Парфенон план


Памятник Античной архитектуры. Выстроенный при Писистрате. 447-438 гг.(сер. 5 в д н э) Архитекторы Иктин и Калликарт

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера.

(8 колонн ионического ордера, внутри дорический стиль, колонны стоят на осях внешнего портика) Он стоит на трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имеет 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён перистилем — колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам, учитывая угловые. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр колонны сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.

Находящееся за внешней колоннадой помещение храма имеет 59 м в длину и 21,7 м в ширину. Оно установлено на двух дополнительных ступенях общей высотой 0,7 м и является амфипростилем. На его фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, ведущим в целлу, западный — постикумом, ведущим в опистодом.


Целла, располагавшаяся с востока, имела длину 29,9 м и ширину 19,2 м. Два ряда из 9 дорических колонн заканчивались у стены поперечным рядом с ещё тремя колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефенаходилсянаосонобразутбукву П главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера.

Опистодом имел 13,9 м в длину и 19,2 м в ширину. В нём стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Опистодом назывался Парфеноном, поскольку изначально здесь хранились дары богине; затем это название распространилось на весь храм. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.

Непрерывный фигурный фриз— зофор — принадлежность ионического ордера, и, тем не менее, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был: бы быть фриз с триглифами и метопами. Примечательно, что под лентой этого рельефа видны небольшие полочки с выступами, какие обычно помещаются под триглифами дорического ордера. Он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора.


Курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:

· Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось бы, что пол прогибается.

· Угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.

· Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше, однако не столь большой, как у архаических храмов.

· Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми.

· Эхин почти прямой, его вынос очень мал (0,18 верхнего диаметра колонны).

· Высота эхина и абаки одинакова.

· Высота архитрава равна высоте фриза. Их отношение к карнизу: 10:10:4,46.

· Антаблемент наклонён наружу, а фронтоны — внутрь.


Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высот

Скульптурная отделка Парфенона велась под руководством великого Фидия и при его непосредственном участии.

· Эта работа делится на четыре части:

· метопы внешнего (дорического) фриза,

· сплошной ионический (внутренний) фриз,

· скульптуры в тимпанах фронтонов

· известнейшая статуя Афины Парфенос.

 

Зарисовка 10. План Парфенона. Его основные части.

В основе построения квадрат со стороной в сто аттических футов – он определяет ширину храма по стилобату. Длина находится геометрически: засечкой радиусом, равным диагонали половины квадр

Парфенон план

Парфенон план

Источник: cyberpedia.su

Характер оформления зданий на протяжении истории человечества менялся в соответствии с условиями жизни людей в определенную эпоху, на определенной территории, при том или ином общественном строе. Из истории архитектуры мы знаем об эпохах расцвета этого вида искусства, например, в древней Греции, памятники архитектуры которой до наших дней служат совершенными примерами целесообразного сочетания в здании конструктивных и декоративных качеств.


На примере одного из памятников архитектуры Греции посмотрим, из каких частей слагалось там общественное здание, как сочетались конструктивные части здания с частями декоративными и какой вид имели там архитектурно — декоративные элементы здания. Этим, конечно, не исчерпывается значение описываемого памятника архитектуры.

Парфенон план

4. Парфенон в Афинах (реставрация). Часть портика.

На рис. 4 показана часть портика одного из общественных зданий в Афинах — Парфенона, храма богини Афины Паллады (в реставрированном виде), построенного архитектором Иктином в 447—438 гг. до нашей эры. Внутри храма находилась статуя Афины работы скульптора Фидия. Парфенон — совсем небольшое здание по сравнению с современными масштабами, но даже в его современном полуразрушенном состоянии Парфенон производит впечатление благородного величия и мощи. Содержание изображений на декоративных частях Парфенона связано с его назначением: раз в четыре года к Парфенону направлялось торжественное шествие для передачи жрецу Афины нового покрывала для статуи богини. Такое шествие изображено на рельефном фризе, опоясывающем верх внешних стен залов Парфенона. Начало шествия изображено на фризе западной стены: мужчины готовятся сесть на коней и присоединиться к процессии, дальше изображены всадники, колесница с воинами, пожилые граждане с ветвями оливы, музыканты; мужчины несут сосуды, идут жертвенные овцы и рогатый скот, девушки с принадлежностями для жертвоприношения, старцы. Изображенная на фризе процессия двумя ветвями огибает стены зала с севера и юга, подходя к восточной стене, где изображены олимпийские боги и (в центре) передача жрецу одежды для Афины. На рис. 5 изображены части этого фриза.


Парфенон план

5. Часть рельефного фриза Парфенона:

А— юноши, несущие жертвенные сосуды; Б — часть процессии всадников.

