Церковь сан аполлинаре ин классе в равенне


Сант-Аполлинаре ин Классе

Базилика
Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Страна Италия
Город Равенна
Координаты 44.38, 12.232544°22′48″ с. ш. 12°13′57″ в. д. / 44.38° с. ш. 12.2325° в. д. (G)
Конфессия католицизм
Дата основания вторая четверть VI века
Основные даты:
Реликвии и святыни мощи святого Аполлинария
Состояние включена в число объектов Всемирного наследия.
Сант-Аполлинаре-ин-Классе на Викискладе

Бази́лика Са́нт-Аполлина́ре-ин-Кла́ссе (итал. basilica di Sant’Apollinare in Classe) — памятник ранневизантийского искусства в районе Классе в портовой части Равенны (Италия). Базилика построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа святого Аполлинария. Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода, сохранившимися в конхе апсиды. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия.[1]

  • 1 История базилики
  • 2 Архитектурные особенности
  • 3 Внутреннее убранство
    • 3.1 Мозаики апсиды
      • 3.1.1 Конха
      • 3.1.2 Стены
    • 3.2 Мозаики фронтона
    • 3.3 Крипта
    • 3.4 Саркофаги
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература

История базилики

Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века на месте захоронения Аполлинарий Равенского. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (который финансировал также строительство другой равеннской базилики — Сан-Витале). Церковь была освящена 9 мая 549 года епископом Максимианом.[2] Главной реликвией церкви являются мощи святого Аполлинария, обнаруженные в ходе строительства. В 856 году из-за угроз вражеских набегов их перенесли внутрь городских стен в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово.[3] В 1748 году мощи вернулись в базилику, их поместили в главном алтаре храма, а не в крипте где они изначально находились.


В течение VI—IX веков было создано мозаичное убранство базилики. В X веке к ней были пристроены придел, нартекс и ротонда-колокольня. После разграбления Равенны венецианцами в 1449 году первоначальные мозаики сохранились только в апсиде.

Архитектурные особенности

Построена из тонкого обожжённого кирпича (48 х 4 см.), скреплённого раствором, белые полосы которого достигают в толщину 4-х см. Фасад декорирован ломбардской аркатурой: между плоскими пилястрами расположены небольшие двойные арки. Свет в здание проникает через высокие полукруглые окна фасада и многочисленные окна центрального и боковых нефов. Центральный неф завершает пятигранная апсида с пятью окнами, снаружи к ней примыкают прямоугольные пастофории (вспомогательные богослужебные помещения). Апсида приподнята над уровнем пола центрального нефа, к ней ведёт широкая лестница, построенная в 1723 году (отреставрирована в 1909 году).

Размеры базилики составляют 55,58 на 30,3 метра. Внутренне пространство разделено на три нефа.


нтральный неф обрамляет колоннада из 12 колонн в каждом ряду. Они установлены на квадратные базы и увенчаны композитными капителями византийской работы с развевающимися ажурными листьями в форме бабочек. Серый мрамор с белыми прожилками для колонн был привезён из каменоломен горного массива Гиметт (Греция) или острова Проконессос (Мраморное море).[4] Колоннада поддерживает аркаду над которой в медальонах в хронологическом порядке помещены фресковые изображения равеннских епископов, сделанные в XVIII веке. Нижний уровень стен базилики был изначально облицован мрамором, который был снят в XV веке по указанию Сиджизмондо Малатеста и использован при строительстве храма в Римини.[5] На полу базилики сохранились фрагменты оригинального наборного мозаичного пола.

К базилике пристроена цилиндрическая колокольня высотой 37,5 метров и диаметром 6,17 метров. Она является типичной равеннской кампанилой: оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх.

Внутреннее убранство

Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода (середина VI века), сохранившимися в её апсиде. Прочие мозаики были созданы во второй половине VII и IX веках. Академик В. Н. Лазарев отмечает:


Как отмечают исследователи, мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе отражают появившуюся в послеюстиниановскую эпоху тенденцию фронтального изображения фигур при которой происходит отказ от передачи каких-либо движений и поворотов.[6] Мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, как и базилики Сан-Витале не представляют события священной истории в их исторической последовательности, они имеют своей целью иллюстрацию догматического учения церкви, раскрываемого через символизм Священного Писания.[7] Несмотря на использование в мозаиках цветного стекла, смальты, золота и полудрагоценных камней, для лиц и светлых одежд использован мрамор, что привело к появлению более плоских форм. Это особенно заметно в мозаиках с изображением равеннских епископов между окнами апсиды.

