Опера в венеции


Какой бы ни был повод для поездки в Венецию – посещение оперного театра Ла Фениче с последующим возвращением в отель вдоль ночных огней на Сан-Марко – это впечатление на всю жизнь. Если Вам нужно кого-то приятно удивить в Венеции (особенно с романтическим подтекстом), то лучшего способа, чем опера или балет в Ла Фениче, придумать невозможно. Единственное, о чем следует позаботиться заранее, так это о билетах. Но обо всем по порядку.

Театр Ла Фениче в Венеции  был построен в конце XVIII века, и на его сцене во все времена работали лучшие музыканты и вокалисты, величайшие композиторы считали за честь писать свои оперы специально для Ла Фениче. BlogoItaliano, конечно, не мог пройти мимо такой темы равнодушно.

История театра: восставший из пепла

История венецианского оперного театра удивительна и полностью соответствует названию. Ла Фениче, в переводе с  итальянского, значит Феникс – символ вечного обновления и бессмертия. Ведь Феникс – птица мифологическая, обладающая способностью сжигать себя, чтобы вновь возродиться.


Вот и судьба театра такова, что за двести с лишним лет своего существования ему пришлось пережить несколько пожаров, и каждый раз он, буквально, восставал из пепла.

В конце восемнадцатого века в Венеции действовало семь театров – два драматических и пять музыкальных. Ведущим и самым роскошным из них считался театр Сан-Бенедетто, сгоревший дотла  в 1774 году.

На смену ему решили возвести новый театр, который не уступал бы предшественнику ни в роскоши, ни в акустике, да и вообще был бы лучше.

Торжественное открытие театра с новым названием «La Fenice» состоялось 16 мая 1792 года премьерой оперы Джованни Паизиелло “Агригентские игры”. Однако и ему пришлось пережить пожары: первый – в 1837 г., и второй, совершенно разрушительный, – в 1996 г.

Деньги на восстановление Ла Фениче поступали отовсюду – от меценатов и спонсоров,  просто неравнодушных людей и, конечно же, от властей города.

В течение семи долгих лет  шло строительство, а уникальные росписи интерьеров, балконов и потолка восстанавливали по сохранившимся  чертежам и рисункам. И вновь La Fenice восстал из пепла: блестя позолотой, роскошный и молодой, в 2003 году он снова открыл свои двери для публики.

Здесь раньше творили гении, а сегодня мировые «звезды»


Венеция – один из старейших культурных центров Италии, подаривший миру таких музыкантов и композиторов, как Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Томазо Альбинони и др. А ее Ла Фениче всегда имел репутацию одного из самых респектабельных театров не только в Венеции, но и в Европе. Лучшие композиторы писали для него свои оперы, а многие и дебютировали на его сцене.

XIX век в театре был ознаменован сотрудничеством с гениальными оперными композиторами. Так,  Джоаккино Россини специально для Ла Феличе написал три своих оперы «Танкред», «Сигизмондо» и «Семирамида». Винченцо Беллини –  две из 10-ти («Капулетти и Монтекки»  и «Беатриче ди Тенда»).

Гениальным произведениям Джузеппе Верди, таким как «Риголетто», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Эрнани» и «Атилла» первыми рукоплескали венецианцы.

В XX веке, наряду с классикой, на сцене венецианского  театра идут постановки и звучат произведения современных композиторов. Таких как Пьетро Маскааньи, Марио Кастельнуово-Тедеско, Джорджо Федерико Гедини, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и др.

В XXI веке, благодаря телевидению, зрительская аудитория театра Ла Фениче существенно расшилась. Ежегодно, начиная с 2004-года, в новогоднюю ночь любители классической музыки из Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Албании, а также Японии и стран Латинской Америки имеют  возможность смотреть праздничный концерт, подготовленный Ла Фениче.

В программе концерта звучат арии из полюбившихся опер и другие известные произведения. Права на его прямую трансляцию у итальянцев выкупили телевизионщики этих стран.


