Скипетр зевса


Зевс (Δίας) – отец богов и людей, почитался как владыка неба и земли, а также внутреннего мира людей.

Золотой дворец Зевса, который построил бог Гефест, находился на вершине Олимпа (в Фессалии), он был выше видимого неба, где бушевали ветра и штормы. Именно по этой причине, Зевса считали властителем природы и регулятором погодных условий. С вершины Олмпа, Зевс наблюдал и курировал всех и вся и в зависимости от этого выражал свою радость или недовольство: посылая небесный свет людям, Зевс выражал удовольствие, если в природе было не спокойно, гремел гром, сверкали молнии— Зевс гневался.
Символы Зевса: скипетр-жезл, символизирующий его власть, молнии. Священной птицей был орел, священным деревом — дуб.

Рождение Зевса

Родители главного бога были титаны (божества 2-го поколения), отец Кронос, мать Рея. Отец его проглотил всех сестёр и братьев, рождённые до него из-за страха, что один из них займёт его трон (по словам предсказательницы).Такая же участь ждала и Зевса, но мать решила обмануть мужа. Она тайно родила ребёнка на Крите, а Кроносу дала проглотить камень, завёрнутый в пелёнку, когда вернулась обратно. Заботу о маленьком Зевсе она доверила Нимфам. Мальчик рос крепким ребёнком, для которого амброзию и нектар приносили птицы, пчёлы несли мёд, коза Амалфея давала молоко.


Когда Зевс вырос, он полюбил нимфу Метиду, она стала его первой женой. Метида была богиней благоразумия и хитрости.

Титаномахия

Из рассказов матери, Зевс знал, что все его братья и сёстры, находятся в чреве у отца. Он никак не мог придумать как можно было расправиться с ним и освободить детей. Здесь на помощь пришла его жена, Метида. Она предложила дать выпить Кроносу рвотное средство. После того как он выпил это средство, изверг из чрева всех проглотивших детей.

Тут Кронос понял, что за этим стоит последний его сын, Зевс. Он пришёл в ярость и призывал всех своих братьев-титанов идти на войну против своих детей-олимпийцев. «Титаномахия» длилась не одну сотню лет, при поддержке циклопов и освобождённых сторуких великанов, олимпийцы победили.

Зевс – Верховный бог

После победы над титанами, Зевс становится Верховным богом, он создаёт законы божественные и человеческие, поддерживает порядок. Зевс славился своей справедливостью и к богами и к людьми.

Люди почитали Верховного бога, повсюду строили в его честь храмы, святилища и алтари.


Источник: www.thisgreece.ru

ЗЕВС, Дий (Ζεύς, род. п. Διός), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии вер­хов­ное бо­же­ст­во, отец бо­гов и лю­дей, гла­ва олим­пий­ской се­мьи бо­гов. З. – ис­кон­но греч. бо­же­ст­во; его имя ин­до­ев­ро­пей­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния и оз­на­ча­ет «свет­лое не­бо». В ан­тич­но­сти эти­мо­ло­гия сло­ва «З.» свя­зы­ва­лась с кор­ня­ми греч. слов «жизнь», «ки­пе­ние», «то, че­рез что всё су­ще­ст­ву­ет». Сын ти­та­нов Кро­но­са (от­сю­да име­на З. – Кро­нид, Кро­ни­он) и Реи. З. при­над­ле­жит к треть­ему по­ко­ле­нию бо­гов, низ­верг­ших вто­рое по­ко­ле­ние (ти­та­нов). Кро­нос, опа­са­ясь быть низ­ло­жен­ным свои­ми деть­ми, про­гла­ты­вал ка­ж­до­го толь­ко что ро­ж­дён­но­го Ре­ей ре­бён­ка. При ро­ж­де­нии З. Рея об­ма­ну­ла му­жа, дав ему про­гло­тить вме­сто ро­див­ше­го­ся мла­ден­ца за­вёр­ну­тый ка­мень, а ре­бён­ка тай­но от­пра­ви­ла на Крит на го­ру Дик­та.

Со­глас­но др. ва­ри­ан­ту ми­фа, Рея ро­ди­ла З. в пе­ще­ре го­ры Дик­та и от­да­ла на вос­пи­та­ние ку­ре­там и ко­ри­бан­там (спут­ни­кам и слу­жи­те­лям Ве­ли­кой ма­те­ри бо­гов Реи-Ки­бе­лы), ко­то­рые вскор­ми­ли мла­ден­ца мо­ло­ком ко­зы Амал­феи. Они за­глу­ша­ли плач ре­бён­ка уда­ра­ми ко­пий о щи­ты, тим­па­на­ми, пля­ска­ми и кри­ка­ми. На о. Крит со­хра­ни­лись древ­ней­шие фе­ти­ши­ст­ские сим­во­лы по­чи­та­ния З. Крит­ско­го, или З. Лаб­ри­са: из­об­ра­же­ния двой­но­го то­по­ра (лаб­рис) – ма­гич. ору­жия, уби­ваю­ще­го и да­рую­ще­го жизнь. Гл. ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем З. Лаб­ри­са счи­тал­ся ла­би­ринт, а его оби­та­тель Ми­но­тавр – од­на из ипо­ста­сей З. Крит­ско­го. В Дель­фах по­чи­тал­ся ар­ха­ич. фе­тиш ом­фал («пуп зем­ли») – ка­мень, про­гло­чен­ный Кро­но­сом, или ка­мень как пуп мла­ден­ца Зев­са.


