Классический период древней греции архитектура



Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Афины, возвысившись над своими союзниками, получили возможность распоряжаться огромными финансовыми средствами. Наконец началась разработка залежей мрамора в Пентеликоне в Аттике, греческая архитектура вступила в пору наивысшего расцвета. Созданные в первые десятилетя V в. творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. classicus— первоклассный).

Хотя главным центром художественной творческой деятельности были, особенно во второй половине столетия, Афины, другие области Эллады также украсились новыми великолепными постройками. Среди них храм Зевса в Олимпии, характерный образец так называемого «сурового» стиля, царившего в дорических землях в первой половине V в. до н. э. Немало памятников его можно встретить в Сицилии и Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Песте в Лукании и др.


Преобладающим типом храма в V в. становится дорический периптер. На фронтонах дорических храмов размещали высеченные из мрамора многофигурные композиции. Рельефы на метопах фриза выдерживали в одном масштабе и с одинаковым количеством действующих фигур.

Мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величайших задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами,— задачу органической связи (синтеза) архитектуры, скульптуры и живописи. Мраморную скульптуру (круглую скульптуру, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашивали. Примером классического дорического периптера является храм Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э.), в северозападной части Пелопоннеса, выдающееся творение архитектора Либона из Элиды, построенный в честь победы над персами. Высота его колонн (10,43 м) стала каноном при создании многих храмов. Соотношение числа колонн на короткой и на длинной стороне — 6 к 13, т. е. на длинной стороне на одну колонну больше удвоенного числа колонн короткой стороны. На западном фронтоне высечен рельеф, изображающий битву кентавров с лапифами, а на восточном – иллюстация к мифу о Пелопсе и Эйномае (1, стр. 27-35).

Середина V в. до н. э. — время возвышения Афин. Наибольшего размаха достигло монументальное строительство в Афинах при Перикле, за неполных два десятилетия был воздвигнут центральный архитектурный ансамбль Афин — Акрополь — включал в себя главный храм Парфенон, парадный мраморный вход на западном склоне — Пропилеи, миниатюрный храм Афины-Победительницы, или Нике Аптерос, и Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону.


имметричный ансамбль Акрополя — пример единого композиционного замысла. Все эти замечательные творения афинских зодчих сосредоточены на Акрополе. Улицы города оставались узкими и кривыми, дома — низкими, приземистыми, скромными. Лишь новый, только что отстроенный порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии всех сторон жизни, которое переживали тогда Афины. О том же говорила и еще одна постройка светского характера: воздвигнутый при Перикле Одеон, где проходили музыкальные состязания. Об украшении и благоустройстве родного города заботился, впрочем, и предшественник Перикла, аристократ Кимон. На рыночной площади, агоре, он посадил столь любимые греками тенистые платаны, а в предместье Афин, в роще, посвященной герою Академу, заложил гимнастические площадки, воздвиг колоннады, дававшие тень в часы нестерпимого южного зноя. Самая же красивая колоннада стояла на агоре — это была хорошо известная историкам искусств и философии Стоя Пойкиле, «расписной» портик, украшенный живописью Полигнота и других мастеров. Росписи прославляли великие деяния афинян, начиная с легендарной войны против амазонок и до исторической битвы под Марафоном. Наконец, еще одним памятником классической эпохи были знаменитые Длинные стены, связывавшие Афины с портом Пирей. (9, т. 2. стр. 131-140; 14, стр. 62-68).


В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников.


стройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение т. наз. Пропилеев — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.


На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур — куросу и коре — приходит гораздо большее разнообразие типов, например контрапост; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на острове Эгина, так называемый храм «Е» в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды — при переходе от архаики к строгому стилю и далее — к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача — передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.


Вторая четверть V века — годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики — Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом

Классический период древней греции архитектура

 

Классический период (5 — 4 вв. до н. э.). Архитектура


 

Архитектура V в. до н. э. предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой.

