Санта мария дельи анджели ассизи


Церковь Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири – базилика в Риме, освященная в честь Пресвятой Девы Марии, Ангелов и Мучеников (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri). Находится она на Квиринальском холме, на площади Республики на месте античных руин терм Диоклетиана. Снаружи, с площади Республики, виден только фасад церкви, который и является экседрой, бывшей ранее основным зданием терм Диоклетиана.

Санта Мария дельи Анджели э деи МартириДлинное название базилики на площади Республики — не единственная ее странность. Базилика, организованная на месте бань, уже сама по себе не совсем обычное явление. В отличие от классических церквей в строгом стиле, ее здание максимально осовременено и совмещает не совмещаемое — христианскую веру, величие Древнего Рима и новаторство эпохи Возрождения. Внутри вполне можно обнаружить пластиковый стол или скульптуру, не вписывающуюся в общий интерьер помещения.


Колоссальные термы были построены буквально на костях тысяч рабов и первых христианских мучеников, которые работали не только на стройке, но и в мраморных, и песчаных карьерах. Название базилики хранит память о безвестных мучениках, погибших при ее строительстве.

термы реконструкция
Термы Диоклетиана. Реконструкция

История возникновения этой церкви — это история веры простого сицилийского монаха Антонио дель Дука, служившего хормейстером в кафедральном соборе Палермо. Однажды Антонио увидел старинную икону с изображением семи ангелов. Монах был так поражен силой, исходящей от этой иконы, что решил отправиться в Рим, чтобы явить всему миру откровение о «Семи Ангелах». Шел 1527 год. Антонио сочинил литургию к «Мессе Семи Ангелов» и отправил ее кардиналу дель Монте, дяде будущего Папы Юлия III.


дель дука
Антонио дель Дука

Однако, после смерти своего покровителя в 1533 году, он был вынужден вернуться на Сицилию. Тем не менее, через восемь лет сицилийский монах снова отправился в Рим, где стал капелланом церкви Санта Мария ди Лорето у форума Траяна. И вот однажды, летом 1541 года у Антонио дель Дука случилось еще одно божественное откровение — свет, белее снега, исходил из развалин терм Диоклетиана, а в центре этого божественного сияния монах увидел образы семи святых. Это видение Антонио истолковал как благословление Святых Мучеников на постройку в термах храма в честь Семи Ангелов. Он отправился к развалинам и на семи колоннах тепидариума (сухой парилки) написал семь имен главных Ангелов Божьих — Михаэля, Габриэля, Рафаэля, Уриэля, Скалтиэля, Барахиэля и Иегудиэля. С этого момента дель Дука положил все свои силы на то, чтобы добиться разрешения на постройку в Риме церкви в честь семи Мучеников и семи Ангелов.

Его идея не получила поддержки у папы Павла III. Чтобы доказать Ватикану необходимость и важность строительства такой церкви, в 1543 году Антонио отправился в Венецию, где заказал копию с мозаики Собора Святого Марка, изображающей Деву Марию в окружении Семи Ангелов (сейчас эта картина находится в центре апсиды за главным алтарем базилики). Дель Дука надеялся воспользоваться соперничеством Рима и Венеции, и снова обратился к Папе с предложением о строительстве церкви в честь Семи Ангелов и Мучеников, а также создания под ее покровительством приюта для детей-сирот. Но и на этот раз Павел III остался непреклонным.


Антонио был вынужден ждать еще 7 лет, пока на папский престол не взошел папа Юлий III дель Монте. В 1550 году он приказал викарию Рима, монсеньеру Филиппо Арчинто, подписать указ об освящении в Риме церкви в честь Святой Марии, Семи Ангелов и Семи Мучеников. Но написание указа еще не означало его выполнения — племянники папы Павла III превратили термы Диоклетиана в место своих верховых прогулок и охотничьих забав. Лишь с приходом Пия IV (Медичи) папской буллой от 27 июля 1561 года было повелено начать строительство базилики Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири в термах Диоклетиана в Риме. 45 лет веры и борьбы с сомнениями и интригами потребовалось монаху Антонио дель Дука, чтобы исполнить ангельское откровение.

Разработка проекта церкви была поручена 86-летнему Микеланджело. Гениальный мастер решил встроить собор в существующий фасад терм. Но в 1564 году он скончался и работу продолжил Джакопо Ло Дука, племянник Антонио и ученик Микеланджело. Основная часть строительства была завершена в 1566 году, но внутренняя отделка продолжалась ещё более ста лет. После 1700 года церковь несколько раз перестраивалась. В середине 18 века главным архитектором базилики стал Луиджи Ванвителли (1700 — 1773), который, работая над созданием внутреннего убранства базилики, опирался, прежде всего, на первоначальный проект. Внутри церковь представляет собой огромную крытую площадь в форме греческого (равностороннего) креста. Интерьер достопримечательности выполнен в роскошном стиле бароко. Именно таким его и хотел видеть Микеланджело. Закончили строительство в 1749 году.


Санта мария дельи анджели ассизи
Рисунок конца 18 века

Благодаря Ванвителли, в базилике появились многие произведения искусства, которые перенесли из Собора святого Петра. Картины знаменитых мастеров, украшавшие главный католический собор, в те времена находились под угрозой из-за повышенной влажности. Для сохранности их было решено перенести в Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири. Сегодня здесь хранятся полотна Доменикино, Помаранчо, Помпео Батони, Карло Маратта и других художников.

В начале 20 века пышный фасад, созданный Ванвителли, сломали, восстановив идею Микеланжело — портал в виде простой кирпичной стены. И сейчас фасадом служит часть экседры калдариума (помещения в термах с горячей водой). Чтобы предотвратить проникновение грунтовых вод пол здания был поднят на 2 метра.

Прежде, чем войти внутрь базилики, обратите внимание на ее двери — современную работу польского художника Игоря Миторая, законченную в 2005 году.


двери

Из металлических поверхностей, как из воды, появляются три фигуры с ампутированными руками — намек на поврежденные классические статуи, экспонировавшиеся в соседнем музее. На левой двери — Богоматерь и архангел Гавриил, символизирующие Благовещение. На правой — Иисус, расчлененный крестом, символизирующий Воскресение. На внутренних сторонах дверей — крупные фигуры архангелов.

