Население древних афин



Видео: Афины

Основные моменты

Площадь Монастираки и Акрополь

Столицей современной Греции Афины стали с 1830-х годов, времени, когда было провозглашено независимое государство. С тех пор город пережил невиданный взлет. В 1923 году число жителей здесь удвоилось практически за один день в результате обмена населением с Турцией.

В связи с быстрым послевоенным экономическим ростом и настоящим бумом, последовавшим за вступлением Греции в Евросоюз в 1981 году, пригород захватил всю историческую часть города. Афины превратились в город-спрут: согласно подсчетам, его население составляет около 4 миллионов жителей, 750 000 из которых живут в официальных границах города.

Новый динамичный город сильно преобразился вместе с Олимпийскими играми 2004 года. Годы грандиозных работ модернизировали и украсили город. Заработал новый аэропорт, запущены новые линии метро, обновлены музеи.


Конечно, проблемы загрязнения окружающей среды и перенаселения остаются, и редко кто влюбляется в Афины с первого взгляда… Но нельзя не поддаться порожденному контрастами шарму этой удивительной смеси античного священного города и столицы XXI века. Своей уникальностью Афины обязаны и многочисленным кварталам, которые обладают неподражаемым характером: традиционная Плака, промышленная Гази, переживающие новый рассвет Монастраки со своими блошиными рынками, торговые Псири, выходящие на рынки, рабочая Омония, деловая Синтагма, буржуазная Колонаки… не говоря уже о Пирее, являющемся, по сути, самостоятельным городом.

АфиныВорота Олимпийского стадиона

Достопримечательности Афин

Акрополь

Акрополь

Именно небольшому плато, на котором находится Акрополь (4 га), возвышающимся на 100 м над равниной Аттики и современным городом, Афины обязаны своей судьбой. Город здесь родился, вырос, встретил свою историческую славу. Каким бы поврежденным и незавершенным ни был Акрополь, он и по сей день держится достаточно уверенно и в полной мере сохраняет статус одного из величайших чудес света, некогда присвоенный ему ЮНЕСКО. Его название означает «высокий город», от греческого асго («высокий», «возвышенный») и polis («город»). Оно также обозначает «цитадель», чем, собственно, и являлся Акрополь в бронзовом веке и позднее, в микенскую эпоху.


Панорама Акрополя

В 2000 году основные здания Акрополя были разобраны для реконструкции в соответствии с новыми археологическими знаниями и современными реставрационными техниками. Однако не удивляйтесь, если реконструкция некоторых зданий, например Парфенона или храма Ники Аптерос, еще не закончена, на эти работы уходит много сил и времени.

Ареопаг и ворота Беле

Вход в Акрополь находится с западной стороны, у ворот Беле, римской постройки III века, названной в честь открывшего ее в 1852 году французского археолога. От входа высеченные в камне ступеньки ведут к Ареопагу – каменному холму, на котором в античную эпоху собирались судьи.

АреопагПропилеи

Пропилеи

Огромная лестница, которой оканчивалась дорога Панафиней (dromos), вела к этому монументальному входу в Акрополь, отмеченному шестью дорическими колоннами. Более сложные, чем Парфенон, который они должны были дополнить, Пропилеи («перед входом») были задуманы Периклом и его архитектором Мнесиклом как самое грандиозное светское здание, которое когда-либо было построено в Греции. Работы, начавшиеся в 437 году до н.э. и прерванные в 431 году Пелопоннесской войной, так и не были возобновлены. Центральный проход, самый широкий, некогда увенчанный перилами, предназначался для колесниц, а ступеньки вели к четырем другим входам, предназначенным для простых смертных. Северное крыло украшают посвященные Афине изображения великих художников прошлого.


Храм Ники Аптерос

Этот небольшой храм (421 г. до н.э.), созданный архитектором Калликратом, построен на земляной насыпи к юго-западу (справа) от Пропилей. Именно в этом месте, как утверждает легенда, Эгей ждал своего сына Тесея, ушедшего сражаться с Минотавром. Не увидев на горизонте белого паруса – знака победы – он бросился в бездну, сочтя Тесея мертвым. С этого места открывается великолепный вид на Афины и на море. Это здание, кажущееся крошечным по сравнению с Парфеноном, было разрушено в 1687 году турками, которые использовали его камни для усиления собственных защитных укреплений. В первый раз оно было реставрировано вскоре после объявления независимости страны, но недавно разобрано вновь, чтобы быть отстроенным заново с соблюдением всех тонкостей классического искусства.

Храм Ники АптеросПарфенон

Парфенон

Пройдя Пропилеи, вы окажетесь на эспланаде перед Акрополем, увенчанным собственно Парфеноном. Именно Перикл поручил Фидию, гениальному скульптору и строителю, и его помощникам, архитекторам Иктину и Калликрату, возвести этот храм на месте бывших святилищ, разрушенных персидскими завоевателями. Работы, начатые в 447 году до н.э., продолжались пятнадцать лет. Используя в качестве материала пентелийский мрамор, строителям удалось создать здание с идеальными пропорциями, длиной 69 метров и шириной 31 метр. Его украшает 46 колонн с каннелюрами высотой десять метров, составленными из дюжины барабанов. Впервые в истории каждый из четырех фасадов здания был украшен фронтонами с раскрашенными фризами и скульптурами.


Статуя Афины Промахос не сохранилась до наших дней; похожую статую воительницы можно увидеть в Археологическом музее Неаполя

На переднем плане находилась бронзовая статуя Афины Промахос («та, что защищает») высотой девять метров, с копьем и щитом – от этой композиции осталось лишь несколько фрагментов тумбы. Говорят, что моряки могли видеть гребень ее шлема и позолоченный кончик копья, сверкавшего на солнце, едва зайдя в Саронический залив…

Копия статуи Афины Парфенос

Другая огромная статуя Афины Парфенос, в одеждах из чистого золота, с лицом, руками и ногами из слоновой кости и с головой Медузы на груди, находилась в святилище. Это детище Фидия оставалось на своем месте более тысячи лет, но впоследствии было увезено в Константинополь, где позже было утеряно.

