Лестница микеланджело в риме
В годы правления Пия XI,как известно,был подписан Конкордат между Ватиканом и Италией и учрежден город-государство.(1929г.)Ввиду этого возникла необходимость ограничения циркуляции посетителей по всей территории Ватикана,а,значит-и создания специальных входов для доступа в Музеи с итальянской территории.С этой целью и был возведен переход через стену в форме спирального парапета,спроектированный архитектором Джузеппе Момо(1875-1940 гг.) и украшенный барельефами с папскими гербами работы скульптора Антонио Мариани(1886-1963 гг.).
Ограждения лестницы выполнены из бронзы и декорированы акантами с символами папской власти.
Современная винтовая лестница также находится в музее Пия-Климента, но, хоть и носит название лестницы Браманте, была построена лишь четыре века спустя по проекту Джузеппе Момо в 1932 году. Как и оригинал, современная лестница построена с двойной спиралью, которая позволяет людскому потоку без столкновений двигаться в разных направлениях. Балюстрада по краю лестницы выполнена из железа. Стеклянный купол над лестницей позволяет проникать свету сверху.
Современная лестница Браманте служит выходом из музея Пия-Климента.
В спиралевидной конструкции лестницы Момо новатором не был. Более того, некоторые исследователи уверяют, что сама идея такой двойной спиралевидной лестницы принадлежит Микеланджело, а архитектура Рима еще со времен постройки Колонны Траяна Аполлодором из Дамаска (113г) «обогатилась» внутренней винтовой лестницей. И, тем не менее, спиралевидная лестница ватиканских музеев выстроена Момо с изяществом, вкусом и в лучших традициях архитектуры города
На верхних ярусах лестница Момо выполнена с широкими пологими ступенями в стиле «кардоната»
Спиральная лестница, созданная в 1932 году Джузеппе Момо
Лестница находится под стеклянным куполом.
Такой тип лестницы применен в Риме на спуске с Капитолийского и Квиринальского холмов.
Кордоната – лестница Капитолия Кордоната – это лестница, ведущая от улица Виа дель Театро Марчелла к вершине Капитолия и Капитолийской площади. Кардоната – это определенный тип лестниц, основным элементом которой являются поперечные полосы – «cordoni» на наклонной поверхности. С одной стороны эти «кордони» очерчивают, выделяют широкие ступени и являются элементом декора, который придает легкость лестнице, но и в тоже время имеют определенное утилитарное значение – по такой лестнице, кардоната, удобно забираться всадникам верхом на лошади. Лестница такого же типа, кардоната, сделана и на спуске Квиринальского холма.
Винтовая лестница Момо в Ватикане (волне возможно) стала источником вдохновения для Франка Райта, воплощенного в 1959 году в здании Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Оригинал был построен по проекту итальянского архитектора Донато Браманте в 1505 году. По поручению папы Юлия II Браманте предстояло соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Для этого он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющих двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы. Однако западная галерея была завершена лишь полвека спустя.
Винтовая лестница по Donato Bramante
Лестница Браманте не имеет ступеней и представляет собой скорее пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. За счет пустого внутреннего пространства для освещения лестницы хватает света, идущего сверху. По внутреннему краю чётко друг над другом расположены дорические колонны, служащие опорами для четырёх витков лестницы.
Пологий подъём был сделан для того, чтобы тягловые животные могли беспрепятственно доставлять поклажу в Ватиканский дворец. Кроме того, лестница была сконструирована с двойной спиралью, похожей на структуру ДНК, чтобы движение могло происходить одновременно как вверх, так и вниз.
Сейчас оригинальная лестница Браманте закрыта для публичных посещений, кроме специально организованных туров
Винтовая лестница Момо в Ватикане стала источником вдохновения для Колодеца Святого Патрика построен инженером-архитектором Антонио РґР° Сангалло (младшим)
Колодцем Святого Патрика в Орвието по проекту Антонио де Сангалло (мл.), который был поставлен перед подобной логистической проблемой.