Этот фриз — замечательное произведение искусства, замечательный образец композиции декоративной скульптуры, пример высокого мастерства в изображениях отдельных фигур, чувства ритма и единства в — композиции целого. Исполнение фриза потребовало огромного труда, о чем можно судить хотя бы по тому, что, кроме изображений человека,, на фризе насчитывается более двухсот конских фигур.

Парфенон — праздничное сооружение для народных торжеств,, органическое целое, от которого нельзя отнять ни одной части, где неразрывно соединены конструктивные и декоративные элементы здания.

Наиболее интересная и относительно хорошо сохранившаяся часть Парфенона — его наружные колоннады, основное звено стоечно-балочной конструкции, сущность которой заключается в наличии отдельно стоящих вертикальных опор — колонн, пролеты между которыми перекрыты горизонтальными балками из камня или дерева.


кие балки — перекладины называют архитравом, а перекрытие— архитравным в отличие от сводчатого. В сводчатом перекрытии опоры выдерживают давление не только сверху вниз, но их распирает в стороны; в стоечно — балочной конструкции балки давят на опоры только сверху вниз. Художественная переработка такой конструкции и состоит в выявлении двух сил, действующих в противоположных направлениях: сверху вниз и снизу вверх.

Опорами в Парфеноне служат колонны, они расширены книзу и утонение кверху идет не по образующей конуса, а имеет легкое утолщение (энтазис), как будто упруго раздаваясь под давлением тяжести, лежащей на ней. Греки-строители искусно использовали эти две детали — колонны, по-разному их применяя на отдельных постройках: они умели избегать и впечатления хрупкости колонны и впечатления излишней толщины— тяжести колонны. Утонение колонны подчеркивает направление кверху опорной силы колонны, придавая ей стройность. Впечатление устремленности колонны вверх усиливается желобками — каннелюрами, идущими вдоль ствола. Колонна заканчивается капителью, создающей естественный переход от опоры к лежащей на ней балке, через, плиту давление, распределяется на большую площадь. Профиль капители, состоящей из призматической плиты — абака, под ней скругленного, эхина, пяти ремешков — аннули и шейки, придает капители характер упругости и силы. Абак составляет переход от округлых форм колонны к прямолинейным очертаниям каменных перекладин, поддерживаемых опорой.


рхняя горизонтальная часть здания, расположенная над колоннадой, называется антаблементом и состоит из трех главных частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав держит всю конструкцию верха здания, соединяя перекладинами колонны и передавая на них тяжесть частей здания, лежащих на нем. Назначение карниза — не давать дождевой воде стекать по стенам и колоннам, поэтому он значительно выдается вперед и на его нижней горизонтальной грани сделано специальное приспособление для отвода капель, дождя — мутул. Между карнизом и архитравом расположен фриз, как будто не имеющий практического значения, но многие исследователи объясняют наличие на фризе триглифов — камней с вертикальными бороздками как подобие концов поперечных балок, лежавших на архитраве в более древних деревянных храмах. Триглифы размещены над колоннами и серединами пролетов между колоннами. Промежутки между триглифами на фризе заполнены метопами — каменными квадратными плитами с декоративной скульптурой. Это сцены борьбы богов с гигантами, людей с кентаврами и т. п.—92 различных скульптурных изображения, говорящих о победе человека и его разума над стихией.

На карнизе покоится треугольник фронтона со скульптурой вписанной в форму треугольника; на углах фигуры лежат, дальше сидят, а в центре они сделаны во весь рост. Скульптуры на фронтонах Парфенона изображают: на восточном фасаде — миф о рождении Афины из головы Зевса, на западном — спор между Афиной и Посейдоном об обладании Аттикой.


онтоны завершаются профилированной симой. Скульптура Парфенона сливается в единое композиционное целое со строгими и простыми ритмами его архитектуры. Общее впечатление стройности Парфенона усиливается постановкой здания на высокое каменное подножие — стилобат из трех полуметровых ступеней. По боковым фасадам Парфенона расположено по 17 колонн, эта нечетность числа колонн подчеркивает отсутствие входного пролета в середине колоннады; на главном фасаде — 8 колонн.

Фасады Парфенона (производили впечатление торжественной праздничности. Верх здания был окрашен в яркие свежие цвета. На главных конструктивных частях здания сохранялась белизна строительного материала — мрамора, вверху оживляющаяся красными, синими и желтыми тонами в сочетании с золотом. Триглифы были синими, в метопах — на красном фоне синие одежды сочетались с металлическими частями — По горизонтальным полосам карниза тянулись ленты цветного орнамента, скульптуры фронтона выделялись на красном фоне. Все это многоцветие достигалось, повидимому, окраской мрамора прозрачными красками, не закрывавшими мрамор наглухо.

