Афинский акрополь достопримечательности



Архитектурные особенности Афинского Акрополя

Холм Афинского Акрополя

Территория холма застраивалась постепенно, новые здания возводились на руинах или незаконченных фундаментах прежних. Работы замораживались на десятилетия из-за нехватки средств. В общем, и в древности холм почти постоянно представлял собой стройплощадку. Старейшие из сохранившихся объектов Афинского Акрополя, такие как Парфенон, выполнены на исходе господства в архитектуре строгого дорического ордера с массивными колоннами. В близких к ним по времени сооружениях, например в Пропилеях, наряду с дорическими уже проявляются элементы более декоративного ионического стиля. Более поздний Эрехтейон – образец ионического архитектурного ордера.

Видео: Хронология Афинского Акрополя

Парфенон – важнейший храм Древних Афин

Центральная, верхняя точка панорамы Акрополя – храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. Это вершина творчества зодчего Иктина, действовавшего, правда, не в одиночку, а с командой единомышленников. Материалом для храма стал добывавшийся поблизости белый мрамор, в солнечном свете приобретавший золотистый отблеск. Эти особенности камня стали заметны сейчас, а в античные времена храм и все статуи были раскрашены в яркие цвета – красный, синий, желтый.


Все работы, начиная с создания проекта и заканчивая украшением Парфенона, проводились при Перикле, с 447 по 432 гг. до н. э. По замыслу архитекторов, храм на Афинском Акрополе должен был превзойти все, существовавшие ранее. Формально это прямоугольное в плане здание, покоящееся на трех мраморных ступенях и окруженное по периметру колоннадой высотой более 10 м. Люди попадали в храм через западный вход с невысокими ступенями. То, что видят туристы сегодня, и есть ступени с колоннами.

Заслуга зодчих состоит в том, что они поставили законы оптики на службу архитектуре. Колонны расширяются в центре, угловые колонны и пол расположены под углом – все это создает у наблюдателя ощущение строгой прямолинейности. Кроме того, благодаря ухищрениям архитекторов, Парфенон выглядит строго пропорциональным с любой точки обзора – и с территории Нижнего города, и при приближении к нему.

Парфенон

Скульптуры Фидия

Гигантскую, 13-метровую статую Афины, не дошедшую до наших дней, подготовил для храма Фидий, автор одного из чудес света – статуи Зевса Олимпийского.


ревянная фигура вооруженной богини-воительницы, по предположениям историков, была декорирована драгоценными камнями, слоновой костью и золотом. Об этом косвенно свидетельствуют найденные записи, содержащие отчеты строителей о приобретенных материалах, – всего на статую ушло около тонны металла. Примерный внешний облик воительницы восстановлен благодаря сделанным в древности копиям, одна из которых хранится в Национальном музее Афин. Богиня в длинном одеянии и шлеме левой рукой опиралась на щит, а в протянутой к зрителям правой держала фигурку крылатой Ники.

Кроме Афины Парфенос, мастер вместе с учениками изготовил рельефные плиты-метопы для фриза Парфенона. Часть из них в XIX веке была вывезена лордом Элджином в Великобританию и сейчас экспонируется в Британском музее, в огромном отдельном зале, украшая мраморные стены на уровне глаз посетителей. Совсем недавно проходила выездная выставка собрания в санкт-петербургском Эрмитаже – беспрецедентный случай, поскольку до сих пор парфенонские скульптуры никуда не вывозились. Греция судится с Великобританией в надежде вернуть артефакты на родину, поскольку разрешение на их вывоз давали не сами греки, а турки, под гнетом которых находилась страна. Впрочем, в Греции тоже есть на что посмотреть: здесь сохранилось более 40 оригинальных плит. Скульптуры фронтона, в отличие от рельефов, почти не уцелели и дошли до наших дней только во фрагментах.


Конница фриза Парфенона, Западная часть II, 2-3, Британский музейПроцессия на южной стороне фриза, X XI, 26-28, Британский музей

Дальнейшая история Парфенона

Храм частично пострадал от пожара еще в античности, затем, в VI веке, после окончательного упадка Афин, стал христианской церковью, посвященной Деве Марии. При переделке под нужды культа пострадали статуи и интерьер Парфенона, взамен прежнего декора появились росписи стен. При турках, начиная с XV века, здание служило мечетью. Все это время храм был в относительной сохранности, пока в 1687 году венецианцы в очередном конфликте с турками не обстреляли его, спровоцировав разрушение. Декоративные детали были частично вывезены за пределы страны. В конце XIX века начались реставрационные работы, не завершенные и по сей день.

Эрехтейон – память о легендарном царе

Портик кариатид

Храмы возводились не только в честь богов, но в память о смертных. Такой чести удостоился царь Эрехтей, который, по легенде, был захоронен в этих местах. По другому мнению, именно в этой точке Афинского Акрополя, где в 421-406 гг. до н. э. появился Эрехтейон, поспорили Афина и Посейдон за главенство в регионе. Побелила, как известно, Афина, но храм на всякий случай посвятили обоим. Правивший Афинами Эрехтей для богов тоже был не чужим: погиб он по велению разгневанного Посейдона. Живописные разноуровневые руины Эрехтейона расположены к северу от Парфенона. Здание выполнено из нескольких сортов мрамора – белоснежного паросского, золотисто-белого пентелийского и сероватого элевсинского.


В отличие от внешне прямолинейного, величественного Парфенона, Эрехтейон состоит из частей разной высоты. Причина кроется в неровности почвы – архитектору нужно было преодолевать особенности рельефа. За дело взялся Мнесикл: ранее он уже оправдал доверие Перикла, построив входные ворота в Акрополь – Пропилеи. Чтобы не обидеть богов, зодчий разумно разделил пространство храма: Афине досталась восточная часть, Посейдону и Эрехтею – западная. Южный портик Эрехтейона поддерживают кариатиды – фигуры женщин, заменявшие колонны. Сегодня на месте работ древних скульпторов установлены копии статуй, оригиналы хранятся в музее Акрополя и Британском музее.

