Муранское стекло венеция
В солнечной, ароматной Италии, среди ряда венецианских островов есть один крупный остров, который называется Мурано, а в обиходе имеет второе название – малая Венеция. Это прекрасное место пользуется огромной популярностью, и прославилось по всему миру за счет изготовления ценного и дорогого венецианского – муранского стекла.
Муранское стекло – история.
С 16 века, остров Мурано являлся одним из центров развлечения богатых венецианцев. Там строили прекрасные виллы, разбивали сады с фонтанами и создавали другие красивые места для отдохновения. Среди достопримечательностей острова – собор Санта-Мария Донато, церковь Сан-Пьетро Мартире, музей стекла, а также несколько стекольных фабрик, крупнейшая из которых называется Formia и принадлежит частному владению семьи Миан.
Однако история производства выдающегося венецианского стекла зародилась еще намного раньше – в 8 столетии. С ее возникновением связывают имена монахов – бенедиктов, создающих стеклянные сосуды для вина, и использующих при этом старинные секреты мастеров-византийцев.
екольное дело с давних пор являлось одним из самых популярных и распространенных национальных ремесел Италии и в связи с этим, а также для того, чтобы обезопасить страну от пожаров, связанных с использованием литейных печей, правительство Венеции в 1291 году повелевает перенести все стекольные заводы на острова, таким образом превратив крупный остров Мурано в художественный центр стеклоделия.
С тех пор, знаменитый остров стал так называемым «государством в государстве». Производство стекла, получившего название муранского, стало его основным занятием. Секреты и технологии его изготовления передавались из поколения в поколение, и сохранялись в рамках строжайшей фамильной тайны. Изготовлению муранского стекла обучались мальчики с ранних лет, а овладев всеми секретами мастерства, словно юные маги, получали статус «мастера-стеклодела», и почетного гражданина Венеции.
На острове было свое собственное правительство, а выдающиеся стекольные мастера нередко награждались дворянским титулом и другими различными привилегиями. Однако существовали здесь и свои гражданские минусы. Получив монополию на изготовление стекла, венецианская республика запретила мастерам из Мурано покидать остров, а тем более, уезжать в другую страну.
Стеклодел, покинувший остров, считался разгласителем тайны, объявлялся в государственный розыск, и при аресте, ему настоятельно советовали вернуться обратно. Если же он продолжал упорно пренебрегать этим распоряжением, его попросту убивали за несоблюдение закона. Это были строгие и жесткие порядки того времени, которые, тем не менее, являлись нормой для общественно – политической системы средневековья.
Венецианское – муранское стекло пользовалось огромной популярностью по всему миру, как в древние времена, так и в наши дни. Люди со всего света стекались в Венецию, чтобы приобрести там изделия из муранского стекла. Искусно созданные изделия мурнского стекла приравниваются к драгоценностям, а своим видом напоминают поделочные камни: агат, сердолик, халцедон и другие. Именно поэтому, так красиво смотрятся выполненные из муранского стекла ювелирные изделия: крупные кулоны и бижутерия, кольца, браслеты, броши, серьги, заколки и многие другие украшения. Разнообразие видов муранского стекла, так же как и техник его исполнения, весьма велико: мозаичное, авантюриновое, филигранное, прозрачное, молочно-матовое, халцедоновое и т д. Все эти виды обладают различной структурой и замысловатыми узорами, но несмотря на это, отличаются единым, легко узнаваемым, выработанным веками, уникальным и неповторимым национальным стилем.
Пережив различные взлеты и падения, в 20 столетии, производство муранского стекла ознаменовалось новой, современной волной развития. Стекольным мастерам островов Венеции предложили сотрудничество такие выдающиеся художники – новаторы, как Анри Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар, Пабло Пикассо, а также Марк Шагал.
Изделия из муранского стекла – это прекрасные вазы и сосуды, бокалы и кубки, украшения и предметы интерьера, сувениры и изделия декоративно-прикладного искусства: прекрасные цветы, животные и другие различные современные художественные композиции, представляющие интерес для коллекционеров всего мира. Поэтому, отправляясь в Италию, не забудьте посетить прекрасный венецианский остров Мурано, и тем более, не пройдите мимо такого чудесного, уникального мирового явления, как знаменитое венецианское стекло, или иными словами – Vetro de Murano.
