Интересные факты об архитектуре древней греции


Когда речь идет о Греции, то ассоциации, возникающие у людей, расходятся в нескольких направлениях: Олимпийские игры, античная архитектура, Эгейское море, семь чудес света. Многие туристы посещают это государство, чтобы прикоснуться к истории и древней цивилизации, оставившей отпечаток на многих современных культурах (в том числе, и европейской).

Статуя Афины в Парфеноне

Перечислять все памятники — это долгий и интересный рассказ, но мы совершим только краткий экскурс в историю, окунемся в те давние времена, когда архитектура древней Греции зарождалась и развивалась. Знаменитый Парфенон (или храм Афины — богини военной стратегии, мудрости, искусства, знаний, ремесла, материнства). Храм располагался в центре Акрополя, а внутри находилась статуя самой почитаемой древними греками богини-воительницы. Изваяние выполнено из слоновой кости и золота, которые крепились на деревянную основу. Скульптура была раскрашена, как и сам храм. Однако до наших дней она дошла лишь по различным изображениям и копиям. Афине возводились памятники во многих городах Древней Греции, например, в Ласе, Кардамиле, Элее, Спарте.


Знаменитый Парфенон

Практически вся архитектура древней Греции (в том числе, Парфенон) создавалась из мрамора. Уникальность храма в том, что он не имеет ни единой прямой линии, хотя визуально кажется совершенным прямолинейным творением. Иктин и Калликрат, древнегреческие авторы и архитекторы, создавшие храм, продумали все детали и воздвигли его в такой точке города, чтобы шедевр архитектуры могли видеть с судов, подплывающих к берегам Афин. Ныне там ведутся работы по восстановлению, так как до наших дней памятник дошел в полуразрушенном состоянии.

Стили и особенности архитектуры

Из многочисленных источников и уцелевших с давних времен памятников понятно, что архитектура древней Греции была высокоразвитой; строительство храмов имело грандиозный размах. Самые известные из них те, которые посвящены Гере, Гефесту, Зевсу и Сегесту. А недалеко от города Агридженто, основанного греками и называвшегося тогда Акрагантом, была построена Долина Храмов. Их было семь, однако, наиболее сохранившимся является самый крупный — Конкордии, воздвигнутый в пятом веке д.н.э.

Античная архитектура Греции и 3 ее стиля

  • Дорический, самый древний из стилей эпохи архаики.
  • Ионический стиль, который проник в Грецию из Ионийской области, находящейся в Малой Азии.
  • Коринфский, который возник в эллиническую эпоху, когда архитектура Древней Греции становится пышной и величавой, используются коринфские капители.

Колосс Родосский

Нас не могут не поражать архитектура и скульптура Древней Греции, отличающиеся грандиозностью и великолепием памятников. Одним из чудес света считается гигантская статуя на острове Родос в Эгейском море. Колосс Родосский олицетворял Гелиоса — бога Солнца. Греки возвели ее в честь своего небесного покровителя с целью поклонения ему. Возвышался тридцатипятиметровый Колосс в гавани портового городка. Под его огромными ногами проходили корабли (даже самых крупных по тем временам размеров). Именно Колосс Родосский и породил в свое время моду на огромных размеров статуи. Никто не знает до сих пор, как точно выглядела статуя Гелиоса: сведения разных авторов не сходятся. Доподлинно известно, что землетрясение, которое разрушило Родос, повалило величественное изваяние, простоявшее около полувека.

Заключение

Мы совершили с вами маленькое путешествие под названием «Древняя Греция: архитектура и скульптура». Надеемся, оно было увлекательным!

Источник: www.syl.ru

Самыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки. Они обладают изящностью и тектоникой масс. Это не случайно: греческая религия прославляла в божестве человеческое начало. Поэтому, пребывание в греческом храме рождало чувство гармонии, собственного достоинства. Давление на личность отсутствовало.


  Удивительно, что слова «греки» и «Греция» вошли в употребление уже во время правления римской империи. На самом деле, греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой.

  В древнегреческой архитектуре происходит распад на 3 главных школы: ионическую, дорическую и аттическую (коринфскую).

  Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья. Из-за близкой границы с Востоком, здесь в VII-VI вв. до н. э., складывается особое художественное и изящное направление в искусстве и архитектуре. К примеру, величественные формы древнего храма Артемиды Эфесской. Грация ионических колонн, стала первым шагом к выражению женственности, человечности.

  Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в Спарте, и на других островах, где сохраняются устои далёких предков — завоевателей этих земель. Дорический стиль отличается строгостью, простотой форм, отсутствием украшений. В ней нет очарования ионийской школы.


  Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства. Она соединила в себе дорическую суровость и ионийскую просветленную одухотворенность. Это был настоящий творческий синтез.

Типы храмов
Типы храмов
ЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА (XI—IX ВВ. ДО Н. Э.)

  Сооружения строятся из дерева и сырцового кирпича, а кровлю покрывают обожженной черепицей. Помимо обычного жилья возводятся первые древнегреческие храмы.

  В этот период начинают сооружать мегароны ( греч. «megaron» — «большой зал») — прямоугольные, в плане, сооружения с очагом посередине. Таким образом появляется простой тип древнегреческого «Храма в антах».


  Анты (лат. «ante» — «впереди») — выступающие продольные стены прямоугольной постройки, которые ограждают вход по обе стороны. Колонны, находящиеся между выступами стен, находятся в антах.  Сначала, анты использовались, как несущий элемент, для поддержания крыши, но, в связи, с развитием технологий производств материалов, они приобрели декоративный характер. С течением времени, от «храма в антах» постепенно переходят к простильному храму: добавились промежуточные колонны, поддерживающие портик. 

храм в антах
Храм в антах. Сокровищница афинян возведено 490-489 до н.э. Дельфы. Греция

  В этот период появились первые зачатки эллинской архитектуры — птерон (или перестасис). Некая колоннада, которая окружает целлу со всех сторон.

  Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое распространение на много веков вперед. В отличие от мегарона, периптеральный греческий храм воспринимается со всех сторон, а не только с главного фасада. Благодаря этому, он выглядит еще массивнее и значительнее.


периптер
Периптеральный тип храма Гефеста. Сооружён в период 449—415 годов до н. э. Афины. Греция
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.)

  Греческий храм нередко увенчивает холм, особо не выделяясь, будто он часть холма.  Особенность мышления греков состояла в том, что они представляли себе даже реки и горы в виде живых существ, — прекрасных девушек и сердобольных старцев. Храм гордо высился над домами простых смертных, рассеянными у подножия холма. Ведь он должен был производить впечатление торжественного величия, спокойной уверенности, веры человека в свою правоту, чувства его достоинства.

  Дорические колоны сравнивали с мужской фигурой, ионийские — с женской, коринфские — с девичьей. Эта особенная черта, в уподоблении колонн человеческим фигурам, принадлежала исконно греческим зодчим.


Типы греческих ордеров
Типы греческих ордеров

  Греческий храм не имеет замкнутого пространства. Возможно, что некоторые храмы не имели покрытия. Колонны образовывали вокруг ядра храма ажурную оболочку, своеобразное оперение (на что намекает само название храма: периптер — окрыленный со всех сторон)

  Дорический периптер достигает зрелости в начале V века. К числу храмов V века принадлежал храм Афайи на о. Эгина, храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии и храм в Акраганте, задуманный в таком крупном масштабе, что его выполнение было неосуществимо.

  В построении древнейших греческих храмов учитывалась разумное начало и целесообразность, так как расстояние между колоннами определялось величиной каменных балок, составляющих антаблемент.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.)

  Самый продуктивный период в искусстве Древней Греции. Характеризуется сближением ионического и дорического стилей.


  В этот период строится Афинский Акрополь (греч. — «верхний город»). При входе в храмовый комплекс стоят пропилеи из суровых дорических колонн и изящных ионических колонн. Смелый прием сочетания разных типов ордеров сочетал в себе разнообразие и единство. Справа от пропилей, на естественном основании скалы, высился храмик бескрылой Победы, который производил впечатление особого изящества.

схема акрополь
Схема афинского Акрополя

  Прямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив самого главного величественного здания Акрополя — Парфенона. Он сохраняет форму традиционного дорического периптера: три ступени основания, колонны с желобками, антаблемент с метопами, двускатная кровля. Но колонны хоть и были дорические, но истолкованы в стиле ионических: значительно стройнее и расставлены шире, чем в дорических храмах; в них меньше выражен объем и чувствуется порывистый взлет; над ними не так сильно выступает карниз.