В классическую эпоху разрабатывается принцип ордеров. Кдорическому и ионическому добавляетсякоринфский. Эти ордера легли в основу европейской архитектуры XVI–XIX веков. Разница между ними лучше всего иллюстрируется на примере колонн этих ордеров. Дорическая колонна простая и строгая, покрыта продольными желобками — каннелюрами, ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Это суровый стиль, в архитектуре его отождествляют с мужским характером и в дорических храмах колонны могли заменяться статуями атлантов. К дорическим относится храмПосейдона в Пестуме.

 

Классический период древней греции архитектура

Классический период древней греции архитектура

 

В ионическом ордере, возникшем, вероятно, под восточным влиянием, колонны прямые, практически безэнтазиса(небольшого утолщения посередине, обязательного для дорических колонн). Пропорции сооружений облегчены, им свойственны и легкость, и изящная утонченность. Капители сделаны в форме двух тугих завитков, волют .

Классический период древней греции архитектура

Ионический ордер в противоположность дорическому соотносили с женским началом — недаром волюты сравнивали с женскими локонами, а сами колонны иногда заменялись статуями девушек, кариатид .


Классический период древней греции архитектура

В таком духе был оформлен один из портиковЭрехтейона , храма, воздвигнутого на месте легендарного спора Афины и Посейдона на афинском Акрополе.

 

В коринфском ордере колонны венчались стилизованными листьями аканфа.

Классический период древней греции архитектура

Классический период древней греции архитектура

По преданию архитектор, впервые применивший этот ордер, увидел на могиле одной девушки корзину с ее любимыми игрушками, принесенную на кладбище безутешной кормилицей. Корзину опутали проросшие сквозь нее листья аканфа — картина, вдохновившая художника.

 

Вершиной зодчества классического периода стал архитектурный комплекс афинского Акрополя, являвшегося одновременно святилищем, укреплением, общественным центром, местом хранения государственной казны, картинной галереи и библиотеки.

Классический период древней греции архитектура

Окончательное оформление Акрополь получил при Перикле.

Классический период древней греции архитектура

 

Иктин и Калликратперестроили Парфенон, святилище Афины, а Фидийв центре Акрополя воздвиг ее огромную статую с тем расчетом, что отблеск острия копья Паллады будет издали виден подплывающим к городу кораблям.

Классический период древней греции архитектура


Классический период древней греции архитектура

В архитектуре Акрополя соединены два ордера : ионический и дорический. Этот комплекс неразрывно связан с окружающим ландшафтом, что вообще характерно для строительства классической эпохи. Храм не противопоставлялся природе, а сливался с нею, и нынешняя резко контрастная белизна античных храмов — результат губительного действия времени, поскольку они, как и статуи, раскрашивались: вертикальные части — черным цветом, а гор­изон­таль­ные — крас­ным. Теперь все краски стерты.

 

Входом на Акрополь служили Пропилеи, выстроенные архитектором Мнесиклом,

Классический период древней греции архитектура

слева от них была Пинакотека, первая картинная галерея,

Классический период древней греции архитектура

 

а справа — храм Ники Аптерос(бескрылой). Крыльев ее лишили для того, чтобы богиня победы никогда не покидала город.

Классический период древней греции архитектура

На самом Акрополе возвышались Парфенон

Классический период древней греции архитектура

и Эрехтейон, хиастически расположенные по отношению к Пинакотеке и храму Ники Аптерос.

Классический период древней греции архитектура

Если провести две линии «Парфенон — Пинакотека» и «Эрехтейон — храм Ники», то они пересекутся в виде буквы «Х», — сочетание разнородных по конструкции построек, гармонически уравновешенных хитроумнойпланировкой.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Если вообще ничего не понятно, все намешано, и, похоже, архитектор не брезгует веществами, этопостмодернизм. | Глава 2. Основные водоподпорные сооружения гидроэлектростанций

Источник: poznayka.org

Самыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки. Они обладают изящностью и тектоникой масс. Это не случайно: греческая религия прославляла в божестве человеческое начало. Поэтому, пребывание в греческом храме рождало чувство гармонии, собственного достоинства. Давление на личность отсутствовало.

  Удивительно, что слова «греки» и «Греция» вошли в употребление уже во время правления римской империи. На самом деле, греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой.