Источник: mylitta.ru
Что такое муранское стекло?
Муранское стекло — это стекло, которое изготавливается в единственном экземпляре по секретным старинным технологиям на острове Мурано близ Венеции. Из-за многочисленных подделок в 1994 г. появился официальный товарный знак Vetro Artistico Murano, предназначенный для защиты подлинных изделий. Производители рекомендуют обращать внимание на маркировку на стеклянных изделиях, на 100 % застраховаться от приобретения копий поможет покупка изделий в официальных магазинах.
История происхождения, месторождение
Стекло, как известно, было изобретено в Древнем Египте и Месопотамии, в Древнем Риме появилась технология его изготовления, венецианцы превратили это дело в настоящее искусство. Венеция считается родиной техники, стекло производилось здесь с 8 в., но на протяжении долгого времени изделия никак не выделялись из массы произведений других производителей из-за невысокой художественной ценности.
Историческим моментом в развитии производства стали события 13 в. когда венецианцы привезли из столицы Византии образцы расписных стеклянных изделий с рецептами. Это событие дало новый толчок новому направлению, при изготовлении муранского стекла стали использоваться новые методы, в том числе с использованием огня. Изначально мастерские располагались непосредственно в черте города, из-за повышенной опасности для деревянных построек производственные мощности были перенесены на остров. С этого времени Мурано превратился в центр изготовления стекла.
Изделия стали пользоваться спросом в европейских и азиатских странах, что стало серьезным источником доходов для Венеции.
Метод изготовления хранился в секрете, чему способствовало также размещение стеклодувов в изоляции на острове. Разглашение секретной технологии каралось смертной казнью, любые попытки вывести стекло с острова строго наказывались. Даже строительством фабрик занимались сами мастера, их дети или причастные к производству люди.
Сотрудникам фабрики предоставлялись определенные привилегии, чтобы они оставались на острове максимально долго. Дочери начальников стеклодувов имели право выйти за представителей венецинской знати, их дети наследовали все титулы и регалии.
Расцвет муранского стекла пришелся на 14-15 в., слава о нем разлетелась очень широко, изделия получили распространение по всей Европе. Муранское стекло стали преподносить в качестве сувенира важным гостям города, в этот же период стали устанавливаться правила производства разных видов сосудов.
Покупатели были в восторге от прозрачности стекла, которое на тот момент было недостижимым. Внимание привлекали также большое разнообразие оттенков и элементы декора. 1861 г. на острове был открыт Музей венецианского стекла, где была помещена коллекция из выдающихся изделий, произведенных в период с15-20 век.
Изготовление
Каждой изделие изготавливается в единственном экземпляре ручным способом, в линейке невозможно найти два одинаковых экземпляра. Это объясняется тем, что мастер не может два раза в точности повторить рисунок. При изготовлении стекла используется венецианский песок.
Процесс производства со временем претерпевал изменения, совершенствовался, но в целом технология осталась неизменной. Производство до сих пор базируется на ручной сборке, конвейеры, литьевые машины и другие технологии в производственном процессе участия не принимают. Несмотря на то, что на протяжении многих веков технологии хранились в секрете, сегодня часть из них все же известна, процесс стекловарения, например.
На начальном этапе к селикатному песку предусмотрено добавление дополнительных компонентов, именно от этого зависит оттенок стекла изделия. Для получения синего цвета необходимо добавить окись кобальта, красный — после внесения в смесь настоящего золотого порошка.
Полученный раствор помещают в печь, температура которой достигает тысячи градусов, из жидкой смеси мастер выдувает изделие необходимой формы. Для остывания вещь помещается в другую печь на сутки.
Разновидности
Существует несколько разновидностей муранского стекла:
- Агатовое — на выходе получаются многослойные изделия, их слои располагаются в разных плоскостях, в результате они визуально напоминают предметы из агата.
