Доклады
История
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса, располагавшаяся в Олимпии – это уникальная работа Фидия, известного афинского скульптора своего времени. Для того, чтобы создать это великое творение, грекам пришлось немало потрудиться и дважды возвести храм для этого монумента. У Фидия были ученики, которые помогали ему в этом ответственном деле. Это был его брат Пенен и ученик Колот. День открытия этой статуи считается 435 год до н.э. Существует легенда, что к Фидию лично сошел с небес Зевс, чтобы позировать.
За период с момента создания статуи, ее пришлось несколько раз подвергать реставрации. Она несколько раз подвергалась сильным ударом молнии, землетрясению. Были моменты, когда пытались украсть дорогие детали изваяния. Римский правитель Калигула хотел перевести к себе в Рим статую Зевса. Попытка эта оказалась неудачной. По рассказам очевидцев, статуя начала громко хохотать и привела в страх и ужаса рабочих. В панике они разбежались кто куда, а изваяние Зевса так и осталась на своем месте в Олимпии.
Последний раз о ней упоминалось 363 годом нашей эры. После того, как большая часть населения приняла христианство (391год н.э.), было принято решений избавиться от всех языческих храмов. Их все, включая и храм, где стояла статуя Зевса, закрыли. Поговаривали, что в 5 веке ее перевезли в Константинополь, но в 475 году из-за сильнейшего пожара она была полностью разрушена.
Описание статуи Зевса
Это великое творение всех времен носило название статуя Зевса Олимпийского. Вся конструкция состояла из золота и слоновой кости. Золота потребовалось привести около 200 кг. Золотом украшали статую Зевса и его трон. Современники, описывали изваяние так: огромных размеров, расписанный золотом трон, на нем, держа в левой руке скипетр, а в правой Нику, богиню Победы сидел великий Зевс. На нем был плащ, украшенный изображениями животный и птиц, а голова была укрыта золотым венком. Сам трон стоял на высоком (9,5 метров) пьедестале, а ноги его стояли на скамейке.
Особое внимание привлекало украшение трона. На нем были запечатлены различные сцены из древней мифологии греков. Сам трон был выполнен из слоновой кости, черного дерева, а так же драгоценных камней. На каждой из четырех ножек трона было выбито изображение Ники. Перекладины между ножками были украшены военными сценами борьбы греков и амазонок, а так же различными спортивными состязаниями. Расписывал трон брат Фидия Паненом. На нем можно было увидеть изображения Геракла, Тезея, Посейдона, Афины, Геры, Гермеса, Ахилла, Аполлона, а так же самого Зевса. Современные источники утверждают, что размеры статуи могли доходить до 17 метров в высоту!
Интересные факты о статуе Зевса
Чтобы сохранить слоновую кость жрецы использовали масло. Стекало масло в специально вырытый бассейн в черном мраморном полу. Но существовало и еще одно значение углубления – масло, находящееся в этом бассейне отражалось от света в двери, это световое преломление освещало голову и плечи статуи. Тем самым создавая иллюзию, будто Зевс дарит свет людям.
Сообщение 2
Одно из семи чудес света – статуя Зевса в Олимпии, результат гения скульптора Фидия и его помощников – ученика Колота и брата Панена. 13-ти метровый сидящий Зевс был сооружён в главном святилище Греции – храме в Олимпии (культурный и религиозный центр Древней Эллады) и датируется 430 годом до нашей эры. «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня» – гласила надпись, высеченная у подножия скульптуры.
Мастера работами скрытно и люди, не имевшие возможности видеть процесс, решили, что главный житель Олимпа лично спускается для позирования.
Композиционно скульптуры состоит из тела Зевса, сидящего на троне и демонстрирующего символы власти (фигурку богини Ники и жезл с изображением орла). Особо привлекали внимание детали скульптуры: лавровый венок на голове Бога, тога, оборачивающая торс, сандалии, скульптурки львов, героев и ангелов, украшавшие трон.
Мастер иллюзии Фидий, для большего эффекта, расположил у основания бассейн с тонкой плёнкой масла на поверхности воды. Эти блики озаряли статую и создавали у легковерных греков ощущение её одушевлённости.
Вызывает интерес хрисоэлефантинная техника изготовления. К деревянной основе прикрепляли элементы из лучших образцов слоновой кости и золота (200 кг.).
К 393 году до нашей эры статуя была частично разграблена. По преданию в 475 году до нашей эры, Феодосий II приказал перевезти статую Зевса из Олимпии в Константинополь, где она вскоре была уничтожена пожаром. Сведения о ней были восстановлены по описаниям и по изображению на монетах.
