Дом медичи во флоренции


Как я уже рассказывала ЗДЕСЬ, перед посещением гастрономической выставки мы с девочками побывали во Дворце Медичи-Риккарди.
Он находится на улице Кавур (раньше эта улица называлась виа Ларга – "Широкая улица").

Текст, выделенный курсивом, я взяла из "Прогулок по Италии" Генри Мортона.

Массивные дворцы банкиров, особенно с наступлением темноты, выглядят очень внушительно. Ночью они словно бы придвигаются друг к другу, шепчутся, наверное, о коро­левском банкротстве. Как и у всех зданий, имеющих дело с деньгами, вид у них настороженный.

Дом медичи во флоренции

Дворец Медичи поро­дил итальянские палаццо. Это был первый дворец, построен­ный в ренессансном стиле. Мода на этот стиль распростра­нились по всем большим и малым городам Италии, после чего перешагнула через Альпы и ворвалась в города Европы. Грубо обработанные камни или так называемые рустики нижнего этажа, напоминающие крепостные стены этрусских городов, сделались непременным элементом архитектурного решения богатых особняков, правительственных учреждений и клубов во всем мире. Дворец Медичи до сих пор очень привлекате­лен, хотя площадь его выросла по сравнению с той, что была при жизни правителей. 


Дом медичи во флоренции

28 марта 1659 года маркиз Габриелло Риккарди подписал контракт на приобретение Дворца Медичи, став владельцем Палаццо и еще трех близлежащих строений, принадлежащих Медичи.
Маркиз Риккарди сразу приступил к перестройке Дворца и его расширению.
Он придерживался двух основных принципов: внешний вид здания должен быть сохранён в стиле ренессанса, а внутренне убранство пересматривалось в стиле барокко, вошедшего тогда в моду.
В 1814 году Риккарди продают дворец семье Великого Герцога Тосканского Лорена.
В 1874 году здание приобрела Провинция Флоренции и открыла здесь Префектуру города.

 Дом медичи во флоренции

Козимо Старший построил это массивное здание в 1440 году, и несколько сотен лет там жили все старшие Медичи, пока во время правления Пьеро Неудачника их не выгнали оттуда, а все сокровища, которые можно было унести, разграбила толпа. Проект Брунеллески старый банкир отверг: он посчитал, что здание слишком нарядно, а потому будет вызывать зависть. Говорят, Брунеллески обиделся, а может быть, и рассердился и разбил свою модель на мелкие кусочки, а вот Микелоццо, любимец Козимо, представил проект, который банкиру понравился. Так на углу одной из самых оживленных улиц — виа Кавур — появился первый ренессансный особняк. На это здание равнялись другие архитекторы: если бы они построили для другого банкира дворец, превосходящий роскошью дом Козимо, тут же сказали бы, что этот банкир слишком зазнался.


Дом медичи во флоренции

Не существует точного объяснения значения герба Медичи. Одна из версий ссылается на рукопись Козимо Барончелли XV-XVI веков, хранящуюся именно в библиотеке дворца Медичи. Легенда рассказывает, что семейство Медичи связано с Карлом Великим. Некий Аверардо де Медичи, командующий армией Карла Великого, изгнал лангобардов из Тосканы и вместе с ними гиганта Муджелло. В рукопашном бою с чудовищным гигантом, Аверардо защищался щитом. Муджелло наносил по щиту удары своей палицей, с прикрепленными к ней железными шарами. Таким образом следы от этих шаров на щите и стали гербом знаменитой семьи. А область, где впоследствии Медичи имели свои первые земляные угодья, носит название Муджелло.

Дом медичи во флоренции

Сей­час дворец занимает префектура, но посетители могут осмот­реть двор. Затем их проводят наверх и показывают крошеч­ную семейную часовню с жизнерадостными фресками Беноц­цо Гоццоли.
Двор очарователен. Тот, кто проходил под его арками во времена Лоренцо, мог увидеть над атриумом сразу двух «Да­видов»: один работы Донателло, а другой — Верроккьо.

После давящей мощи фасада, попадая во внутренний дворик, ощущаешь небывалую легкость, которую строению придают три ордера, как бы летящие ввысь.


Дом медичи во флоренции

Внутренний дворик, называется также "Дворик с колоннами" или "Дворик Микелоццо".
Гармония архитектурного решения двора создает эффект симметрии, которой здесь нет.
Первый ордер – крытая арочная галерея с колоннами, украшенными коринфскими капителями, фризом с медальонами, гербами Медичи и мифологическими сценами (Бертольдо ди Джованни), с фестонами, украшенными монохромными граффито (Мазо ди Бартоломео 1452).
По второму ордеру расположены окна, разделенные колонной, повторяющие окна внешнего фасада здания.
Третий ордер – арочная галерея с ионическими колоннами, в настоящий момент застекленная.

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

Тааак, еще не Эвридика, но скоро будет Орфей.

Дом медичи во флоренции

На южной стене внутреннего дворика, на монументальном каменном картуше, надпись 1715 года. Надпись прославляет историю Дворца, величие Медичи и не оставляет без внимания маркизов Риккарди с их грандиозным вкладом в обновление здания.
На стенах расположены также экспонаты из археологической коллекции Риккарди: бюсты, головы, фрагменты рельефов и римских саркофагов.


Дом медичи во флоренции

Под сводами первого ордера находится скульптура "Орфей, усмиряющий пением Цербера" (Баччо Бандинелли, 1515г). Статуя возвышается на изысканном постаменте с эмблемами и гербами Медичи (Бенедетто да Ровенццано).

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

Сад здесь регулярный: клумбы геометрической формы, дорожки с мозаичным рисунком, а в старину здесь были подстрижен­ные кусты и деревья — в форме собак, оленей и слонов. В цент­ре стояла «Юдифь» Донателло. Сейчас она находится на сту­пенях палаццо Веккьо.

Теперь здесь кадки с цитрусовыми и …мы.

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

Капеллу Волхвов мы оставили напоследок.

"Мы не торопились приступить к тому, что интересовало нас больше всего. Нет, мы совсем не торопились! Мы чувствовали себя гурманами. Мы не накидывались на яства. Мы вдыхали ароматы, мы закатывали глаза и чмокали, мы потирали руки, ходя вокруг, мы предвкушали…" *

Сначала мы осмотрели выставку ювелира Iznav Oruam. Она находилась в галерее, примыкающей к саду.


Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

Потом перешли к выставке предметов искусства из частных коллекций. Она называлась "Le stanze dei tesori".
Фотографии у меня не все получились, но там была и мебель, и доспехи, и изделия из глины, и картины Фаттори, Де Кирико.

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

Артуро Мартини "Жена моряка" 1930.

Дом медичи во флоренции

Аньоло ди Козимо (прозвище –  Брoнзино)  Портрет Лауры Баттиферри 1555-1560гг.
Да, это тот самый Бронзино, о котором я писала ЗДЕСЬ, про его стих о панцанелле.

Дом медичи во флоренции

Только потом поднялись на второй этаж и полюбовались внутренним убранством.

Если вы пойдете во дворец, надеясь увидеть там личные вещи Медичи, то будете разочарованы: даже следы, остав­ленные на мраморных ступенях, не имеют отношения не только к старшим, но и к младшим Медичи, так как весь дворец был перестроен, когда в XVII веке здание купила маркиза Рик­карди.


е итальянские дворцы рассчитаны на большую се­мью, но здания не кажутся такими уж и огромными, когда вспомнишь, что селились в них шесть-семь сыновей с жена­ми, детьми и слугами.

 
Зал Карла VIII.
 В 1494 году Италия была оккупирована войсками короля Карла VIII. Флоренция, ведомая Пьеро ди Джино Каппони, упорно сопротивлялась французам. Под угрозой французской атаки, на запросы о выкупе Каппони ответил: "Если вы будете трубить в трубы, мы будем звонить в колокола". Это произошло именно в этом зале, а фраза вошла в историю.

Дом медичи во флоренции

Молодец, Пьеро! Я бы тоже так ответила!

Дом медичи во флоренции

Помещения второго, парадного, этажа отличаются богатым убранством: стены облицованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украшениями, полы покрыты мраморной плиткой, окна и двери имеют рельефные обрамления, мебель и двери инкрустированы мозаикой из дерева разных тонов.

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

В старости Козимо горевал оттого, что семья у него маленькая. Сын и внук умерли; в доме остался больной наследник, Пьеро Подагрик, да двое внуков. Слы­шали, как он как-то вздохнул, пока несли его в кресле, разби­того подагрой, через дворец: «Слишком большой дом для такой маленькой семьи!»


Галерея Джордано или Галерея Зеркал, она также находится на первом этаже.
Помещение украшено сводом с фресками, выполненными Лукой Джордано между 1682 и 1685 годами.
Фрески неаполитанскому художнику заказал внук маркиза Габриелло Риккарди – Франческо. Фрески изображают аллегорические фигуры.

Дом медичи во флоренции

Лориана любуется фресками потолка.

Дом медичи во флоренции

 В центральной части свода – главная композиция "Триумф Медичи на облаках Олимпа".