Внутри Парфенон производит суровое впечатление; судить о том, что было в его залах, можно лишь по спорным реконструкциям, восстанавливающим остатки его внутренней отделки. План Парфенона прост: за колоннадами стена без окон огораживала большое прямоугольное пространство — целлу, разделенную поперечной стеной на два зала, имевших каждый свою колоннаду. Входом в зал служила высокая дверь, расположенная против среднего пролета главного фасада. Ряд колонн внутри здания поддерживал потолок. В одном из залов помещалась статуя Афины Паллады, в другом — сокровищница.


Всякое здание имеет ту или иную геометрическую форму или представляет сочетание нескольких геометрических форм. В этом смысле говорят о зданиях призматических (как большинство современных зданий), цилиндрических (как Пантеон в Риме или некоторые из башен Московского Кремля), о пирамидальных крышах, сферических куполах и т. д.

Египетские пирамиды могут служить примером простои геометрической формы, использованной для постройки гробницы огромных размеров. Однако грандиозность размеров пирамиды-гробницы с трудом осознается человеком вследствие малой расчлененности этого сооружения. Греческие здания, например Парфенон, производят не менее величественное впечатление, чем египетские пирамиды, хотя по размерам они значительно меньше пирамид.

Сопоставление египетской пирамиды с греческим зданием удобно для объяснения понятия о масштабности архитектурных сооружений, так же как бытовые вещи должны быть масштабны по отношению к человеку. Размеры мебели, сидений и столов в особенности всегда приспособлены к пропорциям фигуры человека среднего роста.

Греки-строители настолько архитектурно выразительно и гармонично проработали конструктивные части своих зданий (стены, столбы, балки, перекрытия и крыши), что их конструкция превратилась в законченную архитектурную форму, могущую (принимать различные композиционные выражения.


к как в архитектуре древней Греции портик являлся постоянной частью здания, колоннада получила большое развитие и в смысле типов и размеров. Последовательно возникают типы колоннад: дорической, ионической и коринфской, названные ордерами. В дальнейшем римляне завершили эту систему ордеров в каменной архитектуре, узаконив и определенные пропорции для каждого ордера. Таким образом, в этой системе ордеров были установлены, строго определенные пропорции членения всех архитектурных частей здания. Эта закономерность построения всех деталей здания настолько — гармонически связала их между собою, что взятые порознь они продолжают существовать как бы связанными; с недостающими частями ордера Архитектурный язык системы ордеров, впервые найденный строителямb здании древней Греции и Рима, по-новому звучащий в каждую последующую эпоху, продолжает существовать и в настоящее время в советской архитектурной практике (рис. 6).

Парфенон план

6. Архитектор В. И. Заболотный. Фасад здания Верховного Совета Украинской ССР в Киеве.

Источник: arxipedia.ru

Парфенон до Парфенона

Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.

Дворец Афинских царей

Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).

Первый храм Афины в Акрополе

После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма). Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины. Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.

Храм Гекатомпедон

Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.

Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм – неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистратов (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.

Храм Опистодом

Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь – Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на северном склоне Акрополя у стены Эрехтейона.

Строительство Парфенона

В 449 году на народном собрании Афин было принято решение о перестройке Акрополя, который после окончания греко-персидских войн лежал в руинах. Важнейшее место в скульптурном ансамбле было отведено новому величественному и роскошному храму в честь богини Афины. Для строительства святилища были выбраны лучшие строители, зодчие, архитекторы, художники, а средств на возведение нового алтаря не жалели.

Так как Афины на тот момент были демократическим городом, то каждый житель имел право знать, как расходуются выделенные средства. Именно поэтому все финансовые и строительные отчеты вырезались на камнях и выставлялись для всеобщего обозрения. Эта методика ведения отчетности в наши дни частично помогает археологам восстановить хронологию событий, оценить затраты и даже узнать причины срыва сроков. К сожалению, «отчеты по Парфенону» сохранились в очень плохом виде: часть отсутствует, а часть тяжело подается расшифровке.

Считается, что строительство Парфенона началось в 446 году до нашей эры. Для нового храма была выбрана ровная площадка в самом высоком месте священной скалы. Первые пару лет были посвящены добыче мрамора и доставке его на священную скалу. В большинстве случаев камни добывались из горы Пентеликон (23км от Афин), подвергались частичной обработке, затем доставлялись на Акрополь и уже здесь приобретали свои окончательные формы.

Для этих целей была сооружена специальная камнетёсная мастерская, в которой и велись работы по приведению мрамора в «нужную кондицию». Для выполнения работы каменотесов привлекались как свободные жители города, так и рабы. Рабы, как правило, выполняли черновую работу, а вот сложные и ответственные операции по вырезанию пазов и шлифовке мрамора выполняли только свободные люди.