  В древнегреческой архитектуре происходит распад на 3 главных школы: ионическую, дорическую и аттическую (коринфскую).

  Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья. Из-за близкой границы с Востоком, здесь в VII-VI вв. до н. э., складывается особое художественное и изящное направление в искусстве и архитектуре. К примеру, величественные формы древнего храма Артемиды Эфесской. Грация ионических колонн, стала первым шагом к выражению женственности, человечности.

  Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в Спарте, и на других островах, где сохраняются устои далёких предков — завоевателей этих земель. Дорический стиль отличается строгостью, простотой форм, отсутствием украшений. В ней нет очарования ионийской школы.

  Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства. Она соединила в себе дорическую суровость и ионийскую просветленную одухотворенность. Это был настоящий творческий синтез.

Типы храмов
Типы храмов
ЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА (XI—IX ВВ. ДО Н. Э.)

  Сооружения строятся из дерева и сырцового кирпича, а кровлю покрывают обожженной черепицей. Помимо обычного жилья возводятся первые древнегреческие храмы.

  В этот период начинают сооружать мегароны ( греч. «megaron» — «большой зал») — прямоугольные, в плане, сооружения с очагом посередине. Таким образом появляется простой тип древнегреческого «Храма в антах».

  Анты (лат. «ante» — «впереди») — выступающие продольные стены прямоугольной постройки, которые ограждают вход по обе стороны. Колонны, находящиеся между выступами стен, находятся в антах.  Сначала, анты использовались, как несущий элемент, для поддержания крыши, но, в связи, с развитием технологий производств материалов, они приобрели декоративный характер. С течением времени, от «храма в антах» постепенно переходят к простильному храму: добавились промежуточные колонны, поддерживающие портик. 

храм в антах
Храм в антах. Сокровищница афинян возведено 490-489 до н.э. Дельфы. Греция

  В этот период появились первые зачатки эллинской архитектуры — птерон (или перестасис). Некая колоннада, которая окружает целлу со всех сторон.

  Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое распространение на много веков вперед. В отличие от мегарона, периптеральный греческий храм воспринимается со всех сторон, а не только с главного фасада. Благодаря этому, он выглядит еще массивнее и значительнее.

периптер
Периптеральный тип храма Гефеста. Сооружён в период 449—415 годов до н. э. Афины. Греция
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.)

  Греческий храм нередко увенчивает холм, особо не выделяясь, будто он часть холма.  Особенность мышления греков состояла в том, что они представляли себе даже реки и горы в виде живых существ, — прекрасных девушек и сердобольных старцев. Храм гордо высился над домами простых смертных, рассеянными у подножия холма. Ведь он должен был производить впечатление торжественного величия, спокойной уверенности, веры человека в свою правоту, чувства его достоинства.

  Дорические колоны сравнивали с мужской фигурой, ионийские — с женской, коринфские — с девичьей. Эта особенная черта, в уподоблении колонн человеческим фигурам, принадлежала исконно греческим зодчим.

Типы греческих ордеров
Типы греческих ордеров

  Греческий храм не имеет замкнутого пространства. Возможно, что некоторые храмы не имели покрытия. Колонны образовывали вокруг ядра храма ажурную оболочку, своеобразное оперение (на что намекает само название храма: периптер — окрыленный со всех сторон)

  Дорический периптер достигает зрелости в начале V века. К числу храмов V века принадлежал храм Афайи на о. Эгина, храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии и храм в Акраганте, задуманный в таком крупном масштабе, что его выполнение было неосуществимо.

  В построении древнейших греческих храмов учитывалась разумное начало и целесообразность, так как расстояние между колоннами определялось величиной каменных балок, составляющих антаблемент.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.)

  Самый продуктивный период в искусстве Древней Греции. Характеризуется сближением ионического и дорического стилей.

  В этот период строится Афинский Акрополь (греч. — «верхний город»). При входе в храмовый комплекс стоят пропилеи из суровых дорических колонн и изящных ионических колонн. Смелый прием сочетания разных типов ордеров сочетал в себе разнообразие и единство. Справа от пропилей, на естественном основании скалы, высился храмик бескрылой Победы, который производил впечатление особого изящества.

