Санто стефано болонья



Базилика Санто Стефано

Базилика Санто Стефано – Basilica Di Santo Stefano. Известен как “Семь церквей” (Sette Chiese). Комплекс из четырёх церквей (три не сохранились), основанный в V веке на месте древнего языческого храма Исиды II века в попытке воспроизвести Храма Гроба Господня в Иерусалиме, включает в себя несколько церквей и часовен в одном дворе-монастыре. Комплекс является наиболее хорошо сохранившимся воспроизведением Храма Гроба Господня в Европе (наряду с Новым Иерусалимом под Москвой).


од в комплекс производится через церковь Святого Иоанна Крестителя или Храм Распятия (Chiesa Del Crozifisso). Одна из колонн крипты Храма Распятия от цоколя до капители имеет высоту, точно равную росту Иисуса (около 1,7 метра). В Санто Стефано до 2000 года хранились останки Святого Петронио, потом их перевезли в соответствующую базилику. Некоторые часовни Санто Стефано посвящены итальянским военнослужащим, погибшим в мировых конфликтах. На на площади возле базилики каждые вторые выходные месяца работает блошиный рынок.

Площадь Санто Стефано и комплекс Santo Stefano известны как Семь Церквей. Основа комплекса была воздвигнута в V веке на фундаменте языческого храма II века, посвященного египетской богине Изиде, от которого остался краеугольный камень с памятной надписью. Около 440 года на месте храма богини Изиды епископ Болоньи святой Петроний возвел первый храм, который должен был повторить основные элементы Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В IX – X веках комплекс пришёл в упадок. В XI веке монастырь перешёл к бенедиктинцам, тщательно восстанавливавшим здания на протяжении XI – XIII века в романском стиле. К сожалению, многочисленные неудачные (XIX – начало XX века) реставрации сократили число традиционных семи церквей до четырёх.

Церковь Иоанна Крестителя или Распятия восходит к XI веку, Церковь Гроба Господня (или Голгофы) датируется приблизительно V веком (перестроена в XII веке). Церковь Святых Виталия и Агриколы также была построена в V веке (перестроена в VIII веке и затем в XI веке). Четвёртая церковь – Церковь Троицы или Мартириум (Мученичества), примерно XIII век.


Фасады церквей Распятия (Chiesa Del Crozifisso, справа), Гроба Господня (Chiesa Del San Sepolcro, в центре) и Cвятых Виталия и Агриколы (Chiesa Dei Santi Vitale E Agricola, слева) выходят на площадь. Небольшой двор, Дворик Пилата, расположенный точно за церковью Гроба Господня, ведёт к церкви Троицы. Езё один, средневековый монастырский двор, расположен рядом с церковью Троицы. Также работает музей и через него можно пройти в Капеллу Ленты.

Вход в комплекс производится через Церковь Иоанна Крестителя или Распятия, окончательно достроенную вначале в романском стиле в XI веке, но перестроенную в 1837 году. Самые старые части церкви – романские стены и крипта (относятся еще к 1019 году). Это однонефный романский храм с сводом под фермой крыши и пресвитерием (Залом Пилата), возведенным над криптой. В центре пресвитерия, перестроенного в XVII веке, помещено скульптурное Распятие работы болонского скульптора Симоне Дей Крочифисси (Simone Dei Crocifissi, 1380). На стенах сохранились фрески XV века на тему жития Святого Стефана (“Мученичество Святого Стефана”). В церкви можно видеть и скульптурную группу “Оплакивание Христа” (18 век, Анджело Габриелло Пио, левая сторона нефа).


пресвитерий ведет парадная лестница — результат многочисленных реставраций, оконченных лишь в 1958 году. Лестница эта как бы является образом той, по которой Христос восходил на суд к Пилату. Под пресвитерием находится крипта, подразделенная на пять нефов с колоннами различного вида. Одна из них, согласно легенде, от цоколя до капители имеет высоту, точно равную росту Иисуса (около 1,7 метра). У её основания в урне, поставленной на алтарь, хранились останки Святых Мучеников Виталия и Агриколы. На стене рядом под слоем штукатурки были найдены две фрески XVI века, посвященные житию этих святых. В левом нефе крипты сохранилась маленькая фреска начала XV века, так называемая Madonna Della Neve, “Богоматерь снега”, она приписывается Липпо Ди Дальмазио. Слева от Церкви Иоанна Крестителя – Церковь Храма Гроба Господня.

Центральным зданием комплекса служит восьмиугольная церковь Храма Гроба Господня, Chiesa Del San Sepolcro, V века, реконструирована в VIII и XII веках. Тут до 2000 года хранились останки Святого Петронио. В центре храма еще стоит эдикола Святого Петрония, однако мощи хранятся уже в соборе его имени. 12 колонн поддерживают купол, образуя внутреннюю часовню (эдикулу). 7 колонн выполнены из мрамора, 5 — из кирпича. Особо почитаемыми местами храма являются источник, который традиция связывает с водами Иордана, и стоящая в стороне от всех колонна из черного африканского мрамора, символизирующая ту, на которой бичевали Христа.