История Эрехтейона повторяет путь Парфенона: здание пережило христианизацию и нашествие турок, но было разрушено в борьбе с венецианцами. Впоследствии итальянцы попытались сложить детали, как конструктор, так что общие очертания храма восстановились, но впечатление разрухи все равно осталось.

Эрехтейон

Пропилеи – главные ворота комплекса

Туристы попадают в Афинский Акрополь через западные ворота, Пропилеи. Шесть массивных дорических колонн центральной части входа напоминают Парфенон, основная часть которого к моменту строительства была завершена. Боковые ионические колонны, более легкие и декоративные, снимают ощущение напряженности. Некогда к воротам примыкала художественная галерея и библиотека – археологам удалось найти их следы и воссоздать их очертания в объемных моделях. Сейчас общий комплекс ворот в основном восстановлен, разрушенные колонны заменены копиями.


Пропилеи

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос

Перед главными воротами сохранился небольшой храм с четырьмя ионическими колоннами со спиралями-завитками наверху, по краям портиков. Святилище было призвано охранять вход в Акрополь. Некогда внутри стояла статуя Афины, обычная спутница которой – Ника, богиня победы. Обычно ее изображали крылатой, но этот храм – исключение, не случайно его покровительница получила имя Аптерос – «бескрылая». Причиной такого отступления от канонов, по легенде, считается маленькая хитрость афинян. Они лишили Победу крыльев, чтобы она никогда не улетала из города.

Храм воздвигли во время Пелопонесской войны, поэтому здание украсили рельефами с изображениями побед жителей Аттики над персами и спартанцами для дальнейшего вдохновения. Турки разобрали храм на строительные материалы, чтобы возвести укрепления от венецианцев. Сегодняшний храм восстановлен значительно позднее, оригинальные скульптуры отданы в Новый музей. Активная фаза работ не пройдена, поэтому храм Ники часто закрывают для посетителей.

Разрушенные объекты

Еще несколько объектов сохранилось в Акрополе в виде остатков фундамента или бесформенных руин. В восточной части комплекса расположено святилище Пандиона, названное предположительно в честь легендарного царя Аттики.


жду Парфеноном и Эрехтейоном – Гекатомпедон, самый древний храм Афинского Акрополя. За сто лет до появления Парфенона он был основным святилищем покровительницы города Афины. От него осталось обнаруженное во время раскопок основание колонн и известняковые скульптуры, сохранившие остатки краски. Справа от Пропилей – скромные развалины святилища Артемиды и склада оружия. За Эрехтейоном находилось святилище Пандросы с алтарем Зевса и посаженным самой Афиной оливковым деревом. Неподалеку располагалось крошечное здание, в котором работали благородные девушки, ткущие пеплос, верхнюю женскую одежду, для статуи Афины на Панафинейские игры – крупнейшие соревнования Аттики.

Туристические маршруты по Акрополю

Театр Диониса

Не искушенному в археологии и архитектуре туристу сложно разобраться в древнегреческих развалинах: на первый взгляд, все руины похожи друг на друга, перемешаны периоды и стили. Чтобы не заблудиться, можно выбрать простые ориентиры. Главные ворота с запада – Пропилеи, скромный храм перед ними – святилище Ники. Самое крупное, видное во всех сторон прямоугольное скопление колонн – Парфенон. Здание поменьше, гармонично сочетающее колонны разной высоты и украшенные женскими фигурами портики – Эрехтейон. Гулять по Афинскому Акрополю можно и в темное время суток – объекты подсвечиваются мощными прожекторами.

Новый музей Акрополя

Афинский музей Акрополя, в котором хранились декоративные фрагменты зданий Верхнего города, был открыт в 1874 году.


временем коллекция так разрослась, что имеющихся залов и запасников не хватало для хранения объектов. Новое здание, значительно превышающее старое по размерам, нужно было расположить недалеко от Акрополя. Злоключения с проектом начались в 70-е годы ХХ века и длились до конца столетия: то греческие власти не могли найти подходящих архитекторов, то земельный участок не выдерживал никакой критики. Наконец, строители начали копать землю под фундамент и обнаружили новые археологические находки. Работы в этом месте были заморожены, пока архитекторы не предложили проект, не затрагивающий земельный слой.

Трехуровневый комплекс был открыт в 2009 году, в 300 м к югу от комплекса, рядом со станцией метро «Акрополь». Его цокольный этаж опирается на сотню колонн, а стеклянный пол позволяет любоваться раскопками, проходящими под ногами посетителей. Через стеклянные стены открывается фантастический вид на Акрополь. На нижнем этаже работает кафе, в двух уровнях – сувенирная лавка и книжный магазин. В туристический сезон музей ждет гостей с 8 утра до 8 вечера, в пятницу – до 10 вечера, в понедельник – до 4 часов, зимой работает по сокращенному графику. Стоимость билета для взрослых – 5 евро.

Новый музей Акрополя

Информация для туристов

Наибольшее число туристов приезжают в Афины с апреля по октябрь, хотя Акрополь принимает гостей круглый год. Осмотр комплекса займет около двух часов, планировать его нужно на раннее утро, около 8, пока мрамор не прогреется под лучами солнца. Вечером до 6 часов еще жарко, основной поток организованных туристов уходит до 15 часов. С собой обязательно берут питьевую воду, обувь выбирают нескользкую, без каблуков.


Билет на осмотр Афинского Акрополя с лежащими на склонах холма театрами и находящимися по соседству Агорами и храмом Зевса стоит 12 евро. Осмотреть все достопримечательности за один раз сложно, поэтому билет на одно посещение каждого объекта действителен 4 дня. Возле касс Акрополя обычно очередь, избежать ее можно, если купить билет возле другого исторического памятника из списка. В майскую Ночь музеев и сентябрьские Дни европейского наследия на территорию комплекса можно попасть бесплатно.

