Церковь сант андреа аль квиринале в риме


Церковь Святого Андрея на Квиринале или церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (Sant’Andrea al Quirinale) – небольшой храм в Риме, некогда бывший монастырским. Эта старая иезуитская церковь обязана не только апостолу Андрею, но и самому высокому холму Вечного города, Квиринале, на котором она и стоит. 

История церкви

Эта церковь должна была стать третьим храмом иезуитов в городе после Иль-Джезу и Сант-Иньяцио. Прежде всего здесь должно было проходить обучение новых адептов ордена. В 1658 году Папа Римский Александр VII утвердил проект новой церкви, а финансирование строительства взял на себя кардинал Камилло Памфили.

Работы велись по чертежам и под чутким руководством архитектора Джованни Лоренцо Бернини. К 1661 году был заложен фундамент и выстроены стены храма, а в 1670 году был закончен фасад. Все строение было готово в 1678 году.

Храм принадлежал ордену иезуитов целых 100 лет. В 1773 году власти отобрали ее, но могущественный орден вернул себе базилику после оккупации Наполеона в 1814 году. В 1873 году она снова стала собственностью государства, и была реконструирована к 1888 году. Иезуиты вернули себе храм лишь после Второй мировой войны, значительно его отреставрировав.

Архитектура и интерьер


Фасад Сант-Андреа-аль-Квириналет достаточно простой, в стиле барокко. Большой балкон с гербом рода Памфили поддерживают 2 монументальные колонны. Для строительства использовали кирпич, снаружи облицованный камнем и мрамором. А вот план храм имеет эллиптический, причем главный вход и алтарь расположены именно на малой оси эллипса, а не на большой, как в других церквях такого типа. За алтарем есть 2 двери: одна из них ведет в монастырь, другая в зал известного иезуита, святого Станислава Костки. На большой оси эллипса расположены несколько ниш и часовни. 

Цветовое оформление церкви довольно необычное. Кроме привычных золота и бронзы ,здесь есть и другие цвета. Стены украшены красным мрамором с белыми прожилками. За алтарем стена синяя, она украшена красивой фреской со сценой мученичества святого Андрея. Боковые стены апсиды выполнены из зелено-белого мрамора. Возле них установлена статуя апостола Андрея. Его взгляд направлен на купол. Он украшен 10 позолоченными лучами в виде стилизованных пальмовых ветвей. Стена главного входа облицована бледно-зеленым мрамором. 

Церковь имеет 4 часовни с соответствующими фресками и украшениями:

  • капелла Страданий Христа,
  • капелла святого Франциска Ксаверия,
  • капелла святого Игнасио Лойолы,
  • капелла святого Станислава Костки. 

Как доехать

Квиринальская церковь расположена в районе Монти, на самом высоком из семи холмов Рима, на улице Via del Quirinale, 30. Совсем рядом есть крупнейший в городе Выставочный дворец и нынешняя резиденция президента Италии, Квиринальский дворец. В нескольких минутах находится автобусная остановка Nazionale/Palazzo Esposizioni (маршруты 64, 70, 170, H, N7, N8, N9, N15, N18). 

Время работы: со вторника по воскресенье с 9:00 до 12:00 и с 15:00 до 18:00. Церковь закрыта по понедельникам. Телефоны для информации (+39) 06 4874565, (+39) 06 4819399.

Вход: свободный. Для посещения зала святого Станислава Костки и ризницы нужно заплатить 2 евро. Данные о посещении и времени работы могут меняться.

Источник: it.igotoworld.com

Сант-Андреа-аль-Квиринале (итал. Chiesa di Sant’Andrea al Quirinale) — церковь в стиле барокко, архитектурное произведение великого мастера Джованни Бернини.

Содержание
содержание:
история и описание
фотогалерея
график работы
входной билет
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

История достопримечательности начинается в 1565 году, когда участок земли, на котором в настоящее время находится Сант-Андреа-аль-Квиринале, был пожалован Ордену иезуитов. Благодаря щедрым пожертвованиям семей Тальякоццо и Арагон иезуиты сразу же принялись за постройку собственного храма. В 1568 году его освятил кардинал Маркантонио Колонна. Однако в середине XVII века сооружение пришло в упадок из-за допущенных ошибок при строительстве, и было принято решение возвести более монументальный и роскошный храм. В 1658 году под руководством архитектора Бернини началась постройка Сант-Андреа-аль-Квиринале. Финансирование работ взял на себя кардинал Камилло Памфили, племянник папы Иннокентия X.

