Картины караваджо в риме


Исполняем обещанное. Сегодня в программе римская церковь Людовика Святого (по-итальянски San Luigi dei Francesi), в которой можно увидеть сразу три картины Караваджо: Призвание апостола Матфея, Матфей и Ангел, Мученичество Матфея.
Наша прошлая церковь Сант-Агостино обычно пуста: то ли ее трудно найти, то ли народу лень идти куда-то и смотреть на одного Караваджо. С Сан-Луиджи все наоборот: найти легко и просто (одна из туристических троп от Пантеона к Пьяцца Навона проходит мимо церкви), и Караваджо здесь сразу в трёх лицах. Неведомо по какой из перечисленных причин, но туристов здесь всегда очень много, гиды кричат очень громко, так что сосредоточиться и все рассмотреть – задача нелегкая.
Начнем сначала. Церковь Сан-Луиджи – достаточно юная по римским меркам, какой-то XVI век. Строил ее Доменико Фонтана (тот самый, который подарил миру лоджию северного фасада Латеранского собора; с нее папа благословляет народ в Великий четверг). Фасад к ней пристроил Джакомо.


сеткой (по крайней мере так было в январе 2011 года), не стоит. К тому же улица, на которую выходит фасад Сан-Луиджи, очень узкая (опять-таки типичная римская ситуация), и разглядывать фасад  нет возможности. Для очень въедливых читателей так и быть приведу фото (видите слева маленький значок area pedonale? На Пьяцца Навона идти туда):
Картины караваджо в риме
Сан-Луиджи является с момента основания национальной церковью французов в Риме. Их в Вечном городе достаточно много. Я это говорю к тому, чтобы Вы остереглись идти сюда в воскресенье. Впервые я попал сюда именно в воскресенье, около 12-00. Вся церковь была заполнена молящимися (больше сотни человек было), мессу сослужили десяток священников (парочка была э… афрофранцузами). Все три нефа были перегорожены практически в самом начале с помощью канатов, за канатами волновалось людское море туристов.

момент моего вхождения причащались миряне, и, надо сказать, сотня человек, стоящих в очереди за Телом Христовым, представляет собой величественное зрелище.
Примечание. Последняя фраза предназначена тем  доморощенным патриотам, которые наперебой пересказывают пущенную кем-то "утку" о пустых католических храмах, сдающихся под макдональдсы и бордели. Ваша информация, господа хорошие, не совсем точна)))
Затем после благодарственной молитвы по причащении клир двинулся в ризницу. И вот тут зрелище не для слабонервных: в Сан-Луиджи ризница расположена, видимо, где-то рядом с входом, так что процессия пресвитеров уверенно двигалась на толпу туристов, последние явно не понимали, куда бежать; только в последний миг пресвитеры, словно по команде "правое плечо кругом!" свернули в сторону, не дйдя до канатов буквально метра….
В следующую секунду канаты были сметены, перепрыгнуты, преодолены, в общем, любым доступным способом, и толпа туристов рванула смотреть Караваджо.
Отступление. Участие в этой свалке раз и навсегда (впрочем, был в жизни еще один эпизод, но о нем как-нибудь позже) отвратило меня от желания осматривать римские церкви воскресным утром. Поэтому обычно в воскресенье выезжаю куда-нибудь.
С другой стороны, именно в воскресенья иногда появляется шанс попасть куда-нибудь в присутственное здание, которое в остальные дни закрыто для публики. Так однажды я совершенно случайно попал в Квиринальский дворец (резиденция президента), а уже упоминавшиеся мною старички (http://sibeaster.livejournal.com/43100.html) побывали в Палаццо Мадама (здание Сената).