Вид с Акрополя на Афины

Как добраться

Рядом с Акрополем расположено сразу несколько остановок общественного транспорта. Удобнее всего выходить на одноименной станции метро ветки M2, рядом с которой – пересадочный узел трамваев и автобусов. Чуть дальше к югу – остановка трамвая 1, 5, 15. С юга проходит автобус № 230. От метро и от музея Акрополя к кассам гостей отвозит электропаровозик.

Праздники и фестивали в Акрополе

Захватывающий лето и часть осени Афинский фестиваль выбрал одной из главных площадок Одеон Герода – отлично сохранившийся театр, построенный в 165 г. н. э. Постоянный доступ в него закрыт, посетители попадают внутрь только во время концертных мероприятий по билетам. Вместимость театра около 5000 зрителей.


Такая же судьба уготована расположенному с восточной стороны южного склона Акрополя театру Диониса. В эпоху расцвета Аттики здесь проходили состязания комедиографов и авторов трагедий, при римлянах в нем сражались гладиаторы. В процессе реконструкции предполагается укрепить сохранившиеся каменные ярусы и добавить к ним еще несколько зрительских рядов.

Одеон Герода

Отели в окрестностях Акрополя

Гостиницы в районе Акрополя стоят дорого, но бронировать номера в них нужно задолго до поездки из-за высокого спроса. Рядом с Новым музеем расположен 4-звездочный «Herodion Hotel», с юго-востока – The Athens Gate Hotel, заслуживший отличные отзывы постояльцев. 4-звездочный апарт-отель AVA Hotel and Suites с востоку от холма обойдется туристам примерно в полтора раза дороже, чем гостиница с номерами.

Вид на Акрополь из ресторана отеля «Herodion Hotel»The Athens Gate Hotel

Рестораны и кафе возле Акрополя

Помимо музейного кафе, можно перекусить в нескольких ресторанах по периметру холма. К юго-западу от Пропилей, у подножия полудикого парка «Холм муз», рядом с остановкой 230 маршрута автобуса, расположен ресторан «Дионисос» с роскошными видами на Акрополь с летней веранды. Чуть восточнее – ресторан национальной кухни «Строфи». С северной стороны холма – таверна «Стаматопулос», открытая еще в 1882 году. Тесное кафе «Клепсидра» расположено на узкой улочке с граффити на стенах. Недалеко от него – «Анафиотика» с живой музыкой.


Достопримечательности в окрестностях Акрополя

В районе Акрополя сосредоточены основные исторические достопримечательности Афин. На востоке – руины храма Зевса Олимпийского, вернее, одного его угла, отлично сохранившийся храм Гефеста и остатки кладки рыночной площади-агоры – с северо-запада. К западу – Ареопаг, скалистый холм, где заседали власти Афин.

Источник: wikiway.com

Афинский Акрополь: становление, расцвет и упадок

Афинский Акрополь (https://www.flickr.com/photos/skinnylawyer/)По уцелевшим развалинам Акрополя ученные по крупицам восстанавливают целые исторические периоды греческого государства, его культурные особенности, в частности, становление его столицы. Основание первых поселений берут свое начало в столь древних временах, которые многие считают мифическими.

Первые поселения
Начальные упоминания об уникальной крепости датируются задолго до наступления классического периода. Во времена архаики были возведены величественные храмы, необходимые предметы культа, скульптуры. При раскопках найдены культурные образцы соответствующие эпохе раннего и среднего бронзового века.

Согласно легенде основателем Акрополя считают первого царя Афин — Кекропса, в его честь возвышенную территорию укреплений часто называли «Кекропия» или «Кекропс» (cecropia). В микенский период стены резиденции правителя были обложены крупными камнями. По одной из версий сделали это «циклопы», поэтому и стены называли «циклопическими».

Эпоха Средневековья и Архаический период

Стоа Эвмена (https://www.flickr.com/photos/reinholdbehringer/)В VII веке до н.э. в Акрополе получил широкое распространение культ богини Афины, которая стала покровительницей города. Местность заняли правители – эвпатриды. Активное строительство развернулось ближе к VI веку до н.э. в период правления Писистрата. Были построены Пропилеи, возле которых позже происходили народные собрания. В районе холма Ареопага собирался Совет старейшин. Первому храму, возведенному в честь богини Афины, как и другим божественным сооружениям, удалось просуществовать недолго, они были разрушены во времена греко-персидских войн.

Строительство под руководством Перикла

Около 495-429 гг. до н.э. власть в Афинах принадлежала Периклу, великолепный стратег и вождь демократической партии стремился превратить город в политический и культурный центр всей Греции, в дальнейших планах было распространение демократического строя на остальные греческие полисы. В экономический и культурный период расцвета, между Персидскими и Пелопоннесскими войнами, были созданы великие шедевры, являющиеся образцами искусства для многих стран Европы. Этот период получил название Классического, от слова «classicos» — образец. Руководителем и автором художественной программы застройки стал знаменитый скульптор Фидий.

Парфенон (https://www.flickr.com/photos/20945717@N05/)Работы осуществлялись по предварительно намеченному плану:

— Парфенон – главный храм Афины Парфенос (447-438 до н.э);

— Пропилеи – торжественные ворота, центральный вход (437-432 до н.э.);

— Храм Ники Аптерос (449-420 до н.э.);

— Храм Эрехтейон (421-406 до н.э.);

— Статуя Афина Промахос.

Памятники Афинского Акрополя на протяжении 20 веков пережили различные стихийные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения, многочисленные войны и вражеские вторжения.

Эллинистический и Римский период

Афинский Акрополь (https://www.flickr.com/photos/visitgreecegr/)Во времена Эллинистического и Римского периодов, многие из существующих построек были отремонтированы, устранялись преимущественно возрастные разрушения и повреждения от военных артобстрелов.

В этот период были возведены несколько памятников прославляющих честь иностранных царей. Чуть позже началось строительство Храм Рима и Августа, сооружение располагалось поблизости Парфенона и имело круглую форму. Здание стало последним древним объектом, созданным на вершине холма и имеющим культурное значение.