Если говорить об авторе Парфенона, то тут есть несколько версий. Самая распространенная – сам проект был создан и придуман Иктиным, а непосредственно руководил работами Калликрат. Не остался в стороне и Фидий, который занимался отделкой и внешним украшением храма. Некоторые историки спорят с этим и говорят о том, что Фидий не только «украшал» Парфенон, но и руководил работами, а Иктин и Калликрат лишь помогали ему. Учитывая, что строительство Парфенона пришлось на эпоху Перикла, который очень уважал Фидия, то лично нам эта версия кажется более правдоподобной. Но самое интересное в том, что в эпиграфических документах, сообщающих о строительстве Парфенона, все эти имена вообще отсутствуют. Безусловно, все трое сыграли важную роль при строительстве Парфенона, а кто из них был «самым главным» уже не так важно.

К 438 году основные работы были закончены, и храм был освящен в день празднования Панафиней. Но стоит сказать, что различные доработки, касающиеся главным образом внешнего вида храма, длились вплоть до 432 года до н.э., речь идет о создании скульптур метоп, фриза, фронтонов и т.д.

Архитектура Парфенона

Наверное было бы логично продолжить статью дальнейшей историей Парфенона, но мы должны остановится на его архитектурных особенностях. Если они вас не очень интересуют, то можно смело пропустить этот раздел.

По своему внешнему виду Парфенон представляет собой классический прямоугольных храм с колоннадой (периптер) из 46 колонн. Размеры храма 69.54м в длину и 30.89м в ширину. По своему стилю храм относится к дорическому ордеру с рядом элементов ионического. Например, вместо характерных для дорического ордера шести колон на фасаде, он имеет восемь, а это уже ионический стиль. Боковые стены с каждой стороны украшает 17 колонн (включая угловые), каждая из которых имеет по 10-12 барабанов. Высота колонн с капителями – 10.43 метра, а диаметр от 1.905 до 1.944м, причем кверху он уменьшается. Крыша храма была выполнена из черепицы.

Мы позволим себе не углубляться во внутреннее устройство храма, потому как людям, не связанным с архитектурой, все эти пронаосы, амфипростили и стилобаты ни о чем не расскажут, а тех, кто в этом понимает наше невежество в описании сильно повеселит. Лучше мы расскажем о скульптурном украшении храма, тем более, что частично оно сохранилось до наших дней и увидеть его может любой желающий, если отправиться в Афины или Лондон.

Над скульптурным оформлением Парфенона работал Фидий и этот факт почти не оспаривается историками. Условно все оформление храма можно разделить на четыре значимых части: золотая статуя Афины Парфенос, метопы внешнего фриза, внутренний фриз и скульптуры на фронтонах.

Скульптура Афины Парфенос

Центральное место в храме отводилось огромной статуе Афины Парфенос, которую выполнил Фидий. Это была классическая хрисоэлефантинная скульптура (выполненная из слоновой кости и золота) высотой 11 метров. До наших дней статуя богини не сохранилась, но ее внешний облик удалось восстановить по многочисленным копиям и рисункам. В левой руке Афина держит щит, на внешней стороне которого изображена битва с амазонками, а на внутренней – битва с титанами.

По легенде, в барельефе битвы амазонок Фидий изобразил себя в образе Дедала, а Перикла – в образе царя Тесея. В правой руке Афины Парфенос – богиня Ника. На всех копиях она выглядит совсем крошечной, в оригинале же это был отдельный архитектурный шедевр высотой почти 2 метра. Пьедестал статуи был украшен сценой рождения Пандоры – первой женщины.

С историей статуи связан грандиозный скандал: Фидия и Перикла обвинили в растрате государственных средств, которые были выделены на создание статуи Афины. По одним данным Фидий смог доказать свою невиновность, по другим, все-таки оказался в тюрьме. Принято считать, что статуя была уничтожена во время пожара в пятом веке нашей эры, но некоторые ученые пытаются доказать, что она «прожила» гораздо дольше, так как в X веке упоминание о ней всплывает в истории Константинополя.

Метопы Парфенона

Говоря о скульптурном украшении Парфенона нельзя не рассказать о метопах, или, как их еще называют, о дорическом фризе храма, который украшал внешнюю колоннаду. Внешний фасад Парфенона украшали 92 метопы, на каждой из которых был создан отдельный шедевр в виде барельефа. Все их объединяла между собой единая тема. Южный фасад украшен сценой битвы кентавров с лапифами, на севере – эпизоды Троянской войны, западную сторону украшала битва амазонок, а на востоке – битва богов с гигантами. До наших дней сохранилось 57 метоп, основная часть принадлежит восточному фасаду. Сорок две метопы можно увидеть в Новом музее Акрополя в Афинах, а 15 в Британском музее в Лондоне.