дпись на колонне обещает прощение на 200 лет авансом душе каждого, кто видит это место. Сохранившиеся фрески сегодня можно видеть в музее церкви. Вполне вероятно, что и источник, и колонна когда-то были частью древнеримского храма Изиды. В XII – XIII веке свод и стены церкви были расписаны фресками, однако сегодня их фрагменты можно увидеть лишь в музее базилики, поскольку в XIX веке они были удалены.  Источник и колонны колонны из африканского мрамора, вероятно, принадлежали храму Изиды, существовавшему здесь в древнеримский период.

Chiesa Dei Santi Vitale E Agricola, Церковь Святых Виталия и Агриколы – V (а по некоторым данным даже IV) века, старейшее здание на площади (перестроена в XI веке, но с фасадом 1885 года), находится слева от Церкви Храма Гроба Господня и является одной из первых болонских церквей. Изначально церковь была посвящена святому Петру, но затем её посвятили святым Виталию и Агриколе, погибшим в 305 году. Внутри находятся могилы святых – первых христианских мучеников из Болоньи (останки покоятся в средневековых саркофагах). Также здесь можно увидеть остатки мозаичного пола VI века и капители различных архитектурных стилей, оставшиеся от более ранних романских и византийских построек (в VIII веке для первого обновления церкви были использованы материалы римской эпохи – ионические капители и мозаичный пол). В XI веке была проведена очередная реставрация. Здание приобрело романский облик. На месте алтаря возвышается саркофаг Святого Агриколы. С правой стороны у стены стоит крест, напоминающий верующим о распятии Спасителя и о мученической смерти на кресте святого Агриколы.
А Виталий, вообще-то, был слугой Агриколы. Оба пострадали во времена правления императора Диоклетиана. Их мощи были обретены миланским епископом Амвросием в 393 году и теперь находятся здесь.


Портик XIII века, известный как Двор Пилата, находится прямо за Церковью Храма Гроба Господня и связывает остальные здания с церковью Святой Троицы (XIII век). Дворик Пилата (Cortile Di Pilato) олицетворяет листротон (каменный помост, на котором судили Христа). Под портиками расположены захоронения и капеллы. Одно из захоронений принадлежит Cвятой Иулиании (St. Juliana) – богатой вдове, которая пожертвовала много средств на строительство монастыря. Во дворе установлен бассейн, так называемый “Умывальник Пилата” (737 – 744 годы, известняк), он относится ещё ко временам лангобардов. На одной из колонн арочной галереи дворика установлено каменное изображение петуха – “Петух Святого Петра”. Это напоминание о евангельском рассказе об отречении и раскаянии Петра “до первых петухов”.  Весь комплекс вообще пропитан иерусалимской символикой. Даже расстояние от Дворика Пилата до церкви святого Иоанна На Горе повторяет расстояние от иерусалимского Синедриона до Голгофы.

На другом конце двора (Портика Пилата) выстроена церковь Святой Троицы (Chiesa Dell Trinita, XIII век).


рковь Троицы называемая также Мартириумом или Церковью Святого Креста (такое наименование она получила благодаря реликвии, привезённой из крестового похода и хранившейся в капелле церкви до 1950 года), и она больше других зданий монастырского комплекса пострадала от реставрационных работ. Настоящая церковь является результатом восстановительных работ, осуществленных Эдоардо Колланарини в первые десятилетия ХХ века. Точная датировка здания представляется затруднительной. Вероятно, первоначально именно в этой церкви были захоронены мученики Виталий и Агрикола (отсюда второе название – Мартириум). Внутреннее пространство Церкви Делла Тринита разделено на пять нефов. Большой интерес представляет деревянная скульптурная группа (деревянный вертеп), где фигуры выполнены в человеческий рост, “Поклонение волхвов”. Работа датируется концом XIII века, это – старейший вертеп в мире, композиция которого составлена из скульптур в натуральную величину (в рост человека). В 1370 фигуры были раскрашены и позолочены болонским мастером Симоне деи Крочефисси. На стенах церкви частично сохранились фрески XIV века. Особый интерес представляет фреска с изображением Святой Урсулы и Богоматери В Тягости (беременной Богоматери). В церкви расположена красивая часовня Cappella Della Croce и несколько небольших залов, перестроенных в ХХ веке на основе древних помещений.

Монастырский (Cloister) двор с двойной галереей, в который от церкви Троицы ведёт правая арочная галерея датируется X – XIII веками. Первый ярус галереи состоит из протороманских арок, второй – из романско-готических. В центре двора находится колодец (1632 года). Из монастырского двора видна монастырская колокольня (построена в XIII веке, надстроена в XIX веке).