Строительство колодца было завершено в 1537 году. Глубина составила 53 метра при диаметре основания 13,4 метра. Колодец назвали в честь Святого Патрика, проводя аналогию с пещерой Чистилище Святого Патрика в Ирландии, где по легенде находится вход в ад.
В преддверии Великого Юбилея 2000г.,при Иоанне Павле II,было решено построить новый вход,архитектура которого подчеркивала бы открытость миру Ватиканских музеев в эпоху начала нового тысячелетия,но в то же время-тесную связь с прошлым,и в частности-со старым входом Дзузеппе Момо.
Папа Иоанн Павел II открывает новый пандус
В просторном атриуме входа возвышается скульптура Джулиано Ванджи символизирующая основную идею правления Иоанна Павла II:на одном из барельефов изображен улыбающийся Иоанн Павел II,который поддерживает фигуру Человека-символ всего Человечества-в тот самый момент когда он отрывается от мраморной глыбы,принимая форму и завладевая окружающим пространством.Название произведения-"Переступить порог надежды",с верой и уверенностью в будущее переступить порог третьего тысячелетия.
Итак,скульптура приглашает нас войти.
Принято считать,что начало коллекции Ватиканских Музеев было положено на заре шестнадцатого века,когда кардинал Джулиано делла Ровере,носивший папский титул с 1503 по 1513 гг. под именем Юлия II,распорядился перенести в Ватикан и установить в саду Бельведер,преобразованном во внутренний дворик,ценные классические статуи-Аполлона и Лаокоона.
http://www.v-evropu.info/vatikan-lestnica-momo.html
Источник: www.liveinternet.ru
Кордоната (итал. Cordonata) — лестница, спроектированная Микеланджело Буонарроти в середине XVI века. Широкая лестница имеет небольшой уклон и представляет собой что-то вроде пологого пандуса.
содержание: |
история и описание |
фотогалерея |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Рима |
У основания Кордонаты находятся две мраморные скульптуры древнеегипетских львов. Слева (при восхождении) находится статуя Кола ди Риенцо, итальянского политического деятеля, который при поддержке Церкви возглавил антифеодальное восстание 1347 года. На несколько месяцев в Риме вновь была провозглашена республика с ди Риенцо во главе. Однако последовавшее увеличение налогов (чтобы обеспечить содержание наёмной армии, необходимой для борьбы с феодалами), а вместе с тем и тиранические методы правления вызвали восстание городского населения, во время которого Кола ди Риенцо был убит.
Вершину лестницы венчают статуи легендарных братьев–близнецов Кастора и Поллукса Диоскуров, которые были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Странность их происхождения подчёркивается маленькими шапочками, представляющими собой половинки лебединого яйца. Повзрослев, юноши приняли участие в походе аргонавтов, Калидонской охоте и стали победителями Олимпийских игр (Кастор в беге, а Поллукс в кулачных боях). Статуи Диоскуров были найдены в 1583 во время раскопок театра в городе Помпеи.
Вдоль балюстрады (слева и справа от Диоскуров) установлены статуи императора Константина, его третьего сына императора Констанция II, два верстовых столба с Апиевой дороги и две скульптуры из фонтана «Trofei di Mario» (сооружён в честь Гая Мария, древнеримского полководца и политического деятеля).
Рекомендуем экскурсии:
Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро
Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро
Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро
Источник: tisamsebegid.ru
Голубь тоже хочет быть символом Рима:
Пройдя первый пеший маршрут по Риму с помощью гайд-бука, мы решили погулять просто так, тем более посмотреть тут было на что:
Увидев на карте зеленый массив, направились туда. Оказалось, что это парк Траяна. Сейчас он примечателен тем, что здесь можно поваляться на траве и дать отдых ногам. Раньше это место вызывало у людей более сильные эмоции: когда-то здесь были термы этого самого Траяна (это римский император), а еще раньше на месте парка стоял дворец другого императора — Нерона, прозванный в народе «золотым». От траянских терм остались развалины, от золотого дворца не осталось практически ничего.
