Триптих святого ювеналия


artpacan
Триптих святого ювеналия

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи по прозвищу Мазаччо — один из самых сильных и независимых художников Раннего Возрождения, основатель «нового реализма». Одним словом — очередной, бля, очень важный, для истории европейской живописи и культуры, дядя.

Погоняло Мазаччо — сокращение имени Томазо (Томазо → Мазо → Мазаччо), которое можно перевести как «неуклюжий» или «неряшливый // грязный». Есть версия, что кликуху дали, чтобы отличать его от другого художника — Томмазо да Кристофоро-Фини, которого, в свою очередь, называли Мазолино, что значит «маленький // тонкий». Кстати, они были друганами и даже вместе работали над проектами.

Наставниками Мазаччо были скульпторы Брунеллески, (который объяснил законы линейной перспективы) и Донателло (тот самый, в фиолетовой повязке и с палкой, ага). В то время во Флоренции как стиль доминировала «интернациональная готика», и на её фоне деятельность Мазаччо, Донателло с Брунеллески выглядели просто образцом грязного реализма, что автоматически выделяло их из общей массы.


Интернациональная // Поздняя готика — последний этап готики. Пересекался с Ранним Возрождением и влиял на первых мастеров нового искусства. Отличается выёбистой декоративностью и экспрессией: золотой фон, игнор пространственной глубины и перспективы в сочетании с дотошной проработкой деталей костюмов, интерьеров и лиц.

Триптих Сан Джовенале

Самая ранняя из известных работ Мазаччо — Триптих (это значит, что картины три) Сан (это значит святой) Джовенале (Ювеналий) // Триптих Святого Ювеналия

Триптих святого ювеналия
Триптих Святого Ювеналия

В центре триптиха Мадонна с младенцем и двумя ангелами, слева — святые, справа — тоже святые, только один из них Ювеналий.

У этого триптиха есть две важные детали:

  1. Внизу, если присмотреться, есть надпись ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE D’AP(PRILE) // 23 апреля 1422 года от Рождества Христова //. Сделана она не готическим шрифтом, как обычно, а современными буквами, которые в то время юзали только гуманисты в своих переписках (воу-воу, палехче, бунтари!), но тогда это действительно было свежо.
  2. Второй, более новаторский и смелый выпад против готики: композиция построена по законам перспективы (это видно с определенного ракурса, если посмотреть на картину чуть сверху).

Мазаччо и Мазолино

Мазаччо несколько раз коллаборировал со своим братком-тёзкой Мазолино, о котором я говорил в начале. Тандем вышел интересный: Мазолино угарал по той самой интернациональной готике с её плоскостностью и декоративностью, а Мазаччо стремился к хардкорному реализму и не пытался отморозиться от мира, искажая действительность. Несмотря на разные взгляды и стили, они вполне сработались, выдав миру несколько крутых работ.

Первая из них — «Мадонна с младенцем и Святой Анной»

Триптих святого ювеналия
Фигуры образуют трёхмерную пирамиду

Картина выглядит по-декоративному ярко, но при этом в ней ощущается глубина и массивность. Пространство строится планами: на первом плане руки Богоматери, держащие младенца Христа, на втором — лицо Мадонны, на третьем — святая Анна на троне и фон с ангелами, держащими занавес.

Считается, что кистью Мазаччо прописана фигура святой Анны, потому как её левая рука нарисована в ракурсе, но это не точно.

Изгнание из Рая

Художники были приглашены для росписи капеллы Бранкаччи. Мазаччо создал там 6 фресок на библейские сюжеты, но самая крутая из них, иллюстрирует изгнание из Рая Адама и Евы.


Триптих святого ювеналия
Персонажи впервые правильно поставлены на плоскость, кстати

Скажу прямо, для готической традиции фреска выглядит как минимум необычно и как максимум — суперсвежо.

Банальный библейский сюжет здесь трактуется совершенно по-новому. Мало того, что персонажи (кроме секъюрити-ангела) полностью голые, и балабас Адама ничем не прикрыт, так ещё и бесконечный трагизм момента охуительно передан с помощью рыдающих в отчаянии первых грешников.

Чувствуется напряжение и эмоциональность ситуации: Адам, стыдясь слез, закрывает руками лицо — этому жесту противопоставляется открытое лицо Евы, а ссутуленные от безысходности фигуры прогоняемых вызывают жалость. Плюс ко всему композиция живенькая, динамичная, а анатомия передана довольно точно, что явно говорит о прогрессе в искусстве и обществе в целом.

Источник: telegra.ph

Мазаччо (1401-1428), настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди) – по праву считается одним из самых крупных художников начала XV века.

Мазаччо родился в 1401 г. в провинциальном тосканском городке Сан-Джованни-Вальдарно.