С южной стороны портика двора расположен вход в монастырский музей. Тут собрана коллекция предметов культа и произведений искусства из семи церквей – можно увидеть картины, скульптуры и фрагменты фресок. Примечателен горельеф лонгобардской работы, изображающий Христа между святыми Виталием и Агриколой. Из живописных произведений следует отметить изображения святых из разрозненных полиптихов работы Симоне Деи Крочефисси (XIV век), “Богоматерь с младенцем и святым Иоанном” (XVI век, Инноченцо Да Имола), фреску “Избиение младенцев” (13 век, Луккская школа). Интересен реликварий, созданный для хранения головы святого Петрония в 1380 году в ювелирной мастерской Якопо Розето. Перед входом в музей – сувенирный магазин, где монахи торгуют товарами собственного производства (ну, или почти собственного). Цена на всё начинается от 5 Евро.

Из музея можно пройти в часовню (капеллу) Покрова Пресвятой Богородицы (Chiesa Della Benda Della Madonna, “Капелла Ленты”). В реликварии часовни хранятся древние реликвии Семи Церквей. Среди них узкая полоска из ткани – “бенда”, которую носила Пресвятая Богородица. Еврейские женщины носили бенду (узкую полоску белой ткани) на голове под покрывалом. Она обрамляла голову от лба до затылка.


Кстати, на площади возле базилики каждые вторые выходные месяца работает блошиный рынок. Если повезет, можно найти по дешевке поистине эксклюзивные вещи: элементы декора, винтажную одежду, аксессуары, музыкальные инструменты и многое другое. Цены разные — “от 1 Евро за кем-то подписанную и кому-то отправленную открытку до 230 Евро за потрепанный чемодан Gucci”.

Комплекс работает ежедневно с 9.00 до 12.00 и с 15.30 до 18.30.

Источник: columb.su

Санто-Стефано

В историческом районе города Болонья расположен монастырский комплекс Святого Стефана или Санто-Стефано. Одна из легенд рассказывает, что комплекс был построен по задумке епископа Петрония, а прообразом послужил Храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме. Согласно проведенным исследованиям комплекс возведен на месте древнего храма Изиды.

Семь святынь

Монастырский комплекс состоит из 7 церквей: церковь Распятия или Иоанна Крестителя дотируется 8 веком, построенная в 5 веке и перестроенная в 12 веке церковь Гроба Господня стала местом захоронения Святого Петрония. В том же 5 веке была возведена и церковь Святых Виталия и Агриколы, после этого она еще дважды перестраивалась в 8 и 11 веках.


Однако последние неудачные реконструкции значительно сократили количество церквей, и сегодня, мы можем видеть лишь четыре из семи. Четвертая, сохранившаяся церковь – церковь Мартириум, также она известна как церковь Святой Троицы. В течение 9-10 века монастырский комплекс приходил в упадок. Но, в 11 веке он перешел во владения бенедиктинцев, которые тщательно его восстанавливали и поддерживали вплоть до 13 века.

Во дворе Пилата

Весь архитектурный облик комплекса до сих пор сохранил черты романского стиля, который был придан сооружениям многочисленными восстановительными работами. Фасады трех церквей выходят на площадь. За церковью Гроба Господня есть внутренний дворик, называемый Дворик Пилата, он ведет к церкви Святой Троицы.

Церковь Распятия Господня была возведена лангобардами в 8 веке, но позднее перестраивалась. На сегодняшний день самые старые из сохранившихся ее частей – крипта и стены в романском стиле. Ее алтарная часть, куда ведет лестница, возвышается над криптой, которую делят колонны на пять нефов. В самой крипте хранится священная урна с останками Агриколы и Виталия.

В интерьере церкви можно видеть прекрасную скульптурную композицию “Оплакивание Христа”. Великолепно сохранившаяся работа Симоне деи Крочифисси “Распятие”, которая относится к 14 веку, а также “Мученичество святого Стефана”. На стенах крипты также сохранилась фреска, изображающая Святых Агриколу и Виталия.


Мученики Болоньи

Одна из первых церквей Болоньи – церковь Виталия и Агриколы датируется 5 веком. Спустя 300 лет после ее постройки было проведено обновление, где использовались материалы римской эпохи – мозаичный пол и ионические колонны. В 11 веке были проведены очередные реставрационные работы, которые придали зданию романские черты.

Величественный храм Гроба Господня был построен в 11-12 веках. Его 12 кирпичных и мраморных колонн отделяют центральную часть церкви, создавая внутреннюю часовню, в которой до 2000 года хранились мощи Святого Петрония. На сегодняшний день мощи Святого перенесены в базилику Петрония. В храме находится источник, который является символом священных вод Иордана. Потолок, как и стены церкви, были украшены фресками 13 века, однако некоторые были безвозвратно утеряны во время реставрационных работ.

Во Дворе Пилата установлен “Умывальник Пилата”. На одной из колонн арочной галереи, окружающей двор, установлено каменное изображение петуха, которое напоминает евангельский рассказ о раскаянии Петра и отречении. От всего комплекса веет иерусалимскими символами, здесь все связано с библейскими сказаниями. Даже расстояние от Дворика Пилата до храма Святого Иоанна повторяет путь от Синедриона до Голгофы. В монастырском музее хранится обширная коллекция различных предметов культа, а также произведений искусства.