В 3 веке возникла угроза нового вторжения, поэтому возобновились работы по укреплению стен и главных ворот. Акрополь снова использовали в качестве крепости.

Византийский, Латинский и Османский периоды

Афинский Акрополь (https://www.flickr.com/photos/ell-r-brown/)В более поздние периоды на территории Афинского акрополя происходили частые перемены. В Византийскую эпоху главный храм Парфенон был преобразован в церковь Девы Марии. Во времена Латинского периода правительство использовало возвышенные укрепления, как административный центр города. Парфенон выполнял функцию собора, на территории Пропилеи был расположен Герцогский Дворец.

После османского завоевания Греции, Парфенон использовался как гарнизон штаба турецкой армии, храм Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя. В 1687 году здания Акрополя повсеместно пострадали от пожаров и обстрелов во время Веницианско-турецкой войны. Наиболее серьезные повреждения получил главный храм, на территории которого находился пороховой склад. В Парфенон попал один из снарядов, от здания остались одни руины.

В 1821 году греки, сражаясь за независимость с Османской империей, в одной из битв осадили Афинский Акрополь. Когда у турецких военных начали заканчиваться боеприпасы, они решили вскрывать колонны Парфенона, чтобы добыть свинцовые укрепления, затем порезать их на пули. Узнав об этой новости, греки отправили противоположной стороне партию свинца, желая уберечь памятник от разрушений.

Освободив Афинский Акрополь, новое греческое правительство активно занялось восстановительными работами. Культурные объекты были взяты под контроль, ликвидировались сооружения более поздней застройки. Целью реконструкций заключалась в возвращении местности ее первоначального вида.

Архитектурный Ансамбль Акрополя

Эрехтейон (https://www.flickr.com/photos/mr_g_travels/)Главной составляющей, формирующей городской силуэт Афин является Акрополь. Не зря в древности эту территорию называли святилищем, знаменитый культовый центр стал уникальным памятником искусства.

Соединяясь в единое целое, сооружения и храмы образуют общий ансамбль, композиция имеет характерную пропорциональность. Представленная архитектура и многочисленные скульптуры являются лучшим образцом достижений древнегреческой культуры, здесь можно наблюдать тончайшую лепку, сложные архитектурные детали и рисунки.

Мало кто знает, что на территории Афин запрещено строительство многоэтажных зданий. Это решение напрямую связано с Акрополем, который сотни лет подряд служит незаменимым ориентиром для передвижения по городу. Достопримечательность видна с любого уголка и переулка. Люди старательно берегут эту традицию, ведь высотные постройки за считанные месяцы способны изменить чарующий и вдохновляющий панорамный вид.

Одеон Герода Аттического (https://www.flickr.com/photos/59239214@N08/)Гордо возвышающийся над холмом Парфенон доступен для обзора даже с таких удаленных точек, как острова Саламин и Эгина. Одно из первых, что видели мореплаватели, подплывая к берегам, был блеск копья и шлема статуи Афины-Воительницы.

Выдающийся ансамбль-памятников мирового искусства наглядно демонстрирует величие древнегреческой культуры, и одновременно, зарождение и становление европейской цивилизации. Спустя тысячелетия сохранившиеся остатки сооружений не утратили своей исторической ценности, а с точки зрения художественного значения — получили статус «недосягаемого» образца искусства.

План местности и характеристика культурных объектов Акрополя

Композиционный ансамбль Афинского Акрополя построен с размахом, историческая территория имеет уникальные особенности. Просторную местность трудно охватить одним взглядом. До наших дней в первозданном виде сохранилась лишь небольшая часть исторических экспонатов, находящихся под открытым небом.

План местности Афинского Акрополя

План Афинского Акрополя (https://ru.wikipedia.org/wiki/file:AcropolisatathensSitePlan.png)1. Парфенон
2. Гекатомпедон
3. Эрехтейон
4. Статуя Афины Промахос
5. Пропилеи
6. Храм Ники Аптерос
7. Элевсинион
8. Бравронейон
9. Халькотека
10. Пандросейон
11. Аррефорион
12. Афинский алтарь
13. Святилище Зевса Полиея
14. Святилище Пандиона
15. Одеон Герода Аттического
16. Стоа Эвмена
17. Асклепион
18. Театр Диониса
19. Одеон Перикла
20. Теменос Диониса
21. Святилище Аглавры

Афинский Акрополь (https://www.flickr.com/photos/frenchieb/)Во времена древних греков подняться в Афинский Акрополь можно было по единственной узкой дороге. Исходя из оборонительных целей, вход был сделан с западной стороны. На проходе были построены торжественные ворота Пропилеи, план конструкции принадлежал архитектору Мнесиклу. Врата были выполнены из мрамора, облагорожены широкой лестницей, двумя портиками, которые поочередно устремлялись в сторону холма или города. На потолочной части Пропилеи были нанесены золотые звезды и синее небо. Первоначально подъемом на вершину служила 80-ти метровая тропа, ступени были сделаны в 1 веке римлянами при правлении императора Клавдия. Ближе к возвышению склона находилась поперечная стена, в ней строители предусмотрительно сделали пять входов. Центральный проход предназначался для торжественных шествий, в остальное время он закрывался бронзовой дверью. Врата являлись своеобразными границами святилища.

Храм Ники Аптерос (https://www.flickr.com/photos/frenchieb/)За Пропилеей следует Храм Бескрылой Ники, стены небольшого мраморного сооружения имеют четыре колонны. Строительство здания планировалось начать в 450 году, но реально приступить к возведению получилось лишь в 427 году, на строительные работы ушло около 6 лет. Архитектор Калликрат украсил храм изящной скульптурной лентой фриза, на ней были изображены эпизоды сражения греков с персами, образы олимпийских богов. Внутри храма была размещена деревянная статуя богини победы. Древние греки изобразили Нику в необычном образе, девушка была без традиционных крыльев, чтобы победа не смогла «улететь» от них. В руках статуя держала шлем и плод граната, который символизировал победоносный мир.

