Статуя гелиоса в родосе


В наше время огромными, чуть ли не стометровыми статуями, мало кого удивишь – в последние годы их возвели немало. И всё равно, высота такого монумента, как Колосс Родосский поражает, удивляет и восхищает находящихся рядом с ним людей.

А вы только представьте себе, что чувствовали люди пять тысяч лет назад, когда стояли у подножья самой первой, огромной, ранее не виданной по размерам статуи и, не веря глазам своим, смотрели вверх. А воплощала она Гелиоса, бога Солнца.

Легенда о боге Солнца

Гелиос, бог Солнца, жил на восточном побережье Эгейского моря в шикарном золотом дворце. Ежедневно, с самого утра, он на своей золотой колеснице, в которую были запряжены четыре крылатых коня, отправлялся на запад, где у него находились другие хоромы, в которых он проводил день, а вечером, в золотой ладье, возвращался в восточный дом.

Он целыми днями работал, освещая Землю, момент, когда боги делили мир, он пропустил – и оказался ни с чем. Но Гелиос не растерялся и решил взять дело в свои руки, подняв с морского дна остров и назвав его в честь своей супруги Роды – Родосом.


С тех самых пор люди, поселившиеся здесь, почитали и прославляли его, а когда он спас их город от врага, решили возвести ему памятник, невиданных по тем временам масштабах.От кого Гелиос спас Родос

После того как умер Александр Македонский, его империю разделили между собой три его соратника и полководца – Селевк, Антигон и Птоломей (именно последнего и поддержали обитатели Родоса). Антигону это не понравилось (как-никак, Родос этот в то время считался одним из важнейших стратегических и экономических центров) – и он приказал своему сыну захватить остров.

Сделать это было довольно непросто – столицу, носившую одноименное с островом название, окружала чрезвычайно высокая, толстая и прочная стена, поэтому, чтобы завоевать её, надо было очень постараться (и это даже несмотря на то, что численность вражеского войска в разы превышала количество местных жителей). В ход пошли высокие осадные машины, оснащенные мощными катапультами.

Несмотря на то что столица была полностью взята в окружение и атакована со всех сторон как с суши, так и с моря, осаждающие покорить её не смогли: жители острова отчаянно сопротивлялись, выливая на головы осаждающим кипящую смолу, нечистоты и грязь.

Продержав Родос в осаде целый год, враг отступил (это произошло в 304 г. до н.э.), бросив под городом оружие, катапульты и другие осадные машины. Свое спасение жители связали с Гелиосом и возвели ему статую, которая в наше время по праву входит с список «Семь чудес света» – и назвали скульптуру Колосс Родосский.

История создания


Создать статую невиданных по тем временам масштабам доверили Харесу, известному архитектору и скульптору того времени. Трудился он над ней ни много ни мало – 12 лет, при этом во время работ ему пришлось думать не только над образом статуи и решать, каким образом воплотить свои идеи в жизнь, но и искать новейшие технические решения своим задумкам, поскольку создание огромной чудо статуи требовало применения новейших технологий того времени (если вначале жители острова заказали ему 18-метрового исполина, то затем передумали, и потребовали создать Колосса в два раза больше).

Материалы

Статую скульптор принял решение делать из глины, с внешней стороны оббив её бронзовыми листами. А в качестве каркаса были использованы соединенные железными обручами каменные столбы – поэтому внешне он чрезвычайно сильно напоминал человеческий скелет.


Для возведения Колосса Родосского потребовалось около 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа – благо, этих материалов на острове было предостаточно, поскольку при отступлении многие враги побросали не только своё оружие, но и осадные машины, полностью окованные бронзой и железом.

Стоит заметить, что из бронзы под строгим надзором Хереса кузнецы выковывали листы, форма которых должна была четко соответствовать заданным скульптором параметрам – если в них была замечена неточность, то их приходилось переделывать.