Информация для посетителей

Адрес: Via Santo Stefano 24, 40125 Болонья, Италия.

Режим работы: ежедневно 9:15 – 19:15 (в зимнее время – 9:15 – 18:00).

Внимание! Во время богослужений туристический визит может быть ограничен или приостановлен. График работы может быть изменен в праздничные дни.

Телефон для справок: +39 051 6480611.

А продолжить изучать искусство можно в Национальной пинакотеке Болоньи, где множество шедевров также выполнены на религиозную тематику.

Источник: planetofhotels.com

Что посмотреть

Пьяцца-Маджоре

Эта площадь — сердце города; она сложилась в результате многовековых трансформаций, после которых здесь всякий раз появлялись новые и новые здания: базилика Сан-Петронио, палаццо-деи-Нотаи, палаццо-д’Аккурсио, палаццо-дель-Подеста и палаццо-деи-Банки.

Пьяцца-Маджоре © Raffaele Preti / Flickr.com

Первоначально на месте пьяцца-Маджоре было простое поле, поросшее травой. В 1200 г. власти города начали приобретать дома и земельные участки, чтобы создать площадь, которая, с одной стороны, подчёркивала бы значение свободной коммуны, а с другой, позволяла разместить на едином пространстве разнообразные аспекты жизни города (торговлю, обмен и различные услуги).

Пьяцца-Маджоре ночью © Federico / Flickr.com

Первоначально новую площадь называли «курия-коммунис» и «платеа-коммунис»; в «Пьяцца-Маджоре» она превратилась лишь в XVI в.

 

 

Пьяцца-Санто-Стефано

Пьяцца-Санто-Стефано — это одно из самых знаковых мест в Болонье. Хотя она считается площадью, на самом деле это скорее широкий участок улицы виа-Санто-Стефано, которая ведёт к одноимённому монументальному комплексу. От него улица идёт дальше и в конце концов переходит в старинную дорогу в направлении Тосканы. Монументальный комплекс, который доминирует на площади, состоит из семи религиозных сооружений, построенных в различное время.

/ Shutterstock.com

На площади Санто-Стефано можно оценить и красоту других зданий: слева расположен дом Берти с фресками Гаэтано Гандольфи, палаццо-Изолани и палаццо-Болоньини-Изолани (XV в.). На противоположной стороне — палаццо-Болоньини-Аморини-Салина (XVI в.).

В наши дни на этой площади часто проводятся культурные мероприятия и концерты.

 

 

Комплекс Санто-Стефано

Это самый необычный комплекс построек в Болонье, главный храм города и колыбель веры предков местных жителей. Комплекс также называют «семью церквями», а о том, как он появился, говорят разное. Кто-то утверждает, что строить его начал епископ города Петроний (впоследствии причисленный к лику святых): в 430 он якобы пожелал выстроить комплекс и поделить его на семь церквей, ансамбль которых должен был послужить символической реконструкцией мест Страстей Христовых. На это намекает и древнее название комплекса — «Sacra Hierusalem». Другие, довольно авторитетные, источники утверждают, что Петроний строил эти храмы на руинах предыдущего языческого святилища, рядом с которым впоследствии появилась копия иерусалимского храма Гроба Господня, часовня с мощами первомучеников из Болоньи Витале и Агриколы, и здания, построенные монахами-бенедектинцами в X-XIII вв.

Комплекс Санто-Стефано / Shutterstock.com

На великолепную площадь обращены фасады церквей Распятия (справа), Крестного Пути (посередине) и святых Витале и Агриколы (слева). В церкви Распятия, лангобардского происхождения, есть крипта 1019 г. аббата Мартино, а названа она в честь висящего в центре распятия, которое приписывают Симоне-деи-Крочифисси. Второй, круглый, храм построен в XII-XIV вв. по образцу иерусалимского храма Гроба Господня; прежде именно здесь хранилась урна с мощами святого Петрония (ныне в посвящённой ему базилике).

Базилика Гроба Господня / Shutterstock.com

Наконец, третья церковь — базилика с предельно простым убранством, внутри которой хранятся старинные саркофаги святых Витале и Агриколы (также интересны разнообразные капители, взятые с различных построек древнеримского и византийского периодов, и мозаичные полы VI в.).

 

 

Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна © muratart / Shutterstock.com

Фонтан Нептуна сооружён из мрамора и бронзы и украшает собой одноимённую площадь. Создал его скульптор-фламандец Джамболонья по проекту Томмазо Лаурети в 1563-1566 гг. Это символ папской власти: Нептун царит в водах морских, а папа — во всём мире. У ног Нептуна изображены четверо малышей, обозначающих Ганг, Нил, Амазонку и Дунай — главные реки известных тогда континентов.