Пройдя по парку, выходим опять к Колизею, о котором более подробно я написал в прошлом посте. Здесь же скажу несколько слов про Колизей современный: вход туда платный, очередь на вход — большая. Позабавили группы туристов, на головах у которых кепки одинаковых цветов, чтоб не потеряться:
Рядом с Колизеем находится еще одна знаменитая достопримечательность Рима — Триумфальная арка Константина. Однако изучив информацию о ней, я пришел к выводу, что достопримечательность это вообще и для Рима в частности — очень сомнительная. Во-первых, на самом деле никакая она не триумфальная: обычно арки возводились в честь какого-либо триумфа, то есть победы над врагом государства. В данном же случае Константин повелел поставить ее в честь того, что прибрал в руки свои всю власть, которая находилась аж у пяти императоров одновременно, включая его самого (впрочем, грызня за власть везде политкорректно называется «гражданской войной»). Во-вторых, Константин не стал заморачиваться отделкой этой арки, и украшают ее всякие штуки, снятые с других, более древних памятников. В-третьих, для римлян сам Константин — тот еще герой: в Риме он был всего два раза, а став полноправным императором, решил на Рим забить и вообще перенес столицу в город Византий, который впоследствии назвали Константинополем.
Книжка-гид зовет нас дальше, на улицу Империи, которая теперь называется улица Императорских форумов. Построена она была по распоряжению «Основателя империи, Дуче фашизма, Главы правительства и Его Превосходительства Бенито Муссолини» (полный титул), который забил на все исторические ценности и приказал построить прямую дорогу от его резиденции к Колизею. Строительство сопровождалось полным разрушением находящегося здесь квартала. С 1980 годов в Италии периодически поднимается вопрос об устранении улицы, потому что она мешает раскопкам Императорских форумов, которые находятся рядом с улицей и под ней. Именем этих форумов улица теперь и называется.
Императорские форумы примыкают к Римскому форуму. Историки все эти форумы друг от друга разделяют, вероятно, для того, чтобы экскурсоводы с большей степенью уверенности могли рассказывать туристам: «видите эту колонну? эта не колонна, а храм такого-то бога, построенного при таком-то императоре» (я так думаю, потому что достоверно этого не знаю — путешествовать мы любим самостоятельно и как часть группы за экскурсоводом не ходим))).
Вход в эти самые императорские и римский форумы был платный, развалин там много и одна от другой они отличаются несильно, поэтому мы решили эти форумы не посещать, а посмотреть на них со стороны via dei Fori Imperiali. На фотографии ниже, кстати — вид на другую сторону улицы, где дома — это дома, а не развалины. Впрочем, развалины тоже наличествуют:
Да, еще что позабавило на этой улице: здесь мы впервые в Риме увидели «живые скульптуры». Ну то есть идете вы себе по улице, видите — стоит какая-то статуя. И вдруг она — раз, и подмигнула! Потому что живая:
Но вернемся к форумам. Мне все интересно было, что уж в них такого особенного? Выяснилось, что форумы эти — это всего-навсего тусовочный центр города. Первым был построен Римский форум, потом некоторые императоры пристраивали к нему свои части. Причем место было именно тусовочным, потому что здесь бурлила жизнь: и религиозная, и торговая, и политическая — в общем, всякая. Соответственно, и сооружения здесь были разной направленности — храм Весты и жилище весталок, пятиэтажный торговый центр (100 век н.э.), какие-то исторические артефакты (например, «ляпис нигер» — черный камень, на котором вроде как был убит основатель Рима Ромул) и прочее. В общем, всего и помногу.
Естественно, что ничего из всего этого не сохранилось в том виде, в котором строилось, и большинство строений туристы могут лицезреть в виде развалин. Дойдя до конца улицы Имперских форумов, сворачиваем налево…
…и доходим до сооружения, которое, одно из немногих, сохранилось со времени своего создания лучше всего — триумфальной арки Септимия Севера (одного из римских императоров):
Однако более известна не сама арка, а дорога, которая проходит под ней. Называется она via Sacra — Священная дорога, или Священный путь:
Поднимаемся по ступенькам на вершину одного из семи холмов Рима — Капитолия. Здесь находится одна из самых исторических площадей Рима — Капитолийская площадь.