Став Афинским собором в Византийскую эпоху, затем мечетью под властью турок, Парфенон прошел сквозь века без особых потерь вплоть до того рокового дня в 1687 году, когда венецианцы бомбардировали Акрополь. Турки устроили в здании склад боеприпасов, и когда в него попало ядро, деревянная крыша была уничтожена и часть стен и скульптурных украшений обвалилась. Еще более жестокий удар по гордости греков нанес в самом начале XIX века британский посол лорд Эльджин, получив от турок разрешение на раскопки в древнем городе и вывезя огромное количество прекраснейших статуй и барельефов фронтона Парфенона. Теперь они находятся в Британском музее, но правительство Греции не теряет надежду, что когда-нибудь они снова вернутся на родину.


Эрехтейон

Последнее из святилищ, возведенных древними греками на Акрополе, расположено на другой стороне плато, возле северной стены, на месте мифического спора Посейдона и Афины из-за власти над городом. Строительство продолжалось пятнадцать лет. Освящение Эрехтейона произошло в 406 году до н.э. Неизвестный архитектор должен был объединить под одной крышей три святилища (в честь Афины, Посейдона и Эрехтея), построив храм на месте со значительными перепадами высоты грунта.

ЭрехтейонСтатуи Эрехтейона

Этот храм, хоть и меньший по размеру, чем Парфенон, должен был быть равным ему по великолепию. Северный портик, без сомнения, гениальное произведение искусства зодчих, о чем свидетельствуют его фриз из темно-синего мрамора, кессонный потолок и элегантные ионические колонны.

Не пропустите Кариатид – шесть статуй юных девушек выше человеческого роста, поддерживающих кровлю южного портика. В настоящее время это лишь копии. Одна из первоначальных статуй была увезена все тем же лордом Эль-джином, пять других, долгое время выставленных в Малом музее Акрополя (ныне закрытом), были перевезены в Новый музей Акрополя, открывшийся в июне 2009 года.

Здесь же не забудьте насладиться прекрасным видом Саламинской бухты, находящейся с западной стороны.


Одеон Герода Аттического

Расположенный в западной части Акрополя (161-174 гг.), римский одеон, знаменитый своей акустикой, открыт для посещения лишь во время празднеств, организованных в рамках фестиваля в честь Афины (представления проходят почти каждый день с конца мая до середины октября). Мраморные ступени античного театра могут вместить до 5000 зрителей!

Одеон Герода Аттического

Театр Диониса

Театр Диониса

Находящийся неподалеку от одеона театр, хоть и очень древний, тесно связан с главными эпизодами жизни греческого города. Это гигантское сооружение на 17 000 мест, построенное в V-IV веках до н.э., видело трагедии Софокла, Эсхила и Еврипида и комедии Аристофана. По сути, это колыбель западного театрального искусства. Начиная с IV века здесь собиралась городская ассамблея.

Новый музей Акрополя

У подножия холма (южная сторона) находится Новый музей Акрополя, детище швейцарского архитектора Бернарда Чуми и его греческого коллеги Михалиса Фотиадиса. Новый музей, возведенный взамен старого Музея Акрополя (возле Парфенона), ставшего слишком тесным, открыл свои двери в июне 2009 года. Это ультрасовременное здание из мрамора, стекла и бетона было построено на сваях, поскольку с началом строительства на этом месте были обнаружены ценные археологические находки. 4000 артефактов выставлены на 14 000 кв. м – это в десять раз больше площади старого музея.


Музей Акрополя

Первый этаж, уже открытый для публики, вмещает временные экспозиции, его стеклянный пол позволяет наблюдать за ведущимися раскопками. На втором этаже находятся постоянные коллекции, которые включают в себя артефакты, найденные в Акрополе с архаического периода Древней Греции по римский период. Но гвоздем выставки является третий этаж, стеклянные окна которого дарят посетителям прекрасный вид на Парфенон.

Экспонаты музея Станция метро "Акрополь"

Станция метро «Акрополь»

В 1990-х годах, при строительстве второй линии метро, были обнаружены важные раскопки. Некоторые из них были выставлены прямо на станции (амфоры, горшки). Здесь также можно увидеть муляж фриза Парфенона, представляющего Гелиоса в момент, когда он выходит из моря в окружении Диониса, Деметры, Коры и неизвестного безглавого персонажа.

Цветущий питтоспорум

Старый нижний город

По обеим сторонам Акрополя протянулся древний нижний город: греческий на севере, вокруг рыночной площади и древнего района Керамейкос, римский на востоке на подходе к Олимпейону (храму Зевса) и арке Адриана. С недавнего времени все достопримечательности можно осмотреть в ходе пешей прогулки, пройдя сквозь лабиринт улочек Плаки либо обойдя Акрополь по большой улице им. Дионисия Ареопагита.

Агора

Первоначально этот термин означал «собрание», затем так стали называть место, где люди вели дела. Сердце старого города, заполненное мастерскими и прилавками, агора (рыночная площадь) была окружена множеством высоких зданий: монетным двором, библиотекой, совещательной палатой, судом, архивами, не говоря уже о бесчисленных алтарях, маленьких храмах и памятниках.


Первые общественные постройки на этом месте стали возникать в IV веке до н.э., во время правления тирана Писистрата. Некоторые из них были восстановлены, а многие построены после разграбления города персами в 480 году до н.э. Дорога Панафиней, главная артерия античного города, пересекала эспланаду по диагонали, связывая главные ворота города, Дипилон, с Акрополем. Здесь проходили скачки на повозках, в которых, предположительно, принимали участие даже новобранцы кавалерии.