 

 

Башни Гаризенда и Азинелли

Две башни — всем известный символ Болоньи. Они построены в стратегически важной точке: именно здесь в город входила древняя Эмилиева дорога. Сегодня башни стоят посреди площади (пьяцца-ди-Порта-Равеньяна), отдельно от окружающей застройки; первоначально же вокруг них было целое нагромождение деревянных сооружений и переходов.

Вид на город с двумя башнями © starmaro / Shutterstock.com

Кирпичные башни имели важное военное значение (отсюда можно было и увидеть неприятеля задолго до его приближения, и оказывать непосредственное сопротивление осаде). Кроме того, эти величественные строения подчёркивали социальный статус соорудивших их семей. В конце XII в. в городе было около ста таких башен, но после пожаров, войн и ударов молнии уцелело лишь около двадцати. Недавно перед башнями Гаризедна и Азинелли снова установили статую святого Петрония — работу Габриэле Брунелли 1670 г., перенесённую отсюда в 1871 г., чтобы освободить место для проезда автомобилей.

Внутри башни Азинелли / Shutterstock.com

Башня семьи Азинелли строится в 1109-1119 гг. и переходит в собственность городской коммуны уже в следующем веке. Её высота — 97,2 м, а уклон — 2,23 м. Внутри есть лестница из 498 ступенек, законченная в 1684 г. В основании башни в 1488 г. было обустроено небольшое помещение с зубцами для нужд гарнизона. В наши дни здесь разместились несколько ремесленных лавок — в напоминание о средневековом рынке.

Вид сверху на башню Гаризенда с башни Азинелли / Shutterstock.com<

Соседнюю башню Гаризенда, построенную примерно в то же время, легко узнать по меньшей высоте (всего 47 м) и сильному уклону (3,22 м), связанному с преждевременным и большим проседанием грунта и фундамента. Башню несколько раз укорачивали, а Данте Алигьери видел её в изначальном варианте и сравнил с великаном Антеем, склонившимся над ним, в XXXI песни «Ада». Основание башни получило рустованную облицовку в конце XIX в.

 

 

Улица виа-Дзамбони

Улица виа-Дзамбони © Michele Raschi / Flickr.com

Старинная улица Луиджи Дзамбони проходит по кварталу Сан-Витале в центре Болоньи и соединяет две башни с районом университета, а оттуда уходит дальше, к воротам Сан-Донато. Это самая популярная улица среди студентов Болонского университета. Она проходит через площадь Верди, где находится городской театр, и именно на ней находятся здания нескольких главных факультетов университета. Названа же улица в честь итальянского патриота XVIII в.

 

 

Библиотека Салаборса

Библиотеку Салаборса обустроили в палаццо д’Аккурсио — старинном здании коммуны на пьяцца-Маджоре, в самом сердце города.

Палаццо д’Аккурсио на пьяцца Маджоре © Massimiliano Pieraccini / Shutterstock.com

В ходе работ по строительству Салаборсы в северной части палаццо проводились археологические раскопки. Учёные выявили там фрагменты общественных и религиозных зданий и пришли к выводу, что этот участок с самого начала был центром городской жизни. Создание Салаборсы стало частью более масштабного проекта реквалификации под названием «Городской парк площади Маджоре», который стартовал в 1999 г. В результате здание с большим крытым внутренним двором стало одной из главных культурных площадок города.

В здании библиотеки © pio3 / Shutterstock.com

Сегодня древнюю историю здания палаццо-д’Аккурсио можно увидеть своими глазами, осмотрев раскопки с фундаментом римской базилики, стенами средневековой башни и другими элементами, которые рассказывают о многовековом прошлом этого места.

 

 

Что попробовать

Великий гастроном из Романьи Пеллегрино Артузи говорил: «Когда вы слышите о традиционной болонской кухне, окажите ей то уважение, которого она заслуживает». В самом деле, Болонья всегда считалась родиной хорошей кухни, а корни её гастрономической славы уходят в далёкое средневековье.

Лазанья с соусом болоньезе / Shutterstock.com

Хватает упоминаний о традиционных блюдах из Болоньи и в литературных произведениях. Петрарка, Боккаччо, Гвиччардини — все они хорошо отзывались о застольном мире главного города Эмилии, который недаром прозвали «Жирным» — не только за богатство кулинарной традиции как таковой, но ещё и за большие порции и особую сочность местных соусов.

 

Тортеллини «алла-болоньезе»

Тортеллини с рагу © mazzarinialimenti.it

Тортеллини — это популярная в Болонье яичная паста с начинкой. Название «тортеллино» — это уменьшительно-ласкательная форма слова «тортелло», которое в свою очередь происходит от итальянского «торта» (торт, пирог). Сегодняшние тортеллини наследуют древней традиции, которая зародилась среди бедняков, которые таким образом готовили мясо, перепавшее им с застолий богатых дворян. В книге Винченцо Танары 1664 г. описываются тортеллини, приготовленные в сливочном масле. О происхождении этого блюда ходят различные легенды. Согласно одной из них, оно появилось в Кастельфранко-Эмилии, в трактире Корона: хозяин трактира, подглядывая в замочную скважину комнаты, где остановилась благородная дама, остался поражён красотой её пупка и решил воспроизвести её в виде гастрономического произведения.