Искусствовед Павел Муратов в 1911 году писал о базилике:

Эта церковь во многом напоминает базилику Сан Аполлинаре Нуово. В ней также имеются мозаики, но только не на стенах главного нефа, а в алтарной апсиде. Эти мозаики исполнены позднее, чем все в Равенне, и здесь это искусство не стоит на такой высоте, как в Мавзолее Галлы Плацидии или даже в Сан Витале. Кроме того, здешних мозаик сильно коснулась реставрация, сделавшая сомнительными многие их части.[8]

В центральном нефе базилики на возвышении расположен большой алтарь, посвященный Деве Марии, он был создан в XI веке с использованием материалов алтаря VI века. На нём находится мемориальная доска XVIII века, сообщающая без каких-либо исторических подробностей, что мощи святого Аполлинария были обнаружены именно на этом месте. На стене правого нефа имеется мемориальная доска в память о посещении базилики папой Иоанном Павлом II 11 мая 1986 года.[9]


Мозаики апсиды

Конха

В конхе апсиды помещена мозаика с необычной для византийского искусства сценой Преображения Господня. В ней Иисус Христос аллегорически олицетворён крестом, украшенным драгоценными камнями, и заключённым в тёмно-синюю мандорлу, усыпанную золотыми шестиконечными звёздами. Лишь в пересечении ветвей креста помещён небольшой медальон с образом Христа. Над крестом помещён акроним ΙΧΘΥC, по сторонам поперечной ветви креста греческие буквы Α и Ω, а у подножья креста латинская надпись SALUS MUNDI — «Спаситель мира».

Присутствовавшие, согласно евангельскому описанию, при этом событии апостолы Пётр, Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, предстоящих кресту. Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и полуфигуры пророков Моисея и Илии, протягивающих свои руки к кресту.

Сцена Преображения помещена в центре райского сада, полного деревьев и цветов. В его центре помещена фигура святого Аполлинария в позе оранта с воздетыми к небу руками. По сторонам от фигуры святого находятся 12 белоснежных овец (по шесть с каждой стороны от фигуры святого), отделённых друг от друга кустами белых лилий. Ряд исследователей считают овец символическим изображением двенадцати апостолов, а другие — образом паствы Аполлинария, бывшего епископом Равенны.[10]


Академик В. Н. Лазарев отмечает, что данная композиция символически намекает на вечную жизнь священномученика Аполлинарий, чей образ под крестом должен показать, что триумф Аполлинарий перекликается с триумфом самого Христа.[2] Источником подобной композиции он считает палестинские мартирии.

Святой Аполлинарий Крест в мандорле Медальон с образом Христа

Стены

Между окнами апсиды помещены мозаичные портреты епископов Равенны, бывших приемниками святого Аполлинария: Экклесия, Севера, Урсуса и Урсицина. Они изображены в одинаковых одеждах, держащими в руках Евангелие. Каждая фигура помещена в небольшую арку с белоснежными занавесями. На боковых стенах помещены две крупные мозаики:

  • Ветхозаветные жертвоприношения

Изображены три сюжета из библейской истории: «Жертвоприношение Авраама», «Жертвоприношение Авеля» и «Жертвоприношение Мельхиседека», которые являются символическим намёком на крестную смерть Христа. Все персонажи помещены вокруг одного алтаря к которому они принесли свои жертвы, из облаков видна благословляющая десница Бога. Вся композиция окружена триумфальной аркой, увенчанной двумя орлами, на заднем плане помещена полураскрытая порфировая занавесь.

