Иктин и калликрат парфенон


Парфенон – один из самых известных памятников античной архитектуры. За свою многовековую историю он пережил немало: землетрясения, войны, взрывы, перестройку в христианскую церковь, католический собор и мусульманскую мечеть, разграбления и даже многолетнюю реставрацию. Когда мы увидели Парфенон своими глазами, то первая мысль, которая возникла «Ух ты! Он действительно существует, и он такой, как на картинках в учебнике истории». Но надо сказать, что далеко не все так воодушевлены видом главного храма Акрополя. В сети можно найти очень много отзывов туристов, чьих ожиданий Парфенон не оправдал. Если с вами произошло то же самое – это абсолютно нормально! Нас, например, совсем не впечатлила Мона Лиза, и мы по этому поводу совсем не переживаем. Если вас это не успокоило, то вот вам еще пример: известный американский баскетболист Шакил О’Нил, когда его спросили видел ли он Парфенон во время своей поездки в Грецию, ответил журналистам, что не запоминает название клубов, в которых тусуется.


ше личное мнение, что все самое захватывающее в Парфеноне – в его истории и мифах, которые его окружают, а не во внешнем виде. Безусловно, не менее интересны особенности архитектуры храма, но мы в этой теме мало что понимаем, но тем не менее, в нашей сегодняшней статье попробуем рассказать и об этом. Для тех, кто не хочет читать много букв, а хочет узнать имя зодчего Парфенона из пяти букв, то сразу скажем, что правильный ответ – Иктин или Фидий, смотря какой версии придерживается составитель кроссворда. А для остальных мы продолжаем.

Парфенон до Парфенона

Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.

Дворец Афинских царей

Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).


Первый храм Афины в Акрополе

После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма). Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины. Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.

Храм Гекатомпедон

Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.


Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм – неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистратов (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.

Храм Опистодом

Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь – Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на северном склоне Акрополя у стены Эрехтейона.

Строительство Парфенона


В 449 году на народном собрании Афин было принято решение о перестройке Акрополя, который после окончания греко-персидских войн лежал в руинах. Важнейшее место в скульптурном ансамбле было отведено новому величественному и роскошному храму в честь богини Афины. Для строительства святилища были выбраны лучшие строители, зодчие, архитекторы, художники, а средств на возведение нового алтаря не жалели.

Так как Афины на тот момент были демократическим городом, то каждый житель имел право знать, как расходуются выделенные средства. Именно поэтому все финансовые и строительные отчеты вырезались на камнях и выставлялись для всеобщего обозрения. Эта методика ведения отчетности в наши дни частично помогает археологам восстановить хронологию событий, оценить затраты и даже узнать причины срыва сроков. К сожалению, «отчеты по Парфенону» сохранились в очень плохом виде: часть отсутствует, а часть тяжело подается расшифровке.

Считается, что строительство Парфенона началось в 446 году до нашей эры. Для нового храма была выбрана ровная площадка в самом высоком месте священной скалы. Первые пару лет были посвящены добыче мрамора и доставке его на священную скалу. В большинстве случаев камни добывались из горы Пентеликон (23км от Афин), подвергались частичной обработке, затем доставлялись на Акрополь и уже здесь приобретали свои окончательные формы.


Для этих целей была сооружена специальная камнетёсная мастерская, в которой и велись работы по приведению мрамора в «нужную кондицию». Для выполнения работы каменотесов привлекались как свободные жители города, так и рабы. Рабы, как правило, выполняли черновую работу, а вот сложные и ответственные операции по вырезанию пазов и шлифовке мрамора выполняли только свободные люди.

Если говорить об авторе Парфенона, то тут есть несколько версий. Самая распространенная – сам проект был создан и придуман Иктиным, а непосредственно руководил работами Калликрат. Не остался в стороне и Фидий, который занимался отделкой и внешним украшением храма. Некоторые историки спорят с этим и говорят о том, что Фидий не только «украшал» Парфенон, но и руководил работами, а Иктин и Калликрат лишь помогали ему. Учитывая, что строительство Парфенона пришлось на эпоху Перикла, который очень уважал Фидия, то лично нам эта версия кажется более правдоподобной. Но самое интересное в том, что в эпиграфических документах, сообщающих о строительстве Парфенона, все эти имена вообще отсутствуют. Безусловно, все трое сыграли важную роль при строительстве Парфенона, а кто из них был «самым главным» уже не так важно.


К 438 году основные работы были закончены, и храм был освящен в день празднования Панафиней. Но стоит сказать, что различные доработки, касающиеся главным образом внешнего вида храма, длились вплоть до 432 года до н.э., речь идет о создании скульптур метоп, фриза, фронтонов и т.д.

Архитектура Парфенона

Наверное было бы логично продолжить статью дальнейшей историей Парфенона, но мы должны остановится на его архитектурных особенностях. Если они вас не очень интересуют, то можно смело пропустить этот раздел.

По своему внешнему виду Парфенон представляет собой классический прямоугольных храм с колоннадой (периптер) из 46 колонн. Размеры храма 69.54м в длину и 30.89м в ширину. По своему стилю храм относится к дорическому ордеру с рядом элементов ионического. Например, вместо характерных для дорического ордера шести колон на фасаде, он имеет восемь, а это уже ионический стиль. Боковые стены с каждой стороны украшает 17 колонн (включая угловые), каждая из которых имеет по 10-12 барабанов. Высота колонн с капителями – 10.43 метра, а диаметр от 1.905 до 1.944м, причем кверху он уменьшается. Крыша храма была выполнена из черепицы.