 

Яичные тальятелле с рагу

Машинка для изготовления пасты вручную / Shutterstock.com

Рагу на болонский манер — это знаменитый соус из Эмилии-Романьи. Его основной ингредиент, фарш, может содержать различные виды мяса, что, разумеется, влияет на время приготовления самого рагу.

Тальятелле с рагу-алла-болоньезе / Shutterstock.com

Среди прочих вариантов этого соуса можно выделить официальный рецепт «рагу-алла-болоньезе», зарегистрированный болонской делегацией Итальянской академии кухни в Торговой палате города 17 октября 1982 г. В нём рекомендуется использовать довольно жирные куски говядины с бычьего брюха. Сегодня, впрочем, в ход часто идёт более постное мясо, чтобы соус получился менее жирным, и как следствие сокращается время приготовления. А вяленую грудинку «панчетта» часто заменяют колбасой «сальсичча» — её вкус не менее ярок, а вот жира в ней меньше.

Лучший формат пасты для рагу алла-болоньезе — это, конечно же, свежая яичная паста тальятелле, столь же традиционный продукт Эмилии. Подавая тальятелле с рагу на стол, не забудьте поставить рядом плошку с тёртым пармезаном, чтобы ваши гости могли посыпать им свою пасту по вкусу.

 

«Дзуппа империале»

«Дзуппа империале» в бульоне © blog.giallozafferano.it

Это первое блюдо из муки, яиц, тёртого пармезана, варёной колбасы мортаделла (по желанию), сливочного масла и мускатного ореха. Смешав эти ингредиенты, тесто раскатывают и запекают. Традиционно его подают в бульоне из каплуна. Об этом блюде упоминает и Пеллегрино Артузи в своей книге «Наука о питании и искусство приготовления вкусной еды». «Дзуппа-империале» великолепно подходит для холодного времени года.

 

Отбивная по-болонски

© lacucinaitaliana.it

Это одно из традиционных и старинных болонских блюд, которым любили полакомиться обеспеченные жители города. Отбивная из телятины или курятины жарится на свином жире. Затем её ненадолго погружают в мясной бульон, чтобы сделать вкус более насыщенным и добавить влаги в мясо, а после кладут на сковороду, покрывают широким ломтём прошутто и щедро посыпают пармезаном из Реджо. Наконец, отбивная отправляется в горячую печь, пока сыр не начнёт плавиться. Особенно шикарным считается вариант с трюфелем. Едва мясо только вынут из печи, его посыпают «трифолой» — маленьким белым трюфелем из окрестных гор с чрезвычайно сильным ароматом. Некоторые также добавляют чуточку томатной пасты на противень перед тем, как поставить отбивную в печь.

 

Пьядина с сыром «скваквероне»

Пьядина с сыром «скваквероне» и овощами © giallozafferano.it

Лепёшка из Романьи — «пьядина» — делается из пшеничной муки, топлёного свиного жира или оливкового масла, соли и воды, а выпекается она по традиции на блюде из терракоты. «Скваквероне» — это свежий сыр кремообразной консистенции из цельного коровьего молока; он быстро созревает и похож на мягкий сыр «крешенца», хотя он менее плотный, поскольку содержит много воды. У него нет ни корочки, ни оболочки, его можно просто намазывать. Цвет — белый с оттенком слоновой гости, а вкус типично молочный, кисло-сладкий. Это один из традиционных продуктов, которые используются для начинки «пьядины».

Источник: latuaitalia.ru

Болонья, как многим известно, город галерей или, по-местному, портиков. Они опутывают весь центр, причем как в средневековых, так и в совершенно новых домах.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Правда, как-то так получается, что стоит пойти дождю, как портики сразу кончаются.

Санто стефано болонья

Но нам, как я уже говорил, повезло, и в Болонье на нас в этот раз не упало ни капли. Как и на этот чудесный фиат.

Санто стефано болонья

Так что уже через какие-то 5-7 минут мы были на площади Санто-Стефано…

Санто стефано болонья

…где располагается одноименный базиликальный комплекс (wiki). Как нетрудно заметить, тут не одна, а целых семь церквей, и у каждой своя история и свои особенности. Считается, что строительство началось в IV в. и в том или ином виде продолжалось как минимум 10 веков. Но археологи считают, что некое храмовое строение существовало здесь и раньше, как минимум в I в., так что речь идет, вероятно, о древнейшем частично сохранившемся сооружении города. Церквей семь, а вход, к счастью, один – вот туда, в дверь рядом с внешним амвоном.