Дом медичи во флоренции

Здесь лучше видно.
Юпитер на вершине облачного Олимпа, а вокруг него располагаются персонажи, в которых можно узнать членов семьи Медичи.
Центральный персонаж со львом у своих ног – это Великий Тосканский Герцог Козимо III де Медичи.
По сторонам от него распологаются его сыновья: Джан Гастоне (слева) и Фердинандо де Медичи (справа), оба верхом на белых конях.
Ниже, в красных одеждах – Франческо Мария де Медичи – брат Козимо III.
Выше, по обеим сторонам от бога, можно видеть двух персонажей, над головами которых горят звезды.
Эти звезды символизируют спутники Юпитера, открытые Галлелео Галлелеем, которые он посвятил семье Медичи. Он так и называл их Медичийскими звездами (Stellae Medicae лат.)


Дом медичи во флоренции

Зеркало (найдите Лену!)

Дом медичи во флоренции

Не дойдя до Капеллы волхвов, мы встретили еще одно приятное видение: "Мадонна с Младенцем" Филиппо Липпи.(1460-1469)

Сам фра Филиппо был неоднозначным персонажем.
Он родился во Флоренции ок. 1406.
В 1421 принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431.
В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции.
В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь, Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.
Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469.

На обратной стороне набросок мужской головы, предположительно это голова Джероломо (фото у меня не получилось).
Невозможно остаться равнодушным перед этим воплощением материнской нежности и светлого тепла.


Дом медичи во флоренции

Наконец, затаив дыхание, мы зашли в капеллу Волхвов. Это маленькое помещение, состоящие из двух комнат. Было ощущение, что мы оказались в сказочной шкатулке. Процессия волхвов двигалась неспешно: некоторые юноши и старики смотрели на нас со стен, а другие занимались своими делами и не обращали на нас внимания. Только негромкое постукивание копыт впускалось в тишину этой камерной часовни. Чувствовался запах лавра и белого шиповника. 
Находясь там, выпадаешь на некоторое время из действительности. Лица – такие далекие и, в то же время, такие близкие; их и сегодня можно увидеть на флорентийских улицах. Только одежда другая. Хочется рассмотреть все, запечатлеть в памяти каждую деталь.  

Часовня осталась такой, какой знали ее Медичи. Я при­сел на сиденье на клиросе, любуясь фреской Гоццоли «Три короля на пути в Вифлеем». Репродукцию этой фрески вы увидите едва ли не в каждой книге, посвященной итальян­ской живописи. Такой же варвар, как тот, кто проделал дверь в леонардовской «Тайной вечере», прорезал и в этой фреске окно и дверь.

 Дом медичи во флоренции

Каждый из трех королей имеет свой собственный кортеж. Эти отряды построены по схеме, применяемой во Флоренции во время игрищ и рыцарских с.


сет дары мессера.
Шесть пеших пажей с легким вооружением (луки, арбалеты, копья), они шагают парами и конвоируют мессера.

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

На алтаре с 1929 года, находится "Поклонение младенцу" работы одного из учеников Филиппо Липпи. Это копия с работы самого Липпи, которая сейчас находится в картинной галерее Берлин-Далем.

Дом медичи во флоренции

Думаю, что это самая красивая процессия на фоне италь­янского пейзажа. Три короля направляются в тосканский Вифлеем. Вот они вышли из ворот светлых городов и, спус­тившись с горной вершины по дороге-серпантину, вместе со свитами проходят через леса с деревьями конической формы, а дорога идет все дальше, взбегает на горбатый мост, неспешно проходит по лугу, идет мимо виноградников и кипарисов. Пейзаж словно бы взят из волшебной сказки. Трудно пове­рить, что здесь кто-либо может быть несчастен.
Путешественники едут в благоговейном молчании. Не на­рушает его ни пение трубы, ни нежное звучание флейты. Седла покрыты красным бархатом, всадники держат расшитые уз­дечки, да и лошади украшены золотом. Один из всадников, спустившись с горы, пускает лошадь в галоп, завидев оленя; другой нагоняет леопарда. Сокол, что только что убил зайца, стоит чуть ли не под копытами лошадей, а утка плавает в ру­чье, не обращая внимания на охотников.

Дом медичи во флоренции

Один из троих королей, белобородый старик в темно-крас­ной одежде, едет на пятнистом муле.
(Мельхиор)

Дом медичи во флоренции

 Другой король — чело­век среднего возраста с каштановой бородой. Поверх короны он надел шляпу со страусовыми перьями. Он оседлал белого жеребца.
(Бальтазар)

Дом медичи во флоренции

 Третий — светловолосый молодой человек в рос­кошном золотом облачении, шпоры и те позолочены. Конь его гордится своим седоком.
(Каспар)

Дом медичи во флоренции

На картине у людей не видно улыбок, а вот тосканский пейзаж, улыбаясь, смотрит на се­рьезных паломников, торящих дорогу в Вифлеем.
 
Гид рассказывал легенду, которую недавно опровергли, о том, что фреска увековечила съезд во Флоренции, а молодой король — Лоренцо Великолепный. Я и раньше-то не очень этому верил. К чему бы семье Медичи увековечивать теоло­гический спор, который так ничем и не закончился? Козимо финансировал его из дружбы к нуждавшемуся папе, благора­зумно взяв в качестве залога город Сансеполькро! Думается, что банкиры, привыкшие списывать безнадежные долги, были бы рады позабыть о бесславном том съезде, а не видеть его каждый день в собственной часовне. А гид продолжал рас­сказывать о том, какое это было великолепное зрелище — встреча представителей греческой и латинской церквей. Гоц­цоли, вероятно, являлся свидетелем этого события и запечат­лел его на своей фреске. На самом деле, ничего великолепно­го там не было, и жители Феррары, города, где этот съезд начался, очень были разочарованы видом греческих еписко­пов в черных и фиолетовых сутанах и монахов в поношенных серых рясах. Их собственные латинские епископы и аббаты выглядели намного живописнее. Когда съезд переехал во Флоренцию, торжественную церемонию испортил дождь. Император Иоанн VIII ехал под зонтом по мокрым улицам.
 
Гид, тем не менее, настаивал на великолепном зрелище. Он сказал, что старый король — это патриарх Иосиф; чело­век среднего возраста — император; а юноша — Лоренцо Великолепный. С портретом молодого короля на большом абажуре я прожил лет двадцать, и у меня хватило времени задать себе вопрос: неужели человек, видевший посмертную маску Лоренцо, мог вообразить, что грубое, с широкими ноз­дрями лицо Медичи могло хоть чем-то, даже в самом нежном детском возрасте, напоминать белокурого юношу с фрески?

Дом медичи во флоренции

В 1960 году я с удовольствием прочел, что, задумавшись над рассказом, связывавшим фреску Гоццоли со съездом во Фло­ренции, Е. Гомбрич обратил внимание на французский путе­водитель, изданный в 1888 году «Путеводитель по Флорен­ции». «Желая оживить события туманного прошлого и при­дать им достоверность, — пишет господин Гомбрич, — ту­ристы и даже историки схватились за эту интерпретацию, не обратив внимания на полную ее невероятность».
 Автор далее сообщает, что Гоццоли позаимствовал все эти группы, включая трех королей, из знаменитой картины Джентиле де Фабриано, написанной на тот же сюжет. Картину эту Можно увидеть в Уффици. На картине, датированной 1423 го­дом — за двадцать шесть лет до рождения Лоренцо, — вы увидите красивого молодого короля, короля с фрески Гоццо­ли. Гоццоли, очевидно, был очарован этой фигурой.

Дом медичи во флоренции

 Он на­писал его снова в Пизе на фреске, к сожалению, уничтожен­ной. Гоццоли, кстати, не един­ственный художник, который скопировал грациозного юно­шу. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что узнал его, как и короля среднего возраста, на очаровательной фреске Фра Анжелико, написанной на стенах кельи святого Марка, той, где Козимо Старший предавался молитве.

Дом медичи во флоренции 

Приходило ли кому-нибудь в голову, что «Поклонение волхвов» было, возможно, любимой религиозной темой Ко­зимо? Это можно понять: кто, как не он, даровал церкви столько золота и благовоний? На фреске, написанной Ботти­челли, запечатлен и сам Козимо. Он представлен в обличий одного из коленопреклоненных королей. Фреска была напи­сана через несколько лет после смерти Козимо для алтаря церкви Санта Мария Новелла.

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

1. Лоренцо Медичи
2. Анджело Полициано
3. Джованни Пико делла Мирандола
4. Заказчик картины Гаспаре Лами
5. Козимо Медичи
6. Пьеро «Подагрик»
7. Джованни Медичи
8. Джулиано Медичи
9. Филиппо  Строцци
10. Джованни Агриропуло
11. Сандро Боттичелли
12. Лоренцо Торнабуони

Гид закончил рассказ, а я жалел, что нет во мне решитель­ности человека, который из любви к истине забывает о сму­щении и прилюдно кому-то возражает.

Теперь немного о персонажах, изображенных на фресках. (На основании исследований искусствоведов).