Новая церковь была посвящена святому Андрею Первозванному и святому Франциску Ксаверию, одному из основателей Ордена иезуитов. Строительство продолжалось в течение 20 лет, и было завершено в 1678 году.

Церковь представляет собой овальное здание с высоким треугольным фронтоном, который поддерживают гладкие пилястры по углам. Вход увенчан портиком с декоративным картушем. Две розовые мраморные колоны поддерживающие антаблемент опираются на подножие в виде полукруглой лестницы. Поверх антаблемента, находится символ ордена Иезуитов — три буквы «IHS» (Iesus Hominum Salvator), что в переводе с латинского означает «Иисус, Спаситель Человечества».


подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Внутреннее убранство оформлено в светлых тонах, что в комплексе с грамотно спроектированным освещением передаёт ощущение лёгкости и невесомости. Подкупольное пространство с глубокими нишами и окнами в верхнем ярусе, венчается овальным кессонным куполом, разделённым на сегменты, со световым проёмом в центре. Небольшой по размерам проём спроектирован таким образом, что на протяжении всего дня обеспечивает внутреннее пространство ярким светом.

По периметру овального помещения расположены четыре капеллы. Главный алтарь украшает фреска Боргоньоне «Распятие апостола Андрея». Статуя святого Андрея, взгляд которого устремлён на небо, установлена прямо над алтарём. По бокам расположены четыре колонны из розового мрамора. В интерьере Сант-Андреа-аль-Квиринале можно заметить эмблему семьи Памфили, которая пожертвовала средства на строительство церкви.

В церкви захоронены останки короля Сардинского королевства и князя Пьемонта Карла Эммануила IV, а также мощи 17–летнего святого Станислава Костки. Молодой человек не успел совершить ничего знаменательного. Однако постриг в монахи вопреки отцовской воле, высокое дворянское происхождение и смерть от малярии стали прекрасным основанием, чтобы Католическая Церковь смогла создать из Станислава Костки идеологический образ для подрастающих юных поколений и использовать его в воспитательных целях.


Проектируя церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, используя сочетание динамичности и изменчивости овальных форм, присущих стилю барокко, великий Бернини создал неповторимую атмосферу глубокой духовности в лучших традициях римской храмовой архитектуры.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Источник: tisamsebegid.ru

Сант Андреа аль Квиринале (Sant’Andrea al Quirinale) — бывшая монастырская церковь, теперь титулярная, иезуитского послушничества, расположенная на Виа дель Квиринале, 29. Посвящена Святому Андрею, апостолу.


сант андреа аль квириналеПервая церковь на этом месте, Сант Андреа ин Монте Кавалло (Sant’Andrea in Monte Cavallo), была, возможно, приходской, но ее происхождение не ясно. Археолог Джованни Баттиста де Росси обнаружил поврежденную папскую буллу 11 века со следующей ссылкой:

«Мы субсидируем большое здание, покрытое плиткой, с землей, на которой когда-то была церковь Святого Андрея, и стенами, расположенное в Риме, в третьем округе, рядом с почтенной Санта Сюзанной».

Эта ссылка указывает на существование заброшенной церкви, посвященной Святому Андрею, недалеко от Санта Сюзанны. К сожалению, она единственная и не дает представления о точном местоположении и продолжительности существования упомянутой церкви. Если это действительно относится к Сант Андреа аль Квиринале, то совершенно не понятно, кто и по какой причине восстановил ее позже.

Последующие документальные свидетельства находятся в средневековых церковных каталогах, особенно в Catalogus Cencius Camerarinus 12 века, упоминающем Sancto Andree de Caballo. Слово caballo происходит от латинского caballus, означавшего, первоначально, лошадь для еды, т.е. конину (в отличие от equus – лошадь, на которой вы могли ездить). Каталог отмечает, что церковь была ignotae et sine clericis, т.е. «вышедшей из употребления». Действительно, Квиринал в раннем Средневековье почти потерял свое постоянное население.