слухам, можно даже оказаться в Палаццо Фарнезе(О!), но живых свидетелей этого я еще не видал)))

Надеюсь, что ты, читатель, придешь сюда в любой другой день недели и не будешь прыгать через канаты))) Наш объект – самая дальняя от входа капелла слева, именуемая капелла Контарелли. На поверку Контарелли оказался не итальянцем, а французским кардиналом Matthieu Cointrel (как это по-французски? Матью Куанрель?), который в 1585 году оставил по завещанию средства для устройства капеллы в честь своего тезки – апостола Матфея. Первоначально предполагалось, что купол и боковые стены капеллы будут расписаны (для этого пригласили Кавалера д'Арпино), а за алтарем будет помещена скульптурная группа, изображающая Матфея и Ангела, в исполнении Jacques Cobaert (простите меня, но французский – не моя стезя, так что прочтите фамилию этого товарища сами). Время шло, этот самый Cobaert водил заказчиков за нос, а Кавалер д'Арпино, расписав купол, нашел работку поинтереснее.
Время шло, приближался очередной юбилейный 1600 год, и французские паломники могли увидеть в своей национальной церкви халтуру незавершенную капеллу. И вот тогда на сцену выходит Караваджо. Контракт с мастером был подписан 23 июля 1599 года, и в июле 1600 года две боковых картины ("Призвание" и "Мученичество") были готовы. К этому моменту разродился Cobaert со своими статуями, но заказчики отвергли их и поручили Караваджо написать и алтарный образ. С ним все было непросто: первый вариант был отвергнут (на нем Матфей был показан практически безграмотным, и Ангел буквально водил его руку по бумаге), и лишь в 1602 году за алтарем капеллы появилась та картина, которую мы сейчас видим.


В отличие от Сант-Агостино, никто здесь не предполагает, что тебе, читатель, интересно встать перед картиной в удобном месте и спокойно ее исследовать))) Капелла очень тесная, в нее никого не пускают, и смотреть приходится из нефа. Поэтому прямо можно увидеть только "Матфея и Ангела", а две другие картины – под большим углом. Учитывая неизбежные толпы туристов, занять правильную позицию и расслабиться (ой, только не поймите превратно!) не удастся. Вот то, что увидел я (обычный турист):
Картины караваджо в риме
Картины караваджо в риме

Картины караваджо в риме

В Сети, естественно, есть виды получше)))
Картины караваджо в риме


Картины караваджо в риме

Картины караваджо в риме

Наслаждайтесь))) С Караваджо мы пока прервемся, чтобы в следующем рассказе ответить на естественный вопрос: Куда пойти учиться молиться римским вечером. Внимательному читателю уже заброшен намек. Посмотрим, догадаетесь ли…

Источник: sibeaster.livejournal.com

Спустя 404 года после кончины в 1610 году с подобающими почестями в городе Porto Ercole был похоронен гениальный художник, мастер барокко, реформатор европейского искусства XVII века, основатель реализма в живописи, новатор в стиле натюрморта, виртуоз "кьяроскуро" ("светотени") Караваджо. Итальянские исследователи несколько лет искали его останки среди 200 черепов и костей на старинном общем кладбище для бедняков в Porto Ercole. И вот сенсация – нашлись останки великого художника по содержанию ртути и свинца в них, которые в его времена добавлялись в краски. На гробнице Караваджо не крест, а корзина с фруктами – копия его знаменитого натюрморта "Корзина с фруктами", 1596 г.: на нейтральном фоне изображены зрелые плоды, среди них яблоки с червоточиной, увядшие листья – всё, как в жизни: свежесть и зрелость сменяется увяданием…


Корзина c фруктами. Микеланджело Меризи да Караваджо

Kuvahaun tulos haulle караваджо могила

Произведения Караваджо на библейские темы одних шокировали, других восхищали своим резким отходом от принятых тогда канонов религиозной живописи. Но не только его произведения вызывали скандалы, вся его жизнь была ими полна: многочисленные драки, в результате одной из них произошло убийство. Караваджо объявляют вне закона, и он бежит из Папского Рима. После четырёх лет скитаний он решает возвратиться в Рим и добиться помилования. Но до Рима он так и не добрался: его путь оборвался в Porto Ercole. Что было дальше неизвестно – причина его смерти покрыта тайной. Одни исследователи считают, что он заболел малярией и был похоронен как бедняк в общей могиле, хотя документов о похоронах нет. Другие уверены, его убили по приказу Мальтийского Ордена и сбросили в море. В его биографии немало тёмных пятен: после себя он оставил только картины, ни писем, ни дневников, ни набросков. Нет определённой уверенности сколько лет прожил мастер: не то 39, не то 37.