Мы позволим себе не углубляться во внутреннее устройство храма, потому как людям, не связанным с архитектурой, все эти пронаосы, амфипростили и стилобаты ни о чем не расскажут, а тех, кто в этом понимает наше невежество в описании сильно повеселит. Лучше мы расскажем о скульптурном украшении храма, тем более, что частично оно сохранилось до наших дней и увидеть его может любой желающий, если отправиться в Афины или Лондон.


Над скульптурным оформлением Парфенона работал Фидий и этот факт почти не оспаривается историками. Условно все оформление храма можно разделить на четыре значимых части: золотая статуя Афины Парфенос, метопы внешнего фриза, внутренний фриз и скульптуры на фронтонах.

Скульптура Афины Парфенос

Центральное место в храме отводилось огромной статуе Афины Парфенос, которую выполнил Фидий. Это была классическая хрисоэлефантинная скульптура (выполненная из слоновой кости и золота) высотой 11 метров. До наших дней статуя богини не сохранилась, но ее внешний облик удалось восстановить по многочисленным копиям и рисункам. В левой руке Афина держит щит, на внешней стороне которого изображена битва с амазонками, а на внутренней – битва с титанами.

По легенде, в барельефе битвы амазонок Фидий изобразил себя в образе Дедала, а Перикла – в образе царя Тесея. В правой руке Афины Парфенос – богиня Ника. На всех копиях она выглядит совсем крошечной, в оригинале же это был отдельный архитектурный шедевр высотой почти 2 метра. Пьедестал статуи был украшен сценой рождения Пандоры – первой женщины.


С историей статуи связан грандиозный скандал: Фидия и Перикла обвинили в растрате государственных средств, которые были выделены на создание статуи Афины. По одним данным Фидий смог доказать свою невиновность, по другим, все-таки оказался в тюрьме. Принято считать, что статуя была уничтожена во время пожара в пятом веке нашей эры, но некоторые ученые пытаются доказать, что она «прожила» гораздо дольше, так как в X веке упоминание о ней всплывает в истории Константинополя.

Метопы Парфенона

Говоря о скульптурном украшении Парфенона нельзя не рассказать о метопах, или, как их еще называют, о дорическом фризе храма, который украшал внешнюю колоннаду. Внешний фасад Парфенона украшали 92 метопы, на каждой из которых был создан отдельный шедевр в виде барельефа. Все их объединяла между собой единая тема. Южный фасад украшен сценой битвы кентавров с лапифами, на севере – эпизоды Троянской войны, западную сторону украшала битва амазонок, а на востоке – битва богов с гигантами. До наших дней сохранилось 57 метоп, основная часть принадлежит восточному фасаду. Сорок две метопы можно увидеть в Новом музее Акрополя в Афинах, а 15 в Британском музее в Лондоне.

Ионический фриз Парфенона

Еще один фриз, но уже в ионическом стиле, был создан для украшения верхней части внутреннего помещения храма.


ина этого скульптурного полотна составляла 160 метров, а высота 1.02 метра. На барельефе изображено панафинейское шествие, картина включает в себя 378 изображений людей и богов и около 200 животных и представляет собой уникальное произведение античного искусства. До наших дней из 115 пластин сохранилось 96: пятьдесят шесть из них можно увидеть в Лондоне, а сорок находятся в экспозиции музея Акрополя, также фрагменты можно увидеть в Ватикане, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Палермо и Вюрцбурге.

Фронтоны Парфенона

Ну и последняя скульптурная особенность Парфенона, о которой мы не можем не упомянуть – это его фронтоны. Внутреннюю часть фронтонов восточного и западного входа украшали гигантские скульптурные композиции, которые к нашим дням почти не сохранились. С восточной стороны был изображен миф о рождении Афины из головы Зевса, а с западной был представлен знаменитый спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. До наших дней дошли лишь части 30 статуй: 19 из них можно увидеть в Британском музее, а 11 находятся в Афинах.

Как это ни странно, но в декоре Парфенона огромную роль сыграла живопись. Сейчас в это сложно поверить, но раньше главный храм Акрополя был цветным. Особенно ярко был раскрашен фриз: триглифы – синие, фон метоп – красный, тении – темно-красные. Скульптурные группы также были раскрашены как на метопах, так и на фронтонах. Колонны же, кроме узкой полоски, отделяющей шейку капители, сохраняли естественный цвет пентеликонского мрамора.

Дальнейшая история Парфенона


Но вернемся к истории самого знаменитого античного храма в мире. Практически сразу после окончания строительства Парфенона в Греции разразилась Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой первые потерпели сокрушительное поражение и лишились всего, что у них было, включая свой демократический политический строй. Лишь спустя несколько лет афинянам удалось освободится от навязанного режима и частично, хоть и в гораздо меньшей степени, чем раньше, восстановить свою государственность. Но не успели греки оправиться от гнета спартанцев, как пришла эпоха македонцев сначала в лице царя Филиппа II, а затем его сына Александра Македонского. Несмотря на то, что в 323 году до нашей эры Александр Великий покончил с афинской демократией, он не стал разрушать Афины и его святыни, как это обычно делают завоеватели. Более того, он приказал повесить на восточном фасаде Парфенона четырнадцать щитов, а позднее преподнес Афине-победительнице дары в виде 300 доспехов побежденных персов.