Catalogo del Signorili 1425 года поясняет, что лошадь была указанием на мраморные скульптуры, называемые Укротителями Лошадей, ставшие в настоящее время частью фонтана на Квиринальской площади. В этом каталоге церковь названа как Sancto Andree de Equo Marmoreo (мраморная лошадь). Считается, что пара монументальных скульптур перемещена сюда из терм Константина, но, возможно, она была частью Храма Серапис, на месте которого сейчас расположен Палаццо Колонна. Видимо, кто-то поднял их на холм, когда храм был разрушен, потому что Квиринал в средневековье назывался Монте Кавалло, т.е. Лошадиная Гора. Отсюда церковь и получила свое имя. Панорамные описания города 16 века указывают на то, что эта старая церковь находилась на территории ныне существующей, но к тому времени была в руинах.

Общество Иисуса, или Иезуиты, получило официальный статус в 1540 году и, как централизованный религиозный орден, нуждалось в помещении для обучения послушников. Для этой цели в 1566 году старая церковь была пожертвована генералу Иезуитов Святому Франциску Борджиа епископом Тиволи Джованни Андреа Кроче. Восстановление и перестройку здания монастыря в помещение для послушников поручили имевшему архитектурное образование иезуиту Джованни Тристано.


сант андреа аль квириналеРаботы были закончены в 1568 году при финансовой поддержке Джованны Арагонской, герцогини Тальякоццо, владевшей большим участком земли на южном склоне холма. Моментальный взрывной рост нового ордена привел к тому, что помещение перестало вмещать всех послушников, и в 1598 году его объединили с базиликой Сан Витале и ее землями в один комплекс. Как это ни парадоксально, сегодня церковь Святого Андрея является зависимой от базилики.

Все иезуитские контрреформаторские святые следующих поколений обязательно проходили здесь свое обучение. Среди них — Св. Алоиз Гонзага, Св. Станислав Костка и Св. Роберт Беллармине. Костка здесь умер и его комнату преобразовали в богато украшенную часовню.

В 1622 году иезуиты получили общие папские полномочия для перестройки комплекса. Однако финансовые трудности долгое время не позволяли осуществить задуманное и только в 1653 году под гарантии кардинала Франческо Адриана Чевы были созданы необходимые фонды. Архитектором должен был стать Франческо Борромини. Тем не менее, папа Иннокентий X отозвал разрешение на строительство, поскольку не хотел видеть никаких больших строений, расположенных слишком близко к Квиринальскому Дворцу. Иезуитам пришлось дожидаться его смерти.


Следующим папой стал Александр VII. В 1568 году он разрешил строительство с условием, что новые здания будут полностью закрыты с улицы высокой стеной. Главным в это время был кардинал Камилло Памфили, занявший Барромини возведением церкви Сант Аньезе ин Агоне. Строительство же иезуитского комплекса кардинал поручил Лоренцо Бернини, что и было утверждено папой.

Каркас Сант Андреа аль Квиринале был выстроен в 1658 — 1661 годах. Бернини его спроектировал, но фактическую работу оставил блестящему коллективу архитекторов и художников, среди которых были Маттиа де Росси и Антонио Рагги. Они поступили весьма мудро, оставив незаконченным решение фасада. Папа умер, после чего семья Памфили в 1670 году оплатила постройку более высокого фасада. О папском требовании скрыть здание за стеной благополучно забыли. Полностью строительство было завершено в 1678 году.

сант андреа аль квиринале
Джузеппе Вази. Сант Андреа аль Квиринале, 1756

Церковь считается одним из самых прекрасных образцов римского барокко с его сбалансированным и гармоничным выбором материалов и потоками света в интерьере. Говорят, что Бернини не взял платы за этот проект, а его наградой была ежедневная буханка хлеба из печи послушников. Согласно биографии, написанной его сыном Домиником, Бернини считал эту церковь своей единственной совершенной работой и в старости часто приезжал сюда послушать мессу.


С 1773 по 1814 годы возникла пауза в воспитании церковью иезуитских послушников. Во время французской оккупации она была разграблена. Святыни лишились своих украшений из драгоценных металлов.