Как возводили статую

Каркас Колосса Родосского, состоящий из трёх массивных каменных столбов, соединенных между собой обручами, строители обшивали листами, изготовленными из бронзы, после чего в образовавшуюся форму выливали глину. Чудо статую возводили начиная от основания, поэтому насыпь, на которой находились мастера, вокруг неё постоянно увеличивалась (строительных лесов тогда ещё не было и, таким образом, рабочим было легче собирать скульптуру). Отровитяне не имели возможности наблюдать за ходом работ, а Колосса Родосского увидели уже после того, как насыпь была убрана.

Сбор средств

Вначале деньги на постройку скульптуру Харесу дали жители острова, при этом никто не остался в стороне – и каждый внес свою лепту. Также удалось выручить немало средств от продажи брошенного врагом оружия, драгоценных металлов и другого добра.

Пока речь шла о возведении статуи Колосса Родосского высотой в 18 метров, средств вполне хватало.


Но потом жители острова передумали и решили, что скульптура должна быть значительно выше, и потребовали возвести монумент, высота которого составляла бы 36 метров (уже к собранной сумме добавили ровно такую же).

И вот тут денег оказалось недостаточно, поскольку, несмотря на то, что статую нужно было возвести больше в два раза, расход материалов увеличился в восемь раз. Сбор недостающих средств, согласно легендам, был возложен на Хареса, которому пришлось эти деньги одалживать – при этом сумма займа оказалась колоссальной (по одной из версий, именно из-за этих долгов скульптор впоследствии покончил с собой, по другой – из-за того, что увидел трещину в конструкции ещё до её открытия).

Как выглядела статуя. Гипотезы

До наших дней сведений о том, как именно выглядела статуя, входящая в список «Семь чудес света», не сохранилось. Более-менее детальные воспоминания о нём можно встретить в записях Плиния и Филония, другие авторы тех времён о скульптуре в своих заметках упоминали вскользь. Поэтому нет информации не только о том, как выглядела статуя, но и где точно была установлена.

Гипотез на этот счет существует немало. Многие сходятся на том, что правая рука статуи была приложена ко лбу, а не вытянута в жесте благословения, как требовали того каноны того времени – если бы сделано было иначе, то рука долго не продержалась бы, и обломилась бы под собственной тяжестью.


Подвергается сомнению (но не опровергнута) версия о том, что Статуя Колоссу Родосскому находилась на побережье, поскольку насыпь возводить на берегу, как и саму скульптуру, из-за переменчивых погодных условий на море, довольно-таки непросто. Она имеет право на существование, поскольку в своё время на дне гавани была найдена кисть бога Солнца.

Высота постамента (по одной из версий – мраморного) составляла около 15 м, тогда сам статуя была от 33 до 36 м. Скульптуру поддержали три колонны, соединенные в районе пояса и плеч толстыми железными трубами. Голову солнечного юноши украшала корона, от которой расходились лучи в разные стороны света.

Согласно одной из версий, статуя Колосса Родосского представляла собой юношу, стоящего на белом мраморном постаменте, который, немного отклонившись назад, вглядывался в море.

Установлена огромная скульптура была возле входа в гавань и была до того огромной, что её можно было увидеть даже с соседних островов.

Ещё одна версия говорит о том, что юноша, выпрямившись, стоял, подняв факел в руке, ноги его при этом были широко расставлены, одна нога с одной стороны гавани, другая – с другой, а под ними проплывали морские судна. Несмотря на то, что эта гипотеза – одна из наиболее популярных, этот вариант маловероятен, поскольку один берег от другого отделяет четыреста метров, а Колоссу, при всех его грандиозных размерах, длины ног попросту не хватило бы.


Согласно ещё одной гипотезе, в левой руке Колосс Родосский придерживал ниспадающую к земле накидку, а правую он приложил ко лбу.

Один из вариантов несколько отличается от общепринятых и говорит о том, что статуя, входящая в список «Семь чудес света», находилась в центре столицы, при этом правую руку Гелиос поднял ко лбу, а сам он всматривался вдаль.

Гибель статуи

Колосс Родосский — одно из семи чудес света простояло недолго. По разным данным от пятидесяти до шестидесяти лет – разрушило его в 220 г. до н.э. сильное землетрясение, во время которого глиняные ноги статуи надломились в коленях, и огромная скульптура рухнула, развалившись на части (а в обиходе появилось выражение «колосс на глиняных ногах»).

