Статуя и скульптура отличие


СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.

Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений.
льшое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).


Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л.Бернини, А.Гудон, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).

Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах.
астическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей) (см. также ДИСКОБОЛ), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр) (см. также ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л.Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория)

Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л.Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф.Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ).


Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.

Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).


Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называется многоплановым рельефом. Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздает уходящее вглубь пространство с использованием перспективных сокращений. Многоплановый рельеф использует светотеневые контрасты, падающие тени, элементы архитектуры и пейзажа для создания иллюзии пространства. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л.Гиберти).

Вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в минимальной степени, называется сплющенным рельефом. Требующий особой виртуозности, тонкости пространственных отношений, сплющенный рельеф возник в Италии и получил высшее развитие скульптуре 15 в. (Донателло).

Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux – фр. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Углубленный рельеф встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных инталиях, служивших главным образом печатями. Инталия (ит. intaglio – резьба) – камень с вырезанным углубленным рельефом в противоположность камее, имевшей выпуклое изображение и являвшееся украшением


Станковая скульптура род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр).

Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение.
монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Марк Аврелий, 161–180, Рим, площадь Капитолия; П.К.Клодт Укротители коней, Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850.

Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.


Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н.э.) (см. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. также ВЕРСАЛЬ). Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э.М.Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В.И.Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).

Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм – самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню.
астика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н.э., С.-Петербург, Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.

Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ.
ртрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Нина Байор

ЛИТЕРАТУРА

Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. М., Искусство, 1963
Елатомцева И.М. Станковая скульптура. Минск, «Вышэйшая школа», 1975
История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985
История мирового искусства. БММ АО, М., 1998

Источник: encyclopaedia.biga.ru

С давних времен скульптура является одним из главных элементов украшения дворцово-парковых и усадебных комплексов, городских и пригородных садов и парков, площадей, скверов и бульваров. Прежде, чем рассматривать особенности собственно скульптуры размещенной непосредственно в садах и парках, остановимся на общей характеристике скульптуры как вида изобразительного искусства.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, физически трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов, различных по происхождению.
В широком смысле слова, скульптура – искусство создавать из глины и песка, камня, металла, дерева или пластика, льда и снега, кости и других материалов изображения людей, животных и других объектов в зрительно-осязаемых, телесных их формах.
Термин скульптура, помимо названия вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Различают два вида скульптуры (круглая и рельеф), каждый их них включает ряд разновидностей. Рассмотрим их по порядку.
Круглая скульптура – изображение окруженное свободным пространством, что определяет возможность ее кругового осмотра и рельеф – изображение располагается на плоскости, образующей его фон. Рельеф рассчитан на фронтальное рассмотрение.

Объемная (круглая) скульптурная форма создается в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей средой и на основе анатомических (структурных) особенностей модели.
Разновидностями круглой скульптуры являются статуя, группа, бюст, торс, и т.д.
Бюст — погрудное изображение человека в круглой скульптуре.

справа — Юнона, парк Пильница, Дрезден, Германия

Торс – скульптурное изображение туловища человека без рук, ног и головы.

слева — античный мужской торс
справа — торс Афродиты

Статуя — изображение свободно стоящей, сидящей или лежащей фигуры в полный рост (вне зависимости от жанра), животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.
слева — Святой Петр, СПб, Россия
справа — Флора Фарнези, Ботанический сад, Баларат, Австралия

Группа или групповая композиция – две или несколько фигур, составляющих единое целое.

слева —  Александру Твардовскому и Василию Теркину, Смоленск, Россия
справа — Архитекторам, прославивших своими творениями Санкт-Петербург, СПб, Россия

Особенностью круглой скульптуры является то, что при круговом осмотре один и тот же образ по-разному воспринимается с разных точек зрения. В непрерывно меняющихся силуэтах, переходах света и тени рождаются новые впечатления – в результате резко возрастает пластическая выразительность скульптурного образа.

Разновидностями рельефа являются барельеф, горельеф, контррельеф и койланаглиф.

Барельеф – низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема.