На рынке Агора в Афинах Храм Гефеста

На сегодняшний день агора почти не сохранилась, за исключением Тесеона (храма Гефеста). Этот дорический храм на западе Акрополя сохранился лучше всех в Греции. Он является обладателем прекрасного ансамбля колонн из пентелийского мрамора и фризов из паросского мрамора. На каждой из его сторон изображение Геркулеса на востоке, Тесея на севере и юге, сцены битв (с великолепными кентаврами) на востоке и западе. Посвященный одновременно Гефесту, покровителю металлургов, и Афине Органе (Работнице), защитнице гончаров и ремесленников, он датируется второй половиной V века до н.э. Вероятно, своей сохранностью этот храм обязан превращению в церковь. В XIX веке он даже стал протестантским храмом, где упокоились останки английских добровольцев и других европейских филэллинов (греко-филов), погибших во время войны за независимость.


Ниже, в центре агоры, возле входа в Одеон Агриппы, вы увидите три монументальные статуи тритонов. В наиболее возвышенной части местности, в направлении Акрополя, расположена отреставрированная маленькая церковь Святых Апостолов (около 1000 г.) в византийском стиле. Внутри сохранились остатки фресок XVII века и мраморный иконостас.

Музей АгорыБюст Гелиоса – бога Солнца

Музей Агоры

Портик Аттала, на восточной стороне рыночной площади, длиной 120 метров и шириной 20 метров был реконструирован в 1950-х годах и в настоящее время является музеем Агоры. Здесь можно увидеть несколько поразительных артефактов. Например, огромный спартанский щит из бронзы (425 год до н.э.) и, прямо напротив, кусок клеротерия, камня с сотней щелей, предназначенного для случайного отбора присяжных. Среди выставленных монет находится серебряная тетрадрахма с изображением совы, которая послужила моделью для греческого евро.

Башня Ветров

Римская агора

Во второй половине I века до н.э. римляне переместили агору примерно на сто метров к востоку, чтобы создать собственный центральный рынок. После нашествия варваров 267 года административный центр города укрылся за новыми стенами приходящих в упадок Афин. Здесь еще можно увидеть, как и на близлежащих улицах, множество важнейших зданий.


Модель древних Афин

Построенные в XI веке до н.э. дорические ворота Афины Архегетис находятся возле западного входа в Римскую агору. Во времена правления Адриана для всеобщего ознакомления сюда была помещена копия распоряжения относительно налогообложения купли-продажи оливкового масла… С другой стороны площади, на насыпи, возвышается восьмигранная Башня ветров (Аэриды) из белого пентелийского мрамора. Она была возведена в I веке до н.э. македонским астрономом Андроником и служила одновременно флюгером, компасом и клепсидрой (водяными часами). Каждая из сторон украшена фризом, изображающим один из восьми ветров, под которыми можно различить стрелки древних солнечных часов. На северной стороне находится маленькая недействующая мечеть Фетхие (Завоевателя), один из последних свидетелей захвата рыночной площади религиозными зданиями в Средние века, а затем под турецким владычеством.

Агора в Афинах – панорама Библиотека Адриана

Библиотека Адриана

В двух кварталах от римской агоры, возле площади Монастираки, вы обнаружите развалины библиотеки Адриана. Возведенное в эпоху царствования императора-строителя в том же году, что и Олимпейон (132 г. до н.э.), это огромное общественное здание с внутренним двором, окруженным сотней колонн, было в свое время одним из самых роскошных в Афинах.

Керамейкос

Керамейкос

Квартал Керамик, расположенный у северо-западной границы греческого города, обязан свои именем гончарам, изготавливавшим здесь знаменитые аттические вазы с красными фигурами на черном фоне. Здесь также находилось самое большое кладбище того времени, действовавшее до VI столетия и частично сохранившееся. Самые древние могилы относятся к микенской эпохе, но наиболее красивые, украшенные стелами и надгробными памятниками, принадлежали богатым афинянам и героям войн времен тирании. Они находятся на западе кладбища, в углу, засаженном кипарисами и оливковыми деревьями. Подобное проявления тщеславия было запрещено после установления демократии.

В музее выставлены наиболее красивые образчики: сфинксы, куросы, львы, быки… Некоторые из них были использованы в 478 году до н.э. для спешного возведения новых защитных укреплений против спартанцев!

Холм Пникс

Холм Пникс

К западу от агоры и Акрополя возвышается холм Пникс, место собрания ассамблеи жителей Афин (экклесия). Встречи происходили десять раз в год с VI до конца IV века до н.э. Знаменитые ораторы, такие как Перикл, Фемистокл, Демосфен, произносили здесь речи перед своими соотечественниками. Позднее ассамблея переехала на площадь перед театром Диониса, большую по размеру. С вершины этого холма вид на покрытый лесом Акрополь восхитителен.

Памятник Филопаппу

Холм Муз

Самая прекрасная панорама на Акрополь и Парфенон все же открывается именно с этого лесистого холма на юго-западе старого центра – мифологического бастиона афинян в борьбе с амазонками. На вершине находится отлично сохранившийся надгробный памятник Филопаппу (или Филоппапу) высотой 12 метров. Он датируется II веком и изображает этого «благодетеля Афин» на повозке.

Ворота Адриана

Ворота Адриана

Чтобы обозначить границу между старым греческим городом и его собственными Афинами, римский император Адриан приказал воздвигнуть ворота, обращенные к Олимпейону. На одной стороне было написано «Афины, древний город Тесея», а с другой – «Город Адриана, а не Тесея». Не считая этого, оба фасада абсолютно идентичны; стремясь к единению, они совмещают римскую традицию внизу и греческую форму пропилей в верхней части. Монумент высотой 18 метров был возведен благодаря дарам жителей Афин.