схема акрополь
Схема афинского Акрополя

  Прямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив самого главного величественного здания Акрополя — Парфенона. Он сохраняет форму традиционного дорического периптера: три ступени основания, колонны с желобками, антаблемент с метопами, двускатная кровля. Но колонны хоть и были дорические, но истолкованы в стиле ионических: значительно стройнее и расставлены шире, чем в дорических храмах; в них меньше выражен объем и чувствуется порывистый взлет; над ними не так сильно выступает карниз.

  Один из главных храмов древних Афин, расположенный к северу от Парфенона, является Эрехтейон. Он имеет необычную ассиметричную планировку: наличие двух целл, двух входов, которые были оформлены ионическими портиками. Основное здание поделено на две части, стоящие в разных плоскостях. Главный вход украшен портиком с шестью колоннами. С южной стороны храма находится балкон, с колоннами в форме женских статуй — кариатид.

  Театр Диониса у подножия Акрополя относится к более позднему времени. Театр для греков — это в первую очередь место явления божества, приспособленное для зрелищ. Одним из лучших сохранившихся греческих театров следует считать театр в Эпидавре (IV век до н.э.)

  Акрополь обладает большим разнообразием в своих отдельных частях и вместе с тем внутренним единством свободно развившегося целого.

  «Ничего лишнего» — этот завет Соломона полностью осуществили в своих произведениях мастера V века. Классика всегда соблюдала, то чувство меры, которое греки противопоставляли беспредельной роскоши и пышности образов Востока.

  Всё это позволило грекам создать ценности мирового значения. Энгельс давал высокую оценку культурной миссии греков. «Из сумерек Востока, — говорил он — выявился свет свободного эллинского сознания»

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV — СЕРЕДИНА I ВВ. ДО Н. Э.).

  Замечается утрата целостности и величия, присущих архитектуре V века. В IV веке возникает ряд новых типов: рядом с периптером, который воспринимался, как жилище божества, местопребывание его статуи, возникают огромные, неизмеримо более вместительные храмы. Храм Артемиды в Эфесе построили на месте сгоревшего храма в 356 г., уже с двумя рядами колонн вокруг целлы. Таким образом появляется новый тип — диптер. В моду входит коринфское направление.

схема диптера
План Диптера с двумя-тремя рядами колонн

  Простота и величие классического периода сменяются роскошью, нагромождением форм. Колонны в храме Артемиды достигали 19 метров, то есть в 2 раза выше Парфеноновских. При всем том впечатлению устойчивости и ясности колонн немало препятствовало то, что их базы были украшены горельефом с фигурами человеческого роста.

  Другой храм диптер Дидимейон в Милете (V в. до н.э.), почти в два раза превосходил Парфенон. Разнообразие впечатлений внутри храма напоминали больше восточные храмы, чем греческую архитектуру.

  Заслугу эллинистических архитекторов составляют множество других типов построек, помимо периптера: круглые храмы, стадионы, театры, гимназии, здания воспитательного характера, булевтерии, здания городского управления, монументальные алтари, богато убранные городские ворота. Новые архитектурные вкусы сказались в более свободном обращении с ордером, чем это было принято в классическую пору.

  Примером смешивания разных ордеров могут служить городские ворота Милета.

Городские ворота из Милета
Городские ворота ионического города Милета в берлинском Пергамском музее (Античное собрание)

  Главные достижения эллинистической архитектуры лежали в области градостроительства.

  Ионическая философия сказалась на планировке города, в основе которой служили две взаимно-перпендикулярные улицы. Направление улиц проектировалось с учетом исключения неблагоприятного проникновения ветров. Речь идет о гипподамовых (архитектор Гипподам Милетский) городах: Приена, Милет, Смирна, Александрия, Пергам и др.

  Главной темой эллинизма, был частный дом (раскопки в Делосе, Приене, Милете). Помещения частного дома группировались вокруг открытого двора, а отдельные помещения были связаны не сколько друг с другом, сколько с открытым двором. Так сформировался архитектурный тип – перистиль: открытый двор, обнесенный колоннами, с помещениями, выходящими в него.