слева —  Лабиринт, Парк Орта, Барселона, Испания
справа —  античные барельефы павильона Кухня-Руина, скульптор Альбани, архитектор Кваренги, Екатерининский парк, Пушкин, окрестности СПб, Россия

Барельеф наиболее сложная разновидность рельефа. Барельефы, в свою очередь, подразделяются на сплющенный и живописный рельеф, в ряде искусствоведческих работ называемый многоплановым, причем нигде не указаны существенные признаки различий между живописным и многоплановым рельефом. Но поскольку я не искусствовед, то используя примеры описаний буду придерживаться того термина, который указан в первоисточнике. Создание таких разновидностей барельефов предполагает наличие у его создателей высочайшего уровня мастерства. Эти разновидности сложились в эпоху Возрождения в Италии XV в. Виртуозами — скульпторами были Донателло (живописный и сплющенный рельеф) и Л. Гиберти (многоплановый рельеф).

В сплющенном рельефе изображение возвышается над фоном в минимальной степени. В живописном рельефе «выпуклые» фигуры и предметы также сильно уплощены, а фон – пейзаж или архитектура – намечены очень слабо. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, большую роль в нем играет почти графический линейный рисунок.

Многоплановый рельеф: использование перспективных сокращений, светотеневых контрастов, падающих теней и элементов архитектуры и пейзажа позволяет создать иллюзию ряд планов уходящего вглубь пространства.

Горельеф – высокий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображаемые объекты выступают над плоскостью фона более чем на половину объема. Многофигурные сцены и пейзажи на горельефе получаются детальнее, красочнее, объемнее и сложнее.

В горельефе фигуры композиции, особенно центральные, близки по форме к круглой скульптуре, немного соприкасающейся с плоскостью.

Контррельеф – углубленный рельеф, своего рода негатив барельефа. Изображение не выступает над фоном, а наоборот, уходит вглубь. Контррельеф известен с глубокой древности, времен Древнего Египта. Он был представлен двумя основными формами: плоскостной контррельеф – переходная форма от рисунка к рельефу и углубленная форма, собственно контррельеф.

В истории России и до нашего времени настоящий контррельеф также был хорошо известен как основа ремесленного производства пряников и изразцов.

слева — Пряничная доска. Храм. Вологда, Россия, автор М.Р.Кирьянов
справа — Пряничная доска. Лев и Город. Вологда, Россия, автор Н.В.Лапин

К сожалению, в настоящее время при создании крупных скульптурных рельефов используется главным образом плоскостной контррельеф.

Разновидностью контррельефа является прорезной рельеф. Он представляет собой плоскость (пластину, плиту), на которую наносится детализированный контур изображаемого объекта. Затем точно по контуру с сохранением всех мельчайших деталей осуществляется прорезывание и вырезанная часть плоскости (внутриконтурная) удаляется. Оставшаяся законтурная или внеконтурная часть плоскости, например, стального листа представляет собой прорезной скульптурный рельеф.

Койланаглиф – рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой, при этом само изображение (самые высокие его точки) находится на уровне поверхности плоскости, не выступает из фона и не углубляется в него. Плюсом такой разновидности рельефа является тот факт, что ему не грозит скалывание и благодаря этому он сохраняется значительно дольше.

Сохранились византийские плиты – койланаглифы, вероятно, отказавшиеся от языческой объемной скульптуры греки-ромеи использовали их как способ сохранить скульптурную художественную традицию.

В настоящее время этот вид скульптуры имеет достаточно широкое распространение.

Более подробно об особенностях форм скульптурного рельефа поговорим позже.

Существует более десятка различных жанров скульптуры. Наиболее распространенными среди них являются
портретный,
исторический,
мемориальный,
религиозный,
батальный,
сказочно-мифологический,
символический,
аллегорический,
анималистический и др.

Часто исторический, мемориальный, религиозный, батальный и некоторые другие жанры объединяют одним общим названием – тематический жанр.
Тематический жанр – совокупность произведений скульптуры, объединенных общим кругом тем или предметов изображения.

Рассмотрим кратко основные черты некоторых из них.

Портрет – один из древнейших жанров в скульптуре – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности и внутреннем мире портретируемого.

    Статуя и скульптура отличие   Статуя и скульптура отличие
слева — П.И. Чайковскому, Дом-музей композитора, Клин, Московская обл., Россия
справа — хирургу Н.И. Пирогову, сквер на Большой Пироговской улице, Москва, Россия

Жанр портрета наиболее характерен для станковой скульптуры, но поскольку при создании бюстов портретное сходство является одним из обязательных требований, то остановимся на этом жанре подробнее. Выделяют несколько разновидностей портрета, например,
портрет-характер обращает внимание на врожденные или природные черты и свойства человека как представителя определенной национальности,
портрет-тип дает представление о характерных чертах определенного типа людей (с учетом определенной исторической эпохи, социальной среды, специфики профессии или рода занятий),
портрет-настроение, передает эмоциональную характеристику человека.

