Парфенон как выглядел


Вот уже почти 2500 лет над Афинами царит Парфенон, храм Афины-Девы – символ города, гордость античной архитектуры. Многие специалисты считают его самым красивым и гармоничным храмом Древнего мира. И большинство туристов, которые видят Парфенон воочию, разделяют это мнение.

Парфенон

История постройки

Многие годы после разрушения персами главного храма Афины, Гекатомпедона, в Афинах не было достойного покровительницы города святилища. Лишь после окончания греко-персидских войн в 449 году до н. э. у афинян появилось достаточно денег для масштабного строительства.

Начало строительства Парфенона пришлось на эпоху правления Перикла, одного из величайших политических деятелей Древней Эллады. Это был «золотой век» Аттики. Признание ведущей роли Афин в борьбе с персами привело к созданию Делосского морского союза, включавшего 206 греческих полисов. В 464 году до н. э. казна союза была перевезена в Афины. После этого правители Аттики фактически бесконтрольно распоряжались денежными средствами большинства государств Греции.


Деньги шли не только на борьбу с персами. Огромные средства были израсходованы Периклом на грандиозные строительные работы. Во время его правления на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, центром которого стал Парфенон.

Строительство Парфенона началось в 447 году до н. э. в высшей точке холма Акрополя. Здесь ещё в 488 году до н. э. была подготовлена площадка для нового храма и начаты работы по его возведению, однако на начальной стадии они были прерваны возобновившейся войной.

Проект Парфенона принадлежал зодчему Иктину, а ходом работ руководил Калликрат. Деятельное участие в постройке храма принимал великий скульптор Фидий, занимавшийся внешней и внутренней отделкой здания. К строительству были привлечены лучшие мастера Греции, а общий контроль работ осуществлял сам Перикл.

Освящение храма состоялось в 438 году на ежегодных Панафинейских играх, однако окончательно работы по отделке здания были завершены лишь в 432 году до н. э.

Архитектурный облик Парфенона

В архитектурном отношении храм — классический периптер с одним рядом дорических колонн. Всего колонн 50 – по 8 с торцевых и по 17 с боковых сторон. Ширина торцевых сторон больше традиционной – 8 колонн вместо 6-ти. Это было сделано по просьбе Фидия, стремившегося достигнуть максимальной ширины целлы, внутреннего помещения. Высота колонн составляла 19,4 метра при диаметре в нижней части 1,9 м. Угловые несколько толще – 1,95 м. К верхушке толщина колонн снижалась. На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр.


Всё здание покоится на трёхступенчатом основании высотой 1,5 м. Размер верхней площадки основания, стилобата, составляет 69,5 на 30,9 метров. За внешним рядом колонн были сооружены ещё две ступени общей высотой 0,7 м., на которых стоят стены храма.

Главный вход в Парфенон располагался на стороне, противоположной парадному входу на Акрополь – Пропилеям. Таким образом, чтобы попасть внутрь, посетитель должен был обойти здание с одной из сторон.

Общая длина храма (без колоннады) составляет 59 м., ширина 21,7. Восточная часть храма, где находилось само святилище Афины, имела внешний размер 30,9 м. и именовалась гекатомпедон, «стофутовый» (аттический фут – 30,9 см.). Длина целлы, составляла 29,9 м. Целла была разделена на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн. В среднем нефе находился алтарь богини, а также знаменитая статуя Афины Парфенос, творение Фидия.

Западную часть здания занимал опистодом – помещение, в котором хранились подношения Афине и государственный архив. Размеры опистодома составляли 13,9 х 19,2 м. Именно сюда перевезли казну Делосского союза. Название опистодома, Парфенон, впоследствии перенесли на весь храм.

Здание было выстроено из мрамора, добытого на горе Пентеликон в 20 км. от Афин. Особенность пентеликонского мрамора такова, что, будучи сразу после добычи практически белым, со временем он приобретает желтоватый цвет. Этим объясняется золотистый оттенок Парфенона. Мраморные блоки скреплялись железными штырями, которые вставлялись в просверленные пазы и заливались свинцом.

Уникальный проект Иктина


Историками искусства Парфенон считается эталоном стройности и гармоничности. Его силуэт безупречен. Однако на самом деле прямых линий в очертаниях храма практически нет.

