постановки фигуры, контрапоста.

Все древние скульпторы Древней Греции периода высокой классики оставили после себя достойные восхищения творения. Самым выдающимся среди них стал Фидий, по праву считающийся основоположником европейского искусства.

Фидий трудился над украшением афинского Парфенона. Сегодня представление о мастерстве скульптора можно сложить по сохранившемуся мраморному рельефу, длиной в 1,6 м. На нем запечатлены многочисленные паломники, направляющиеся в храм Афины. Остальные украшения Парфенона погибли. Такая же участь постигла и статую Афины, установленную здесь и сотворенную Фидием. Богиня, выполненная из слоновой кости и золота, символизировала сам город, его мощь и величие.

Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти — жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы.

С завершением V в. до н. э. не иссякли скульпторы Древней Греции. Имена Скопас, Пракситель и Лисипп известны каждому, кто интересуется античным искусством. Работы названных мастеров развивают и дополняют достижения предыдущей эпохи.

Скопаса можно назвать новатором по нескольким причинам. Предшествовавшие ему великие скульпторы Древней Греции в качестве материала предпочитали использовать бронзу. Скопас свои творения создавал в основном из мрамора. Его творения полны страстей и переживаний, они больше похожи на реальных людей, нежели на невозмутимых богов.

Самой знаменитой работой Скопаса считается фриз мавзолея в Галикарнасе. На нем изображена амазономахия — борьба героев греческих мифов с воинственными амазонками. Основные черты стиля, присущие мастеру, хорошо просматриваются по сохранившимся фрагментам этого творения.

Еще один скульптор этого периода, Пракситель, считается лучшим греческим мастером в плане передачи грации тела и внутренней одухотворенности. Одно из выдающихся его произведений — Афродита Книдская — современниками мастера признавалось лучшим творением, когда-либо созданным. Мраморная статуя богини стала первым монументальным изображением обнаженного женского тела.

На закате эпохи поздней классики трудился еще один известный греческий скульптор — Лисипп. Его творения отличались особым натурализмом, тщательной проработкой деталей, некоторой удлиненностью пропорций. Лисипп стремился создавать статуи, полные изящества и элегантности. Свое мастерство он оттачивал, изучая канон Поликлета.

Древние скульпторы Древней Греции научились передавать с помощью обработанного камня эмоции и переживания, создавать не просто статуи, но практически живые фигуры, готовые в любой момент тронуться с места, вздохнуть, улыбнуться. Все эти достижения лягут в основу расцвета культуры в эпоху Возрождения.

  • Список используемой литературы:

  • 1) Б. Р. Виппер. Искусство Древней Греции. М., 1971.

  • 2) Древние скульпторы Древней Греции. Электронный ресурс: http://fb.ru/article/187236/drevnie-skulptoryi-drevney-gretsii-imena

  • 3) Л. Акимова. Искусство Древней Греции. СПб, «Азбука-классика», 2007.

  • 4) М. В. Алпатов. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

  • 5) Скульпторы Древней Греции. Электронный ресурс: http://grekoline.ru/drevnyaya-greciya/skulptory-drevnej-grecii.html

Источник: scienceforum.ru

Периоды

Скульпторы Древней Греции не всегда были великими творцами. Эпохе расцвета их мастерства предшествовал период архаики (VII—VI вв. до н. э). Дошедшие до нас скульптуры того времени отличаются симметричностью и статичностью. В них нет той жизненности и скрытого внутреннего движения, что делает статуи похожими на замерших людей. Вся красота этих ранних произведений выражается через лицо. Оно уже не столь статично, как тело: улыбка излучает ощущение радости и безмятежности, придавая особое звучание всей скульптуре.

После завершения архаики следует наиболее плодотворное время, в которое древние скульпторы Древней Греции создали свои самые знаменитые произведения. Оно делится на несколько периодов:

  • ранняя классика — начало V в. до н. э.;
  • высокая классика — V в. до н. э.;
  • поздняя классика — IV в. до н. э.;
  • эллинизм — конец IV в. до н. э. — I в. н. э.

