Сан ладзаро дельи армени


Чем знаменит остров:

Из названия острова можно догадаться, с какой страной связана его история. Именно в Венеции находится один из самых важных в мире центров армянской культуры. На Сан-Ладзаро-дельи-Армени уже 3 века обитает община мхитаристов, членами которой являются армянские иммигранты из Италии и других стран.

Остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени, Венецианская лагуна

2.
Вид на остров

 

История острова уходит своими корнями к началу IX века. В 810 году указом правительства Венецианской республики остров был отдан в подчинение настоятелю бенедиктинского монастыря. Некоторое время на территории острова располагался госпиталь для паломников. Самым трагичным испытанием стала эпидемия чумы, захлестнувшая Европу в XII столетии. В эти годы остров получает название в честь Святого Лазаря и становится лепрозорием. Запустение сильно затянулось и вплоть до 1717 года территория оставалась необжитой и проживали там разве что нищие и бродяги.

В обозначенном выше году на остров приехал католический монах Мхитар Севастийский с группой последователей, покинувших свою родину, скрываясь от преследования турками. В том же 1717 году монахами был основан знаменитый монастырь, в библиотеке которого сегодня хранится огромное собрание манускриптов и древних книг. Всего — порядка 160 тысяч единиц хранения.


Остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени, монастырь

3.
Монастырь с окошками, которые сохранились от лепрозорной церкви

 

Остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени, Венеция, Италия

4.
Экспонаты галереи

 

Ещё одной обязательной к посещению достопримечательностью является художественная галерея, в которой собраны работы мариниста Айвазовского. Подводя итоги можно сказать, что остров  Сан-Ладзаро-дельи-Армени весьма интересен и увлекателен для туристов, здесь есть куда сходить и на что посмотреть.

Информация для путешественников:

Экскурсия на остров стоит около 150 евро и это без учета проезда. Длительность экскурсии в среднем около 2,5 часов. Дополнительно придется оплатить ещё и вход в монастырь — 5 евро.

Как добраться:

Адрес: Isola San Lazzaro Degli Armeni, 30170 Venezia. GPS-координаты: 45.412239,12.361367.

Между островом и центром города курсирует Вапоретто №20 с причалов Lido Casino и San Zaccaria «B».

Остров на карте:


 

Фото: ilovevenezia.ru, livejournal.com

 


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

Источник: info-globus.ru

Наконец-то хотя и не с первой попытки удалось побывать на Армянском острове, Сан-Ладзаро-дельи-Армени.

Даже в этот приезд удалось только с третьего раза. Первая попытка (ошибка в номере маршрута) обернулась замечательным кругом по всей Венеции.  

Но в конце концов мы сделали это! 

С  причала “В” станции Сан-Захария, не последнего, который за мостиком, а того,  на который указывает сломанным мечом печальная дама, притулившаяся к задней стороне постамента Виктора-Эммануила нужно выезжать 20 маршрутом ровно в 3.10 пополудни. Хитрость в том, что посадка на 20-й проходит слева и буквально в считанные минуты после посадки на 2-й маршрут в обычном, перпендикулярном берегу направлении. Удержаться и не сесть на двойку непросто. Но я предупредил. 


Время играет роль, иначе потом можно будет только послоняться по площадке перед монастырем.

Весь остров собственно и есть армянский монастырь.

Нужно сказать, что за триста лет владения островом армяне не только построили монастырь и разбили сады, но и увеличили его площадь в 4 раза. Этим и объясняется квадратная форма с бухтой для шхуны.

Вход в монастырь открыт. Местный апостол Петр берет за вход 6 евро. Когда наша спутница, русская венецианка Маша, аспирантка университета Ка-Фоскари, поинтересовалась скидкой для студентов, Петр разом перестал понимать все языки.

Потом нас впустили в замечательно ухоженный внутренний дворик, окруженный крытой галерей.

Потом поинтересовались, есть ли среди нас армяне. Оказалась семья из Питера, их увели на отдельную экскурсию. На своё счастье они знали язык. Представляю на их месте многих моих ташкентских друзей. Да, вышла бы неловкость.


Остальных повели общей группой. Гид, сочетающий в себе милую детскую розовощекость со взрослой плешью, рассказывал сначала по-итальянски, а потом сокращенно по-английски.