сант андреа аль квириналеВ 1873 году новое итальянское правительство закрыло почти все монастыри. Иезуиты так же были высланы из своей церкви. Сант Андреа аль Квиринале перешла в собственность итальянской короны. Здесь разместили разных королевских чиновников, работавших в Квиринальском Дворце, ставшем резиденцией короля. В 1888 году комплекс был существенно изменен в худшую сторону — королевские лакеи нуждались в большем комфорте, нежели иезуитские послушники. Была, в частности, разрушена комната Св. Станислава Костки. Правда ее интерьер перед этим демонтировали и перенесли в другое помещение, ближе к церкви. Другим вмешательством стала прокладка улицы виа Пьяченца прямо через сады на юг монастыря с уничтожением пешеходной дорожки к Сан Витале.

Церковь Сант Андреа аль Квиринале потеряла смысл своего существования. От сноса ее сохранила только слава Бернини. Ее соседкам повезло меньше. В этот период правительством были уничтожены пять из восьми стоявших рядом с ней церквей. Некоторое время после конфискации ее имущества церковью управлял приходской священник. Вернуть ее себе иезуитам удалось только в середине 20 века. Титулярной церковь стала в 1998 году.

Сейчас Сант Андреа аль Квиринале — одна из самых популярных достопримечательностей у образованных посетителей, в отличие от туристов из разряда «Был там, сделал это, приобрел футболку». А одним из самых больших архитектурных явлений считается контраст между работами двух великих архитекторов барокко — «нашей» церковью Бернини и находящейся выше по улице Сан Карло алле Кваттро Фонтане Борромини. Барокко Бернини — это театр, барокко Борромини — математика, и невозможно решить, какое из них более потрясающе.

план сант андреа аль квириналеАрхитектурной новизной Сант Андреа аль Квиринале стал ее эллиптический план с главной осью на меньшей оси эллипса. Хотя для Бернини такое решение новинкой и не было — оно уже было использовано им в колоннаде площади Святого Петра. Утверждалось, что такой план возник из-за ограниченности места для строительства, однако, стоявшая здесь ранее церковь имела большие размеры по длине улицы. Поэтому мотивацией к подобному решению скорее стал профессионализм, а не острая необходимость.

Стены церкви сложены из красного кирпича. Апсида — внешняя, являющаяся частью крыла женского монастыря, примыкающего к церкви с обратной стороны и включающего в себя так же и ризницу, и восстановленную комнату Св. Станислава Костки. Кладка стены нижнего барабана ничем не прикрыта, верхнего — выкрашена в оранжевый цвет и имеет шесть огромных контрфорсов (опор), по три с каждой стороны, с арочными окнами в промежутках. Линия крыши сформирована белым антаблементом, похожим на зубчатое колесо. На куполе расположен высокий фонарь, но сам купол совершенно не виден с улицы.

сант андреа аль квириналеФасад церкви — отдельный элемент дизайна, почти не имеющий отношения к экстерьеру сооружения. Скорее, он служит экраном, отделяющим церковные стены от городского пейзажа. Материал — известняк. Середину фасада занимает огромный декоративный парадный вход с треугольным фронтоном. Вход окружен парой гигантских коринфских пилястр на высоких постаментах.

Фактический вход находится выше уровня улицы и к нему ведет полукруглая лестница. Он также имеет треугольный фронтон и пару ионических пилястр. Полукруглый антаблемент с гербом семьи Памфили поддерживается парой ионических колонн. Выше антаблемента, за гербом — огромное, полукруглое же, окно.

Два других элемента фасада — изогнутые внутрь стены по обе стороны от парадного входа. Своей эллиптичностью в плане они повторяют дизайн церкви. Возможно, это шутка от Бернини — изгиб стен напоминает его колоннады на площади Св. Петра в миниатюре. Во внешних концах стен расположена пара идентичных арочных ворот, украшенных S-образными завитушками, прижимающимися к раковине гребешка. Левые ворота ведут в то, что осталось от сада послушников, правые не используются.

С правой стороны к церкви Сант Андреа аль Квиринале примыкает женский монастырь — большое трехэтажное сдержанно-барочное здание с огромным входом посередине. Раньше над входом размещался королевский герб со львами и рогами изобилия. Сейчас это место пустует. Когда-то через вход можно было попасть на два поперечных двора, один позади другого. Дворы разделялись зданием, уничтоженным при перепланировке 19 века. Именно здесь находилась комната Костки. Позади церкви, под углом к ее главной оси, — третий двор. Здесь в 16 веке находилось оригинальное помещение для послушников.