Переходное время

Ранняя классика — период, когда скульпторы Древней Греции начинают отходить от статичности в положении тела, искать новые способы выражения своих замыслов. Пропорции наполняются естественной красотой, позы становятся более динамичными, а лица — выразительными.

Скульптор Древней Греции Мирон творил именно в этот период. В письменных источниках он характеризуется как мастер передачи анатомически правильного строения тела, способный с высокой точностью запечатлеть реальность. Современники Мирона указывали и на его недоработки: по их мнению, скульптор не умел придавать красоту и живость лицам своих творений.

Статуи мастера воплощают героев, богов и животных. Однако наибольшее предпочтение скульптор Древней Греции Мирон отдавал изображению атлетов во время их свершений на соревнованиях. Знаменитый «Дискобол» — его творение. Скульптура не сохранилась до наших дней в подлиннике, зато существует несколько ее копий. «Дискобол» изображает атлета, приготовившегося пустить свой снаряд. Великолепно выполнено тело спортсмена: напряженные мышцы свидетельствуют о тяжести диска, скрученный корпус напоминает пружину, готовую развернуться. Кажется, еще секунда, и атлет метнет снаряд.

Великолепно исполненными Мироном считаются и статуи «Афина» и «Марсий», также дошедшие до нас только в виде более поздних копий.

Расцвет

Выдающиеся скульпторы Древней Греции творили на протяжении всего периода высокой классики. В это время мастера создания рельефов и статуй постигают как способы передачи движения, так и основы гармонии и пропорций. Высокая классика — период становления тех основ греческой скульптуры, которые позже стали эталоном для многих поколений мастеров, в том числе и для творцов эпохи Возрождения.

В это время трудились скульптор Древней Греции Поликлет и гениальный Фидий. Оба они заставляли восхищаться собой еще при жизни и не были забыты в веках.

Покой и гармония

Поликлет творил во второй половине V в. до н. э. Он известен как мастер создания скульптур, изображающих атлетов в состоянии покоя. В отличие от «Дискобола» Мирона его спортсмены не напряжены, а расслаблены, но при этом у зрителя не возникает сомнений в их мощи и возможностях.

Поликлет первым применил особое положение тела: его герои часто опирались на постамент только одной ногой. Такая поза создавала ощущение естественной расслабленности, свойственной отдыхающему человеку.

Канон

Самой известной скульптурой Поликлета считается «Дорифор», или «Копьеносец». Произведение также называют каноном мастера, поскольку оно воплощает некоторые положения пифагореизма и является примером особого способа постановки фигуры, контрапоста. В основе композиции — принцип перекрестной неравномерности движения тела: левая сторона (рука, держащая копье, и отставленная назад нога) расслаблена, но одновременно в движении в противоположность напряженной и статичной правой (опорная нога и выпрямленная вдоль тела рука).

Подобный прием Поликлет использовал затем во многих своих произведениях. Основные его принципы изложены в недошедшем до нас трактате по эстетике, написанном скульптором и названном им «Канон». Достаточно большое место в нем Поликлет отвел принципу золотого сечения, который также успешно применял в своих работах, когда этот принцип не противоречил естественным параметрам тела.

Признанный гений

Все древние скульпторы Древней Греции периода высокой классики оставили после себя достойные восхищения творения. Однако самым выдающимся среди них стал Фидий, по праву считающийся основоположником европейского искусства. К сожалению, работы мастера в большинстве своем дошли до наших дней только в качестве копий либо описаний на страницах трактатов древних авторов.

Фидий трудился над украшением афинского Парфенона. Сегодня представление о мастерстве скульптора можно сложить по сохранившемуся мраморному рельефу, длиной в 1,6 м. На нем запечатлены многочисленные паломники, направляющиеся в храм Афины. Остальные украшения Парфенона погибли. Такая же участь постигла и статую Афины, установленную здесь и сотворенную Фидием. Богиня, выполненная из слоновой кости и золота, символизировала сам город, его мощь и величие.