Но и падший, в разваленном состоянии, Колосс Родосский ещё долгое время удивлял своими размерами.

Например, есть упоминания о том, что большой палец статуи двумя руками могли охватить далеко не все (если при возведении скульптуры пропорции тела были соблюдены правильно, то рост скульптуры вполне мог быть не около тридцати метров, как принято считать, а целых шестьдесят).


Многие сочувствовали островитянам, и даже предлагали, например, египетский правитель, немалую финансовую помощь для восстановления статуи. Но они, испугавшись гнева Гелиоса, о котором их предостерег оракул в случае восстановления статуи (землетрясение было довольно-таки сильным и, помимо гавани, разрушило ещё и немало домов на острове), Колосса реконструировать отказались.

Жизнь после смерти

Обломки провалялись на острове почти тысячу лет, пока из-за нехватки денег некоторая часть металлических и бронзовых частей статуи не была отправлена на переплавку. Ещё некоторое время спустя, захватившие остров арабы, по одной из версий, продали обломки скульптуры одному купцу (при этом их было так много, что тому только для того, чтобы увезти бронзовые пластины, понадобилось около девятисот верблюдов), который вывез их в Сирию и продал богатым евреям.

Статуя в современном мире

В наше время ученые задумали статую Колосса Родосского все-таки восстановить – но несколько по-другому. Согласно замыслу, её соорудят из светящихся деталей, она будет значительно выше оригинала (от 60 до 100 м), и установят её там, где согласно предположениям, наиболее вероятно находился Колосс. Предварительная стоимость такого проекта составляет приблизительно 200 млн. евро – при этом спонсоры уже найдены: львиную долю денег на осуществление этой идеи согласился выделить немецкий деятель искусств Герт Хоф.

Источник: awesomeworld.ru


Покровитель острова Родос

По преданию, бог Солнца Гелиос, не имея во всей Греции ни одного посвященного ему места, с согласия богов поднял из морской глубины остров Родос. Поэтому жители острова особо почитали этого бога. Они чеканили его изображение на своих монетах и строили в честь него храмы, в которых устанавливали статуи Гелиоса.

Но новая статуя бога-покровителя должна была превзойти все прежние красотой и величием. На народном собрании было принято решение продать полученные в результате победы осадные машины, а на полученные деньги возвести новую бронзовую статую Гелиоса.

Бронзовые статуи создавались с использованием техники литья. Само по себе сооружение такой статуи требовало немалых затрат и большого мастерства. Сначала копия будущей скульптуры лепилась из глины. Затем на нее наносился слой воска. Толщина этого слоя соответствовала той, которую должна была составлять толщина бронзы. После этого поверх воскового слоя фигуру вновь покрывали глиной.

Именно верхний слой и служил формой для будущей статуи: сверху оставляли отверстие для заливки металла и по сторонам – для выхода воздуха. Затем форму нагревали и давали стечь воску. Для усиления прочности глиняную форму обжигали. И только после этого бронзу разливали в полученную форму. После того как металл остывал, глиняную форму разбивали, и получившуюся статую полировали специальными инструментами.

Мастера, создававшие Колос Родосский


Считается, что статуи из металла греки начали отливать в VII веке до н. э. Первые скульптуры были достаточно примитивны, но постепенно мастера совершенствовали технику литья. Одним из знаменитых греческих скульпторов был Мирон из Элевфер. Именно ему принадлежит статуя юноши – метателя диска «Дискобол». До наших дней дошла ее мраморная копия.

Не менее известны были работы мастера-самоучки Лисиппа из Сикиона. Он создавал из бронзы огромные статуи и целые скульптурные композиции. Согласно книгам древних авторов, на счету Лисиппа – около 1,5 тысячи различных статуй. Причем начинал он свою деятельность в качестве подручного в мастерской. Именно скульптурные портреты работы Лисиппа Александр Македонский ценил больше других. Лисиппом была отлита гигантская статуя Зевса (около 20 метров в высоту), которая считалась самой большой в Греции до тех пор, пока его ученик Харес из родосского города Линда не создал гигантскую статую Гелиоса.