Ионический фриз Парфенона

Еще один фриз, но уже в ионическом стиле, был создан для украшения верхней части внутреннего помещения храма. Длина этого скульптурного полотна составляла 160 метров, а высота 1.02 метра. На барельефе изображено панафинейское шествие, картина включает в себя 378 изображений людей и богов и около 200 животных и представляет собой уникальное произведение античного искусства. До наших дней из 115 пластин сохранилось 96: пятьдесят шесть из них можно увидеть в Лондоне, а сорок находятся в экспозиции музея Акрополя, также фрагменты можно увидеть в Ватикане, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Палермо и Вюрцбурге.

Фронтоны Парфенона

Ну и последняя скульптурная особенность Парфенона, о которой мы не можем не упомянуть – это его фронтоны. Внутреннюю часть фронтонов восточного и западного входа украшали гигантские скульптурные композиции, которые к нашим дням почти не сохранились. С восточной стороны был изображен миф о рождении Афины из головы Зевса, а с западной был представлен знаменитый спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. До наших дней дошли лишь части 30 статуй: 19 из них можно увидеть в Британском музее, а 11 находятся в Афинах.

Как это ни странно, но в декоре Парфенона огромную роль сыграла живопись. Сейчас в это сложно поверить, но раньше главный храм Акрополя был цветным. Особенно ярко был раскрашен фриз: триглифы – синие, фон метоп – красный, тении – темно-красные. Скульптурные группы также были раскрашены как на метопах, так и на фронтонах. Колонны же, кроме узкой полоски, отделяющей шейку капители, сохраняли естественный цвет пентеликонского мрамора.

Дальнейшая история Парфенона

Но вернемся к истории самого знаменитого античного храма в мире. Практически сразу после окончания строительства Парфенона в Греции разразилась Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой первые потерпели сокрушительное поражение и лишились всего, что у них было, включая свой демократический политический строй. Лишь спустя несколько лет афинянам удалось освободится от навязанного режима и частично, хоть и в гораздо меньшей степени, чем раньше, восстановить свою государственность. Но не успели греки оправиться от гнета спартанцев, как пришла эпоха македонцев сначала в лице царя Филиппа II, а затем его сына Александра Македонского. Несмотря на то, что в 323 году до нашей эры Александр Великий покончил с афинской демократией, он не стал разрушать Афины и его святыни, как это обычно делают завоеватели. Более того, он приказал повесить на восточном фасаде Парфенона четырнадцать щитов, а позднее преподнес Афине-победительнице дары в виде 300 доспехов побежденных персов.

В конце IV века до нашей эры к власти пришел Деметрий Полиоркет, который использовал Парфенон в качестве своего дворца, в котором поселился вместе со своими многочисленными любовницами. А дальше каждый новый правитель превосходил предыдущего по степени надругательства над священным для афинян местом. Так в начале III века до н.э. афинский тиран Лахарес приказал снять все золото, которым была украшена одежда статуи Афины Парфенос, предположительно именно в это время статуя была «переодета» в бронзу. По другим данным, после того, как статую «раздели» –  она пропала вовсе.

В начале II века до нашей эры в Парфеноне устанавливается огромный памятник в честь одного из представителей пергамской династии Атталидов. Он был установлен справа от входа в храм и в высоту практически доставал до крыши. Спустя несколько десятков лет слава Атталидов пошла на спад и монумент быстренько переделали в честь императора Августа. Как это ни странно, но античные историки не упоминают о пожарах, которые были в Парфеноне, и какие разрушения они нанесли.

Эту информацию частично можно обнаружить лишь в сохранившихся речах древнегреческих ораторов, которые иногда в своих трактатах используют отсылки к истории. Тем не менее, археологам удалось установить, что в III веке в Парфеноне бушевал огромный пожар, который уничтожил крышу и внутренние перекрытия, мраморные блоки потрескались, колоннада в восточной части храма практически обрушилась.

Реставраторы того времени, видимо, приходились далекими родственниками московскому мэру, потому что при реконструкции храма не ставилась задача восстановить облик святилища или сохранить уникальные скульптурные украшения, задача была сделать быстро. Поэтому крышу сделали только для того, чтобы защитить внутренние помещения, а на восстановления колонн пошли блоки, которые остались от разрушенных храмов, а также мраморные таблички с финансовой отчетностью.

Превращение в христианский храм

Точных сведений о том, когда именно храм Афины был превращен в христианскую церковь история не сохранила. Но археологи предполагают, что это произошло в V-VI веке нашей эры. Именно тогда Парфенон был разграблен, а все сохранившиеся на тот момент сокровища были вывезены в Константинополь. В византийский период истории Афин Парфенон служил православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы и был четвёртым по значимости паломническим центром Восточной Римской империи после Константинополя, Эфеса и Салоник. Значимость храма была настолько велика, что император Василий II прибыл в Афины в 1018 году с единственной целью – поклониться Парфенону.