Дом медичи во флоренции

1 – Козимо Старшый де Медичи
2 – Пьеро Подагрик де Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда).
3 – Карло ди Козимо де Медичи
4 – Галеаццо Мария Сфорца
5 – Сигизмондо Пандольфо Малатеста
6 – Козимино ди Джованни ди Козимо ди Медичи (?) отличался слабым здоровьем уже в шесть лет и вскорости умер, в ноябре 1459г.
7 – Лоренцо ди Пьеро де Медичи, прозвище – Великолепный
8 – Джулиано ди Пьеро де Медичи
9 – Джентиле Бекки, наставник Лоренцо и Джулиано
10 – Джулиано ди Пьеро де Медичи (?) 
11 – Джованни ди Франческо Торнабуони (?), дядя Лоренцо и Джулиано, брат их матери Лукреции, представитель в Риме банка Медичи
12 – Джованни ди Козимо де Медичи (?)
13 – Беноццо Гоццоли
14 – Папа Пио II Пикколомини

А центральный персонаж в синем головном уборе, не напоминает вам Путина?

Дом медичи во флоренции

Беноццо Гоццоли, на шапке его написано Opus Benotii (работа Беноццо).

Дом медичи во флоренции

Дом медичи во флоренции

15. Беноццо Гоццоли (?) второй автопортрет
16. Нери ди Джино Каппони (?) дипломат, исторический писатель, сторонник Козимо де Медичи
17. Бернардо Джуньи (?) личный друг Козимо, видная фигура флорентийской Республики.
18. Франческо Сасетти (?) в 1447 году директор филиалов банка Медичи в Женеве и Леоне, поднимает руку с раскрытыми пальцами, что в то время означало 5000.
19. Аньоло Тани (?) в 1450-1465 директор филиала банка Медичи в Брюгге.
20. Диетисалви Нерони (?) в то время соратник Медичи, позже стал заклятым врагом и участвовал в заговоре против Пьеро.
21. Роберто ди Никколо Мартелли (?) директор банка Медичи в Риме с 1439- 1464гг.
22. Беноццо Гоццоли (?) третий автопортрет.
23.Лука Питти (?) в 1458 гонфалоньер, поставленный на эту должность велением Козимо, позже перешел на сторону врагов Медичи и участвовал в заговоре против Пьеро Подагрика.

Дом медичи во флоренции

Дворец открыт для посетителей каждый день кроме среды. Билет стоит 7 евро.

Сайт Дворца: http://www.palazzo-medici.it/mediateca/it/index.php

* Братья Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"

Источник: italia-nostra.livejournal.com

МЕДИЧИ- знатный итальянский род, правивший во Флоренции в 1434-1743 годах (с пе­ре­ры­ва­ми в 1494-1512, 1527-1530 годах).

По пре­да­нию, Медичи пе­ре­се­ли­лись во Фло­рен­цию из тос­кан­ско­го го­род­ка Муд­жел­ло. Пер­вое упо­ми­на­ние о Медичи во фло­рен­тий­ских до­ку­мен­тах от­но­сит­ся к 1221 году. Раз­бо­га­те­ли тор­гов­лей и рос­тов­щи­че­ст­вом. Ак­тив­ную роль в по­ли­тической жиз­ни Фло­рен­ции иг­ра­ли со 2-й половины XIV века, опи­ра­лись на под­держ­ку народных ни­зов [Саль­ве­ст­ро Медичи (около 1331-1388 годов) имел от­но­ше­ние к вос­ста­нию чом­пи, 1378 год]. Ос­но­ва­те­лем ди­на­стии Медичи счи­та­ет­ся Джо­ван­ни ди Бич­чи (1360-1429 годы), ко­то­рый, став фи­нан­си­стом Римского дво­ра, зна­чи­тель­но ук­ре­пил эко­но­мическое мо­гу­ще­ст­во и влия­ние сво­ей се­мьи. Он суб­си­ди­ро­вал строи­тель­ст­во Ос­пе­да­ле-де­льи-Ин­но­чен­ти и церковь Сан-Ло­рен­цо, по­ло­жив на­ча­ло ши­ро­кой ме­це­нат­ской дея­тель­но­сти Ме­ди­чи.

Сын Джо­ван­ни ди Бич­чи – Ко­зи­мо, про­зван­ный Ста­рым (Стар­шим; Cosimo il Vecchio, 1389-1464 год), одер­жал по­бе­ду в борь­бе за власть с оли­гар­хической груп­пи­ров­кой Аль­биц­ци – Уц­ца­но и в 1434 году, по­сле го­дич­но­го из­гна­ния в Ве­не­цию, с три­ум­фом воз­вра­тил­ся во Фло­рен­цию. С это­го вре­ме­ни и до кон­ца сво­их дней он яв­лял­ся фак­тическим пра­ви­те­лем го­су­дар­ст­ва, не при­ни­мая ни­ка­ко­го ти­ту­ла и не ме­няя рес­пуб­ли­кан­ских форм государственного уст­рой­ст­ва. Со­хра­не­ние его вла­сти обес­пе­чи­вал жё­ст­кий кон­троль над вы­бо­ра­ми, не до­пус­кав­ший пре­об­ла­да­ния в государственных ин­сти­ту­тах его по­ли­тических про­тив­ни­ков. Ха­рак­тер­ной чер­той прав­ле­ния Ко­зи­мо Ста­ро­го и на­сле­до­вав­ших ему Медичи яв­ля­лось по­кро­ви­тель­ст­во гу­ма­ни­стам и лю­дям искусства. Он со­би­рал ху­дожественные про­из­ве­де­ния и кни­ги. Ока­зы­вал под­держ­ку из­вест­ным гу­ма­ни­стам Н. Ник­ко­ли, Л. Бру­ни, П. Брач­чо­ли­ни, Л. Б. Аль­бер­ти, К. Лан­ди­но, обес­пе­чи­вал за­ка­зы ху­дож­ни­ку Фи­лип­по Лип­пи, ар­хи­тек­то­ру Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео, по­мо­гал скульп­то­рам До­на­тел­ло, Л. Ги­бер­ти, Л. дел­ла Роб­биа. По­ощ­рял М. Фи­чи­но к ис­сле­до­ва­нию древ­ней­шей бо­го­слов­ско-фи­лософской мыс­ли, спо­соб­ст­во­вал скла­ды­ва­нию во­круг не­го гу­ма­ни­стического круж­ка, по­лу­чив­ше­го ши­ро­кую из­вест­ность под названием «Пла­то­нов­ская Ака­де­мия». По­смерт­но удо­сто­ен от со­гра­ж­дан почетного ти­ту­ла «отец оте­че­ст­ва».

С име­нем вну­ка Ко­зи­мо Ста­ро­го – Ло­рен­цо, про­зван­но­го Ве­ли­ко­леп­ным (1449-1492 годы, пра­вил с 1469 года; смотрите Ло­рен­цо Ме­ди­чи), свя­зан пе­ри­од наи­выс­ше­го рас­цве­та ре­нес­санс­ной куль­ту­ры Фло­рен­ции. Сын и пре­ем­ник Л. Ме­ди­чи – Пье­ро (1472-1503 годы, пра­вил с 1492 года; в 1494 году из­гнан на­ро­дом, не­до­воль­ным уси­ле­ни­ем фи­нан­со­во­го гнё­та). Власть Медичи во Фло­рен­ции бы­ла окон­чатель­но вос­ста­нов­ле­на в 1530 году. В 1532 году император Карл V по­жа­ло­вал гер­цог­ский ти­тул вну­ку Пье­ро – Алес­сан­д­ро (1510-1537 годы). По­сле убий­ст­ва по­след­не­го в 1537 году во гла­ве го­су­дар­ст­ва встал гер­цог Ко­зи­мо I (1519-1574 годы), пред­ста­ви­тель др. ли­нии Медичи, ве­ду­щей своё про­ис­хо­ж­де­ние от Ло­рен­цо (1394-1440 годы), млад­ше­го бра­та Ко­зи­мо Ста­ро­го.

В 1569 году Ко­зи­мо I по­лу­чил от па­пы ти­тул ве­ли­ко­го гер­цо­га Тос­кан­ско­го. Про­во­дил мер­кан­ти­ли­ст­скую по­ли­ти­ку, по­кро­ви­тель­ст­во­вал тор­гов­ле, раз­ви­тию ма­ну­фак­тур и сельскому хозяйству. По­сред­ст­вом фис­каль­ных мер со­брал зна­чительные сред­ст­ва на строи­тель­ст­во фло­та и ве­де­ние за­вое­вательной вой­ны. В ре­зуль­та­те во­енной кам­па­нии 1554-1555 годов при­сое­ди­нил к сво­им вла­де­ни­ям Сие­ну. По­кро­ви­тель­ст­во­вал нау­кам и искусству. Под­держ­кой Ко­зи­мо I поль­зо­ва­лись Фло­рен­тий­ская ака­де­мия, университет в Пи­зе, ху­дож­ни­ки, зод­чие, гу­ма­ни­сты (Дж. Ва­за­ри, А. Брон­зи­но, Б. Вар­ки и др.). По­ли­ти­ку Ко­зи­мо I про­дол­жи­ли его сы­но­вья Фран­че­ско I (1574-1587 годы), по­ощ­ряв­ший за­ня­тия ес­тественными нау­ка­ми и ос­но­вав­ший Кру­ска ака­де­мию дел­ла, и Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I; 1587-1609 годы), с име­нем ко­то­рого свя­за­но уч­ре­ж­де­ние му­зея Уф­фи­ци, строи­тель­ст­во пор­та в Ли­вор­но и про­ве­де­ние боль­ших ме­лио­рационных ра­бот в Тос­ка­не.