Необычный внешний вид церкви дополняется изобилием внутренних украшений, превращающих ее в храм искусства.

Санта мария дельи анджели ассизи
План базилики

Неф состоит из вестибюля и пронаоса перед трансептом, пронаоса перед пребистерием и пребистерия с апсидой. Вестибюль, помимо входа, содержит две боковые часовни и четыре ниши, расположенные по бокам часовен. Ниши созданы Микеланджело.


Санта мария дельи анджели ассизи
Надгробие Карло Маратты

Первая справа от входа ниша содержит могилу художника Карло Маратты (1625 — 1713), оформлявшего часовню Святого Бруно. Надгробие спроектировано им самим, а установлено, видимо, его братом Франческо. Точно известно, что братом вырезан мраморный бюст на памятнике.

Далее располагается часовня Распятия, построенная в 1575 году для римского банкира Джироламо Чеули. Алтарный образ, изображающий Распятие, приписывается Джакомо делла Рокке. Им же расписаны фресками части стен и потолка, к сожалению плохо отреставрированные в 1838 году. У левой стены часовни похоронен скульптор Пьетро Тенерани (умер в 1869). На памятнике — бюст художника и дверь, символизирующая вход в Гадес, землю мертвых. У противоположной стены расположен маленький памятник его жене, Лилле Монтеббио.


Санта мария дельи анджели ассизи
Надгробие Франческо Альчати

Вслед за часовней, по правой стороне, находится вторая ниша, с могилой кардинала Франческо Альчати (умер в 1580), устроенной в 1583 году. Она была оформлена или Джакопо Ло Дукой, или Джамбаттистой делла Портой. Кардинал был защитником Картезианского ордена, и монахи почтили его захоронением в римской церкви, несмотря на то, что он был из Милана.

В дальней по левой стороне нише расположено захоронение кардинала Пьетро Паоло Паризи. Оно было устроено в 1604 году племянником кардинала, епископом Фламинио Битонто.

Санта мария дельи анджели ассизи
Надгробие Пьетро Паоло Паризи

Левая часовня Магдалены — это баптистерий церкви. Она была построена в 1579. Алтарный образ Не Прикасайся Ко Мне приписывается либо Чезаре Неббии, либо Арриго Палюдано. Он показывает встречу Святой Марии Магдалены и Иисуса Христа после Воскресения, когда он попросил ее не трогать его («Не прикасайся ко мне»; Иоанн 20,1)


Санта мария дельи анджели ассизи
Надгробие Сальватора Розы

В ближайшей слева ко входу нише находится захоронение художника Сальватора Розы. Памятник сконструирован его сыном в 1673 году. Скульптор — Бернардино Фьорити.

Второстепенные декоративные элементы вестибюля и проходов выполнены Ванвителли. В 2000 году в вестибюле была размещена новая бронзовая скульптура Эрнесто Ламагны. Она изображает Ангела Света и отнесена к «футуристическому барокко». Для состаривания скульптуры художник использовал кислоту, воспользовавшись подобными же приемами Микеланджело.

Купол покрыт розетками, а его окулус оформлен современным витражом под названием «Свет и Время» работы Нарциссуса Куэглиэты, представленным в 1999 году. Попытки Микеланджело и Ванвителли установить в купол фонарь потерпели неудачу. Окно, установленное в 20 веке, также стало пропускать дождь. Работа Нарциссуса имеет форму сегмента сферы около 3 метров в поперечнике, разделенной на восемь секторов. Центральный желтый диск представляет собой Солнце. Три призматические линзы, разработанные мексиканским астрономом Сальвадором Куэрвасом, фокусируют изображение Солнца на полу в дни равноденствий и солнцестояний. Стеклянный купол не опирается непосредственно на крышу, а соединен с ней через три позолоченные стальные сферы, оставляя узкий промежуток для вентиляции.


санта мария дельи анджелиВо времена Микеланджело нынешний пронаос был левой частью трансепта, а то, что сейчас является трансептом, было основной частью церкви, т.е. церковь «как бы» повернулась на 90о по часовой стрелке. Эта перестройка с «поворотом» была осуществлена Ванвителли.

Потолок пронаоса оформлен восьмиугольниками и розетками. Это просто рисунок. Есть две боковые часовни — часовня Святого Петра слева и часовня Святого Бруно Кельнского справа. Причем у Святого Бруно, помимо этой, есть и еще одна часовня — в северо-западном конце трансепта. Раньше эти часовни были проходами в комнаты с холодными бассейнами.

Санта мария дельи анджели ассизи
Святой Бруно и ангел

Над входом из вестибюля — живопись Франческо Тревизани Изгнание из Земного Рая. Это последняя картина художника, умершего в 1746 году. Справа от входа — чаша со святой водой в форме прекрасного ангела, предположительно, работы Джамбаттисты Росси, ученика Бернини. Соответствующая ей слева, создана Ванвителли.


В нише над правой чашей расположена статуя Святого Бруно (1035 — 1101), созданная Жаном Антуаном Удоном между 1766 и 1768 годами. Папа Клемент XIV заметил, что статуя выглядит такой живой, что могла бы заговорить, если бы не запрет ордена (картезианцы берут обет молчания на шесть дней в неделю). Статуя размещена так, чтобы святой был обращен к центру апсиды. В левой нише раньше находилась гипсовая статуя Святого Иоанна Крестителя, разрушенная в 1894 году.

Часовня Святого Бруно была построена в 1620 году. Алтарный образ работы неизвестного художника изображает святого. Ванвителли добавил монументальный вход, имитируя стиль Микеланджело в погребальных нишах вестибюля.

Часовня Святого Петра построена в 1635 году. Ее фасад также доработан Ванвителли. Алтарный образ — Вручение Ключей — прекрасная работа Джироламо Муциано. Ему же, предположительно, принадлежит и фреска с Богом-Отцом на потолке. На стенах — Святой Петр, Освобожденный Ангелом и Святые Петр и Павел работы местного римского художника 18 века. Здесь же, в часовне, находится подаренная Игорем Митораем современная мраморная скульптура — Голова Иоанна Крестителя.