Забегая вперед, объясню те нестыковки, которые меня мучили всю эту прогулку. Монастырь принадлежит небольшой общине армян-католиков. Более трехсот лет назад Манук Петросян бежал от турков, взял себе имя Мхитар Севастийский. Он и вправду был родом из армянского Сиваса и по сей день оккупированного турками. А имя не только было утешающим (мхитар по -армянски  — утешитель), но и намекало на великого армянского богослова и писателя Мхитара Гоша.  Признав над собой власть Святого Престола, Мхитар выторговал право служить по армянскому обряду, и получил этот остров, некогда бывший лепрозорием. Одно из названий проказы “болезнь святого Лазаря”.


Я не нашел особых сведений об отношениях господствующей армянской грегорианской церкви к своим католическим соплеменника, но могу предположить, что они весьма прохладны. Поэтому религиозные учебные заведения армян-католиков находятся вне Армении,  например, в Вене.

Сейчас в мире более 700 тыс армян исповедуют католицизм. 

В монастыре прекрасная библиотека. Справа светские книги, слева — религиозные.  Большинство книг издано здесь, в Венеции. Бумага была, и армяне развили книгопечатание. Книги выходили не только на армянском, но и на латыни, итальянском, а позже — и на русском. Были издатели еврейских книг, но не среди армян.  Кто это заметил, что изгои не любят других изгоев, они любят хозяев?


В монастыре два года живал Байрон, учил армянский язык. Об этом сегодня сообщает невеликого достоинства картинка

…и портрет над дверью.

В комнате лорда сейчас лежит египетская мумия. Надеюсь, что Байрон не делил с нею комнату в своё время.

Продолжение следует…


Источник: mknizhnik.livejournal.com

4. Мхитар и мхитаристы
Вот мы и добрались до существенной части рассказа. Монастырь принадлежит с 1717 года ордену мхитаристов – особой армяно-католической ученой конгрегации. Здесь навряд ли умерщвляют плоть стоянием на столпе или закапыванием в землю семечек ростками вниз; цель этих монахов другая – во-первых, сохранить для мира духовные и интеллектуальные сокровища Армянской церкви и вообще Востока  (это задача попутная, хотя сейчас она представляется главной). Ну а изначально предполагалось, что nруды мхитаристов приблизят день воссоединения Армянской церкви с Церковью Вселенской.
О сложных контактах между армянами, католиками и нами можно почитать в нашей ПЭ (http://www.pravenc.ru/text/76124.html#part_12). Были там и периоды резкого отчуждения, и "лобызания в десны" (особенно во время существования Малой Армении – Киликийского царства, оказавшегося между молотом и наковальней – Византией и крестоносцами), а в 1740 году институциировалась Армянская Католическая церковь (http://www.pravenc.ru/text/76126.html) – патриархат в унии с Римом. Быстро здесь не расскажешь, а глубокое погружение в этот сложный вопрос уведет нас слишком далеко.

Главный герой нашего рассказа святой Мхитар (1676-1749) был уроженцем Севастии Армянской (я так понимаю той самой, где сорок Севастийских мучеников заморозили), сейчас называющейся Сивас и находящейся в Турции. В юности он поступил в монастырь, затем много странствовал (в том числе в Эчмиадзин и Константинополь), еще больше учился и достиг в итоге звания вардапета – высокого ученого звания в Армянской церкви. В определенный момент он самостоятельно пришел к выводу о необходимости воссоединения с Римской церковью. К 1701 году вокруг Мхитара в КПоле образовалась группа согласных с ним ученых монахов.


О положении религиозных меньшинств в Турции, как и об отношениях ААЦ с КЦ и ПЦ, надо рассказывать или много, или ничего. Вкратце, христиане в Турции были объединены в миллеты – конфессиональные группы, главы которых обладали не только духовной, но и мирской властью над единоверцами. Так все православные, независимо от национальности и даже патриархата, числились единым миллетом во главе с греческим патриархом КПоля, все армяне подчинялись своему католикосу в Кполе (т.к. Эчмиадзин был где-то далеко, и Порте было удобнее взаимодействовать с католикосом "поменьше" рангом, но зато сидевшим у них под боком)  и т.д. Те христиане, которые переходили в унию, оказывались в опасном положении : канонически, они ушли из своих Церквей  и присоединились к Римской, а в глазах турок и своих прежних духовных вождей продолжали оставаться членами своих бывших Церквей. В результате при внешнем невмешательстве турок одни христиане притесняли и преследовали других, наглядно демонстрируя, какое "важное" место в их жизни занимало Евангелие. Если кому-то интересно, то можно почитать на более близкую нам тему о взаимоотношениях Антиохийского греческого патриархата и отколовшихся от него мелькитов (в той же ПЭ есть)