В XVII веке воз­глав­ляе­мое Медичи го­су­дар­ст­во на­ча­ло при­хо­дить в упа­док (не­смот­ря на это, Медичи по-преж­не­му под­дер­жи­ва­ли лю­дей нау­ки и искусства, в ча­ст­но­сти Г. Га­ли­лея). По­след­ний пред­ста­ви­тель пра­вя­щей ди­на­стии по муж­ской ли­нии – Джан Гас­то­не (1723-1737 годы) был без­де­тен, со смер­тью его се­ст­ры Ан­ны Ма­рии Луи­зы в 1743 году вла­де­тель­ная ли­ния до­ма Медичи пре­сек­лась.

Два пред­ста­ви­те­ля ро­да фло­рен­тий­ских Медичи из­би­ра­лись па­па­ми: сын Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го – Джо­ван­ни, под име­нем Льва X, и пле­мян­ник Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го – Джу­лио, под име­нем Кли­мен­та VII. К ро­ду Медичи при­над­ле­жа­ли так­же французскиеко­ро­ле­вы Ека­те­ри­на Ме­ди­чи и Ма­рия Ме­ди­чи.

Глав­ные пред­ста­ви­те­ли до­ма Ме­ди­чи

Джо­ван­ни ди Бич­чи (1360-1429 годы); Ко­зи­мо Ста­рый (Стар­ший; 1389-1464 годы), сын пре­ды­ду­ще­го, пра­вил с 1434 года; Пье­ро По­даг­рик (1416-1469 годыы), сын пре­ды­ду­ще­го, пра­вил с 1464 года; Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­ный (1449-1492 годы), сын пре­ды­ду­ще­го, пра­вил с 1469 года; Пье­ро (1472-1503 годы), сын пре­ды­ду­ще­го, пра­вил с 1492 года, в 1494 году из­гнан на­ро­дом; Джо­ван­ни (1475-1521 годы), брат Пье­ро, с 1513 года па­па Рим­ский (Лев Х); Джу­лиа­но (1479-1516 годы), брат Джо­ван­ни, пра­вил в 1512-1513 годах; Ло­рен­цо (1492-1519 годы), сын Пье­ро, пра­вил с 1513 года; Ека­те­ри­на (1519-1589 годы), дочь Ло­рен­цо, ста­ла в 1547 году французской ко­ро­ле­вой (бу­ду­чи же­ной Ген­ри­ха II); Джу­лио (1478-1534 годы), пле­мян­ник Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го, с 1523 года па­па Рим­ский (Кли­мент VII); Ип­по­ли­то (1511-1535 годы), сын Джу­лиа­но, пра­вил с 1524 года, из­гнан из го­ро­да в 1527 году; Алес­сан­д­ро (1510-1537 годы), пра­вил с 1530 года.

Глав­ные пред­ста­ви­те­ли бо­ко­вой ли­нии. Ко­зи­мо I (1519-1574 годы), гер­цог Фло­рен­ции с 1537 года, ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1569 года; его сы­но­вья Фран­че­ско I (1541-1587 годы), ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1574 года, и Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I) (1549-1609 годы), ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1587 года; Ко­зи­мо II (1590-1621 годы), сын Фер­нан­до I, ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1609 года; Джан ­Га­сто­не (1723-1737 годы), пра­внук Ко­зи­мо II. К бо­ко­вой ли­нии Медичи при­над­ле­жа­ла ко­ро­ле­ва Фран­ции (же­на Ген­ри­ха IV) Ма­рия (1575-1642 годы), вну­ч­ка Ко­зи­мо I.

Се­мья Ме­ди­чи и ху­дож­е­ст­вен­ная куль­ту­ра Ита­лии

Пред­ста­ви­те­ли ди­настии Ме­ди­чи ока­зы­ва­ли силь­ное влия­ние на раз­ви­тие искусства и куль­ту­ры Ита­лии на про­тя­же­нии около 3 сто­ле­тий; ме­ди­чейский па­тро­наж по­зво­ля­ет про­сле­дить эво­лю­цию форм ме­це­нат­ст­ва в Ев­ро­пе XV-XVII веков.

Пер­вые пред­ста­ви­те­ли се­мей­ст­ва Ме­ди­чи в первой половине XV века дей­ст­во­ва­ли в рам­ках позд­нес­ред­не­ве­ко­вых тра­ди­ций. Дви­жи­мые бла­го­чес­ти­ем и гражданским дол­гом, они фи­нан­си­ро­ва­ли об­щественные ра­бо­ты по ук­ра­ше­нию важ­ных для ком­му­ны па­мят­ни­ков, а так­же церк­вей и мо­на­сты­рей, про­яв­ляя при этом ис­клю­чи­тель­ный ин­ди­ви­ду­аль­ный вкус в вы­бо­ре ху­дож­ни­ков и про­ек­тов. Джо­ван­ни ди Бич­чи вхо­дил в жю­ри зна­ме­ни­то­го кон­кур­са 1401 года на соз­да­ние брон­зо­вых врат фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия, фи­нан­си­ро­вал строи­тель­ст­во Вос­пи­та­тель­но­го до­ма (архитектор Ф. Бру­нел­ле­ски), в церкви Сан-Ло­рен­цо ос­но­вал се­мей­ную по­гре­баль­ную ка­пел­лу (Ста­рая сак­ри­стия, архитектор Бру­нел­ле­ски, скульп­тур­ный де­кор До­на­тел­ло), сле­дил за воз­ве­де­ни­ем над­гро­бия Баль­дас­са­ре Кос­сы (ан­ти­па­пы Ио­ан­на XXIII) во фло­рен­тий­ском бап­ти­сте­рии (ав­то­ры – До­на­тел­ло и Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео).

Для его сы­на Ко­зи­мо Ста­ро­го (Стар­ше­го) по­доб­ная дея­тель­ность бы­ла од­ним из спо­со­бов ис­ку­пить грех рос­тов­щи­че­ст­ва, во мно­гом спо­соб­ст­во­вав­ший про­цве­та­нию ди­на­стии Ме­ди­чи. Ко­зи­мо при­дал ме­це­нат­ст­ву но­вый, по­ис­ти­не ре­нес­санс­ный мас­штаб. Он тра­тил ог­ром­ные сум­мы на боль­шие ар­хитектурные на­чи­на­ния, сре­ди них: во Фло­рен­ции – пе­ре­строй­ка монастыря Сан-Мар­ко (для ко­то­ро­го так­же со­брал цен­ную биб­лио­те­ку), Па­лац­цо Ме­ди­чи, скульп­тур­ный де­кор Ста­рой сак­ри­стии в церкви Сан-Ло­рен­цо, вил­ла в Ка­ред­жи, мон. Ба­дия во Фье­зо­ле. Гума­ни­сти­че­ски об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, Ко­зи­мо хо­ро­шо раз­би­рал­ся в ар­хи­тек­ту­ре и искусстве, ин­те­ре­со­вал­ся ан­тич­но­стью и об­ра­щал­ся к луч­шим фло­рен­тий­ским ху­дож­ни­кам сво­его вре­ме­ни: Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео, До­на­тел­ло, П. Уч­чел­ло, Фи­лип­по Лип­пи, А. дель Кас­та­ньо, Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но.

Сы­но­вья Ко­зи­мо Ста­ро­го – Джо­ван­ни и Пье­ро, не имея средств для фи­нанси­ро­ва­ния круп­ных ар­хитектурных про­ек­тов, про­яв­ля­ли ин­те­рес к соб­ст­вен­но кол­лек­цио­ни­ро­ва­нию, ос­но­ван­но­му на ин­ди­ви­ду­аль­ных при­стра­сти­ях (их порт­рет­ные бюс­ты в ан­тич­ных оде­ж­дах бы­ли вы­пол­не­ны Ми­но да Фье­зо­ле в 1450-х годах). Джо­ван­ни со­би­рал мо­не­ты, ста­туи и ма­ну­ск­рип­ты, по­стро­ен­ная по его за­ка­зу Вил­ла Ме­ди­чи во Фье­зо­ле со­от­вет­ст­ву­ет опи­са­ни­ям древ­ней тос­кан­ской вил­лы у Пли­ния Млад­ше­го. Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но бы­ли за­ка­за­ны 12 рель­е­фов с изо­бра­же­ния­ми це­за­рей для ук­ра­ше­ния Па­лац­цо Ме­ди­чи. Че­рез от­де­ле­ние ме­ди­чей­ско­го бан­ка в Брюг­ге Джо­ван­ни за­ка­зы­вал ни­дерландскую жи­во­пись и шпа­ле­ры. Пье­ро под влия­ни­ем дво­ров Северной Ита­лии (в пер­вую оче­редь д’Эсте в Фер­раре) про­яв­лял вкус к бо­га­то де­ко­ри­ро­ван­ным и по­ли­хром­ным по­верх­но­стям, ин­те­ре­со­вал­ся ге­раль­ди­кой.