Величайшим памятником искусства, главным элементом Акропольского ансамбля является храм богини Афины, который более известен как Парфенон. Длина сооружения составляет около 70 м, ширина – чуть больше 30 м, по периметру размещены колонны высотой 10 м.

Парфенон (https://www.flickr.com/photos/jimkillock/)Внутри храма была расположена знаменитая скульптура Афина-Дева, ее создателем был главный архитектор Акрополя — Фидий. Фигура Афины составляла 12 метров. Статуя стояла на небольшом постаменте, в ее правой руке находился образ богини победы Ники, а в левой – копье. Победный дух и величественность скульптуре придавали дополнительные элементы, а именно щит, шлем, эгида, роскошное одеяние, символичная маска Медузы Горгоны. Лицо и руки богини были изготовлены из слоновой кости, оружие и элементы одежды вылиты из золота, натуральный блеск глаз был достигнут с помощью драгоценных камней.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником эпохи древней Греции является Храм Эрехтейн, его автор остается неизвестным до настоящего времени. Здание расположено поблизости Парфенона. Происхождение храма связано с интересной легендой, которая глубоко переплетается с историей названия города. Древняя святыня посвящена Афине, Посейдону, знаменитому царю Афин – Эрехтею. Первые двое боролись за право покровительства городом, тогда Боги Олимпа предложили каждому сделать подарок для жителей и крупного греческого полиса.Статуи Эрехтейона (https://www.flickr.com/photos/dharuk/)По условиям, покровителем становился тот, чей подарок будет признан лучшим. Посейдон омыл берега города морской водой, а богиня Афина подарила оливковое дерево. Последний дар был признан более ценным, в честь новой покровительницы полис был назван Афинами.

Храм Эрехтейн выполнял своеобразную функцию хранилища, здесь были собраны самые ценные предметы: деревянная статуя богини-воительницы, священный пеплос, алтари Ифеста и Эрехтея. В этом месте совершались главные культовые обряды. Постройка объединяла несколько святилищ, однако ее размеры были небольшие. Уникальность храма заключается в том, что при строительстве намеренно западная часть здания сделана ниже на 3 метра восточной стороны. Данный прием был предпринят, чтобы скрыть неровность земной поверхности.

Акропольский комплекс кроме названных выше главных исторических объектов включает в себя следующие сооружения:

— Ворота Бюле. Запасной вход в Афинский Акрополь, который был сделан в крепостных стенах после сражений с герулами в 267 году. Раскопками этой местности в 1825 году занимался французский архитектор Эрнест Бюле, в его честь были названы тайные врата.

— Святилище Афродиты Пандемос. Храм Афродиты находился по правую сторону от ворот Бюле. В современное время от сооружения остались одни развалины и архитрав, который почетно украшен гирляндами и голубями.Статуи Эрехтейона (https://www.flickr.com/photos/carolemage/)

— Святилище Артемиды Бравронии. Здание расположено с восточной стороны, вблизи развалин микенских стен. Создателем считается Писистрат, на его родине был распространен культ Артемиды. Храм выполнен в форме дорийской колоннады, к которой примыкали два «П» образных крыла. В боковых колоннадах размещались две статуи Артемиды, одну из них создал великий скульптор Пракситель, а вторая была изготовлена из дерева, автор остался неизвестен.

— Халкотека. Прямо за храмом Артемиды находилось здание, предназначенное для хранения предметов необходимых для культовых обрядов и поклонения богини Афины. Халкотеку предположительно строили в середине 5 века до н.э., здание было реконструировано в римский период.

— Храм Августа. В 27 году до н.э. с восточной стороны от Парфенона был возведен небольшой круглый храм с 9 ионическими колоннами. У подножья здания имелась надпись: «храм посвящен Роме и Августу от благодарных афинян».

Храм Зевса Олимпийского - находится в 500 м. от акрополя (https://www.flickr.com/photos/90122071@N03/)— Святилище Зевса Полиея. В маленьком храме имени Зевса проводился ритуал Дииполии, сегодня от постройки остались завалы камней. Территория здания состояла из прямоугольной ограды, которой разделяла небольшой храм и зал даров.

— Театр Диониса. Достаточно большую площадь с южной стороны занимает самый древний театр, созданный в честь бога виноделия. Одна из легенд гласит, жители Афин лишили жизни Диониса, так как ошибочно считали, что он желает отравить их вином. В этот день было решено отмечать праздник Дионисса, в честь убитого бога. Массовые гулянья привели к созданию первого театра. Именно здесь впервые были показаны театрализованные представления Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Пройдя через целые эпохи, современный Афинский Акрополь не утратил былого величия. Знаменательное сооружение покоряет туристов своими масштабами, здесь каждый камень хранит многовековые тайны, пропитан историческими событиями.

 

Современный проект реставрации Афинского Акрополя.

Театр Диониса (https://www.flickr.com/photos/prof_richard/)Восстановление древнего облика и масштабные реставрационные работы на территории Афинского Акрополя начались лишь в конце XIX века, но в целом попытки первых реконструкций можно было назвать безрезультатными. В 70-е года XX века потребовалось немедленное вмешательство архитекторов и строителей для сохранения многовекового наследия. В этот период было принято решение о перенесении большей части скульптур и барельефов на территорию музеев, одной из главных причин, послуживших тому являлось – растущий уровень загрязнения окружающей среды.

Во время «спасательных» работ возникали новые, непредвиденные проблемы, фундамент многих построек был неустойчив. Большое количество уникальных архитектурных деталей находилось среди обломков, которые остались от былых пожаров, взрывов, землетрясений и прочих катаклизм. Сохранившиеся культурные образцы нуждались в бережном отношении, создании камерных условий, консервации.