В результате преследований от своих бывших единоверцев Мхитар со товарищи бежал из КПоля в Модону – венецианскую крепость в Морее (венецианское название Пелопоннеса). Опять-таки, рассказать о том, как венецианцы героически отбили у турок Южную Грецию в ходе войны 1684-1699 года, – никаких сил не хватит (хотя именно во время этой войны венецианское ядро сдуру попало в турецкий пороховой склад на афинском Акрополе, после чего Парфенон и стал той развалиной, которую мы привыкли видеть; кстати, наши Азовские походы были частью этой большой войны). Поэтому лишь напомню, что во власти Серениссимы тогда находился Пелопоннес, на одном из "кончиков" которого и находилась Модона. Здесь Мхитар основал армяно-католический монастырь, устав которого был одобрен папой Климентом XI.  В 1714 году турки вновь напали на Венецию и к концу 1715 года вновь захватили Морею. Мхитар и мхитаристы были вынуждены бежать вместе с уходящим венецианским флотом. В Венеции им был выделен для устройства нового монастыря маленький островок Сан-Ладзаро, на который они высадились 8 сентября 1717 года, а мы с вами, читатели, – туманным днем 7 января  года 2013го.

Положительно, рондо стало частью моей жизни)))

Но вернемся к мхитаристам.


м Мхитар скончался в 1749 году, но его дело пережило своего вдохновителя. Монастырь Сан-Ладзаро сумел выжить даже во время французской оккупации. Наполеон, как известно, не жаловал монахов – бездельников и поэтому закрывал монастыри везде, куда только добирался. В Венеции были закрыты вообще все монастыри и скуолы. А вот Сан-Ладзаро не только не был закрыт, но даже получал субсидии от французского правительства. Потому что Наполеон, во-первых,  уважал ученых (в частности, поэтому "выжила" и Гроттаферрата, в которой мы с вами как-то побывали: http://sibeaster.livejournal.com/21392.html), а, во-вторых, личным телохранителем императора был армянин Рустам Раза.

Свободной картинки со св. Мхитаром я не нашел. Можно его портрет увидеть здесь: http://mechitharine.ru/175YearspageE.html. А вот бравый Рустам, замолвивший при случае словечко императору за своих соотечественников, запечатлен во всей красе:
Paillot_de_Montalbert_Roustam_Raza_1806
Предположим, что о Рустаме вы до моего рассказа и не слыхали. Но вот еще одного известного человек, чье имя связано с Сан-Ладзаро, вы знаете точно. Впрочем, об этом попозже.

Сейчас в Сан-Ладзаро живут (со слов гида) 12 иеромонахов, 4 монаха и 2 послушника. Чтобы удовлетворить любопытсто женской аудитории, сразу скажу: нам явил свой лик только один послушник. Он принес нашему гиду какие-то сувенирчики, явно для раздачи экскурсантам, но она их зажала себе))) Чем занимаются мхитаристы сейчас, расскажу по мере нашего продвижения по монастырю.