Внутри церкви — четыре боковые часовни, по две на каждой стороне, и четыре больших ниши, которые, возможно, тоже когда-то были часовнями. Две из них, по сторонам от главного алтаря, имеют дверные проемы, ведущие в женский монастырь. Через правую дверь можно также попасть в ризницу и комнату Костки, а левая больше не используется. Главный алтарь расположен по центру в маленькой апсиде. Хоры в Сант Андреа аль Квиринале отсутствуют — для литургий использовалась базилика Сан Витале.

сант андреа аль квириналеКак уже упоминалось, эта церковь — взгляд Бернини на барокко, как на театр. Главный алтарь немедленно оказывается напротив посетителя на входе, а его исполнение уводит взгляд вверх, на купол, где раскрывается тема этого управляемого «представления» — мученичество и апофеоз Святого Андрея.

Стены внутри церкви одеты в красный с белыми прожилками мрамор. Этот же камень использован для четырех ребристых коринфских колонн, образующих подобие триумфальной арки перед главным алтарем. Бернини смог получить этот камень из античного римского карьера, что позволило ему оформить церковь в одном стиле. В промежутках между часовнями и нишами — гигантские ребристые пилястры из белого каррарского мрамора. Они поддерживают антаблемент, опоясывающий помещение. Каждая часовня имеет вход, оформленный аркой с парой дорических пилястр, и освещена через полукруглое окно позади алтаря.

сант андреа аль квириналеГлавный алтарь, как уже говорилось, расположен во внешней апсиде. Оформлена она позолоченной бронзой. На стене над алтарем находится изображение Мученичества Святого Андрея, выполненное в 1668 году французским художником Гийомом Куртуа, взявшим себе псевдоним Иль Бургиньон. Для контраста с красным, золотым и белым стена с картиной окрашена в синий цвет, чем сразу притягивает к себе внимание. Боковые стены апсиды покрыты зеленым с белыми прожилками мрамором.

Наверху — позолоченный триумф с множеством ангелов работы Антонио Рагги и окно, из которого лучи света падают на алтарь. Это заставляет посетителя устремить взгляд вверх и увидеть покрытую белой штукатуркой статую Святого Андрея, Поднимающегося в Небеса, так же работы Рагги. Пристальный взгляд святого направлен на купол, приглашая зрителя посмотреть туда же.

Внутренний купол церкви полностью доминирует над пространством и является версией «купола как Небес» от Бернини. Такой купол служил для убеждения зрителя в том, что небеса открыты для пристального взгляда. Обычно для этого рисовались фрески со святыми и ангелами. Бернини же принял решение использовать сверхъестественность золотого цвета. Его купол покрыт позолоченной штукатуркой с орнаментом из шестиугольников с розетками, уменьшающихся с высотой. Десять стилизованных под пальмовые листья лучей фокусируются на фонаре. Для равномерного распределения лучей должно быть двенадцать, но те, что пришлись бы на главную ось церкви, пропущены. Пальмовый мотив — символ мученичества.

сант андреа аль квириналеПод куполом расположены восемь окон со слегка искривленным верхом и увенчанные раковинами гребешка. Те четыре, что по сторонам с часовнями, чуть больше и на них сидят по паре гипсовых святых. Остальные четыре — поменьше, с тремя гипсовыми херувимами на каждом. Между окнами — свисающие под нижними концами лучей цветочные гирлянды. Лучи заканчиваются у концентрических эллипсов с гирляндами и такими же херувимами, окружающими глаз фонаря, или окулус. Фонарь сделан из желтого стекла, чтобы соответствовать позолоте купола. В самом верху фонаря — Голубь Святого Духа, очень «удачно» совпадающий с голубем на гербе семьи Памфили. Вся лепнина купола также принадлежит гению Рагги.

В отличие от общей красно-бело-золотой цветовой схемы церкви, стена входной двери покрыта таким же, как и стены расположенной напротив апсиды, бледно-зеленым мрамором с белыми прожилками. Над внутренней дверной коробкой помещена памятная табличка, объявляющая кардинала Камилло Памфили основателем церкви. На треугольном фронтоне находятся две крылатые женские фигуры, по-видимому, означающие судьбы. Одна из них опирается на геральдический щит кардинала, а другая падает, дуя в трубу. Над ними и расположена табличка с надписью. Эта композиция была разработана Бернини и выполнена Джованни Ринальди.