Одеон Герода Аттического (https://www.flickr.com/photos/runintherain/)Современный вид Акрополя лишь отдаленно похож на существовавший в «золотые» времена небольшой город. Многие культурные экспонаты уже не восстановить, они были безвозвратно уничтожены. Например: В XIII веке была вывезена в  Константинополь восхитительная статуя Афины–воительницы, несколько позже она была сожжена и уничтожена. Для других сооружений реставрационные работы имеют настолько масштабный характер, что после их окончания здание теряет былую эксклюзивность и уникальность, в частности это касается Храма Бескрылой Ники.

Жители Греции возмущены, нежеланием Британского музея возвращать мраморные статуи Парфенона, которые были вывезенные в начале XIX века Лордом Элджином на территорию Англии. Британский музей заплатил за экспонаты Лорду 35 000 фунтов.

Крупные работы были посвящены проблеме разрушения мрамора. Со временем соединительные железные конструкции стали оказывать негативное влияние на натуральный камень, процесс был ускорен активными выбросами выхлопных газов в атмосферу. Мрамор постепенно стал превращаться в известняк. Для устранения проблемы понадобилось полностью извлечь железные конструкции и заменить их латунными. В некоторых случаях остановить химическое разрушение было невозможно, часть таких экспонатов была отправлена в музей, на их место установлены аутентичные копии.

Сегодня в Афинском Акрополе параллельно с техническими работами ведутся научные и археологические исследования. Целью работы ученных является обеспечение максимального соответствия проводимых работ строгим международным требованиям, которые предъявляются для реконструкции самых значимых исторических памятников. Проводимыми работами руководит Комитет по Сохранности Памятников Акрополя, финансирование обеспечивает Евросоюз и греческое государство.

Памятка туристу

Стоимость входного билета в Афинский Акрополь составляет 12 евро, 6 евро для студентов и пенсионеров из Евросоюза, бесплатно для детей и школьников. В эту цену дополнительно входит бесплатное посещение Агоры, Храма Зевса, театра Диониса, Библиотеки Адриана, Кладбища Древних Афин. Билет действует 4 дня с момента покупки.

Посещать Афинский Акрополь лучше с самого открытия, в 8 утра, ибо после 9 часов приезжают многочисленные экскурсии, и толпы туристов все заполоняют. Экскурсия по Афинскому Акрополю в среднем занимает 4-6 часов. Рекомендуется осматривать исторический ансамбль достопримечательностей в группе с экскурсоводом. В летний период обязательно наличие головного убора и достаточного количества воды. Обувь для посещения территории должна быть удобной, даже в сухую погоду протоптанные тропинки являются очень скользкими. Уделите время посещению нового современного музея Акрополя. Он находится в 300 метрах от достопримечательности. Стеклянное здание заметно выделяется на фоне общей панорамы, уникальный музей построен на месте археологических раскопок. Посещение музея оплачивается дополнительно, цена символическая – 1 евро.

Бесплатный вход:
6 марта (день памяти Melina Mercouri, актрисы, певицы, министра культуры)
5 июня (международный день окружающей среды)
18 апреля (международный день памятников)
18 мая (международный день музеев)
последние выходные сентября (дни европейского наследия)

Выходные: 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье, День святого духа, 25, 26 декабря.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: AboutPlace.ru

Акрополь – сердце Афин

В центре великой греческой столицы Афины возвышается холм высотой 156 метров, видимый из любой части города. Взойти на этот холм можно только со стороны моря: другие склоны обрывисты и представляют серьезное препятствие. На вершине холма находится храмовый комплекс под названием Акрополь (“Верхний город” в переводе с греческого). В Древней Греции Акрополь служил обиталищем городских правителей, так как был самой защищенной частью города. Сейчас же это самое популярное и знаменитое место Греции, которое так и манит к себе тысячи туристов со всего мира. Очень интересно и как памятник истории, и как памятник архитектуры. Многое повидал Акрополь за свою многовековую жизнь: и расцвет греческой культуры, и ее упадок, и завоевания римлян, и становление Османской империи, и появление современной Греции. Много раз было разрушено сердце Афин вражескими снарядами, и сейчас останки древних храмов безмолвно напоминают о вечных ценностях в суете и непостоянстве этого мира.

Немного истории

Живописные постаменты и колонны с панорамным видом на столицу Греции сегодня представляет собой храмовый комплекс Акрополь (Афины), история которого начинается примерно с 16-го века до нашей эры.

Основателем Акрополя считается первый афинский царь – Кекропс. В те времена это был просто холм, укрепленный огромными камнями. В 6-м веке до н. э. по указанию царя Писистрата возводятся входные ворота в Верхний город – Пропилеи. В 5-м веке до н. э. под руководством правителя Перикла Афины становятся центром политики и культуры Греции, а вместе с тем и в Акрополе ведется активное строительство. Построен главный храм Афин Парфенон, храм Ники Аптерос, храм Эрехтейон, театр Диониса, установлена статуя Афина Промахос. Останки этих сооружений и составляют афинский Акрополь, краткое описание их будет дано ниже.

Во времена Римской империи на холме появился новый храм – Храм Рима и Августа. Затем начался долгий период войн, строительство больше не велось, греки пытались защитить то, что имелось.

С течением веков много бедствий испытал афинский Акрополь. Архитектура, памятники (Афины очень богаты культурным наследием) постоянно подвергались разрушениям. Византийские правители сделали Парфенон церковью, османские – гаремом. В 19-м веке его почти полностью разрушили турки. Добившись, наконец, независимости, греки пытаются восстановить храмовый комплекс и вернуть ему изначальный облик.

В настоящее время каждый желающий может посетить афинский Акрополь. Краткое описание комплекса, особенности архитектуры и богатейшую историю можно узнать во время экскурсии или изучив специальную литературу.