Санто стефано болонья

Первая церковь называется церковью Распятия (Chiesa del Crocifisso). Построена она еще при лангобардах, в VIII в. Как тогда считалось нормой, в высоченный пресвитерий ведет широкая лестница (через пару веков нормой стали считать две лестницы по краям леттнера).

Санто стефано болонья

Само распятие принадлежит кисти Симоне по прозвищу деи Крочифисси, т.е. “мастер распятий” (ок. 1380).

Санто стефано болонья

По случаю Великого поста местные монахи-бенедиктинцы закрывают священные изображения – ну, насколько у них сиреневой ткани хватает.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Но большие фрески, к счастью, открыты. И они довольно интересны, хотя никакой информации найти не удалось: ощущение, что они вообще не итальянские, а какие-нибудь немецкие (впрочем, вряд ли).

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

И “Мадонна Снежная” (Madonna della Neve) работы Липпо ди Далмазио в крипте тоже открыта.

Санто стефано болонья

Капитель одной из колонн.

Санто стефано болонья

Перейдем в соседнюю, наиболее известную церковь Гроба Господня (basilica del Sepolcro). Первый епископ Болоньи, Св. Петроний, начал строить ее как точную копию одноименного иерусалимского храма, но после уже знакомого нам нашествия венгров пришлось все восстанавливать. Уж как восстановили – вопрос, поскольку оригинал стараниями арабов выглядит иначе, но считается, что наряду с подмосковным Новым Иерусалимом болонская церковь наиболее точно воспроизводит исходный вариант.

Санто стефано болонья

Внутренний храм обвивают две лестницы: одна поднимает на самый верх…

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

…другая – на боковой амвон.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Рельефы, как и положено, рассказывают, что здесь, собственно. произошло (если вдруг кто не знает).

Санто стефано болонья

Приходят жены-мироносицы к Гробу…

Санто стефано болонья

…и видят: стража спит…

Санто стефано болонья

…могильный камень отвален, а на краю Гроба сидит ангел.

Санто стефано болонья

За низкой дверцей видна резьба – здесь 6 веков покоились останки самого Св. Петрония.

Санто стефано болонья

Из-под храма, как и положено, вытекает “Иордан”: воду из него в крохотных пузырьках продают тут же за 2 евро. Но, пожалуй, куда больше монеток кидают просто так.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Чуть правее от алтаря – составленная из трех частей колонна довольно странного вида.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Надпись гласит: “Эта колонна символизирует ту, у которой бичевали Господа Нашего. Она дарует 200 лет отпущения грехов после каждого посещения”. Неплохая перспектива, я считаю, и совершенно бесплатно.

Санто стефано болонья

За храмом выход в небольшой садик, отделенный от площади решеткой. Вот так церковь выглядит снаружи.

Санто стефано болонья

Портал, внутри видна вторая (низкая) лестница.

Санто стефано болонья

Чудесная орнаментальная решетка.

Санто стефано болонья

Капители.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Закрытые двери соседней церкви Св. Виталия и Св. Агриколы, двух из восьми покровителей Болоньи (мы сейчас туда пойдем).

Санто стефано болонья

Под аркой занятный орнамент.

Санто стефано болонья

А какая пята! Смайлик IV в.

Санто стефано болонья

Надвратный образ: Христос с титульными мучениками (копия, оригинал в музее).

Санто стефано болонья

Капители: традиционный Протей на гиппокампе (хотя тут у него еще какой-то странный хвост ожил), Сретение Богородицы…

Санто стефано болонья

…двенадцать апостолов…

Санто стефано болонья

…крылатый лев – голова за его крупом напоминает одну из метоп Моденского собора…

Санто стефано болонья

…оттуда же и знакомый нам сюжет с вытаскиванием кости из горла хищника.

Санто стефано болонья

Пройдем внутрь. Даже в ясный день имеет смысл зажигать свет (выключатель за стеной, в церкви Гроба Господня), иначе не видно ничего. Хотя смотреть особенно нечего: декор не уцелел.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Крохотное окошко совсем не пропускает солнце.

Санто стефано болонья

Вероятно, Св. Петроний, последний реликт декора.

Санто стефано болонья

Колонны настолько дряхлые, что их пришлось затянуть в корсеты.

Санто стефано болонья

Саркофаги Св. Виталия и Св. Агриколы – во всяком случае, так считается.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Поскольку больше смотреть здесь нечего, через церковь Гроба Господня выходим в первый внутренний двор, так называемый “двор Пилата”, категорически перестроенный в XIX в. по образцу нового иерусалимского комплекса. В центре – “чаша Пилата” (середина VIII в., лангобардская работа).

Санто стефано болонья

Хорошо хоть церковь не сильно трогали.

Санто стефано болонья

Хотя явно трогали, а потом не всегда клали на место.

Санто стефано болонья

“Золотой петушок” “Петух Св. Петра”.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Немного деталей из “двора Пилата”.

Санто стефано болонья

Вероятно, это был чей-то герб, но остались только ножницы и закрепленные в кольцах кусочки непонятно чего (может, ложек?)