В конце IV века до нашей эры к власти пришел Деметрий Полиоркет, который использовал Парфенон в качестве своего дворца, в котором поселился вместе со своими многочисленными любовницами. А дальше каждый новый правитель превосходил предыдущего по степени надругательства над священным для афинян местом. Так в начале III века до н.э. афинский тиран Лахарес приказал снять все золото, которым была украшена одежда статуи Афины Парфенос, предположительно именно в это время статуя была «переодета» в бронзу. По другим данным, после того, как статую «раздели» –  она пропала вовсе.

В начале II века до нашей эры в Парфеноне устанавливается огромный памятник в честь одного из представителей пергамской династии Атталидов. Он был установлен справа от входа в храм и в высоту практически доставал до крыши. Спустя несколько десятков лет слава Атталидов пошла на спад и монумент быстренько переделали в честь императора Августа. Как это ни странно, но античные историки не упоминают о пожарах, которые были в Парфеноне, и какие разрушения они нанесли.

Эту информацию частично можно обнаружить лишь в сохранившихся речах древнегреческих ораторов, которые иногда в своих трактатах используют отсылки к истории. Тем не менее, археологам удалось установить, что в III веке в Парфеноне бушевал огромный пожар, который уничтожил крышу и внутренние перекрытия, мраморные блоки потрескались, колоннада в восточной части храма практически обрушилась.

Реставраторы того времени, видимо, приходились далекими родственниками московскому мэру, потому что при реконструкции храма не ставилась задача восстановить облик святилища или сохранить уникальные скульптурные украшения, задача была сделать быстро. Поэтому крышу сделали только для того, чтобы защитить внутренние помещения, а на восстановления колонн пошли блоки, которые остались от разрушенных храмов, а также мраморные таблички с финансовой отчетностью.

Превращение в христианский храм

Точных сведений о том, когда именно храм Афины был превращен в христианскую церковь история не сохранила. Но археологи предполагают, что это произошло в V-VI веке нашей эры. Именно тогда Парфенон был разграблен, а все сохранившиеся на тот момент сокровища были вывезены в Константинополь. В византийский период истории Афин Парфенон служил православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы и был четвёртым по значимости паломническим центром Восточной Римской империи после Константинополя, Эфеса и Салоник. Значимость храма была настолько велика, что император Василий II прибыл в Афины в 1018 году с единственной целью – поклониться Парфенону.

Во времена правления Оттона де ла Роша в Парфеноне разместилась резиденция французского архиепископа. На какой-то период храм превратился в католическую церковь и стал именоваться собором Афинской Богоматери (Notre Dame d’Athenes). В течение следующих 250 лет власть над Афинами сначала перешла к каталонцам, а затем к итальянцам. При первых Парфенон стал называться Санта-Мария-де-Сетинас, а при вторых сменил имя на Санта-Мария-ди-Атене.

Перестройка античных храмов в христианские была довольно распространенным явлением, вспомнить хотя бы храм Гефеста в Агоре. При перепланировке страдал как внешний облик храма (например, чтобы добавить света в скульптурном фризе Парфенона были прорублены окна), так и внутренний. Все, что могло пригодиться для совершения богослужений оставляли или переделывали, остальное же безжалостно уничтожали.

Превращение Парфенона в мечеть

В середине XV века Афины переходят под власть Османской империи, которой в то время правил Мехмед II Завоеватель. Акрополь был преобразован в турецкий гарнизон: в Эрехтейоне разместился гарем султана, в Пропилеях поселился военный комендант, а Парфенон почти сразу же превратили в мечеть. Христианские и языческие росписи забелили, чтобы не было видно, а построенную в христианские времена колокольню переоборудовали в минарет. Почти два столетия Парфенон был мусульманских храмом. В 1687 году во время очередной турко-венецианской войны Парфенон был разрушен.

Произошло это 26 сентября 1687 года. Надеясь, что противник не станет обстреливать бывшую христианскую святыню, османы решили спрятать в Акрополе женщин, детей и боеприпасы, но глава венецианской армии генерал Отто-Вильгельм Кёнигсмарк, несмотря ни на что приказал обстрелять Акрополь. Пушки были установлены на холме Филопаппу, поэтому и Парфенон, и другие строения священной скалы были как на ладони. После попадания снаряда в храм произошел взрыв, в результате которого большая часть храма обрушилась. С этого момента история Парфенона становится историей руин.

Вскоре венецианцы оставили Афины, а турки вновь разбили гарнизон на Акрополе, но гораздо более скромный. В руинах Парфенона была построен новая мечеть, а вот то, как она выглядела сейчас может узнать каждый. Дело в том, что на первой известной фотографии Парфенона, сделанной в 1839 году, мусульманский храм прекрасно виден невооружённым глазом.

Окончательное разрушение Парфенона

Постепенно могущество Османской империи стало падать и без надежной защиты памятники Акрополя стали быстро ветшать. Нередко камни от них шли на строительство домов, известны случаи, когда разбивали колонны, чтобы достать свинцовые скобы, которые соединяли барабаны. Как правило, все это было делом рук местных жителей, которым нужно было как-то выживать. Но не остались в стороне и европейцы, которые устроили настоящую охоту за уцелевшими фрагментами фризов и скульптурами.

Самый известный случай – это «мраморы лорда Элджина», которые сейчас выставляются в Британском музее (мы подробнее рассказывали об этом в статье про Новый музей Акрополя). Можно встретить фрагменты фриза Парфенона в Лувре, которые вывез из Афин в 1780 году французский дипломат Огюст де Шуазёль-Гуфье. Но самое печальное то, что судьба большинства фрагментов так и остается неизвестной.