Сооружение статуи началось не сразу. Сначала жители острова восстанавливали все разрушенное в ходе военных действий. Лишь затем началось создание Колосса. Работа продолжалась 12 лет. Весть о гигантской статуе быстро разнеслась по всему эллинистическому миру. Бывавшие на острове купцы говорили об огромной статуе высотой в 70 локтей (приблизительно 35 метров).


После создания статуи Гелиоса родосские мастера тоже стали делать гигантские статуи. Всего их на острове было около 100. Но Колосса, созданного Харесом, никому превзойти не удалось. Правда, простоял Колосс очень недолго, около 60 лет.

Разрушение статуи

В 220 году до н. э. на острове произошло сильное землетрясение, причинившее множество разрушений и унесшее жизни многих людей. Оно же сокрушило и Колосса: переломившись в коленях, он рухнул на землю.

Беда, обрушившаяся на остров Родос, не оставила равнодушными соседей. Многие государства, связанные с ним тесными торговыми и дружескими отношениями, пришли на помощь. Богатые дары поступили из Сирии, Македонии, Сицилии, Вифинии. Правители многих стран на время освободили родосцев от уплаты пошлин. А египетский царь Птолемей прислал средства и опытных мастеров для восстановления Колосса.

Но все старания и затраты оказались напрасными: поднять статую не удалось. Не смогли этого сделать и в более позднее время. Обломки гигантской статуи были оставлены на том же месте и по-прежнему привлекали внимание гостей и путешественников, пораженных ее размерами.

В I веке н. э. римский писатель Плиний Старший, посетив Родос, не смог скрыть своего восхищения. Он отметил, что большинство людей не может обхватить даже двумя руками большой палец руки бронзового Гелиоса. Обломки статуи пролежали на земле больше тысячи лет, до 977 года, когда арабы, к тому времени занявшие Родос, продали их какому-то купцу, который, по рассказам одной из хроник, нагрузил их на 900 верблюдов. С тех пор следы Колосса теряются.

Несмотря на имеющиеся у древних авторов сведения, статуя Гелиоса по-прежнему таит в себе немало загадок.

  • Во-первых, неизвестны ни ее внешний вид, ни место, на котором она стояла.
  • А во-вторых – непонятно, каким именно образом она была создана. Ведь ясно, что отлить такую огромную статую целиком было просто невозможно.

Как выглядел Колосс Родосский

Тем не менее ученые пытаются найти ответы на все эти вопросы. Например, удалось выяснить с большой долей вероятности, как выглядела статуя Гелиоса. Во время археологических раскопок был найден фрагмент барельефа с изображением Гелиоса, относящийся ко II веку до н. э.

Ученые склонны предполагать, что оно списано со статуи Колосса Родосского. Следовательно, знаменитая статуя изображала бога Солнца в виде юноши с венцом из лучей на голове. Правая рука божества приложена ко лбу, словно он вглядывается в даль, а левая придерживает спадающее до земли покрывало.

колосс родосскийКолосс Родосский (статуя Гелиоса)

Эта несколько необычная для солнечного божества поза нашла свое объяснение у ученых. Они полагают, что скульптор не стал изображать Гелиоса с торжественно простертыми вперед или вверх руками, так как понимал, что без дополнительной поддержки руки просто обломились бы под собственной тяжестью. Покрывало, спадающее на землю за спиной статуи, исполняло роль своеобразной подставки, придающей ей дополнительную устойчивость.

Что касается месторасположения, то ученые исходили из того, что такая гигантская статуя требовала большого пространства вокруг. При этом она не должна была заслонять собой другие архитектурные сооружения. Поэтому наилучшим местом для нее была, вероятно, гавань, откуда бронзовый гигант издали приветствовал всех мореплавателей.

Как была изготовлена статуя. Версия

Первоначально предполагалось, что статуя была литой. Но затем это стало вызывать сомнения, так как отлить такую огромную скульптуру целиком при существовавшем тогда уровне техники было просто как изготовили Колосс Родосскийневозможно. К тому же, даже если бы это удалось сделать, статуя была бы такой тяжелой, что установить ее на выбранном месте было бы весьма проблематично.