Прочие выдающиеся скульпторы Древней Греции, возможно, мало в чем уступали Фидию, но ни один из них не мог похвастаться созданием чуда света. Статуя Зевса Олимпийского была изготовлена мастером для города, где проходили знаменитые Игры. Высота громовержца, восседавшего на золотом троне, поражала (14 метров). Несмотря на подобную мощь бог не выглядел грозным: Фидий создал спокойного, величественного и торжественного Зевса, несколько строгого, но вместе с тем и доброго. Статуя до своей гибели в течение девяти веков привлекала множество паломников, искавших утешения.

Поздняя классика

С завершением V в. до н. э. не иссякли скульпторы Древней Греции. Имена Скопас, Пракситель и Лисипп известны каждому, кто интересуется античным искусством. Они творили в следующий период, называемый поздней классикой. Работы названных мастеров развивают и дополняют достижения предыдущей эпохи. Каждый по-своему, они преобразуют скульптуру, обогащая ее новыми сюжетами, способами работы с материалом и вариантами передачи эмоций.

Кипящие страсти

Скопаса можно назвать новатором по нескольким причинам. Предшествовавшие ему великие скульпторы Древней Греции в качестве материала предпочитали использовать бронзу. Скопас свои творения создавал в основном из мрамора. Вместо традиционного спокойствия и гармонии, которыми наполняли свои работы известные скульпторы Древней Греции, мастер выбрал экспрессию. Его творения полны страстей и переживаний, они больше похожи на реальных людей, нежели на невозмутимых богов.

Самой знаменитой работой Скопаса считается фриз мавзолея в Галикарнасе. На нем изображена амазономахия — борьба героев греческих мифов с воинственными амазонками. Основные черты стиля, присущие мастеру, хорошо просматриваются по сохранившимся фрагментам этого творения.

Плавность

Еще один скульптор этого периода, Пракситель, считается лучшим греческим мастером в плане передачи грации тела и внутренней одухотворенности. Одно из выдающихся его произведений — Афродита Книдская — современниками мастера признавалось лучшим творением, когда-либо созданным. Мраморная статуя богини стала первым монументальным изображением обнаженного женского тела. Оригинал ее до нас не дошел.

В полной мере особенности стиля, свойственного Праксителю, просматриваются в статуе Гермеса. Особой постановкой обнаженного тела, плавностью линий и мягкостью полутонов мрамора мастер сумел создать несколько мечтательное настроение, буквально окутывающее скульптуру.

Внимание к деталям

На закате эпохи поздней классики трудился еще один известный греческий скульптор — Лисипп. Его творения отличались особым натурализмом, тщательной проработкой деталей, некоторой удлиненностью пропорций. Лисипп стремился создавать статуи, полные изящества и элегантности. Свое мастерство он оттачивал, изучая канон Поликлета. Современники отмечали, что работы Лисиппа в отличие от «Дорифора» производили впечатление более компактных и сбалансированных. По преданию мастер был любимым творцом Александра Македонского.

Влияние Востока

Новый этап в развитии скульптуры начинается в конце IV в. до н. э. Границей между двумя периодами считается время завоеваний Александра Македонского. С них фактически начинается эпоха эллинизма, представлявшего собой соединение искусства Древней Греции и восточных стран.

В основе скульптур этого периода лежат достижения мастеров предыдущих веков. Эллинистическое искусство подарило миру такие произведения, как Ника Самофракийская и Венера Милосская. В это же время появились знаменитые рельефы Пергамского алтаря. В некоторых работах позднего эллинизма заметно обращение к бытовым сюжетам и деталям. Культура Древней Греции этого времени оказала сильное влияние на становление искусства Римской империи.