Пропилеи – вход в Верхний город

Для посещающих афинский Акрополь краткое описание парадного входа будет очень интересным. Идея принадлежит архитектору Мнесиклу, который спроектировал парадный проход в виде портиков и колоннад, расположенных симметрично по обе стороны от тропы на холм. Вся композиция была выполнена из разных пород мрамора и включала 6 дорических колонн, 2 ионические, 5 ворот и главный коридор, а также примыкающие с западной стороны павильоны. К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько колонн и фрагменты коридора.

Великий Парфенон

Век Перикла – это архитектура классики. Афинский Акрополь построен по идеям скульптора Фидия. Ему, судя по всему, и принадлежит замысел Парфенона.

Название храма означает “дева”, и задуман он в честь богини Афины. К сожалению, после взрыва венецианской бомбы в 17-м веке уцелели лишь колонны, но по некоторым описаниям можно представить его облик. В центре храма располагалась статуя Афины в драгоценном убранстве, окруженная более скромными статуями различных греческих героев. Сам храм размером приблизительно 70 х 30 метров был окружен мраморными колоннами 10-метровой высоты.

Храм Эрехтейон и храм Ники Аптерос

Именно храм Эрехтейон, названный в честь царя Эрехтея, считался местом поклонения богине Афине, потому что здесь хранилась ее деревянная статуя, согласно легенде, упавшая прямо с небес. Здесь имелся и след от молнии Зевса, убившей вышеназванного царя, и соленый источник Посейдона, напоминающий о борьбе его с Афиной за властвование над Адриатикой. Очень много изваяний богини войны и мудрости хранит афинский Акрополь (архитектура, памятники). Афины, названные именем этой богини, – сердце Греции, и каждый храм, каждая статуя здесь проникнуты благоговением к покровительнице города.

Много храмов включал древний афинский Акрополь. Описание кратко повествует о храме Ники Аптерос. Это мраморное сооружение с четырьмя колоннами, в котором находилась статуя богини победы, в одной руке державшая шлем, в другой – плод граната, символизирующий мир. Греки умышленно лишили статую крыльев, чтобы Победа не смогла больше улететь от них и никогда не покидала их священный город.

Театр Диониса

Продолжим наш небольшой экскурс в афинский Акрополь (краткое описание). Для детей, пожалуй, самым интересным местом станет театр Диониса, точнее, его сохранившиеся фрагменты. Изначально этот театр, построенный для выступлений во время Малых и Великих Дионисий (т. е. каждые полгода), был деревянным. Через два века сцену и большинство ступеней заменили на мраморные. Во времена Римской Империи вместо театральных представлений здесь проводились гладиаторские бои. Огромная сцена и множество мраморных кресел под открытым небом могли вместить весь город. Первые ряды предназначались для почетных горожан, остальные – для простых зрителей.

Даже сейчас, по прошествии стольких веков, театр Диониса впечатляет своими размерами и величественностью.

Что еще посмотреть в Акрополе?

Помимо названных знаменитых достопримечательностей, афинский Акрополь, краткое описание которого мы продолжаем, интересен и другими памятниками, практически не сохранившимися, но все же стоящими внимания. Это храмы, или святилища, Афродиты и Артемиды, храм Рима и Августа, небольшой по размеру храм Зевса. В 19-м веке французский ученый обнаружил тайные запасные ворота в Верхний город. Они были названы в его честь – ворота Бюле.

Панорамный вид на великий город Афины, который открывается с вершины холма, тоже может считаться частью культурного наследия. Вся столица (с ее старыми и новыми постройками) как на ладони, белый город на фоне синего моря, виднеющегося вдали.

Что следует знать туристам?

Акрополь открыт для посещения круглогодично, с 8:00 до 18:30 в будни и в сокращенном режиме (с 8:00 до 14:30) в праздники. Есть установленные праздничные дни, когда музей закрыт для посещения. Следует внимательно ознакомиться с графиком работы, прежде чем планировать экскурсию. Входной билет стоит 12 евро и действителен 4 дня после приобретения (есть льготный тариф для студентов и пенсионеров и бесплатное посещение для школьников).

Посетить Акрополь можно либо с экскурсией, либо с индивидуальным гидом, либо самостоятельно. В последнем случае оплачивается только стоимость входного билета, но следует учесть, что без комментариев экскурсовода осмотр памятника не будет интересным. Лучше обзавестись аудиогидом или сопроводительным рассказом.

Июль и август – пик туристических поездок в Афины, поэтому нужно быть готовыми к очередям и большому количеству гостей храмового комплекса. Лучше планировать посещение на раннее утро, когда посетителей поменьше.

При посещении в летний период следует надеть головной убор и взять достаточное количество питьевой воды (на территории комплекса ее можно купить, но цена будет неоправданно высока).

Не рекомендуется также покупать сувениры на территории Верхнего города: за его пределами они будут стоить гораздо дешевле.

Посещать Акрополь следует в удобной обуви, приготовиться к прогулкам на достаточно большие расстояния.

В храмовом комплексе ничего нельзя трогать руками, даже камни!

В 300 метрах от Акрополя находится новый археологический музей, где можно посмотреть интересные раскопки и находки прямо в земле, прогуливаясь по стеклянному полу. Стоимость посещения не высока.

На крыше музея есть открытое кафе, где предлагают очень вкусный кофе и недорогие блюда местной кухни. Вид на Акрополь оттуда просто потрясающий!

Можно приобрести, чтобы надолго оставить в памяти Акрополь, описание и фото: Греция, Афины, живописная природа и знаменитые достопримечательности будут напоминать о себе со страниц альбома.

Впечатления туристов

Никого не оставляет равнодушным афинский Акрополь: отзывы туристов в большинстве восторженные, наполненные яркими эмоциями. Величие храмового комплекса в Афинах поражает! Каждый камень, каждый обломок мрамора хранит многовековую историю, память о расцветах и разрушениях, о поражениях и победах, память о великих воинах и жестоких завоевателях.

Несмотря на то что сохранились до наших дней лишь обломки былого великолепия, здесь витает особая атмосфера культуры древних греков, и взошедшие на холм люди словно становятся чуточку ближе к этому наследию, словно попадают в окружение тех божеств, в чью честь были выстроены красивейшие храмы, святилища и колоннады!