Воз­му­жав, З. вы­вел сво­их брать­ев и сес­тёр из ут­ро­бы от­ца, опо­ив его зель­ем, бла­го­да­ря ко­то­ро­му Кро­нос из­рыг­нул сво­их де­тей. Борь­ба за власть с Кро­но­сом и др. ти­та­на­ми (ти­та­но­ма­хия) про­дол­жа­лась 10 лет, по­бе­ж­дён­ные ти­та­ны бы­ли низ­верг­ну­ты в Тар­тар. Три бра­та – З., По­сей­дон и Аид – раз­де­ли­ли власть ме­ж­ду со­бой: З. дос­та­лось гос­под­ство на не­бе (он по­лу­чил во вла­де­ние гро­мы и мол­нии и име­на З.-Гро­мо­вер­жец, З.-Ту­че­го­ни­тель), По­сей­до­ну – на мо­ре, Аи­ду – цар­ст­во мёрт­вых. В древ­ней­шие вре­ме­на З. со­вме­щал функ­ции жиз­ни и смер­ти. Он вла­ды­че­ст­во­вал над зем­лёй и под нею, вер­шил суд над мёрт­вы­ми (от­сю­да один из его эпи­те­тов – Хто­ний («под­зем­ный»). Позд­нее, со­хра­нив за со­бой вер­хов­ную власть над ми­ром и управ­ле­ние все­ми не­бес­ны­ми яв­ле­ния­ми, он име­ну­ет­ся Олим­пий­ским (от го­ры Олимп – его по­сто­ян­но­го ме­сто­пре­бы­ва­ния; или Фес­са­лий­ским). З. по­чи­та­ли как ох­ра­ни­те­ля об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка и се­мьи; ему при­пи­сы­ва­ли ус­та­нов­ле­ние за­ко­нов и обы­ча­ев.


Ат­ри­бу­та­ми З. бы­ли эги­да, ски­петр, ино­гда орёл. Как да­рую­щий по­бе­ду на вой­не и в со­стя­за­ни­ях З. изо­бра­жал­ся с бо­ги­ней по­бе­ды Ни­ке (рим. – Вик­то­рия) в ру­ке. З. счи­тал­ся от­цом млад­ше­го по­ко­ле­ния олим­пий­ских бо­гов: Апол­ло­на, Ар­те­ми­ды, Арея, Афи­ны, Аф­ро­ди­ты, Гер­ме­са, Ге­фе­ста, Дио­ни­са, Ге­бы, Ири­ды, Пер­се­фо­ны, а так­же муз, ха­рит и мно­гих ге­ро­ев (Ге­рак­ла, Пер­сея и др.). К не­му воз­во­ди­ли своё про­ис­хо­ж­де­ние мно­гие знат­ные гре­че­ские ро­ды. Важ­ней­ши­ми мес­та­ми куль­та З. бы­ли До­до­на (Эпир) и Олим­пия (Эли­да), где в честь З. уст­раи­ва­лись Олим­пий­ские иг­ры. Отд. эпи­зо­ды ми­фа о З. со­дер­жат­ся в «Илиа­де», «Одис­сее», в «Тео­го­нии» Ге­сио­да, «Ми­фо­ло­ги­че­ской биб­лио­те­ке» Апол­ло­до­ра и др. ан­тич­ных про­из­ве­де­ни­ях.

В рим. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии З. со­от­вет­ст­во­вал Юпи­тер.

Ико­но­гра­фия. В иск-ве Древ­ней Гре­ции изо­бра­же­ния З. от­но­сят­ся к чис­лу наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных. В эпо­ху ар­хаи­ки мно­го­числ. ми­фо­ло­гич. сю­же­ты, свя­зан­ные с Зев­сом, по­яв­ля­ют­ся на рель­е­фах («Ги­ган­то­ма­хия», сев. фриз со­кро­вищ­ни­цы сиф­ний­цев в Дель­фах; «Зевс и ги­гант», зап.


