Политические строи


А) типы политического строя:

В российской политологии закрепился термин “политический строй”, употребляемый в двух значениях: в узком смысле политический строй – это политическая структура общества (не нужно ее смешивать с государственной, или территориальной структурой, т.е. с формой устройства государства (федерализм, унитаризм)); в широком – синоним политического режима. В первом значении политический строй включает все элементы политической системы общества и соотношение их значимости, их удельного веса в политике. Политическая система охватывает как системообразующие элементы (государство), так и несистемообразующие. К последним относятся субъекты политики: легальные, официальные институты политической инфраструктуры (партии и институциональные группы интересов) и квазиинституты (включающие такие субъекты политики, как политические кланы, клики, клиентелы, группы давления, “приближенные”, влиятельные лица, теневики и мафиози). Институты создают формальную подструктуру, а квазиинституты – неформальную. Существование и функционирование всех этих субъектов политики зависит от государства. Оно может легитимизировать те же политические институты или де-юре (и институт становится легальным), или де-факто (организация становится полулегальной), а может и запретить (тогда институциональный субъект нелегален).


В соответствии с реальным соотношением институтов и квазиинститутов, степенью их подавления государством и их воздействия на последнее, принято выделять 4 стадии в эволюции структуры политической системы в сторону усиления “обратных связей”, воздействия общества на государство, 4 типа политического строя:

1) рудиментарный политический строй;

2) примитивный политический строй;

3) развитый политический строй;

4) высокоразвитый политический строй.

Они характеризуются такими чертами (См.Табл.2):

Табл.2. Типология политического строя


Политический строй

Структуры

Формальная (институты: государство, партии)

Неформальная (квазиинституты)

Рудиментарный

Нет (есть лишь трайбалистские партии)

Племена (часть Африки, Азии)

Примитивный

Неразвита (есть лишь конфессиональные нелегальные партии)

Преобладает (кланы, клики, клиентелы)

Развитый

Преобладает. Партии (полу-)легальны

Резко ослаблена

Высокоразвитый

Полностью легальна; Многопартийность

Остаточный характер


При рудиментарном и частью при примитивном политическом строе вместо привычных нам государственных органов преобладает потестарность (иногда называемая протогосударством или предгосударством) – форма организации власти в обществе, базирующаяся на обычном праве и общинных властях (вожди и их приближенные, советы старейших, собрания мужчин). Эта власть присуща доклассовому и раннеклассовому периоду “военной демократии” родоплеменного общества и встречается в развивающихся странах, горных (Чечня) и пустынных районах развитых стран, у кочевых народов и в деятельности групповых, клановых и иных неформальных структур. Обычное право – стихийно возникшие, но затем кодифицированные (в четких речевых формулировках, а иногда и письменно) нормы регулирования взаимоотношений людей в традиционном обществе, сохраняющиеся и при примитивном политическом строе, когда они действуют наряду с официальным правом, юридическими законами. Примерами обычного права являются Законы Драконта в Древней Греции, XII таблиц в Риме, германские и славянские “Правды”, “Яса” Чингисхана, адат у мусульман (в отличие от официального права – шариата), призванный сохранять патриархальные племенные отношения и обычаи (кровной мести, возмездия за умыкание невесты и др.). В отличие от “интернационального” шариата, адат имеет свои этнические варианты в Поволжье и на Кавказе, в Средней Азии и у арабов. Студенты могут, опираясь на приведенную здесь типологию политического строя и собственные познания, самостоятельно квалифицировать существующую стадию эволюции структуры политической системы РФ и РТ.


Источник: StudFiles.net

«Строй политический»

система политико-государственного и политико- негосударственного устройства, характеризующаяся определенными взаимоотношениями политических институтов и политической власти. Политический строй тесно связан с политической системой общества и политическим режимом. Он свидетельствует об интегральной, целостной характеристике политического бытия людей, достигнутого на конкретно-исторической стадии развития общества и государства, выраженной типом политического строя: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Политический строй фиксирует строение политических институтов, степень их развитости, взаимоотношения между собой и в целом, наличие или отсутствие условий для нормальной человеческой и коллективной жизни, которые стимулируют или, напротив, препятствуют реализации на практике различных видов, форм политической и иной активности личности, социальных общностей людей.