Панорама Афин

Олимпейон

Храм Зевса-Олимпийца, высшего божества, был самым большим в античной Греции – возведенный, как гласит легенда, на месте древнего святилища Девкалиона, мифического праотца греческого народа, который таким образом возблагодарил Зевса, спасшего его от наводнения. Тиран Писистрат, предположительно, начал строительство этого гигантского здания в 515 году до н.э. для того, чтобы чем-то занять людей и предотвратить бунт. Но на этот раз греки переоценили свои возможности: храм был закончен лишь в римскую эпоху, в 132 году до н.э. императором Адрианом, которому и досталась вся слава. Размеры храма впечатляли: длина-110 метров, ширина – 44 метра. Из 104 коринфских колонн 17 метров высотой и 2 метра диаметром сохранились только пятнадцать, шестнадцатая, сваленная бурей, все еще лежит на земле. Остальные были использованы для других построек. Они были расположены двойными рядами по 20 штук по длине здания и тройными рядами по 8 – по бокам. В святилище сохранились гигантская статуя Зевса из золота и слоновой кости и статуя императора Адриана – в римскую эпоху они почитались в равной степени.

Олимпейон Стадион Панатинаикос

Стадион Панатинаикос

Этот стадион, угнездившийся в амфитеатре с мраморными ступеньками возле горы Ардеттос, в 500 метрах к востоку от Олимпейона, в 1896 году был восстановлен для первых современных Олимпийских игр вместо и на месте древнего, возведенного Ликургом в 330 году до н.э. Во II веке Адриан ввел игрища на арене, привезя тысячи хищников для бестиариев. Именно здесь финишировал марафон Олимпийских игр 2004 года.

Плака

Плака

Это самый старый и самый интересный жилой квартал города. Лабиринт его улочек и лестниц, насчитывающий не менее трех тысячелетий, простирается до северо-восточного склона Акрополя. В основном он пешеходный. Верхняя часть квартала создана для долгих прогулок и любования прекрасными домами XIX века, стены и внутренние дворы которых густо покрыты бургенвилиями и геранью. Плака усеяна античными руинами, византийскими церквями, и в то же время здесь много бутиков, ресторанов, музеев, баров, маленьких ночных клубов… Она может быть как тихой, так и очень оживленной, все зависит от места и времени.

Церковь Агиос Иоаннис Теологос

Церкви

Хотя башни Митрополии, собора Плаки (XIX в.), обосновавшегося в северной части квартала, неминуемо притягивают взгляды, опустите глаза к его основанию и полюбуйтесь восхитительной Малой Митрополией. Эта маленькая византийская церквушка XII века, посвященная святому Элевтрию и Богоматери Горгоепикоос («Скоро-помощнице»!) была построена из античных материалов. Снаружи ее стены украшены великолепными геометрическими барельефами. Все попы Греции собираются на соседней улице, Агиос Филотеис, чтобы совершить покупки в специализированных магазинах. На возвышенности Плаки находится очаровательная маленькая византийская церковь Агиос Иоаннис Теологос (XI в.), также заслуживающая вашего внимания.

Музей народного искусстваМузей Фриссираса

Музей народного искусства

Этот музей в восточной части Плаки представляет интересную коллекцию экспонатов народного творчества. Осмотрев вышивки на первом этаже и забавные карнавальные костюмы в мезонине, в зале Теофилоса на втором этаже вы обнаружите настенную живопись, дань уважения этому художнику-самоучке, который украшал дома и лавочки своего родного края. Чтя традиции, он всю жизнь носил фустанеллу (традиционную мужскую юбку) и умер в нищете и забвении. Лишь только после смерти он получил признание. На третьем этаже выставлены украшения, орнамент и оружие; на четвертом – народные костюмы различных провинций страны.

Музей Фриссираса

Неоклассический снаружи, ультрасовременный внутри, этот музей, посвященный современному искусству, единственный в своем роде в Греции. Здесь попеременно выставляются постоянная коллекция, основной темой которой являются обычные люди, и временные экспозиции. Посетителям предоставляется возможность посмотреть на великие события XX века глазами греческих художников.

Современное искусство Памятник Лисикрата

Памятник Лисикрата

В 335 году до н.э., после победы своей труппы на театральном конкурсе, дабы увековечить это событие, меценат Лисикрат приказал возвести этот памятник в форме ротонды. Афиняне прозвали его «фонарем Диогена». Изначально внутри находился бронзовый приз, полученный от городских властей. В XVII веке

Яркая Анафиотика

Анафиотика

В самой высокой части Плаки, у склонов Акрополя, жители кикпадского острова Анафи воссоздали в миниатюре свой мир. Анафиотика – это квартал в квартале, настоящая мирная гавань, куда нет доступа машинам. Она представляет собой несколько десятков беленых домиков, утопающих в цветах, со множеством узких переулков и укромных проходов. Беседки из виноградных лоз, вьющийся шиповник, горшки с цветами – жизнь здесь поворачивается к вам приятной стороной. В Анафиотику можно попасть со стороны улицы Стратонос.

Музей КанеллопулосаДомра

Музей Канеллопулоса

Этот музей находится в самой западной части Плаки, между Акрополем и римской агорой, в прекрасном неоклассическом здании и вмещает в себя весьма причудливые и разношерстные коллекции (которых, однако, объединяет принадлежность к эллинизму), переданные государству супругами Канеллопулос. Среди главных экспонатов вы увидите кикладские статуэтки и золотые античные украшения.

Музей народных музыкальных инструментов

Расположенный на улице Диогена, в западной части Плаки, напротив входа в римскую агору, этот музей предлагает вам ознакомиться с музыкальными инструментами и традиционными греческими мелодиями. Вы узнаете, как звучат бузуки, лютни, тамбурасы, гайды и другие редкие образцы. Концерты организуются в саду в летнее время.