он­тон хра­ма Ар­те­ми­ды на о. Кер­ки­ра) и в ва­зо­пи­си («Со­вет бо­гов», чер­но­фи­гур­ная ам­фо­ра, ок. 550–530 до н. э., Му­зей иск-ва Гар­вард­ско­го ун-та; «Ро­ж­де­ние Афи­ны», чер­но­фи­гур­ная ам­фо­ра, 550 до н. э., Му­зей ар­хео­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии Ун-та Пен­силь­ва­нии; «Зевс в борь­бе с Ти­фо­ном», хал­кид­ская гид­рия, ок. 530 до н. э., Мюн­хен, Со­б­ра­ния ан­тич­но­го иск-ва). Наи­бо­лее зна­чит. об­ра­зы З. эпо­хи клас­си­ки про­ис­хо­дят из свя­ти­ли­ща Зев­са в Олим­пии: скульп­тур­ная груп­па «Зевс и Га­ни­мед» (тер­ра­ко­та, ок. 470 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Олим­пия), ста­ту­эт­ка «Зевс, ме­чу­щий мол­нии» (брон­за, 1-я пол. 5 в. до н. э., Нац. му­зей, Афи­ны), центр. фи­гу­ра вост. фрон­то­на Зев­са хра­ма в Олим­пии (ок. 468–456 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Олим­пия). Из хра­ма Ге­ры в Се­ли­нун­те про­ис­хо­дит ме­то­па «Зевс и Ге­ра» (460–450 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Па­лер­мо). В клас­сич. и эл­ли­ни­стич. пе­рио­ды по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ста­ту­ар­ные изо­бра­же­ния З. в об­ра­зе гро­мо­верж­ца и гла­вы греч. пан­те­о­на. Его изо­бра­жа­ли вос­се­даю­щим на тро­не, с бо­ро­дой и пыш­ной ше­ве­лю­рой, дер­жа­щим в ру­ках ски­петр и пу­чок мол­ний, ино­гда у его ног по­ме­щал­ся орёл. Са­мым про­слав­лен­ным изо­бра­же­ни­ем та­ко­го ро­да бы­ла не­со­хра­нив­шая­ся ста­туя Фи­дия для цел­лы хра­ма Зев­са в Олим­пии (из­ве­ст­ны её изо­бра­же­ния на мно­го­числ.

­не­тах). Её вос­про­из­водят рим. ко­пии 1–2 вв. н. э., сде­лан­ные с греч. ори­ги­на­лов раз­но­го вре­ме­ни («Юпи­тер», Ва­ти­кан­ские му­зеи; Эр­ми­таж). Дру­гой ста­ту­ар­ный тип изо­бра­жа­ет З. об­на­жён­ным (или по­лу­об­на­жён­ным), стоя­щим со ски­пет­ром в ру­ке и ор­лом у ног (рим. ко­пии с не­со­хра­нив­ше­го­ся греч. ори­ги­на­ла 1–2 вв. н. э. в Ка­пи­то­лий­ских му­зе­ях, Рим, и в му­зее Пра­до, Мад­рид). Наи­бо­лее из­вест­ным из со­хра­нив­ших­ся изо­бра­же­ний Зев­са яв­ля­ет­ся мра­мор­ный «Бюст От­ри­ко­ли» (Ва­ти­кан­ские му­зеи), пред­став­ляю­щий со­бой позд­не­эл­ли­ни­стич. ре­п­ли­ку со ста­туи ра­бо­ты Бри­ак­си­са ок. 330 до н. э. (не сохр.). Дра­ма­тиз­мом от­ли­ча­ет­ся об­раз Зев­са в сце­не «Ги­ган­то­ма­хия» Боль­шо­го ал­та­ря Зев­са в Пер­га­ме (ок. 181–159 до н. э., Пер­гам­ский му­зей, Бер­лин).

Источник: bigenc.ru

Древнегреческий Бог Зевс

Греческий бог разграничивал добро и зло, знакомил людей с понятиями стыда и совести. Зевс – верховный бог Олимпа, имел трех братьев, с которыми разделял власть. Местоположением бога была гора Олимп, потому патриархат Зевса назывался Олимпийским. Могущественность покровителя не удовлетворяла других богов, потому те пытались свергнуть его с трона. Совершить государственный переворот им не удалось, потому все нарушители были наказаны.

Как выглядит бог Зевс?


Бог Древней Греции Зевс был отцом всех людей и богов, а римская мифология отождествляла его с Юпитером. Благодаря Зевсу, Греция имела налаженный общественный порядок. Традиционное описание бога Зевса представляет собой изображение зрелого мужчины, имеющего благородное лицо, густые белоснежные локоны, бороду и сильный могущественный стан, сильные стройные руки. Более поздние художники изображают бога в огромном множестве обличий, среди которых Зевс предстает обманщиком женщин, персонажем любовных перипетий.

Чему покровительствовал Зевс?

Третий сын Кроноса отличался от остальных Богов. Он был не только справедливым, честным и порядочным руководителем, но и отвечал за благо всего населения. Основными задачами Зевса были:

  • оберегать городскую жизнь;
  • не допускать беспорядков и хаоса;
  • направлять жизнь в правильное русло;
  • защищать всех обиженных;
  • охранять семейный очаг;
  • следить за выполнением законов и соблюдением обычаев.

Это далеко не весь список того, за что отвечал Зевс. Древнегреческий бог неба и грома был способен решить любой насущный вопрос, успокоить и умиротворить каждого, кто нуждался в помощи в определенный момент своей жизни. Благодаря его «власти» все были уверены в том, что справедливость всегда будет торжествовать. Энергия бога распространялась на весь Олимп и восхищала своей чистотой.

жена зевса

Атрибуты бога Зевса

Каждый атрибут придавал Зевсу громовержцу силу и являлся неотъемлемой частью общего образа. Главной ассоциацией с Зевсом считается молния, находящаяся в руках покровителя, и служащая материальным оружием. Однако, это далеко не все атрибуты бога.


  1. Первым и одним из главных символов власти признан орел, который ассоциируется с Зевсом.
  2. Щит Зевса – символ гнева и ярости.
  3. Запряженная орлами колесница.
  4. Скипетр.
  5. Молот либо лабрис.