Судьба великого скульптора сыграла с ним злую шутку. Он был обвинён в растрате золота для статуи, а не сумев это доказать, его обвинили в непочтительном отношении к богам, за что и заточили в темницу. Свои последние годы он жил в нищете и в полном забвении обществом.
Статую Зевса в Олимпии упоминает в своём труде «История» великий Геродот.
Материальным доказательством существования великого шедевра стали найденные в 1857 году останки храма.
На сегодняшний день, на месте Олимпийского храма располагается музей археологии.
Картинка к сообщению Статуя Зевса в Олимпии
Популярные сегодня сообщения и доклады
Доклад О рыбах: Щука, карась, окунь Данные виды рыб относятся к пресноводным особям. Щука – это хордовая рыба, дальний родственник лососевых рыб. Она распространена по всему миру
Доклад Зимние Олимпийские игры сообщение Как известно, Олимпийские игры имеют длительную историю и впервые они были проведены в Греции в восьмом веке до новой эры. Олимпиада считается изначально религиозным событием,
Доклад на тему Белка и Стрелка сообщение Белка и Стрелка – эти клички известны всем и каждому, без преувеличения. Однако не все знают, что и до них были случаи полётов собак в космос – удачные и не очень.
Доклад-сообщение История развития компьютерной техники Для обычного, мыслящего, обывателя, компьютер – это фантастическая вещь, которая держит в себе огромное количество функций
Публицистический стиль – доклад сообщение Что же такое «публицистический стиль»? На самом деле, ответ кроется в самом прилагательном, характеризующем данный жанр письма и речи. По сути, публицистический стиль является официальным язы
Доклад на тему Фотосинтез сообщение 6 класс биология Фотосинтез – это процесс, который представляет из себя трансформацию лучистой энергии солнца в химическую энергию. Таким образом природа приспособилась к использованию солнечной энергии для т
Источник: doklad-i-referat.ru
Когда я в детстве читал про Семь чудес света мне было безумно горько от того, что такие великие памятники исчезли практически без следа (кроме разве пирамид). А еще не покидало ощущение какой то фантастичности и инопланетности всех этих творений. Это знаете как в фантастическом фильме: пейзаж планеты, идут дикари и камера показывает огромную статую с мечем например – и ты понимаешь, что эти дикари ну никак не могли построить это громадное сооружение. Точно так я реагировал на иллюстрации Чудес Света.
Давайте вспомним, что нам о них известно? А начнем с Зевса …
Фото 2.
Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.
Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.
Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.
Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.
Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.
Фото 3.
Если верить легенде, то храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа.
роительство храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до нашей эры. Писистрат был сыном Гиппократа и возглавлял Афины продолжительное время. Когда Гиппий, сын Писистрата, был свергнут спустя 5 лет своего владения, работа над сооружением была заброшена. С наступлением периода афинской демократии храм так и оставался незавершенным. В то время греки считали, что строительство такого грандиозного сооружения было актом высокомерия. Фемистокл – великий греческий полководец и государственный деятель периода Греко-персидских войн 500—449 г до нашей эры, даже использовал его части для строительства оборонительных стен, связавших Афины с Пиреем. Раскопанный участок одной из стен можно увидеть рядом с храмом.
Фото 4.
Работы над храмом были продолжены лишь после того, как Александр Македонский взял под свой контроль управление Афинами в III веке до нашей эры. Антиох IV Епифан, царь эллинистической династии, заключил контракт с римским архитектором Коссутиусом для возведения крупнейшего храма в мире. Однако в 164 году до нашей эры Антиох умер, и работы снова остановились.
В 84 году до нашей эры римский диктатор Сулла, любивший увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского И только во втором веке нашей эры строительство храма было, наконец, завершено римским императором Адрианом. Император был большим почитателем греческой культуры и даже, вопреки тогдашней римской моде, отпустил бороду. Произошло это уже во втором веке нашей эры со 129 по 131 годы.
Фото 5.
Храм Зевса стоял на трехступенчатой террасе размерами 107,7 метра на 41,1 метра. Его вытянутое прямоугольное здание когда-то окружали два ряда поставленных близко друг к другу колонн, всего их было 104. На торцевых сторонах к основным колоннам прибавлялись еще колонны портиков. Это был настоящий мраморный «лес колонн», подавлявший зрителя своими размерами.
Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.
Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.
Фото 6.