В центре площади — конная статуя римского императора и одновременно философа Марка Аврелия:
Площадь ограничивают три дворца, верх которых украшен скульптурами:
И площадь, и широкую лестницу, ведущая к ней, спроектировал Микеланджело. Вернее, это даже не лестница, а своего рода дорога, потому что построена она таким образом, чтобы воины могли подниматься и спускаться по ней на лошадях. На итальянском языке эта дорога называется Cordonata.
Венчается эта дорога статуями одних из наиболее почитаемых римлянами богов — Кастора и Поллукса:
Их еще называют диоскуры, что значит «сыновья Зевса». Победители Олимпийских игр (не тех, которые сейчас, а тех, которые устраивались на Олимпе), аргонавты, спасатели моряков, для римлян они были идеалом воинской доблести.
Рядом с дорогой/лестницей Микеланджело, ведущей к Капитолийской площади, есть еще одна лестница, которая ведет к церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Лестница эта была построена в 1348 году, и построена она была не просто так: в то время в Европе вовсю бушевала одна из самых сильных эпидемий бубонной чумы, эту эпидемию даже назвали «Черная смерть», и по некоторым данным, выкосила эта черная смерть половину населения материка. Так вот, чтобы эта чума прекратилась, представители христианства построили эту лестницу:
И наконец, мы доходим до площади Венеции:
С этой площади мы увидели купола какой-то церкви, которые нам очень понравились:
Оказалось, что эта церковь Санта-Марии ди Лорето, и она считается лучшим творением Антонио да Салгалло. Имя это мне не сказало ровным счетом ничего, но когда я полез искать информацию в интернете, выяснилось, что это флорентийский архитектор эпохи Высокого Возрождения, а кроме того, он был главным архитектором собора Св. Петра в Ватикане, и Микеланджело был его преемником в этом деле.
Ну и самое известное строение на площади Венеции — это Витториано:
Фото сделаны 19 апреля 2011 года
Витториано — это монумент. Его строительство началось в 1885 году. Архитектура здания авторами задумывалась «в итальянском стиле». В их, собственном понимании. Однако среди некоторой части итальянцев возникло мнение, что монумент получился не очень итальянским, и некоторые римляне называют его «пишущей машинкой», «вставной челюстью» и другими не очень почтительными прозвищами.
Да, чуть не забыл про заключительную фотографию этого поста:
Самые красивые фотки других постов — по ссылке на альбом в Фейсбуке.
Посмотреть, чего еще интересного мы обнаружили в Италии, можно по этой ссылке.
Ну а теперь — наш маршрут и информация из гайд-бука.
На гугл-мапсе
По этому маршруту мы ходили в обратном порядке, поэтому в путеводителе он начинается с площади Венеции, а у нас — этой площадью, наоборот, заканчивается.
Начнем с площади Венеции — рiazza Venezia [пья́цца Вэнэ́ция], географического центра Рима, площадь названа по имени дворца 15 в., где находилось посольство Республики Венеция. В годы фашизма здесь была резиденция Муссолини; отсюда, с балкона, он любил вещать. Сейчас во дворце размещен музей эпохи Возрождения. Рядом — собор Св. Марка, построенный в 9 в. и перестроенный в 18 в. в стиле барокко; грандиозный памятник королю Виктору-Эммануилу II, объединителю Италии, сооружен в 1911 г. Здесь же находится могила Неизвестного солдата Второй мировой войны и горит Вечный огонь. Памятник примыкает к Капитолийскому холму — религиозному и политическому центру Древнего Рима.
Подходя к лестнице Микеланджело, ведущей на холм, остановимся на минуту у лестницы церкви Santa Maria in Aracoeli [Са́нта Мари́я ин Арачэ́ли] (сер. 13 в.; лестница — сер. 14 в.). Эта церковь очень известна в Италии, т.к. в ней находится чудотворный образ младенца Иисуса Христа, скульптурное изображение которого вырезано в 17 в. из оливкового дерева, привезенного из Гефсиманского сада Иерусалима. До сих пор по старинной традиции дети приходят сюда в период между Рождеством и Крещением (с 25 декабря по 6 января — по католическому календарю), чтобы помолиться младенцу. В третьей капелле левого нефа сохранилась фреска Беноццо Гоццоли «Св. Антоний из Падуи». Направо от входа — надгробие Giovanni Crivelli работы Донателло (15 в.).