Уже при жизни Караваджо был знаменит. Его картины покупали богатые и знатные люди в свои коллекции, был Караваджо известен и за пределами страны. А в наше время, в 2010 году, в 400-летний юбилей со дня смерти мастера была настоящая караваджомания, которая породила не только массу публикаций, биографических книг, фильмов, но и огромное количество домыслов.


к, кто-то видит в изображении юношей Караваджо проявление гомоэротизма, считая при этом самого художника геем и это-то во времена недремлющей инквизиции, когда были широко распространены доносы, по которым обвиняли в гомосексуализме и Леонардо да Винчи и Микеланджело. Чувственная женственность юношей на полотнах Караваджо – это дань времени: так было принято их изображать. Интересный факт. Купленная Эрмитажем в 1808 г. картина серии "Лютнист" (1595 г.) более ста лет экспонировалась под названием "Лютнистка". Лишь в начале XX века исследователи обнаружили на нотах в картине запись басовой музыки популярного в XVI веке мадригала, резонно полагая, что женщина вряд ли смогла сделать такой выбор. Кроме того, лютня, как и скрипка, были в эпоху Караваджо мужским инструментом. Однако в Инетных публикациях то под одной картиной этой серии, то под другой можно увидеть надпись: "Лютинистка".

Лютниcт. Микеланджело Меризи да Караваджо

*****
Большую часть своих шедевров Караваджо создал в Риме, и из 60 сохранившихся его полотен 23 находятся в Вечном городе: в Музеях Ватикана (одна картина), в Национальной галерее старинного искусства в палаццо Корсини, в Капитолийских музеях, несколько полотен в галерее Боргезе, налереях дворцов Барберини  и Дория-Памфили и семь картин в церквах.


Из всех, более половины увиденных мною в Риме картин Караваджо самое оглушительное впечатление произвело на меня выставленное во дворце Барберини (suomilarissa.livejournal.com/714833.html) полотно Караваджо "Юдифь и Олоферн", 1599 г. На картине настолько реалистически изображно убийство Юдифью Олоферна, полководца армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею, что у меня пошли мурашки по коже: азалось, что с огромного закапает кровь и раздастся крик еле живогого Ололферна. (Репродукцию с картины можно увидеть здесь: https://gallerix.ru/album/Caravaggio/pic/glrx-6521)
*****
В галерее дворца Дориа-Памфили три картины Караваджо.
01.
Зал древнегреческой и римской скульптуры.

Особенно большое впечатление на меня произвела картина "Мария Магдалина".
02.
Картины караваджо в риме

Позировать для картины Караваджо пригласил девушку 16 лет, торговавшую своим телом из-за нужды. Это очень реалистический портрет не столько раскаявавшейся Магдалины, сколько усталой девушки, смирившейся со своей судьбой. Картину эту при жизни художника и криковали, и восхищались ею.

Мария Магдалина. Микеланджело Меризи да Караваджо

"Отдых по пути в Египет", 1597 г.  от этой картины тоже глаз не оторвать.


Отдыx на пути в Египет. Микеланджело Меризи да Караваджо

*****
Всемирно известные полотна Караваджо находятся в четырёх церквах Рима. Начнём с церкви Св. Людовика Французского – жемчужины барочных церквей Рима: http://suomilarissa.livejournal.com/709404.html.
03.
Roma. Chiesa di S. Luigi dei Francesi.

В капелле Contarelli висят три картины 1598-1601 гг. из жизни апостола Матфея. Именно благодаря этим трём полотнам художник прославился. До этого его картины были в частных коллекциях, а эти увидел весь Рим – и к Караваджо пришла слава.
В центре капеллы картина "Св. Матвей и ангел".
04.
Рим. Церковь Св. Людовика Французского.

Карваджо был первым реалистом в живописи, виртуозно владеющим техникой "кьяроскуро" – резкого противопоставления света и тени. Его картины врезаются в память. Вторая картина в капелле церкви – "Призвание Святого Матвея".


ет на картине падает не из окна, а сбоку, где стоят Иисус и апостол Пётр. Луч света пронзает мрак, там за столом сидит Левий, идёт подсчёт дневной выручки. Охранники, одетые по последней моде, повернули головы в сторону вновь прибывших. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. В изумлении он вопросительно указывает на себя: "Меня ли, недостойного, призываешь ты, Господи?" Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки, в котором исследователи видят сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Действительно, жесты очень схожи.