Формационный критерий выделения политического строя, его классификация, как показало время, является односторонним, однолинейным, поэтому сегодня не может быть полезен в качестве основы для его типологизации и характеристики. Предпочтительным является культурно-цивилизационный подход, при котором основанием выделения политического строя является степень культурно-познавательного, информационного обеспечения не только институтов политической власти, но и подвластных им людей – обеспечения открытого, гласного, всестороннего, демократического.


ли в основе политического бытия людей, политической жизни общества и государства будут культура, цивилизованные формы человеческого существования, гражданское общество и правовое государство, то политический строй станет совершенным, адекватным природе и назначению человека.

Политический строй естественным образом связан с формой государственного устройства, но не сводим к нему. Можно подчеркнуть, что форма государственного устройства (унитарная, федеративная) является стержнем, основой политического строя, на базе которой выстраиваются все негосударственные политические институты, образования. Это предопределяется местом и ролью государства в политической системе общества, но это предопределение не является жестким, несвободным. Оно лишь отмечает факт относительной первичности государства в институциональной политической структуре общества, определяющего сплоченность и значимость субъектов политической жизни.

Источник: otvet.mail.ru

 

Политические отношения посвящены осуществлению власти, поэтому политические основы конституционного строя характеризуют отношения по поводу управления государством, организации публичной власти.


«Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть».[32]

Политическим отношениям посвящается значительная часть объема текста конституций. Но лишь в некоторых из них выделяются специальные главы или разделы, посвященные целиком политической системе и имеющие соответствующее наименование.

Структура власти. В первую очередь конституции зарубежных государств устанавливают характеристику структуры власти – строиться ли она по принципу единства власти или по принципу разделения властей.

Принцип единства власти положен в основу организации и деятельности государственной власти в социалистических государствах. Единство власти предполагает наличие единой системы представительных органов и иных, производных от них, органов. При этом в целом присутствует подчиненность (подконтрольность) всех органов правящей партии.

Принцип же разделения властей предполагает выделение нескольких самостоятельных ветвей власти (обычно законодательной, исполнительной и судебной), которые обладают собственными полномочиями.

Как отмечает В.В. Маклаков, четкость закрепления каждого вида власти в конституционных актах различна. По его мнению, в ряде конституций отсутствует подобная четкость и определенность – в них даже не употребляются термины «законодательная власть», «исполнительная власть». Однако даже в таком случае из содержания акта видно, какие органы осуществляют эти функции. Примером может служить Основной закон ФРГ 1949 г.[33]


Идеология. Любая конституция выполняет идеологическую функцию. Однако проявление это функции и сама идеология могут быть различны.

Так, некоторые конституции провозглашают официальную идеологию: мобутизм – Заир, нкрумаизм – Гана (от имени соответствующих президентов), марксизм-ленинизм в идеях Мао Цзедуна – Китай, принципы чучхе – КНДР, принципы пенча-сила – Индонезия и др.[34]

В тоже время, установление на конституционном уровне положения о том, что в обществе отсутствует обязательная или государственная идеология, является своего рода идеологической установкой. Отсутствие идеологии – есть идеология.

Суверенитет. Термин «суверенитет» (от франц. «souverainete» – верховенство, верховная власть) прочно утвердился в науке и общественно-политической практике. Считается, что впервые он был введен в XVI веке французским юристом Жаном Боденом, который рассматривал его как постоянную и абсолютную власть государства в лице монарха.

Идея суверенного государства призывалась обосновать самостоятельность, верховенство на собственной территории национальных государств, находившихся на развалинах бывшей Римской империи. И идея суверенитета как верховенства государственной власти позволяла государству противостоять таким серьезным противникам, как исповедующей вселенскую идеологию католической церкви, силам, отстаивающим идею всемирной государственности, а также склонным к сепаратизму феодалам.[35]


В современном конституционном праве под суверенитетом понимают три вида суверенитета:

1) государственный;

2) народный;

3) национальный.

Под государственным суверенитетомследует понимать верховенство и независимость государственной власти, которая проявляется во внутренней и внешней политике государства.

Понятие народного суверенитета появилось в новое время благодаря трудам Локка, Руссо и других представителей либеральной демократии в результате возникших противоречий между гражданским обществом и абсолютной властью.

Народный суверенитетвыражает верховное и неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ничего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.

В настоящее время понятие народного суверенитета рассматривается в комплексе с государственным. Можно сказать более: государственный суверенитет является производным от народного.