Человеческое зрение воспринимает объекты несколько искажённо. Этим в полной мере воспользовался Иктин. Колонны, карнизы, кровля – все линии слегка изогнуты, тем самым создаётся оптическая иллюзия их идеальной прямоты.

Парфенон как выглядел

Столь значительное здание, как Парфенон, расположенное на ровной площадке, визуально «продавливало» бы основание, поэтому стилобат был сделан возвышающимся к центру. Сам храм был отодвинут от центра Акрополя в юго-восточный угол, чтобы не подавлять вошедшего в цитадель посетителя. Святилище как бы вырастает по мере приближения к нему.

Интересно решение колоннады. Идеально ровные колонны казались бы слишком тонкими, поэтому они имеют незаметное утолщение в середине. Чтобы создать ощущение лёгкости здания, колонны были установлены слегка наклонёнными к центру. Угловые колонны были сделаны несколько толще остальных, что придавало зданию визуальную устойчивость. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колоннады зрителю кажется, что они совершенно одинаковы.

Использовав в проекте Парфенона эту особенность человеческого восприятия, Иктин тем самым открыл один из основополагающих принципов, на которых выросла архитектура последующих столетий.

Скульптуры Парфенона


В работе над скульптурами храма участвовали лучшие мастера Греции. Общее руководство скульптурным оформлением святилища осуществлял Фидий. Ему же принадлежит авторство главной святыни Парфенона – статуи Афины-Девы.

Парфенон как выглядел

Лучше всего сохранился барельефный фриз, опоясывавший весь храм над колоннадой. Общая длина фриза – 160 метров. На нём изображено торжественное шествие в честь Афины. Среди участников шествия – старцы, девушки с пальмовыми ветвями, музыканты, всадники, колесницы, юноши, ведущие жертвенных животных. Над входом в храм изображён финальный акт Панафиней – жрец Афины в окружении богов и виднейших граждан Аттики принимает в дар богине сотканный афинянками пеплос (род женской верхней одежды).

Замечательными произведениями искусства являются метопы Парфенона – рельефные изображения, которые располагались над фризом. Из 92 метоп до наших дней дошли 57. Рельефы сгруппированы по тематическому признаку и посвящены распространённым в Элладе сюжетам. Над восточным входом была изображена битва богов с гигантами, над входом в опистодом на западе – сражение эллинов с амазонками. Метопы юга воспроизводили битву лапифов с кентаврами. Больше других пострадали метопы северной части, рассказывавшие о Троянской войне.


Скульптуры фронтонов сохранились лишь фрагментами. Они изображали ключевые для Афин моменты. Восточная группа воспроизводила сцену рождения Афины, а на западном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за право стать покровителем Аттики. Рядом с богами изображены легендарные личности истории Афин. Увы, состояние скульптур не позволяет точно определить принадлежность большинства из них.

В центральном нефе храма находилась статуя Афины высотой 12 метров. Фидий применил хрисоэлефантинную технику, когда сначала создавался деревянный каркас скульптуры, а на нём закреплялись пластины из золота, изображавшего одежды, и слоновой кости, имитировавшие открытые части тела.

Сохранились описания и копии изваяния. Богиня была изображена в гребенчатом шлеме стоящей во весь рост, но в остальном свидетельства очевидцев расходятся. Знаменитый географ II века н. э. Павсаний утверждал, что Афина в одной руке держала копьё, на ладони другой руки стояла вестница победы Ника. У ног Афина лежал щит, на груди богини находилась эгида – панцирь с головой Медузы-Горгоны. В копиях богиня опирается на щит, а копья нет совсем.

На одной стороне щита была изображена битва богов с гигантами, на другой — сражение греков с амазонками. Античные авторы передавали легенду о том, что на рельефе Фидий изобразил Перикла и самого себя. Позже за это он был обвинён в святотатстве и умер в тюрьме.

Дальнейшая судьба Парфенона


Храм высоко почитался во всей Греции и после заката Афин. Так, богатые пожертвования Парфенону делал Александр Македонский.

Однако новые правители Аттики относились к святилищу с гораздо меньшим почтением. В 298 году до н. э. по приказу тирана Лахара сняли золотые части статуи Афины. Во II веке н. э. в Парфеноне произошёл сильный пожар, однако здание восстановили.

В 426 году Парфенон стал храмом святой Софии. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она погибла при пожаре. В 662 году храм переосвятили в честь Богоматери, к нему была пристроена колокольня.