  • Дарование привилегий равеннской церкви

Император Константин IV в окружении вельмож и священнослужителей вручает диакону равеннской церкви Репарту, представляемому ему архиепископом Мавром, свиток с латинской надписью PRIVILEGIA. Фигуры одеты в богатые византийские одежды, украшенные таблионами, слева от центра расположены представители светской власти во главе с императором, а справа священнослужители в литургических облачениях. Головы императора, его сына Юстиниана II и жены Анастасии окружены нимбами, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующих особ.[11] Мозаика выполнена по аналогии со знаменитым портретом императора Юстининана в базилике Сан-Витале. Изображение также выполнено как фриз и отличается фронтальной композицией.

Мозаики фронтона

Фронтон «триумфальной арки», отделяющей апсиду от центрального нефа, украшен поздней мозаикой VII века (ряд искусствоведов датируют их IX веком). В центре композиции в медальоне помещено изображение Христа-Пантократора, держащего в руках Евангелие, его глаза широко раскрыты, лоб нахмурен, голова окружена крестчатым нимбом. К нему на фоне тёмно-синего неба движутся символы евангелистов, держащие в руках написанные ими евангельские книги. Ниже помещены 12 овец, символизирующих апостолов. Они выходят на встречу Иисусу из ворот двух городов: Иерусалима и Вифлеема.


Паруса арки украшены изображениями плодоносящих пальм на фоне тёмно-синего неба. Эти мозаики являются самыми старыми из украшений фронтона (середина VI век).[2] К этому же периоду относятся помещённые на столбах арки образы архангелов Михаила и Гавриила в одеждах византийских сановниках. Они держат в руках хоругви с литургической формулой божественного славословия: «свят, свят, свят» (греч. Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιος). Под изображениями архангелов помещены фигуры евангелистов Матфея (слева) и Луки (справа).

Крипта

Расположена под главным алтарём базилики. Она ограничена стенами апсиды и двумя боковыми перегородками, в которых находятся лестницы для спуска вниз. Крипта, служившая хранилищем мощей святого Аполлинария была заброшена после того как в 856 году они были перенесены в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. В крипте осталась пустая рака для мощей, которую обновили в 1511 году. Однако после возвращения мощей в базилику не стали использовать и поместили их в алтаре.[12] В примыкающих к крипте пластофориях устроены капеллы. В одной из них, посвящённой местночтимому святому Еливкадию сохранилась мраморная сень над престолом, созданная в начале IX века.

Саркофаги


От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.
Александр Блок, «Равенна»

В боковых нефах базилики находятся 10 средневековых саркофагов очень хорошей сохранности[13], часть из которых принадлежит равеннским епископам.[14] Из них особо выделяются:

  • гробница епископа Феодора (ум. в 688 году), богато декорированная виноградными лозами, павлинами, голубками и монограммами Христа;
  • «саркофаг двенадцати апостолов» — украшен композицией с изображением на лицевой панели Иисуса Христа сидящего на троне посреди шести апостолов. Апостолу Павлу Иисус вручает свиток, апостол Пётр держит в руках ключи, а на плече крест, у остальных апостолов в руках мученические венцы. На торцах саркофага помещены фигуры остальных апостолов;
  • саркофаг архиепископа Грациозия (ум. в 788 году) рядом с которым на стена сохранилась надпись середины VI века рассказывающая о истории постройки базилики и мощах святого Аполлинария:

Благодаря этим сведениям была установлена точная дата освящения храма — 9 мая 549 года;

  • безымянный саркофаг с изображением креста, водружённого на арочную конструкцию, напоминающую изображение палат Теодориха в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово;
  • саркофаг епископа Феликса (ум. в 723 году), переделанный из языческой гробницы, его скудное украшение свидетельствует об упадке в этот период равеннского искусства.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Сант-Аполлинаре-ин-Классе
  • Лазарев В. Н. Равенна: Сант Аполлинаре ин Классе, Санта Агата Маджоре, Сан Микеле ин Аффричиско и поздние мозаики доиконоборческого периода. История византийской живописи. Проверено 24 января 2009.
  • Sant’Apollinare in Classe (англ.). Проверено 24 января 2009.

Литература

  • Равенна. Город искусства. — Равенна: EDIZIONI SALBAROLI, 2006.
  • Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. — СПб.: 1896.
  • Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — ISBN 5-352-00485-6

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: dic.academic.ru

Сегодня нам предстоит увидеть последнюю ЮНЕСКОвскую церковь в Равенне, а точнее её пригороде Классе. Хронологически это – последние по времени создания равеннские мозаики – VI-IX века.