В его сту­дио­ло (не сохранилась) пол и свод бы­ли по­кры­ты май­о­ли­кой, на сво­де рас­по­ла­га­лись так­же 12 май­о­ли­ко­вых ме­даль­о­нов с изо­бра­же­ния­ми «Тру­дов Ме­ся­цев» (ра­бо­ты Л. дел­ла Роб­биа). Он кол­лек­цио­ни­ро­вал ан­тич­ные гем­мы, так­же ма­ну­ск­рип­ты, шпа­ле­ры, пред­ме­ты ме­бе­ли и об­ста­нов­ки, де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства, се­реб­ро, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния, тур­нир­ные дос­пе­хи и пр. Рос­пи­си Б. Гоц­цо­ли (1459-1462 годы) в ка­пел­ле Ме­ди­чи во фло­рен­тий­ском двор­це как нель­зя луч­ше со­от­вет­ст­во­ва­ли его ху­дожественным при­стра­сти­ям. В по­след­ней тре­ти XV века от­но­ше­ния па­тро­нов и ху­дож­ни­ков ста­но­вят­ся бо­лее лич­ны­ми, бо­лее тес­ны­ми и не­по­сред­ст­вен­ны­ми.

При­мер раз­но­сто­рон­не­го и даль­но­вид­но­го ме­це­на­та яв­ля­ет со­бой Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­ный. Пред­ста­ви­тель млад­шей вет­ви се­мей­ст­ва Лорен­цо ди Пьер­фран­че­ско по­кро­ви­тель­ст­во­вал А. По­ли­циа­но и С. Бот­ти­чел­ли, ко­то­ро­му за­ка­зал кар­ти­ны на ми­фо­ло­гические сю­же­ты («Пал­ла­да и кен­тавр», «Вес­на» и др.), ра­бо­ты на вил­лах в Треб­био и Кафад­жо­ло, ил­лю­ст­ра­ции к из­да­нию «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те. Он по­со­ве­то­вал мо­ло­до­му Ми­ке­ланд­же­ло вы­дать соз­дан­ную им ста­тую «Спя­щий ку­пи­дон» за ан­тичное про­из­ве­де­ние; c его ре­ко­мен­да­тель­ным пись­мом Ми­ке­ланд­же­ло уе­хал в Рим (1496 год). Он же ос­но­вал ке­ра­мическое про­изводство, ко­то­рое позд­нее бы­ло пе­ре­не­се­но в Ка­фад­жо­ло.

Вы­шед­шие из ро­да Медичи па­пы Лев Х и Кли­мент VII вне­сли не­ма­лый вклад в раз­ви­тие сти­ля Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния в Ри­ме и его ут­вер­жде­ние во Фло­рен­ции. Но­вый ста­тус по­зво­лил им об­ра­тить­ся к мас­штаб­ным пуб­лич­ным про­ек­там, в т. ч. к ар­хи­тек­тур­ным и гра­до­строи­тель­ным. Лев Х по­кро­ви­тель­ст­во­вал ли­те­ра­то­рам П. Бем­бо, Ф. Гвич­чар­ди­ни, Б. Кас­тиль­о­не, Я. Сан­над­за­ро, М. Дж. Ви­да. Про­дол­жил на­ча­тое па­пой Юли­ем II ук­ра­ше­ние Ва­ти­ка­на: фи­нан­си­ро­вал ра­бо­ты Ра­фа­эля и его мас­тер­ской (рос­пи­си Ва­ти­кан­ских станц и лод­жий, кар­то­ны для шпа­лер Сик­стин­ской ка­пел­лы, порт­ре­ты); в 1515 году соз­дал долж­ность хра­ни­те­ля римских древ­но­стей (Romanarum Antiquitatum Praes) для на­блю­де­ния за рас­коп­ка­ми и со­хра­не­ния ан­тич­ных древ­но­стей, на ко­то­рую был на­зна­чен Ра­фа­эль.

Оба па­пы ини­ции­ро­ва­ли гра­до­стро­ительные пре­об­ра­зо­ва­ния в Ри­ме: рас­ши­ре­ние улиц, строи­тель­ст­во но­вых церк­вей и двор­цов, при них был сфор­ми­ро­ван зна­ме­ни­тый «тре­зу­бец» улиц Кор­со, Ри­пет­та и Ба­буи­но, схо­дящих­ся на площади Пьяц­ца-дель-По­по­ло, про­дол­жи­лось строи­тель­ст­во Свя­то­го Пет­ра со­бо­ра. Кли­мент VII вы­сту­пил за­каз­чи­ком фре­ски «Страш­ный суд» Ми­ке­ланд­же­ло (в Сик­стин­ской ка­пел­ле), римской Вил­лы Ма­да­ма Ра­фа­элю, мно­го­численных ста­туй Б. Бан­ди­нел­ли. Во Фло­рен­ции па­пы уде­ля­ли вни­ма­ние объ­ек­там, тра­ди­ци­он­но на­хо­див­шим­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом Медичи: по за­ка­зу Льва Х Ми­ке­ланд­же­ло на­чал в 1519 году воз­ве­де­ние усы­паль­ни­цы Медичи (ка­пел­ла Ме­ди­чи) в Но­вой сак­ри­стии церкви Сан-Ло­рен­цо и соз­дал про­ект фа­са­да этой церк­ви (не осу­ще­ст­в­лён); для не­го бы­ла пе­ре­строе­на вил­ла в Под­жо-а-Кай­а­но, в ин­терь­е­рах ко­то­рой поя­ви­лись рос­пи­си А. дель Сар­то, Я. Пон­тор­мо, Фран­ча­бид­жо. При Кли­мен­те VII бы­ло на­ча­то строи­тель­ст­во библиотеки Лау­рен­циа­на.

При дво­ре Ко­зи­мо I, ве­ли­ко­го гер­цо­га Тос­кан­ско­го, искусство и ар­хи­тек­ту­ра ста­ли эф­фек­тив­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми реа­ли­за­ции ди­на­стических ам­би­ций. Что­бы под­черк­нуть пре­ем­ст­вен­ность со свои­ми пред­ками XV века, Ко­зи­мо I от­рес­тав­ри­ро­вал дво­рец Медичи, под­дер­жи­вал библиотеку Лау­рен­циа­на, за­ка­зал Дж. Ва­за­ри порт­рет Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го. В пе­ре­стро­ен­ном Бан­ди­нел­ли Па­лац­цо дел­ла-Синь­о­рия (Па­лац­цо Век­кьо), на не­ко­то­рое вре­мя став­шем ре­зи­ден­ци­ей ве­ли­ко­го гер­цо­га, Ва­за­ри и Ф. Саль­виа­ти соз­да­ли фре­ски, про­слав­ляю­щие род Медичи, и в ча­ст­но­сти са­мо­го Ко­зи­мо I. На 2-м эта­же по­стро­ен­но­го по его за­ка­зу зда­ния Уф­фи­ци Ко­зи­мо раз­мес­тил ху­дожественные кол­лек­ции Медичи, за­ло­жив тем са­мым ос­но­вы бу­ду­ще­го му­зея.

Для ук­ра­ше­ния Фло­рен­ции, ко­то­рая долж­на от­ра­жать его собственное ве­ли­чие, Ко­зи­мо I за­ка­зал це­лый ряд скульп­тур­ных про­из­ве­де­ний: «Фон­тан Неп­ту­на» Б. Ам­ма­на­ти, «Пер­сей с го­ло­вой Ме­ду­зы» Б. Чел­ли­ни и др. Ко­зи­мо I счи­тал­ся гла­вой и по­кро­ви­те­лем Ака­де­мии дель-Ди­зе­ньо, вхо­див­шие в неё ху­дож­ни­ки ра­бо­та­ли по за­ка­зам гер­цо­га. При­двор­ные ху­дож­ни­ки Дж. Ва­за­ри, А. Брон­зи­но, Б. Чел­ли­ни, Пьер­фран­че­ско (Пье­ри­но) да Вин­чи соз­да­ва­ли па­рад­ные порт­ре­ты; осо­бы­ми при­ви­ле­гия­ми поль­зо­вал­ся Я. Пон­тор­мо. В сту­дио­ло в Па­лац­цо Век­кьо (Скрит­тойо-ди-Кал­лио­пе, не сохранилось) Ко­зи­мо I раз­мес­тил при­ват­ную кол­лек­цию брон­зо­вых и мра­мор­ных ста­ту­эток, ред­ко­стей, до­ку­мен­тов, ме­да­лей и ми­ниа­тюр.

Суп­ру­га Ко­зи­мо Эле­о­но­ра То­лед­ская при­об­ре­ла бывшее Па­лац­цо Пит­ти, ко­то­рое бы­ло пе­ре­строе­но в сти­ле мань­е­риз­ма Б. Ам­ма­нат­ти и ста­ло ре­зи­ден­ци­ей гер­цог­ской се­мьи, ря­дом с ней бы­ли раз­би­ты са­ды Бо­бо­ли (архитектор и скульп­тор Н. Три­бо­ло). «Ко­ри­дор Ва­за­ри», про­хо­дя­щий над мос­том Пон­те-Век­кьо, со­еди­нил га­ле­рею Уф­фи­ци с до­мо­вой цеерковью Сан­та-Фе­ли­чи­та и Па­лац­цо Пит­ти. Ве­ли­кие гер­цо­ги вы­сту­па­ли не толь­ко за­каз­чи­ками про­из­ве­де­ний искусства, они стре­ми­лись цен­тра­ли­зо­вать и раз­ви­вать ху­дожественную жизнь в го­ро­де: при Ко­зи­мо I Фло­рен­ция ста­ла круп­ным цен­тром соз­да­ния гемм и ме­да­лей, он ос­но­вал шпа­лер­ное про­изводство (Arazzeria Medicea). Под его эги­дой про­во­ди­лись рас­коп­ки эт­рус­ских древ­но­стей.