  Пергамский алтарь начала II в. до н.э. – последнее крупное произведение греческого монументального искусства.

  В этот период не было таких художественных ценностей, как афинский Акрополь. Совершенство произведений V в. оставалось недостижимым идеалом для большинства греческих мастеров позднейших столетий. Бездушное подражание и мелочность говорят о творческом оскудении эпохи.

  Эллинистическое искусство разработало идеи градостроительства, открыло ценность индивидуальности и  красоту пейзажа.

Источник: arch-simple.ru

Коротко:

Архитектура Древней Греции в 5 в. до н.э. достигает своего расцвета. Одним из самых известных памятников является Храм Зевса в Олимпии. Частью городской застройки становятся гимнастические площадки, колоннады для торговли и прогулок. Характерной чертой архитектуры является смешение стилей (в оформлении одного храма, например, могли использовать элементы ионической и дорической школ) .

В 4 в. до н.э. результатом поражения в Пелопонессой войне стал экономический кризис, что повлекло за собой спад строительства, а значит и архитектура развивалась мало. Центром развития архитектуры становится Малая Азия. В 4 в. до н.э. наблюдается строительство зданий для театров.

Скульптура. В 5 в. до н.э. формируется первый сугубо скульптурный стиль – так называемый, «суровый стиль» («Дискобол» Мирона). Поликлет вводит канон скульптуры (фигуры человека).

 

Подробно:

V—IV вв. до н. э. были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Искусство архитектуры было тесно связано с состоянием теории и практики градостроительства, основанием и благоустройством новых и старых городов. Высшим достижением греческого градостроительства была разработка кон- цепции регулярного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства плану. Основные принципы регулярного города были разработаны Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Городская территория делилась пересекающимися под прямым углом улицами на ряд правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулок), торговой площади — агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись). Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В регулярном городе предусматривались как его обязательные элементы театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, далее онапоступала по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду для своих нужд. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города.

Парадным и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества — покровителя данного города, сюда вела дорога священных процессий во время важнейших праздников, здесь приносились наиболее торжественные жертвоприношения.

Принципы гипподамова города могли быть реализованы лишь в городах, построенных на новом месте, как, например, в Олинфе на Халкидике или в портовом городе Пирее, городе Фурии или в заново отстроенном Милете. В городах, возникших в незапамятные времена, таких, как Коринф, Афины, Эфес, Фивы, положение было иным — вместо регулярных кварталов, сетки прямых улиц, благоустроенных площадей можно было видеть беспорядочно стоящие частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. Однако элементы регулярности в V—IV вв. до н. э. проявляются и здесь: архитектурно украшаются акрополь, центральная площадь, место для народных собраний. Ремесленные мастерские с вредным производством (керамические, кожевенные) переносятся на окраину города. Здания театров и стадионы устраиваются в наиболее удобных местах. В V—IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку.

Греческое зодчество классического времени развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим завоеванием мировой архитектуры. Эта система, зародившаяся в архаический период, достигла наибольшей полноты и законченности именно в V—IV вв. до н. э. Два основных типа ордера — дорический и ионический —сформировались еще в VII—VI вв. до н. э., но в V—IV вв. появился еще более нарядный и изысканный коринфский ордер. В то же время греческие зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, внося элементы легкости и изящества в дорический стиль, и придают большую нарядность и пышность ионическому ордеру. Умелое смешение разных архитектурных стилей расширило возможности греческих строителей, позволило им создать многие шедевры греческой и мировой архитектуры.