В Классе из Равенны можно добраться двумя способами: либо местным довольно часто ходящим автобусом № 12, либо поездом. Одержимый идеей экономии, я поехал на поезде: как оказалось билет Болонья-Равенна и Болонья-Классе стоят одинаково, так зачем же переплачивать лишних 1,30 евро? Единственным условием было уложиться в 6-часовой интервал с момента компостирования билета; я перемещался по Равенне столь резво, а расписание в моем случае было настолько точно подогнано, что в Классе я вышел за пару минут до окончания дозволенного времени. По иронии судьбы за пять минут, что поезд идет из Равенны в Классе, меня впервые за каникулы настиг контролер, который, впрочем, не стал сверять часы и минуты, а, напротив, еще и любезно подсказал, что Классе – это следующая станция. Мне кажется, в эйфории от мозаик я вам не сказал, что в тот день 4 января 2016 года в Равенне был ливень, продолжался он и в Классе. Пока я шел от станции до базилики, меня обогнал тот самый автобус № 12, так водитель, сжалившийся над моей одинокой фигурой под зонтом, затормозил, сообщил, что едет в Равенну, и предложил подвезти. Этот добрый человек несомненно войдет в рай, когда придет его черёд; тем более, что я невольно его огорчил, не воспользовавшись его добротой: мне-то нужно было в местную церковь, а не в Равенну)))

В античные времена Классе была портом Равенны – столицы сначала Римской империи, потом Остготского королевства и наконец Равеннского экзархата. В базилике Сант-Аполлинаре-Нуово мы видели на мозаике, каким значительным городом был в VI веке Классе (помните, именно из Классе выходит процессия мучениц, поспешающая вслед за волхвами поклониться Младенцу: http://sibeaster.livejournal.com/194446.html). В те золотые времена, а именно во второй четверти VI века и была здесь построена базилика над мощами святого Аполлинария. Спонсировал строительство тот же ростовщик Юлиан Аргентарий, что дал денег на Сан-Витале. Известна дата освящения Сант-Аполлинаре-ин-Классе архиепископом Максимианом – 9 мая (этот день победы!) 549 года. Но затем наступали темные Средние века, византийцев выбили из Равенны лангобарды, которым порт в Классе был не нужен; за гаванью перестали следить, она обмелела, и Классе из преуспевающего приморского города превратилась в убогую деревеньку. В 856 году мощи святого Аполлинария были перенесены из Классе в равеннскую Сант-Аполлинаре-Нуово (их, правда, вернули в 1748 году, но Классе это уже не помогло). И по сию пору Классе остается маленькой деревенькой, на окраине которой одиноко высится ЮНЕСКОвская базилика.

Напоминаю в последний раз, что возможностью внимательно и в мельчайших подробностях рассматривать равеннские мозаики мы обязаны тому фотомастеру, который благородно передал свои отличные снимки в общее пользование на Викисклад. В данном случае я вынужден позаимствовать у него и фото фасада, так как мои картинки под ливнем ничего, кроме беспросветной тоски, вызвать не могут.
001-фасад.jpg
Базилика является музеем с весьма приятным расписанием, да еще и без выходных дней: http://www.soprintendenzaravenna.beniculturali.it/index.php?it/133/santapollinare-in-classe
Внутри нам открывается традиционная трехнефная базилика с приподнятым пресвитерием
002-главный неф.jpg
Ныне Сант-Аполлинаре предствляет собой лишь тень себя самой: ее изрядно пограбили венецианцы, а затем и Сиджизмондо Малатеста, по повелению которого со стен были сняты мраморные плиты – ими потом облицевали кафедральный собор Римини. По счастью до главного сокровища – мозаик пресвитерия и триумфальной арки – грабители не дотянулись.
003-апсида и триумфальная арка.jpg
Будем в этот раз двигаться не в хронологическом порядке, а от плохого к хорошему; в данном случае это означает от VII (некоторые считают даже от IX-го) века к VI-му. Начинаем с триумфальной арки, где строгий нахмуренный Христос из медальона взирает на летящих к Нему евангелистов:
004-триумфальная арка.jpg