В заключение

Значение античности как источника духовных и эстетических идеалов переоценить невозможно. Древние скульпторы в Древней Греции заложили не только основы собственного ремесла, но и стандарты понимания красоты человеческого тела. Они сумели решить проблему изображения движения при помощи изменения позы и переноса центра тяжести. Древние скульпторы Древней Греции научились передавать с помощью обработанного камня эмоции и переживания, создавать не просто статуи, но практически живые фигуры, готовые в любой момент тронуться с места, вздохнуть, улыбнуться. Все эти достижения лягут в основу расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Источник: FB.ru

Скульпторы древней греции и их произведения

Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии — 13-метровая статуя, с гигантской сидящей на троне фигурой. Эта скульптура была создана греческим скульптором по имени Фидий и в настоящее время находится в Храме Зевса в Олимпии, Греция. Статуя сделана из слоновой кости и древесины и изображает греческого бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном золотом, черным деревом и другими драгоценными камнями.
Скульпторы древней греции и их произведения

Афина Парфенонская
Афина Парфенонская — гигантская статуя из золота и слоновой кости греческой богини Афины, обнаруженной в Парфеноне, что в Афинах. Сделанная из серебра, слоновой кости и золота, она была создана известным древним греческим скульптором Фидием и рассматривается сегодня, как самый известный культовый символ Афин. Скульптура была разрушена пожаром, который имел место в 165 до н.э, но была восстановлена и размещена в Парфеноне в 5-ом столетии.
Скульпторы древней греции и их произведения


Дама из Осера

75 сантиметровая Дама из Осера — критская скульптура, в настоящее время размещенная в Лувре в Париже. Она изображает архаичную греческую богиню в течение 6-ого столетия, Персефон. Хранитель из Лувра по имени Максим Коллиньон нашел мини-статую в хранилище Музея Осера в 1907. Историки полагают, что скульптура была создана в течение 7-ого столетия в греческий переходный период.
Скульпторы древней греции и их произведения

Антиной Мондрагон
Мраморная статуя 0.95 метра высотой изображает бога Антиноя среди массивной группы культовых статуй, построенных, чтобы поклоняться Антиною, как греческому богу. Когда скульптура была найдена во Фраскати в течение 17-ого столетия, то была идентифицирована из-за его полосатых бровей, серьезного выражения, и взгляда, который был направлен вниз. Это творение было куплено в 1807 для Наполеона и в настоящее время показывается в Лувре.
Скульпторы древней греции и их произведения

Аполлон Странгфорда
Древняя греческая скульптура сделала из мрамора, Странгфордский Аполлон был построен в период между 500 и 490 до н.э и был создан в честь греческого бога Аполлона. Его обнаружили на острове Анафи и назвали в честь дипломата Перси Смита, 6-ого виконта Странгфорда и настоящего владельца статуи. Аполлон в настоящее время размещается в 15-ой комнате британского Музея.
Скульпторы древней греции и их произведения

Кройсос из Анависоса
Обнаруженный в Аттике, Кройсос из Анависоса — мраморный курос, который когда-то служил надгробной статуей для Кройсоса, молодого и благородного греческого воина. Статуя является известной своей архаичной улыбкой. 1.95 метра высотой, Кройсос — автономная скульптура, которая была построена между 540 и 515 до н.э и в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин. Надпись под статуей гласит: “остановитесь и поскорбите у надгробия Кройсоса, которого убил неистовый Арес, когда он был в передних рядах.”
Скульпторы древней греции и их произведения

Битон и Клеобис
Созданные греческим скульптором Полимидисом, Битон и Клеобис — пара архаичных греческих статуй, созданных Аргивянами в 580 до н.э, чтобы поклоняться двум братьям, связанным Солоном в легенде под названием Истории. Статуя теперь находится в Археологическом Музее Дельфи, Греция. Первоначально построенные в Аргосе, Пелопоннесе, пара статуй была найдена в Дельфи с надписями на основе, идентифицирующими их, как Клеобис и Битон.
Скульпторы древней греции и их произведения