Фран­че­ско I ув­ле­кал­ся нау­ка­ми, ес­те­ст­во­ис­пы­та­ни­ем, от­да­вал пред­поч­те­ния де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным ис­кус­ст­вам, мно­гие из ко­то­рых прак­ти­ко­вал лич­но. Его ча­ст­ные апар­та­мен­ты в Па­лац­цо Век­кьо вклю­ча­ли в се­бя в т. ч. со­кро­вищ­ни­цу и сту­дио­ло, ук­ра­шен­ное в со­от­вет­ст­вии с про­грам­мой В. Бор­ги­ни (по­свя­щён­ной гос­под­ству че­ло­ве­ка над при­ро­дой бла­го­да­ря нау­кам и ис­кус­ст­вам) фре­ска­ми, кар­ти­на­ми, мо­заи­ка­ми и ста­ту­эт­ка­ми. Для сво­ей вто­рой же­ны Бьян­ки Ка­пел­ло по­стро­ил вил­лу в Пра­то­ли­но (архитектор Б. Бу­он­та­лен­ти) с са­дом, пол­ным тер­рас, гро­тов, фон­та­нов, ста­туй и ме­ха­нических за­тей.

Пе­ре­вёл городские мас­тер­ские де­ко­ра­тив­но-при­клад­ных ис­кусств в Ка­си­но-деи-Ме­ди­чи, по­стро­ен­ное Бу­он­та­лен­ти на площадь Сан-Мар­ко, уде­ляя осо­бое вни­ма­ние мо­заи­кам и ин­кру­ста­ци­ям из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней (фло­рен­тий­ская мо­заи­ка), для ра­бо­ты с ко­то­ры­ми при­гла­шал мас­те­ров из Ми­ла­на. На ос­но­ве ор­га­ни­зо­ван­ных ими мас­тер­ских брат Фран­че­ско I – Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I) ос­но­вал в 1588 году Опи­фич­чо ди Пьет­ре Ду­ре (цен­тра­ли­зо­ван­ное про­изводство по ху­дожественной об­ра­бот­ке по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней). Фер­нан­до в свою быт­ность кар­ди­на­лом в Ри­ме кол­лек­цио­ни­ро­вал ан­ти­ки, при­об­рёл вил­лу на хол­ме Мон­те-Пин­чо (ны­не Вил­ла Ме­ди­чи), фа­сад ко­то­рой ук­ра­сил ан­тич­ны­ми фраг­мен­та­ми в стук­ко­вых об­рам­ле­ни­ях; на вил­ле рас­по­ла­га­лась вы­даю­щая­ся кол­лек­ция ан­тич­ной пла­сти­ки (в т. ч. «Ве­не­ра Ме­ди­чи», «Бор­цы», «Нио­би­ды» и «Спи­на­рио»).

Став ве­ли­ким гер­цо­гом Тос­кан­ским, пре­вра­тил кон­ный мо­ну­мент в са­мый рас­про­стра­нён­ный тип городского па­мят­ни­ка, ус­та­но­вив свои ста­туи (скульп­тор Джам­бо­ло­нья и его мас­тер­ская) во Фло­рен­ции и за­ви­си­мых от неё го­ро­дах Пи­за, Ли­вор­но и Арец­цо, ста­тую Ко­зи­мо I – во Фло­рен­ции. На­чал возведение мав­зо­лея Ве­ли­ких гер­цо­гов (пристроен к церкви Сан-Лоренцо) – ка­пел­лы деи-Прин­чи­пи (1604 год, архитектор М. Ни­гет­ти по про­ек­ту До­на Джо­ван­ни Ме­дичи), бо­га­то ук­ра­шен­ной внут­ри об­ли­цов­кой из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней.

При дво­ре его сы­на Ко­зи­мо II ра­бо­тал Ж. Кал­ло. Пред­ста­ви­те­ли се­мей­ст­ва Медичи в XVII веке по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли те­ат­ру, по тра­ди­ции ока­зы­ва­ли под­держ­ку фло­рен­тий­ским ху­дож­ни­кам, кол­лек­цио­ни­ро­ва­ли современную жи­во­пись, как итальянскую, так и се­ве­ро­ев­ро­пей­скую. При фло­рен­тий­ском дво­ре ра­бо­та­ли А. Мань­я­ско, С. Ро­за и др. ху­дож­ни­ки. Тра­ди­ции се­мьи Медичи (ме­це­нат­ст­во, кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние) про­дол­жи­ла Ека­те­ри­на Ме­ди­чи, бу­ду­чи ко­ро­ле­вой Фран­ции. 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник: w.histrf.ru

Медичи

Medici

Олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наиболее известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения

Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап — Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции — Екатерина Медичи и Мария Медичи.

В конце 12 в. Медичи переселились во Флоренцию из тосканского городка Муджело, разбогатели, занимаясь торговлей и ростовщичеством. Основали торгово-банковскую компанию, одну из крупнейших в 15 в. в Европе; в 1434-1737 (с перерывами в 1494-1512, 1527-30) правили Флоренцией. Главные представители: Козимо Старший Медичи, правил с 1434; Лоренцо Великолепный Медичи, правил с 1469.

Происхождение семьи Медичи

Происхождение фамильного имени точно неизвестно, по одной из версий, один из родоначальников клана был врачом (medico) при дворе Карла Великого. По другой версии, семья первоначально занималась аптечной торговлей. Семейное предание возводит происхождение рода к рыцарю Карла Великого по имени Аверардо, который поселился в долине Муджелло близ Флоренции в конце VIII века. Третья версия гласит, что Медичи являются прямыми потомками военных вождей франков.

Дом медичи во флоренции

В XII веке семья Медичи переселилась из Кафаджало (долина Муджелло) во Флоренцию, обосновалась в районе Сан-Лоренцо, занялась ростовщичеством и стала быстро богатеть. Первым из Медичи в судебных архивах Флоренции упоминается под 1201 годом некий Кьяриссимо Медичи. Его прямой потомок Ардинго де Медичи уже в 1296 году был избран на высший государственный пост Флоренции — гонфалоньер справедливости. В последующие 20 лет ещё двое представителей семьи Медичи были избраны на этот пост.

Составив себе большое состояние коммерческими операциями и создав достаточное мощное банковское предприятие, Медичи с половины XIV века принимают деятельное участие в борьбе малоимущих слоёв народа («тощего народа», итал. popolo minuto) со знатью, образовавшейся из слияния дворянства с купечеством (с «жирным народом», итал. popolo grasso), при этом они часто занимают сторону народной партии. В 1360 году Бартоломео Медичи составил неудачный заговор против знати, во главе которой стояла банковская семья Альбицци. В 1378 году его брат Сальвестро Медичи, глава банковского дома Медичи, став гонфалоньером справедливости, противодействием знати вызвал бунт чомпи (итал. Ciompi). После подавления бунта Сальвестро был изгнан и вся фамилия Медичи была лишена права занимать общественные должности в течение десяти лет. Кузен Сальвестро, Вьери (Бери) Медичи, унаследовавший после него банковский дом Медичи, отошёл от политики, полностью сосредоточившись на развитии банковского бизнеса. Стараниями Вьери банк Медичи впервые организовал филиалы за пределами Флоренции — в Риме и Венеции. Именно при нём Медичи становятся наиболее могущественной в финансовом плане семьёй Флоренции.

Козимо Старый Медичи

Cosimo di Giovanni de’ Medici

Дом медичи во флоренции

Дата и место рождения – 27 сентября 1389, Флоренция.

Дата и место смерти –  1 августа 1464, Флоренция.

В начале XV века Джованни Медичи достиг высших должностей, а в 1434 году его сын Козимо, воспользовавшись недовольством народа знатью за частые войны и тяжёлые налоги, захватил в свои руки власть.

Одним из самых ярких представителем семейства Медичи был Козимо Старший («Иль Веккьо»), который правил Флоренцией с 1434 по 1464 годы. Считается основателем династии Медичи, достигшим политического могущества семейства во Флоренции. Всю жизнь он соблюдал завет своего отца, ?Джованни Медичи: «Никогда не давай прямых советов, выражай свои взгляды с осторожностью, никогда не проявляй гордости, избегай судебных тяжб и политических споров и всегда оставайся в тени». Все в городе очень хорошо знали этого маленького, скромно одетого, болезненного на вид человека, который охотно развязывал кошелек для нуждающегося простого люда, был очень сдержан, никогда не говорил дурно об отсутствующих, не любил, когда при нем злословили о других, всегда имел наготове острое слово, ни при каких обстоятельствах не терял головы и одинаково ловко и хорошо ухаживал за своим фруктовым садом на вилле Кареджи и заправлял делами своего банка, раскинувшегося по всей Европе.