Исторический жанр – один из основных жанров скульптуры, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.
слева — скульптурный монумент Тысячелетие России, Великий Новгород, Россия
справа — скульптурная композиция Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, Москва, Россия

Мемориальной скульптурой называют изображение, увековечивающее память о конкретном человеке или событии: славу побед полководцев, триумф государственных деятелей, выдающиеся заслуги деятелей науки, литературы или искусства. Мемориальные изображения составляют важную органическую часть отечественной скульптуры.

слева —  Полководцы России Бородинская панорама, Москва, Россия
справа —  Солдаты и ополченцы Бородинская панорама, Москва, Россия

Батальный жанр – посвящен изображению войны и военных действий. Скульптор стремится показать особо важный или характерный момент битвы или военного похода, героику войны, раскрыть смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим жанром.
слева —  скульптурная композиция Танковое сражение под Прохоровкой. Таран, окрестности Белгорода, Россия
горельеф —  Памяти Нахимова. Оборона Севастополя. Крым, Россия

Сказочно-мифологический жанр – посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы, легенды, былины и сказки. Это один из самых душевных и сложных жанров, поскольку у каждого народа свои герои, иногда малознакомые представителям других народов. Благодаря творчеству скульпторов люди получают возможность увидеть понять и приобщиться к культуре соседей по Земле.

слева — сфинкс, парк Сан-Суси, Германия
справа — фавн с козленком, Екатерининский парк, Царское село, Спб, Россия

слева — статуя Змея Горыныча в парке Кудыкина гора, окрестности Липецка, Россия
справа — статуя Хозяйка Медной горы, Горный парк Бажова, Златоуст, Челябинская область, Россия

Символический жанр – скульптурные изображения этого жанра представляют собой определенный условный знак, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие, образ, идею.

слева —  Колесо жизни – символ вечности человеческой жизни, преемственности поколений, Парк скульптур Вигеланда, Осло, Норвегия
справа — Купидон и Психея – символы любви и души, Летний сад, СПб, Россия

Но бывают исключения, например, скульптура Давид, скульптор Микеланджело – образ идеального властителя, готовящегося к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, хотя мышцы его напряжены. Вначале XVI в. произведение великого скульптора воспринималось как символ героической борьбы флорентийского народа против тирании.
Однако, в XX в. власти Иерусалима отказались принять у флорентийцев слепок статуи, поскольку она изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI в.

Аллегорический жанр — скульптура этого жанра демонстрирует какое-либо отвлеченное понятие при помощи конкретного образа, посредством аллегории осуществляется персонификация понятий, при этом значительная роль принадлежит атрибутам — предметам, поясняющим содержание изображенных персонажей, благодаря которым аллегорическое изображение и узнается.

В западноевропейском искусстве существует даже список аллегорических фигур, которые символизируют отвлеченные понятия в человеческом образе. Например, Немезида – аллегория возмездия, крылатая древнегреческая, мифологическая богиня, карающая за нарушение общественных и моральных норм.

У народов Востока иная система аллегорических образов, не менее интересная и увлекательная.

Аллегорические изображения обычно присутствуют в композициях монументов, исторических, религиозных и мемориальных ансамблей почти всех направлений скульптуры.

Поскольку садово-парковая скульптура тесно взаимодействует с окружающей природной средой, то это определяет ее лирический характер и тяготение к аллегорическим образам.
Аллегорическая скульптура, в силу своей жанровой специфики, органически воспринимается как в регулярных, так и в пейзажных парках. Она может быть представлена одной фигурой, скульптурной группой или целым ансамблем, олицетворяющим добродетели, времена года или дня, например, в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Анималистический жанр скульптуры посвящен изображению животных. Как правило, скульптор, создавая образ животного, изучая его повадки, сочетает естественно-научные и художественные начала. Такие скульптуры часто можно встретить в парках и садах.
Блестящим мастером анималистического жанра был П.К. Клодт, прославившийся изображениями коней. На пьедестале его памятника И.А. Крылову воспроизведены звери с почти натуралистической точностью.