Экскурсии и билеты в театр Ла Фениче

Безусловно, Ла Фениче стоит того, чтобы отдельно нанести его на карту своей Венецианской программы, какой бы она ни была короткой. Подсчитано, что ежегодно театр посещают более 350-ти тысяч человек. В их числе как те, кто пришел на балет или оперу, так и посетители городских экскурсий.

Экскурсионный тур позволяет совершить прогулку по зрительному залу, украшенному позолотой, лепниной и прекрасными росписями, а также побывать в закулисных помещениях.

Узнать тайны театра и проследить его историю, начиная от истоков и до сегодняшнего дня. В  Ла Фениче имеется постоянная экспозиция, посвященная греческой оперной диве Марии Каллас, которую восторженные зрители еще при жизни наградили титулом La Divina — Божественная.

Как правило, театр открыт для посещений ежедневно с 9.30 до 18.00, хотя, как и везде, допускаются изменения в графике по техническим и другим причинам.


Цена билета:  € 10,00. Для детей до 6 лет вход бесплатный.

В стоимость билета входит аудиогид на 5 языках: итальянском, английском, немецком, французском и испанском.

Кроме того, в фойе театра работает книжный магазин, в котором представлен широкий выбор CD, DVD,  книг по музыке и фирменных сувениров. Здесь можно приобрести шарфы, футболки, головные уборы и сумки, изготовленные специально для Teatro La Fenice.

Часы работы магазина: с 9.30 до 18.00 и во время шоу.

Адрес  театра Ла Фениче и как добраться

Адрес театра: Campo San Fantin, 1965

Театр Ла Фениче находится в самом сердце Венеции в районе Сан-Марко. Добраться до него можно на речном трамвайчике вапоретто маршрутов №1 или №2.

Если добираться маршрутом №1, можно выйти на одной из следующих остановок:  Rialto, Sant’Angelo, или San Marco San Samuele (Vallaresso)

От Tronchetto – вапоретто №2 – нужно ехать в направлении Риальто, Сан-Марко и Лидо. Выйти на остановке  Rialto или San Marco (Vallaresso).

От Piazzale Roma и железнодорожного вокзала Санта-Лючия также следует сесть на вапоретто  №1 или №2 в направлении Риальто, Сан-Марко и Лидо.

Кстати, владельцы билетов на спектакль в театре Ла Фениче имеют право на получение специальной скидки в гараже Сан-Марко, расположенном на Piazzale Roma.

Театр Ла Фениче на карте


Источник: www.blogoitaliano.com

11. Венецианская оперная школа.

Складывается к середине 17 столетия, имеет наибольшее право называться именно школой в истории итальянского оперного театра. После первых экспериментов во Флоренции, после разнонаправленных оперных исканий в Риме, уникальных произведений Монтеверди, в Венеции оперное искусство входило в определенную колею.

Надо сказать, что ранние виды существования оперы типологически делятся на

1) придворную оперу 2) академическую оперу 3) публичную оперу

Придворная опера ставится при дворе, по определенному поводу. Постановку отличала пышность и «одноразовость». Постановку могли увидеть только те, кого пригласили члены двора. Это элитарное искусство.

Академическая опера написана с определенной целью, для узкого круга, не рассчитана на публичное воспроизведение (флорентийцы)

И, наконец 1637г. – возникновение публичной оперы в Венеции. Поворот в истории жанра – переход от элиты к широкому кругу. Постановка оперного дела в Венеции впервые не завесила от двора или церкви. И хоть художественные возможности публичных театров были скромными, по сравнению с придворными, оперная жизнь города была устойчивой, не прерывалась, количество театров возрастало.


Из всех итальянских городов Венеция представляла собой самое удачное место: единственная из всех ит. городов-государств была республикой; была городом купцов и крупнейшим международным торговым портом. Отличалась большей демократичностью. Венеция- мультикультурный порт, люди любят развлекаться и привыкли извлекать из всего выгоду. Опера в Венеции возникает именно как финансовое предприятие.