007-Христос во славе.jpg

005-Иоанн Богослов.jpg

006-Матфей.jpg

008-Марк.jpg

009-Лука.jpg

Приемлемых фотографий четырех равеннских святителей, размещенных между окнами пресвитерия, и двух архангелов (в самом низу арки) я не нашел. Есть плохонькие снимки боковых стен пресвитерия. На правой стене изображены три ветхозаветных жертвоприношения: Авеля, Мельхиседека и Авраама, которые, как мы помним, воспоминаются в каноне римской литургии.
014-Авель, Мельхиседек и Авраам.jpg

На левой поместились император Константин IV Погонат (тот самый, при котором состоялся VI Вселенский собор) с его братьями и номинальными соправителями Тиверием и Ираклием, а также еще какими-то членами правящей династии. Все они по формирующейся византийской традиции, которая затем была "успешно" усвоена Русью, украшены нимбами. Если совсем не знать византийской истории, то можно умилиться благочестию и братолюбию императорской семьи, но, увы, беспристрастная история сообщает нам, что Константин IV повелел отрезать носы своим братьям, дабы они не могли и помыслить о государственном перевороте. Естественно, авторы мозаики не осмелились изобразить кесарей обезображенными их страшим братом; на мозаике все носы – на месте.
013-Константин IV Погонат.jpg
Еще один человек с нимбом на мозаике – это архиепископ Мавр; он получает из рук императора свиток с надписанием privilegia.
 Ну а теперь поглядим на главное – мозаику в конхе апсиды, датируемую VI веком.
010-апсида.jpg
Проще всего дешифровать нижнюю часть мозаики: там в раю среди спасенных овечек молится святой Аполлинарий.
012-святой Аполлинарий.jpg

А вот сцена наверху – это уникальное в своем роде изображение Преображения. Крест в мандорле (если присмотреться, то можно увидеть в центре еще и медальон с ликом Христа) – это символическое изображение Спасителя.
011-крест.jpg
Две фигуры в облаках – это Моисей и Илия, а вот три овечки (одна слева, две справа) – это символические изображения Петра, Иакова и Иоанна, свидетелей Преображения. Почему мозаичисты выбрали такую замысловатую символическую композицию вместо того, чтобы все изобразить как было, – я не ведаю.

С равеннскими мозаиками мы на этом прощаемся. Покажу вам еще несколько хранящихся в Сант-Аполлинаре-ин-Классе саркофагов:
017-саркофаг.jpg
Гробница епископа Феодора (+688)

018-саркофаг.jpg
"Саркофаг 12 апостолов". Вы видите только шестерых, из которых четко выделены Петр (с крестом и ключами) и Павел (получает от Христа свиток закона); прочие шестеро находятся на неудобофотографируемой стороне саркофага.

019-саркофаг.jpg

020-саркофаг.jpg

021-саркофаг.jpg

022-саркофаг.jpg

023-саркофаг.jpg
Видно, как стремительно деградировало искусство с окончанием античного времени: в этом журнале неоднократно появлялись римские саркофаги, а с недавних пор еще и этрусские урны, так вот в сравнении в ними равеннские саркофаги – это печальный закат. Впрочем, впереди маячит Возрождение; вспомним, что мраморные плиты из Сант-Аполлинаре-ин-Классе "ушли" в ренессансний Темпьо Маластино в Римини.

Вот теперь конец и Равенне. Начиная со следующего раза я вернусь к хронологическому порядку повествования, т.е. буду показывать города Эмилии-Романьи в той последовательности, в какой смотрел их я. Первой у нас на очереди Болонья, так что не отключайтесь.
Кстати, из Классе в Болонью я возвращался прямым поездом – оказывается, бывают и такие.

Источник: sibeaster.livejournal.com

Лазарев В. Н.


← Ctrl  пред.