слева —  скульптурная композиция  И.А. Крылову, Летний сад, СПб, Россия
справа —  на постаменте анималистический барельеф на темы басен Крылова

Религиозный жанр – один из самых сложных разделов данной публикации. Поэтому обращаясь к нему, следует предварительно сформулировать два основных пункта или положения: 1. в странах мира существует много религий: мировых, национальных, традиционных, многие из них представлены несколькими направлениями, видами, конфессиями. Отношение к скульптурному изображению религиозной тематики у разных конфессий различно, где-то это приветствуется и широко распространено, где-то отношение негативное или вообще запрещено.
2. необходимо различать светскую скульптуру религиозной тематики находящуюся вне церковных, тем более сакральных территорий и церковную скульптуру, размещенную на территориях принадлежащих церковным учреждениям, включая сады и парки и особенно те скульптурные объекты, которые непосредственно используются в богослужебной практике.

Поэтому при изучении и характеристике церковной (в широком смысле этого слова) скульптуры следует заручиться предварительным согласием руководителей данного церковного учреждения: настоятеля монастыря, священника церковного прихода и т.п.

Учитывая поликонфессиональный состав населения нашей страны, данной теме – скульптуре религиозного жанра будет посвящена отдельная публикация, возможно, даже не одна.

И это только начало проблем и сложностей изучения и характеристики понятий, связанных с особенностями художественной культуры объектов садов и парков. Впрочем, выбирая садово-парковую тематику, я знала «на что шла».

Следующая публикация будет посвящена краткой характеристике основных направлений скульптуры, способам изготовления скульптурных произведений и материалам, используемым в практике современной скульптуры

Источник: sengeoculture.livejournal.com

«Опять снизошло на меня вдохновенье…»

«И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит».

Микеланджело

Совершенство может быть создано человеческой рукой. Это доказывают мастера во всем мире, гениальные скульптуры которых словно оживают из мрамора, глины и бронзы. Глядя на эти произведения искусства, даже не верится, что холодный камень может создавать полное ощущение живого тела. Для вас выбрано самые восхительные примеры скульптур разных авторов, которыми можно восторгаться бесконечно
. Лоренцо Бернини

Скульптура «Похищение Прозерпины» .

Лоренцо Бернини создал этот шедевр, когда ему было 23 года.
Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов — имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию

Статуя и скульптура отличие

Bernini Giovanni Lorenzo — итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитектуры (а также архитектурно-скульптурного синтеза), один из законодателей вкуса эпохи барокко. Учился у отца, скульптора и живописца Пьетро Бернини, в Риме, куда семья переехала около 1605.

Уже ранние скульптуры Бернини («Давид», 1619; «Похищение Прозерпины», 1621; «Аполлон и Дафна», 1622-1625; — все в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют об исключительном даровании; стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, «как воск», он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов.

Весьма рано (около 1610) он заявляет о себе и как мастер скульптурного портрета. Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы герцога Франческо дЭсте и Людовика ХIV, в которых Бернини создал канон придворного скульптурного портрет

Статуя и скульптура отличие
Статуя и скульптура отличие

Статуя и скульптура отличие
Статуя и скульптура отличие

Похищение Прозерпины

Экстаз блаженной Людовики Альбертони

Статуя и скульптура отличие
Estasi di santa Teresa d»Avila

Статуя и скульптура отличие
Томас Бейкер

Статуя и скульптура отличие
Ангел

Статуя и скульптура отличие

Бюст Людовика XIV вВерсале.

«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью»
Лоренцо Бернини

Как из скалы живое изваянье
Мы извлекаем, донна,
Которое тем боле завершенно,
Чем больше камень делаем мы прахом, —
Так добрые деяния
Души, казнимой страхом,
Скрывает наша собственная плоть
Своим чрезмерным, грубым изобильем..
. Микельанджело

Антонио Коррадини

Статуя и скульптура отличие

Статуя «Целомудрие» Антонио Коррадини. Мрамор. 1752 год. Капелла Сан-Северо в Неаполе. Скульптура представляет собой надгробный памятник матери князя Раймондо, подарившей ему жизнь ценою собственной.

По большей части работал на венецианских заказчиков. Его скульптуры находятся на площадях и в парках, соборах и музеях
Эсте, Венеции, Рима, Вены, Гурка, Дрездена, Детройта, Лондона, Праги, Неаполя, где он по заказу Раймондо де Сангроработал над украшением капеллы Сан-Северо. Начатое им в капелле изваяние Христос под плащаницей (успел изготовить лишь глиняную модель) исполнил молодой и безвестный тогда неаполитанский скульптор Джузеппе Санмартино.