Богатые купеческие семьи строят оперные театры и за короткое время оперная культура создается в том виде, в котором мы в основном ее знаем. Ярусная система расположения лож придумана венецианцами. Каждая ложа – двухкомнатная. Партер был стоячий и дешевый. Чтобы попасть в театр, нужно было купить ложу на сезон, помимо этого платились билеты за вход. Сценарий, либретто, скамейки в партере – за отдельную плату. Зал не освещался, и чтобы заглянуть в либретто, пользовались небольшими восковыми свечками. Театры располагались рядов с церквями и носили названия церковных приходов. Оперные театры конкурировали друг с другом. Администрация была заинтересована в присутствии гондольеров и пускала их бесплатно. Они более, чем кто-либо общались с населением города и разносили молву о спектаклях.


Спектакли шли в определенные сезоны: с 26 декабря до конца марта, от окончания Пасхи до 15 июня, с 15 сентября до конца октября. Само название опера утвердилось именно в Венеции. Ит. Opera- работа, дело, произведение. Там же обычным стало слово либретто – текст опер в маленьких книжечках. Понятие либретто как литературная канва оперы (в отличие от поэзии как ведущего начала drama per musica) утвердилось тоже в Венеции, где музыка преобладала над словом.

Венецианская публика отличалась от круга просвещённых гуманистов во флорентийской камератте, от придворной публики; ее вкусы и предпочтения сказались на характере репертуара, трактовке оперных тем, сюжетов, на всем облике искусства в целом. Здесь никто не пытался возродить древнегреческую трагедию. Оперная продукция становится массовой, и оперный сюжет должен увлекать, занимать, трогать, давать основание для любовной интриги, героического подвига, не утомлять серьезностью. Характерная особенность в трактовке сюжета – широкое введение комических эпизодов в контекст серьезной оперы. Комическое здесь в основном пародийно. Комические эпизоды побуждали композиторов вводить в оперу жанрово-песенные элементы, разговорные речитативы, комические дуэты – многое из того, что станет впоследствии основой оперы-буффа.

Примечательно, что именно в Венеции постепенно утверждаются типичные разновидности оперных декораций. Публика в восторге от машинерия и декораций. Декоратор Джакомо Торелли изобрел поворотный механизм, благодаря которому быстро и легко менялись декорации. Было 12 типов декораций – волшебные острова, ад, райские небеса, буря на море. Венецианцы ввели спальню с кроватью и зеркалом. Существовали машины для полета – вертикальные, горизонтальные, потом диагональные. Декоратор, машинист сцены- на первом плане. (главный человек)


Крупнейшими авторами опер в Венеции после Монтеверди были Франческо Кавалли и Марк Антонио Чести. Кавалли целиком связан с венецианской оперной школой и наилучшим образом представляет ее, Чести имея отношение к этой школе работал и в других музыкальных центрах, и выразил в своем творчестве не только венецианские тенденции. После первых опытов в итальянской опере на ряд десятилетий устанавливается излюбленный сюжет: мифологический, затем исторический.

Музыка опер Кавалли ярко сценична, ее трудно рассматривать вне театра. Характер обрисовки образов рассчитан на восприятие вместе со зрелищем, с определенной ситуацией. Мелодия Кавалли нередко обнаруживает непосредственную связь с народно-бытовыми источниками. Песенно-ариозная мелодия – основное начало оперной музыки Кавалли. Вокальной виртуозности здесь еще нет. Существенна роль оркестра. Большое внимание уделяется оркестровым вступлениям. Речитативы рельефны и выразительны, в них нет лирической тонкости и гармонической смелости Монтеверди. Арии тяготеют к замкнутым формам, много двухчастных. Композитор создает простые и яркие муз. образы-характеристики, которые становятся типичными образами итальянской оперы.