Площадь Синтагма в полдень

Площадь Синтагма

На северо-востоке Плака граничит с огромной площадью Синтагма, сердцем делового мира, районом, который был построен по плану, составленному на следующий день после объявления независимости. Зеленая эспланада окружена шикарными кафе и современными постройками, в которых находятся офисы банков, авиа- и международных компаний.

Здесь находится отель «Великобритания», жемчужина Афин XIX века, самый красивый дворец города. На восточном склоне расположился дворец Були, ныне парламент. В 1834 году он служил резиденцией короля Оттона I и королевы Амалии.

Метро в Афинах

Подземка

Благодаря строительству метро (1992-1994) под эспланадой начались самые масштабные раскопки, когда-либо проводимые в Афинах. Археологи обнаружили акведук эпохи Писистрата, очень важную дорогу, литейные бронзовые мастерские V века до н.э. (период, когда это место находилось за пределами городских стен), кладбища конца классической эпохи – начала римской эпохи, термы и второй акведук, тоже римские, а также раннехристианские оссуарии и часть византийского города. Различные археологические слои были сохранены внутри станции в форме поперечного кубка.

Парламент (дворец Були)

Название площади Синтагма вызывает в памяти греческую Конституцию 1844 года, провозглашенную с балкона этого неоклассического дворца, с 1935 года – резиденции парламента.

Перед зданием находится памятник Неизвестному солдату, у которого держат караул эвзоны (пехотинцы). Они носят традиционные греческие костюмы: фустанеллу с 400 складками, символизирующими количество лет, проведенных под турецким игом, шерстяные гольфы и красные башмаки с помпонами.

Смена караула происходит каждый час с понедельника по субботу, и один раз, в 10.30, в воскресенье. Весь гарнизон собирается на площади для этой красивой церемонии.

Смена караула

Национальный сад

Бывший когда-то дворцовым парком, Национальный сад ныне является тихим оазисом с экзотическими растениями и мозаичными бассейнами в самом сердце города. Там вы сможете увидеть античные руины, укрытые среди тенистых аллей, маленький ботанический музей, расположенный в павильоне, зоопарк и приятный кафенион с большой крытой беседкой.

На юге находится Заппейон, здание в неоклассическом стиле, построенное в 1880-х годах в форме ротонды. В 1896 году, во время первых современных Олимпийских игр, там находился штаб Олимпийского комитета. Позднее Заппейон стал Выставочным центром.

К востоку от сада, на улице Герода Аттического, посреди парка, находится Президентский дворец, красивое здание в стиле барокко, охраняемое двумя эвзонами.

Мозаичный бассейн Национального садаЗаппейонПавлин в зоопарке Национального сада Технополис

Северные кварталы и музеи

Оправдывающий свое название квартал Гази на северо-западе города, преимущественно индустриальный, сначала производит не слишком приятное впечатление. Бывший газовый завод, давший кварталу свое имя, теперь является огромным культурным центром (Технополис).

Чуть восточнее протянулся очень оживленный квартал Псири, где обосновались оптовики и кузнецы, – и, с некоторых пор, растущее количество баров, ночных заведений и модных ресторанов. Его маленькие улочки ведут к рынкам и площади Омония, сердцу народных Афин. Отсюда вы сможете дойти до площади Синтагма по двум большим улицам в неоклассическом обрамлении – Стадиу и Панепистимиу.

Еще дальше к востоку, под бдительным оком обнаженной вершины горы Ликавит, находится роскошный Колонаки, рай для любителей шопинга.

Площадь Монастираки

Окрестности Монастираки

Непосредственно к северу от римской агоры находится площадь Монастираки, в любое время суток переполненная людьми. Над ней возвышается купол и портик мечети Циздараки (1795 г.), в которой сейчас располагается отделение Плаки Музея народного искусства.

Рынок в Афинах

Соседние пешеходные улочки захвачены магазинами сувениров, антиквариата, а также старьевщиками, которые собираются каждое воскресенье на площади Абиссинии, чтобы устроить гигантский блошиный рынок.

Рынки

Большой бульвар Афинас, связывающий Монастираки с площадью Омония на севере, проходит мимо рыночных павильонов. «Брюхо Афин», находящееся в постоянной активности с рассвета до середины дня, делится на две части: торговцы рыбой в центре и мясом – вокруг.

Перед зданием стоят продавцы сухофруктов, а на близлежащих улочках – торговцы скобяным товаром, коврами, домашней птицей.

Статуя Посейдона

Археологический музей

В нескольких кварталах к северу от площади Омония, на огромной эспланаде, заставленной машинами, находится Национальный археологический музей, владеющий сказочной коллекцией экспонатов искусства великих цивилизаций античной Греции. Без колебания проведите здесь половину дня, созерцая статуи, фрески, вазы, камеи, украшения, монеты и другие сокровища.

Самым ценным экспонатом музея, возможно, является посмертная золотая маска Агамемнона, найденная в 1876 году в Микенах любителем-археологом Генрихом Шлиманом (зал 4, в центре двора). В той же комнате вы увидите другой важный объект микенской эпохи, вазу Воина, а также погребальные стелы, оружие, ритоны, украшения и тысячи роскошных предметов из янтаря, золота и даже скорлупу страусиного яйца! Кикладская коллекция (зал 6) также обязательна для просмотра.

Осматривая первый этаж и двигаясь по часовой стрелке, вы пройдете хронологически от архаического периода, представленного великолепными куросами и корами, до римского. По пути вы увидите великие шедевры искусства классической эпохи, среди которых выловленная в море возле острова Эвбея бронзовая статуя Посейдона (зал 15), а также статуи всадника Артемизиона на боевом коне (зал 21). Надгробия представлены в большом количестве, некоторые из них весьма впечатляющи. Например, огромные лекифы – вазы высотой два метра. Стоит также упомянуть фризы, украшавшие храм Афейи на Эгине, фризы храма Асклепия (Эскулап) в Эпидавре и великолепную мраморную группу Афродиты, Пана и Эроса в зале 30.