Санта мария дельи анджели ассизиСчитается, что трансепт изначально был огромным фригидарием — комнатой с холодным бассейном. Скорее это не совсем так. Бассейны с холодной водой располагались в четырех смежных комнатах, а центральное помещение было просто большим связующим залом. Этот зал был, сначала, адаптирован Микеланджело, а затем доработан Ло Дукой и Ванвителли.

Длина трансепта — более 90 метров, а ширина составляет 27 метров. Высота античного потолка — 29 метров. Восемь оригинальных гранитных коринфских колонн имеют высоту 17,14 метра (включая постаменты и капители) и диаметр 1,62 метра. Постаменты колонн имели высоту 2 метра, пока Микеланджело не скрыл их, подняв уровень пола. Некоторые авторы считают, что этим были нарушены пропорции архитектурного пространства, соответствовавшие идеалам Витрувия.

Санта мария дельи анджели ассизи
Пересечение нефа и трансепта

Ванвителли продлил антаблемент над этими колоннами так, чтобы он окружал весь трансепт. Для поддержки этого дополнительного антаблемента он добавил еще восемь колонн, похожих на гранитные, но выполненных из кирпича и покрытых штукатуркой. Чтобы отличить их от гранитных, нужно прикоснуться к ним рукой. Гранитные будут холодными.

Стены оформлены пилястрами из имитации красного мрамора, соответствующим им красным бордюром антаблемента и огромными панелями с закругленным верхом. На панелях размещены восемь больших картин, перемещенных сюда в 18 веке из Ватикана.

Над триумфальными арками торцевых часовен расположены большие трехстворчатые окна. Сами арки имеют дуги, соответствующие дугам над входами в пронаос и пронаос пресбитерия. Последние также оформлены трехстворчатыми окнами. Украшения в виде завитков и ангела — работа Ванвителли.

Как уже отмечалось, большая часть декоративного оформления трансепта — это окрашенная под мрамор штукатурка. По всей видимости, картезианцы испытывали материальные затруднения при оплате работы Ванвителли. Потолок трансепта также не украшен, а только подретуширован.

Пол был уложен в 18 веке Джузеппе Барбиери. Солнечные часы на нем создал астроном, математик, археолог, историк и философ Франческо Бьянчини. Папа Клемент XI уполномочил его сделать эту работу к Святому 1700 году. Однако, времени потребовалось больше. Закончены часы были в 1703 году с помощью астронома Джакомо Филиппо Маральди. Они оставались стандартом местного римского времени до 1846 года, когда были заменены управлявшимся точным хронометром орудием, стреляющим в полдень с Яникула.

меридианСолнечные часы Бьянчини были построены вдоль меридиана, пересекающего Рим по восточной долготе 12о30‘. Ежедневно, в полдень, варьирующийся по уравнению времени с 10:54 в конце октября до 11:24 в феврале, солнце светит через маленькое отверстие в стене на линию часов. В летнее солнцестояние луч касается линии меридиана в ее самом близком к стене конце. Напротив, в зимнее солнцестояние луч пересекает ее в самом отдаленном от стены конце. В любое из равноденствий луч проходит в середине линии. Чем длиннее линия меридиана, тем точнее наблюдатель может вычислить продолжительность года. Меридиан, построенный в Санта Мария дельи Анджели, имеет длину 45 метров. Он выполнен из бронзы, облицованной желто-белым мрамором.

В дополнение к описанному использованию линии Бьянчини добавил несколько отверстий в потолке для наблюдения за прохождением звезд. Вокруг солнечных часов расположены несколько панелей с изображениями знаков зодиака. Здесь же можно увидеть и произведения современного «искусства».

хреньВ левом рукаве трансепта находятся четыре большие картины, три из которых были перемещены сюда из собора Святого Петра. Первая справа — Непорочность Пьетро Бьянчини начала 18 века. Она была написана для алтаря часовни хора Святого Петра и перенесена сюда после создания мозаичной копии. Святой Григорий Богослов указывает Святым Франциску Ассизскому и Антонию Падуанскому на Богоматерь в окружении ангелов и херувимов.

Следующая справа картина — Воскрешение Табиты Пласидо Констанци. Написанная для алтаря Табиты в Святом Петре, она также была заменена мозаичной копией. Табита Яффская возвращается из мертвых Святым Петром (Деяния 9, 36).

Дальняя левая — картина Помпео Батони 1765 года Падение Симона Волшебника. Изображена легенда о Симоне Волхве, бросившем в Риме вызов на магический поединок Святым Петру и Павлу. Он поднялся перед ними в воздух, требуя, чтобы они продемонстрировали, так же ли велика власть их бога. Апостолы помолились, и Симон упал и разбился насмерть. История взята из недостоверного источника, называющегося Деяния Святых Петра и Павла. Эта картина никогда не находилась в Святом Петре.

Наконец, ближайшая левая картина — это Месса Святого Бэзила Пьера-Юбера Сюблейраса, написанная в 1745 году для алтаря Святого Бэзила в Святом Петре. Восточный Доктор Церкви показан служащим мессу перед императором Валенсом (364-378), арианским еретиком. Преданность святого была так велика, что император упал в обморок и, позже, принял православие. Событие не является историческим, но известно, что Святой Бэзил пользовался поддержкой из тех мест, где сейчас находится центральная Турция, и император не смел ему досаждать.

В конце левого рукава трансепта расположена часовня Святого Бруно, построенная в ходе реконструкции Санта Мария дельи Анджели к юбилейному 1700 году. Ее потолок ниже основного потолка трансепта. Настоятель картезианского монастыря Фр.Дж.М. Роккафорте решил перестроить бывший зал черного входа церкви в часовню, посвященную основателю своего ордена.

Дизайн часовни принадлежит Карло Маратте и включает в себя великолепный навес над алтарем, поддержанный четырьмя колоннами из серпентина. Алтарь с прекрасной многоцветной каменной кладкой создал в 1864 году Франческо Фонтана, использовав части более старого алтаря. Алтарный образ — Явление Девы Марии Святому Бруно Джованни Одацци. Он был написан к 1700 году и показывает Пресвятую Деву, вручающую Устав Ордена Святому Бруно.