Гермес с младенцем Дионисом
Созданный в честь греческого бога Гермеса, Гермес Праксителя представляет Гермеса, несущего другого популярного персонажа в греческой мифологии, младенца Диониса. Статую сделали из Паросского мрамора. Как полагают историки, она была построена древними греками во время 330 до н.э. Она известна сегодня, как один из большинства оригинальных шедевров великого греческого скульптора Праксителя и в настоящее время размещается в Археологическом Музее Олимпии, Греция.
Скульпторы древней греции и их произведения

Александр Великий
Статуя Александра Великого была обнаружена во Дворце Пеллы в Греции. Покрытая мраморным напылением и сделанная из мрамора, статуя была построена в 280 до н.э, чтобы чтить Александра Великого, популярного греческого героя, который прославился по нескольким частям мира и провел сражения против персидских армий, особенно в Гранисусе, Иссуе и Гаугамеле. Статуя Александра Великого теперь демонстрируется среди греческих коллекций произведений искусства Археологического Музея Пеллы в Греции.
Скульпторы древней греции и их произведения

Кора в Пеплосе
Восстановленная из Афинского Акрополя, Кора в Пеплосе — стилизованное изображение греческой богини Афины. Историки полагают, что статуя была создана, чтобы служить исполненным по обету предложением во время древних времен. Сделанная во время Архаичного периода греческой истории искусств, Кора характеризуется жесткой и формальной позой Афины, ее величественных локонов и архаичной улыбки. Статуя первоначально появилась в множестве цветов, но только следы её оригинальных цветов могут наблюдаться сегодня.
Скульпторы древней греции и их произведения

Эфеб с Антикитеры
Сделанный из прекрасной бронзы, Эфеб с Антикитеры — статуя молодого человека, бога или героя, держащего сферический объект в его правой руке. Будучи творением пелопоннесской бронзовой скульптуры, эту статую восстановили в области кораблекрушения около острова Антикитера. Как полагают, она является одной из работ известного скульптора Ефранора. Эфеб в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин.
Скульпторы древней греции и их произведения

Дельфийский возничий
Более известный, как Хениокос, Возничий Дельфи — одна из самых популярных статуй, которые пережили Древнюю Грецию. Эта бронзовая статуя в натуральную величину изображает водителя колесницы, который был восстановлен в 1896 в Прибежище Аполлона в Дельфах. Здесь он был изначально установлен в течение 4-ого столетия, чтобы увековечить память победы команды колесницы в древних спортивных состязаниях. Первоначально часть массивной группы скульптур, Дельфийский Возничий теперь показан в Археологическом Музее Дельф.
Скульпторы древней греции и их произведения

Гармодий и Аристогитон
Гармодий и Аристогитон были созданы после учреждения демократии в Греции. Созданные греческим скульптором Антенором, статуи были сделаны из бронзы. Это были первые статуи в Греции, за которые заплатили из государственных средств. Целью создания было почтить обоих мужчин, которых древние Афиняне приняли, как выдающиеся символы демократии. Первоначальным местом установки был Керамеикос в 509 году нашей эры, наряду с другими героями Греции.
Скульпторы древней греции и их произведения

Афродита из Книдоса
Известный, как одна из самых популярных статуй, созданных древним греческим скульптором Праксителем, Афродита из Книдоса была первым представлением в натуральную величину нагой Афродиты. Пракситель построил статую после того, как он был уполномочен Косом создать статую, изображающую красивую богиню Афродиту. Помимо статуса культового изображения, шедевр стал достопримечательностью в Греции. Его оригинальная копия не пережила массивный пожар, который однажды имел место в Древней Греции, но ее точная копия в настоящее время выставлена в Британском Музее.
Скульпторы древней греции и их произведения