Основой греческого зодчества, как и в архаическое время, был храм — самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Были разработаны различные типы храмовых зданий, от скромных героонов в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов. Храмовые здания в зависимости от количества колонн делились на несколько типов: храм в антах (две колонны перед главным входом), простиль (четыре колонны перед главным входом), амфипростиль (колонны поддерживали портик перед главным входом и такой же портик с колоннами располагался с противоположной стороны), периптер (когда колонны окружали храмовое помещение с четырех сторон) и самый сложный тип греческого храма — двойной периптер, когда портик с четырех сторон здания поддерживался двойным рядом колонн. В большом храме внутренние апартаменты состояли из зала, где находилась статуя главного божества города (Зевса, Посейдона, Геры, Афины, Аполлона и др.), и второго помещения, где хранилась священная утварь, а также храмовые, а зачастую и городские сокровища. Антаблемент над колоннами, верхние части наружных и внутренних стен здания, фронтоны украшались скульптурными группами и рельефами, что придавало храмовому зданию нарядный и торжественный облик. Греческие зодчие на основе этих общих принципов построили ряд храмов, ставших шедеврами греческой и мировой архитектуры: Афины-Девы, Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, 448—432 гг. до н. э.), Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465—456 гг. до н. э.), Эрехтейон, интересный своей расчлененной композицией и применением фигурных, в виде несущих корзины девушек, колонн (так называемых кариатид), храмы Аполлона в Дельфах, в Дидимах около Милета и многих других.

Велики достижения эллинских мастеров в области скульптуры. Жители греческих городов любили и понимали скульптурные изображения, и их мастера охотно удовлетворяли вкусы современников. Греки охотно украшали здания, особенно храмы, самой разнообразной скульптурой

Наиболее популярными художественными образами были образы величавого, могущественного и спокойного божества (мужского и женского), обнаженного воина-атлета. В IV в. до н. э. происходит очеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Скульптуры богов и богинь в IV в. до н. э. больше напоминают смертных людей, чем могущественных небожителей.

Греческие мастера создавали скульптуры из самых различных материалов: из известняка, мрамора, дерева и слоновой кости, из обожженной глины. Скульпторы овладели в совершенстве техникой бронзового литья и по восковой модели научились изготовлять превосходные бронзовые статуи.

Эллинские скульпторы создавали и прославляли, полисный идеал гражданина, который реалистически отражал политическое и социальное преобладание средних слоев гражданства в большинстве греческих городов-государств.

 

Источник: cyberpedia.su

Посмотрите видео об архитектуре Древней Греции

Периоды становления архитектуры древней Греции:

• ранний;

• архаика;

• классика;

• эллинизм.

Ранний период

Об этой эпохе учёные могут судить лишь по произведениям Гомера. Отсюда и название – гомеровская. Архитектура того времени в основном преемственная. Она унаследовала более раннюю культуру – эгейскую. Основной тип жилища – мегарон. В качестве материала для построек греки использовали камень (фундамент), кирпич-сырец (стены) и дерево (каркас).

Особенности древнегреческой архитектуры
Жилища и храмы имели прямоугольный план, вход в виде портиков, обрамлённых с двух сторон колоннами, и двускатную крышу, которая образовывала на торце фронтон.

Внутри располагался зал с деревянными перекрытиями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Впоследствии такой тип жилища лёг в основу строительства храмов, старт которого пришёлся на начало следующего периода.

Особенности древнегреческой архитектуры

Архаический период

В это время складываются территориально-административные единицы древней Греции – города-полисы. В свои права вступает рабовладение. Свободные граждане могли иметь частную собственность и рабов.

Постройки возводятся из камня и известняка. В VII в. эгейские архитекторы разрабатывают ордерную систему – гармоническое соотношение несущих и несомых, конструктивных и декоративных элементов постройки.

Особенности древнегреческой архитектуры
Особенности древнегреческой архитектуры

Классический период

Самый богатый в плане архитектурных достижений период. Афины демонстрируют экономическое и военное превосходство. Этот полис возвышается над остальными.

Жемчужина классического периода – построенный в V в. до н. э. Акрополь в Афинах (архитекторы Иктин и Калликрат).

Особенности древнегреческой архитектуры
Особенности древнегреческой архитектуры
К IV веку до н. э. Политическая модель Греции меняется. Разлагаются существовавшие ценности и воспетые поэтами представления о герое-гражданине. Коллективизм уступает место индивидуализму. На сцену выходит космополит – гражданин мира, служитель не отдельного полиса, но всей Вселенной.

Полисная структура претерпевает упадок, чем и воспользовался в 338 г. до н. э. Филипп II, правитель Македонии, завоевав Грецию.

Особенности древнегреческой архитектуры
Особенности древнегреческой архитектуры

Источник: nastroike.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.