Санта мария дельи анджели ассизи
Часовня Святого Бруно

Фигуры евангелистов на потолке — работа Андреа Прокаччини. Остальные изображения принадлежат Антонио Биччьераи. Скульптуры справа от алтаря изображают Размышление (1874) и Молитву (1875) и являются гипсовыми копиями статуй Франческо Фаби-Альтини на входе кладбища Верано около Сан Лоренцо фуори ле Мура.

Санта мария дельи анджели ассизиНа стенах часовни раньше находились две картины Франческо Тревизани. Это был написанный на дереве диптих Крещение Кровью, понятие в католической вере, по которому некрещеный человек, умирающий за веру, становится крещеным через потерю своей крови. После установки органа одна из картин была перемещена в запасник, расположенный за правой стеной часовни.

У левой стены часовни теперь находится монументальный орган, построенный Бартоломью Форментелли в 1990-х и представленный в 2000 году. Инструмент создан из вишни, грецкого ореха и каштана и имеет 77 регистров, распределенных по 4 клавиатурам. Он содержит 5400 труб ручной работы и является, по утверждениям, единственным в Европе, сочетающим в себе французский и итальянский стили органного конструирования. Будучи одним из лучших органов в приходских церквях Рима, он часто используется для концертов.

Санта мария дельи анджели ассизиВ правом рукаве трансепта также находятся четыре картины. Первая справа — Распятие Святого Петра Николы Риччиолини (1687-1760), копия картины Иль Пассиньяно, перемещенная из Святого Петра. Следующая — Падение Симона Волшебника Пьера-Шарля Тремолльера (18 век), копия картины Франческо Ванни (16 век), находящейся над алтарем Святейшего Сердца Иисуса в Святом Петре.

Дальняя слева — могила генерала Армандо Диаза, итальянского героя Первой Мировой, созданная Антонио Мунозом в 1920 году. В пол трансепта помещен саркофаг из красного асуанского гранита. Над ним находится сам памятник. Центральная стела с посвящением обрамлена двумя плитами из зеленого африканского мрамора с бронзовыми украшениями в форме мечей и лавровых венков.

Над монументом — картина Чудо Святого Петра Франческо Манчини, изображающая исцеление прокаженного. Вероятно, впервые выставлялась в Квиринальском Дворце. С нее сделана мозаичная копия для Святого Петра. Ближайшая слева — картина конца 16 века Проповедь Святого Джерома Джироламо Муциано. Художник умер в 1592 году, оставив работу неоконченной. Задний план дорисовал Пол Брилл. Картина писалась для алтаря Святого Джерома в Святом Петре, но была перемещена в Санта Мария дельи Анджели.

правый нефЧасовня в этой части трансепта посвящена Блаженному Никколо Альбергати. Она повторяет план противоположной часовни Святого Бруно и также является частью работы Ванвителли. Она была разработана Клементе Орланди в 1746 году и заняла собой бывший вестибюль главного входа в церковь. Никколо Альбергати был картезианским монахом, ставшим кардиналом и церковным дипломатом в начале 15 века. Он был благословлен папой Бенедиктом XIV в 1744 году. В картезианском ордене вообще очень мало святых и благословленных, поскольку они не продвигали канонизацию своих членов.

Потолок украшен Антонио Биччьераи Джованни Моцетти. В его центре — Святой Дух с херувимами, а на панелях — четыре западных Доктора Церкви: Святые Джером, Августин, Амброуз и Григорий. Эта работа намекает на то, как бы мог выглядеть главный свод, не останься картезианцы без денег.

Алтарный образ, написанный в 1746 году Эрколе Грациани, показывает Чудо Блаженного Никколо Альбергати. Обрамление алтаря — две статуи немецкого скульптора Фридриха Петтриха, созданные им в 1834 году и изображающие Ангелов Мира и Правосудия.

правая капелла
Часовня блаженного Никколо Альбергати

У боковых стен часовни расположены два интересных надгробия. С правой стороны — надгробие Витторио Эммануэле Орландо, известного как Президент Победы в Первой Мировой, созданное в 1935 году скульптором Пьетро Каноникой. Саркофаг вырезан из желтого сиенского мрамора. Над ним простирается арка, символизирующая известность и славу. Напротив — надгробие адмирала Паоло Таона ди Ревеля, известного как Герцог Моря. Оно также было сделано Каноникой в 1948 году. Саркофаг тоже сделан из сиенского мрамора и украшен аркой. Форма его отличается тем, что напоминает нос корабля.

справа правой капеллы
Правая сторона часовни блаженного Никколо Альбергати. Перед капеллой — византийские иконы.
слева правой капеллы
Левая сторона часовни блаженного Никколо Альбергати

Боковые стены выше надгробий украшены картинами Франческо Тревизани Крещение Водой и Крещение Желанием, написанными в 18 веке и составляющими целое с двумя работами Крещение Огнем в противоположной часовне. Крещение желанием относится к католическому пониманию крещения. Новообращенные, умершие, не успев креститься, рассматриваются как получившие крещение через свое желание Причастия.

Архитектурное пространство, бывшее правым крылом трансепта при Микеланджело, стало, при Ванвителли, пронаосом пресбитерия. Его дизайн соответствует пронаосу напротив (между вестибюлем и трансептом). Здесь также добавлены четыре кирпичные колонны, покрытые гипсовой штукатуркой, имитирующей гранит. Две боковые часовни — это часовня Святого Гиацинта справа и часовня Спасителя слева. В античные времена они были вестибюлями бассейнов с холодной водой.

Часовня Святого Гиацинта была построена миланским дворянином Аллессандро Литтой в 1608 году и посвящена Богоматери и Святому Гиацинту. Алтарный образ написан Джованни Бальоне. Он изображает Деву с Младенцем и Ангелами, Святыми Раймондом и Гиацинтом. На правой стене часовни Бальоне изобразил Святых Валериана и Сесилию, а на левой — Святого Фрэнсиса, Получающего Стигматы. Ему же принадлежат и фрески на потолке — Бог-Отец с Ангелами.

Часовня Спасителя — старейшая в Санта Мария дельи Анджели. Она построена в 1574 году семьей Де Чинка. Позднее покровителем часовни стала семья Каталани и один из ее представителей написал книгу о строительстве церкви в 17 веке, предоставив важную информацию о ее истории.