Золотая маска АгамемнонаВсадник Артемизиона Гей-парад на улице Панепистимиу

На втором этаже выставлены коллекции керамики: от изделий геометрической эпохи до восхитительных аттических ваз. Греческим Помпеям – городу Акротири на острове Санторин, погребенном в 1450 году до н.э., – посвящена отдельная секция (зал 48).

Панепистимиу

Квартал, расположенный между площадями Омония и Синтагма, дает ясное представление о грандиозных амбициях периода после объявления независимости. Определенно принадлежащее к неоклассическому стилю, трио, состоящее из Университета, Академии и Национальной библиотеки, простирается вдоль улицы Панепистимиу (или Элефтериос Венизелу) и явно заслуживает внимания гостей города.

Национальный исторический музей и памятник Теодоросу Колокотронису

Национальный исторический музей

Музей расположен в здании бывшего парламента, на улице Стадиу, 13, неподалеку от площади Синтагма, и посвящен истории страны с момента захвата Константинополя османами (1453 г.). Период войны за независимость представлен очень подробно. Можно даже увидеть шлем и шпагу лорда Байрона, самого знаменитого из филэллинов!

Музей Бенаки

Музей Бенаки

Основанный в 1930 году Антонисом Бенакисом, членом известной греческой семьи, музей находится в его бывшей афинской резиденции. Экспозиция состоит из коллекций, собранных в течение всей его жизни. Музей продолжает пополняться, и теперь он предлагает вниманию посетителей полную панораму греческого искусства, с доисторического периода до XX века.

На первом этаже представлены экспонаты от периода неолита до византийской эпохи, а также прекрасное собрание ювелирных украшений и античных корон из золотых листьев. Большая секция посвящена иконам. Второй этаж (XVI—XIX вв.) охватывает период турецкой оккупации, преимущественно здесь выставлены образцы церковного и мирского народного искусства. Два великолепных приемных зала 1750-х годов были восстановлены, вместе с потолками и панно из резного дерева.

Менее интересные секции, посвященные периоду пробуждения национального самосознания и борьбы за независимость, занимают два верхних этажа.

Колье из золотых листьевНациональные костюмыИконы Женский торс, 2600-2400 лет до н.э.

Музей кикладского искусства

Здесь представлены главным образом коллекции Николаса Гуландриса, посвященные античному искусству. Наиболее выдающаяся из них находится, без сомнения, на первом этаже. Здесь вы можете ознакомиться с легендарным кикладским искусством; статуэтками, мраморными предметами домашнего обихода и объектами религиозного культа. Не пропустите блюдо с голубками, высеченное из цельного куска, необыкновенные статуэтки флейтиста и разносчика хлеба, а также статую высотой 1,40 метра, одну из двух, изображавших великую богиню-покровительницу.

Третий этаж посвящен греческому искусству с бронзового периода до II века до н.э., на четвертом выставлена коллекция кипрских артефактов, а на пятом – прекраснейшие керамические изделия и «коринфские» бронзовые щиты.

Позднее музей переехал в великолепную неоклассическую виллу, построенную в 1895 году баварским архитектором Эрнстом Зиллером (дворец Стафатоса).

Византийский и христианский музей

Византийский и христианский музей

Экспозиции, размещенные в музее, охватывают период с падения Римской империи (V в.) до падения Константинополя (1453 г.) и успешно освещают историю византийской культуры с помощью прекрасной подборки экспонатов и реконструкций. Выставка также подчеркивает особую роль Афин, центра языческой мысли в течение по меньшей мере двух столетий, пока не воцарилось христианство.

Стоит увидеть секцию коптского искусства (особенно башмаки V-VIII в.!), сокровище Митилен, найденное в 1951 году, восхитительные ригеля и барельефы, коллекции икон и фресок, выставленные в церкви Эпископии Эвританской, а также великолепные манускрипты.

Национальная Пинакотека

Значительно модернизированная в последние годы, Пинакотека посвящена греческому искусству последних четырех столетий. Она хронологически представляет различные движения, от ранней поствизантийской живописи до произведений современных художников. В частности, вы увидите три мистических полотна Эль Греко, уроженца Крита, который наряду с Веласкесом и Гойей был самым известным художником Испании XVI века.

Национальная Пинакотека в Афинах Колонаки

Колонаки

В северной части бульвара Василиссис Софиас покатые улочки квартала Колонаки образуют шикарный анклав, знаменитый своими модными бутиками и художественными галереями. Все утро, а особенно после обеда, на террасах кафе площади Филикис Этериас яблоку негде упасть.

Гора Ликавит

Гора Ликавит (Ликавиттос)

В конце улицы Плутарха находится длинная вереница рынков, ведущая к подземному канатному тоннелю с фуникулером, который за несколько минут доставит вас на вершину Ликавита, славящегося своей прекрасной панорамой. Любители спорта предпочтут лестницы, начинающиеся с конца улицы Лукиану, в ста метрах к западу (15 минут подъема). Тропинка, изгибаясь, ведет сквозь кипарисы и агавы. Наверху, с паперти часовни Святого Георгия, в хорошую погоду можно увидеть острова Саронического залива и, естественно, Акрополь.

Источник: wikiway.com

Природные условия Аттики

Аттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы в этой части Греции каменистые, пригодных под посевы земель очень мало. Горы Аттики богаты полезными ископаемыми. Здесь издревле добывали железо, свинец и превосходный мрамор. На полуострове находились и богатейшие в Греции залежи серебра, а также большие запасы глины, используемой в гончарном деле. В центре полуострова, среди широкой равнины, расположился главный город Аттики – Афины. Он и дал название сложившемуся здесь государству.