Призвание cвятого Матфея. Микеланджело Меризи да Караваджо

Третье полотно – "Мученичество Святого Матфея" (1599 г.). Это сцена убийства Св. Матфея в храме на глазах у прихожан полна драматизма: кричит убегающий мальчик, отпрянули свидетели, а сверху ангел протягивает Св. Матвею пальмовую ветьв. Примечательно, что на заднем плане художник изобразил себя. На картинах Караваджо на библейские темы вопроки канонам не было ничего лишнего, как здесь: нет храма с его интерьером и  многочисленными религиозными атрибутами.

Мученичеcтво cвятого Матфея. Микеланджело Меризи да Караваджо

*****
В капелле Черази церкви Santa Maria del Popolo (https://suomilarissa.livejournal.com/1052184.html ) в красивом барочном оформлении висят два шедевра гениального художника. Один из них – "Распятие Святого Петра" (1601 г.)
05.
P1270470 (2).JPG

Картина в своё время шокировала тем, что на первом плане виден огромный зад простолюдина и его грязные стопы. Однако зритель словно ощущает то физическое усилие, которое прилагает мужчина плотного сложения в попытке поднять крест со Св. Петром, пожелавшим быть распятым головой вниз. Можно только удивиться, как Католичсекая Церковь 400 лет назад разрешила разместить такое полотно в храме, тогда как сейчас на дверях соборов и церквей Рима можно увидеть объявления, призывающие не входить в храм в шортах и майках, а женщинам в коротих юбках и с обнажёнными плечами, но в стране нет уголовного наказания за оскобления чувств верующих.

Мученичеcтво cвятого Петра. Микеланджело Меризи да Караваджо
*****
Другой шедевр Караваджо в этой капелле – "Обращение Савла".
06.
Караваджо

Картина повествует о драматическом моменте из жизни апостола Павла. Савл был в числе самых грозных и безжалостных преследователей христиан. По преданию, он направлялся в Дамаск, чтобы там заключить под стражу нескольких сторонников Христа. Накануне он получил разрешение у первосвященника на их арест. Когда он уже приближался к месту назначения, то был внезапно ослеплен ярким небесным светом. Упав с лошади, он услышал голос: "Зачем преследуешь Меня?" На картине свет, который сбивает с лошади Савла, почти осязаем. Здесь, как и в других своих картинах, Караваджо, рисуя на библейские темы, отходит от традиции, зацикляя внимание зрителя на драматизме события: в отчаянии поднял руки ослеплённый Савл, лошадь также изображена в динамике – одна нога приподнята. Огромный круп лошади многих шокировал, но несмотря на это, полотно пользовалось огромным успехом: никто так до Караваджо реалистически и доступно для зрителя не изображал этот библейский сюжет.

Обращение Савла на пути в Дамаcк. Микеланджело Меризи да Караваджо

*****
Полотно "Святой Франциск в молитве" было не так давно подарено галерей дворца Бернини монастырю и церкви францисканов – Santa Maria della Concezione dei Cappuccini (https://suomilarissa.livejournal.com/884350.html) . Франциск (1181-1226) особо почитается католической церковью. В то время когда монастыри владели крупными наделами земли, а аббаты не уступали в роскоши князьям и епископам,  Франциск проповедовал идею бедности, призывая следовать за нищим и страдающим Христом. Для напоминания о земной жизни Спасителя Франциск сотворяет «живую картину» Рождества Христова – вертепы

Картина "Святой Франциск в молитве" большого философского смысла: одетый в изношенную рясу Франциск задумчиво смотрит на череп – символ смерти. Как на всех полотнах великого мастера, здесь тёмный фон, игра светотеней, нет лишних деталей, всё реалистично и это создаёт эффект присутствия, как на многих его полотнах-шедеврах.

Святой Франциcк в молитве. Микеланджело Меризи да Караваджо

*****
Самая скандальная картина Караваджо висит в капелле церкви Sant’Agostino. Это "Мадонна Лорето" или "Мадонна пилигримов" (1604 г.).
07.
Картины караваджо в риме

В лицо зрителя упираются грязные пятки пилигрима, на его спутнице неопрятный чепец. Такая грубая реальность на картине, изображающей Мадонну, вызвала шквал негативной реакйии. Скандальность картины была и в том, что моделью Мадонны художнику послужила куртизанка, его возлюбленная. Более того, Мадонна написана с большим декольте. Но, как и все полотна гениального мастера, это пользовалось огромным успехом.