  Один из главных храмов древних Афин, расположенный к северу от Парфенона, является Эрехтейон. Он имеет необычную ассиметричную планировку: наличие двух целл, двух входов, которые были оформлены ионическими портиками. Основное здание поделено на две части, стоящие в разных плоскостях. Главный вход украшен портиком с шестью колоннами. С южной стороны храма находится балкон, с колоннами в форме женских статуй — кариатид.

  Театр Диониса у подножия Акрополя относится к более позднему времени. Театр для греков — это в первую очередь место явления божества, приспособленное для зрелищ. Одним из лучших сохранившихся греческих театров следует считать театр в Эпидавре (IV век до н.э.)

  Акрополь обладает большим разнообразием в своих отдельных частях и вместе с тем внутренним единством свободно развившегося целого.

  «Ничего лишнего» — этот завет Соломона полностью осуществили в своих произведениях мастера V века. Классика всегда соблюдала, то чувство меры, которое греки противопоставляли беспредельной роскоши и пышности образов Востока.


  Всё это позволило грекам создать ценности мирового значения. Энгельс давал высокую оценку культурной миссии греков. «Из сумерек Востока, — говорил он — выявился свет свободного эллинского сознания»

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV — СЕРЕДИНА I ВВ. ДО Н. Э.).

  Замечается утрата целостности и величия, присущих архитектуре V века. В IV веке возникает ряд новых типов: рядом с периптером, который воспринимался, как жилище божества, местопребывание его статуи, возникают огромные, неизмеримо более вместительные храмы. Храм Артемиды в Эфесе построили на месте сгоревшего храма в 356 г., уже с двумя рядами колонн вокруг целлы. Таким образом появляется новый тип — диптер. В моду входит коринфское направление.

схема диптера
План Диптера с двумя-тремя рядами колонн

  Простота и величие классического периода сменяются роскошью, нагромождением форм. Колонны в храме Артемиды достигали 19 метров, то есть в 2 раза выше Парфеноновских. При всем том впечатлению устойчивости и ясности колонн немало препятствовало то, что их базы были украшены горельефом с фигурами человеческого роста.

  Другой храм диптер Дидимейон в Милете (V в. до н.э.), почти в два раза превосходил Парфенон. Разнообразие впечатлений внутри храма напоминали больше восточные храмы, чем греческую архитектуру.

  Заслугу эллинистических архитекторов составляют множество других типов построек, помимо периптера: круглые храмы, стадионы, театры, гимназии, здания воспитательного характера, булевтерии, здания городского управления, монументальные алтари, богато убранные городские ворота. Новые архитектурные вкусы сказались в более свободном обращении с ордером, чем это было принято в классическую пору.

  Примером смешивания разных ордеров могут служить городские ворота Милета.

Городские ворота из Милета
Городские ворота ионического города Милета в берлинском Пергамском музее (Античное собрание)

  Главные достижения эллинистической архитектуры лежали в области градостроительства.

  Ионическая философия сказалась на планировке города, в основе которой служили две взаимно-перпендикулярные улицы. Направление улиц проектировалось с учетом исключения неблагоприятного проникновения ветров. Речь идет о гипподамовых (архитектор Гипподам Милетский) городах: Приена, Милет, Смирна, Александрия, Пергам и др.

  Главной темой эллинизма, был частный дом (раскопки в Делосе, Приене, Милете). Помещения частного дома группировались вокруг открытого двора, а отдельные помещения были связаны не сколько друг с другом, сколько с открытым двором. Так сформировался архитектурный тип – перистиль: открытый двор, обнесенный колоннами, с помещениями, выходящими в него.

  Пергамский алтарь начала II в. до н.э. – последнее крупное произведение греческого монументального искусства.

  В этот период не было таких художественных ценностей, как афинский Акрополь. Совершенство произведений V в. оставалось недостижимым идеалом для большинства греческих мастеров позднейших столетий. Бездушное подражание и мелочность говорят о творческом оскудении эпохи.

  Эллинистическое искусство разработало идеи градостроительства, открыло ценность индивидуальности и  красоту пейзажа.