Капитолийская площадь — Campidoglio [Кампидо́льо] — сердце Рима, символ его славы и величия. И сама площадь, и ведущая к ней лестница оформлены по проекту Микеланджело (16 в.). По обе стороны лестницы установлены античные группы Диоскуров — Кастор и Поллукс. В центре площади установлен бронзовый памятник императору Марку Аврелию. Площадь обрамляют три дворца. В центре — Дворец сенаторов, построенный великим зодчим на фундаменте и развалинах античного здания — хранилища законов (1 в. до н. э.). Сейчас здесь резиденция мэра города. Слева и справа — Капитолийский музей и Дворец консерваторов соответственно, в них открыты музеи.
Оставив слева Дворец сенаторов, пройдем вперед, на смотровую площадку. Слева от нас — тюрьма, где содержался в оковах апостол Петр. Направо уходит сохранившаяся часть Священного пути — via Sacra, по которому приходили на Форум герои-победители в битвах. Прямо перед нами — Римский Форум (Foro Romano). В эпоху Римской республики это была центральная площадь, политический, религиозный и политический центр. Здесь размещались общественные здания — сенат, суды, архив, тюрьма, трибуна для ораторов. Его украшали храмы, многочисленные статуи императоров и прославленных римлян (даже прижизненные). Пройдя по Форуму направо, попадаем на Палатинский холм, где находились самые древние поселения, еще до основания Рима. На холме — руины императорских дворцов, храмов.
Вернувшись на Форум, выходим на via dei Fori Imperiali [ви́я дэй Фо́ри Импэриа́ли]. Старый Форум застраивался до 1 в. н. э., а потом на нем стало тесно, и Цезарь, Август, Траян выстроили свои форумы за пределами прежнего. Во времена правления Муссолини были проведены раскопки, снесена часть старых зданий и создана эта улица. Она ведет к Колизею — Colosseo [Колоссэ́о], огромному амфитеатру для гладиаторских боев.
Источник: rorocho.livejournal.com
1. Снова возвращаю вас в Рим (а как самому приятно оказаться хоть и виртуально, но все же в его самых теплых солнечных лучах….), и место, которое непосредственно связано с его основанием, с его историей – Капитолийский холм. И хоть это конечно же не тот холм, что при Ромуле и Реме. Чтоб подняться на него надо воспользоваться лестницей Кордоната
2. Конечно эти виды и эти фото есть почти у каждого туриста побывавшем в Риме. Пусть я повторяюсь… но Рим есть Рим – и мне хочется рассказать о каждом его уголку) Это необычная лестница в прямом смысле–она имеет небольшой уклон и представляет собой что-то вроде пологого пандуса. Она была спроектирована Микеланджело в XVI веке, им же был перестроен весь капитолийский холм.
3.Когда подымаешься вверх, то с левой стороны можно увидеть скульптуру Никола ди Лоренцо Габрини (мне понравился постамент, как бы собранный из разных кусков). Ее уставили сюда в XIX в. на том месте, где он был убит. Никола ди Лоренцо Габрини возглавил восстание торгово-ремесленных слоев — пополанов в Риме в 1347, приведшее к установлению Римской республики в мае 1347 (существовала по декабрь 1347).
4. На самом верху, на балюстраде, стоят легендарные Кастор и Полукс. Эти статуи были найдены в 1583 году во время раскопок театра Помпея и помещены на капитолийский холм.
5. Диоскуры – Кастор и Полукс – были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Странность их происхождения подчеркивается маленькими шапочками, представляющими собой половинки лебединого яйца. Близнецы считались покровителями лошадей и всегда изображаются вместе с ними
6. Конечно Гений Микеланджело и Рим – слова почти синонимы, с его произведениями можно много раз сталкиваться в вечном городе и конечно он был мастером своего дела , так и с площадью перед музеем , ее небольшую по размеру ему удалось, благодаря оптическому обману, расширить с помощью мощения площади эллиптическими лучами.