Во времена правления Оттона де ла Роша в Парфеноне разместилась резиденция французского архиепископа. На какой-то период храм превратился в католическую церковь и стал именоваться собором Афинской Богоматери (Notre Dame d’Athenes). В течение следующих 250 лет власть над Афинами сначала перешла к каталонцам, а затем к итальянцам. При первых Парфенон стал называться Санта-Мария-де-Сетинас, а при вторых сменил имя на Санта-Мария-ди-Атене.

Перестройка античных храмов в христианские была довольно распространенным явлением, вспомнить хотя бы храм Гефеста в Агоре. При перепланировке страдал как внешний облик храма (например, чтобы добавить света в скульптурном фризе Парфенона были прорублены окна), так и внутренний. Все, что могло пригодиться для совершения богослужений оставляли или переделывали, остальное же безжалостно уничтожали.

Превращение Парфенона в мечеть

В середине XV века Афины переходят под власть Османской империи, которой в то время правил Мехмед II Завоеватель. Акрополь был преобразован в турецкий гарнизон: в Эрехтейоне разместился гарем султана, в Пропилеях поселился военный комендант, а Парфенон почти сразу же превратили в мечеть. Христианские и языческие росписи забелили, чтобы не было видно, а построенную в христианские времена колокольню переоборудовали в минарет. Почти два столетия Парфенон был мусульманских храмом. В 1687 году во время очередной турко-венецианской войны Парфенон был разрушен.

Произошло это 26 сентября 1687 года. Надеясь, что противник не станет обстреливать бывшую христианскую святыню, османы решили спрятать в Акрополе женщин, детей и боеприпасы, но глава венецианской армии генерал Отто-Вильгельм Кёнигсмарк, несмотря ни на что приказал обстрелять Акрополь. Пушки были установлены на холме Филопаппу, поэтому и Парфенон, и другие строения священной скалы были как на ладони. После попадания снаряда в храм произошел взрыв, в результате которого большая часть храма обрушилась. С этого момента история Парфенона становится историей руин.

Вскоре венецианцы оставили Афины, а турки вновь разбили гарнизон на Акрополе, но гораздо более скромный. В руинах Парфенона была построен новая мечеть, а вот то, как она выглядела сейчас может узнать каждый. Дело в том, что на первой известной фотографии Парфенона, сделанной в 1839 году, мусульманский храм прекрасно виден невооружённым глазом.

Окончательное разрушение Парфенона

Постепенно могущество Османской империи стало падать и без надежной защиты памятники Акрополя стали быстро ветшать. Нередко камни от них шли на строительство домов, известны случаи, когда разбивали колонны, чтобы достать свинцовые скобы, которые соединяли барабаны. Как правило, все это было делом рук местных жителей, которым нужно было как-то выживать. Но не остались в стороне и европейцы, которые устроили настоящую охоту за уцелевшими фрагментами фризов и скульптурами.

Самый известный случай – это «мраморы лорда Элджина», которые сейчас выставляются в Британском музее (мы подробнее рассказывали об этом в статье про Новый музей Акрополя). Можно встретить фрагменты фриза Парфенона в Лувре, которые вывез из Афин в 1780 году французский дипломат Огюст де Шуазёль-Гуфье. Но самое печальное то, что судьба большинства фрагментов так и остается неизвестной.

Памятник античного искусства и история его реконструкций

В 1832 году Греция получает долгожданную независимости и уже через два года (28 августа 1834 года) Парфенон официально становится не просто руинами, а памятником античного искусства. Именно с этого времени в истории Парфенона наступает новый этап – этап археологических раскопок и бесконечной реставрации. В 1835 году на территории Акрополя были снесены все постройки, оставленные турками, венецианцами и прочими «варварами». Начались масштабные исследования, результатом которых стало то, что на холме остались лишь памятники, построенные до нашей эры, все остальное было снесено, как, например, Франкийская башня, располагавшаяся чуть южнее Пропилеев.

Справедливости ради стоит заметить, что шли и восстановительные работы. Так в 1840-х годах было частично реконструировано четыре колонны северного фасада и одна с южной стороны храма, около полутора сотен мраморных блоков были возвращены в стены внутренних помещений Парфенона. К сожалению, в 1894 году произошло сильное землетрясение, которое серьезно повредило храм и привело к новому витку реставраций. После землетрясения к работам над восстановлением древнего святилища был привлечен греческий архитектор Николаос Баланос, которые посвятил этому делу 40 лет своей жизни. Во многом благодаря ему, Парфенон приобрел тот вид, который мы можем сейчас видеть.