Мадонна паломников. Микеланджело Меризи да Караваджо
*****
Все сведения взяты из открытых Инетных источников.
Подробная история полотен серии "Лютнист" есть в Вики в статье: "Лютнист (Караваджо)".
Статья о Кавараджо на английском языке: https://www.caravaggio-foundation.org/biography.html
Статья о Кавараджо на итальянском языке: https://www.tuttomaremma.com/caravaggio.htm, отrуда взято фото второе сверху.
Все пронумерованные кадры – мои. Репродукции с картин взяты отсюда: https://gallerix.ru/album/Caravaggio

Источник: suomilarissa.livejournal.com

Национальная галерея старинного искусства — Палаццо-Барберини

Национальная галерея старинного искусства

© projects.dhpress.org

Национальная галерея старинного искусства ведёт отсчёт своей истории с 1895 г., когда были объединены в единое целое две коллекции искусства — Корсини и Торлония. С 1949 г. галерея занимает второй и третий этажи Палаццо-Барберини, где представлены произведения великих живописцев из Италии и со всего мира с XIII по XVIII вв.

На втором этаже можно увидеть «Мадонну с младенцем» Филиппо Липпи, «Форнарину» Рафаэля, «Юдифь и Олоферна» и «Нарцисса» Караваджо, «Et in Arcadia Ego» Гверчино, «Портрет Генриха VIII» Ганса Гольбейна. В залах апартаментов XVIII в. вы найдёте венецианские ведуты Каналетто, пейзажи Рима и окрестностей Гаспаре Ванвителли, пастельные портреты Розальбы Каррьеры, «Двадцатилетнюю Аннет» Жана-Оноре Фрагонара.

Очень хорошо здесь представлена и живопись XVIII в. Экспозиция выстроена по школам, отличается стабильно высоким уровнем художественного мастерства и позволяет составить полноценное представление об итальянской живописи этого периода. В дополнение к ней есть несколько французских полотен той же эпохи.

«Юдифь и Олоферн»

«Юдифь и Олоферн» © Wikimedia Commons

Здание Палаццо-Барберини начали возводить в 1625 г. по проекту Карло Мадерно, которого позднее сменил Франческо Борромини, в свою очередь вскоре уступивший место Джан Лоренцо Бернини; он-то и завершил работы в период между 1629 и 1633 гг. Мадерно, как считается, создал общий план строения и два крыла, Борромини принадлежит рисунок окон и заднего фасада, а также винтовая лестница с колоннами в правой части дворца. Главный же фасад и парадная лестница — дело рук Бернини.

Здание чрезвычайно богато живописным декором: большой салон второго этажа украшен фресками на тему «Триумф Божественного Провидения», а капелла и галерея расписаны Пьетро да Кортона. «Триумф Божественной Мудрости» в седьмом зале принадлежит Андреа Сакки.

 

Церковь Сант’Агостино на Марсовом Поле

Церковь Сант’Агостино

© cult-turist.ru

Эта церковь построена в 1296 г. по воле папы Бонифация VIII, но завершить строительство удалось лишь в 1420 г. Нынешний облик здания — результат реконструкции в 1479-1483 гг., которую провели Якопо ди Пьетрасанта и Себастьяно Фьорентино. В 1756 г. Луиджи Ванвителли коренным образом переделал интерьер церкви, а также колокольню XV в.

«Мадонна ди Лорето»

«Мадонна ди Лорето». 1604 © celesteprize.com

В первой капелле слева находится знаменитая картина Караваджо «Мадонна ди Лорето» (1604), а на третьей пилястре слева в центральном нефе вы увидите фреску Рафаэля «Пророк Исайя» (1512). В главном алтаре, спроектированном Бернини и оформленном в 1627 г., помещена «Богоматерь с младенцем» и церкви святой Софии в Константинополе. Особенный интерес представляет картина Гверчино «Святой Августин, Иоанн Креститель и Иероним» (1591-1666) в капелле святого Августина, расположенной в правой части трансепта.