Крылатая Победа Самотраки
Созданную в 200 году до н.э. Крылатую Победу Самотраки, изображающую греческую богиню Нику, рассматривают сегодня, как самый большой шедевр Эллинистической скульптуры. Она в настоящее время показывается в Лувре среди самых знаменитых оригинальных статуй в мире. Она была создана в период между 200 и 190 до н.э., но не для того, чтобы почтить греческую богиню Нику, а в честь морского сражения. Крылатая Победа была установлена македонским генералом Деметриусом, после его военно-морской победы на Кипре.
Скульпторы древней греции и их произведения

Статуя Леонида I в Фермопилах
Статуя Спартанского короля Леонида Первого в Фермопилах была установлена в 1955, в память о героическом короле Леонидасе, отличившемся во время Сражения против персов в 480 до н.э. Знак был помещен под статуей, которая гласит: “Приди и Возьми”. Именно это произнес Леонидас, когда король Ксеркс и его армия попросили, чтобы они сложили свое оружие.
Скульпторы древней греции и их произведения

Раненный Ахиллес
Раненый Ахиллес является изображением героя Илиады по имени Ахиллес. Этот древний греческий шедевр передает его мучения перед смертью, будучи раненным смертельной стрелой. Сделанная из алебастрового камня, оригинальная статуя в настоящее время располагается в резиденции Achilleion королевы Елизаветы Австрийской в Кофу, Греция.
Скульпторы древней греции и их произведения

Умирающий Галл
Также известный как Смерть Галатиана, или Умирающий Гладиатор, Умирающий Галл — древняя Эллинистическая скульптура, которая была создана в период между 230 до н.э. и 220 до н.э. для Атталуса I из Пергамона, чтобы праздновать победу его группы над галлами в Анатолии. Считается, что статуя была создана Эпигонусом, скульптором династии Атталид. Статуя изображает умирающего кельтского воина, лежащего на его упавшем щите рядом с его мечом.
Скульпторы древней греции и их произведения

Лаокоон и его сыновья
Статуя, в настоящее время расположенная в Ватиканском Музее в Риме, Лаокоон и его Сыновья, также известна, как Группа Лаокоона и была первоначально создана тремя великими греческими скульпторами из острова Родос, Агесендером, Полидорусом и Атенодоросом. Эта статуя в натуральную величину сделана из мрамора и изображает троянского священника по имени Лаокоон, вместе с его сыновьями Тимбрэусом и Антифантесом, задушенными морскими змеями.
Скульпторы древней греции и их произведения

Колосс Родосский
Статуя, изображающая греческого Титана по имени Гелиос, Колосс Родосский был сначала установлен в городе Родосе в период между 292 и 280 до н.э. Признанная сегодня, как одно из Семи Чудес Древнего Мира, статуя была построена, чтобы праздновать победу Родоса над правителем Кипра в течение 2-ого столетия. Известная, как одна из самых высоких статуй Древней Греции, оригинальная статуя была уничтожена землетрясением, которое поразило Родос в 226 до н.э.
Скульпторы древней греции и их произведения

Дискобол
Построенный одним из лучших скульпторов Древней Греции в течение 5-го столетия — Мироном, Дискобол был статуей, первоначально помещенной у входа на Стадион Панатинайкон в Афинах, Греция, где первое мероприятие Олимпийских Игр было проведено. Оригинальная статуя, сделанная из алебастрового камня, не переживала разрушение Греции и никогда не восстанавливалась.
Скульпторы древней греции и их произведения

Диадумен
Найденный у острова Тилос Диадумен — древняя греческая скульптура, которая была создана в течение 5-ого столетия. Оригинальная статуя, которая была восстановлена в Тилосе, в настоящее время входит в коллекции Национального Археологического Музея в Афинах.
Скульпторы древней греции и их произведения

Троянский конь
Сделанный из мрамора и покрытый специальным бронзовым напылением, троянский конь — Древняя греческая скульптура, которая была построена между 470 до н.э и 460 до н.э, чтобы представлять троянского коня в Илиаде Гомера. Оригинальный шедевр пережил опустошение Древней Греции и в настоящее время находится в Археологическом Музее Олимпии, Греция.
Скульпторы древней греции и их произведения

Источник: vova-91.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.