Семья Зевса

Зевс относится к поколению титанов. Его отец Кронос еще до рождения узнал, что его собственный сын свергнет власть отца, потому каждого младенца, рожденного Реей, он проглатывал. Как свидетельствует миф о рождении Зевса, его мать обманула Кроноса и произвела на свет малыша, скрывая это. Узнать точное место рождения ребенка невозможно, но лидером среди всех версий считается остров Крит. Чтобы смышленый Кронос не заметил рождения сына, ему пришлось поглотить камень в пеленке. Рожденный Зевс смеялся на протяжении недели – после этого цифра 7 стала считаться священной.

Критский вариант мифа настаивает на том, что Зевс был воспитан куретами и корибантами, вскармливался козлиным молоком, питался пчелиным медом. Считать эту информацию единственно верной – сложно. Другая версия предания гласит, что вскормленный козлиным молоком мальчик охранялся стражниками ежеминутно. В случаях, когда ребенок плакал, стража стучала копьями по щитам, чтобы обмануть слух Кроноса.


Выросший бог создал зелье, с помощью которого освободил своих братьев из Кроноса. Могучие братья затеяли борьбу с отцом, длительностью в 9 лет. Спустя время, определить победителя так и не удалось. Но, смекалистый Зевс громовержец нашел выход, освободив циклопов и сторуких. Они помогли повергнуть титана и низвергнуть его. После затянувшейся борьбы три брата, наконец, приступили к правлению островом.

Отец Зевса

По древнегреческой мифологии, Кронос был верховным божеством. Другая версия настаивает на том, что Кронос – бог титан, отец Зевса являлся богом земледелия, был отождествлен с Хроносом. Время правления Кроноса считается золотым веком в Греции. Главным атрибутом Кроноса считается серп. Кронос был верховным богом, и благодаря старшинству, стал царем.

Мать Зевса

Мать бога Зевса Рея считалась богиней земли, была титанидой и дочкой Геи и Урана. Рея являлась матерью Гестии – богини домашнего очага, Деметры – богини плодородия, Геры – богини семей, Аида, Посейдона, Зевса. Рея запомнилась мифологии, как смелая и отважная титанида, которая смогла пойти против воли мужа, тайно родив ребенка. Рея обладала силой исцеления, которая пригодилась ей для сохранения жизни Диониса.

сын зевса

Жена Зевса

По утверждению некоторых мифов, Зевс был сильно привязан к Фетиде, хотел расстаться с женой ради нее. Единственным препятствием этому стало пророчество. Зевс соблазнял избранниц, принимая различные облики: лебедя, быка, змея, дождя, муравья, птицы, жука. Зевс не отличался постоянством и имел много жен и возлюбленных, среди которых:


  • Метида – единственная супруга Зевса, которая была проглочена;
  • Фемида;
  • Гера – последняя супруга бога;
  • Деметра;
  • Фива;
  • Фтия;
  • Айтос;
  • Ганимед.
  • Каллироя.

Сын Зевса

Зевс способствовал появлению на свет наисильнейших сыновей, которые сделали отпечаток в истории древнегреческой мифологии. Но, сильным и отважным сыновьям противопоставляются нежные, умные и плодовитые дочери Зевса. Сынами Зевса были:

  • рожденный Афродитой любовный бог Эрот;
  • бог борьбы Арес;
  • огненный бог Гефест, который покровительствовал кузнечным ремеслом;
  • Гермес, покровительствующий торговлей;
  • рогатый младенец Сабазий;
  • винодельный бог Дионис;
  • Аполлон – сын Зевса, бог света, музыки, медицинского ремесла.
  • Эгипан;
  • покровитель стада Пан;
  • Карпос.

Дочери Бога Зевса

Зевс – отец большей части известных миру богинь. Исходя из их количества, было совершено деление на группы по выполняемым задачам.

  1. 9 муз Зевса во главе с Евтерпой, Талией, Мельпоменой, Терпсихорой, Эрато, Полигимнией, Уранией и Каллиопой. Богини отвечали за науки, поэзию, искусство.
  2. Хариты, отвечающие за веселье, жизненную радость и удовольствие.
  3. Мойры, среди которых Клото, Атропос, Лахесис – отвечали за судьбу человека.
  4. Орами контролировались времена года.
  5. Эриниями совершались акты мести и восстания.
  6. К старшим музам относят Телксиопу, Аэду, Арху и Мелету.

Греческий бог Зевс был владыкой земли и подземелья, судил мертвых. Справедливым и сильным Зевсом были совершены как благие дела, так и настоящие подвиги во имя всеобщего добра. Зевс – не только настоящий верховный бог, покровитель и руководитель, он был символом братской любви, ума и логики. С малых лет Зевс отличался от сверстников жаждой жить, бороться за справедливость, побеждать. Легендарный титан был истинным борцом и строителем общего порядка.

Источник: womanadvice.ru

Зевс

Зевс

Эдуард I король Англии

Зевс, согласно мифам Древней Греции, бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.

Отец богов и людей.

Ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч.

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл.

Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.

Зевс

Зевс распределяет добро и зло на земле, он вложил в людей стыд и совесть.