Английский скульптор Мэрион попытался выяснить, как же была создана статуя Гелиоса. Для начала он тщательно изучил все сведения о Колоссе из античных источников. Большая часть из них содержит лишь упоминания, но в некоторых есть и более подробные сведения. Например, Филон Византийский сообщает, что на изготовление статуи потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, что в пересчете на привычную нам меру веса составляет 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа.

Исходя из этих сведений, Мэрион вычислил толщину бронзового листа, покрывавшего Колосса, и пришел к выводу, что он не был литым. При его создании использовались листы бронзы толщиной в 1,5 миллиметра.

Мэрион предположил, что на месте, выбранном для установки статуи, были вкопаны три каменных столба, от которых отходили железные брусья. На брусья были нанизаны железные ободья. Эта конструкция являлась каркасом статуи, на котором и крепились бронзовые пластины. Следовательно, скульптура монтировалась постепенно, снизу вверх, ярус за ярусом. Когда потребовалось вести работы на высоте, превышающей рост человека, вокруг статуи стали насыпать земляной холм, который скрывал уже созданные ярусы и позволял подниматься на необходимый для работы уровень.

Где ж тот холм?

На склонах холма сооружался настил из досок, и шло монтирование соответствующего яруса статуи. Сама статуя в этот момент находилась в земляной яме, облицованной досками, которые предохраняли уже готовую часть от насыпанной вокруг земли. Каменные столбы, железные прутья и ободья, служившие каркасом, также постепенно росли ввысь. К ним приходилось добираться по шатким мосткам. Работа была достаточно опасной и трудоемкой. Рабочие рисковали упасть и покалечиться о металлические прутья. Сложной была и задача скульптора, которому приходилось собирать отдельные участки, как пазлы или кубики в детской головоломке.

Для того чтобы не перепутать и правильно состыковать фрагменты, Харес, вероятно, сначала создал модель статуи в человеческий рост из гипса или глины. С помощью этой модели он, скорее всего, продемонстрировал родосцам свой замысел и ее же использовал при создании Колосса. Все детали фрагмента переносились с глиняной модели на гипсовую поверхность в натуральную величину, а затем уже с гипсовой модели изготавливали деревянные шаблоны, по которым и чеканили бронзовые листы, добиваясь соответствия гипсовому слепку Остывшую и отполированную бронзовую деталь поднимали и закрепляли в нужном месте на железном каркасе, затем заделывали швы.

После того как статуя была полностью смонтирована, земляной холм срыли, а помост, на котором она располагалась, облицевали мраморными плитами. Нет ничего необычного в том, что на изготовление Колосса потребовалось столько лет. В создании статуи принимали участие около 100 ремесленников различных специализаций и несколько сотен рабов. Даже в наше время, при современном уровне техники, статую Гелиоса можно считать гигантской. Ведь по высоте она в три раза превосходит Медного всадника в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что в древности ее причисляли к семи чудесам света.

источник

Источник: xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Где находится Колосс Родосский

Гигантская скульптура Гелиоса возвышалась у берегов Эгейского моря в III веке до н. э (сегодня окраины Греции). Жители соорудили масштабный монумент богу Гелиосу за то, что он в 304 году спас Родос от царя Деметрия I, наследника Александра Македонского. У морских ворот в 290 году установили фигуру покровителя острова отчасти изготовленную из металла, который бросила армия побежденного правителя.

История Колосса Родосского

строительство Колосса Родосского

Для создания скульптуры такого масштаба понадобилось не только много строительных материалов, но и поиск новых технических идей, чтобы воплотить задумку в жизнь. Фото Колосса Родосского не сохранились, но существуют предположения, как он мог выглядеть: фигура Гелиоса в центре острова на постаменте из мрамора, правую руку держит у лба; статуя, которая стоит в гавани, а между ее ногами проплывают сотни судов. Второй вариант менее возможен, но именно он самый распространенный.