О внутреннем убранстве храма достоверных сведений не много. Но доподлинно известно, что когда-то в нем стояла гигантская покрытая золотом и слоновой костью статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Статуя считалась одним из семи чудес света древнего мира. Статуя была воистину прекрасна.
Греки считали несчастными тех, кто ни разу не видел эту статую Зевса. Рассказывают, что когда Калигула пожелал перенести статую Зевса к себе в Рим, то статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Рядом со статуей Зевса возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, ни статуя Зевса ни статуя Адриана, до наших дней статуя не сохранилась
Фото 7.
Грандиозная фигура Зевса была спрятана от любопытных глаз занавесом и она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.
Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.
Фото 9.
Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.
Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.
Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.
Фото 10.
Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.
В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.
Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.
По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн. Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.
Фото 11.
За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.
Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, что противоречило существовавшей традиции изображать Зевса в образе громовержца.
Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря. О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.
Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.
Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.
Фото 12.
Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.
Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую – синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.
Фото 13.
Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина – 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду – золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники – богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.
Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.
Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Достоверно судьба архитектора неизвестна. Что же касается описываемого чуда света, то оно простояло около 800 лет. В начале V века нашей эры, когда в римской империи христианство установилось государственной религией, все языческие храмы были закрыты.
Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня (в 425 году): лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.
Так погибло и седьмое чудо света…
Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий.
Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания.
Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса – не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.
Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская – каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного "цеха". Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской – в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй.
Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди – в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: "Принадлежу Фидию".
Фото 17.
Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, – следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно…
Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней.
К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать – выразить себя и своё время в высоком искусстве.
И то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт возможность представить себе искусство Востока, даёт нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили – в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии…
Фото 23.
Статуя Зевса Олимпийского – единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.
Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.
В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма. Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.
Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса. Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.
Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро. Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.
Фото 24.
После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.
Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
В нескольких минутах ходьбы от достопримечательности находится станция метро «Акрополь». Кроме того, к храму можно добраться трамваями № 1, 5 и 15, а также автобусами № 040, 230, А2 и В2.
Адрес: Греция, Афины, Акрополь.
Тел.: +30 (21) 092-263-30.
[ источники ] источники http://100dorog.ru/guide/articles/6647398/ http://anygreece.com/posmotret/istorisheskie-pamyatniki/statuya-zevsa-i-hram-v-olimpii.html http://tonkosti.ru/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%97%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%B0_%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE http://historic.ru/lostcivil/seven/zeus.shtml http://interesnyefakty.org/sem-chudes-sveta-statuya-zevsa-v-olimpii/
Источник: masterok.livejournal.com
Храм Зевса Олимпийского и его статуя
Против Фидия начался судебный процесс. В это время его пригласили в Олимпию для создания статуи Зевса. Под большой денежный залог Фидия отпустили. За несколько лет Фидий создал свою вторую знаменитую статую – Зевса Олимпийского. До наших дней она не сохранилась, так как в V веке н. э. по приказу византийского императора Феодосия II была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара в императорском дворце. Но по описаниям древних авторов мы можем представить себе, как выглядели храм Зевса Олимпийского и сама статуя.
Храм был построен архитектором Либоном в V веке до н. э. Среди обломков украшавших храм статуй были найдены знаменитая статуя Гермеса с младенцем Дионисом на руках работы скульптора Праксителя и статуя богини Ники – скульптора Пеония.
Сам храм находился на площади Альтиса. Сооруженный из белого мрамора, в длину он достигал 64 метров. Его окружали 34 дорийские колонны. На восточном и западном фронтоне размещались статуи, изображавшие сцены из мифов о битве лапифов с кентаврами и о состязании между царем Эномаем и героем Пелопсом.
Мифы в скульптуре
Первый миф повествует о борьбе между фессалийским племенем лапифов и мифическим племенем кентавров – полулюдей-полулошадей. Решающее столкновение между ними произошло на свадьбе одного из лапифов, кентавры были окончательно побеждены. Этот сюжет был очень популярен к моменту постройки храма, так как незадолго до того греки одержали победу над персами. В образе кентавров для греков воплотилась жестокая сила персов, стремившихся поработить свободные греческие города.
Второй миф рассказывает о том, как коварный Эномай, опасаясь интриг, не хотел выдавать замуж дочь, и придумал для претендентов на ее руку заведомо невыполнимое испытание – одержать над ним верх в беге на колесницах. Но обогнать его никому было не под силу, так как у Эномая были волшебные кони. Побежденных женихов царь пронзал копьем. Так погибло тринадцать претендентов. Четырнадцатым оказался Пелопс. Он сумел подкупить возницу колесницы царя, и тот вынул из оси чеку.