Древние Афины

Вот что говорилось в легенде о происхождении названия Афин. Поспорили как-то Афина и Посейдон, кому из них быть покровителем величайшего в Греции города. Чтобы решить свой спор, они договорились, что покровителем будет тот, кто сделает его жителям лучший подарок. Он же даст городу и свое имя. Ударил Посейдон трезубцем по скале Акрополя, и потекла из того места вода. Обрадовались было люди, но вода эта оказалась соленой, как море. Тогда Афина воткнула в землю свое копье, и превратилось оно в оливковое дерево. Попробовали люди его плоды и решили, что этот дар бесценен. Город был назван в честь Афины, которая стала его покровительницей.

Древнегреческое бронзовое зеркало

Основные занятия населения

Одним из важнейших занятий жителей Аттики было земледелие. В долинах небольших рек и на плоскогорьях они выращивали ячмень, пшеницу, бобы, на склонах гор – виноград и оливковые деревья. Виноград в основном использовался для изготовления домашнего вина. Оливковое масло шло в пищу и применялось для освещения жилищ. Его употребляли и вместо мыла, которого тогда не знали. Масло входило в состав многих лекарств. Им же греки умащивали тело перед физическими упражнениями. Оливки наряду с хлебом и рыбой были основной пищей людей. Их ели сушеными, солеными и вымоченными в уксусе. На склонах лесистых гор паслись стада коров, овец, коз. Из их молока получали сыр, который тоже был одним из важнейших продуктов питания жителей полуострова.

Жертвоприношение в честь богов. Древнегреческий рисунок

Своего хлеба в Аттике выращивали мало, и его всегда не хватало. Зерно приходилось покупать у соседей или ввозить из-за моря. Там его обменивали на вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Больше всего ценились изделия афинских гончаров. Вышедшие из-под их рук расписные вазы, тарелки, кубки, амфоры охотно раскупались повсюду. Ценилось и изготовленное в Аттике вино. Греки пили вино, чтобы утолить жажду, разбавляя его при этом на две трети родниковой водой. Необходимость ввозить зерно в Аттику способствовала тому, что ее жители с древних времен занимались торговлей и мореплаванием.

Амфора из Аттики

Государственное устройство Древних Афин

Как и в других полисах, высшим органом власти в Афинах было Народное собрание. Но со временем оно стало терять свое значение. Высшая власть в Афинах оказалась в руках особого совета, куда входили только аристократы. Обычно он собирался на холме, посвященном богу войны Аресу, отсюда произошло и его название – ареопаг. Этот совет принимал законы, разбирал споры афинян, судил их. Ареопаг избирал высших должностных лиц государства. В Афинах их называли архонтами. Среди них был верховный жрец, судьи, командующий афинским войском.

Жили в Афинах по законам, которые в конце VII века до н. э. были установлены архонтом Драконтом. Эти законы за все, даже самые незначительные, преступления предусматривали жестокие наказания. Чаще всего – смертную казнь. Она полагалась даже за кражу овощей с огорода. Афиняне говорили про драконтовские законы, что они написаны не чернилами, а кровью.

Положение афинских земледельцев

Самые плодородные земли в Аттике были со временем захвачены знатью. Аристократам принадлежали обширные поля, виноградники, оливковые рощи. Наделы же простых людей были небольшими. Урожая с них едва хватало, чтобы свести концы с концами. Когда посевы земледельцев страдали от засухи, многие из них брали зерно в долг у богатых соседей. За каждый взятый мешок приходилось возвращать через год уже намного больше. Владелец зерна ставил на земле должника долговой камень. На нем было высечено, сколько и когда вернуть. Если земледелец не мог расплатиться вовремя, его землю отбирали в счет долга. Правда, он мог продолжать работу на ней, но теперь должен был отдавать новому владельцу значительную часть урожая. Приходилось залезать в новые долги. Если же земледелец снова не мог с ними расплатиться, он продавал семью или самого себя в рабство. Хозяин мог продать раба или заставить его работать в своем хозяйстве.

Со временем все больше афинских граждан теряли и землю, и свободу. Но пожаловаться им было некому. Законы Драконта охраняли в основном интересы богатых людей. К тому же и судьи, разбиравшие споры, избирались из числа аристократов. Простой народ, который в Афинах назывался демосом, был недоволен своим бесправным положением.

Подведем итоги

Примерно в то же время, что и в Лаконике, в Аттике сложилось самостоятельное государство. Верховная власть в нем принадлежала собранию полноправных граждан. Но со временем руководить государством стали аристократы.

Вопросы и задания

1. Расскажите о главных хозяйственных занятиях жителей Аттики.

2. Какое влияние на занятия афинян оказала нехватка плодородных земель в Аттике?

3. Расскажите о том, как управлялось Афинское государство.

4. Почему многие афинские земледельцы теряли свою землю и становились рабами?

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

Становление Афинского государства

По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма — объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя (где еще ​​в микенскую эпоху существовало укрепленное поселение и «дворец» в 16 — 13 веках до н. э). Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции, около 13 века до н. э; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э). Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение ее населения на эвпатридов, геоморов и демиургов. Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой — так называемые метеки — лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами, которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом — советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.