сант андреа аль квириналеБоковые часовни выполнены в идентичном дизайне — алтари с парами коринфских колонн из красного мрамора с треугольными фронтонами, стены в бледно-зеленом с белыми прожилками мраморе, картины в обрамлении из желтого мрамора с голубем Памфили внизу.

Ближайшая от входа по левой стороне — часовня Святого Игнатия Лойолы. Она посвящена самому Лойоле и основателям Иезуитов. На практике же здесь почитается Богоматерь, поскольку в церкви нет посвященного ей алтаря. Алтарный образ показывает Святых Игнатия, Франциска Борджиа и Алоиза Гонзагу, поклоняющихся Мадонне с Младенцем. Картины на стенах, созданные Людовиком Давидом, изображают две сцены Рождества. Фреска на потолке — Слава Ангелов художника Джузеппе Киари.

Следующая, по часовой стрелке, — часовня Святого Станислава Костки. Здесь, под алтарем, в бронзовой урне хранятся его реликвии. Алтарный образ Явление Мадонны с Младенцем Святому Станиславу создан Карло Маратта в 1687 году. Картины на стенах художника Людовико Маццанти показывают святого, получающего причастие и впадающего в экстаз. Потолочная фреска Апофеоз Святого Станислава принадлежит Джованни Одацци.

Ближайшая к главному алтарю справа — часовня Страстей Христовых, известная также, как часовня Бичевания. Здесь находятся три холста Джачинто Бранди 1682 года со сценами Страстей Господних — Снятие с Креста, Бичевание и Путь на Голгофу. На потолке — Бог Отец работы Филиппо Браччи.

Справа от главного входа — часовня Святого Франциска Ксаверия. Алтарный образ изображает святого, умирающего на острове Шенгчуань в Китае. Картины на стенах показывают сцены проповеди и крещения жителей Восточной Азии. Все три работы принадлежат художнику Джованни Баттиста Гаулли по прозвищу Бачиччио. На потолке — Слава Святого Франциска Ксаверия работы Филиппо Браччи.

сант андреа аль квириналеПеред неиспользуемым левым входом в женский монастырь находится большое распятие. Это не часовня, поскольку не имеет алтаря. Здесь находится могила Карла Эммануила IV, короля Сардинии и Пьемонта. Он жил здесь, пока не умер в 1819 году в Палаццо Колонна, ниже по холму.

сант андреа аль квириналеНа полу церкви — три мемориала кардиналам Пьетро Сфорца Паллавичино, Джулио Спиноле и Камилло Мельци, выполненные из многоцветного камня.

Правая от главного алтаря дверь ведет в ризницу. В отличие от большинства ризниц римских женских монастырей, которые могли использоваться в качестве часовен с хорами, здесь довольно узкая комната с деревянными гардеробами по сторонам и алтарем, посвященным Богоматери. Алтарный образ — Непорочное Зачатие иезуитского художника Андреа Поццо. Потолок украшен захватывающими фресками Джованни Броссе Апофеоз Святого Андрея. Чаша для омовения рук из желтого, зеленого, белого и красного мрамора, возможно, выполнена самим Бернини.

Лестничный пролет ведет из ризницы в восстановленную комнату Святого Станислава Костки. Это просторная, разделенная аркой, палата с алтарем. Стены — белого и синего цвета с позолоченной лепниной. Стоит упомянуть, что комната имела совсем другой вид, когда в ней проживал Костка. Мраморная скульптура Пьера Легро 1700 года изображает лежащего на кровати умирающего святого. Его одеяние сделано из черного мрамора, голова, руки и ноги — из белого, а покрывало кровати — из желтого. Скульптура выглядит поразительно живой. Она помещена на алебастровую плиту и когда-то имела серебряное ограждение, похищенное французами. Сцены из жизни святого на стенах выполнены Андреа Поцци.

сант андреа аль квириналеЕсли вы хотите увидеть эту комнату и ризницу, нужно обратиться к ризничему. Комнату, в которой после сложения полномочий жил Карл Эммануил IV, тоже можно посетить.

Церковь Сант Андреа аль Квиринале открыта со вторника по субботу с 8:30 до 12:00 и с 14:30 до 18:00. По воскресеньям и праздникам — с 9:00 до 12:00 и с 15:00 до 18:00. По понедельникам церковь закрыта. Месса служится по воскресеньям и праздникам в 10:30. В это время доступ в церковь закрыт.

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Источник: eternal-city.ru

Бернини первоначально предполагал сооружение третьей, свободно стоящей секции колоннады, предназначавшейся для того, чтобы «замкнуть» крылья площади и лишь постепенно открывать вид на целостный ансамбль путешественникам, прибывающим со стороны Борго. Взгляду же вступивших на площадь открывается впечатляющая перспектива охватывающих ее колоннад, ведущих зрителя по направлению к собору св. Петра.

В период между 1656 и 1657 годами Пьетро да Кортона получил задание реконструировать церковь Санта Мария делла Паче, построенную в эпоху кватроченто (см. рис.) и оформить площадь, прилегавшую к ней. Александр хотел таким образом выразить свое отношение к папе Сиксту IV, который был его предком. Гербы двух пап сегодня занимают почетное место на двух крылах церкви. В композиции церкви удалось соединить мотивы знаменитого Темпь- етто Браманте с театральностью Палладио, воплощенной им в театре Олимпико в Виченце. Автономное положение фасада в рамках общей структуры церкви впечатляло, и такой подход был более чем новаторским для своего времени. Фасад больше не был границей здания, он становился независимым пластическим элементом, роль которого менялась в том или ином визуальном контексте.

С боковых сторон площади открываются перспективы на близлежащие улицы, и сам город служит фоном этого живого ансамбля. Похожий способ введения нового здания в контекст существующей застройки был применен Бернини в церкви Сант Андреа. Пьетро да Кортона в своей композиции продолжает подчеркивать углы, что было основной чертой и фасада церкви Санти Лука э Мартина, где колонны служат главным выразительным средством и формируют единое пластическое целое. В ансамбле Санта Мария делла Паче стены нижнего яруса отступают на второй план, скрываясь за парными колоннами дорического ордера, которые выходят непосредственно на площадь.

Великолепная робота Бернини
Великолепная робота Бернини
Рим, Сант Андреа аль Квиринале
Рим, Сант Андреа аль Квиринале

Перестроить фасад церкви Санта Мария ин виа Лата также было поручено Пьетро да Кортона. Воплощение этого проекта отделяет от Санта Мария делла Паче лишь несколько лет. Однако эта церковь располагалась уже не в тесном средневековом квартале, а, напротив, на главной улице города — виа Лата, теперь носящей название Корсо.

Учитывая эти новые условия, архитектор продолжал развивать подходы к достижению эффекта монументальности возможно более простыми средствами. Лаконичные мотивы пришли на смену сложности замысла Санта Лука э Мартина, в то время как обращение к классическому наследию, столь явное в Санта Мария делла Паче, осталось неизменным. Архитектор вновь разделяет фасад на два яруса, однако на этот раз оставляет открытой его центральную часть. Тем не менее, те же масштабные формы применены в обработке портика первого этажа и лоджии над ним. Композицию венчает огромный тимпан. В классическом языке фасада ясно читается определенное влияние канонов Палладио. Присуще творческой манере Пьетро и создание ощущения глубины: колонны портика и лоджии ясно выделяются на затененном фоне. Боковые части ансамбля, которым приданы монументальные формы, подчеркивают его многомерность. Выбор же прямоугольного в плане фасада обусловливает впечатление объемности, пластичности и монументальности при рассмотрении его в диагональной перспективе — ведь такой взгляд является обычным при движении по улице. Подобное решение применил и Бернини в церкви Сант Андреа.

В это лее время Бернини работал над проектами сразу трех церквей и, возможно, над всеми одновременно. Речь идет о Сан Томмазо де Вилланова в Кастель Гандольфо (1658-1661), Санта Мария делла Ассунционе в Аричче (1662-1664) и наиболее значительной из них — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме (рис. вверху), которая была построена в период между 1658 и 1661 годами.

Кардинал Камилло Памфили поручил Бернини исполнить проект послушнической церкви иезуитов Сант Андреа на виа Пиа напротив палаццо Квиринале и неподалеку от комплекса Сан Карло, построенного Борромини. Бернини отказался здесь от круглого плана Пантеона, который он реконструировал в это время, и формы греческого креста (который он использует в Аричче), остановив свой выбор на мотиве овала, примененном им в ансамбле площади св. Петра. Однако ему предстояло всесторонне развить это решение самым изобретательным образом.