Сара

Статуя и скульптура отличие
Джузеппе Санмартино, (1720-1793)

Первая датированная работа — мраморный Христос под плащаницей (1753), первоначально заказанный скульптору Антонио Коррадини, в капелле Сан-Северо.

Скульптура вызвала восхищение Антонио Кановы, который, по его словам, отдал бы десять лет жизни, чтобы стать автором такого произведения. легенда гласит, что реальная вуаль окаменела.

Меж золоченых бань и обелисков славы
Есть дева белая, а вкруг густые травы.
Не тешит тирс ее, она не бьет в тимпан,
И беломраморный ее не любит Пан,
Одни туманы к ней холодные ласкались,
И раны черные от влажных губ остались.
Но дева красотой по-прежнему горда,
И трав вокруг нее не косят никогда.
Не знаю почему — богини изваянье
Над сердцем сладкое имеет обаянье…
Люблю обиду в ней, ее ужасный нос,
И ноги сжатые, и грубый узел кос.
Особенно, когда холодный дождик сеет,
И нагота ее беспомощно белеет…
О, дайте вечность мне,- и вечность я отдам
За равнодушие к обидам и годам.
Анненский И.Ф.

РАФАЭЛЛЕ Монти

РАФАЭЛЛЕ Монти (1818-1881) — итальянский скульптор, писатель и поэт,родился в Милане. Он учился у своего отца, знаменитого скульптора Гаэтано Маттео Монти
. Он выставлялся в Королевской Академии и Монти скоро завоевал признание своей пьесой для 6-го герцога Девоншира, «Сокрытый вестал».
Монти как скульптур работает в мраморе, в металлах и фарфоре и активно в прикладном искусстве.

«Сон скорби и радость мечты» , Лондон, 1861.

Истина

«Ночь», 1862.

Статуя и скульптура отличие
Бюст закрытый вуалью.

Рука змеей скользит по телу
Но только мрамор холодит
Глаза так смотрят вожделенно
Но только голос не звучит

Все идеально в красоте безмолвной
И стан и губы хороши
Но только не видать там жгучей
Красавицы любви

Скульптурой восхищен прохожий
В любви признался только ты
Но не ищи ты девушки похожей
Все поиски твои обречены
Safrana

Антонио Канова

Статуя и скульптура отличие
Антонио Канова (1 ноября 1757, Поссаньо — 13 октября 1822, Венеция) — итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражанияакадемистов XIX века (вроде Торвальдсена). Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.
Статуя и скульптура отличие
Статуя и скульптура отличие
Геба

Статуя и скульптура отличие
Статуя и скульптура отличие

Статуя и скульптура отличие
«Амур и Психея»

Бог Купидон поцелуем пробуждает спящую Психею.
Статуя и скульптура отличие
Статуя и скульптура отличие

«Три Грации»

Статуя и скульптура отличие
Полина Боргезе в виде Венеры

Статуя и скульптура отличие
Афродита

Статуя и скульптура отличие
Статуя и скульптура отличие
Танцовщица

Танцовщица

Статуя и скульптура отличие
Персей

Статуя и скульптура отличие
Терпсихора

Огюст Роден

Статуя и скульптура отличие
Франсуа Огюст Рене Роден (12 ноября 1840 года, Париж, — 17 ноября 1917 года, Мёдон) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора, и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте. Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.
Творчество Родена находится на стыке реализма, романтизма, импрессионизма и символизма. Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй».
«Прекрасная Ольмиер»

Тщедушно мраморное тело
«Прекрасной Ольмиер».
Уж нет былой красы снаружи
, Чтоб скрасить интерьер.

Проходят зрители все мимо
И вскользь глядят
… Ну, задержите на скульптуре
Подольше взгляд!
Назвал её Роден «прекрасной»,
Ведь неспроста…
В темнице старческого тела
Есть красота.
Она томится, изнывая,
Под гнётом лет.
О… Ольмиер была прекрасной!
Красы…уж нет.
И лишь великий мастер видит:
Она живёт!
Под маской сгорбленной старухи
Признанья ждёт…

Статуя и скульптура отличие

«Я прекрасна». «Врата ада». 1880 год.