Завоевавшие в 1460 году Афины турки устроили в Парфеноне мечеть, перестроив колокольню в минарет, а в 1687 году случилась трагедия. Во время осады Афин венецианцами в храме был устроен турецкий пороховой склад. Попадание пушечного ядра в бочки с порохом привело к мощному взрыву, в результате которого средняя часть здания была разрушена.

Разрушение храма продолжалось и в мирное время, когда жители города растаскивали мраморные блоки для своих нужд. В начале XIX века основная часть скульптур с разрешения султана была вывезена в Англию. О самом же здании никто не заботился вплоть до обретения Грецией независимости. Парфенон был признан частью исторического наследия Греции, а в 20-е годы XX века начались реставрационные работы. Создан Фонд сохранения Парфенона, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работы по восстановлению Парфенона ведутся постоянно. Увы, нет надежды увидеть храм в первозданном виде – слишком многое утрачено. Однако и в нынешнем состоянии Парфенон является шедевром античной архитектуры и не оставляет сомнений в гениальности некогда возводивших его зодчих и строителей.

Источник: tepler.ru

Главный храм Акрополя


Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.


Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.


Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.


А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.

На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос  (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Источник: awesomeworld.ru

2016 год объявлен перекрестным Годом культуры
в Греции и в России. Обе страны планируют отметить
тысячелетие русского присутствия на Афоне.

* * *

«Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской…»

Дмитрий Мережковский

Греция. Афины. Парфенон.

На фото: восточный фасад Парфенона. Фото 2015 года.
Попробуйте назвать архитектурное сооружение более известное, более значимое для мировой культуры, чем Парфенон на афинском Акрополе…
Давно подмечено, что человек видит красоту лишь в соотношении частей объекта, то есть в его пропорциях. Поэтому, если здание непропорционально, сколько не украшай его прекрасными фресками и скульптурами, оно не вызовет у зрителя ощущения гармонии.
Даже частично превращенный в руины, огромный и в тоже время изящно-невесомый, Парфенон и сегодня являет собой символ не только древнегреческой, но и общемировой культуры и человеческого гения.
А ведь сооружен он почти 2’500 лет назад, когда и в помине не было теодолитов, лазерных уровней и мощных подъемных кранов!..
Более подходящего места, чем Акрополь, поднимающийся над Афинами на высоту более 150 м, для такого сооружения трудно представить. Акрополь (по-гречески — akropolis) дословно переводится как «верхний город» и представляет собой хорошо защищенную (как особенностями природного ландшафта, так и искусственными укреплениями) территорию, расположенную на естественном возвышении, окруженном отвесными скальными стенами.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительство Парфенона длилось более 10 лет и было завершено 438 году до нашей эры. Украшение храма скульптурами продолжалось еще шесть лет. Изначально этот древнегреческий храм был посвящен богине Афине Парфенос (Афине-девственнице, покровительнице всей Аттики, включая древние Афины).
Проект главного афинского святилища разработал зодчий Иктий, архитектором и строителем был Калликрат. Художественным оформлением и надзором за строительством занимался гениальный скульптор Фидий, друг Перикла, правившего в тот период времени Афинами.
Уникальность Парфенона заключается в том, что каждый его элемент и вся конструкция в целом были продуманы и просчитаны Иктием до мельчайших подробностей для достижения максимального зрительного эффекта. Главный фокус заключается в том, что хотя Парфенон смотрится со стороны идеально ровным и прямолинейным, в нем нет, практически, ни одной прямой линии, ни одной плоской поверхности!
Для того, чтобы компенсировать особенности восприятия объектов человеческим глазом и убрать возникающие при этом объемные оптические искажения, Иктий их все учел, вычислил их величину и заложил в своем проекте корректирующие изменения формы. Появился даже особый термин «курватура Парфенона» (от curve – кривая). Удивительный уровень знаний почти за полтысячи лет до Рождества Христова!..

Греция. Афины. Парфенон.