Кавалли по-своему подчиняет музыку драме. Пери шел за поэтическим текстом, отделывая интонационные детали. Монтеверди, передавая тончайшие оттенки текста, создавал в тоже время единый музыкальный образ. Кавалли игнорирует детали, передает общий смысл и характер текста, создает образ крупными мазками, яркими и простыми красками. Это принцип «большой» оперной драматургии. И логично, что именно в Венеции, где опера вышла за пределы узкого круга слушателей этот принцип восторжествовал.

Младший современник Кавалли, Марк Антонио Чести, лишь отчасти может быть отнесен к венецианской школе. Его оперы ставились в Венеции, во Флоренции, Инсбруке, в Вене. Композитор не мог придерживаться одного определенного типа оперной композиции. Произведения, созданные для венецианской сцены или для роскошного придворного спектакля в Вене не могли быть однотипными. Чести был по преимуществу лириком со склонностью к мягкому выражению чувств. В нем гораздо больше тонкости, изящности, камерности, чем грандиозности. В операх Чести видно, как чисто музыкальное и декоративное начало берет верх над драмой, драматическим содержанием и развитием. Подлинно драматические концепции остались в искусстве недоступными после Монтеверди. Общественная атмосфера Италии не способствовала подъему серьезного драматического искусства. На оперной сцене господствовали или лирические чувства, или пышная декоративность. У Чести по своему вырабатываются приемы музыкальной выразительности. Для него характерны лирико-патетические и грациозно-женственные образы.

Чести был одним из тех итальянских композиторов, которые вывели национальное оперное искусство за пределы страны. Когда он работал в Вене, она сделалась своего рода филиалом итальянской оперной школы.

Источник: StudFiles.net

Театр «La Fenice»


Внутри театра La Fenice

Театр «La Fenice» — главный театр Венеции, самый известный из всего собрания театров в этом городе. Открылся театр 16 мая 1792 года. Название его переводится как «Феникс». Вполне возможно, оно и определило его судьбу: театр дважды сгорал практически дотла, в 1837 и 1996 годах, и каждый раз возрождался.

Несмотря на пожары, «Ла Фениче» был и остаётся третьим по значимости оперным театром в Италии, после Миланского театра «Ла Скала» и неаполитанского Сан-Карло.

Уникальная акустика, честь и престиж для артиста спеть на этих подмостках сохраняются по сей день. На этой сцене прошли исторические премьеры нескольких хитов мирового оперного репертуара: «Риголетто» и «Травиата» Джузеппе Верди, здесь впервые прозвучали «Похождения повесы» Игоря Стравинского и «Поворот ключа» Бенджамена Бриттена.

Сегодня театральная жемчужина Венеции «Ла Фениче» — не только площадка для оперных и балетных спектаклей, это и отменная концертная сцена, где даются прекрасные симфонические концерты. Это и известный туристический объект, куда можно придти на экскурсию, и вас проведут по театру, покажут зал и сцену, прекрасные фойе и роскошную лестницу.

Сайт театра:teatrolafenice.it.

Здесь вы можете не только выбрать спектакль, ознакомившись с репертуаром и составом исполнителей, но и заказать и купить билет (стоимость до 300 евро), а заодно и ознакомиться с экскурсионной программой и её стоимостью.

La Fenice Вид на сцену

Для этого зайдите на сайте в раздел «Visita il teatro», откроется новая вкладка, где на двух языках: итальянском и английском — вам сообщат, что театр обычно открыт для посещений с 9:30 до 18:00, что обычная экскурсия стоит 10 евро и включает в себя посещение выставки, посвящённой Марии Каллас, что экскурсантам предлагают воспользоваться аудиогидами на пяти языках: английском, немецком, французском, испанском и итальянском. Об остальных вариантах экскурсионной программы театра смотрите на сайте.