Козимо получил блестящее по своему времени образование. Он учился латыни у гуманиста Роберто Росси, под руководством которого основательно изучил классиков и проникся к ним большим уважением. Козимо был практик и понимал, что в жизни человек, вооруженный наукой, стоит десятка обыкновенных.

В 1415 и 1417 годах ненадолго избирался членом Синьории (Приората). В 1417 году был назначен управляющим Римским филиалом банка Медичи, а в 1420 году формально возглавил весь банковский дом Медичи. После смерти отца Джованни ди Биччи в 1429 году, получив в наследство огромное состояние в 180 тыс. флоринов, не считая кредитов и недвижимого имущества, Козимо и его брат Лоренцо возглавили партию пополанов. В то время городу Флоренции повиновалась значительная часть Тосканы, города Пиза, Ареццо и Вольтерра. Флорентийцы задумали покорить и город Лукку, в чём их поддержала партия аристократов во главе с Ринальдо Альбицци. В 1430 году Козимо вошел в состав Комитета Десяти, созданного для руководства войной с Луккой.

Военными действиями управляли аристократы, поэтому их влияние усилилось. Все восемь приоров и гонфалоньер, составлявшие сеньорию, избирались тогда из аристократической партии. Чтобы упрочить своё положение, аристократы решили изгнать из города пополанов — своих главных соперников в борьбе за власть. Но кроме политических соображений Ринальдо Альбицци руководствовался и личной враждой к семье Медичи. Ходили слухи, что во время войны, заведуя военными расходами, Альбицци присвоил себе государственные деньги. Возникновение этой молвы Альбицци приписывали Медичи.

Свой главный удар партия аристократов направила на Козимо, обвинив его в распространении ложных слухов и в подстрекательстве народа с намерением провести мятеж и сделаться правителем Флоренции. В результате сеньория потребовала от Козимо объяснений, и он, не слушая предостережений друзей, явился во дворец, где его арестовали по обвинению «в возвеличивании себя выше, чем других», и заключили в темницу. Стеречь Козимо поручили начальнику тюрьмы Федериго Малавольти. Медичи опасался, что его отравят, а потому воздерживался от еды и за четыре дня заключения съел только немного хлеба. Заметив это, Федериго сжалился над Козимо и пообещал, что будет разделять вместе с ним всю еду, которую будут приносить, в доказательство своей преданности Козимо.

Тем временем флорентийцы для решения вопроса с Козимо назначили комиссию с неограниченными полномочиями из 200 человек, называвшуюся балией. Почти все члены комиссии принадлежали к партии аристократов, и поэтому Ринальдо Альбицци смело выступил с предложением казнить Козимо. Но прийти к согласию балии не удалось.

Как-то раз тюремщик привёл на обед к Медичи некого Фарганаччо, приятеля гонфалоньера. Козимо, дружески поговорив с Фарганаччо, дал ему письменную доверенность на получение тысячи ста дукатов: из них сто Фарганаччо забирал себе, а тысячу должен был передать гонфалоньеру Бернардо Гуаданьи. Человек небогатый, Гуаданьи принял деньги и сделал своё дело — убедил балию отвергнуть предложение Альбицци о смертной казни. В результате Козимо и многих его друзей и родственников на десять лет изгнали из флорентийской республики.

3 октября 1433 года Козимо предстал перед членами синьории. Выслушав приговор, он с безмятежным видом заявил, что отправится в любое место, какое ему назначат, однако вместе с тем попросил защиты, добавив, что на площади собралось немало людей, желавших его смерти. Гонфалоньер взялся помочь Козимо избежать столкновений с недоброжелателями: отужинав дома у гонфалоньера, Козимо под сильной вооруженной охраной отправился к границе республики.

МЕДИЧИ (Medici) Лоренцо Великолепный

Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico

Дом медичи во флоренции

Дата и место рождения – 1 января 1449, Флоренция .

Дата и место смерти – 8 апреля 1492, Кареджи, округа Флоренции.

Внук Козимо Медичи-старшего, после смерти своего отца Пьеро Подагрика в 1469 стал фактическим правителем Флорентийского государства. С именем Лоренцо Великолепного связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.

В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Иоанн Аргиропул, Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. В июле 1469 женился на Клариче Орсини, представительнице знатной римской фамилии.

Как и его дед, Лоренцо оставался частным человеком, не занимал никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо “Великолепный” свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества. В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Бембо, Эрмолао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства – Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем – Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.

Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.

Лоренцо обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.

Коммерческая деятельность Лоренцо была неудачной. С целью покрыть растущие расходы коммуны, в том числе на народные празднества и увеселения, он учреждал новые налоги, проводил принудительные государственные займы, прибегал к порче монеты. Народное недовольство, вызванное усилением финансового гнета, отразилось на сыне и преемнике Лоренцо – Пьеро, изгнанного флорентийцами в ноябре 1494.

ЕКАТЕРИНА Медичи

Catherine de Medicis

Дом медичи во флоренции

Дата и место рождения – 13 апреля 1519, Флоренция.

Дата и место смерти – 5 января 1589, Блуа.

французская королева, жена Генриха II Валуа, мать французских королей Франциска II (1559-1560), Карла IX (1560-1574), Генриха III (1574-1589) и королевы Марго (с 1589). Происходит из рода флорентийских герцогов Медичи.

французская королева, жена Генриха II Валуа, мать французских королей Франциска II (1559-1560), Карла IX (1560-1574), Генриха III (1574-1589) и королевы Марго (с 1589). Происходит из рода флорентийских герцогов Медичи.

Узкий эгоизм, жестокость и неразборчивость в выборе средств при желании отделаться от своих политических противников, постоянные колебания в вопросах религии, потрясенной Реформацией, повлекшей за собой страшную “Варфоломеевскую ночь”, предали ее имя вечному позору.

Екатерина дочь племянника папы Льва X Лоренцо II Медичи, герцога урбанского и флорентийского, и Мадлэны де-ла-Тур, графини Булонской, родилась во Флоренции 15 апреля 1519 года. Спустя несколько дней после ее появления на свет сперва мать, а затем и отец отошли в лучший мир. Детство Екатерины, совпавшее с бурными годами политической жизни Флоренции, было окружено всевозможными опасностями. Вступивший в 1523 году на папский престол, по смерти Адриана VI, кардинал Джулио Медичи, принявший имя Климента VII, пожелал неограниченно управлять из Рима республиканской Флоренцией, прибегнув к средствам, противоположным тем, которые когда-то создали популярность дому Медичи. Возмущение Флоренции, вызванное этим образом действий, окончилось все-таки торжеством папы, уничтожившем ее политическую свободу и независимость.

В течение смутных лет Екатерина безвыездно оставалась на родине, заключенная по приговору временного правительства в монастыре Санта-Лючии. Флорентийцы смотрели на нее как на заложницу, непременно желая удержать в стенах города. За ней строго наблюдали, не позволяя сделать ни одного свободного шага вне стен монастыря, а однажды предложили даже выставить под неприятельские пушки или отдать в распоряжение грубых солдат. В то время Екатерине шел всего 9-й год. Таким образом, с юных лет она привыкла видеть вокруг себя борьбу политических партий, и страх перед ними сделался в ней постоянным чувством.

Но вот Флоренция пала, и по приказанию Климента VII молодую герцогиню урбинскую и флорентийскую перевезли в Рим, где она, после надзора подозрительной демократии, попала в руки дяди, смотревшего на нее только как на орудие для расширения своих политических связей. С этой целью он занялся приисканием приличной для нее партии. Вскоре по его желанию она была помолвлена с молодым принцем Оранским, Филибером Шалонским, в вознаграждение за преданность дому Медичи, но смерть его в одном из сражений помешала осуществлению папского проекта. Тогда Иоанн Стюарт, герцог д’Альбани, дядя Екатерины с материнской стороны, пользовавшийся милостями французского короля Франциска I, предложил руку племянницы для его второго сына, герцога Генриха Орлеанского. При этой комбинации папа Климент VII обещал Франциску I свою поддержку для завоевания миланского герцогства.

Брак был тотчас же решен, и Екатерина отправилась во Францию в сопровождении герцога д’Альбани и большой свиты, В Порто-Венере их ожидала блестящая флотилия. Галера, предназначенная для будущей герцогини Орлеанской, сверкала драгоценными украшениями; паруса были вытканы из шелка; на драпировках, мебели, коврах, покрывавших палубу, виднелись гербы Медичи с девизом: “Свет и покой”; весь экипаж был роскошно обмундирован. Казалось, снова Клеопатра спешила на свидание с Антонием! В Ливорно к флотилии присоединился Клемент VII, занявший галеру герцога д’Альбани, сплошь задрапированную золотистым сукном, подбитым пурпуровым атласом. Эскадра вошла в Марсельскую гавань утром 11 октября 1535 года. Все французские суда расцветились флагами, портовые и крепостные пушки салютовали, сливаясь o с гулом церковных колоколов, приветствовавших невесту королевского сына. Франциск I приехал в Марсель на следующий день с блестящей свитой, затмившей роскошью папскую, а следом за ним прибыла и его вторая супруга, королева Элеонора австрийская, окруженная цветником молодых фрейлин.