ГЛАВНАЯ «ФИШКА» ПАРФЕНОНА
По форме Парфенон представляет собой дорический периптер (прямоугольное в плане сооружение, обрамленное по периметру колоннадой-перистилем), размер стилобата (основания) около 70 х 31 м. С фасада видно по 8 колонн, с боковых сторон — по 17. Высота каждой колонны порядка 10,5 м. Мраморные колонны составные, собранные из десяти мраморных барабанов каждая, украшены продольными желобками-каннелюрами полукруглого сечения.
А теперь об интересных особенностях этого сооружения. Стороны стилобата в плане вогнуты вовнутрь, напоминая сверху коробку с тортом, туго перетянутую крест-накрест полипропиленовым шпагатом. Колонны и фронтон также наклонены вовнутрь. Образующая колонн имеет криволинейную форму, формируя в центральной части небольшое утолщение (энтазис). Диаметр четырех угловых колонн, наклоненных к середине, на 5 см больше, чем остальных колонн. Две центральные колонны наклонены к углам сооружения. Другими словами, чтобы добиться иллюзии абсолютной прямолинейности, от которой мы приходим в такой восторг, Парфенон умышленно построили «кривым»!
Все эти приемы были придуманы именно Иктином и впервые воплощены в проекте Парфенона, что позволило добиться оптического эффекта абсолютной прямолинейности объекта. Как же этот древний дядька, завернутый в «простыню»-хитон, дошел до этого? Чем измерял, как вычислил с такой точностью огрехи человеческого зрения?! Уму непостижимо…
Находящееся внутри внешней колоннады помещение храма имело габариты приблизительно 59 х 22 м. В центральном нефе располагалась уникальная статуя Афины Парфенос работы Фидия. Статуя имела деревянный остов и была облицована золотом и слоновой костью. На статую высотой около 11 метров ушло около тонны (!) золота. Драгоценная статуя не сохранилась, известны лишь несколько ее копий, дающих приблизительное представление о величественном оригинале.
Парфенон строился без каких-либо связующих составов наподобие цемента или известкового раствора. (Кстати сказать, в Албании и сейчас стоит многовековая «Свинцовая мечеть», при строительстве которой каждый камень стен укладывался в «ванну» из расплавленного свинца, который, застывая, надежно связывал элементы кладки между собой). Для формирования основания Парфенона и фиксации всех его элементов использовалась так называемая «сухая кладка». В нижней части уложены массивные, очень точно обработанные каменные блоки, на них – «кирпичи» поменьше. В горизонтальном и вертикальном направлении эти элементы жестко связывались между собой железными стяжками и штырями. Цилиндрические элементы составных колонн фиксировались и центрировались при помощи деревянных «пробок».

Парфенон был построен из белоснежного мрамора, и, как и любой древнегреческий храм, был щедро раскрашен в красный, синий и желтый цвета. До наших времен краска не сохранилась. Поэтому мрамор Парфенона имеет теплый бежевый оттенок с южной стороны, благодаря воздействию солнечных лучей, и светло-серый тон с севера.

Греция. Афины. Парфенон. Скульптура Фидия.

ФИДИЙ
Фидий украсил Парфенон огромным количеством прекрасных рельефов и скульптур. Только на внешнем фризе храма было расположено 92 горельефа, изображающих сцены битв Троянской войны, войны кентавров с племенем лапифов, столкновения греков с амазонками, борьбу богов с гигантами. Отрадно, что большая часть этих удивительно реалистичных объемных изображений сохранилась до наших дней в афинском и британском музеях.
Недруги обвинили Фидия в том, что он похитил часть золота, собранного для изготовления статуи Афины-девственницы. Словно предполагая такое развитие событий, Фидий сделал золотые пластины съемными. Он временно снял все золотые элементы и дал возможность их взвесить, чем отвел от себя опасное обвинение.
Существует легенда, что вдохновленный успехом Фидий допустил роковую ошибку, изваяв на щите Афины Парфенос своего друга Перикла и себя. За эту вольность он был обвинен в оскорблении божества и брошен в тюрьму, из которой ему не суждено было выйти живым…
СТАТУИ АФИНЫ
Прекрасной статуе Афины Парфенос была уготована непростая судьба. Был в ее истории период, когда золотые пластины, покрывавшие ее поверхность, постепенно снимали для оплаты войска и заменяли бронзовыми. Считается, что статуя Афины Парфенос погибла в очередном пожаре в III веке до н.э. В результате этого пожара обрушилась крыша Парфенона, мрамор потрескался, разрушились перекрытия и арматура конструкции.

Греция. Афины. Парфенон. Кариатиды храма Эрехтейон.