Санто стефано болонья

Что это за птица под мухомором?

Санто стефано болонья

А это вовсе даже герб.

Санто стефано болонья

Семейное надгробие некого Франциска Либби и его потомков. На официальном гербе, кстати, никаких мухоморов. Даже яблонь нет – судя по всему, это дуб.

Санто стефано болонья

А вот другой похожий герб, но с бараном. Родственники?

Санто стефано болонья

Св. Петроний и макет комплекса.

Санто стефано болонья

В крохотную церковь Лоретской Богоматери не пойдем, там только мемориал погибшим летчикам, родившимся в Болонье. А вот в церковь Св. Троицы (Chiesa della Trinità), иначе называемой Martyrium (что-то типа “место мученичества” – она тоже участвовала в большом действе с Гробом Господним) – очень даже: туда сейчас перенесена часть сохранившегося декора уже пройденных нами церквей.

Санто стефано болонья

Капитель с Мелюзиной. Вот как надо: никакого тебе мужского начала, очевидно же.

Санто стефано болонья

Св. Урсула возглавляет шествие 11000 дев.

Санто стефано болонья

Крайне редкий сюжет: “Беременная Мадонна”

Санто стефано болонья

Другие фрагменты.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Св. Петр.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Две работы современного скульптора Стефано Серантини: “Рождество” и “Распятие” (1988). По-моему, очень трогательно.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Наконец, местная жемчужина: деревянный вертеп “Поклонение волхвов” (статуи 1291, раскрашен ок.1370), древнейшее произведение подобного рода.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Из церкви выходим в средневековый клуатр. (Держитесь, осталось немного, но потерпеть стоит.)

Санто стефано болонья

Маленькая капелла.

Санто стефано болонья

Колонны.

Санто стефано болонья

Капители.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Лампада с орлом у стены памяти берсальеров.

Санто стефано болонья

Надгробные плиты.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

На южной стороне клуатра находится еще небольшой, но весьма стоящий музей. Здесь хранятся уже виденные нами Виталий и Агрикола.

Санто стефано болонья

Декор потолочных балок скриптория.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

“Сцены из житий Св. Петрония и Св. Стефана” Микеле ди Маттео (XV в.).

Санто стефано болонья

“Победа над говядиной” (символ Великого поста, не иначе).

Санто стефано болонья

Реликварий Св. Флориана, еще одного покровителя Болоньи, Маттео деи Тедеричи (1451).

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Грандиозные батальные сцены.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

И, наконец, фреска из церкви Гроба Господня, “Избиение младенцев”, приписываемая луккезцу Марко Берлингьери (ок. 1260).

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Судя по всему, все довольны, все счастливы.

Санто стефано болонья

Санто стефано болонья

Ну, теперь можем идти (если еще можете ходить). Или присесть и отдохнуть. Или тут же затариться бенедиктинскими товарами “и немедленно выпить“.

Санто стефано болонья

продолжение следует

Источник: j-j-j.livejournal.com

Храм Распятия Господня

Храм Распятия — лонгобардского происхождения и восходит к VIII веку. Это — однонефный романский храм с сводом под фермой крыши и пресбитерием (т. н. Залом Пилата), возведенным над криптой.

В центре пресбитерия, перестроенного в XVII веке, помещено Распятие работы болонского скульптора Симоне дей Крочифисси (Simone dei Crocifissi, ок. 1380 г.). На стенах сохранились фрески XV века на сюжеты жития св. Стефана. В пресбитерий ведет парадная лестница — результат многочисленных реставраций и переделок, оконченных лишь в 1958 году.

Под пресбитерием находится крипта, подразделенная на пять нефов с колоннами различного вида. Одна из них, согласно легенде, от цоколя до капители имеет высоту, точно равную росту Иисуса (около 1,7 метра). У ее основания в урне, поставленной на алтарь, хранились останки св. мучеников Виталия и Агрикола. На стене рядом недавно под слоем штукатурки были найдены две фрески XVI века, посвященные житию этих святых. В левом нефе сохранилась маленькая фреска начала XV века, так называемая Madonna della Neve.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня — старейший в комплексе, представляет собой восьмиугольное в плане здание, внутри которого 12 колон (7 из мрамора, остальные из кирпича) поддерживают купол. В самом центре находится эдикола св. Петрония (сами мощи св. Петрония были перенесены отсюда в собор св. Петрония в 2000 году, где ранее хранилась только его голова). Внутри церкви сохранились источник, который традиция связывает с водами Иордана, и отдельно стоящая колонна из черного мрамора, символизирующая ту, на которой бичевали Христа. Источник и колонны колонны из африканского мрамора, вероятно, принадлежали храму Изиды, существовавшему здесь в древнеримский период.

Свод и стены церкви были украшены фресками XIII века, которые были удалены в процессе спорных реставраций XIX века, некоторые их фрагменты хранятся теперь в музее собора.

Источник: dic.academic.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.