Памятник античного искусства и история его реконструкций

В 1832 году Греция получает долгожданную независимости и уже через два года (28 августа 1834 года) Парфенон официально становится не просто руинами, а памятником античного искусства. Именно с этого времени в истории Парфенона наступает новый этап – этап археологических раскопок и бесконечной реставрации. В 1835 году на территории Акрополя были снесены все постройки, оставленные турками, венецианцами и прочими «варварами». Начались масштабные исследования, результатом которых стало то, что на холме остались лишь памятники, построенные до нашей эры, все остальное было снесено, как, например, Франкийская башня, располагавшаяся чуть южнее Пропилеев.

Справедливости ради стоит заметить, что шли и восстановительные работы. Так в 1840-х годах было частично реконструировано четыре колонны северного фасада и одна с южной стороны храма, около полутора сотен мраморных блоков были возвращены в стены внутренних помещений Парфенона. К сожалению, в 1894 году произошло сильное землетрясение, которое серьезно повредило храм и привело к новому витку реставраций. После землетрясения к работам над восстановлением древнего святилища был привлечен греческий архитектор Николаос Баланос, которые посвятил этому делу 40 лет своей жизни. Во многом благодаря ему, Парфенон приобрел тот вид, который мы можем сейчас видеть.

Уже после смерти архитектора, его труды подверглись жесткой критике, и надо сказать, что не просто так. Главная проблема была в том, что для скрепления блоков Николаос использовал металлические стержни, которые со временем ржавели и разрушали мрамор. В 1986 году было принято демонтировать крепления и заменить их на титановые.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Работы по восстановлению Парфенона идут и в наши дни, и когда они будут завершены не знает никто. Помимо работ над внешним видом, планируется провести реставрацию и внутри храма. Если все получится, то в скором времени туристы смогут увидеть остатки апсиды, сохранившийся с христианской эпохи, и постамент статуи богини Афины Парфенос.

Копии Парфенона в мире

Помимо оригинального Парфенона в Афинском Акрополе существует несколько известных копий, которые, безусловно, заслуживают внимания:

  • Копия Парфенона в американском Нэшвилле, созданная в 1897 году архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом. Главная ее особенность в том, что это полномасштабная реплика знаменитого античного храма. Сначала он был создан из дерева, а в первой четверти XX века здание перестроили в бетоне. В 1990 году храм украсила статуя богини Афины Парфенос.
  • Зал славы Вальхалла – это еще одна копия Парфенона, но уже в меньшем размере, которая расположилась в баварском городе Регенсбург. Реплика была создана в 1842 году архитектором Лео фон Кленце, тем самым, что построил в Санкт-Петербурге здание Нового Эрмитажа.

Также миниатюрные модели Парфенона можно увидеть в некоторых парках миниатюр, например, в парке Tobu World Square в Японии или Window of China на Тайване.

Заключение

Увидеть Парфенон можно бесплатно с холма Филоппапу, но он будет очень далеко. Если купить билет в Акрополь, тогда можно подойти к величайшему античному храму довольно близко. Обратите внимание, что оригинальные части фризов и фронтонов хранятся в Новом музее Акрополя, а непосредственно на священной скале можно увидеть лишь копии. Билет в Акрополь обойдется вам в €20 (или €30 по комплексному билету), а билет в Новый музей Акрополя – €5.

Уникальный античный храм еще очень долго будет волновать умы археологов, историков и архитекторов – сложно представить сколько событий и судеб людей видели эти мраморные колонны, какие секреты он еще скрывает. Стоит ли тратить драгоценные двадцать евро на осмотр груды камней каждый решит для себя сам, но наше личное мнение: вы не видели Афин, если не побывали в Акрополе и не увидели своими глазами эти красивейшие руины древнего Парфенона.

Книги о Парфеноне

  • Мэри Берд «Парфенон» (серия «Биография чудес света») купиить на Лабиринте, посмотреть на Ozon.ru
  • Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. «Судьба Парфенона» купить на Ozon.ru, скачать на Litres

Источник: poznamka.ru

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА

 

Иктин и калликрат парфенон

Парфенон.
Архитекторы Иктин и Калликрат.
447–432 гг. до н.э. Афины

 

Мифоритуальная программа храма Афины Девы основана на смене материнского права на мужское. “…От древней идеи возрождения умершего солнца в лоне богини-супруги ритуальное искусство переходит к новой, “перевернутой” мысли о рождении жизни отцом – и уже не из лона, а из головы” (Л.И. Акимова), что демонстрирует скульптурная композиция восточного фронтона Парфенона.

Космогенез венчается появлением пары отец/дочь, симметричной предыдущей паре мать/сын. Теперь уже Афина отделяет себя от хаотически-водной сущности своего супруга Посейдона (западный фронтон). В бытийном аспекте гармония классики основывается на равенстве в жизни / смерти / бессмертии мужского и женского начал, одновременно смертных и бессмертных, нуждающихся друг в друге для возобновления нового цикла жизни.

Иктин и калликрат парфенон

План

 

Структурированная материя сугубо мужского образа мироздания замыкает в своей сердцевине приобщенную разуму и небесам Психею / душу женского начала. Оппозиционные части мироздания, вражда и любовь, нижний и верхний миры, боги и люди воссоединяются ради достижения акме – полноты бытия в его расцвете (рельефы зофора).

В ритуальном плане синтез оппозиций нашел отражение в смене идеи жертвенного Пути на идею Теофании (торжественного явления бога во славе). Семантическим и композиционным узлом становится сакральная статуя огромных размеров (высота 12 м), окруженная двухъярусной колоннадой внутри наоса и птероном внешней колоннады. Божественная гармонизирующая суть олимпийского бога проецируется на мир в виде метафоры центральной симметрии, в равной степени охватывающей все стороны ойкумены. Рельефы зофора уточняют идеальную модель, создавая вечный образец реальной толпы панафинейской процессии.