- Авантюриновое — второе название — «золотой песок» — его получают в результате добавления медной крошки, своеобразный эффект обеспечивается за счет кристаллизации, визуально изделия напоминают предметы из природного авантюрина.
- Филигранное — материал получают способом добавления в массу стекла большого количества тонких разноцветных нитей, они могут быть хаотично сплетены или составлены в сетку, изделие обретает в итоге уникальный оттенок и сетчатую фактуру.
- Пулегозо — в процессе изготовления горячее изделие помещается сначала в воду, а потом в печь, на поверхности образуется сетка из пузырьков.
- Кракеллаж — на поверхности образуется сетка из мелких трещин, для получения такого эффекта раскаленный предмет необходимо поместить в холодную воду.
- Мозаичное («технология Миллефиори») — отличается наиболее сложным способом изготовления, тонкие нитки слоёного цветного стекла, имеющие в поперечном сечении форму кружка, звездочки, цветка или любую другую геометрическую форму нарезаются на мелкие куски и вносятся способом плавления в другие стеклянные формы.
Изделия
Бижутерия
Бижутерия пользуется большим спросом во всем мире, сегодня очень просто купить браслеты, сережки, подвески, кольца, колье, кулоны. Вставки используются при изготовлении часов, гребней, ободков и заколок. В последнее время стало модным вплетать в изготовленные в стиле Пандора бусины. Все украшения очень стильные и яркие, их основная особенность заключается в том, что они изготовлены в единственном экземпляре.
Другие изделия
Муранское стекло широко используется при изготовлении скульптур, люстр, светильников, ваз, посуды, кувшинов, настольных часов и т.ж. За многие века появились коллекционеры, которые скупают все эти предметы. Изделия стоят очень дорого и считаются эксклюзивными, они представлены в галереях, музеях, на выставках.
Как отличить подделку?
О подделке свидетельствуют слабые замки, низкокачественная фурнитура, неровности и шероховатости, плохая полировка. При падении на каменную поверхность изделия должны разбиваться. Наличие штампа или наклейки, надписи «Made in Italy»/ «Made in Venice» свидетельствуют о том, что это подделка, также, как и «Made in Murano»/«Murano-style».
Для определения подлинности рекомендуется искать подписи стеклодува, обратиться к каталогу, надписи сертификату аутентичности.
Подпись может быть на самом изделии, известными муранскими мастерами считаются Эрколе Баровье, Аурелиано Тозо, Винченцо Назон и Карло Моретти и другие.
Подпись не должна выглядеть так, как будто она была нацарапана на уже затвердевшем стекле карбидным наконечником, чаще всего это свидетельствует о подделке оригинала.
Распознать настоящее изделие помогут каталоги, в которых описываются места расположения ярлыков и подписей. Можно попытаться также найти свидетельства применения золота или серебра. Асимметрично расположенные в структуре стекла пузырьки также свидетельствуют о том, что украшение было изготовлено вручную.
Отличить подделку поможет изучение «Глоссария муранского стекла» на Fossilfly.com, здесь представлена отличная инструкция по стилям и технике, к нему можно обращаться при чтении фабричных каталогов.
Многие фабрики выпускают каталоги новых коллекций и винтажных изделий, на сайте 20thcenturyglass.com представлены контакты популярных муранских фабрик, каталоги можно запросить на сайте этих фабрик.
В крайнем случае можно воспользоваться услугами эксперта, при отсутствии такой возможности рекомендуется разместить фото с информацией на специализированном форуме по антикварному стеклу. Самый действенный способ не купить подделку — отправиться в Италию самостоятельно и купить муранское стекло в магазине.
На что обратить внимание при покупке?
При покупке следует обратить внимание на следующие моменты:
- При касании на ощупь ощущается прохлада.
- Настоящие изделия не выгорают и не тускнеют.
- Блики и блеск на солнце, при ярком освещении.
- На обратной стороне украшений должна присутствовать золотистая надпись «Murano Glass», она не должна стираться, царапаться и соскребаться.
- Наклейка Vetro Artistico наносится при невозможности внести надпись в стекло, иногда Murano Glass выдавливается на противоположной стороне стекла.