Виа Пиа представляла собой динамичную линию, связывавшую пьяцца Квиринале и Порта Пиа. Бернини использовал эту насыщенность энергией, создав автономную площадь в пределах самой улицы.

Овал, периметр которого был подчеркнут линиями вынесенных стен, был помещен параллельно виа Пиа и выделял церковь из окружающей городской среды, заставляя фасад отступать вглубь от красной линии улицы. Придав зданию церкви монументальные пропорции, Бернини артикулировал ее отличие от соседних вилл и садов. Каждый элемент композиции одновременно упрощен и увеличен в масштабе, начиная с огромных колонн и пилястр, увенчанных тимпаном. В отличие от построенных ранее церквей, например Санта Мария делла Паче, навес над входом покоится здесь лишь на двух колоннах. Первоначально к входной двери вели только три большие и широкие ступени. Полукруглое окно над входом имеет огромные размеры, герб, кажется, грозит опрокинуться на улицу, а изогнутые стены, вряд ли необходимые с конструктивной точки зрения, служат границами композиции. Фасад становится похожим на театральную декорацию, возвышающую ансамбль до монументальных масштабов. Ритм форм и эффекты светотени скорее играют важную роль в формировании внешнего облика церкви, нежели обусловлены функциональной необходимостью.

Рим, Сант Андреа аль Квиринале, купол
Рим, Сант Андреа аль Квиринале, купол

Рим, Сант Андреа аль Квиринале, алтарная ниша
Рим, Сант Андреа аль Квиринале, алтарная ниша

Сосредоточение на первостепенном значении сквозной оси, проходящей перпендикулярно виа Пиа, прослеживается и во внутреннем пространстве сооружения. Только полукруглое окно нарушает геометрическое единообразие барабана и купола. Напротив входа Бернини выстраивает второй, внутренний фасад, центром которого служат алтарь и картина с изображением сцены мученичества. Внимание зрителя сосредоточивается на этом полотне благодаря появляющемуся только здесь мотиву парных колонн и венчающему композицию монументальному тимпану. В то же время в интерьере церкви с помощью пилястр подчеркнута и длина овала, а четкий ритм проемов придает замыслу необходимый динамизм. Две арки открываются в затененные капеллы, в которые проникают скупые лучи света из узких окон. За арками следуют два небольших и также темных прямоугольных проема. Взгляд зрителя движется по периметру стен, описывая овал, и наконец останавливается на алтарной нише.

Здесь все внимание концентрируется на сцене мученичества св. Андрея. Поддерживаемая фигурами ангелов, она представлена как театральная постановка. Сцена ярко освещена сверху и, кажется, открывается в вечность (см. ил. вверху). Чтобы достичь этого впечатления, Бернини использует витражи, в которых варьируются различные тона синего цвета, постепенно высветляющиеся по мере приближения к центральной нише. Где бы ни расположился наблюдатель, алтарь неизменно выглядит главной, кульминационной точкой композиции.

Появляющиеся в нижнем ярусе затемненные ниши, выделенная белой лепниной «небесная» область, устремляющиеся к источнику света фигуры и, наконец, голубь имеют четкое аллегорическое значение. Искусство является здесь формой творческого воображения, пробужденного вознесением св. Андрея на небеса. Подчеркиванию этой идеи служит в композиции не только цвет, но и свет. Купол и барабан, обозначающие небесные сферы и озаряемые потоками света, льющимися сквозь помещенные над карнизом окна, оформлены белым цветом и яркой позолотой. В капеллах нижнего яруса царит полумрак. Степень освещенности неодинакова в разных капеллах. Если в ближайших к алтарю проемах используется рассеянный свет, то другие погружены в темноту. Такой прием увеличивает драматическое напряжение, фокусирующееся на алтарной нише.

Каждый элемент этой внушительной постановки — площади, вход, овальный интерьер, алтарь и купол — служат успеху безупречного представления. Оно делает видимым чудо вознесения св. Андрея и позволяет верующим стать его непосредственными участниками. Пожалуй, это один из немногих примеров столь красноречивой иллюстрации идеи возможности обретения небесного спасения через мученичество, проповедуемой католической церковью и выраженной здесь с помощью скульптуры, и в первую очередь самой архитектуры.

Источник: architecturalidea.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.