Свадебная церемония торжественно свершилась 27 октября. Новобрачные были еще так юны — Екатерине шел 14-й год, Генрих был несколькими месяцами старше, — что король с королевой решили разместить их по разным комнатам, но папа запротестовал и соединил супругов на одном ложе. В приданое мужу Екатерина принесла 100.000 золотых дукатов, на такую же сумму нарядов и графства Овернское и Лорагэ. Празднества продолжались 34 дня и отличались необыкновенным великолепием. Генрих Орлеанский, немного смуглый, хотя это очень шло к нему, стройный и любезный, привлекал все взгляды, как и Екатерина, обладавшая прелестной фигурой, живыми глазами и несколько бледным цветом лица, не лишавшим, однако, его приятности. Хотя она часто меняла наряды и куафюры, они все так шли к ней, что затрудняюсь определить, которые ей больше к лицу. Кроме всего этого, у нее были удивительно миниатюрные ноги, и она при всяком удобном случае любила щегольнуть ими.

Современники единогласно восхищались блестящим образованием молодой герцогини Орлеанской, приносившей в свое новое отечество действительно много просвещенной любви к искусствам и образованного вкуса, долгое время бывших как бы наследственными качествами дома Медичи. Кроме них, Екатерина унаследовала и все другие добродетели и пороки своих предков. Она обожала золото, как старый Козимо I, и расточала его, как Пьетро I и Козимо II, ее прадеды; она была великолепна, как ее прадед Лоренцо I, и так же, как он, знала толк в политике, хотя ей недоставало ни его великодушия, ни щедрости; ее честолюбие ни в чем ни уступало честолюбию ее деда, Пьетро II, и при желании властвовать она, подобно ему, не делала разницы между законными и незаконными способами для достижения известных целей; по примеру своего отца, Лоренцо II, она любила развлечения, но ценила их только сообразно размерам расходов. Господствующую мысль всей своей жизни Екатерина выразила несколькими словами: “Будь что будет, я хочу царствовать!”. Двумя витками позднее Людовик XV повторил этот знаменитый афоризм, несколько изменив редакцию: “После нас — хоть потоп!”.

С первого появления при французском дворе, Екатерина выказала необыкновенную изворотливость в умении уживаться среди всевозможных партий и снискивать расположение лиц, относившихся явно враждебно к ее интересам. Прежде всего, разумеется, было необходимо понравиться своему тестю. Окруженный красивейшими дамами двора, охотясь вместе с ними на оленей, он не обращал ни малейшего внимания на свою хорошенькую невестку. Самолюбие флорентийки сильно страдало. О, она заставит его обратить на себя внимание! Франциск I воображал, что он необыкновенно искусный политик и дипломат — хотя трудно найти второго государя, совершившего столько самых грубых ошибок, — и хитрая Екатерина ловко воспользовалась его тщеславием. Она стала восхищаться его гениальностью, одобряла все его проекты, приходившие ему в голову, и старый король, поддавшись на удочку, с этих пор почти не расставался с невесткой, на праздниках и охотах уступая ей первое место, на зависть другим. Поладить с мужем было значительно труднее, но и тут Екатерина не потерялась. Генрих Орлеанский, храбрый солдат и превосходный наездник, но лишенный всякой самостоятельности, отличавшийся удивительной леностью и неповоротливостью ума, мало занимался женою.

В эту эпоху французский двор был разделен на две партии: герцогини д’Этамп, фаворитки короля, и любовницы супруга Екатерины, годившейся ему в матери, Дианы де Пуатье. Первая партия не представляла опасности, но со второй приходилось считаться по двум причинам. Диана была единственной женщиной, которой все уступали, перед которой открывались все двери, которая осмеливалась приказывать Екатерине, чтобы она оставила ее наедине с Генрихом, и та должна была повиноваться. “Фаворитка, — утверждает один из современников, — овладела сердцем Генриха до такой степени, что когда герцогине Орлеанской хотелось побыть со своим супругом, ей приходилось испрашивать разрешения у Дианы, и той достаточно было сказать: “Сегодня вы должны отправиться к жене”, чтобы Генрих безропотно подчинился ее приказанию”. Кроме того, вокруг этой фаворитки группировались слишком влиятельные вельможи: Гизы, коннетабль Монморанси и др., мечтавшие стать во главе управления Францией с воцарением хилого и слабовольного дофина. Но Екатерина сама хотела царствовать, и в ней они приобрели скрытого врага, хотя наружно она и казалась их доброжелателем. Страсть Генриха к отцветшей любовнице в глазах жены являлась оскорблением, которого женщины никогда не прощают, но молодая флорентийка, вместо того, чтобы разразиться упреками, подавила в себе чувство ревности и удвоила любезности с соперницей, вскоре сделавшись самым близким ее другом, в то же самое время настолько хитро ведя себя с мужем, что тот откровенно сознавался, что нигде так хорошо себя не чувствует, как в постели своей жены. Таким образом, и волки были сыты, и овцы целы.

МАРИЯ МЕДИЧИ

Marie de Medicis

Дом медичи во флоренции

Дата и место рождения – 26 апреля 1575 г., Палаццо Питти, Флоренция, Великое герцогство Тосканское.

Дата и место смерти – 3 июля 1642 г. (67 лет), Кёльн, Священная Римская империя.

Королева Франции, жена Генриха IV, мать Людовика XIII, в 1610-14 была регентшей. По достижении Людовиком совершеннолетия продолжала править от его имени вместе со своим фаворитом, маршалом д’Анкром. В 1617 д’Анкр был убит, Мария бежала. Она дважды пробовала поднять восстание против кардинала Ришелье, организовывала заговоры и в конце концов навсегда была вынуждена оставить Францию.

Для нее в Париже был построен Люксембургский дворец, для галерей которого Рубенсом было написано 21 полотно “Триумф Марии Медичи”.

Возрождение, Флоренция, Медичи – три слова, неразрывно связанные между собой. Возрождение – время блистательного расцвета культуры, наступившее в Европе после долгих кровавых смут раннего средневековья. Флоренция – город-республика, ставшая одним из центров Возрождения. Семья Медичи – знаменитая флорентийская семья, многие члены которой были типичными людьми нового времени – талантливыми, предприимчивыми, жестокими, воодушевлёнными, как и все истинные флорентийцы, идеями свободы и преданности родине.

В XV в. Флоренция – один из самых богатых, многолюдных и прекрасных городов не только Италии, но и Европы. Её жители Барди и Перуцци стоят во главе крупнейших банков того времени, финансирующих не только купечество и разного рода предпринимателей, но и целые государства, например правительства английских королей Эдуарда II и Эдуарда III.

Шерстяными тканями, изготовленными на флорентийских фабриках, торгуют во многих городах Европы, Азии и Африки. Предприимчивое городское купечество основывает торговые центры по всему миру. Недаром Папа Бонифаций VIII с иронией говорил, что флорентийцы, как и земля, вода, воздух и огонь, являют собой основу мироздания.

В далёком прошлом остались бои горожан с ненавистными феодалами, когда мужчины клана Медичи вдохновляли сограждан криками “Palle!”, “Palle!” (“Шары!”, “Шары!”), забрасывая неприятелей шарами-отвесами от ткацких станков. Медичи вместе с остальными флорентийцами добились полной победы над рыцарями-дворянами, закреплённой в специальном документе, называвшемся “Установленные справедливости”. Подписанный гражданами Флоренции в 1293 г., он лишил рыцарей всяких политических прав, а звание дворянина теперь присваивалось в виде наказания преступникам.

Отцы города избрали одного из Медичи, Джованни, на высшую должность в государстве – гонфалоньера справедливости. Он должен был почти единолично руководить политической и экономической жизнью города-республики. Все остальные полностью полагались на его решения и могли спокойно заниматься своими делами.

Джованни Медичи к тому времени уже был одним из самых богатых граждан, и его не очень привлекала возложенная на него должность. Его главные интересы заключались в приобретении ещё больших богатств и укреплении финансового могущества своей семьи. В 1409 г. он становится банкиром папского двора, при поддержке которого основывает филиалы своего банка в Брюгге и Лондоне.

Золото Джованни Медичи открыло путь его сыну Козимо к неограниченной политической власти во Флоренции, которую он не выпускал из рук до самой смерти и передал своим детям. Козимо был человеком образованным, тонким ценителем наук и искусств. В 1438 г. он познакомился с приехавшим во Флоренцию Гемистием Плетоном. Грек-философ был убеждённым приверженцем учения Платона, мечтал, опираясь на античную философию, создать общую для всего человечества религию. Плетон сумел приобщить к своему учению и Козимо Медичи. С тех пор с его уст не сходило имя великого мудреца древности. Он свято верил в то, что без знания учения Платона никто не может быть ни хорошим гражданином, ни хорошим христианином, и убеждал в этом всех окружающих. Почитание Платона среди образованных флорентийцев становится почти религиозным культом, соперничавшим с поклонением самому Христу. Во многих домах перед бюстом философа ставили зажжённые лампады.

Источник: interesno-vse.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.