Мраморная надпись на правой стене сообщает нам о благосклонности, данной папой Григорием XIII последователям Братства Семи Ангелов. Алтарный образ, написанный Доменико да Моденой, показывает Воплощение Иисуса и Поклонение Семи Ангелов. Он обрамлен 24 маленькими изображениями сцен из жизни Спасителя, выполненными художником 16 века Хендриком ван дер Броком. Он же украсил потолок часовни изображениями Господа и Святого Михаила Архангела. На стенах — картины Джулио Маццони Души в Чистилище и Молящийся Папа, написанные в 16 веке.

Вход в пресбитерий оформлен триумфальной аркой (его потолок ниже потолка пронаоса) с надписью Reginae angelorum et martyrum (Королеве ангелов и мучеников). Микеланджело закрыл эту арку стеной, которую впоследствии удалил Ванвителли. Разработку пресбитерия произвел Клементе Орланди. Хоры в апсиде и второстепенные декоративные элементы созданы Ванвителли. Он же изменил план так, что у пресбитерия появилась полигональная апсида, и построил новый главный алтарь напротив стены апсиды.

Постройка апсиды на месте бывшего бассейна потребовала переделки древней стены. Последующие перестройки привели ее к нынешнему состоянию в 1867 году. Картезианцы выдвинули вперед алтарь и перестроили хоры позади него. Алтарь окружен двумя скульптурами Инноченцо Орланди, созданными в 1866 году, — Ангел с Орлом и Трон. Трон помещен на быка и льва. Эти четыре элемента символизируют четырех Евангелистов. Новая бронзовая кафедра с изображением Иисуса, снятого с креста, работы Джузеппе Галло была открыта в 2009 году. Вся кафедра символизирует Могилу из которой произошло Воскресение.

санта мария дельи анджелиНа правой стене пресбитерия перед святилищем — Представление Девы Марии в Храме работы Джованни Франческо Романелли. Эта барочная работа напоминает о эпизоде, когда Пресвятая Дева была ребенком приведена в Храм своими родителями, Святым Иоахимом и Святой Анной, чтобы быть посвященной Господу. Мария показана маленькой девочкой, поднимающейся по ступеням к первосвященнику.

Следующее, ближе к святилищу, — Мученичество Святого Себастьяна работы Доменичино, сделанной для алтаря Святого Себастьяна в Святом Петре. Всадник справа был поврежден во время перемещения работы в Санта Мария дельи Анджели. Иисус приветствует Святого, в то время как ангел спускается с пальмовой ветвью и мученическим венком.

По обеим сторонам апсиды у лестниц на хоры (правая сейчас заблокирована) находятся двери, прегражденные бюстами. Один из них — это Святой Карл Борромео, владевший недолгое время руинами, а другой — папа Пий IV. В самой апсиде есть две мемориальные панели посвященные папе Пию IV и кардиналу Фабрицио Сербеллони, первому настоятелю церкви. В центре, между ними, расположена картина неизвестного художника Дева Мария на Троне Между Семью Ангелами. Она была приобретена Антонио Ло Дукой в Венеции в 1543 году. Пресвятая Дева изображена кормящей грудью Святого Младенца. Она коронована архангелами Михаилом и Гавриилом. Семь ангелов представляют Ангельские Начала и держат свитки, на которых указаны их обязанности. В углах — пророки Давид и Исайя. Скульптурное окружение представляет ангелов и херувимов в Славе. Это работа Бернардино Людовизи.

Под картиной расположена дверь, дававшая доступ к хорам из монастыря после 1867 года, когда был перемещен главный алтарь. Потолки апсиды и пресбитерия оформлены фресками Даниэле Сейтера. Это Успение Девы Марии и Добродетели соответственно. Слева перед алтарем две двери. Дальняя ведет в ризницу, а ближняя — в часовню Кибо. Слева от двери в часовню — картина Карло Маратты Крещение Христа, написанная им в 1697 году для Святого Петра и перемещенная сюда после его смерти в 1713 году. Это одна из первых картин, перемещенных в Санта Мария дельи Анджели папой Бенедиктом XIII. Иисус и Иоанн Креститель изображены в окружении ангелов.

Левее, в ближайшем конце левой стены пресбитерия, находится картина Кристофоро Ронкалли Смерть Анания и Сапфиры, также написанная для Святого Петра. Святой Петр выговаривает Ананию и Сапфире, которые солгали раннему христианскому сообществу Иерусалима, утаив часть денег от продажи своего земного имущества (Деяния Апостолов). Сапфира показана умирающей, а Анания на заднем плане несут к могиле.

Наконец, недавно в пресбитерий был помещен новый главный алтарь, заменивший старый, предназначенный для приходских месс. Большинство римских церквей теперь имеют два главных алтаря, чтобы проводить мессу лицом к прихожанам. Это новшество последовало за Вторым Ватиканским Собором (хотя и не было на нем утверждено). На лицевой части этого алтаря находится бронзовая панель с изображением Снятия с Креста работы Умберто Мастрояни 1928 года.

Узкий прямоугольный вестибюль слева от пресбитерия ведет в часовню Реликвий, известную также как часовня Кибо (по имени ее основателя, кардинала Камилло Кибо). Она была построена в 1742 году для сохранения реликвий мучеников, связанных с постройкой Терм Диоклетиана. Считается, что здесь хранятся реликвии 730 мучеников. Украсил часовню Никколо Риччолини, ученик Маратты.

 3D панорама

А во внутреннем дворике базилики есть статуя Галлилея (!).

галилей

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Источник: eternal-city.ru

История

Санта мария дельи анджели ассизи

Свою историю Ассизи ведет от скромного поселения в 1000 году до н.э. В 5 веке до н.э. Умбрия была населена этрусками, которые занимались развитием города. Спустя век господство этрусков сменилось римской властью, и поселение получило латинское название Assisium. К 3 веку нашей эры жители Ассизи приняли христианство, благодаря усилиям Руфина Ассизкого, впоследствии ставшего епископом города. Во времена нашествия вест-готов на Италию, город также подвергся разграблению, были уничтожены многие исторические памятники.