Статуя и скульптура отличие

Статуя и скульптура отличие
Амур и Психея

Статуя и скульптура отличие
Вечная весна

Джованни Страцца

Эти скульптуры из мрамора выполнил Джованни Страцца (1818-1875), всемирно известный итальянский скульптор из Милана. Страцца по праву считается непревзойдённым мастером и художником трёхмерного пространства. Основной темой работ скульпторара являются красивые женщины, завернутые в тончайшее покрывало..

Свои невероятные по красоте мраморные статуи Страцца вырезал из цельного куска каррарского мрамора, который имеет ни с чем не повторимый эффект «свечения» изнутри. Чрезвычайно сложная техника «вуалей» в скульптуре известна еще со времен Древней Греции (4 век до н.э.). Но Страцца довёл её до совершенства.
Самая известная работа мастера — скульптура Девы Марии находится в Канаде. Легенда о создании скульптуры гласит, что реальная вуаль окаменела.. Произведение было привезено из Рима 4 декабря 1856 Джоном Маллоком, епископом Сент-Джонс. В 1862 году он пожертвовал этот шедевр Presentation Convent. Скульптура вызвала восхищение Антонио Кановы, который, по его словам, отдал бы десять лет жизни, чтобы стать автором такого произведения.
Другие работы Джованни Страцца можно увидеть в музее Ватикана и на родине мастера, в главном соборе Милана.
В то, что эти скульптуры выполнены из мрамора, трудно поверить. Создаётся впечатление, что это тело живой женщины, покрытое влажной тканью, а не холод мрамора. И нам нечего делать, кроме как любоваться высочайшим мастерством скульптора, оно заслуживает нашего восхищения!
Статуя и скульптура отличие
«Мраморная вуаль». Дева Мария из мрамора в исполнении Джованни Страцца. Середина XIX века.

Статуя и скульптура отличие

Микеланджело

Статуя и скульптура отличие

Микеланджело Буонарроти, Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (6 марта 1475 — 18 февраля 1564) — великий итальянский скульптор,художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

Статуя и скульптура отличие

Скульптура «Оплакивание Христа» (Пьета). Высота 174 см. Собор Святого Петра, Ватикан. Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летниммастером из мрамора.

Статуя и скульптура отличие
Мадонна из Брюгге

Статуя и скульптура отличие

Давид

Chauncey Bradley Ives

Статуя и скульптура отличие
Статуя и скульптура отличие

Статуя и скульптура отличие

Антонио Коррадини.

Статуя и скульптура отличие
Статуя и скульптура отличие
«Отрицание» — работа современного скульптора Филиппа Фаро. Глина. 2008 год. Резчик по дереву и дизайнер мебели по образованию Филипп Фаро работает с глиной, мрамором и бронзой. Непревзойденный мастер портретной скульптуры.
Статуя и скульптура отличие
«Отчаяние». Жан-Жозеф Перро. 1868 год. Скульптура находится в Луврском музее.

Статуя и скульптура отличие
Мраморное надгробие на Монументальном кладбище-музее Стальено в Генуе. Было открыто в 1851 году и известно огромным числом высокохудожественных статуй, мавзолеев и саркофагов.

Статуя и скульптура отличие
Авторы большинства скульптур на кладбище Стальено — наиболее знаменитые итальянские скульпторы конца XIX века — Санто Варни, Джулио Монтеверде и другие.

Скульптура — это вид изобразительного искусства, выполняемый из твердых материалов и имеющий объёмную форму. Основными ее объектами являются человек и представители животного мира. Скульптура, как и любой другой вид искусства, разделяется по жанрам: портрет, бытовые, исторические, тематические, аллегорические, мифические изображения и т.д.

Выделяют два типа скульптуры:

  • Круглую
  • Рельефную

К круглой скульптуре относятся произведения, осматриваемые со всех сторон и не соприкасающиеся с плоскостью. Их можно (и, порой, нужно) обойти, чтобы оценить произведение со всех сторон. А рельефная скульптура располагается на плоскости. Рассматривается она обычно фронтально.

Круглая скульптура была особенно популярна в Древней Греции и Риме. В средние века интерес к ней несколько угас, но она обрела «вторую жизнь» в эпоху Возрождения. Одним из первых произведений, вернувших ее к жизни, была статуя Давида (Донателло, 1408-1409 гг.).

По своему назначению делится на:

  • Монументальную
  • Монументально-декоративную
  • Станковую
  • Скульптуру малых форм

Рассмотрим каждый из типов на примерах произведений, представленных в Санкт-Петербурге.