Содержание

след.  Ctrl →

IV. Эпоха Юстиниана и VII век (527–730)

[IV.7. Равенна: Сант Аполлинаре ин Классе, Санта Агата Маджоре, Сан Микеле ин Аффричиско и поздние мозаики доиконоборческого периода]

Церковь сан аполлинаре ин классе в равенне
61. Церковь Сант Аполлинаре ин Классе, Равенна. Середина VI века. Мозаики в апсиде и на триумфальной арке

      Церковь Сант Аполлинаре ин Классе была начата постройкой при архиепископе Урсицине (533–536) и освящена 9 мая 549 года архиепископом Максимианом (табл. 61)36. И эту постройку финансировал Юлиан Аргентарий. Сохранившиеся мозаики относятся к различным эпохам: к середине VI века принадлежат композиция конхи, четыре фигуры епископов между окнами апсиды и две пальмы и две фигуры архангелов на триумфальной арке, ко второй половине VII века — Передача привилегий Константином IV архиепископу Репарату и Жертвоприношения Авеля, Мельхиседека и Авраама по краям апсиды, к IX веку — украшающие верхнюю часть триумфальной арки медальон с полуфигурой Христа между четырьмя символами евангелистов и символизирующие апостолов двенадцать агнцев, выходящие из стен двух градов, Иерусалима и Вифлеема, к XI (?) веку — две полуфигуры апостолов в нижнем регистре триумфальной арки. Наиболее значительными являются мозаики середины VI века, которым присущи высокие декоративные качества.

      Конху украшает необычная композиция. Здесь мы видим Преображение, которое дано в абстрактной редакции: фигура Христа заменена большим крестом, заключенным в медальон. По сторонам парят на облаках полуфигуры пророков Моисея и Илии, а наверху представлена Десница божья. Несколько ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, символизирующие апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Еще ниже, под медальоном с крестом, расположена монументальная фигура св. Аполлинария. Он стоит с воздетыми кверху руками, в позе оранта; с обеих сторон к нему подходят по шесть агнцев, это — двенадцать апостолов. Фигура Аполлинария и агнцы четкими силуэтами выделяются на светло-зеленом фоне пейзажа с рассаженными в два ряда деревьями. Здесь выбраны те породы деревьев (лавр, олива, пиния, кипарис), которые сохраняют свой зеленый убор круглый год. Тем самым пейзаж намекает на вечную жизнь мученика Аполлинария, чей триумф как бы перекликается с триумфом Христа, символизированного золотым крестом на синем, усыпанном звездами фоне. Отдельные элементы этой своеобразнейшей композиции восходят к декорациям палестинских мартириев. Но они объединяются здесь в композицию столь монументального размаха, что обретают в новом контексте новую жизнь.

      Мастера, работавшие в Сант Аполлинаре ин Классе, близки тем мастерам, которые исполнили мозаики пресбитерия в Сан Витале. И у них мы наблюдаем тягу к упрощенным формам и к излишне ярким цветовым сочетаниям. Этому сопутствует снижение качества рисунка и вялая трактовка карнации, в которой заметно уменьшается количество тональных оттенков. В лицах и светлых одеждах мозаичисты все чаще прибегают к мрамору, что приводит к оплощению форм. Особенно ясно это сказывается на фигурах епископов Севера, Экклесия, Урса и Урсицина, в меньшей степени на фигурах архангелов, выполненных более одаренным мастером.

      Около середины VI века в Равенне были созданы еще два памятника мозаического искусства: погибшая мозаика апсиды Санта Агата Маджоре (восседающий на троне между двумя ангелами Христос)37 и искаженные до неузнаваемости рядом повторных реставраций мозаики церкви Сан Микеле ин Аффричиско, перенесенные в 1851 году в Берлин, где они теперь выставлены38. Заново реставрированные в 1951–1952 годах, мозаики дают представление лишь об их первоначальной иконографической схеме.