В 12 столетии Ассизи был покорен Фридрихом I Гогенштауфеном (нем. Friedrich I Rotbart) во ходе Второго итальянского похода. В этот период начинается строительство военных укреплений в районе города. Следующим знаковым периодом для Ассизи стал 13-14 века. Деятельность Франциска Ассизского и Клары Ассизской, а также их приемников дала мощный толчок к строительству сакральных сооружений.

Санта мария дельи анджели ассизи

Впоследствии город переживет немало перипетий в связи с войнами внутри раздробленной Италии, вторжением Наполеона в 18 веке и присоединением к Объединенному Итальянскому государству в 1860.

Достопримечательности

Площадь Муниципалитета

Площадь Муниципалитета (Piazza del Comune) является сердцем общественной жизни Ассизи. Центральная городская площадь находится в паре сотен метров от кафедрального собора, в этой точке сосредоточены многие достопримечательности.

Археологические изыскания в районе пьяцца дель Коммуна говорят о том, что во времена Древнего Рима именно в этом месте находился форум, на котором проводились городские собрания и политические прения. Современная площадь Муниципалитета обрела свой статус в 13 веке, когда по периметру обыкновенной городской площади стали строиться здания и службы, играющие важную роль в жизни Ассизи:

Санта мария дельи анджели ассизи

  • Античный Храм Минервы (Chiesa di Santa Maria sopra Minerva), датированный 1 веком до н.э. был сохранен для потомков.
  • В 1282 году карта Ассизи получила новую достопримечательность  — Дворец Народного капитана (Capitano del Popolo), выстроенный для нужд военных того времени, позже здание превратилось в ратушу. Средневековая башня, увенчанная зубчатой короной, с 20 века отошла во владение последователей францисканского ордена.
  • Дворец приоров (Palazzo dei Priori), строился целых 2 столетия: с 13 по 15 века, для того, чтобы стать резиденцией святых отцов, а в современности служит в качестве муниципалитета. Стены палаццо украшают церковные гербы 14-15 веков. Здание украшают: декоративная галерея и средневековые потолочные фрески. Любопытно, что одна из фресок, лик мадонны и младенца Иисуса принадлежит художникам из мастерской Джотто (Giotto di Bondone).Также во дворце хранится пинакотека (коллекция картин) города.

Санта мария дельи анджели ассизи

  • Несомненным любимцем публики является фонтан в виде трехступенчатой чаши, охраняемый львами. Считается, что фонтан был организован между 16 и 17 веками архитектором Джованни Мартинуччи (Giovanni Martinucci).

Базилика святого Франциска

Базилика Святого Франциска (Basilica di San Francesco d’Assisi) удалена от центра города на расстояние около 1 км, но, безусловно, является главной достопримечательностью и целью визита многочисленных паломников. Церковь была построена вскоре после смерти и канонизации Франциска Ассизского в 13 столетии. В городе нет более популярной достопримечательности, чем колыбель Францисканского ордена.

Белоснежный храм, окруженный галереями и колокольней, представляет собой гармоничное сочетание готики и итальянской архитектуры. Схема церкови Сан-Франческо в Ассизи имеет многоуровневую структуру: крипта, нижняя церковь и верхняя церковь. Церковные яруса поражают кропотливой работой художников и скульпторов 13-14 веков: Чимабуэ (Cimabue), Джотто, Пьетро Лоренцетти (Pietro Lorenzetti), мастер Святого Франциска, Симоне Мартини (Simone Martini). Особенно проникновенно смотрятся фрески, выполненные Джотто и его учениками, иллюстрирующие житие Святого Франциска.

  • Адрес: Piazza San Francesco, 2

Кафедральный собор Святого Руфина

Собор святого Руфина (Cattedrale di San Rufino) освящен именем христианского проповедника 3 века, который, согласно приданиям, был первым епископом города. Историки предполагают, что Сан-Руфино стоит на месте античного романского храма.

Санта мария дельи анджели ассизи

Церковные летописи не дают точного ответа на вопрос о времени возникновения храма. Некоторые источники свидетельствуют о том, что мощи святого Руфина были помещены в собор в начале 5 века, другие настаивают на 8-м столетии. Доподлинно известно лишь то, что в 11 веке собор, после грандиозной реконструкции получил статус кафедрального.

Сан-Руфино пережил, по крайней мере, 5 больших реорганизаций, и каждая из них оставила свой след в облике храма. Вход в собор украшает лепнина в виде растений и животных, датированная ранним средневековьем. Внутреннее убранство создано в стиле Ренессанса, большая часть украшений была сделана в 16 веке Галеаццо Алеси. Среди интерьера церкви выделяются статуи святых: Франциска и Клары. Также на сводах собора можно увидеть фрески 17 века и декоративную лепнину 19 столетия.

Санта мария дельи анджели ассизи

Из здания кафедрального собора можно попасть в музей церкви, где хранятся ценные полотна 14 века, росписи 15 века, а также элементы более древних церковных построек. В самом храме можно полюбоваться уникальными реликвиями: терракотовой скульптурой «Оплакивание» 19 века, органом 17 века, капеллой «Причастия» 17 столетия, богато украшенной барочным художником Джакомо Джорджетти.

Особый интерес представляет крипта Сан-Руфино, в которой покоятся останки святого в окружении древних камней, некогда являвшихся частью храма. Весь этот комплекс является частью Епархиального музея (Museo diocesano e cripta di san Rufino).

  • Адрес: Piazza San Rufino, 3
  • Время работы музея: с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00
  • Стоимость билета в музей: 3,5 евро, льготный — 2,5 евро
  • Сайт: www.assisimuseodiocesano.com

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели

Папская базилика Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli) находится в предместье Ассизи у подножья горного холма в 3-х км от города.

Санта мария дельи анджели ассизи

Внушительных размеров храм был построен в 16 веке в дополнение к более ранней постройке – колокольне, датированный 9 столетием. Колокольная башня имеет название «Порциункула», в честь летнего праздника отпущения грехов, основанного Святым Франциском. В свое время монах проводил много времени в молитвах в стенах этой колокольни. Также в базилике приняла постриг юная умбрийская аристократка, известная в католичестве под именем Святой Клары.

Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели также находится немало интересных реликвий: распятье 13 века работы Джунта Пизано (Giunta Pisano), лик Святого Франциска, кисти Чимабуэ (Cimabue), капелла, в которой сделал свой последний вздох Франциск.

  • Адрес: Via Porziuncola, 1
  • Время работы: с понедельника по пятницу с 9:30 до 12:30 и с 15:00 до 18:30; суббота с 9:30 до 12:30; воскресенье – выходной.
  • Сайт: www.porziuncola.org 

Новая церковь

Санта мария дельи анджели ассизи

Неподалеку Сан-Руфино можно найти еще один храм  – Новую церковь (Chiesa Nuova), датированную 17 веком. По легенде, в 13 столетии на месте церкви стоял дом, в котором жила семья Святого Франциска. Здание, выполненное из коричневого кирпича, имеет скромные размеры. Уютный барочный храм изнутри украшен фресками с изображением Франциска Ассизского, а также евангелистов. Еще одним несомненным украшением этого места является скульптура, изображающая отца и мать Франциска, установленная возле церкви в 1984 году.

  • Адрес: Piazza Chiesa Nuova

Базилика Святой Клары

Церковь Святой Клары (Basilica di Santa Chiara) находится на возвышенности, поэтому с площади, прилегающей к ней, открываются отличные виды на нижний город и окрестности.

Базилика была построена в 13 веке, чтобы увековечить имя Клары – истовой последовательницы Святого Франциска. Эта церковь стала первым пристанищем для тела усопшего священника, впоследствии перезахороненного в Сан-Франческо в Ассизи. Рядом с церковью находится монастырь кларисс для девушек.

Обширное бело-розовое здание базилики Святой Клары заметно тяготеет к готике. Стрельчатый пик церковного тимпана, ажурный круг окна-розетки, горизонтальное разделение постройки на три части – представляют собой внушительную и вместе с тем трогательную картину. К храму примыкает колокольная башня, которая по своей высоте превосходит даже колокольню церкви Святого Франциска!

Санта мария дельи анджели ассизи

Внутри храма любопытно будет посмотреть на часовню Святого Георгия, многочисленные фрески, изображающие житие Святой Клары, а также Франциска, библейские сюжеты. Несомненную ценность имеют росписи главного алтаря базилики, выполненные мастерской Джотто. Сама святая Клара покоится в саркофаге под главным алтарем, в 19 веке для этих целей была построена крипта.

  • Адрес: Via Santa Chiara, 49
  • Время работы церкви: с 7:30 до 13:00 и с 16:30  до 20:00; время работы монументального комплекса: в будни  с 9:30 до 17:30.
  • Стоимость билета: полный — 6 евро, льготный — 4,5 евро
  • Официальный сайт: www.monasterodisantachiara.com

Аббатская церковь Святого Петра

Санта мария дельи анджели ассизи

Церковь Святого Петра (Abbazia di San Pietro) появилась в 10 веке, а ее современный облик начал формироваться в 13 столетии. Это скромное здание имеет в своей основе трехнефную романскую базилику, украшенную некоторыми элементами, типичными для сооружений ордена Святого Бенедикта. Примечательно, что все остальные храмы города находятся под покровительством ордена Францисканцев.

Несмотря на то, что Сан-Пьетро была хорошо отреставрирована в середине 20 столетия, ее здание пострадало во время сильного землетрясения в Ассизи в 1997 году. После длительного восстановления, храм возобновил свою работу лишь в 2002 году.

Фасад здания порыт плитами розового песчаника, добытого в местных горах Монте-Субазио. Три круглых резных окна размещены над входом в здание. Над куполом церкви видна небольшая квадратная башня колокольни. Внутренний декор церкви достаточно лаконичен: алтарь, с расположенной под ним криптой, украшение апсиды – пострадали во время землетрясения, своды украшают частично уцелевшие фрески и скульптуры 14 века. Наиболее богато украшена часовня «Причастия»: готическая архитектура и картины 15-16 веков.

  • Адрес: Piazza San Pietro

Большая крепость

Достопримечательности Ассизи в своем списке имеют еще одну диковинку – Большую крепость (Rocca maggiore), которую отлично видно из любой точки города.

Санта мария дельи анджели ассизи

Форт, стоящий на холме, возвышается над городом со времен завоевания Умбрии Карлом Великим (11 век). В конце 12 столетия крепость на холме была сильно повреждена и пребывала в плачевном состоянии до 14 века. Кардинал Эджидио Альборноз (Egidio Albornoz) занялся реконструкцией форта, нарастив его площадь за счет дополнительных башен и фортификационных укреплений.

Санта мария дельи анджели ассизи

В последующие века Большая крепость пережила еще немало перестроек, пока в 17 веке необходимость в ней не отпала. Лабиринты узких коридоров, многочисленные винтовые лестницы и комнаты пришли в запустение. В таком «законсервированном» виде диковинка дошла до современных дней. Трапециевидный монолит форта привлекает к себе туристов, обещая подарить незабываемые виды на Ассизи и окрестную долину.

  • Адрес: Piazzale delle Liberta Comunali
  • Время работы: с ноября по февраль с 10:00 до 15:45; в весенние и осенние месяцы время работы продлевается до 19:00, а в летние – до 19:30.
  • Цена билета: полный – 5,5 евро, льготный – 3,5 евро.

Церковь Святого Дамиана

Церковь Святого Дамиана (Chiesa di San Damiano) находится в нескольких километрах от Ассизи, на юг от Сан-Руфино.

Санта мария дельи анджели ассизи

Достопримечательность появилась на карте города в 11 веке. В 13 столетии Франциск Ассизский увидел, что храм находится в плачевном состоянии, и услышал голос свыше, который повелел ему восстановить божий дом. Чтобы выполнить полученный завет, молодой человек потратил все свои сбережения и продал товары из торговой лавки отца. Даже угроза навсегда разорвать отношения с семьей не остановила Франциска.

Санта мария дельи анджели ассизи

На протяжении 13 века возле Церкви Святого Дамиана находился монастырь сестер-кларисс, организованный Святой Кларой. В память о тех временах сохранилась статуя святой у входа в храм. Здание церкви достаточно компактное, представляющее собой однонефную базилику, украшенную потолочными росписями 14 века. Существует в храме и необычная реликвия – «денежное окно», в котором Святой Франциск некогда спрятал деньги, вырученные на ремонт храма.