Уже после смерти архитектора, его труды подверглись жесткой критике, и надо сказать, что не просто так. Главная проблема была в том, что для скрепления блоков Николаос использовал металлические стержни, которые со временем ржавели и разрушали мрамор. В 1986 году было принято демонтировать крепления и заменить их на титановые.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Работы по восстановлению Парфенона идут и в наши дни, и когда они будут завершены не знает никто. Помимо работ над внешним видом, планируется провести реставрацию и внутри храма. Если все получится, то в скором времени туристы смогут увидеть остатки апсиды, сохранившийся с христианской эпохи, и постамент статуи богини Афины Парфенос.

Копии Парфенона в мире

Помимо оригинального Парфенона в Афинском Акрополе существует несколько известных копий, которые, безусловно, заслуживают внимания:

  • Копия Парфенона в американском Нэшвилле, созданная в 1897 году архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом. Главная ее особенность в том, что это полномасштабная реплика знаменитого античного храма. Сначала он был создан из дерева, а в первой четверти XX века здание перестроили в бетоне. В 1990 году храм украсила статуя богини Афины Парфенос.
  • Зал славы Вальхалла – это еще одна копия Парфенона, но уже в меньшем размере, которая расположилась в баварском городе Регенсбург. Реплика была создана в 1842 году архитектором Лео фон Кленце, тем самым, что построил в Санкт-Петербурге здание Нового Эрмитажа.

Также миниатюрные модели Парфенона можно увидеть в некоторых парках миниатюр, например, в парке Tobu World Square в Японии или Window of China на Тайване.

Заключение

Увидеть Парфенон можно бесплатно с холма Филоппапу, но он будет очень далеко. Если купить билет в Акрополь, тогда можно подойти к величайшему античному храму довольно близко. Обратите внимание, что оригинальные части фризов и фронтонов хранятся в Новом музее Акрополя, а непосредственно на священной скале можно увидеть лишь копии. Билет в Акрополь обойдется вам в €20 (или €30 по комплексному билету), а билет в Новый музей Акрополя – €5.

Уникальный античный храм еще очень долго будет волновать умы археологов, историков и архитекторов – сложно представить сколько событий и судеб людей видели эти мраморные колонны, какие секреты он еще скрывает. Стоит ли тратить драгоценные двадцать евро на осмотр груды камней каждый решит для себя сам, но наше личное мнение: вы не видели Афин, если не побывали в Акрополе и не увидели своими глазами эти красивейшие руины древнего Парфенона.

Книги о Парфеноне

  • Мэри Берд «Парфенон» (серия «Биография чудес света») купиить на Лабиринте, посмотреть на Ozon.ru
  • Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. «Судьба Парфенона» купить на Ozon.ru, скачать на Litres

Источник: poznamka.ru

— главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (παρθνεος). Он красовался на самом высоком пункте афинского акрополя, там, где перед тем стоял не вполне достроенный храм той же богини, заложенный еще до нашествия персов, вероятно, при Пизистрате, и разрушенный во время опустошения города Ксерксом. По окончании персидских войн, в правление Перикла, было приступлено к сооружению, на месте прежнего святилища, нового, более обширного и роскошного храма, причем пущено в ход искусство лучших из тогдашних художников и употреблены огромные денежные средства. Строителями П. называют Иктина и Калликрата; первому, по-видимому, принадлежал проект этого здания, а второй заведовал производством строительных работ. Великий скульптор Фидий и сам Перикл наблюдали за постройкой, продолжавшейся около десяти лет, с 448 по 438 г. до Р. Хр.

Фиг. 1. Внешний вид афинского Парфенона.

На прямоугольной платформе (в 68,4 м длины и в 30,38 м ширины), сложенной из пирейского камня и на которую можно было со всех сторон подниматься по трем ступеням, высился построенный из пентелийского мрамора величественный периптер дорического стиля с восемью каннелированными колоннами в каждом коротком фасе и с семнадцатью в каждом длинном (см. фиг. 1 и 2).

Фиг. 2. План Парфенона.