о настоящее имя — Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи. За свою беспечность, рассеянность и непрактичность, отличавшие его с раннего детства, будущий художник и получил прозвание Мазаччо, что в переводе означает примерно «нескладный чудак» или «неуклюжий”. Очевидно, эти свойства характера Мазаччо объясняют тот факт, что, рано прославившись, он так и не сумел достичь материального благополучия и до конца жизни находился в затруднительных обстоятельствах.
Жизнь его была очень непродолжительной – он умер в Риме двадцати восьми лет от роду, но оставленный художником след в искусстве трудно переоценить.

Первые упоминания о Мазаччо как о художнике относятся к 1418 году, когда юный художник приехал во Флоренцию. По-видимому, там он учился в одной из самых известных мастерских живописи того времени у Биччи ди Лоренцо*. В 1422 году Мазаччо вступил в цех врачей и аптекарей, а в 1424 году, в знак признания его зрелым мастером, Мазаччо был принят в цеховое объединение художников Братство Святого Луки*.

В ранний период творчества Мазаччо нередко сотрудничал с Мазолино да Паникале; четкое разделение произведений Мазаччо и Мазолино является одной из сложнейших задач современного искусствознания.

Cамая ранняя из достоверных работ художника — «Мадонна с младенцем и св. Анной» (Галерея Уффици, Флоренция) — создана около 1424 г. совместно с Мазолино.

Триптих святого ювеналия
Мадонна с младенцем и святой Анной. 1424 г. Мазаччо. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера.


Триптих Сан Джовенале – все современные исследователи считают этот триптих достоверным произведением Мазаччо. В центре алтаря Мадонна с младенцем и двумя ангелами, справа от неё святые Варфоломей и Блез, слева – святые Амвросий и Ювеналий. В нижней части произведения есть надпись, сделанная уже не готическим шрифтом, а современными буквами, применявшимися гуманистами в своих письмах. Это первая по времени неготическая надпись в Европе: ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE D’AP(PRILE). (23 апреля 1422 года от Рождества Христова). Однако, реакция против готики, от которой остались в наследство золотые фоны триптиха, заключалась не только в надписи. При высокой точке зрения, обычной для треченто, композиционное и пространственное построение триптиха подчинено законам перспективы, может быть даже чрезмерно геометрически-прямолинейно. Пластика форм и смелость ракурсов создают впечатление массивной объёмности, какого в итальянской живописи не существовало до этого.
Согласно исследованным архивным документам, произведение было заказано флорентийцем Ванни Кастеллани, который патронировал церковь Сан Джовенале. Монограмму его имени – букву V, исследователи видят в сложенных крыльях ангелов. Триптих был написан во Флоренции и оставался там несколько лет, пока не появился в инвентарной описи церкви Сан Джовенале в 1441 году. Об этом произведении не сохранилось никаких мемуарных свидетельств, хотя Вазари упоминает две работы молодого Мазаччо в районе Сан Джованни Вальдарно. Сейчас триптих хранится в церкви Сан Пьетро а Кашья ди Реджелло.


Триптих святого ювеналия
Триптих Сан Джовенале. 1422 гг. Мазаччо. Сан Пьетро а Кашья ди Реджелло.

В первой половине 15 в. в живописи появляется самостоятельный жанр живописи – светский портрет, созданный по единому типу: погрудные профильные изображения. В своём «Жизнеописании Мазаччо» Вазари упоминает три портрета. Историки искусства впоследствии отождествили их с тремя «портретами молодого человека»: из Музея Гарднер, Бостон, из Музея изящных искусств, Шамбери и из Национальной галереи, Вашингтон. Большинство современных критиков считает, что два последние не являются работами Мазаччо, поскольку в них ощущается вторичность и более низкое качество. Они были написаны позже, или, возможно, скопированы с работ Мазаччо. Целый ряд исследователей считает достоверным только портрет из Музея Гарднер – некоторые исследователи считают, что на нём изображен молодой Леон Баттиста Альберти*. Портрет датируют периодом между 1423 и 1425 годами; Мазаччо создал его раньше, чем другой потрет Альберти, характерный профиль которого можно видеть в его фреске «Св. Пётр на троне» в капелле Бранкаччи, где тот изображён справа от самого Мазаччо.

Триптих святого ювеналия
Портрет молодого человека. 1423-25 гг. Мазаччо.. Музей Гарднер, Бостон.