Скульптор создатель

Возведением монумента занимался Харес, известный на то время мастер. Он трудился над детищем 12 лет. Стройка Колосса требовала применения новых технологий, но воспитанник Лисиппа выполнил работу из бронзы и украсил ее надписью: “Колосс, который ты созерцаешь, высотой в восемь локтей (32 м) создал Харес из Линда”.

Строительство

история Колосса Родосского

Скульптуру, которая входит в список “Семь чудес света”, создавали на искусственном холме. На нем рабочие и Харес поставили каменные столбы, два из которых закрепили бронзовыми деталями, стали торсом и ногами фигуры бога, а в третий поместили плащ статуи. Открытие состоялось в 290 году до н. э. Величественный Колосс с венцом на голове достигал 36 м и был заметен на кораблях, которые приближались с соседних островов.

Материалы

Внутреннее наполнение Колосса Родосского глина, а внешнее — бронза. Из-за каменных столбов у основания каркас походил на скелет человека. Для строительства статуи понадобилось 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. Листы, которыми укрыли фигуру, создавали под строгим наблюдением Хареса, и если где-нибудь была хоть малейшая трещина, изделие требовалось полностью заменить.

Как возводили статую

Скульптуру устанавливали от основы, оттого возвышенность, где были строители, постоянно увеличивалась. Население острова не могло видеть ход работы и увидело Колосс высотой в 36 м, когда мастера убрали насыпь. Основа статуи древнегреческого бога солнца состояла из трех больших столбов из камня, которые соединялись обручами. Балки обшивались листами, а в созданные проемы заливалась глина.

Гибель

Гибель Колосса Родосского

Памятник эпохи простоял недолго. В 220 году до н.э. сокрушительное землетрясение разрушило ноги статуи, отчего они подломились в коленях и фигура упала. Но и упавший разрушенный Колосс впечатлял размахом. Есть данные, что большой палец фигуры двумя руками охватить могли не все. Другие страны сочувствовали жителям Родоса и предлагали финансовую поддержку для реконструкции Колосса. Но островитяне боялись негодования Гелиоса, о котором их предупредил провидец, и отказались восстанавливать гигантское чудо света.

Источник: puteshestvovat.com

Как создавался Колосс Родосский

Чтобы увековечить свою победу, островитяне решили построить громадную статую Гелиоса — бога солнца, который по приданию, вынес остров из глубин морских. Для строительства были использованы средства получены с продажи осадных машин Демитрия, которые были брошены за стеной. Строительство началось в 304 году до н.э. и длилось двенадцать лет, Колосс Родосский был установлен на холме, который был создан на входе в гавань.

Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду. Во-первых, до поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.

Колосс Родосский фото

Очень часто, на фото Колосс Родосский изображают с широко расставленными ногами, между которых корабли проплывают в гавань, однако это не так — статуя была установлена на берегу. Высота Колосса составляла около 110 футов, прибавьте сюда ещё 50 футов, которые давал постамент. Скульптура представляла из себя полуобнаженного бога, который правой рукой закрывал глаза от солнца, а левой держал своё одеяние. Среди историков бытует мнение, что большая часть скульптуры состояла из глины налепленной на каркас из стали, а поверх неё уже накладывали бронзовые листы. По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.

Создателем статуи был Херес родом из Линда, учившийся у известного скульптура Лисиппа. К сожалению Херес так и не увидел результата своей работы.
Существует две версии его кончины. Первая — Херес заметил трещину в почти готовой статуи, не сумев этого пережить он покончил с собой.

Вторая заключается в полном разорении скульптора из-за увеличения расходов на строительство. Херес долго горевал и в итоге повесился. Колосс Родовски простоял на входе в гавань около 6о лет. Статуя была видна ещё далеко до острова, отражая лучи солнца.

Колосс Родосский чудо света фото

Колосс Родосский: бесславная кончина гигантской статуи

Колосс простоял 65 лет. В 222 или 226 г. до н.э. статую разрушило землетрясение. Почти семьсот лет пролежали части статуи у входа в гавань, привлекая туристов и купцов.

В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии. В предании говорится: для того чтобы вывезти «останки» скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! До сих пор среди историков бушуют споры об истинном местонахождении статуи.