7. Это вид из окна Капитолийского музея – в центре площади статуя Марка-Аврелия – это копия. Оригинал был создан в 160—180-е годы неизвестным скульптором и сейчас находится тут же в музее его я покажу позже….. Первоначально позолоченная конная статуя была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в средние века ошибочно решили, что изображает она св. Константина. Это фото из окна Капитолийского Музея….
8. Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме в 121 году, а умер в 180 году от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком.
9. Площадь украшают 3 дворца – Дворец Сенаторов в центре, справа Палаццо деи Консерватории, а слева Палаццо Нуово. В этих зданиях сейчас Капитолийский Музей с сокровищами Рима.
10. Дворец Сенаторов, ныне местопребывание муниципалитета, выделяется торжественным фасадом с двух маршевой лестницей, спроектированной Микеланджело. В нише под лестницей расположена статуя "Ликующий Рим" с шаром в руке – символ владычества Рима. По обеим сторонам статуи, символики Нила и Тибра. Балкон лестницы традиционно используют для вывешивания различных лозунгов и воззваний к гражданам Рима
11. Аллегория Тибра у дворца Сенаторов. А если пойти вон туда за угол…
12. … то можно увидеть вот такой небольшой источник всегда вкусной римской воды с неизменной надписью "Сенат и Народ Рима" и вот тут то и открывается…..
13. Вид на Римские Форумы и другие холмы Рима, но об этом я еще расскажу…..
14. Пора пройти внутрь!
«Cтупня императора Константина» – копия. Ее я увидел в Триере много лет назад. Оригинал ступни как и другие части тела этой 12 метровой, сидящей статуи из мрамора, находится в Капитолийском музее Рима, тогда я и не думал что увижу это в оригинале)))).
15. а это оригинал- 2 метра в длину и 1,5 метра в высоту – такие параметры имеет это коллосальная по размерам ступня и это уже Рим, Капитолийский музей.
16. двор с остатками гигантской статуи Константина. Она представляла собой огромную конструкцию из деревянных балок в гигантской парчовой тоге-мраморными были только голова,руки и ноги.Вот мраморные части и сохранились-они лежат во дворе по отдельности,
17. бицепс императора…
18. "перст указующий"
19. "Статуя Марка Аврелия." оригинал160—180-е год.
Когда римляне приняли христианство, они массово стали уничтожать дохристианские статуи. Единственная бронзовая статуя, пережившая средневековье, — это конная статуя Марка Аврелия, и только потому, что римляне принимали его за первого христианского императора Константина.
20.
21. "Умирающий галл" – великолепная мраморная копия бронзовой статуи «Умирающий галл» пергамского мастера конца III — начала II в. до н.э.
22. обычно прикасаться к экспонатам музея категорически запрещено, но вот для людей с ограниченными возможностями есть специальная экскурсия, они могут "увидеть" скульптуры на ощупь, в перчатках….
23.
24. в залах музея….
25. Откуда взялось выражение «В здоровом теле — здоровый дух»? Выражение «В здоровом теле — здоровый дух» первоначально было взято из сатиры римского писателя Ювенала и звучало так: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Предполагают, что в основе этой строчки лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление».))))))))))
"Геркулес с Бычьего форума" датируется II веком до н. э
26. "Пьяница".
Мужья в Древнем Риме целовали собственных жен, чтобы удостовериться в их трезвости В конце дня римские мужчины целовали собственных жен в губы, однако такое действо не имело абсолютно никакой романтической подоплеки, таким образом, они проверяли дыхание собственных супруг, уж не засиживались ли они целыми сутками, попивая вино (так поведал гид))))))
27. колоссальная голова и рука от статуи императора Константина (IV в.)
28. Бронзовый бык.
29. молодой Геракл. Мрамор удивительного синего цвета.
В переводе с греческого языка термин «мрамор» интерпретируется, как "блестящий камень".
30. не знаю названия этой скульптуры…. может муза?))))
на этом первая часть окончена – но обязательно будет вторая)))
Источник: platpaul.livejournal.com