  • Адрес: Via San Damiano, 85
  • Время работы: с 6:15 до 12:00 и с 14:00 до 19:45 (зимой до 17:45).
  • Посещение – бесплатное.
  • Сайт: www.assisiofm.it

Источник: Italy4.me

Ссылки

  1. [www.porziuncola.org/home/%20www.porziuncola.org Капелла Порциункола. Официальный сайт]
  2. [slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ассизи/ Яндекс. Словари›Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1152 дня))

ψ

Отрывок, характеризующий Санта-Мария-дельи-Анджели (Ассизи)

– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.

Источник: wiki-org.ru

История базилики

По указу папы Пия V, в 1569 году было начато строительство грандиозной на то время церкви Санта-Мария-дельи-Анджели. Необходимость новой церкви была обусловлена большим количеством паломников, прибывающих в Ассизи, и площадь Порциунколы не умещала всех желающих. Было принято решение построить церковь над часовней, таким образом Порциункола и часовня Трансито, в которой умер святой Франциск, оказалась внутри церкви. 

Разработкой проекта церкви занимался известный на то время архитектор Галеаццо Алесси. Его работа в стиле маньеризма характеризуется строгой простотой, находящейся в согласии с францисканскими идеалами нищеты и покаяния. 

Постоянная нехватка денег сильно затянула возведение церкви, поскольку стройка финансировалась за счет пожертвований. Работы были завершены спустя сто лет, в 1679 году. Позже, в 1684 году, была добавлена колокольня.

15 марта 1832 года во время сильного землетрясения произошли частичные разрушения церкви, в том числе на куполе образовалась широкая трещина. Восстановление церкви длилось с 1836 года по 1840 год под руководством архитектора Луиджи Полетти. Он преобразил фасад, переделав его в неоклассическом стиле.

В 1924–1930 годах прошла еще одна реконструкция, придавшая собору окончательный внешний вид. В это же время на верхней части фасада церкви установили статую «Мадонна ангелов» в позолоченной бронзе.

Внутреннее убранство базилики

Внутренний интерьер базилики довольно прост. Это сделано умышленно, дабы подчеркнуть важность самой ценной святыни – Порциунколы.

Базилика имеет форму латинского креста:

  • длина составляет 126 метров,
  • ширина – 65 метров,
  • высота купола – 75 метров.

Интерьер с тремя нефами в неоклассическом дорическом стиле, с рядом боковых часовен заканчивается трансептом и апсидой полукруглой формы. Там же расположен уникальный деревянный хор конца 18 века и папский алтарь работы архитектора Аполони Гетти со скульптурными работами Манфредини. Под куполом по центру расположена церковь Порциункола.

Боковые часовни украшены работами мастеров 17 века, среди них Антонио Циркьяни, Франческо Аппиани, Вентура Салимбени.

Церковь Порциункола

Название Porziuncola переводится как «небольшая часть земли». Первые документальные упоминания о строении относятся к 1045 году. Именно отсюда началось францисканское движение.

Интерьер церкви оформлен в готическом стиле, простота и строгость строения дополнена фресками 14–15 веков. Одной из наиболее ценных принято считать фреску в апсиде, созданную Иларио да Витербо (1393 год).

Фасад церкви украшает фреска Иоганна Фридриха Овербека (1829 год), изображающая то, как святой Франциск получает от Христа и Богородицы индульгенцию, известную как «Прощение Ассизи».

Верх церкви украшает башня в готическом стиле со статуей Богородицы (14–15 века).

Санта мария дельи анджели ассизи

Часовня Transito

Cappella del Transito расположена в базилике, это небольшая комната, в которой святой Франциск провел последние дни своей жизни и умер 3 октября 1226 года. На то время служила скромным лазаретом для больных.

Внутри, за алтарем, хранится веревка святого Франциска а также глазурованная терракотовая статуэтка святого, работы Андреа делла Роббиа (примерно 1490 год). На стенах расположена фреска, изображающая последователей святого Франциска работы Джованни Спанья (1520 год).

Снаружи часовня имеет фреску De transito, написанную итальянским художником Доменико Бруски (1886 год).

Розарий

Войти в розарий можно через ризницу. На сегодня это остатки древнего леса, где жил  Франциск с монахами. Там же случилась эта история. Легенда гласит о том, что однажды вечером святого Франциска одолели греховные искушения. Дабы их побороть, он обнажил свое тело и бросился в заросли розового куста. Но случилось чудо, и розы сбросили шипы, чтобы не истязать тело святого. С того момента розы в саду не имеют шипов. 

В саду расположена Часовня Роз, где святой Франциск провел остаток ночи в молитве и покаянии. Украшена часовня фресками известных художников того времени, в частности Тиберио ди Ассизи. 

2691511_800x600_1024px-S.jpg

Музей

В небольшом монастыре при базилике расположен музей с различными произведениями искусства, среди них наиболее известные:

  • Распятие, автор Джунто Пизано (1236).
  • Деревянный портрет святого Франциска, 13 век.
  • Картина на дереве святого Франциска, приписывают Чимабуэ.
  • Мадонна с младенцем работы Сано ди Пьетро, 15 век.
  • Терракота Андреа делла Роббиа (примерно 1490 год).

Интересное событие

Ежегодно на Рождество в базилике открывается Международная выставка вертепов со всего мира. Люди с разных уголоков земли жертвуют вертепы для монахов-францисканцев.

Как доехать

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели расположена на via Porziuncola, 1. Ближайшая остановка: P.Garibaldi S.M.Angeli, куда следют маршруты C, E006, E067, E410, E422. От железнодорожной станции Assisi можно дойти до церкви пешком минут за 7.

Часы работы:

  • С понедельника по пятницу – с 9:30 до 18:30, перерыв с 12:30 до 15:00.
  • Суббота – с 9:30 до 12:30.
  • Воскресенье – выходной.

Стоимость: вход в музей стоит 3 евро, детям до 10 лет бесплатно. Данные о стоимости и времени работы могут меняться.

 

Источник: it.igotoworld.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.