Источник: arch-simple.ru

Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Минойская архитектура

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Циклопическая кладка в южных стенах Микен
Циклопическая кладка в южных стенах Микен

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.

Сокровищница Атрея
Сокровищница Атрея

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Парфенон
Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского
храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  •  толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре
Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Источник: GreeceMagazine.ru

Интересные факты о Древней Греции — звучит интригующе, особенно для любителей истории. Современная история многому обязана именно Древней Греции. Эта цивилизация оказала большое влияние на наш мир, и развитие человеческой истории. Именно в Греции взяли свое начало искусство, медицина, литература, и многое другое.

  1. Политика пришла в современный мир из древней Греции. Когда проходили выборы, за участие в них люди получали оплату. Именно по этой причине все жители Греции активно принимали участие в выборах. Так и взяла свое начало демократия.
  2. Древние греки были не такие уж и бесстрашные как описывает история. Они очень боялись воды, большинство из них не умело плавать. Они плавали на кораблях лишь вдоль берега. На почве этого страха у них было много водных богов, которых они молили о помощи, и спасении если оказывались далеко от берега.
  3. Древняя Греция — родина театра. Но греческий театр очень отличался от современно. Все постановки были очень трагичные, в них было много смертей и страданий. Играть в театре могли только мужчины, они играли как мужские роли, так и женские также. Ходить смотреть постановки тоже могли только мужчины.
  4. У греков были особые доспехи, они назывались «линоторакс». Делались такие доспехи из льна в несколько слоев. Эти доспехи были действительно уникальны, они превосходно защищали от ударов меча, и лука.
  5. Древние греки были абсолютно не стеснительны, им не было стыдно. Довольно большой промежуток времени участники олимпийских игр бегали абсолютно голыми. Это произошло после того, как у одного бегуна спала набедренная повязка, и он пробежал дистанцию голым. Да и в обычной жизни они могли себе позволить ходить нагими.
  6. На первых олимпийских играх было только одно соревнование — бег.
  7. У богатых, обеспеченных греческих женщин, было не принято учиться и работать. Их любимое занятие было рассматривать украшения.
  8. Женщины, которые были образованы, умны, назывались «гетеры». Такие женщины не ценились, их даже не хотели брать в жены.
  9. Древнегреческих философ Платон был спортсменом. Он участвовал в олимпийских играх, а именно в состязании борьбы, и даже два раза получал в них победу.
  10. Наше современное слово школа произошло от греческого языка. Только тогда в древние времена оно имело другое значение. Для греков это было досугом, и отдыхом. В общественных местах Греции делали скамьи, они были сделаны для отдыха людей, в таких местах всегда были скопления горожан. Со временем там стали собираться разные ораторы, у них было много слушателей. В таких беседах было много споров и дискуссий, и это стало постоянной традицией. Так и возникла потребность в учебном заведении, школе.
  11. Греки были набожными, верили в загробную жизнь. По их убеждениям, для того чтобы попасть в мир мертвых, тень или душа, умершего должна пройти через какую-то из рек окружавшую царство Аида. Перевозчика теней называли Харон. За свои услуги он брал плату с каждой тени. Чтобы тень могла покрыть расходы перевозки, родственники умершего, клали ему под язык монету. Если монету не клали, душа покойника была обречена, она не могла попасть в царство мертвых.
  12. Есть легенда, что все богини Греции имели голубые глаза. А все гречанки в основном имели карие глаза. Женщины хотели хоть чуть-чуть походить на богинь, и для этого сыпали в глаза медный купорос. Глаза от этого действительно приобретали голубой оттенок, но на здоровье это оказывало очень негативное влияние.
  13. Название драгоценно камня Аметист было придумано в Греции. Значение этого слова- неопьяняющий. Древние греки делали из аметиста сосуды для вина, и считалось если пить из такого сосуда, то невозможно опьянеть.
  14. В древней Греции национальной валютой была драхма. И что самое интересное, она была поменяна на евро только вот в 2002 году, получается драхма продержалась главной волютой цивилизации почти 3000 лет.
  15. Древняя Греция не была одним единым государством. Каждый город Греции имел свои личные законы, правила, армию. Очень часто между городами возникали конфликты и недоразумения.

Источник: kartinkinaden.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.