- В магазине необходимо уточнить наличие сертификатов фабрики, который должен быть у любого нового изделия, изготовленные до 1980 г. антикварные изделия могут не иметь документов.
- Чаще всего подделывают аквариумы и пресс-папье, поэтому при их покупке следует проявлять повышенную осторожность.
Стоимость
Сегодня изделия из муранского стекла продолжают продаваться по всему миру. Скульптуры, люстры и другие крупные предметы могут стоить очень дорого. Украшения доступны каждому, их стоимость сравнима с аналогами из натуральных самоцветов. Многое зависит от конкретной модели, браслет можно купить за 300-800 руб., бусы и серьги за 1000-5000 руб., встречаются и недорогие модели за несколько сотен рублей.
Источник: socketmira.ru
Как добраться?
Добраться до острова Мурано можно добраться на вапоретто (маршрутный теплоход) № 41, 42, 51 и 52, сев на этот вид транспорта на станции S.Zaccaria (недалеко от площади Сан-Марко) или у железнодорожного вокзала. По времени поездка займет 30 минут. Со станции S.Zaccaria в Мурано можно также отправиться маршрутом LN. Со станции Fundamento Nuove до пункта назначения можно доплыть маршрутом № 13.
Достопримечательности
Разумеется, многочисленные магазинчики, где и продаются шедевры муранских мастеров-стеклодувов. Они расположены прямо вдоль главного канала острова. Здесь вы сможете найти все, что угодно, начиная от изысканных бокалов (от 15 евро) и заканчивая необычными фигурками и украшениями из муранского стекла.
Музей стекла
Музей стекла (Museo di Vetro), в стенах которого сохранились все традиции муранского стекла, а также были собраны различные экспонаты стекла, начиная от времен египетских времен. Добраться до здания музея можно пешком от станции Murano Faro, куда прибывают все вапоретто из Венеции.
- Адрес музея: Fondamenta Marco Giustinian, 8, 30141 Venezia, Италия.
- Режим работы: Лето: пн-вт, чт-вс 10.00-17.00, зима пн-вт, чт-вс 10.00-16.00.
- Стоимость входного билета: 4 евро.
Церковь Санти-Мария-э-Донато
Церковь Санти-Мария-э-Донато (Santi Maria e Donato) – одна из самых древних во всей Венецианской лагуне, она датируется 12 веком. Внутри постройки и по сей день туристы могут окунуться в атмосферу древней Византии: мозаика, расположенная на стенах и потолках, как нельзя лучше способствует этому. Находится она на главной площади острова, куда легко можно добраться от остановки вапоретто (около 400 метров).
- Адрес церкви: Campo San Donato, 11, 30141 Venezia, Италия
Источник: Italy4.me
История муранского стекла
Сам термин муранское или венецианское стекло у многих на слуху. Однако мало кто знает его историю. Давайте немного в неё углубимся.
Историки считают, что технология муранского стекла зародилась в XIII веке. До этого времени в Венеции производили стекло, но его качество не превосходило других европейских производителей. Прорыв состоялся после появления технологий, рецептов и примеров византийского стекла в руках у венецианцев.
Профессор Качалов Н.Н. делит стеклоделие Венеции на 4 этапа:
- X, XI и XII века — первый трёхсотлетний этап. Производство стекла находилось в зачаточной стадии. Производили только простые предметы быта.
- XIII и XIV века — второй этап. Период максимального развития отрасли. Ремесло заняло одно из ведущих мест в экономике страны.
- XV, XVI и XVII века — третий этап. Этап пышного роста мастерства и расцвета искусства стеклоделия. Период позволил Венеции захватить мировое лидерство в отрасли.
- XVIII век — период упадка. Венеция была оккупирована Францией, поэтому многие мастера уехали из страны, а технологии были утрачены. Мода на венецианское стекло постепенно угасала.
Искусство из производства сформировалось в результате крестового похода и ловких политических ходов правительства. Из Константинополя были вывезены уникальные коллекции византийских стеклянных предметов. А ещё в Венецию переселилось большое число мастеров-стекольщиков из Греции, которые бежали от крестоносцев.