Государственный и народный суверенитеты нераздельно существуют в общественной и государственной жизни, и это сосуществование можно определить как свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права.[36]


Наибольшую проблему представляет определение сущности национального суверенитета, который понимается как верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей.[37]

Определение понятия «национальный суверенитет» может быть двояким:

1) общегражданским – при этом подходе он отождествляется с государственным и народным суверенитетом, а понятие нации охватывает всех граждан государства вне зависимости от их национальной принадлежности, выступающих в данном случае как сограждане одной нации, создавшей государство;

2) этническим – в данном случае он рассматривается как право этнической общности на самосохранение, вплоть до выбора определенного политического устройства; это – право «коренной нации» на самоопределении.

Теорией конституционного права выделяются 4 основные элемента суверенитета:

1. верховенство;

2. неотчуждаемость;

3. единство;

4. независимость.

Хотя иногда встречаются и иные мнения о количестве элементов суверенитета.[38]

Характеристика политической системы. Можно признать, что в целом политические основы конституционного строя посвящены не только элементам и субъектам политической системы, но и «правилам политической игры».


Конституционное выражение получают различные элементы политической системы. Причем набор компонентов политической системы разнообразен и зависит от многих факторов.[39]

В рамках политических основ конституционного строя находят свое выражение характер политического процесса, положения о суверенитете и источнике власти, некоторые вопросы, посвященные выборам, референдумам, правовой культуре в целом и др.

Особо выделяются положения о форме правления, форме государственного устройства, а также политическом (и государственном) режиме. Рассмотрим подробнее основной элемент политических отношений – государственный режим.

Традиционное понимание государственного режима позволяет определить его как совокупность средств, приемов, методов и способов осуществления государственной власти.

«Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного общения (граждан или подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти».[40]

В учебной и научной литературе продолжительное время ведется диспут о соотношении категорий государственного и политического режимов. Выделены следующие подходы.

Первый подход. Государственный режим – часть политического режима.

По мнению М.Н. Марченко, государственный режим является составной частью политического режима. «Политический режим как явление и понятие более общее и более емкое, нежели государственный режим, включает не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества».[41] «Государственный режим как бы является соединительным звеном между формой правления и политическим режимом… Он (государственный режим – прим С.П.) характеризуется реальным механизмом осуществления государственной власти, раскрывает не юридически закрепленные взаимоотношения властей, а их фактическое положение в этом механизме, прежде всего реальные взаимоотношения между законодательной и исполнительной властями».[42]

Сторонники такого подхода выделяют такие государственные режимы как дуализм, парламентское правление, монистический парламентаризм, дуалистический парламентаризм, кабинетное правление и др.

Второй подход. Государственный режим – отдельная от политического режима категория.

При таком подходе государственный режим представляет собою реальный порядок функционирования и взаимодействия высших государственных органов. В то время как политический режим это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе.[43]

В последнее время в конституционном праве чаще употребляется термин государственный (государственно-правовой) режим, нежели политический режим (это скорее явление политологии). Но в целом следует признать, что два рассматриваемых понятия нельзя отделять друг от друга, тем более противопоставлять. Ведь они практически полностью соответствуют друг другу в том плане, что при демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократический, а авторитаризм накладывает свое отражение, как на политический, так и на государственный режим.

Анализ конституций различных государств позволяет сделать вывод о том, что является элементом государственного режима. К их числу относятся:

1) природа государственной власти, имеющая своей основой политическую власть, исходящую от народа;

2) организационно-правовое разделение властей и единство государственной власти;

3) деятельность органов публичной власти;

4) политические свободы (а также их реальность и гарантированность государством), партиципация (участие) граждан в решении вопросов государственной политики;

5) основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов;

6) самоуправление территориальных коллективов или, напротив, полное подчинение их назначенным сверху чиновникам.

Формирование государственного режима складывается под воздействием некоторых объективных факторов. К их числу можно отнести политические, экономические, социальные факторы и др. В то же время возможно выделение и субъективных факторов, влияющих на характеристику государственного режима. Среди таких факторов обычно называется дух и воля народа (нации).[44]

Выделяются различные способы (методы) осуществления государственной власти, государственного управления:

1) метод стимулирования (поддержки);

2) нейтрализма;

3) либерализма;

4) принуждения и др.

Особенности осуществления того или иного метода (совокупности методов) приводит к возникновению соответствующей разновидности государственного режима.

Традиционная классификация государственных режимов – на демократические и недемократические (иногда тоталитарные) – является не совсем точной и не дающей полной картины при исследовании формы государства современных зарубежных стран.