На фото: кариатиды портика на южной стороне храма Эрехтейон, рядом с которым стояла высокая статуя Афины Промахос.

Предположительно, название “кариатиды” произошло от внешнего вида девушек города Кария, что в Аркадии. Во время торжеств, посвященных богине Артемиде, одетые в длинные одежды, они исполняли ритуальные танцы с придерживаемыми одной рукой корзинами на голове, полными фруктов или цветов.

Нельзя не упомянуть еще один знаменитый памятник – статую Афины Промахос (Афины-воительницы), стоявшую на высоченном постаменте между Парфеноном и храмом Эрехтейон (421 – 406 г. до н.э.), знаменитом своими кариатидами на южной стороне храма. Эрехтейон построен на том самом месте, где Афина и Посейдон поспорили о том, кто будет владеть Аттикой (местностью, на которой расположены Афины).
Бронзовая статуя Афины Промахос работы Фидия была сооружена в 465 — 455 г. до н.э. Афина Промахос, с копьем в руках, с учетом габаритов постамента была значительно выше немаленького храма Эрехтейон. Лучи солнца отражались от ее шлема из чистого золота и были видны издалека. Поэтому для моряков она служила настоящим маяком. В начале XIII века огромная статуя Афины Промахос была повреждена и разрушена.

ЯЗЫЧЕСКИЙ ХРАМ, ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР, КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И МЕЧЕТЬ.

Тысячу лет Парфенон служил храмом богини Афины. Лишь около VI в. н.э. он был преобразован в христианский храм в честь Святой Софии, затем, во времена византийского владычества стал православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы.
В XIII веке Парфенон превратился в католическую церковь. В середине XV века Афины попали под власть Османской империи. Как вы уже догадались, Парфенон был перестроен в мечеть, на Акрополе разместился турецкий гарнизон, а в храме Эрехтейон расположился гарем султана.

РАЗРУШЕНИЕ И РАСХИЩЕНИЕ ПАРФЕНОНА

В конце XVII века, в разгар турецко-венецианской войны, Парфенон получил самые страшные повреждения. Венецианцы стали обстреливать Парфенон, используемый турками как пороховой склад, из пушек, выпустив по нему около 700 ядер! От взрыва порохового склада мгновенно разрушилась центральная часть храма, включая 28 колонн, внутренние постройки, обрушилась крыша. Землетрясение 1894 года еще больше разрушило древний храм…

Греция. Афины. Парфенон.

На фото: фрагмент картины российского художника Василия Поленова «Парфенон. Храм Афины-Парфенос», 1882 г. Данное живописное произведение является общественным достоянием. Нетрудно заметить, что на момент написания этой картины Парфенон находился в гораздо более лучшем состоянии — по крайнее мере, восточный фронтон сохранился практически полностью.

Многие десятилетия бесчисленная армия ценителей античности растаскивала фрагменты архитектурного декора Парфенона.

Лорд Элджин, посол Великобритании в Константинополе, с помощью своих агентов вывез множество скульптур и горельефов, и даже ухитрился отправить к себе на родину одну из кариатид Эрехтейона!

С 1980-х годов и по настоящее время идет тяжба властей Греции с Британским музеем с целью вернуть похищенные произведения искусства.

ПАРФЕНОН И ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Много веков Парфенон является символом античной архитектуры, эталоном красоты и изящества. Это уникальное сооружение всегда привлекало внимание зодчих, художников и поэтов. В наши дни есть попытки использовать всемирную славу и узнаваемость Парфенона в коммерческих целях. Так, поиск в Интернете дал следующие результаты:
– к этому словесному обозначению имеет отношение компания, с 1998 года занимающаяся производством декоративного бетона;
– известно бренди «Парфенон» отечественного производства в бутылках по 0,7 л.;
– есть предложение гротов для аквариумов «Храм Парфенон 35» российского производства.
Изящный облик Парфенона и его широко известное «имя» очень привлекательны для использования в качестве товарного знака, как для графического, так и для словесного. Однако, среди зарегистрированных товарных знаков «Парфенон» не числится. В чем же причина? А если у вас вдруг появится желание зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания с таким наименованием? Ничего не получится — вы гарантированно получите отказ в регистрации. Почему? Потому что в ГК РФ четко прописано:
«ГК РФ Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака.
4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.»

Источник: innotec.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.