Триптих святого ювеналия
Портрет молодого человека. 1425 гг. Мазаччо (?).. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

В 1426 г. Мазаччо исполнил большой, состоящий из нескольких частей алтарь для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, получивший название «Пизанского полиптиха» («Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами»). В этих произведениях уже проявляются зачатки нового, реформаторского стиля художника — энергичная светотеневая лепка, ощущение пластической трехмерности фигур, стремление к изображению глубины пространства. Пизанский полиптих – единственное точно датированное произведение художника; датировка всех остальных его работ приблизительна.
19 февраля 1426 года Мазаччо принял обязательство написать эту многочастную алтарную картину для капеллы св. Юлиана в пизанской церкви дель Кармине за скромную сумму в 80 флоринов. Заказ исходил от пизанского нотариуса Джулиано ди Колино Дельи Скарси да Сан Джусто, который с 1414 по 1425 год взял на себя права патронирования над этой капеллой. 26 декабря 1426 года полиптих, судя по платёжному документу, датированному этим числом, был готов. В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо – его брат Джованни и Андреа дель Джусто. Раму для этой многочастной композиции исполнил резчик Антонио ди Бьяджо (возможно, по эскизу Мазаччо).


В 18 в. Пизанский полиптих был разделен на части и эти отдельные произведения расползлись по всему свету, а в конце 19 в. его сохранившиеся 11 частей удалось идентифицировать в разных музеях и в частных коллекциях. К этому алтарю относятся Мадонна с младенцем и четрьмя ангелами (Лондон, Национальная галерея), Распятие (Неаполь, галерея Каподимонте), Поклонение волхвов и Мучение святых Петра и Иоанна (Берлин-Далем, Картинная галерея Государственного музея).

Триптих святого ювеналия
Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо. Национальная галерея, Лондон. Яичная темпера.

Триптих святого ювеналия
Распятие. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.

Изображение апостола Павла – единственная часть, оставшаяся от Пизанского полиптиха в Пизе (музей Сан Маттео). Картина была атрибутирована Мазаччо уже в XVII веке (об этом есть надпись на боковой части). Почти весь XVIII век она хранилась в Опера делла Примациале, а в 1796 году передана в музей Сан Маттео. Павел изображён на золотом фоне с соблюдением иконографической традиции – в правой руке он держит меч, в левой книгу «Деяния апостолов». По своему типу он скорее похож на античного философа, чем на апостола.


Триптих святого ювеналия
Апостол Павел. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо. Национальный музей, Пиза. Темпера.

Панель с изображением апостола Андрея хранилась в коллекции Ланкоронски (Вена), затем попала в королевскую коллекцию принца Лихтенштейна (Вадуц), а сегодня находится в музее Пола Гетти (Малибу). Фигуре святого придана монументальность, изображение построено так, словно мы смотрим на него снизу. Правой рукой Андрей держит крест, левой «Деяния апостолов».

Триптих святого ювеналия
Апостол Андрей. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо. Собрание Пола Гетти, Малибу.

Четыре небольших панели, каждая размером 38х12 см., были приписаны Мазаччо, когда находились в коллекции Батлера (Лондон). В 1906 году германский исследователь Шубринг связал эти четыре работы с Пизанским полиптихом, высказав предположение, что ранее они украшали его боковые пилястры. Трое святых (Августин, Иероним и кармелитский монах с бородой) смотрят вправо, четвёртый – тоже монах – влево.

Триптих святого ювеналия
Кармелитские монахи. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музеи, Берлин.

Триптих святого ювеналия
Св. Иероним и Св. Августин. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музеи, Берлин.

Сохранились все три картины пределлы: «Поклонение волхвов», «Распятие св. Петра и казнь Иоанна Крестителя» и «История св. Юлиана и св. Николая» .


Триптих святого ювеналия
Поклонение волхвов. Пизанский политих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музей, Берлин. Темпера.

Триптих святого ювеналия
Распятие апостола Петра*. Казнь Иоанна Крестителя. Пизанский политих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музей, Берлин.

Триптих святого ювеналия
Распятие апостола Петра. Пизанский политих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музей, Берлин.

Триптих святого ювеналия
«История св. Юлиана и св. Николая». Пизанский политих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музей, Берлин.

(История св. Николая очевидно а самая (внизу, в примечаниях) – об отце и его трех дочерях, которым святой подбрасывает деньги в окно дабы спасти их от необдуманного поступка. Что касается св. Юлиана*, то его история такова: Юлиан уехал от своих родителей и вскоре женился на девушке из знатного рода. Когда родители приехали к нему в гости, он был на охоте. Жена накормила их и уложила спать. Тем временем Сатана, обернувшись человеком, встретил Юлиана и сказал тому, что его жена ему изменяет, и если Юлиан поспешит, он застанет её в постели с любовником. В гневе Юлиан ворвался в спальню, увидел под одеялом очертания мужчины и женщины, и в ярости изрубил их мечом. Когда же он вышел из спальни, то встретился с женой, сообщившей ему радостную весть о приезде родителей.
Юлиан был безутешен, но жена поддержала его, сказав, что искупление он найдёт во Христе. С того времени Юлиан потратил всё своё богатство на возведение больниц (их он построил 7) и домов для паломников и нуждающихся путников (25). Однажды к нему явился Иисус Христос в образе нищего, поражённого проказой паломника, и когда Юлиан принял его — простил ему его грехи и благословил вместе с женой.