Зевс – грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой.

Зевс возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний.

Весь общественный порядок был построен Зевсом, он охраняет семью и дом, защитник обиженных и покровитель молящихся, покровитель городской жизни, он подарил людям законы, установил власть царей, следит за соблюдением традиций и обычаев.

Ему повинуются другие боги.

Зевс

Переменчивый, как небо, над которым властвует, он показывает непрестанно Свой иной лик.

Он окутывает землю горностаями снегов, он посылает дождь.

В буре и грозе проявляется могущество властелина, который ураганом поднимает свинцовые волны моря, громоздит черные клубящиеся тучи, взметает песок земных дорог и, открывая исходы небесных вод, на вершинах гор зажигает долгогривые огни.

На дне дымящих вулканов днем и ночью циклопы куют молнии для Зевса.

Это воистину могущественный бог. Если бы прикрепить золотой канат к вершине небес, и все боги и богини потянули за него, они не смогли бы Зевса совлечь на землю. Но если бы Зевс схватил канат, то он поднял бы вверх всех богов вместе с землей и морем и привязал к скалам Олимпа. Во всяком случае, так похвалялся он сам.

Бог войны Арес, который прекрасно разбирался во всем, что касалось физической силы, громко негодовал.

«Я не отрицаю, — говорил он, — что Зевс сильнее и могущественнее каждого из нас, но чтобы мы все вместе так мало значили перед ним, это уже в голове у меня не укладывается».

Он напомнил о заговоре, который в давние времена возник против Зевса. На него напали Афина, Гера и Посейдон и связали так крепко, что он не мог пошевелиться. Зевсу тогда помогла морская богиня Фетида, которая позднее стала матерью Ахиллеса. Она спустилась поспешно в Тартар, привела сторукого гекатонхейра Бриарёя, и тот освободил властелина неба.

Зевс вспыльчив, а гнев его страшен. Разбушевавшись, он греческих богов беспощадно расшвыривал по залам своего дворца так, что сотрясались его золотые стены.

Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни.

Как же появился на свет этот удивительный бог, роль которого в сознании древних греков, их представлении о мире, переоценить невозможно.

Зевс

 

Зевс был сыном титана Кроноса и титаниды Реи.

Поскольку Кронос когда-то сверг своего отца Урана, он боялся, что также поступит кто-то из его детей, поэтому всех родившихся младенцев он проглатывал. Рея-мать очень от этого страдала. Когда родился шестой ребенок, она вместо него завернула в пеленки камень и подала мужу. Ничего не подозревавший Кронос проглотил камень, думая, что это его очередной ребенок.
Рея с ребёнком сошла на землю. Она хотела обмыть сына, но нигде не нашла источника.  Богиня-мать помолилась Гее и ударила жезлом в скалу. Светлая струя воды брызнула из твёрдого камня. Рея, выкупав ребёнка, назвала его Зевсом. Она отправилась на Крит, и положила золотую колыбель сына в Идайском гроте. Блестящие побеги плюща вились по его стенам, а вход заслонен был густым лесом. Вскармливаемый молоком козы Амалфеи, Зевс рос под присмотром горных нимф. Козу мальчик очень любил. Когда она сломала рог, Зевс взял рог в свои божественные руки и его благословил. Так появился рог изобилия, который всякому, у кого оказывался в руках, давал всё, что тот пожелает.
Золотую колыбель нового бога вся природа окружила любовью. С берегов океана голуби приносили ему амброзию; пчелы собирали для него сладчайший мёд, каждый вечер прилетал орел, неся в когтях кубок с нектаром.  Чтобы не достиг ушей чуткого Кроноса плач младенца Зевса, возле его колыбели жрецы Реи исполняли военные танцы под звуки бубнов и пищалок.

 

Наконец, Зевс вырос. Чтобы жить дальше, ему предстояла борьба с отцом. Прежде всего, нужно было вернуть проглоченных братьев и сестер. Он подговорил мать дать Кроносу рвотное средство. В страшных муках титан изрыгнул всех своих проглоченных детей – Аида, Посейдона, Геру, Гестию и Деметру. Из шкуры умершей в это время козы Амалтеи он сделал для себя несокрушимую защиту – щит, который назывался эгида. Эгиду не могло пробить никакое оружие, и с ней Зевс никогда не расставался. Так появилось крылатое выражение из мифов Древней Греции: быть «под эгидой», значит находиться под защитой кого-либо или чего-либо.
На стороне Кроноса выступили большинство титанов. Рядом с Зевсом стояли его братья и сёстры. Война длилась десять лет и получила название «титаномахия». Зевс одержал в ней победу только с помощью сторуких великанов – гекантохейров и одноглазых циклопов.
Затем Зевсу предстояла ещё война – уже с гигантами – сынами Геи -Земли. Это тоже была страшная битва. А исход её решил смертный герой – сын Зевса Геракл. Именно он победил последнего из оставшихся гигантов – Алкионея.