Как добраться до театра «Ла Фениче»

Самый простой способ дойти до «Ла Фениче» — это путь от Пьяццы Сан-Марко. Вам нужно выйти с Пьяццы через колоннаду Музея Коррер, оставив за спиной базилику Сан-Марко и колокольню. Идите всё время прямо, мимо церкви Сан-Моизе, через мост на улицу Calle Larga XX Marzo. После мостика отсчитайте третий поворот направо и идите по этой боковой улочке, там вам тоже попадётся мостик, смело переходите по нему и ещё чуть-чуть идите прямо. Вы очень скоро выйдете к зданию церкви Сан-Фантин, слева от которой и обнаружите небольшой фасад театра.

Театр «Malibran»

Этот театр за свою долгую жизнь несколько раз менял своё название. Начать надо с того, что стоит он на том самом месте, где когда-то в XIII-XIV веках находились дома Марко Поло, о чём рассказывает мемориальная табличка, которую вы найдёте на стене над служебным входом. Обнаружить её можно, если выйти из дворика Corte del Milion, куда можно попасть от церкви Сан-Джовании Кризостомо.

Именно это имя поначалу носил театр, построенный в 1677 году. Расцвет и слава театра приходятся на самое начало XVIII века, здесь играли премьеры опер Скарлатти и Генделя. Потом наступил спад. Виной тому можно считать успех театра Карло Гольдони. В середине того же века хозяева сокращают количество мест в зале и меняют название на Сан-Бенедетто. Это мало помогает делу. При французской оккупации этот театр оказался одним из немногих незакрытых театров. В XIX веке новый хозяин восстанавливает здание и опять переименовывает в театр Эмерониттио, и, наконец, в 1835 году театр получает своё нынешнее имя «Малибран» в честь великой певицы Марии Малибран, которая спела на этой сцене, отказавшись от гонорара.

Сегодня театр «Малибран» — вторая сцена театра «Ла Фениче». Поэтому искать его репертуар нужно на сайте того театра.

Стоимость билетов на спектакли и концерты в театре «Малибран» раза в два-три меньше, чем в «Ла Фениче».

Как добраться до театра «Малибран»

Добираться до театра «Малибран» будем от моста Риальто. С Риальто сойдите на Кампо Сан-Бартоломео, на которой стоит памятник Гольдони, поверните налево и идите прямо по Calle San Giovanni Crisostomo вплоть до церкви Сан-Джованни Кризостомо. Она на этой улочке одна. И будет от вас по правую руку. Если встать к церкви лицом, то справа вы увидите огибающую её улочку. По этой улочке и идите, следуя её изгибам и поворотам. На самом деле, ходьбы там от силы 3 минуты. Ориентирами вам будут кафе и ресторан «Малибран», потом отель с тем же именем, в конце концов, вы окажетесь на Campiello del Teatro, где и встанут перед вами стены фасада и главного входа в театр.

Театр Карло Гольдони

Вывеска театра Карло Гольдони

Полное название театра — Teatro Stabile di Veneto (Постоянный театр региона Венето). Если говорить по-нашему, Венетский областной театр. Есть у него три сцены, точнее, три подразделения, в Падуе (Театр Верди), в Вероне (Новый театр) и в самой Венеции (Театр Карло Гольдони).

Разумеется, начался он именно в Венеции. Открылся в 1622 году и назывался тогда Театр Вендрамин. Известны также его названия Театр Сан-Сальвадор и Театр Сан-Лука. Последнее название, скорей всего, происходит от наименования соседней площади Сан-Лука. Сан-Сальвадор — церковь, расположенная совсем рядом с театром. С 1752 года слава театра стремительно растёт, именно в этом году хозяевам удаётся заполучить в управители театра Карло Гольдони, ведущего драматурга Венеции, реформатора итальянского театра. Здание несколько раз страдало от пожара, восстанавливалось, реконструировалось. Последняя реконструкция завершилась в 1979 году, театр открылся «Трактирщицей» Карло Гольдони.