Стоит упомянуть и небольшую панель в форме маленького алтаря из музея Линденау, Альтенбург. Она содержит две сцены: «Моление о чаше» и «Кающийся св. Иероним» – один из иконографических типов святого – бьющий себя камнем в грудь перед распятием – святой удалился на четыре года в пустыню и там неустанно боролся с искушениями и плотскими наваждениями и описал в одном из писем, как должен был бить себя в грудь, пока эта лихорадка не отпускала его. Камень, который он держит для этой цели, – позднее изобретение художников – это “изобретенный” камень мы и наблюдаемю. В верхнем сюжете использован золотой фон, а в нижнем он полностью записан. Фигуры трёх апостолов справа своими очертаниями повторяют форму картины. Большинство критиков считает, что она была написана сразу вслед за Пизанским полиптихом.

Триптих святого ювеналия
Христос в Гефсиманском саду. Кающийся святой Иероним. 1424-25 гг. Мазаччо. Музей Линденау, Альтенбург. Темпера по дереву.

Разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере проявился при работе над фреской «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. В этом произведении Мазаччо, под влиянием творчества Брунеллески, впервые в настенной живописи применил полную перспективу. Впервые обе части фрески были выполнены с точным математическим расчетом в единой перспективе, линия горизонта которой соответствует уровню зрения зрителя, создавая неизвестную до того времени в живописи иллюзию реальности изображенного пространства, архитектуры, фигур.

Перспективное построение фрески было средством раскрытия замысла произведения. Центрическая ориентация перспективы подчеркивала значение главных фигур. Находясь по другую сторону картинной плоскости, капелла будто принадлежала иному миру, а изображения донаторов, саркофаг и сами зрители относились к этому, земному миру. Новаторством отличается лаконичность композиции, скульптурная рельефность форм, выразительность лиц, острота портретной характеристики заказчиков. Живопись вступает в состязание со скульптурой в искусстве передачи объема, его бытия в реальном пространстве. Голова Бога-Отца является воплощением величия и мощи, в лице Христа преобладает спокойствие с тенью страдания.
Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, построенной в форме арочной ниши. На росписи изображено распятие с фигурами Марии и Иоанна Крестителя. Крест осеняет полуфигура Бога-Отца. На переднем плане — коленопреклоненные заказчики, которые, благодаря иллюзионистскому приему, кажутся находящимися за пределами капеллы. В нижней части фрески художник изобразил саркофаг со скелетом Адама, который тоже как будто выдается в пространство храма. Надпись над саркофагом гласит: «Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете». Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчиков и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.

Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов – больших, полномасштабных рисунков – их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки). Больше всего времени он потратил на то, чтобы написать головы и лица.

По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. Иоанн, чуть ниже донатор (одетый в плащ и капуччо красного цвета — одежду «гонфалоньеров справедливости»*) и его супруга. Предположительное имя донатора — Лоренцо Ленци, поскольку он занимал эту должность, а у подножия фрески находилось надгробие его двоюродного брата Доменико Ленци.

Триптих святого ювеналия
Троица.1425-28 гг. Мазаччо. Санта Мария Новелла, Флоренция. Фреска.

Триптих святого ювеналия
Троица. Деталь. 1425-28 гг. Мазаччо. Санта Мария Новелла, Флоренция. Фреска.

Триптих святого ювеналия
Троица. Деталь. 1425-28 гг. Мазаччо. Санта Мария Новелла, Флоренция. Фреска.

Триптих святого ювеналия
Троица. Схема перспективы.

Между 1425 и 1428 гг. Мазаччо (в содружестве с Мазолино ди Паникале) исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, ставшие главным трудом недолгой жизни живописца.

Своим знаменитым фресковым циклом это помещение обязано потомку основателя капеллы, сопернику Козимо Старшего Медичи — влиятельному государственному деятелю Феличе Бранкаччи (итал. Felice Brancacci; 1382-ок. 1450), который около 1422 года дал заказ Мазолино и Мазаччо на роспись капеллы, находящейся в правом трансепте церкви (точных документированных дат работы над фресками не сохранилось).

Триптих святого ювеналия
Вид капеллы Бранкаччи после реставрации.

Триптих святого ювеналия
Фрески в капелле Бранкаччи (слева)

Триптих святого ювеналия
Фрески в капелле Бранкаччи. (справа)

Сюжеты росписей, в основном, посвящены жизни апостола Петра («Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Раздача милостыни и смерть Анании»).