Этого гиганта не брало ничто. Будучи сыном Геи, то есть порождением земли, он мгновенно залечивал любые раны, как только земли касался. Прикосновения к земле давали ему новые и новые силы. Чтобы победить Алкионея, Геракл оторвал его от земли, унёс за пределы его страны и там убил.
Чтобы отомстить молодым богам за своих детей, погубленных гигантов, богиня Гея произвела на свет самое страшное чудовище, которое когда-либо видело солнце. Звали его Тифоном.
Когда боги увидели это чудовище у небесных врат, их охватила паника. Они бежали в Египет, где превратились в животных, чтобы Тифон не смог их узнать. Один Зевс вступил в борьбу с Тифоном и победил его.

Битва Зевса с Тифоном Античная керамика

Битва Зевса с Тифоном

…Стоглавое чудовище – Тифона,

Рожденного землей. На всех богов

Восстал он: шип и свист из челюстей

Грозил престолу Зевса, а из глаз

Сверкал огонь неистовой Горгоны,

Но Зевса неусыпная стрела –

Пылающая молния сразила

Его за эту похвальбу. До сердца

Он был испепелен, и гром убил

Всю силу в нем. Теперь бессильным телом

Он под корнями Этны распростерт,

Недалеко от синего пролива,

И давят горы грудь ему; на них

Сидит Гефест, куя свое железо,

Но вырвется из черной глубины

Потоком пожирающее пламя

И истребит широкие поля

Сицилии прекрасноплодной…

Эсхил «Прикованный Прометей»

Был Тифон выше всех гор; это дикое хтоническое тератоморфное существо задевало головой звезды, простирая руки, одной рукой касалось востока, другой – запада. Вместо пальцев у него сто драконьих голов. Ниже пояса – извивающиеся, переплетающиеся друг с другом кольца змей, выше – колоссальное человеческое туловище, покрытое перьями. Он представлялся бородатым и волосатым. Вращающиеся глаза выбрасывали снопы пламени. Драконьи головы то изрыгали проклятия на языке богов, то рычали, как львы, то ревели, словно быки, то лаяли, подобно собакам.

Дрогнули боги при виде Тифона и пустились наутек. Пробегая Египтом, они приняли облик обитавших там животных, надеясь таким образом обмануть чудовище. Аполлон стал коршуном, Гермес – ибисом, Арес – рыбой, Дионис – козлом, Гефест – быком. Так мог бы стать Тифон и владыкой мира, если бы Зевс и Афина стали прятаться от него и не вступили с ним в бой.

Содрогнулась земля, и вместе с нею задрожали в тартаре титаны. Закипели от невыносимой жары моря и реки. Бросил Зевс в Тифона последнюю, самую мощную молнию. Расплавился Тифон и потек, как течет расплавленная руда, превращаясь в металл, после чего Громовержец забросил чудовище в тартар.

Впрочем, рассказывали, что победа далась Зевсу с огромным трудом: Тифон сначала одержал верх над богом, охватив его кольцами змей и перерезав сухожилия на руках и ногах. После этого он заточил его в Корикийскую пещеру в Киликии, где Зевса стерегла драконица Дельфина. Но Гермес и Эгипан выкрали спрятанные сухожилия и вставили их Зевсу обратно. Освободившись и обретя новую силу, Зевс стал преследовать Тифона и догнал его в далекой Сицилии. Прежде чем напасть на чудовище, он обманул его: мойры напоили Тифона соком ядовитой “однодневки” – растения от которого впадают в беспамятство – под предлогом того, что это должно увеличить его силу. И как только Тифон потерял сознание, Зевс навалил на него огромную гору Этну. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются перуны, ранее брошенные Зевсом в Тифона.

И поныне не может освободиться от этой тяжести Тифон, но в ярости изрыгает ядовитые пары и расплавленную лаву, став олицетворением вулканического огня, хотя в наше время Этна считается “уснувшим” вулканом.

Так завершилась последняя из битв богов с сыновьями Геи, наступательными силами земли. Участь Тифона, как и других чудовищ, была заранее предрешена победой олимпийцев над древними хтоническими монстрами. Теперь боги Олимпа могли владеть миром, не опасаясь за свою власть. На земле, на небе, в подземных глубинах был установлен угодный им порядок. Сами неукоснительно его соблюдая, они следили за тем, чтобы его никто не нарушил.

 

Зевс

Три брата – Зевс, Аид и Посейдон – разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Аиду – подземное царство мёртвых, Посейдону – море. Зевс поселяется на горе Олимп и именуется Олимпийским.

В мифологии Древней Греции Олимп и Зевс – понятия неразделимые. На Олимпе могущественный правитель вершил судьбами людей и всего живого на земле, находясь в окружении других богов, беспрекословно подчинявшихся ему.

Густым пышным облаком закрыты врата Олимпа. Возле этого облака несли стражу богини Горы. В их обязанности входило пропускать золотые колесницы, убирая облако.

В царстве Зевса постоянно царило лето. Зевс жил в роскошном дворце, у ворот которого стояли два сосуда. В одном из них находились дары Добра, а в другом – Зла. И Зевс, в зависимости от поступков людей, посылал им то те, то другие дары.

Древние греки считали, что построение общественного порядка – это прямая заслуга Зевса. По их мнению, именно он подарил людям законы и власть царям. Считалось, что верховный бог следит за тем, чтобы неуклонно соблюдались все обычаи и традиции народа, а также сохранялись дом и семья.