Теорией государства и права допускается классификация государственных режимов по типу государства. Так, при рабовладельческом строе выделяют деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический) режим и режим рабовладельческой демократии. При феодальном строе – абсолютистский, феодально-демократический, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский и режим «просвещенного» абсолютизма. При капитализме – буржуазно-демократический, бонапартистский, военно-политический и фашистский.[45]

Возможно подразделение государственных режимов на легитимные и нелегитимные.[46] Легитимные режимы основываются на свободно выраженном согласии населения. Зачастую легитимные режимы поддерживаются легальностью (законностью). Нелегитимные режимы возникают в результате основания государственной власти на силе, а не на праве. При этом легализация власти не является обеспечением легитимности режима, возникшего в результате революции, военного переворота и т.п.

Дадим характеристику основным государственным режимам, встречающимся в современных странах.

Демократический (от греч. democratia – народовластие) режим представляет собой реальное участие граждан в осуществлении государственной власти.

Признаками демократического режима являются:

– формирование политической воли народом; закрепление на конституционном уровне принадлежности государственной власти (а также суверенитета) народу;

– признание и гарантированность государством прав граждан (в первую очередь политических);

– многопартийность (свободно существование оппозиции);

– выборность (сменяемость) органов публичной власти;

– разделение властей;

Первоначально демократический режим был исключительно либеральным (от лат. liberalis – касающийся свободы, достойный свободного человека, достаточный) и характеризовался ограничением роли государства административно-полицейскими функциями, невмешательством в экономическую и социальную функцию общества. Такой режим иногда называют синонимом «свободная демократия». На сегодняшний день существование либерализма вряд ли возможно. Скорее приходиться говорить о неолиберализме.

Впоследствии возник режим социальной демократии, при котором государство в своей деятельности руководствуется интересами всего общества, стремиться повлиять на распределение экономических благ в духе принципов социальной справедливости.

Характеристика демократического режима несколько различается при использовании соответствующей теории демократии.

Согласно теории плюралистической демократии, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти. В результате решения принимаются в интересах всего общества.

Консенсусная (социентальная, консоциативная) демократия устанавливает, что по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития между различными группами людей есть согласие, а по частным вопросам – компромисс.

При плебисцитной демократии (от лат. plebs – плебс, народная масса, простой народ, толпа; и scitum – постановление, определение, решение) во главе государства должен стоять профессиональный аппарат управления, а принципиальные вопросы решаться на референдуме.

Для концепции консолидированной демократии, применяемой в условиях регулируемой государством экономики, характерно наличие активного гражданского общества; относительно автономного от экономики политического сообщества; правового государства, действенного государственного механизма, экономического сообщества.

При корпоративной демократии у всех членов общества имеются общие цели, нация (народ) являются единый целым (корпорацией). В силу чего отсутствует необходимость в плебисците, компромиссах и т.д. Сходной с данной теорией является идентитарная демократия (от лат. identitas – тождественность, идентичность), при которой воля народа и действия власти должны совпадать. Такое состояние возможно только лишь в случае однородности народа как источника власти, т.е. когда все члены общества обладают едиными взглядами, едиными стремлениями и их власть осуществляется непосредственно.

В основу теории представительной демократии положен принцип функционирования представительных учреждений, а теория непосредственной демократии базируется на прямом волеизъявлении народа. В современных государствах более распространенной является опосредованная демократия, осуществляемая не лично народом, а «от имени народа» и формально «в интересах народа», «для народа».

Близкими по своему содержанию являются демократия партии, при которой происходит соревнование политических партий в борьбе за власть, и популистская демократия, характеризующаяся стремлением властных элементов осуществлять мероприятия в интересах народа, или по крайней мере выдвигать соответствующие лозунги.

Выделяются и иные теории: тоталитарной демократии (неограниченная власть меньшинства над большинством), элитарной демократии (в основе имеющей правление конкурирующих между собой элит, а не народа) и др.[47]

Авторитарный режим (от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец; и auctoritas – мнение, решение, право) представляет сосредоточение власти в руках одного субъекта власти, при котором допускается ограниченный и контролируемый идеологический и политический плюрализм, наличие оппозиции.