 

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези

© content.time.com

Французская церковь, заложенная кардиналом Джулио Медичи (впоследствии ставшим папой под именем Климента VII) в 1518 г. и завершённая в 1589 г. Джакомо делла Порта и Доменико Фонтаной, известна тремя картинами Караваджо со сценами из жития апостола Матфея и фресками Доменикино.

Мученичество апостола Матфея

«Мученичество апостола Матфея» © magazineroma.it

Широкий фасад эпохи позднего Возрождения, по всей видимости, принадлежит Джакомо делла Порта; пилястры делят его на пять пролётов с тремя порталами и двумя нишами, где размещаются статуи работы скульптора Л’Эсташа (1758). Церковь имеет три нефа с пятью капеллами по обеим сторонам и богатые хоры посередине, отделанные мрамором. Общий стиль интерьера, вне всякого сомнения, — барокко.

 

Галерея Боргезе

Галерея Боргезе

© Wikimedia Commons

Галерея Боргезе — это настоящая шкатулка сокровищ искусства, расположившаяся посреди самого любимого римлянами парка. Своим созданием галерея обязана кардиналу Шипионе Боргезе, построившему эту виллу в начале XVII в. специально для того, чтобы разместить в ней свою коллекцию.

Следует иметь в виду, что галерея была основана именно на базе частной коллекции, поэтому сами работы и их распределение в экспозиции не соответствуют традиционным научным критериям (период, сюжет), а просто отражают вкус и намерения создателей галереи.

Святой Иероним

«Святой Иероним» © rozmilla.wordpress.com

Жемчужины собрания — это великолепная серия скульптур, созданных для кардинала юным Джан Лоренцо Бернини («Эней», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», «Давид»), которые словно приглашают нас принять участие в событиях их жизни, картина Тициана «Любовь Небесная и Любовь Земная», шедевры Караваджо и прекрасная статуя Антонио Кановы «Венера Победительница», изображающая принцессу Полину Боргезе, любимую сестру Наполеона.

 

Капитолийские музеи

Капитолийские музеи

© latuaguidadiroma.it

В 1471 г. папа Сикст IV преподнёс гражданам Рима несколько бронзовых статуй. Так появился первый публичный музей на свете.

Собрание Капитолийских музеев выставляется в двух зданиях, стоящих по сторонам от Палаццо-Сенаторио вокруг площади Кампидольо, — Палаццо-деи-Консерватори и Палаццо-Нуово. Два этих здания связаны подземной галереей, где выставляются каменные плиты с надписями и откуда можно попасть в помещение древнеримского архива Табулария, чьи могучие арки видны с римского Форума.

Гадалка

«Гадалка» © artinvest2000.com

Частью экспозиции музеев является оригинал бронзовой конной статуи Марка Аврелия.

Стоит также заглянуть в музейное кафе: оно находятся на великолепной террасе Палаццо-Каффарелли, откуда открывается по-настоящему захватывающий вид. Там можно задержаться на бранч, перекусить сэндвичем или ещё чем-нибудь, выпить чашечку кофе или чая, коктейль или ликёр.

 

Источник: latuaitalia.ru

Картины караваджо в риме

Картины Караваджо в Риме: между искусством и религией

Одним из самых важных заказов, полученных Караваджо за свою творческую карьеру, стал в 1599 году заказ на украшение капеллы Контарелли, которым, по всей вероятности, художник был обязан влиятельному кардиналу дель Монте. Это часовня барочной церкви Сан Луиджи дей Франчези, расположенной неподалеку от Навонской площади. Караваджо создал триптих, посвященный Святому Матфею: «Призвание Святого Матфея», «Мученичество Святого Матфея» и «Святой Матфей и ангел». Помещение этих полотен в капелле получило немедленно резонанс, превратив караваджизм в модное направление среди молодых и начинающих художников. Из трех картин одна была отвергнута, и мастеру пришлось написать вместо нее другую: «Святой Матфей и ангел». На первом варианте святой был изображен лысым и с покрытыми грязью ногами. Он пишет, и видно, что это требует невероятных усилий; на помощь к нему слетает ангел, который даже водит рукою святого, дабы облегчить его труд. Заказчики на приняли картину, которая, возможно, была приобретена банкиром-меценатом Винченцо Джустиньяни, либо его братом, кардиналом Бенедетто. Караваджо переписал работу, сильно идеализировав образ, дабы тем самым удовлетворить требованиям заказчиков. Именно она и сохранилась в капелле. Первый вариант картины, к огромному сожалению, погиб во время Второй мировой войны; до нас дошли только фотографии картины, какой в оригинале ее задумал художник.