В наше время предпринимаются меры по возведению нового колосса выполненного из светящихся элементов. Стоимость проекта, задуманного в 2008 году, составляет около 200 миллионов евро, а высота статуи после реконструкции по данным из разных источников, составит от 60 до 100 метров.

Источник: chydesa-mira.ru

Интересные факты об одном из 7 чудес света

Этот гигант был построен 280 году до р.Х., простоял на острове Родос всего 50 лет и был разрушен землетрясением. Гора обломков пролежала более 800 лет, пока не появились арабы. Он не одинок: у него есть "сестра" на другом полушарии и был "брат" . Статья не только об этом.

Миф о Родосе

Гелиос, бог Солнца, в ежедневных заботах пропустил момент, когда боги делили землю. Оставшись ни с чем , он поднял сушу со дна морского и назвал остров в честь супруги Роды — Родосом. Жители острова его почитали, как покровителя и защитника. Однажды, остров хотели захватить войска Деметрия I. 40-тысячное войско держало столицу в осаде более года. Но вынуждено было уйти, бросив множество осадных орудий.

Как жители Родоса создали Колосса?

На деньги, вырученные от продажи трофеев, благодарные родоссцы заказали памятник Гелиосу у скультора Хареса из Линдоса. Ваятель трудился над монументом 12 лет. Собранных средств не хватило, и Харес заканчивал скульптуру за свой счёт. Полностью разорившись и оставшись должником, он покинул жизнь добровольно. Харес был учеником знаменитого скульптора Лисиппа, который ранее создал 19-метровую статую Зевса (почти в два раза меньше Колосса).

Как стоял Колосс?

Среди историков была дискуссия о том, стояла ли статуя на ногах по обе стороны гавани Родоса. Некоторые отвергают эту теорию и считают, что он стоял в более обычной греческой позе статуи, на одной стороне гавани. Если бы колосс был построен как ворота, то гавань была бы закрыта на 12 лет для первоначального строительства, а затем была бы заблокирована в течение многих веков после обвала.

Структура памятника

Сначала был построен железный каркас. На него родосцы крепили вырезанные и сформированные бронзовые пластины для создания внешнего облика Гелиоса. Внутри памятник заполнен был глиной и камнями. Отсюда выражение "колосс на глиняных ногах".

Предположительно, по мере возведения монумента вокруг него насыпали земляной холм. А когда работу закончили, землю расчистили.

Почему не восстановили памятник?

Птолемей III, фараон Египта, предложил заплатить за восстановление Колосса, но жители острова отказались. Они считали, что Гелиос вызвал землетрясение и разрушил статую, возмущённый её строительством.

Римский "брат" Колосса

Памятник породил своего рода моду на колоссальные скульптуры. В следующем веке на острове подобных гигантов было около сотни.

Нерон, будучи императором Рима, поставил себе памятник у своего дворца такой же высоты и с тем же названием. После его смерти облик статуи поменяли на образ Гелиоса. Он тоже был разрушен, но никто не знает, как и когда. Название с итальянским произношением "колизео" перешло построенному рядом амфитеатру Колизей. Это был хорошо продуманный план мести.

Как арабы вывезли Колосса

В 7 веке н. э. арабы завоевали Родос, разобрали остатки разрушенного Колосса, а затем продали как металлолом. Потребовалось около 900 верблюдов для перевозки груза.

Американская "сестра"

Статуя Свободы в Нью Йорке была названа "современным Колоссом" и имеет высоту 34 метра (Родосский — около 36 метров). Внутри постамента статуи свободы также находится мемориальная доска, на которой написан сонет ”Новый колосс". Автор Эмма Лазарус ссылалась на Родосского: "Not like the brazen giant of Greek fame" (Не похожий на бронзового гиганта греческой славы).

Этот памятник относится к третьему периоду развития архитектуры Древней Греции — эллинизму. Из 7 чудес света 5 — греческие.

Ставь палец, чтобы видеть больше таких материалов. Делись с друзьями, чтобы обсудить при встрече. Подписывайся на канал.

Источник: zen.yandex.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.