Триптих святого ювеналия
Апостол Петр, исцеляющий больного своей тенью. 1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

… 12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. (Деяния святых Апостолов, гл.5)

Триптих святого ювеналия
Раздача имущества и смерть Анании.1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

…1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. (Деяния святых Апостолов, гл. 5)

Триптих святого ювеналия
Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на престоле.1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

Триптих святого ювеналия
Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на престоле. Деталь. 1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

Триптих святого ювеналия
Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на престоле. Деталь. 1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

На фреске изображено чудо, сотворённое Петром после того, как он благодаря апостолу Павлу был освобождён из темницы. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, Пётр, придя на могилу умершего 14 лет назад сына Теофила, префекта Антиохии, смог чудесным образом оживить его. Присутствовавшие при этом тотчас уверовали в Христа, в христианство перешёл сам префект Антиохии и всё население города. В результате в городе был построен великолепный храм, в центре которого была установлена кафедра для апостола Петра. С этого престола он читал свои проповеди. Проведя на нём семь лет, Пётр отправился в Рим, где двадцать пять лет восседал на папском престоле – кафедре.

Самая известная композиция — «Чудо со статиром» — рассказывает о том, как у ворот города Капернаума Христа с учениками остановил сборщик налогов, собиравший деньги на поддержание храма. Христос велел Петру выловить в Генисаретском озере рыбу и извлечь из нее монету. Эта многофигурная сцена изображена в центре композиции. Слева на втором плане мы видим, как Петр вылавливает из озера рыбу. В правой части картины Петр вручает деньги сборщику.

Триптих святого ювеналия
Чудо со статиром.1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

Таким образом, в одной композиции Мазаччо объединил три последовательных эпизода с участием апостола. В новаторском по своей сути искусстве Мазаччо этот прием — запоздалая дань средневековой традиции повествовательного рассказа, в то время от него уже отказались многие мастера и более столетия назад — крупнейший мастер Проторенессанса Джотто ди Бондоне. Однако это не нарушает впечатления смелой новизны, которой отличается весь образный строй и композиция росписи, ее жизненно убедительные, чуть грубоватые герои. Художник с удивительным мастерством сумел средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нем персонажей, группируя их согласно замыслу повествования; правдиво изобразить их движения, позы и жесты.

Другой шедевр, выполненный Мазаччо в той же капелле Бранкаччи — «Изгнание из рая». В этом произведении художнику удалось решить сложнейшую задачу изображения обнаженной фигуры. Здесь еще нет подробного и точного знания анатомии человека, но отчетливо проступает общее верное представление о строении человеческого тела, чувство его плотской красоты, что было абсолютно не характерно для Проторенессанса. Лица грешников удивительно выразительны и полны эмоций, их движения естественны и реалистичны. В «Изгнании из рая» представлено одно из первых в итальянской живописи изображений обнаженного человеческого тела. По этой фреске учились современные Мазаччо живописцы, а также последующие поколения итальянских мастеров. Поразительна сила и острота переживаний изображенных на картине Адама и Евы, изгоняемых из Эдема за нарушение положенного Богом запрета. Охваченный беспредельным отчаянием, Адам закрыл лицо ладонями, неподдельное горе исказило лицо его юной спутницы — брови в напряжении сведены к переносице, глубоко запавшие глаза обращены к Создателю, рот раскрыт в крике отчаяния и мольбы.

Триптих святого ювеналия
Изгнание из рая.1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

Капелла Бранкаччи стала местом паломничества живописцев, стремившихся усвоить приемы Мазаччо. Однако многое в творческом наследии художника сумели оценить лишь последующие поколения.

Еще одно произведение Мазаччо – правда аттрибуция его была долгой – так называемое Берлинское тондо – деревянный поднос диаметром 56 см. расписан с двух сторон: на одной Рождество, на другой – путто с маленькой собачкой. Обычно эту работу датируют периодом последнего пребывания Мазаччо во Флоренции перед тем, как он отправился в Рим, где скончался. С 1834 года произведение приписывают Мазаччо (сначала Гверранди Драгоманни, затем Мюнц, Боде, Вентури, Шубринг, Сальми, Лонги, и Бернсон). Однако есть те, кто считает его работой Андреа ди Джусто (Морелли), или Доменико ди Бартоло (Бранди), или произведением анонимного флорентийского художника, работавшего между 1430 и 1440 годами.
Произведение представляет собой desco da parto * – обеденный стол для рожениц, который в то время было принято дарить женщинам из богатых семей, поздравляя их с рождением ребёнка (как это происходило – можно видеть в изображённой сцене рождества: слева, среди подносящих дары, стоит мужчина с таким же деско да парто). Несмотря на то, что подобные произведения были близки работам ремесленников, самые знаменитые художники кватроченто не брезговали их изготовлением. Берти видел в этой работе «первое ренессансное тондо», обратив внимание на важные нововведения и использование выстроенной в перспективе архитектуры в соответствии с принципами Брунеллески.