5. Церковь.
Как уже известно всем, наших вчерашних семинаристов нередко отправляют сразу же после рукоположения в какую-нибудь деревню Гадюкино, где им и надлежит отстроить что-нибудь похожее на храм Божий и начать там служить. Мхитару и его сподвижникам выпала схожая судьба. К моменту их прибытия на Сан-Ладзаро на острове находились развалины средневекового лепрозория. Все местные прокаженные давно умерли, а их приют давно заброшен. Вот из этих развалин мхитаристы и отстроили современный монастырь. При этом, экономии ради, здесь не крушили все до основания, а строили с использованием сохранившихся конструкций и материалов. Этим и обусловлен совсем не армянский внешний вид обители. Так что никакого Эчмиадзина на лагуне нет и в помине – обычный не слишком примечательный с архитектурной точки зрения итальянский монастырь.
Первым делом нас завели в церковь. Судя по всему, ее скорее достраивали, чем перестраивали, потому что готикой в XVIII веке уже никто не увлекался, а здесь готики очень много.
009-церковь
Фотографировать не возбраняют, но многолетняя практика уже доказала, что снимать без спец. оборудования в помещении  – очень проблематично, и поэтому получилось запечатлеть далеко не все. Если перенести сюда человека с завязанными глазами и затем снять с него повязку, то далеко не факт, что ему удастся определить точно конфессиональную принадлежность храма. В сущности, рядовой католический храм того времени – "будки" для исповеди, боковые алтари для одновременного служения нескольких литургий, табернакли с вмонтированными дарохранительницами, картины барочной эпохи. Кое-какие фрески все же наводят на армянский след, и то лишь благодаря подписям на непонятном языке.
010-церковь
Из действительно интересного – окошки, сохранившиеся от "лепрозорной" церкви. Прокаженным по понятным причинам не позволяли находиться во храме, и за литургией они следили извне, через окошки:
012-окна бывшего лепрозория
А вот дальше заводлят в ризницу. Здесь показывают литургические тапочки: оказывается (честное слово, не знал), в армянском обряде служители одевают не только особые одеяния, но и обувь. При этом цвет тапочек коррелирует с цветом риз, так что были там и красные, и фиолетовые, и черные тапочки. Но от смешного до трагического всего один шаг: передняя панель алтаря в ризнице отдвигается в сторону, и там внутри показывают черепа жертв Армянского геноцида – отца, матери и ребенка. Эти останки тайно привез из Сирии кто-то из мхитаристов.
6. Интерлюдия.
Уже многие заметили, что современное общество как-то очень избирательно в своих симпатиях и антипатиях. Слишком много среди военных преступников из бывшей Югославии сербов и подозрительно мало босняков, а уж про косоваров и говорить нечего – одни герои. В ряде стран даже сомнение в Холокосте – уголовное преступление, а вот о не менее страшном массовом истреблении армян в Османской Турции в цивилизованном обществе принято молчать. Помните, как недавно французский парламент признал факт геноцида? Какие громы и молнии посыпались при этом из Турции! Потому что официальная турецкая точка зрения проста в своем цинизме: в 1915 году армянские мужчины сами умерли в массовом порядке, а армянские женщины, дети и старики сами, в приступе помешательства, надо полагать, бросили насиженные места и пошли пешком в безводные пустыни Сирии и Месопотамии, чтобы там умирать от жажды и болезней. И курдские бандиты без всякой команды сверху нападали на несчастных и добивали их.

А недавно читал об одном из заключительных аккордов геноцида – в Смирне в 1922 году. Город этот был в основном заселен христианами – греками и армянами, и после Первой Мировой перешел под временное управление Греции (дальнейшую судьбу города должны были определить сами жители на плебисците). Но потом случилась злосчастная греко-турецкая война и Малоазиатская катастрофа. Греческие войска эвакуировались из Смирны, а корабли Антанты – англичане и французы – стояли на рейде. Торжествующие турки подожгли город, а когда местные христиане, спасавшиеся от пожара, собрались на набережной, турки их хладнокровно убивали. Английские и французские офицеры умоляли свои командующих позволить им вмешаться, но официальная позиция была тверда: мы просто наблюдаем.

А теперь турецкие гиды в простоте душевной рассказывают доверчивым туристам о "византийском периоде турецкой истории". А недавно прошло сообщение, что турецкие туроператоры наконец-то начали организовывать туры по древним армянским храмам.

7. Столовая и начало музея.
Если вы читаете дальше, значит, вы все же признаете факт армянского геноцида, я так понимаю?

Дальше нас провели в столовую. Собственно человека, знакомого с распорядком жизни в русских монастырях, тут ничем не удивишь. А итальянцы хлопали в ладоши от восторга. Столы стоят буквой П, над верхней перекладиной П помещено большое полотно с Тайной вечерей. Над одной из вертикальных палочек П маленькая кафедра, с которой дежурный монах читает вслух жития святых во время трапезы.

Дальше начинается музей. Я понимаю, что монахи рассчитывают в основном на простодушных туристов, которые хавают все подряд. Но количество всякой всячины, которую сваливают на гловы посетителям, превышает разумный предел. Здесь и молельные барабаны из Тибета, и какие-то армянские народные промыслы, и портреты местных благодетелей (в их числе ваш покорный слуга узнал Наполеона III), и даже статуя пухлого младенца, каковая, как оказалось, принадлежит резцу великого Кановы и изображает Короля Римского, сиречь несчастного сына и наследника Наполеона. Нам, жителям великой и бескрайней Родины, гид затем сообщает, что Айвазовский, которого я в простоте душевной считал русским маринистом, имел армянские корни и подарил монастырю ряд своих работ. Получилось очень плохо (я не про Айвазовского, а про мою фотографию, но удержаться я не мог):
013-полотна Айвазовского
014-полотна Айвазовского

Но не картины Айвазовского приехали мы сюда смотреть, не так ли? Мне вот было интересно увидеть то, что относится к научной работе мхитаристов. И об этом, насколько это возможно, расскажу в следующий раз. А также о лорде Байроне и египетском жреце. И даже о Петре Великом.