Сегодня это отлично отстроенное здание с восстановленным декором четырёхъярусного зала, с вместимостью в 800 зрителей. Репертуар составляют драматические спектакли для детей и взрослых, концертные программы, лаборатории и показы Театральной академии.

Сайт театра: teatrostabileveneto.it.

Цены на билеты здесь куда ниже, нежели в ранее описанные мной театры. Самый дорогой билет стоит 29 евро. Среди спектаклей театра — классический «Слуга двух господ» того же Гольдони.

Как добраться до театра Карло Гольдони

От Кампо Сан-Бартоломео, где памятник драматургу Карло Гольдони, идите, встав спиной к памятнику, прямо и прямо по Merceria II Aprile, через мостик по Calle del Lovo, которая вдруг станет Calle del Teatro. Справа от вас возникнет отвесная стена с окнами и громоздкой вывеской с буквами, будто из золотой фольги: «Teatro Comunale Carlo Goldoni». Под вывеской три массивные металлические ажурные двери.

Театр Сан-Галло

Этот небольшой театр, расположенный в самом центре района Сан-Марко, начинался как кинотеатр в 1924 году. Расположен он в старинном здании, некогда принадлежавшем Прокурациям, потом переходившем из рук в руки, и в начале XX века переделанном в кинематографический зал «Олимпия», который просуществовал до середины 80-х годов прошлого века. Потом кинотеатр пытались превратить в два небольших зала для показа арт-хаусного кино. В конце концов, в начале XXI века здание выкупили несколько предпринимателей, которые, отреставрировав его, открыли здесь Театр Сан-Галло с залом на 260 мест.

С 2007 года (года основания театра) здесь шёл спектакль «Карнавал. Шоу», поставленный специально для англо-американской публики. Спектакль просуществовал два года, после чего театр вновь закрылся из-за частых явлений «acqua alta», которые повредили структуру здания. И всё же театр снова открылся, сегодня в нём идут спектакли и концерты музыкантов. Главным спектаклем репертуара является «Венеция. Шоу». Постановка об истории Венеции от дней основания до сегодня. Артисты умудряются уложить несколько веков истории своего города в максимум полтора часа действия, используя при этом минимум декораций и максимум своего мастерства. Зрители это шоу хвалят.

Сайт: teatrosangallo.net. Там же указаны и цены на билеты.

Как добраться до театра Сан-Галло

С Пьяццы Сан-Марко вы дойдёте до театра, сами не заметив как. Встаньте спиной к базилике, от выхода в Часовой башне идите по Пьяцце, держась правой стороны, и отсчитывайте второй проход сквозь колоннаду. Он будет уже за кафе. Поворачивайте в этот проход и идите прямо по Sottoportego del Cavaletto. Вы скоро окажетесь на узкой и вытянутой площади, Campo Rusolo o San Gallo. Увидев стеклянные витрины с масками и костюмами в них, вы поймёте, что нашли искомое.

Декоративные фигуры потолка театра

Я рассказал о четырёх основных театрах Венеции, куда можно сходить, даже не зная итальянского языка. Оперу можно слушать, вообще не зная языков. В Сан-Галло их шоу идёт на английском языке, но говорят, что есть и русский аудиоперевод. Врать не буду, сам не проверял. Заказать билеты можно онлайн, сайты театров позволяют сделать это. Или же вы можете устроить себе прогулку по городу в поисках театра и попытаться потом купить билет в кассе.

Помимо этих театров в Венеции есть и другие: например, Театр Л’Авогария, специализирующийся на современной драме, он находится в районе Дорсодуро, недалеко от Кампо Санта-Маргерита. На разных площадках показывают свои работы студенты театральной академии. Есть несколько театров в Местре. Но для того, чтобы смотреть эти спектакли, необходимо знать язык. Специализируются они все на современной, часто социальной, драматургии, которая строится на диалогах и современном диалектарном общении.

Источник: Dorogi-ne-dorogi.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.