Признаками авторитарного режима являются:

1) ограниченность прав и свобод граждан;

2) формальность конституции;

3) сосредоточение полномочий по управлению государством в руках одного лица или органа;

4) отказ от разделения властей;

5) ликвидация центральных и местных представительных органов;

6) усиление роли исполнительной власти;

7) резкое возрастание репрессивного аппарата;

8) широкое применение карательных мер;

9) наличие цензуры;

Тоталитарный режим (от лат. totaliter – целиком, вполне) представляет режим власти, при котором государство контролирует все аспекты жизни в стране – общественную, профессиональную, личную.

Признаками тоталитарного режима являются:

– сращивание партийного и государственного аппарата (господство номенклатуры, партократии);

– наличие монолитной, строго иерархичной политической партии

– полное запрещение любых оппозиций; обязательная государственная идеология;

– формальность провозглашенных прав и свобод личности (в первую очередь политических)

– зависимость социального положения человека от его места в партийном и государственном аппарате;

– приниженное положение суда в государственном механизме

– внеэкономическое принуждение к труду (возможна ее милитаризация);

Фашистский режим (от итал. fascio – пучок, связка, союз, объединение) представляет собой режим личной власти, при котором вся полнота власти сосредотачивается в руках одного человека, являющегося главой государства (главой правительства) и главой единственной политической партии.

Признаки фашистского режима (гитлеровская Германия, франкистская Испания):

– ликвидация демократических прав и свобод;

– уничтожение оппозиционных организаций и учреждений;

– использование террористических методов управления;

– непререкаемая власть партийного лидера (фюрера, дуче, вождь, кормчий, кондукатор и др.);

– ограничение (вплоть до лишения) законодательных полномочий парламента; доминирование исполнительной власти над законодательной.

Военный (военно-диктаторский) режим представляет разновидность авторитарного режима, возникающего в результате государственных переворотов. Данный режим характеризуется тем, что во главе государства становятся военные. В отличие от коммунистического и фашистского военные режимы характеризуются беспартийностью.

Каудилизм – разновидность авторитарного режима, характерного для испаноговорящих стран. От простых военных режимов их отличает вождизм и сохранение патриархальных и близких отношений каудильо со своим окружением.

Клерикальный режим характеризуется сильными религиозными воззрениями населения, которые касаются всей государственной жизни. Признаками клерикального режима являются: несветский характер государства; наличие специализированных органов религиозного контроля, призванных проверять соответствие правовых норм религиозным; и др. Теократический режим характеризуется порядком деятельности государства, при котором власть принадлежит церковной иерархии.

Таким образом, мы рассмотрели основные виды государственных режимов. Однако, в науке конституционного права иногда выделяют и иные виды режимов: конституционно-авторитарный, режим личной власти, монократический, олигархический и др.

 

Источник: helpiks.org

СТРОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

система политико-государственного и политико- негосударственного устройства, характеризующаяся определенными взаимоотношениями политических институтов и политической власти. Политический строй тесно связан с политической системой общества и политическим режимом. Он свидетельствует об интегральной, целостной характеристике политического бытия людей, достигнутого на конкретно-исторической стадии развития общества и государства, выраженной типом политического строя: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Политический строй фиксирует строение политических институтов, степень их развитости, взаимоотношения между собой и в целом, наличие или отсутствие условий для нормальной человеческой и коллективной жизни, которые стимулируют или, напротив, препятствуют реализации на практике различных видов, форм политической и иной активности личности, социальных общностей людей.

Формационный критерий выделения политического строя, его классификация, как показало время, является односторонним, однолинейным, поэтому сегодня не может быть полезен в качестве основы для его типологизации и характеристики. Предпочтительным является культурно-цивилизационный подход, при котором основанием выделения политического строя является степень культурно-познавательного, информационного обеспечения не только институтов политической власти, но и подвластных им людей – обеспечения открытого, гласного, всестороннего, демократического. Если в основе политического бытия людей, политической жизни общества и государства будут культура, цивилизованные формы человеческого существования, гражданское общество и правовое государство, то политический строй станет совершенным, адекватным природе и назначению человека.

Политический строй естественным образом связан с формой государственного устройства, но не сводим к нему. Можно подчеркнуть, что форма государственного устройства (унитарная, федеративная) является стержнем, основой политического строя, на базе которой выстраиваются все негосударственные политические институты, образования. Это предопределяется местом и ролью государства в политической системе общества, но это предопределение не является жестким, несвободным. Оно лишь отмечает факт относительной первичности государства в институциональной политической структуре общества, определяющего сплоченность и значимость субъектов политической жизни.

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

Источник: politike.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.