Правители дальновидно почувствовали потенциал отрасли стеклоделия и всячески поддерживали его развитие, монополизировали технологию. Вводились законы о сохранении тайн производства, за нарушение которых были суровые наказания. Работающим же во славу родины стекольщикам наоборот выдавались награды и привилегии.
Вразрез с устроем общества Венецианской республики, где денежная аристократия была обособлена, словно каста, в 1346 году был издан указ, гласящий, что брак между дочерью стеклодела и патрицием считается равным.
Почему венецианское стекло стало муранским
Стоит отдать должное правительству Венецианской республики за вклад в развитие отрасли стеклоделия. Помимо политических и экономических побед они удачно вложились в организацию процесса. Самое крупное событие — перемещение всех больших и малых стекольных мастерских за пределы города на остров Мурано в конце XIII века.
Делалось всё под эгидой заботы о санитарии и пожаробезопасности. Но все понимали, что основной целью было сосредоточение технологий и контроль над их сохранностью. Так и родился термин «муранское» стекло.
О производстве муранского стекла
Остров Мурано был своеобразным государством внутри государства. На острове в XV веке была своя администрация, свой суд и даже монета. Жители города пользовались привилегиями. Любопытный пример: гражданам было разрешено носить два ножа (цель разрешения — защита мастеров), но со странным ограничением, которое обязывало носить их в одних ножнах. В 1445 году у острова Мурано появился собственный посол в Венеции, представляющий интересы мастеров.
Стеклоделие на острове Мурано было строго организованным. Всё производство было поделено на цехи. Их возглавлял инспектор (guastaldo) с тремя помощниками. Они контролировали работу мастеров, оценивали пробные образцы продукции.
Об изделиях из муранского стекла
Теперь о продукции. Основными видами изделий из муранского (венецианского) стекла были бусы и украшения, посуда, зеркала и люстры.
Бусы производили не только на острове, но за его пределами. Для производства не требовалось специального оборудования, а достаточно было «настольного» горна с трубкой и искусного мастера. Сырьё для бусин (цветные палочки и трубки) готовили на острове Мурано, где как раз располагались большие печи.
Производство стеклянной бижутерии — крупный сегмент рынка, который приносил колоссальный доход. Ещё одним из серьёзных источников дохода было производство искусственных драгоценных камней, в котором тоже преуспели венецианские мастера.
Посуда из муранского (венецианского) стекла знаменита во всех уголках планеты. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. До нашего времени не сохранились венецианские стеклянные изделия, произведённых ранее XV века. О их внешнем виде и технологиях можно судить только по картинам итальянских художников. Это были достаточно незаурядные предметы посуды. До этого периода совершенствовалось и закреплялось качество стекла.
После XV века началась работа над формами и структурой материала. Как итог муранское (венецианское) стекло получило несколько различных технологий:
- Цветное стекло. Его не окрашивали, а добавляли окиси металлов, которые давали определённый цвет массе.
- Бесцветное стекло. Идеально прозрачное стекло без помутнений и дефектов.
- Стекло с покрытием. Как правило, стекло покрывали эмалью или позолотой.
- Филигранное стекло. Прозрачное стекло, внутрь которого помещали нити разных цветов (чаще белого). Секрет этого метода долго сохранялся и был очень популярен.
- Молочное стекло. Стекло с белым оттенком получалось при помощи примеси окиси олова.
- Авантюриновое стекло. «Искрящееся» стекло. Эффекта достигали добавлением меди.
- Агатовое стекло. В стекле такого типа использовались разные окрашенные слои, они создавали узор, напоминающий мраморный.
- Мозаичное стекло. Техника, в которой стекло выглядит созданным из разных мелких частей, несущих в себе узоры (цветов, звезд и т. д.).
- Кракелированное стекло. Кракеляж (от французского слова «craquer»- трещать, растрескиваться). Интересный способ декорирования стекла. Суть его в том, что стекло покрывалось «трещинками». Достигался эффект во время выдувания формы, которую погружали на мгновение в воду, заставляя наружный слой резко охладиться и потрескаться. При этом внутренний сохранял свою температуру и его можно было дальше обрабатывать и выдувать.
Источник: www.o-svet.ru