Вообще, представления греков о Зевсе с развитием цивилизации менялись. Первоначально в нем прежде всего ценили его могущество и непредсказуемую разрушительную силу. Со временем ему приписывали все более идеальные достоинства разума и сердца, до тех пор, пока он не стал идеальным образом высшего божества, мудрой власти которого подчиняются все сферы жизни.  Зевс под именем Горкий выступает как покровитель законов. На ступенях его трона сидит богиня Правосудия, и Зевс с высоты своего трона оберегает святость клятвы, которую дают люди, возводя руки и глаза к небесам и называя его имя.

Под именем Ксений он охраняет непреложный закон гостеприимства, даже самого несчастного нищего его имя защищает от презрения: достаточно ему лишь прикоснуться к краю домашнего очага – и с  этого момента ни единого волоса не упадет с его головы. Под покровительством Зевса находятся послы и гонцы, Зевс придает человеку чувства уважения, добра и милосердия. Добрый и ласковый, Зевс окружает заботой всякий человеческий труд.

Зевс под именем Геллений представлял собой национальное божество, целью которого было объединять в единое целое разрозненные греческие племена и не дать им утонуть в море соседних варварских племен.

При этом каждое поселение имеет своего Зевса по прозвищу Геркей (защитник ограды), который оберегает закон собственности и безопасность рода или общины.

Миф о Филемоне и Бавкиде

Однажды, переодевшись человеком, Зевс пошел вместе с Гермесом на землю, чтобы увидеть, придерживаются ли люди его священных законов. После захода солнца они прибыли в какой-то город и стучались в каждый дом, выпрашивая ночлег. Но перед двумя путешественниками закрывались все двери. Уже была ночь, когда они постучали в маленькую хижину на холме за городом. Там жила старенькая пара – Филемон и Бавкида.

Адам Эльсхаймер.Филемон и Бавкида

Добрые люди подали незнакомцам табуреты и разожгли веселый огонь, подбросив в него сухие листья и кору. С огорода Филемон насобирал немножко овощей, Бавкида приготовила их в глиняной посудине. После накрыли на стол и приготовили для гостей ложе, постелив им удобнее.

Миф о Филемоне и Бавкиде

Но, увидев, что количество еды и питья не становится меньше, а все прибывает и то, что их скромные чашки и тарелки превращаются в чистое золото, они признали в путешественниках богов и упали на колени перед величественными гостями. Филемон хотел принести  богам жертву, зарезав единственного гуся, которого они держали, но Зевс сдержал его. Все четверо взошли на вершину холма, в свете утра старики увидели на месте своей халупы прекрасный храм, который отражался в водах большого озера. Боги утопили негостеприимный город, а его жителей превратили в жаб. Филемон и Бавкила жили еще много лет, став жрецами в новом храме, до тех пор, пока однажды не превратились в два дерева, сросшихся стволами. Так осуществилось их последнее желание: умереть вместе и не видеть смерти друг друга. На деревьях птицы свивали себе гнезда, а путешественники отдыхали там, в тени, рассказывали историю про недостойных жителей города и благочестивых стариков.

По понятиям древних греков, первое время правления Зевса соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). Люди были богаты в «серебряном веке», они пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать богам должную благодарность. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю.

После «серебряного века», по представлениями древних греков, наступил «медный» век – век опустошений и войн, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что покинули землю богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию.

Зевс решил род людской уничтожить и сотворить новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Пирра и Девкалион и, ставшие родоначальниками нового поколения людей. Они бросали по велению богов камни за спину, и эти камни превращались в людей. Мужчины возникли из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой.

Первая попытка свержения Зевса была предпринята Посейдоном, Аполлоном и Афиной при поддержке Геры: сонного Зевса они приковали цепью к ложу и уже хотели было заключить его в Тартар, но его возлюбленная нереида Фетида призвала на помощь сына Урана — гекатонхейра Бриарея. После бунта Посейдон и Аполлон вместе с царем Эгины Эсаком строили стены Трои, а Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землёй.

Во второй раз было пророчество, о котором никто, кроме Геи и титана Прометея, не знал. Морской нимфе Фетиде было предсказано, что её сын будет сильнее отца. Прометей тогда ничего не сказал Зевсу, ибо правил он жестоко и алчно. Зевс приказал Гефесту приковать в горах Кавказа Прометея. Желая овладеть Фетидой, Зевс преследовал её и достиг Кавказа, там он встретил Прометея, который раскрыл ему пророчество. Испугавшись, что рожденный Фетидой от него сын свергнет его, верховный бог решил выдать её замуж за смертного. Таким смертным стал царь Пелей, и от этого брака родился Ахилл – один из героев Троянской войны.

Первой супругой Зевса стала океанида Метида. Именно она в свое время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченных Кроносом детей. Богиня Гея предсказала, что Метида родит ему дочь Афину, а вслед за этим сына, который лишит отца власти.  Поэтому Зевс, следуя уговорам Геи и Урана проглотил Метиду.

Следствием подобного прступка явилось чудесное рождение дочери Зевса –  Афины. Афина появилась непосредственно из «священной» головы «многомудрого» Зевса.