На площади Санта Мария дель Пополо в одноименной церкви имеется еще два шедевра знаменитого итальянского мастера: «Обращение Св.Павла» и «Распятие Св.Петра». Работы в изначальном варианте были вновь отвергнуты, а те, что можно увидеть в капелле ныне, были переписаны в 1601 году. Первая картина («Обращение Св.Павла») в изначальном варианте представляла сложную композицию, в которой святой казался фигурой второго плана по сравнению с доминировавшей фигурой коня. Картина не была принята, и в результате переработки появился ее второй вариант, которым сегодня можно любоваться в капелле Черази («Обращение Св.Павла по дороге в Дамаск»). Первый вариант картины хранится в частном собрании семьи Одескальки Бальби (иногда выставляется на публику). Судьба первого варианта «Распятия Св.Петра» не столь удачна: картина исчезла. Некоторые ученые идентифицируют ее с одним из полотен, ныне хранящемся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, но это мнение не является общепринятым.

Продолжая нашу прогулку по римским церквям, приходим в базилику Святого Августина, где можно полюбоваться на «Мадонну ди Лорето», или «Мадонну с пилигримами», – полотно, выполненное в 1604 году по заказу Эрмете Каваллетти для украшения семейной капеллы в базилике.

Далее наше путешествие в поисках Караваджо продолжится по различным музеям и коллекциям Вечного города, по которым рассеяны отдельны его работы.

В Галерее Дория-Памфили хранится три полотна художника: «Кающаяся Магдалина», «Отдых на пути в Египет» и один из двух идентичных вариантов «Иоанна Крестителя».
«Кающаяся Магдалина» была одной из картин, предназначенных для украшения покоев его первого мецената, кардинала Франческо дель Монте. Моделью стала проститутка, которая позже появится в «Успении Богоматери» (Лувр, Париж) и тело которой много лет спустя найдут в Тибрe.
«Отдых на пути в Египет» была первой его картиной на религиозный сюжет.

Самый главный музей для нашего путешествия, безусловно, – Галерея Боргезе, обладающая уникальной, возможно, лучшей коллекцией Караваджо: это «Юноша с корзиной фруктов», «Больной Вакх» (возможно, автопортрет), «Мадонна и Младенец со Святой Анной», «Святой Иероним», «Иоанн Креститель» и «Давид с головой Голиафа», где в образе обезглавленного гиганта Караваджо изобразил самого себя.

В Музеях Ватикана хранится уникальное красивейшее полотно: «Положение во гроб» («Погребение Христа»). Это одна из немногих работ Караваджо, получившая единодушное одобрение и вызвавшая восхищение даже у современных критиков, таких как Бальоне и Беллори. Это, безусловно, самая монументальная из всех работ итальянского мастера.

В Палаццо Барберини есть две картины: «Юдифь и Олоферн», знаменитая тем, что в свое время вызывала ужас и потрясение у тех, кто видел ее, из-за натуралистичности изображения. Ощутимое влияние этого произведения будет чувствоваться в последовавших за ним версиях кисти Артемизии Джентилески («Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1620) и Франсиско Гойи (Юдифь и Олоферн, 1820). Далее следует «Нарцисс», датируемый 1597-1599 годами.

В Капитолийских музеях можно увидеть одно из восьми изображений Иоанна Крестителя, созданных мастером за свою творческую карьеру, известное как «Иоанн Креститель» (Юноша с овном), идентичное полотну из коллекции Галереи Дориа-Памфили. Здесь же находится известная картина «Гадалка», копии с которой писали многие художники-караваджисты (Манфреди, Вуэ, Финсон и другие).

Еще одна картина Караваджо «Иоанн Креститель» находится в Палаццо Корсини. Это полотно резко отличается от всех предыдущих, поскольку подобное изображение святого встречается крайне редко. В образе юноши можно узнать Крестителя только благодаря включению в картину его отличительных атрибутов: палки, верблюжьей шкуры и других.

Источник: www.italia.it


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.