Иктин и калликрат парфенон

Антаблемент. Фрагмент (реконструкция)

 

С вершины Акрополя Парфенон осеняет окружающий хаос профанической жизни божественным порядком, внедряя таким образом закон в жизнь людей. В мироздании он совпадает с мировой вертикалью. Небесный статус верхнего, горнего храма Парфенона закрепляется вертикализмом композиции всего Акрополя, его вознесенностью над косной материей скалы, светоносностью мрамора, само название которого связано с блеском солнца.

По вертикали снизу вверх мы прочитываем всю историю творения – от довременного хаоса материи скалы, через первичную геометрику формы, к синтезу противоположностей в новой стуктурированной целостности храма. Совершенство настоящего осмысливается в сжатой ауре прошлого.

Иктин и калликрат парфенон

Храм 2500 лет назад. Реконструкция

 

В стилевом отношении идея единства всего сущего выразилась в синтезе дорического и ионического стилей. В композиционном плане эта идея нашла выражение в единстве наружного массива храма, которое достигается компактностью пропорций здания (8 : 17); равновесием трех измерений; подчеркиванием идеи симметрии четным числом колонн по фасаду; акцентированием композиционного узла центральной оси фасадов и другими особенностями.

Источник: art.1sept.ru

Архитектура Парфенона

  1. Антаблемент. Ордеры каменных храмов были заимствованы греками из древних деревянных строений. В их основе лежит простое соединение несущих частей (колонна с капителью) и несомых балок перекрытия — антаблемента. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) ордерная система достигла совершенства.
  2. Архитрав. Каждая каменная балка архитрава (нижней части антаблемента) в центре на 6 сантиметров уже, чем по краям. Стесанная по кривой линии, издали они выглядит абсолютно ровной.
  3. Фриз. Внутри храма прямо под балками перистиля проходил резной мраморный фриз. На мраморных рельефах Парфенона изображены афинские всадники, мифологические персонажи, соревнования богов, героические сражения греков с амазонками, эпизоды осады Трои. Главная тема фриза — торжественное шествие в честь празднования Дня великих Панафиней, посвященное богине Афине. В 1801-1803 годах панели фриза были демонтированы. В верхней части фриза скульптурные изображения выполнены более рельефно. Этот прием смягчает впечатление резкого уменьшения фигур, возникающее при взгляде снизу.
  4. Дорический ордер. Парфенон окружают монументальные колонны дорического ордера. Ствол колонны по всей высоте прорезают вертикальные желобки — каннелюры. Они создают особую игру светотени и подчеркивают объем колонны.
  5. Угловая колонна. Угловые колонны толще других. Они ближе придвинуты к соседним и слегка наклонены к центру здания — иначе строение казалось бы разваливающимся. Остальные колонны тоже наклонены внутрь на 6 см относительно вертикальной оси.
  6. Ступени. Парфенон стоит на подиуме, изогнутая поверхностью которого повышает к центру. Так же изогнуты и ступени. Гармония Парфенона основана на сложных геометрических расчетах.
    Энтазис. Колонны Парфенона слегка выпуклы в средней части. Если бы они были прямыми, то издали казались бы вогнутыми. «Поправку» на оптическую иллюзию греки называли энтазисом.
  7. Статуя Афины. Статуя Афины, покровительницы города, были выполнены Фидием из золота и слоновой кости. Она стояла напротив восточного входа и освещалась лучами восходящего солнца. Высота статуи — 12,8 м.

Символическая трактовка структуры Парфенона

  • В Парфеноне максимальное количество колонн, воспринимаемое с одной точки, например от Пропилеи, составляет 24 (8 +17-1 угловая, общая для двух фасадов), что прямо соотносится с количеством часов, составляющих сутки.
  • Количество барабанов в колонне 12, что прямо соотносится с количеством месяцев в году.
  • Каждый триглиф состоит из трех выступающих частей, что соответствует принятому в Античной Греции членению месяца на три декады по десять дней. Общее количество триглифов-месяцев по всему периметру храма составляет 96, что соответствует широко распространенному в античности восьмилетнему календарному циклу. В триглифы как бы помещалось время, реальное время: набранный из декад и месяцев восьмилетний цикл.
  • В промежутках триглифами, в метопах помещалось время мифологическое — история борьбы греческого племени лапифов с кентаврами. За фризом дорическим, содержащим восьмилетний цикл, в глубине периптера на стене целлы, ближе к Афине, к главному божеству храма размещен рельефный фриз с изображением панафинейского шествия, совершавшегося раз в четыре года. За внешним общекалендарным восьмилетним циклом скрыт частный четырехлетний цикл времени, важнейший именно для храма Афины.
  • Под каждым триглифом находится доска с 6 капельками: 6 капелек над колонной и 6 капелек над интерколумнием. Можно предположить, что в каждый шаг колонн помещался год, состоящий из 12 капель-месяцев. Общее число капель по периметру храма: 96 досок по 6 капель составляло 48 лет —  период, кратный восьмилетнему циклу, и возможно соотносилось со средней продолжительностью человеческой жизни того времени.
  • Под полкой карниза с досок-мутул также свисали каменные капельки: 6 рядов по три в каждом ряду. Если предположить, что каждая из них соответсвовала декаде, то получается шесть месяцев по три декады. В этом случае на каждый шаг колонн (две доски — 3×12 капелек) опять приходится год, состоящий из 12 месяцев по три декады в каждом. Латинское название этих капель — «регула» (от «regulo» — направлять, упорядочивать) указывает на преемственность традиции в понимании времени как всеобщего регулятора жизни.

Это далеко не полный анализ развития дорической традиции в Парфеноне, но уже он раскрывает этот храм как сложную, гармонично сбалансированную пространственно-веременную систему, содержащую как архаические, так и более поздние, современные для его строителей, представления о мироустройстве.

В Парфеноне человек, взойдя на ступени стилобата, попадал не только в сакральное пространство, но и в сакральное время, утвержденное ритмом колонн и потоком каннелюр, струящихся до самого пола.


О Парфеноне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.

    1. Назначение Парфенона
      Парфенон был хранилищем казны, государственным банком.
      В казну богини Афины на акрополе стекались различные поступления: драгоценные металлические сосуды, доходы с земель, принадлежавших богине, части военной добычи, десятая доля из добычи серебряных рудников. В совокупности это составляло очень крупную сумму, которая и представляла собой государственный фонд. Казна Афины фактически находилась в распоряжении государства. Богиня была банкиром…

 

  1. Строительный материал и архитектурные конструкции Парфенона
    Основной строительный материал Парфенона – пентелийский мрамор, каменоломни которого находятся вблизи Афин в горном кряже Пентеликон. Очень существенны изменения, которые претерпевает этот мрамор под действием солнечных лучей. В каменоломне он белый, по цвету похож на сахар. Поверхность камня – кристаллическая, малозернистая, прозрачная, так что глаз немного проникает вглубь, что придаёт камню своеобразную прозрачную фактуру. Благодаря тому, что внутри мрамора имеются микроскопические кусочки металла, а под действием солнечных лучей в нём развиваются микроскопические мхи, камень окрашивается на воздухе в золотисто-желтоватый цвет, очень красивый и придающий ему тёплый оттенок…
  2. Архитектурно-художественная композиция Парфенона
    • Смысл и значение расчленения архитектурной массы Парфенона
      Расчленение архитектурного массива Парфенона представляет собой плод аналитического архитектурного мышления. Наиболее существенно для архитектуры Парфенона, что этот анализ сочетается с целостным эмоциональным восприятием архитектурной композиции. В этом сходство архитектуры Парфенона с зодчеством восточных деспотий, и в этом ее отличие от многих произведений зодчества последующих эпох…
    • Отношение расчленения Парфенона к фигуре человека
      В Парфеноне с особой убедительностью выражено наблюдаемое и в других классических храмах взаимоотношение колонны и фигуры человека. В этом отношении греческая колонна продолжает традицию, восходящую к отдаленному прошлому. в конечном счете к первобытному вертикально поставленному камню в качестве погребального памятника или монумента, сооруженного в память какого-либо события…
    • Интерпретация строительного материала архитекторами Парфенона
      Пентелийский мрамор в каменоломне, в природе, или даже кусок его, подверженный воздействия солнечных лучей, существенно отличается от того, что с ним сделали архитекторы в самом здании. Они, конечно, глубок учитывали естественные свойства пентелийского мрамора и те изменения. Которые в дальнейшем вызывает в нем действие солнечных лучей. Однако в зависимости от включения пентелийского мрамора в архитектурно-художественную композицию его образное качество претерпело существенные изменения. В соответствии с трехчастной диалектической структурой Парфенона необходимо в отдельности рассмотреть трактовку строительного материала в крепиде, колоннах и антаблементе…
    • Компактность и расчленение объема Парфенона
      Характерную особенность архаических и классических периптеров, осо­бенно отчетливо выраженную в Парфеноне благодаря его системе восьми колонн на торцовых сторонах, составляет компактность наружного объема, к основной части которого не примыкает никаких дополнитель­ных объемов. В древности эта черта должна была выступать особенно наглядно, так как в жилых городских домах господствовала сложная асимметрическая композиция…
    • Геометричность и органичность массы Парфенона
      Новым в Парфеноне по сравнению с геометризмом в архитектуре Египта является синтетическое соединение геометричности и органичности. В классической греческой архитектуре очень сильно выражено живое чувство материи…
    • Замкнутость и открытый характер наружной массы Парфенона
      Периптеральная форма здания создает взаимопроникновение массы и окружающего пространства. Последнее внедряется в архитектурный объем, образуя наружные портики. Их не-возможно оторвать от окружающего пространства и от ландшафта, на который из портиков открываются прекрасные виды во все стороны. Правда, как при созерцании Парфенона снаружи, так и при точках зрения из портиков на природу массивные стволы колонн преобладают над пространствами между ними, колонны выступают на первый план и зажимают своим объемом интерколумнии. Однако колонны скомпонованы во взаимоотношении с пространством, окружающим храм, и с открывающимися ландшафтами, которые служат необходимым фоном для восприятия самих колонн…
    • Единство наружного объема Парфенона
      В Парфеноне завершился процесс кристаллизации единства наружного объема периптера, начавшийся в эпоху архаики… Единство объема Парфенона очень усиливается благодаря наклону колонн в сторону наоса, придающему всему объему несколько сужаю­щуюся кверху форму. Это сужение нарастает в более отвесной форме от земли к трем ступенькам крепиды, продолжается и заканчивается более пологими скатами кровли. В результате образуется изгибающаяся кри­вая очертания силуэта здания…
    • Масштаб Парфенона
      Архитектурные формы Парфенона вызывают у зрителя известное представление о размерах человеческой фигуры, для которой они предназначены. Если забыть о действительной высоте человека и попытаться представить себе его рост на основании архитектурных форм, то окажется, что архитектура вызывает при ее созерцании образ человека примерно вдвое более высокого, чем он есть на самом деле. При восприятии Парфенона у зрителя возникает ясное представление о человеческой фигуре увеличенных размеров, на которую ориентированы размеры архитектурных форм. Вместе с тем зритель воспринимает здание и его части во взаимоотношении с самим собой. Поэтому зритель отождествляет с самим собой образ увеличенного в своих размерах человека, порождаемый архитектурой, то есть он мысленно вырастает в своих размерах, кажется сам себе больше и сильнее, чем он есть на самом деле…
    • Идейное содержание Парфенона
      Наряду с идейно-образным содержанием, которое присуще всем классическим греческим периптерам, в Парфеноне содержатся выраженные средствами искусства идеи, характерные для Афин середины V в. до н. э., которые именно в нем нашли себе наиболее полное и совершенное выражение. К идеям, общим для всех классических храмов, относятся господство человека над природой и его связь с нею, а также выраженное языком архитектуры начало человечности, гуманистическое начало…

О Эрехтейоне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции >>

    Источники:

  • Брунов Н.И. “Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон”, Москва “Искусство” 1973 г.
  • Иконников А.В. Художественный язык архитектуры М.: Искусство, 1985 г., ил.
  • “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • К.И. Рончевский “Образцы древне-греческих архитектурных ордеров” Москва, 1917 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.


Источник: kannelura.info

История постройки

Многие годы после разрушения персами главного храма Афины, Гекатомпедона, в Афинах не было достойного покровительницы города святилища. Лишь после окончания греко-персидских войн в 449 году до н. э. у афинян появилось достаточно денег для масштабного строительства.

Начало строительства Парфенона пришлось на эпоху правления Перикла, одного из величайших политических деятелей Древней Эллады. Это был «золотой век» Аттики. Признание ведущей роли Афин в борьбе с персами привело к созданию Делосского морского союза, включавшего 206 греческих полисов. В 464 году до н. э. казна союза была перевезена в Афины. После этого правители Аттики фактически бесконтрольно распоряжались денежными средствами большинства государств Греции.

Деньги шли не только на борьбу с персами. Огромные средства были израсходованы Периклом на грандиозные строительные работы. Во время его правления на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, центром которого стал Парфенон.

Строительство Парфенона началось в 447 году до н. э. в высшей точке холма Акрополя. Здесь ещё в 488 году до н. э. была подготовлена площадка для нового храма и начаты работы по его возведению, однако на начальной стадии они были прерваны возобновившейся войной.

Проект Парфенона принадлежал зодчему Иктину, а ходом работ руководил Калликрат. Деятельное участие в постройке храма принимал великий скульптор Фидий, занимавшийся внешней и внутренней отделкой здания. К строительству были привлечены лучшие мастера Греции, а общий контроль работ осуществлял сам Перикл.

Освящение храма состоялось в 438 году на ежегодных Панафинейских играх, однако окончательно работы по отделке здания были завершены лишь в 432 году до н. э.

Архитектурный облик Парфенона

В архитектурном отношении храм — классический периптер с одним рядом дорических колонн. Всего колонн 50 – по 8 с торцевых и по 17 с боковых сторон. Ширина торцевых сторон больше традиционной – 8 колонн вместо 6-ти. Это было сделано по просьбе Фидия, стремившегося достигнуть максимальной ширины целлы, внутреннего помещения. Высота колонн составляла 19,4 метра при диаметре в нижней части 1,9 м. Угловые несколько толще – 1,95 м. К верхушке толщина колонн снижалась. На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр.

Всё здание покоится на трёхступенчатом основании высотой 1,5 м. Размер верхней площадки основания, стилобата, составляет 69,5 на 30,9 метров. За внешним рядом колонн были сооружены ещё две ступени общей высотой 0,7 м., на которых стоят стены храма.

Главный вход в Парфенон располагался на стороне, противоположной парадному входу на Акрополь – Пропилеям. Таким образом, чтобы попасть внутрь, посетитель должен был обойти здание с одной из сторон.

Общая длина храма (без колоннады) составляет 59 м., ширина 21,7. Восточная часть храма, где находилось само святилище Афины, имела внешний размер 30,9 м. и именовалась гекатомпедон, «стофутовый» (аттический фут – 30,9 см.). Длина целлы, составляла 29,9 м. Целла была разделена на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн. В среднем нефе находился алтарь богини, а также знаменитая статуя Афины Парфенос, творение Фидия.

Западную часть здания занимал опистодом – помещение, в котором хранились подношения Афине и государственный архив. Размеры опистодома составляли 13,9 х 19,2 м. Именно сюда перевезли казну Делосского союза. Название опистодома, Парфенон, впоследствии перенесли на весь храм.

Здание было выстроено из мрамора, добытого на горе Пентеликон в 20 км. от Афин. Особенность пентеликонского мрамора такова, что, будучи сразу после добычи практически белым, со временем он приобретает желтоватый цвет. Этим объясняется золотистый оттенок Парфенона. Мраморные блоки скреплялись железными штырями, которые вставлялись в просверленные пазы и заливались свинцом.

Уникальный проект Иктина

Историками искусства Парфенон считается эталоном стройности и гармоничности. Его силуэт безупречен. Однако на самом деле прямых линий в очертаниях храма практически нет.

Человеческое зрение воспринимает объекты несколько искажённо. Этим в полной мере воспользовался Иктин. Колонны, карнизы, кровля – все линии слегка изогнуты, тем самым создаётся оптическая иллюзия их идеальной прямоты.

Иктин и калликрат парфенон

Столь значительное здание, как Парфенон, расположенное на ровной площадке, визуально «продавливало» бы основание, поэтому стилобат был сделан возвышающимся к центру. Сам храм был отодвинут от центра Акрополя в юго-восточный угол, чтобы не подавлять вошедшего в цитадель посетителя. Святилище как бы вырастает по мере приближения к нему.

Интересно решение колоннады. Идеально ровные колонны казались бы слишком тонкими, поэтому они имеют незаметное утолщение в середине. Чтобы создать ощущение лёгкости здания, колонны были установлены слегка наклонёнными к центру. Угловые колонны были сделаны несколько толще остальных, что придавало зданию визуальную устойчивость. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колоннады зрителю кажется, что они совершенно одинаковы.

Использовав в проекте Парфенона эту особенность человеческого восприятия, Иктин тем самым открыл один из основополагающих принципов, на которых выросла архитектура последующих столетий.

Скульптуры Парфенона

В работе над скульптурами храма участвовали лучшие мастера Греции. Общее руководство скульптурным оформлением святилища осуществлял Фидий. Ему же принадлежит авторство главной святыни Парфенона – статуи Афины-Девы.

Иктин и калликрат парфенон

Лучше всего сохранился барельефный фриз, опоясывавший весь храм над колоннадой. Общая длина фриза – 160 метров. На нём изображено торжественное шествие в честь Афины. Среди участников шествия – старцы, девушки с пальмовыми ветвями, музыканты, всадники, колесницы, юноши, ведущие жертвенных животных. Над входом в храм изображён финальный акт Панафиней – жрец Афины в окружении богов и виднейших граждан Аттики принимает в дар богине сотканный афинянками пеплос (род женской верхней одежды).

Замечательными произведениями искусства являются метопы Парфенона – рельефные изображения, которые располагались над фризом. Из 92 метоп до наших дней дошли 57. Рельефы сгруппированы по тематическому признаку и посвящены распространённым в Элладе сюжетам. Над восточным входом была изображена битва богов с гигантами, над входом в опистодом на западе – сражение эллинов с амазонками. Метопы юга воспроизводили битву лапифов с кентаврами. Больше других пострадали метопы северной части, рассказывавшие о Троянской войне.

Скульптуры фронтонов сохранились лишь фрагментами. Они изображали ключевые для Афин моменты. Восточная группа воспроизводила сцену рождения Афины, а на западном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за право стать покровителем Аттики. Рядом с богами изображены легендарные личности истории Афин. Увы, состояние скульптур не позволяет точно определить принадлежность большинства из них.

В центральном нефе храма находилась статуя Афины высотой 12 метров. Фидий применил хрисоэлефантинную технику, когда сначала создавался деревянный каркас скульптуры, а на нём закреплялись пластины из золота, изображавшего одежды, и слоновой кости, имитировавшие открытые части тела.

Сохранились описания и копии изваяния. Богиня была изображена в гребенчатом шлеме стоящей во весь рост, но в остальном свидетельства очевидцев расходятся. Знаменитый географ II века н. э. Павсаний утверждал, что Афина в одной руке держала копьё, на ладони другой руки стояла вестница победы Ника. У ног Афина лежал щит, на груди богини находилась эгида – панцирь с головой Медузы-Горгоны. В копиях богиня опирается на щит, а копья нет совсем.

На одной стороне щита была изображена битва богов с гигантами, на другой — сражение греков с амазонками. Античные авторы передавали легенду о том, что на рельефе Фидий изобразил Перикла и самого себя. Позже за это он был обвинён в святотатстве и умер в тюрьме.

Дальнейшая судьба Парфенона

Храм высоко почитался во всей Греции и после заката Афин. Так, богатые пожертвования Парфенону делал Александр Македонский.

Однако новые правители Аттики относились к святилищу с гораздо меньшим почтением. В 298 году до н. э. по приказу тирана Лахара сняли золотые части статуи Афины. Во II веке н. э. в Парфеноне произошёл сильный пожар, однако здание восстановили.

В 426 году Парфенон стал храмом святой Софии. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она погибла при пожаре. В 662 году храм переосвятили в честь Богоматери, к нему была пристроена колокольня.

Завоевавшие в 1460 году Афины турки устроили в Парфеноне мечеть, перестроив колокольню в минарет, а в 1687 году случилась трагедия. Во время осады Афин венецианцами в храме был устроен турецкий пороховой склад. Попадание пушечного ядра в бочки с порохом привело к мощному взрыву, в результате которого средняя часть здания была разрушена.

Разрушение храма продолжалось и в мирное время, когда жители города растаскивали мраморные блоки для своих нужд. В начале XIX века основная часть скульптур с разрешения султана была вывезена в Англию. О самом же здании никто не заботился вплоть до обретения Грецией независимости. Парфенон был признан частью исторического наследия Греции, а в 20-е годы XX века начались реставрационные работы. Создан Фонд сохранения Парфенона, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работы по восстановлению Парфенона ведутся постоянно. Увы, нет надежды увидеть храм в первозданном виде – слишком многое утрачено. Однако и в нынешнем состоянии Парфенон является шедевром античной архитектуры и не оставляет сомнений в гениальности некогда возводивших его зодчих и строителей.

Источник: tepler.ru

Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона

 

Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.

 

Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.

 

Архитектурно-конструктивное решение Парфенона древней Греции

 

Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.

 

Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.

 

Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.

 

Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.

 

Источник: mastery-of-building.org


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.