Триптих святого ювеналия
Рождество. Берлинское тондо.1427-28 гг. Мазаччо. Государственные музеи, Берлин. Темпера по дереву.

Триптих святого ювеналия
Путто* с маленькой собачкой. Берлинское тондо. 1427-28 гг. Мазаччо. Государственные музеи, Берлин. Темпера по дереву.

Существует кадастровое свидетельство от июля 1427 года. Из него можно узнать, что Мазаччо весьма скромно жил с матерью, снимая помещение в доме на Виа деи Серви. Он держал лишь часть мастерской, деля ее с другими художниками, имел много долгов.

1428 году, не завершив роспись капеллы Бранкаччи, художник уезжает в Рим и приступает к исполнению полиптиха в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. Вероятно, его призвал Мазолино, которому понадобился помощник для выполнения больших заказов. Из Рима Мазаччо не вернулся. Внезапная смерть художника в столь молодом возрасте, ему было 28 лет, вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию разделял и Вазари, но никаких доказательств ее нет. Как нет и точной даты смерти Мазаччо.

Мазаччо не успел закончить даже первый фрагмент полиптиха — «Св. Иероним и св. Иоанн Креститель». Работу закончил Мазолино.

Триптих святого ювеналия
Святой Иероним и святой Иоанн Креститель. 1428 г. Мазаччо. Национальная галерея, Лондон. Яичная темпера.

Триптих святого ювеналия
Святой Иероним и святой Иоанн Креститель. Деталь. 1428 г. Мазаччо. Национальная галерея, Лондон. Яичная темпера.

PS от das_gift
Мне очень хотелось выбрать сегодняшним хитом “Изгнание из рая” – знаменитое и маститое, пример и подражание, знаковое и страдающее – тем более, что оно мне очень нравится и выбор был бы бесконечно искренним. Но я выберу “Портрет молодого человека” – тот самый, из бостонского музея – профиль и яркий головной убор. Ушедшие люди и ушедшие времена всегда привлекают – они конкретны своим обликом и абстрактны и символичны столетиями небытия – в их чертах ищешь скрытое, неведомое, печальное, тленное, вечное и прекрасное.

* 1. Биччи ди Лоренцо (Bicci di Lorenzo) (1373–1452) – итальянский художник и скульптор, работал во Флоренции. Сын художника Лоренцо ди Биччи (Lorenzo di Bicci)
В сотрудничестве со совим отцом получил много важных заказов, в том числе и от Медичи – согласно Вазари – цикл фресок для Палаццо Медичи.Для Дуомо им были нарисованы апостолы.
Его лучшие работы – Мадонна на троне в Национальной музее, Парма, Триптих Житие святого Николая в соборе Фьезоле и Рождество в церкви Сан Джованнино деи Кавальери во Флоренции.

* 2. Братства Святого Луки. Св.Лука, евангелист, покровитель художников. По легенде он сделал портрет с Мадонны и младенца Христа. Легенда греческого происхождения и восходит к VI в. В XII в. она распространяется и в западных странах. Изображения св.Луки, рисующего Богоматерь, встречаются в византийском искусстве с XIIIв., в Западной Европе с XIV в.В это время стали появляться «братства св.Луки», – корпорации художников, которые считали Луку своим покровителем. С тех пор данный сюжет связывается с братствами и исчезает в XVIII в. с исчезновением последних.

Photobucket
Рождество. 1430/1435 гг. Биччи ди Лоренцо.

* 3. Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя — 20 апреля1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внес существенный вклад в развитие криптографии, предложив идею многоалфавитного шифра.

Photobucket
Леон Баттиста Альберти. Статуя в Галерее Уффици.

* 4. Крест Святого Петра – перевёрнутый латинский крест. По легенде, Святой Пётр был распят на перевёрнутом кресте (вверх ногами). В связи с тем, что Пётр считается основателем христианства, данный символ изображён на троне Папы Римского.

* 5. Гонфалоньер – ит. gonfaloniere – знаменосец – с сер. XIII в. глава ополчения пополанов во Флоренции и других городах Италии. В 1289 г. во Флоренции была установлена должность гонфалоньера справедливости (правосудия), который был главой синьории. Гонфалоньер имел знамя определенной формы и цвета, символизировавшее его власть. Ему была поручена охрана конституции «Установления справедливости».

* 6. Деско да парто (desco da parto) – поднос рожениц – важный символический подарок в случае удачных родов в позднее Средневековье. Многие “подносы”, хранящиеся в музеях соотнесены с благородными семействами, но исследования доказываюь, что подносы рожениц и другие специальные предметы вроде вышитых подушек сохранялись очень долго после самого успешного рождения еще долгие годы в всех классах общества – доска подаренная отцом Лоренцо Медичи его матери Лукреции Торнабуони хранилась в доме Лоренцо до самой его смерти. Часто подносы производились в массовом порядке в мастреских и “авторизовывались” гербом, только в момент покупки.
Детская смертность и смерть от родов были крайне высокими и успешное рождение праздновали с особой щедростью.
Разрисованные подносы стали появляться примерно в 1370 г, в поколение после нашествия Черной смерти (чумы).