Источник: FB.ru

Расположение Акрополя: как до него добраться

 

Главная достопримечательность Афин расположена в сердце города и отлично просматривается из любой точки столицы. Холм Акрополя высотой 156 метров расположен в районе Акрополь — по понятной причине самом посещаемом районе города. Добраться до нужного места не составит труда. Самый простой способ — на метро до ближайшей станции Акрополи или до станций Тиссио, Синтагма, Омония и Монастираки. Из центра Афин до Акрополя можно дойти пешком, если следовать по улице Дионисиу Ареопагиту. Идти нужно постоянно в гору. Ближе к Акрополю сбиться с пути не дадут многочисленные указатели.

 

Акрополь на карте Афин. Маркер установлен на месте входа в Акрополь

 

 

История Акрополя

 

Скалистый холм Акрополя использовался афинянами с незапамятных времён. В период архаики здесь строились храмы и устанавливались скульптуры, проводились культовые обряды. В микенский период Акрополь выполнял функцию царской резиденции — более выгодного и безопасного расположения в Афинах трудно было представить.

 

При Писистрате на холме развернулось активное строительство древнейшего храма Акрополя — Гекатомпедона, предшественника Парфенона. Его посвятили богине Афине и окружили несколькими культовыми постройками. Но все храмы пришли в упадок после нашествия персов. И тогда греки поклялись восстановить святыни, изгнав врагов.

 

Акрополь в древности.

 

Новые попытки построить храм на Акрополе предприняли во времена знаменитого полководца Перикла — он выступил инициатором. Разработка проекта была поручена Фидию, который стал главным автором архитектурного облика. Так над Афинами возвысился Парфенон, и ему было суждено превратиться в узнаваемый символ Греции. Но прежде храм прошёл испытаний. Парфенон несколько раз переоборудовали и захватывали: он служил православным храмом и мечетью, а соседние постройки даже использовались для размещения гарема. Некоторые бесценные памятники разбирали на стройматериалы.

 

Только с возрождением Греции как независимого государства было начато восстановление памятников Акрополя. А многие скульптуры в целях сохранения заменили копиями — оригиналы хранятся в Музее Акрополя.

Для греков тема наследия главной достопримечательности Афин остаётся болезненной. В XIX веке собрание предметов искусства вывезено в Англию лордом Элгином (которого ещё Байрон за это назвал вором). И до сих пор Великобритания отвечает отказом на просьбы Греции о возвращении украденных мраморов на родину.

 

Знаменитый портик кариатид. Одна из скульптур была выломана лордом Элгином и теперь хранится в Британском музее.

 

 

Храмы и памятники Акрополя

 

Входом Акрополя служат Пропилеи из серого элевсинского и белого пентелийского мрамора. В архитектуре сочетаются дорические и ионические колонны — первый случай, когда в Древней Греции два ордера “встретились” в одном сооружении. Монументальный вход состоит из двух портиков. Один смотрит на Акрополь, другой направлен к Афинам.

 

На юго-западной стороне от Пропилей стоит храм Ники. На его мраморном фризе, выполненном в ионическом стиле, изображались боги и фрагменты битвы против персов. В древние времена внутри стояла ныне утраченная статуя Ники. В 2000 году храм отреставрировали, и сегодня он украшает Акрополь.

 

Парфенон – главная достопримечательность Афинского Акрополя.

 

Центральное место на холме отведено Парфенону. Ради него многие приезжают в Афины. В древнем городе он выполнял функции главного храма, посвящённого Афине, а его облик вдохновлял архитекторов по всей Европе. Парфенон до сих пор окончательно не восстановлен, хотя это не мешает ему оставаться самым впечатляющим памятником Акрополя.

 

В числе важных храмов Древних Афин был Эрехтейон. Его возводили на неровной поверхности, поэтому сооружение отличается асимметричностью. На южной части Эрехтейона расположены статуи кариатид, которые сделали облик храма узнаваемым. Также на склонах Акрополя можно увидеть руины Асклепиона и Одеон Герода, который до сих пор служит площадкой для проведения концертов.

 

 

Музей Акрополя

 

В 2009 году в греческой столице торжественно открыли Новый музей Акрополя. Его ультрасовременное здание по площади в несколько раз превышает размеры старого музея. Открытия ждали так долго, что за первые 3 месяца количество посетителей превысило 1 миллион.

Коллекция полностью составлена из предметов, найденных на Акрополе с 1834 года. Здесь можно увидеть статуи, подлинники кариатид, мемориальные плиты, бесчисленное множество фрагментов сооружений и культовых предметов. Посетители даже имеют возможность понаблюдать за ходом раскопок, которые проходят прямо под зданием Нового музея.

 

 

Музей детально освещает разные эпохи существования Акрополя. Он знакомит не только с античным периодом, но и с эпохой Римской империи. Хорошо дополняют выставку интерактивные материалы. Музей Акрополя регулярно проводит временные выставки, а в праздничные дни устраивает интересные мероприятия для детей.

 

 

Что посетить рядом с Акрополем

 

Посещение Акрополя можно совместить с прогулкой по другим знаменитым местам города. Например, по Агоре — центру политической, торговой и культурной жизни Древних Афин. Бывшая рыночная площадь сохранила множество архитектурных свидетельств, в том числе храм Гефеста. Слева от Акрополя расположен холм Филопапу с памятником римскому правителю Филопапу. Сооружение сохранилось частично, поэтому туристов холм привлекает великолепным панорамным видом на Афины.

 

И, конечно, после посещения Акрополя необходимо отправиться в Монастираки — самый популярный и колоритный район Афин, сохранивший множество интересных памятников истории. Среди них выделяются церковь Богородицы и мечеть. Но главным местом притяжения для туристов служит рынок Монастираки, где любой турист найдёт сувенир на память об Афинах.

 

 

 

Источник: www.greecetoday.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.