Вторая супруга Зевса – Фемида, дочь Геи и Урана, то есть титанида. Именно она передала Прометею тайну будущего рокового брака Зевса и Метиды, в результате которого Зевс потеряет власть.

Фемида родила Зевсу трех Ор –  богинь времен года –  Евномию (Благоза-коние), Дику (Справедливость), Эйрену (Мир), а также трех Мойр – богинь судьбы – Клото (Пряху), Лахезис (Дающую жребий), Атропос (Неотвратимую), тех самых, которые в архаический период были дочерьми Никты.

Наконец, Зевс вступает в третий законный брак со своей родной сестрой Герой, богиней, охраняющей устои моногамной патриархальной семьи, зорко следящей за верностью мужчины и правильностью взаимоотношений родителей и детей.

Зевс и Гера

 

Зевс часто изменяет своей супруге Гере. Он пылко влюбляется и в богинь, и в земных красавиц. Длинный список возлюбленных Зевса приводит поэт Гесиод. Прекрасных возлюбленных и прославленных потомков у Зевса значительно больше, чем у любого из греческих богов. И этому не стоит удивляться. Каждый род, каждый город старался максимально приблизить свое происхождение к высшему Богу. Зевс большой придумщик и проказник в любовных похождениях. Так Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Данаю – золотым дождем, Геру – кукушкой, Европу – белоснежным быком, Персефону – змеем, Антиопу – сатиром. Для красавицы Ио он превратился в туманное облако.

Начнем рассказ о возлюбленных Зевса с этого забавного стихотворения, автора которого я, к сожалению, не нашла.

У Зевса жен, быть может, сто.

Ревнива Гера, как никто.

Всех прочих ненавидя жен,

Бушует в ярости. Сражен

 

Той страстью дикой бог-супруг:

Зевс всемогущ, но если вдруг,

Ревнуя, Гера все крушит,

И всемогущий задрожит.

 

Но как природу превозмочь.

Коль сила есть? Что день что ночь —

А жены Зевса вводят в грех.

А силы у него — на всех…

 

Любой, кого ни назови,

Властитель падок до любви.

Видать природа такова:

Силен — так обретешь права

 

На благосклонность всех богинь…

У Зевса — взор куда ни кинь —

Подруги, жены… Мир — гарем…

Счастливчик Зевс , на зависть всем…

 

Но Зевсу мало. Новых дам

Хоть каждый день на зависть нам

Хотел бы осчастливить Зевс…

Ты не тягайся с Зевсом, плебс…

Евринома и рождение Харит

Эвринома

Согласно Гесиоду, первой незаконной женой Зевса (по общему счету всех его семи браков – третьей) была океанида Евринома (Гес. Теог. 907-911). Она родила Зевсу трех прелестных и милых Харит (греч. charis – милость). Они воплотили в себе доброе, радостное и вечно юное начало жизни.

Хариты

Их происхождение от Зевса и Эвриномы не бесспорно, друнгие авторы иногда их называют дочерьми Гелиоса и наяды Эглы, иногда их отцом называют Диониса, матерью — Афродиту.

Мнемосина и рождение муз

Мнемосина

В союзе с титанидой Мнемосиной породил девять муз. Является отцом Каллиопы – музы эпической поэзии; Клио – музы истории; Мельпомены – музы трагедии; Талии – музы комедии; Полигимнии – музы священных гимнов; Терпсихоры – музы танца; Эрато – музы любовной и свадебной поэзии; Урании – музы науки, Евтерпы – музы поэзии и лирики.

Девять муз - дочери Зевса

В греческом мире Зевсу воздавали самые большие почести. Его храмы стояли во всех больших городах. На Ликейоне в Аркадии совершались в его честь таинственные обряды, требовавшие пролития человеческой крови. Но самым святыми местами были Додона и Олимпия.

В Эпире, возле подножия эпирского Тинара стоял древний додонский храм. Из далекого Египта, из священных Фив, сюда прилетела голубка и, сев на дубе, заговорила человеческим голосом. Это истолковали как божественное знамение. Здесь был построен храм, в котором правили службу особые жрецы, называемые селами. Их задачей было по шелесту листьев на дубе растолковывать волю бога. Говорили, что божество находится в стволе того дерева. На его верхушке гнездились священные голуби, священный источник вытекал из-под корней. Ещё там стояла бронзовая миска, в стенки которой ударялся подвешенный шар, и по этому звону тоже пытались предвещать будущее. Вопросы заблаговременно выбивали на свинцовых табличках. Найдено множество таких табличек в современной Додоне, и из них можно узнать, каким важными вопросами беспокоили бога. Так был задан вопрос на одной из найденных табличек:

«Агис спрашивает: одеяла и подушки потеряны или украдены?». Отвечая, жрецы говорили стихами, которые всегда начинали словами: «Зевс жил, Зевс жив, Зевс будет жить!».

В стране Элиде, на Пелопоннесе, была расположена Олимпия, самое известное место культа Зевса в Древней Греции. Олимпия была не городом, а скоплением храмов, в которых жрецы выполняли надлежащие обряды.

В храме Зевса находилось одно бесценное сокровище—там стояла статуя Зевса в Олимпии работы великого афинского скульптора Фидия—одно из семи чудес света.

Источник: www.smirnova-tatjana.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.