Photobucket
Поднос роженицы по мотивам “Декамерона” Бокаччо. 1410 г.Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Photobucket
Триумф славы. (Поднос роженицы) 1449 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

* 7. Путто. Этим итальянским словом, перешедшим во все европейские языки, обозначается изображение (живописное или скульптурное) обнаженного ребенка: ангела или амура. В этом образе сочетаются черты ангела, купидона и ребенка.

Источник: das-gift.livejournal.com

Мазаччо краткая биография

Мазаччо — великий итальянский художник XV века. Полное имя художника: Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди. Родился 21 декабря 1401 года в Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана. Известен как один из лучших художников своего времени, мастер флорентийской школы живописи.

Мазаччо — это великий художник раннего Возрождения. Он работал на самой заре расцвета живописи и внёс немалый вклад в становлении основных живописных законов и принципов. Учителями Мазаччо были Филиппо Брунеллески (1337-1446) и Донателло (1386-1466). Мазаччо стал известен именно своей религиозной живописью. Современные исследователи считают, что самым первым произведением Мазаччо был Триптих Святого Ювеналия, который сегодня хранится в церкви Сан Пьетро а Кашья ди Реджелло. Среди массы религиозных картин, фресок и росписей, также известны и три потерта Мазаччо. На всех трёх портретах Мазаччо изобразил молодых людей в профиль.

Итальянский художник Мазаччо часто работал вместе с другим художником Мазолино. Исследователи считают, что Мазаччо повлиял на творчество Мазолино, но всё-таки Мазолино был более успешен, так как писал более понятные для массового зрителя произведения. Известна одна картина, которую Мазаччо и Мазолино написали вместе — «Мадонна с младенцем и св. Анной».

Самыми знаменитыми картинами итальянского живописца 15 века Мазаччо стали такие произведения, как: фрески для капеллы Бранкаччи, «Изгнание из рая», «Чудо с сатиром», «Крещение неофитов», «Святой Пётр исцеляет больного своей тенью», «Раздача имущества и смерть Анании», «Мадонна с младенцем», «Св. Иероним и Иоанн Креститель» и многие другие. Великий художник флорентийской школы умер в Риме осенью 1428 года.

Мазаччо картины

Воскрешение сына Теофила и св. Пётр на кафедре

 

Изгнание из рая

 

История св. Юлиана

 

Казнь Иоанна Крестителя

 

Крещение неофитов

 

Мадонна с младенцем и св. Анной

 

Мадонна с младенцем

 

Пётр исцеляет больного своей тенью

 

Поклонение волхвов

 

Портрет молодого человека

 

Путто с маленькой собачкой

 

Раздача имущества и смерть Анании

 

Распятие апостола Петра

 

Распятие

 

Святой Иероним и святой Иоанн Креститель

 

Чудо со статиром

У вас есть антикварные вещи и вы хотели бы их продать? В этом вам поможет антикварная галерея http://artkompas.ru в Санкт-Петербурге. Скупка по самым выгодным расценкам.

Источник: art-assorty.ru

История жизни Томмазо Мазаччо

Одним из самых крупных художников начала XV века по праву считается Мазаччо (1401-1428). Его настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди). 

Жизнь его была очень непродолжительной, но оставленный художником след в искусстве трудно переоценить. Он родился в маленьком местечке Сан-Джованни Вальдарно и умер в Риме двадцати восьми лет от роду. Первые упоминания о Мазаччо как о художнике относятся к 1418 году, когда юный художник приехал во Флоренцию. 

По-видимому, там он учился в одной из самых известных мастерских живописи того времени у Биччи ди Лоренцо. В 1422 году Мазаччо вступил в цех врачей и аптекарей, а в 1424 году, в знак признания его зрелым мастером, Мазаччо был принят в цеховое объединение художников Братство Святого Луки. 

 

Триптих святого ювеналия

Мазаччо и Мазолино. Мадонна с младенцем и св. Анной. ок. 1424. Уффици, Флоренция.

За свою короткую жизнь Мазаччо сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Как и у Джотто, фрески составляют основу его художественного наследия. Тем драгоценнее те немногие станковые произведения Мазаччо, которые донесло до нас время. 

Лондонская галерея владеет центральной частью полиптиха Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами, заказанного Мазаччо в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

В галерее также хранится одна из последних работ художника – боковая створка триптиха, изображающая Святых Иеронима и Иоанна Крестителя. Она была написана незадолго до смерти Мазаччо в Риме в 1428 году. 