Источник: sibeaster.livejournal.com

Из истории

С XII века на острове расположилась карантинная станция. Эпидемии в Средневековье не были редкостью, Венеция к тому времени была очень популярна у моряков, коммерсантов и прочих гостей со всей Европы и Азии, а островок находился в сравнительной дали от города, что оказалось очень кстати для обустройства такой станции.

Остров Сан-Ладзаро

Чуть позже на месте станции обосновался лепрозорий, рядом построили церковь святого Лазаря, покровителя всех прокажённых. Он и дал своё имя острову.

С XVI остров оставили в покое и прозябании почти на два столетия, пока в 1717 году сюда не прибыл армянский католический монах Мхитар Севастийский. Он бежал из Мореи (Пелопонес), которая стала местом военных действий между Венецианской республикой и Османской империей.

Мхитар прибыл не один, с ним было 17 человек его последователей, венецианские власти отдали им островок. Монахами был основан орден мхитаристов, построен монастырь, остров был приведён в порядок, благоустроен и даже увеличен в размерах.

Что делать на Сан-Ладзаро

Разумеется, съездить на остров нужно ради экскурсии по монастырю. Вас проведут не только по самому монастырю, вам покажут уникальную библиотеку с богатой коллекцией старинных книг, среди которых около пяти тысяч древних манускриптов, и монастырскую типографию, вы увидите отлично сохранившуюся египетскую мумию и множество древних артефактов. Вы сможете полюбоваться монастырским розарием, где монахи выращивают розы, из лепестков которых варят своё уникальное варенье «вартануш».

Из шедевров изобразительного искусства здесь хранятся полотна Тьеполо, Тинторетто, Джорджоне, Айвазовского и статуя Кановы.

Есть в монастыре и комната, в которой часто останавливался Джордж Гордон Байрон. Экскурсия длится порядка двух часов. Начинается она приблизительно в 15:30, стоимость билета — 6 евро. Проводят экскурсию сами монахи, среди которых есть и те, что говорят по-русски.

Предупреждаю, что в монастыре нет ни кафе, ни ресторана, так что перед поездкой на Сан-Ладзаро плотно пообедайте.

Как добраться до Сан-Ладзаро

От остановки вапоретто «San Zaccaria» на остров идёт маршрут № 20. С момента прибытия вапоретто на остров экскурсия и начинается.

Источник: Dorogi-ne-dorogi.ru

Фото и описание

Сан Ладзаро дельи Армени – Армянский остров Святого Лазария – небольшой островок в южной части Венецианской лагуны рядом с островом Лидо. Он целиком занят монастырем ордена мхитаристов и на протяжении нескольких веков считается одним из мировых центров армянской культуры.

Расположение Сан Ладзаро на значительном удалении от Венеции сделало остров идеальным местом для размещения карантинной станции, которая появилась здесь в 12-м веке. Затем на ее месте был основан лепрозорий Святого Лазаря, покровителя прокаженных, по имени которого и был назван весь остров. В 16-м веке остров оказался покинут людьми на долгие два столетия, пока в 1717-м году сюда не прибыл армянский католический монах Мхитар Севастийский, ставший впоследствии основателем ордена мхитаристов. Вместе с группой из 17 последователей он бежал из городка Мореа, который в те годы стал ареной боевых действий между Венецианской Республикой и Османской империей. На Сан Ладзаро монахи построили монастырь, отреставрировали старинную церковь и основали крупную библиотеку, и со временем остров превратился в центр ориенталистских исследований. Монахи же увеличили территорию острова до нынешних 30 тысяч кв.м., что вчетверо больше его первоначального размера. Монастырь публиковал работы по армянской истории и филологии, произведения армянской литературы и другие соответствующие материалы, получившие признание во всем научном мире.

В 1816-м году на острове побывал лорд Байрон, который изучал здесь армянскую культуру и язык. Комната, в которой останавливался великий поэт, ныне превращена в музей. Надо сказать, что для туристов экскурсии проводят сами монахи, которые показывают богатую коллекцию восточных древностей – свыше 4 тысяч армянских манускриптов и арабских, индийских и египетских артефактов. Среди экспонатов есть даже полностью сохранившаяся египетская мумия. Также заслуживают внимания монастырские сады с их популяцией павлинов.

Источник: www.votpusk.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.