Первые реформы. Эпоха Солона

С ростом имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшегося уравнение в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В середине 7 века до н. э аристократ Килон предпринял неудачную попытку овладеть властью. Около 621 до н. е. при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, которые несколько ограничили произвол судей-аристократов. В 594—593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена ​​свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган — Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Афинская демократия

Эпоха Писистрата и Клисфена

Около 560 до н. э. в Афинах состоялся политический переворот: установилась тирания Писистрата, проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нем Афины добились больших внешнеполитических успехов: распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря, укрепились на обоих берегах Геллеспонта. Афины разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. В городе сооружен водопровод. В правление Писистрата и его сыновей приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата 527 до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но как и во всей Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной: Гиппарх убит заговорщиками, а Гиппий свергнут в 510 до н. э. Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

Греко-персидские войны

В греко-персидских войнах (500—449 до н. э) Афинам принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами под Марафоном (490 до н. э) (см. Марафонская битва), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Битва при Саламине (480 до н. э.), которая стала переломным моментом в ходе войны, состоялась именно по инициативе афинян и, прежде всего, благодаря им и стратегу Фемистоклу завершилась полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль Афин в 479 до н. э. в битве при Платеях и при мысе Микале. В последующие годы Афины, возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратился в Афинскую морскую державу — Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархическим (возглавляемыми Аристидом, затем Кимоном) и демократическим (возглавляемыми Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в Афинах утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии — Афинской демократии, что достигла наивысшего расцвета в эпоху правления Перикла (стратег в 444/443 — 429 годы до н. э). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы им подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных — гелиэя — избиравшихся из граждан по жребию. За выполнение государственных обязанностей после избрания устанавливалось вознаграждение из казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также теорикон — выдача денег гражданам на посещение театра. Увеличенные расходы на все это покрывались за счет налога — фороса, который должны были регулярно выплачивать союзные города, входившие в архе.

Афинская гегемония

На вторую половину 5 века до н. э приходится период величайшего культурного расцвета Афин — так называемый золотой век Перикла. В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот, философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, сатирик Аристофан. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей — аттический диалект — получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов. В Афинах велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей перестроен и соединен так называемыми длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное укрепление, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Афинского акрополя — шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447—438 до н. э архитекторами Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и другие произведения афинского изобразительного искусства 5 века служили образцами для многих поколений художников последующих веков.

Пелопоннесская война. Под властью Македонии

Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические порядки — Пелопоннесским союзом, возглавляемым Спартой. В конечном счете противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431—404 до н. э) — крупнейшей войне в истории Древней Греции. Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили свое ведущее положение в Греции. В первой половине 4 века до н. э. Афинам время от времени удавалось улучшать свое положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395—387 до н. э Афинам, в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой ​​флот и восстановить укрепления вокруг города (изрыты по условиям капитуляции 404 до н. э). В 378—377 годах до н. э возродился, правда в суженном виде, Афинский морской союз, который просуществовал недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. в составе антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном, Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии.

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 до н. э., разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима; находясь на положении города-союзника (civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царем Митридатом VI Евпатором. В 86 до н. э. войско Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 до н. э. после образования римской провинции Ахайя, Афины вошли в ее состав. С 3 веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

  • Ареопаг, то есть холм Ареса — западнее Акрополя, дал свое имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф — юго-западнее Ареопага.
  • Пникс — полукруглый холм юго-западнее Ареопага. Здесь первоначально проходили собрания экклесии, которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз, ныне известный как Холм Филопаппу — южнее Пникса и Ареопага.
  • Холм Акрополис.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили ее стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе, вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы — Парфенон. Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней, в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь — Пропилей (437—432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу, Аполлону, Дионису. Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис — Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота — между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами, которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

Районы

  • Внутренний Керамик, или «Квартал гончаров».
  • Дем Милет в западной части города, южнее Внутреннего Керамика.
  • Дем Гиппий Колонос — считался наиболее аристократическим среди всех демов полиса Древних Афин.
  • Дем Скамбониде в северной части города и восточнее Внутреннего Керамика.
  • Коллитос — южный район города, лежал южнее Акрополя.
  • Коеле — район на юго-западе города.
  • Лимна — район к востоку от дема Милет и района Коллитос, занимал территорию между Акрополем и рекой Илиссос.
  • Диомея — район в восточной части города, рядом с Диомейскими воротами и Киносаргом.
  • Агре — район южнее Диомеи.

Пригород

  • Внешний Керамик располагался на северо-запад от города, считался лучшим пригородом Афин. Здесь хоронили афинян, павших в войне, а в дальнем конце района существовала Академия на расстоянии 6 стадий от города.
  • Киносарг располагался восточнее города, напротив реки Илиссос, граничил с Диомейскими воротами и гимназией, посвященной Гераклу, в которой учил киник Антисфен.
  • Ликей — располагался восточнее города. В этом районе существовала гимназия, посвященная Аполлону Ликейскому, известная тем, что там учил своих учеников Аристотель.

Улицы

Среди наиболее важных улиц Афин были:

  • Улица Пирея, которая вела от пирейских ворот к Афинской агоре.
  • Панафинейский путь вел от Дипилонских ворот через агору к Афинскому акрополю. Панафинейским путем происходило торжественное шествие во время Панафинейских праздников.
  • Улица Тренога располагалась восточнее Акрополя.

Общественные здания

  • Храмы. Из них наиболее важное значение имел Олимпейон, или Храм Зевса Олимпийского, расположенный юго-восточнее Акрополя, вблизи реки Илиссос и фонтана Каллирое. Среди других храмов Афин: Храм Гефеста — расположен к западу от агоры; Храм Ареса — на севере агоры; Метроон, или храм Матери богов — на западной стороне агоры. Кроме этих основных существовало множество меньших храмов во всех районах города.
  • Булефтерион был возведен в западной части агоры.
  • Толос — округлое здание вблизи Булефтериона, построенное в 470 до н. э Кимоном, который был избран в Совет пятисот. В Толосе члены совета питались, а также осуществляли приношение жертв.
  • Стоа — открытые колоннады, использовались афинянами в качестве места отдыха в разгар дня, их было несколько в Афинах.
  • Театры. Самым первым театром в Афинах был театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя, долгое время он оставался крупнейшим театром афинского государства. Кроме того, существовал Одеон для участия в конкурсах по вокалу и исполнения инструментальной музыки.
  • Стадион Панатинаикос располагался на берегу реки Илиссос в районе Агре, здесь проводились спортивные события Панафинейских праздников. На стадионе Панатинаикос состоялись Первые Олимпийские игры современности в 1896 году.

Источник: dic.academic.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.