Монументальная скульптура

Статуя и скульптура отличиеМонументальные скульптуры, как правило, посвящены значительным историческим событиям или имеют культовое мемориальное значение. Их характерными являются крупные масштабы, гармония с архитектурно-пространственным окружением. К ней мы можно отнести памятники, мемориальные ансамбли.

Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник»- памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг. Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло. Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. В 1778 году Фальконе пришлось покинуть Россию, а работы по завершению памятника были поручены известному архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. Памятник был открыт 7 августа 1782 года.

В первую очередь Фальконе хотел показать Петра I не как полководца-победителя, а как сильную личность. Император изображен в подчёркнуто динамическом состоянии. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея — «враждебные силы», которые он с легкостью побеждает.

Монументально-декоративная скульптура

Статуя и скульптура отличиеМонументально-декоративная скульптура используется в оформлении фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, создает целостность восприятия садово-паркового ансамбля. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, порталы, лепные плафоны, панно).

Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмирал­тейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А.Д.Захаров). Рельефы во фронтонах боковых портиков изображают греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. У Центральной арки выстроен фланг из стоящих на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы. На углах первого яруса мы видим фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой установлены 28 скульптурных символов: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света и др.

Статуя и скульптура отличиеСтанковая скульптура включает различные виды скульптурной композиции- голова, бюст, фигура, группа; различные жанры — портрет, сюжетный, символический, аллегорический или анималистический. Произведения станковой скульптуры рассчитаны на то, что их будут рассматривать с близкого расстояния. Именно поэтому считается, что эти произведения как бы «ведут диалог» со зрителем. Они порой даже более интимны. Каждый отдельный человек может увидеть, например, в бюсте что-то свое, то, что поймет именно он.

Примеров данного вида скульптуры в Санкт-Петербурге бесчисленное множество. Гуляя по Эрмитажу и рассматривая будь то бюст Апостола Павла (А.Альгарди, 1640-е гг.) или Портрет Вольтера в тоге (Ж.А.Гудон, 1778 г.), Портрет императора Петра I (Б.К.Растрелли,1723-1729 гг.) или статую Стреляющего Амура (Ф.Ж.Бозио, 1808 г.), вы неизменно прикасаетесь к произведениям станковой скульптуры.

Источник: lunniy-kalendar.ru

Художник пишет красками на плоскости холста. Предметы на картине не потрогаешь, не обойдешь со всех сторон, ведь все изображенное на ней — лишь иллюзия. У скульптуры же есть реальный объем. К ней можно прикоснуться и ощутить выпуклость формы, шероховатость камня, холодную гладь металла или тепло дерева. Поэтому скульптуру иногда называют пластикой (от греческого plastikos — годный для лепки, податливый, пластичный).

В живописи можно запечатлеть все что угодно: людей, сказочные фантазии, исторические события, виды природы… Возможности скульптуры более ограничены. Скульпторы в основном изображают человека, иногда — животных. Казалось бы, их произведения должны быть однообразными. Но на самом деле это не так, ведь образ человека многогранен. И в этом легко убедиться, сравнив два произведения.

Посмотри, например, на скульптуру «Диадумен» (атлет, повязывающий на голову ленту). Ее создал в середине V в. до н. э. знаменитый греческий скульптор Поликлет. Атлет стоит горделиво, осознавая свое достоинство победителя, чуть устало опустив голову. Гимн во славу человека — вот что можно сказать об этой статуе (так еще называют крупные произведения круглой скульптуры).

А вот другой пример. Сказочного старичка «Стрибога» в начале XX в. вырезал из дерева русский скульптор СТ. Конёнков. Это тоже изображение человека, только мысли и настроения у зрителя оно рождает совсем другие. Стрибог — древнеславянское божество, его ноги и посох напоминают корни дерева, волосы и длинная борода — изгибы ствола.

1

1. Палеолитическая Венера, камень, около 22 000 до н. э.

1

2. Поликлет.Диадумен, мрамор, середина V в. до н. э.

1

3. Богоматерь с Младенцем, раскрашенное дерево, около 1270.

1

4. С.Т. Конёнков.Стрибог, дерево, начало XX в.

1

5. Микеланджело.Пленник, или Умирающий раб, мрамор, 1513–1516.

6. Жан Арп.Сновидение, бронза, 1937.

Посмотри, как в этих скульптурах, выполненных в разные эпохи из разных материалов, их создатели воплотили образ человека.

Источник: indbooks.in


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.