Вышиной эти колонны были в 11 м, диаметр их разреза в нижнем конце равнялся 1,8 м. Окруженный этой колоннадой (А), сам корпус храма был амфипростильный, т. е. имеющий с каждой короткой, восточной и западной, стороны по портику о шести колоннах меньшей величины: в восточном портике (В), составлявшем пропаос, находился вход во святилище; западный портик (Е) служил задними сенями, так наз. постикумом. Оба портика были загорожены железными вызолоченными решетками, устроенными между колоннами. Внутренность храма состояла из двух частей: из так наз. целлы (С), длиной в 100 фт. (отсюда — другое название П., Гекатомпедон, т. е. стофутный храм), и из заднего, менее обширного помещения, или описфодома (D). Два ряда колонн разделяли целлу на три нефа: на средний, широкий, и на два боковых, более узких. Над архитравом этих колонн стояли другие колонны меньшего размера, подпиравшие сложенную из мраморных плит крышу и устроенную в ней гипефру над срединой главного нефа. В глубине этого последнего, под сенью горизонтального потолка красовалась колоссальная статуя Афины. одно из великолепнейших произведений Фидия. Богиня была представлена стоящей в простой, но величественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ног ее, на базе, находился щит, слегка прислоненный к левой ноге; на нем покоилась левая рука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки стояла фигура Победы, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокий шлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурами грифов. Вокруг копья, внизу, обвивалась змея — эмблема мудрости. На внутренней стороне щита была изображена рельефом гигантомахия, а на внешней — битва амазонок. Даже края одежды и сандалии богини были украшены изображениями битвы кентавров с лапифами. Вся статуя была вышиной в 26 локтей и исполнена на деревянной основе из чистого золота и слоновой кости, так что из последней были вырезаны тельные части, все же остальные части были золотые. Описфедом храма, лежавший позади целлы, представлял собой помещение, сообщавшееся с ее боковыми нефами посредством двух небольших дверей; большая дверь вела из него в задний наружный портик; потолок этого помещения поддерживала четыре колонны. Здесь хранились храмовые драгоценности и утварь, равно как и государственная казна и важные общественные документы. Великолепные скульптурные работы, исполненные Фидием н учениками этого мастера под его руководством, украшали различные части здания. Тимпаны обоих фронтонов были заняты группами, изображавшими, на восточном фронтоне — рождение Афины из головы Зевса, а на западном — спор Афины с Посейдоном из-за обладания Аттикой. На архитраве всего перистиля висели золотые щиты; метопы фриза, в числе 92, были заняты мраморными плитами с горельефными изображениями сцен борьбы кентавров с лапифами, гигантомахии, битв амазонок и эпизодов Троянской войны. Внешние стены целлы и описфодома украшал барельефный фриз работы самого Фидия, изображавший торжественную — в присутствии богов — процессию последнего дня панафинейского праздника, в которой относился в акрополь драгоценный пеплос, изготовленный для подарка Афине искуснейшими девушками Аттики. По своей величине, по гармоничной стройности архитектонических линий, по благородству целого, П. представлял собой самое блестящее из произведений аттическо-дорического зодчества. Его красоту и живописность возвещала разноцветная, но не режущая глаз, окраска различных его частей. От всего великолепия П. дошли до нас только жалкие, обезображенные остатки. Со времени завоевания Греции римлянами не происходило в истории этой страны ни одного переворота, который не отражался бы печальным образом на судьбе этого сооружения. Сначала завоеватели увезли к себе его лучшие украшения; потом христианство, восторжествовав над язычеством, лишило храм всего того, что было противно новой религии. Святилище Девы-Афины превратилось в церковь Приснодевы Марии, но и это не уберегло его oт дальнейших несчастий. Нашествия славян, крестоносцев и турок, устроивших в П. мечеть, и наконец осада акрополя венецианцами, в 1687 г., страшно изувечили создание Иктина и Калликрата; венецианская бомба, попав через мраморную крышу внутрь здания, где хранился тогда запас пороха, произвела взрыв этого последнего, разорвала П. по длине на две части и обратила его в полуразвалины, из которых местные жители стали таскать камни для выжигания из них извести. Варварское отношение к П. прекратилось только в текущем столетии, по образовании греческого королевства. Но еще до этой поры многие из тех скульптурных украшений храма, которые более или менее уцелели, были уже увезены на З Европы. В настоящее время, из 5 не погибших, хотя и искалеченных метопов, только некоторые остаются на своих местах: 16 метопов южного фасада находятся в Британском музее, в Лондоне, один метоп — в Луврском музее и один — в новоустроенном Акропольском музее, в Афинах; остатки свалившихся и разбитых фронтонных групп перешли, главным образом, в Британский музей, где красуется также целая треть фриза, опоясывавшего целлу. Что касается до колоссальной статуи Афины, стоявшей в целле, то в конце III стол. до Р. Хр. тиран Лахарий похитил часть ее драгоценных украшений, но она продолжала находиться в храме до конца IV в. нашей эры; последнее имеющееся известие о ней относится к 375 г.; вероятно, вскоре после того она была уничтожена, как бывший предмет языческого культа, гнусный для христиан.

Ср. Michaelis, “Der Parthenon” (Лпц., 1871), и Dohrfeld, “Uutersuchungen am Parthenon” (в “M ittheilungen d. Archä ol. Instituts aus Athen”, т. VI, 1881).

А. С—в.

Источник: znachenie-slova.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.