      Церковь Сан Микеле ин Аффричиско была основана в 545 году вездесущим Юлианом Аргентарием вместе с его зятем Бакауда и освящена в 547 году архиепископом Максимианом. Конху апсиды украшает фигура стоящего между двумя ангелами Христа. Правой рукой Христос опирается на крест, в левой — держит раскрытую книгу с надписями: Qui videt Me, videt et Patrem и Ego et Pater unum sumus. Эти слова из Евангелия от Иоанна (XIV, 9 и Х, 30) использовались противниками арианской ереси как один из главных аргументов в пользу доказательства равенства Бога-Отца и Сына. Поэтому они более чем уместны на мозаике, возникшей вскоре после изгнания вестготов из Равенны. Христос здесь выступает в образе победителя и триумфатора. Почва усеяна белыми лилиями, символизирующими невинные души, и красными цветами, символизирующими кровь мучеников, пролитую за Христа. По краю конхи идет декоративный пояс с изображениями Агнца (новый) и двенадцати голубей, которые символизируют апостолов. На триумфальной арке запечатлено апокалипсическое видение: сидящий на троне Христос (новый) между архангелами Рафаилом и Уриилом и шестью трубящими ангелами (все фигуры справа новые). Ниже находились несохранившиеся изображения святых врачей Косьмы и Дамиана, чей культ был занесен в Равенну из Константинополя (им приписывалось чудесное исцеление Юстиниана от смертельной болезни). В этих мозаиках бросается в глаза усиление догматического начала, что нельзя не поставить в связь с воздействием византийской иконографии. Но стиль мозаик чисто местный. Даже учитывая позднейшие искажения и доделки, приходится все же признать, что здесь подвизались мало искушенные мастера, работавшие в довольно примитивной манере.

      Как уже отмечалось, при епископе Аньелло (556–570) были переделаны мозаики Сант Аполлинаре Нуово, когда сюда введены две фризовые композиции с процессиями святых мучеников и мучениц. Эти новые мозаики, неоднократно получавшие преувеличенно высокую художественную оценку, в действительности свидетельствуют о нарастающем упадке мозаического искусства Равенны. Несмотря на то, что мученицы облачены в роскошные одеяния византийских патрицианок, их фигуры кажутся скучными и однообразными. В трактовке лиц, мотивов движения, силуэтов есть нечто стереотипное. Еще схематичнее фигуры мучеников. Их лица лишены всякой индивидуальной окраски, одеяния ложатся жесткими, мало ритмичными складками. Здесь наблюдается дальнейшее развитие тенденций, которые впервые наметились в мозаиках Арианского баптистерия.

      Самые поздние из мозаик Равенны доиконоборческого периода — групповой портрет и Жертвоприношения Авеля, Мельхиседека и Авраама в Сант Аполлинаре ин Классе. Обе эти мозаики свидетельствуют о явном творческом оскудении. Их композиции восходят к мозаикам Сан Витале, причем все здесь огрублено и оплощено. Групповой портрет, сильнейшим образом пострадавший от времени и почти наполовину дописанный темперой, изображает византийского императора Константина IV Погоната с братьями Ираклием и Тиверием; император передает привилегии архиепископу Репарату (671–677), около которого стоит другой известный поборник независимости равеннской церкви от Рима — архиепископ Мавр. Этот портрет, имевший чисто политические цели, не вносит ничего нового по сравнению с тем, что мы находим в известной мозаике из церкви Сан Витале.

      В целом мозаики Равенны образуют довольно замкнутую стилистическую группу, хотя они и отразили различные периоды в истории города. Если в IV веке равеннское искусство тяготело к Риму и Милану, в V веке оно стало завоевывать себе самостоятельное место. С появлением вестготов начался процесс варваризации равеннской монументальной живописи, послуживший одной из причин ее сближения с художественной культурой Востока (Сирии и Палестины)39. С захватом Равенны византийцами в 540 году этот процесс был частично приостановлен. Но только частично, поскольку в дальнейшем он стал нарастать, что привело некогда славную школу к полному упадку.

      Допуская сильные византийские влияния на равеннских художников в пятом десятилетии VI века, мы все же не должны их переоценивать. Равеннские мастера имели настолько большие и старые традиции, что они перенимали из Византии в гораздо большей мере иконографические типы, чем художественные приемы. Отголоски константинопольской живописи можно отметить лишь в Мавзолее Галлы Плацидии и в Сан Витале. Но и в данном случае приходится говорить скорее об отголосках, чем о непосредственной работе заезжих греческих мастеров (если только действительно один из них не принимал участия в исполнении мозаик Мавзолея). Все же остальные памятники Равенны лежат в стороне от путей развития константинопольской живописи. Это произведения местной школы со своим ярко выраженным местным колоритом.



← Ctrl  пред.

Содержание

след.  Ctrl →

Источник: www.icon-art.info


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.