В результате колесница Эномая рассыпалась во время состязания, и царь погиб под обломками. Пелопс женился на красавице Гипподамии и стал царем. А страна с тех пор стала называться Пелопоннесом.
На наружных стенах храма помещались барельефы с изображением подвигов Геракла. Пол храма был украшен мозаикой. А в центре его располагалась огромная статуя Зевса, увидеть которую каждый грек считал для себя за счастье.
Статуя Зевса олимпийского работа Фидия
Царь богов и людей восседал на богато украшенном троне. В левой руке он сжимал статуэтку богини Ники, в правой – жезл с изображением орла. Голову бога-громовержца венчал оливковый венок, торс Зевса был обнажен, а с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.
Статуя поражала огромными размерами: голова Зевса почти касалась потолка храма, а в целом фигура достигала 17 метров. Статуя Зевса Олимпийского была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. chrysos – «золото», elephantinon – «слоновая кость»): тело и голова Зевса и фигурка Ники – из слоновой кости, а одежда и венки Зевса и Ники – из золота.
Каждый, кто видел фигуру Зевса, непременно попадал под ее воздействие. В образе божества непостижимо сочетались мощь и величие, с одной стороны, и доброта и умиротворение – с другой. Всю Грецию облетело двустишие, написанное восхищенным поэтом:
Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ Или на небо ты сам бога узреть восходил?
Согласно легенде, Фидий, обессиленный проделанной им работой, пришел в храм после того, как статуя была установлена на предназначенном для нее месте. В сумерках он долго вглядывался в лицо божества, словно сверяя его с тем образом, что он нарисовал в своем воображении. Затем, словно по наитию, Фидий воскликнул: «Доволен ли ты, Зевс!» Ответом ему стал громовой удар, возвестивший утвердительный ответ бога.
Несомненно, такая титаническая работа не могла быть проделана Фидием в одиночку. Над созданием статуи трудилось множество учеников скульптора и мастеров-ремесленников: ювелиров, чеканщиков, плотников, резчиков по слоновой кости. Работа была сложной и кропотливой. Разумеется, в природе невозможно было найти бивни слона такого размера, который позволил бы выточить голову и части тела этой огромной статуи.
Как создавалась статуя
Основа создавалась из дерева. Затем на те ее части, которые не были прикрыты одеждой, накладывали пластины из слоновой кости. Для того чтобы идеально подогнать пластины друг к другу и сделать незаметными места соединения, требовалось большое искусство.
Следует отметить, что слоновая кость – чрезвычайно капризный материал. Она боится как излишней сухости, так и чрезмерной влажности. Если статую Афины для сохранения влаги поливали водой, то в сырой Олимпии статую Зевса для предохранения от чрезмерной сырости смазывали оливковым маслом.
На те части статуи, которые закрывались одеждой, накладывали пластины из чеканного золота.
Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Подножие трона, спинка и подлокотники были украшены рельефами с изображением богов и богинь, а также с изображением состязаний. Надпись у ног божества гласила: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня».
Так как при изготовлении статуи использовались особо ценные материалы, золото и слоновая кость, была организована специальная коллегия из ответственных лиц, которая занималась выдачей мастерам материала и несла ответственность за его использование. Помимо коллегии, был создан так называемый художественный совет, в который входили именитые граждане, жрецы, скульпторы, художники, архитекторы. Они обсуждали и принимали решения по всем проектам, предложенным Фидием.
Одной из серьезных проблем, которую пришлось решить Фидию в процессе работы над статуей, стала проблема освещения. В греческих храмах не было окон, и свет проникал лишь через дверной проем. Поэтому голова статуи, располагавшаяся под самым потолком, находилась в тени. Разными способами Фидий пытался добиться равномерного освещения всей статуи, но достичь желаемого эффекта никак не мог. Наконец он справился со сложной задачей.
Он решил выложить пол перед статуей темносиним элевсинским камнем, в котором был вырублен бассейн, наполненный оливковым маслом. Масло предохраняло статую от воздействия сырости. Кроме того, темная масляная поверхность превосходно отражала шедший из дверей поток света, освещая голову Зевса, мощный торс и складки плаща. Эффект был до того поразительным, что паломникам казалось, что свет излучает сама фигура Зевса.
Статуя Зевса, как говорилось выше, была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара. А сам храм был разрушен, как и множество других греческих храмов, в результате землетрясения.
источник
Источник: xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai