Три нимфы в озере


Когда-то давно, ещё несколько столетий лет назад, на блоге мною была написана статья про дриад. Логичным дополнением стало бы написание после них ещё и про нимф в общем, как очень схожих волшебных существ. Ведь дриады – это нимфы, которые любят деревья. Тогда я это не сделал и сейчас самое время исправить это ужасное допущение. Так кто же это такие – нимфы? В мифологии древних греков так называли олицетворения стихийных сил в виде девушек. Причем под стихийными силами в данном случае следует понимать не просто управляемый воздух, огонь, воду, но и рост деревьев, течение воды и много чего другого. Если рассматривать их с несколько иной точки зрения, то нимфы могут быть классифицированы как духи деревьев, ручьев, цветов, полей и множества иных объектов, недоступных для понимания античному человеку. Буквально название «нимфа» можно перевести как «невеста». Увидевшие этих прекрасных существ часто слепли, а то и умирали. Но не все. С некоторыми из людей они вступали в связь, общаясь с ними, а то и отдаваясь великим героям и прекрасным юношам. Современным исследователям удалось установить имена свыше полутысячи этих волшебных существ!


Три нимфы в озере

Согласно легендам древней Греции, самые первые нимфы (мелиады) появились из капель крови, которые текли из оскопленного Урана. Их из крови породила Гея (Земля-матушка в древнегреческой мифологии). Постепенно возникали и другие нимфы. Так, океаниды – это дочери Тефиды и Океана. Нереидами называли дочерей Дориды и Нерея. Очень часто их имена указывают на их определённое качество или свойство. Также многих нимф «создали» боги Олимпа или же просто могущественные духи. Соответственно, и жили они буквально где придётся. Так, их можно было встретить и на лугах, и в пещерах (как тут не вспомнить нимфу Эхо), и в ручьях, и в деревьях, и на цветных полянах, и рощах, и лесах. Греки верили, что источники, которые выходят из-под земли, служат убежищем для нимф-спутниц бога-целителя Асклепия. Они могли врачевать, исцелять и даровать здоровье при употреблении воды из таких источников. Мы то сейчас знаем, что многие источники целительные благодаря содержанию определённых химических комбинаций, а греки пробовали пояснить такую особенность мифологическим образом.Три нимфы в озере


Также многие нимфы выступали и в качестве судей. Довольно распространённой была практика, когда соплеменниц или соплеменников, а то и горожан, что подозревали в нарушении определённых законов отдавали на суд этих существ. Делали это следующим образом – на табличке писали имя человека, бросали её в водоворот и смотрели – пойдёт ли она под воду, поплывёт по течению или же она будет выброшена на берег. Причем считалось, что нимфы могут вынести несправедливое решение в тех случаях, если к ним не было проявлено должное уважение. Одним из самых страшных наказаний считалось «насланное» безумие. Но в речах такого человека многие одновременно старались и отыскать смысл, который, как они считали, нимфы хотят им передать. Из-за этого возникла и прочно укоренилась мысль о том, что безумцы – это носители знаний, что скрыты от других людей. Немало это поспособствовало возникновению прорицателей и прорицательниц. В дальнейшем этот общественный «институт» нашел выражение в юродстве. Возвращаясь к теме нимф – их возможность прорицать будущее можно рассмотреть на примере дельфийского оракула. Так, первоначально на этом месте был оракул Геи, потом Дафны (одна из самых известных и могущественных горных нимф) и только потом здесь организовался уже дельфийский оракул. Кстати, считалось, что гаданию их обучил Аполлон, а многие из них стали матерью для знаменитых (по грецким меркам) предсказателей. В качестве примера таковых можно привести Тиресия, который является сыном нимфы Харикло. Правда это характерно уже для более позднего общества.


Три нимфы в озере

За что же «отвечали» нимфы ещё? Они могли ещё повлиять на плодородие полей и лугов, следили за обилием пчел, ростом стад, деревьев и прочее. У всего, что не можно было понять – был свой дух. Стоило только древнему греку выйти за черту города, как ему сразу же начинали слышаться голоса нимф и в жужжании пчел, и в шелесте листьев на деревьях, и в звучании ручейков. Эти духи вели размеренную весёлую и не агрессивную жизнь (как правило). Их было легко обидеть и заставить плакать. Нимфы довольно часто старались держаться подальше от нежелательных и неприятных людей и других могущественных существ. И не удивительно – ведь нимфы были смертными существами, хоть и долговечными. Так, стоило источнику иссякнуть или дереву засохнуть – так умирала и красавица-нимфа, которая обитала здесь. В некотором роде нимфы обозначают хрупкость самой природы и к ним, соответственно, следовало относиться с вниманием и бережностью.Три нимфы в озере

Чтобы задобрить этих духов им строили святилища, посвящали пещеры и гроты, а также приносили жертвенные подарки в виде молока, масла, вина, телят и коз.


мое старое святилище (из рукотворных), которое сбереглось до наших дней, находится в южной части афинского Акрополя и датировано примерно седьмым веком до нашей эры. А пещеры, холмы и реки называли в их честь явно задолго до него. Для олицетворения прелестей природы и передачи её волшебного шарма в искусстве их изображали молодыми красивыми девушками, у которых прекрасные волосы, уборы из цветов и венков. Для отображения их веселого нрава их часто изображали в позе танца, обнажая их ноги и руки, и в завершении картины – скульпторы и мозаики древности распускали их волосы. Поэты и певцы, желая заслужить их благосклонность и прославить волшебную красоту, воспевали их в своих творениях. Часто по отдельным деталям можно было догадаться, кто же изображен. Так, наяды держали у своего лона раковину или сосуд. Ореады изображались задумчивыми, сидя на высокой скале. Напеи, живущие в долинах и лимнады, обитающие в озёрах и болотах, тоже имели свои отличительные особенности.

И ещё хочется написать несколько слов о любви древних греков видеть буквально под каждым камнем нимф. Так, кроме упомянутых ранее жительниц морей, источников, озёр и болот, в воображениях людей они жили ещё и в горах (их называли орестиады), рощах (их именовали альсеидами), деревьях (это рассмотренные ранее дриады и гамадриады), и даже для отдельных пород деревьев вроде упомянутых в начале статьи мелиад (они облюбовали ясень). Вот такими разнообразными они были. Часто желая сделать им комплимент и подчеркивая их изящество, благосклонность, изящество, прелесть и красоту нимф их называли харитами (это три богини радости и веселья, обозначение которых переводится как «изящество»).


Три нимфы в озере

Кстати, ещё немного о их влиянии на человека. Считалось, что нимфы могут буквально преображать любого. Они могли подарить вдохновение для творчества и активной деятельности. Также они могли насылать на людей и одержимость, что в некотором роде можно рассматривать как ослабленное безумие. Человек в таком случае часто исступленно плясал, также казалось, что он приобретает знания нимф – мог видеть сквозь землю, понимать языки растений и птиц, создавать невиданные произведения. Если же способности человека получали значительное развитие, то считалось, что ему покровительствуют особенные духи – музы. Кроме этого, многие нимфы были спутницами олимпийцев – сами богов древней Греции. Чаще всего их воспринимали как свиту Артемиды, Пана и Диониса, но, как ранее уже говорилось, они водились и с другими богами. Шаловливые нимфы, к примеру, любили Гермеса, весёлого и задорного бога путешествий и торговли. Те, которые путешествовали по миру вместе со своими божественными покровителями часто занимались и соответствующими деяниями вроде пряжи, тканья, охоты, гаданий и веселья. Владение древними мудростями, а также тайнами жизни и смерти было уделом многих из них. Так, кроме упомянутой выше Дафны можно вспомнить ещё и о Менте – возлюбленной Аида, бога подземного царства мёртвых. Их собеседники рангом пониже – это сатиры. Нимфы являются весьма близкими родственницами славянских русалок и различных духов полей, лесов, болот, озёр и ручейков.


Источник: www.volshebnaya-planeta.ru

 

Поэт Джордж Байрон в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» сравнивал озёрную гладь Тразимено с «серебряным щитом»; восхищало оно и многих других путешественников, приезжавших сюда веками.

В 1995 г. территория озера приобрела статус национального парка. Здесь довольно высокая влажность, берега Тразимено густо поросли тростником; встречаются дикие утки, бакланы, коршуны, зимородки. На озере зимуют, отдыхают и размножаются перелётные птицы, не говоря уже о рыбе, для которой воды Тразимено сформировали исключительно благоприятную среду обитания.

Главный из приозёрных городков называется Кастильоне-дель-Лаго; он был заложен ещё этрусками и безусловно заслуживает посещения.

 

Кастильоне-дель-Лаго

Старый город окружён средневековыми стенами с тремя воротами: Флорентийскими, Сиенскими и Перуджийскими. Ядро оборонительной системы составляет Рокка-дель-Леоне — один из интереснейших образцов средневековой военной архитектуры Умбрии. Цитадель возведена в 1247 г. по проекту монаха Элии Коппи да Кортоны и имеет форму неправильного пятиугольника с башней в каждой вершине и тремя воротами. Треугольная главная башня достигает почти 30 метров в высоту. Со стен крепости прекрасно видно озеро, а её внутренняя территория в наши дни используется как естественный амфитеатр для разного рода спекатклей и шоу.


Ещё одна постройка, заслуживающая внимания ценителей истории и искусства, — это Герцогский дворец или палаццо-делла-Корнья, построенный по воле кондотьера Асканио делла Корнья в 1560 г. по проекту архитектора Виньолы или Галеаццо Алесси. Интерьеры здания богато расписаны фресками Никколо Чирчиньяни по прозвищу Помаранчо и Сальвио Савини. Росписи изображают сцены из мифологии и подвиги самого Асканио; по мнению искусствоведов, это важный памятник живописи эпохи маньеризма.

Стоит осмотреть и церковь Санта-Мария-Маддалена, где внимания заслуживают «Мадонна на троне» XVI в. кисти ученика Перуджино и «Мадонна с младенцем» сиенской школы XIV в., а также фрески Мариано Пьервиттори (1850 г.). Ещё один интересный храм посвящён святому Доминику де Гусману: здесь примечателен деревянный кессонированный потолок и амбулакр, где должен был разместиться фамильный склеп рода делла-Корнья. Из монументов светского характера можно отметить палаццо народного капитана XIII в. на главной площади пьяцца-Маццини.

Среди холмов в окрестностях Кастильоне-дель-Лаго расположено множество этрусских поселений, на месте которых образовались небольшие местечки: Джойелла, Вайано, Поццуоло. Неподалёку от Паникаролы было выявлено захоронение, которое относят к археологической культуре Протовилланова (1175-960 г. до н.э.); здесь в XVII в. построили храм Мадонна-делла-Каррайя с просторным залом и интересным деревянным алтарём, который украшен популярным у местных изображением Богородицы с младенцем.

 

Остров Польвезе


Самый крупный остров — Польвезе — входит в состав оазиса фауны озера Тразимено; здесь есть леса из каменного и пушистого дуба, лавра, а также другие виды растений, представляющие большой интерес для натуралистов.

На остров можно отправиться с одного из прибрежных городков — например, Сан-Феличано, где Польвезе называют просто «остров»; всего за десять минут паром перевезёт вас туда, навстречу природе и истории.

Едва ступив на остров, вы окажетесь перед так называемой виллой — зданием, построенным около 40-ых гг. прошлого века. Прогулочный маршрут начинается слева от вас и совсем скоро приведёт к руинам замка XIV в., от которого остался лишь периметр стен. Внутренний двор был перепроектирован и сегодня используется для спектаклей под открытым небом.

castellopolvese

Вслед за замком тропинка приведёт к небольшой средневековой церкви Сан-Джулиано; однонефный храм возведён на руинах древнеримской виллы, о которой напоминают фрагменты античной сетчатой кладки opus reticulatum в стенах церкви.

Следующая точка маршрута — сад водяных растений, спроектированный в 1959 г. одним из главных ландшафтных архитекторов Италии, Пьетро Поричнаем. Здесь вы найдёте множество разнообразных видов (как автохтонных, так и завезённых сюда извне); все они находятся в бассейне, высеченном в породе. Вода в него поступает напрямую из озера.


monastero_polvese

Руины монастыря. Фотография © Cantalamessa / Wikimedia Commons

Далее маршрут приведёт вас к монастырю ордена оливетанцев и церкви Сан-Секондо. Послушники жили в нём с 1404 по 1624 гг., после чего оставили постройку, которая со временем запустела. Сегодня уцелела лишь крипта и часть трапезной.

 

Остров Маджоре

Вернувшись в Сан-Феличано, можно доехать на машине до Пассиньяно и оттуда снова перебраться на пароме на другой остров — Маджоре. Сюда в 1211 г. приезжал поститься святой Франциск. Остров обитаем: вы сразу же попадаете в небольшую рыбацкую деревеньку, не особенно изменившуюся за много сотен лет: многие дома здесь построены в XIV-XV вв. Отсюда на территорию острова ведут две тропинки — справа и слева. Ступив на последнюю, вы пройдёте по улице Гульельми и начнёте осмотр с приятной прогулки по побережью озера.


Поднявшись на небольшой холм, вы увидите романскую церквушку Сан-Сальваторе. После неё дорога приведёт вас к готической церкви Сан-Микеле-Арканджело: сюда стоит заглянуть, чтобы полюбоваться фресками XII-XIV вв.

Теперь спуститесь по тропе, которая идёт вниз, пересекает аллею маркизы Изабеллы и ведёт к часовне святого Франциска. Внутри вы увидите ложе, где по легенде отдыхал святой. Чуть дальше можно увидеть скалу, где он остановился помолиться, едва прибыв на остров.

После этого можно осмотреть замок Гульельми, расположенный в самой южной части острова. В 1904 г. Элена Гульельми оборудовала здесь мастерскую кружевного ремесла, которое с того времени стало традиционным занятием местных жителей. Вернувшись в деревеньку, вы можете заглянуть в музей кружев и полюбоваться давними образцами этого искусства.

Что попробовать

Фасоль Тразимено

 

Источник: latuaitalia.ru

Нимфы — общие сведения

Нимфы — самая обширная мифологическая группа, ведь только океаниды, нимфы солёных вод, насчитывают не менее трех тысяч дев. Древние греки верили в их существование, приписывая морям, рекам, источникам, гротам, горам, рощам и лугам природных хранительниц. Их делили на разные подвиды согласно местам обитания. Зачастую у них были собственные имена.

Три нимфы в озере onload=__al.g(this) data-airee-src=https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2017/07/nimfyi-1.jpg alt=»сведения о нимфах» width=559 height=399 data-airee-srcset=»https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2017/07/nimfyi-1-214×152.jpg 214w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2017/07/nimfyi-1-306×217.jpg 306w» sizes=»(max-width: 559px) 100vw, 559px»>Ореады и агростины — горные обитательницы; лесные и древесные — дриады и гамариады; наяды — хранительницы пресноводных источников; нереиды, океаниды, даяды — морские духи, обитающие в солёных водах. Напеи — хранительницы долин, лимнады — обитательницы и защитницы болот и озер, альсеиды — духи рощ. Плеяды — небесные. Отличали отдельно мелиад — нимф ясеня. Главными среди божественных природных созданий считались обитательницы вод, пресных и соленых. Античные лексикогафы указывают, что «нимфа» переводится как «источник».

Едва ли не самой известной представительницей является ореада по имени Эхо, которая не имела своей речи, но могла повторять чужую. Когда в горах после громкого звука слышится эхо, это голос нимфы. Если верить легендам, все острова и долины когда-то были населены нимфами.

Древние греки совмещали свое видение мистического мира с реально существующими природными объектами. Древнегреческие поэты не описывали природу с восторгом и придыханием, как современные литераторы, ведь в те времена природа не имела абстрактного облика — нимфы всех обличий олицетворяли её, говорили голосом природы.

Урожайность лугов и полей зависела от их воли. Дадут ли пчелы урожай мёда, возрастут ли стада скота, народится ли зерно — за все это тоже отвечали они. Культ природы был построен на культе нимф. Чаще всего те были благосклонны и одаривали людей своими милостями. Но невежду, совершившего преступление против природы или не проявившего должного уважения, наказывали безумием. Греки боялись потери разума больше других казней, ведь безумец мог обратиться против своих близких. Но иногда безумцев, покалеченных рассудком, могли считать отмеченными даром нимф. Считалось, что некоторые природные духи могли поделиться частью своей мудрости со смертными. Такие люди обретали великую мудрость, познавали тайны природы. Они могли врачевать с помощью особых трав и просить у божеств за других людей.

Нимфы и боги

Три нимфы в озере onload=__al.g(this) data-airee-src=https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2017/07/nimfyi-2.jpg alt=»нимфы и боги» width=281 height=280 data-airee-srcset=»https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2017/07/nimfyi-2.jpg 744w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2017/07/nimfyi-2-160×160.jpg 160w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2017/07/nimfyi-2-251×250.jpg 251w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2017/07/nimfyi-2-624×622.jpg 624w» sizes=»(max-width: 281px) 100vw, 281px»>Боги обитали на горе Олимп, а нимфы предпочитали жить в лесах, рощах, полях. Но они могли покидать свои обиталища, когда их вызывали Олимпийцы на пиры, охоту или по иным делам. Нимфы могли жить как простой жизнью духов природы, так и веселиться среди высшего общества бессмертных.

Судьба малых богинь определялась их видом. Кто-то обитал в лугах, лесах и болотах, храня их от вторжений, а кто-то входил в свиту Олимпийских богов. Нимфы нередко состояли в романтических отношениях с богами и младшими божествами, героями, а порой и особо понравившимися им людьми. Многие герои древнегреческих мифов были рождены от нимф, как, например, знаменитый Ахиллес, сын Фетиды. Чаще всего союзы богов и нимф оказывались краткосрочными, однако случались и долгие связи. Например, нереида Амфитрита стала супругой бога морей Посейдона. Благодаря браку она стала почитаться как морская богиня. Матерью Афины Паллады была океанида Метида, бывшая супругой Зевса до его женитьбы на Гере.

Большинство легендарных созданий бессмертны, но для дриад, проживающих в деревьях, отмерен срок жизни такой же, как и у их места обиталища — дерева. К наядам, живущим в реках, ручьях и озерах также приходила смерть, если их обиталище пересыхало или зарастало тиной. Дольше всех жили ореады, ведь разрушение гор — крайне медленный процесс.

Святилища, посвященные малым богиням, назывались нимфеумы. Находились они в глубоких гротах и пещерах, где царил мрак. Жертвами им служили ягнята и козы, телята и коровы, молоко, мёд, вино и масло. В зависимости от вида нимф изменялся вид жертв. Такие места, как начала ручьев, гор и рек, истоки, считались у греков священными. Гомер описал нимфеум на Итаке, доме Одиссея. Философ Порфирий в своем труде «О пещере нимф» истолковал его как центр космических сил.

На фресках, картинах, мозаике, в скульптуре нимф изображали прекрасными обнажёнными или полуобнаженными девами. У них всегда были распущены волосы — элемент природной, эротичной красоты. Смертным девушкам запрещено было распускать волосы, в отличие от духов природы. Нимфы украшали себя венками из цветов, часто танцевали. Ореад зачастую показывали задумчивыми девами, проводящими дни на скалах.

Нимфы как воплощения природы

Природные духи — очень древние существа, которые появились еще на заре человечества. Наиболее древние из них — это мелиады, или мелийские нифмы. Когда Хронос оскопил своего отца Урана, кровь бога упала на землю, и из неё родились первые девы ясеня. Океаниды — потомки бога морей Океана и Тефиды, нереиды — дочери Дориды и Нерея. Все океаниды воплощают то или иное качество морей, их силу, своеволие, непредсказуемость. Гесиод перечислил их в своей «Теогонии».

Некоторые источники, питаемые подземными водами, имеют целебные свойства. Потому нимфы стали входить в свиту бога-врачевателя Асклепия, получили дар лечить и исцелять. Несмотря на легкомысленный вид и легкий нрав, они хранили древнюю мудрость, знали тайны жизни и смерти. Дельфийский оракул сменился оракулом Геи, а после — Дафны, горной нимфы.

С самой древности люди гадали на воде — у источников, рек, ручьев. При нарушении законов существовала казнь водой — человека бросила в реку, чтобы нимфы, неподкупные и справедливые, решили его участь. Иногда гадали по воде — бросали в водоворот покрытую письменами табличку. В зависимости от того, тонула ли табличка, выплывала ли, или ее выбрасывало из водоворота, предсказывали судьбу человека. Зачастую Аполлон обучал нимф умению гадать. Нередко прорицатели и оракулы называли духов природы своими матерями — тот же Тиресий считал, что его породила нимфа Харикло.

Грубость и неуважение земные богини карали, как и Олимпийские небожители, безумием. Но безумцев могли почитать как прорицателей, уважаемых и почитаемых. Пифии дышали галлюциногенными парами, исходящими из земных расселин, впадая во временное безумие и предсказывая будущее. Одержимость считалась высшим состоянием, помогающим безумцу обретать сверхъестественные слух, зрение, разбирать язык зверей и слушать птичью речь.

Легенды о нимфах

Известна история, согласно которой в роду Поэбия мужчина совершил большой грех — он срубил дуб, где обитала гамариада. Дева напрасно умоляла его остановиться и не уничтожать ее обиталище. За это преступление на весь род было наложено проклятье. Для искупления вины на месте срубленного дуба возвели алтарь и принесли жертвы, смягчившие гнев нимфы.

Когда рубили дуб в священной роще Деметры, богини всего живого, по коре текла человеческая кровь, а ветви побледнели, как кожа умирающего. Кровь принадлежала нимфе, жившей в стволе дуба. Перед смертью она прокляла убийцу — он стал чувствовать голод, который ничем не мог утолить.

Пугливая гамариада Сиринга обратилась в тростник, убегая от бога-сатира Пана. Столь же печальна участь нимфы Менты, возлюбленной наложницы Аида, которого приревновала Персефона, превратила в мяту и растоптала. Многие небожители и герои сыграли печальную роль в судьбах прекрасных нимф. По легендам, прославленный Геракл, чтобы добыть яблоки из сада гесперид, соблазнил одну из сестер и с ее помощью выкрал заветные плоды. А нимфу бросил — она ему была больше не нужна.

Древние греки почитали спутниц богов, извечных дев, красивых, как сама природа. По сей день их изображения встречаются на полотнах знаменитых художников, которые работали над мифическими и религиозными темами. Изображали их и в скульптуре. Звучат посвященные волшебным созданиям темы в музыкальных произведениях, создаются театральные постановки. Нимфы отнюдь не забыты в двадцать первом веке.

Источник: grimuar.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.