Работам Мазаччо чужд декоративный стиль, столь распространенный в живописи начала XV века. В них, как и в произведениях его предшественника Джотто, все подчинено перспективному построению пространства и использованию светотени. 

Вот и в Мадонне с Младенцем и ангелами декоративные элементы отходят на задний план. Трактовка образа, как и всегда у этого мастера, при видимой простоте обладает какой-то своей, только ему присущей индивидуальностью и внутренней силой. 

 

Триптих святого ювеналия

Мазаччо. Мадонна с младенцем. (после реставрации) 1424-1425, Вашингтон, Национальная галерея

Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Ее фигура написана уверенными и четкими мазками, что создает впечатление скульптурной объемности. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Закутанная в темно-синий плащ, Дева Мария держит на руках Младенца, золотистая фигурка которого резко выделяется на темном фоне. Глубокие складки плаща позволяют художнику играть со светотенью, что тоже создает особенный зрительный эффект. Младенец ест черный виноград – символ Евхаристии (причастия). Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. (святые Иероним и Иоанн Креститель — единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. 

После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, была довершена Мазолино. На этой доске изображены строгие, монументально исполненные фигуры святых, одетых во все красное. Иероним держит вскрытую книгу и макет базилики, ж его ног лежит лев. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руках крест. Обе фигуры поражают анатомической точностью изображения и почти скульптурным ощущением объема. 

 

Триптих святого ювеналия

Мазаччо. Чудо со статиром

Можно без преувеличения сказать, что работы Мазаччо – это настоящие жемчужины в коллекции Лондонской Национальной галереи. 

Источник: tunnel.ru

5-Живопись_Мазаччо_Моление-о-чаше-около-1426.jpg

Мазаччо – Моление о чаше (около 1426)


Мазаччо (Masaccio), собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди (1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана – 1428, Рим), – знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Кватроченто.

Мазаччо не суждено было прожить и тридцати лет. Но он успел стать известнейшим представителем флорентийской школы и внести свой вклад в развитие живописи эпохи кватроченто.

1-Живопись_Мазаччо_Триптих-св.-Ювеналия.-Левая-створка.-Св.-Варфоломей-и-св.-Блез.jpg

Мазаччо – Триптих Святого Ювеналия. Левая створка: Святой Варфоломей и Святой Блез

2-Живопись_Мазаччо_Триптих-св.-Ювеналия.-Мадонна-с-младенцем.jpg

Мазаччо – Триптих Святого Ювеналия. Мадонна с младенцем

3-Живопись_Мазаччо_Триптих-св.-Ювеналия.-Правая-створка.-Св.-Амвросий-и-св.-Ювеналий.jpg

Мазаччо – Триптих Святого Ювеналия. Правая створка: Святой Амвросий и Святой Ювеналий

4-Живопись_Мазаччо_Мадонна-с-младенцем-около-1426.jpg

Мазаччо – Мадонна с младенцем (около 1426)

6-Живопись_Мазаччо_Портрет-молодого-человека-1423-25.jpg

Мазаччо – Портрет молодого человека (1423-1425)


Мальчик рано осиротел, отец скончался почти в том же возрасте, что и его талантливый сын: ему было всего двадцать семь лет. Тягу к искусству юноше, вероятно, привил дед Симон, который был состоятельным ремесленником. Надо заметить, что звучное прозвище (его настоящее имя было Томмазо) будущий художник получил из-за своей беспечности и рассеянности, ведь “Мазаччо” произошло от итальянского слова “мазила”.

В юном возрасте Мазаччо переехал во Флоренцию, где началось его творческое становление. В 1424 году живописца приняли в товарищество художников Святого Луки. Там он познакомился с Мазолино, одним из лучших мастеров Флоренции того времени. До сих пор остается неразрешенным вопрос о влиянии, которое признанный в художественных кругах мэтр оказал на своего молодого товарища. Некоторые искусствоведы считают, что он значительно повлиял на творчество и стиль Мазаччо, но это суждение вызывает сомнения.

Маститого живописца в искусстве привлекали сказочность, пышность и нарядность, а Мазаччо больше тяготел к земному, материальному, был склонен к натурализму. Особенно его работы выделялись на фоне произведений в стиле интернациональной готики, который был популярен во Флоренции в XV веке. Но Мазолино и Мазаччо все-таки создали несколько совместных полотен, одно из них – “Мадонна с младенцем и Святой Анной”. Эта картина интересна своей необычной композицией и подходом к пропорциям человеческого тела.


7-Живопись_Мазаччо-и-Мазолино_Мадонна-с-младенцем-и-св.-Анной-около-1424.jpg

Мазаччо и Мазолино – Мадонна с младенцеми Святой Анной (около 1424)


Мазаччо уже тогда был погружен в поиски передачи пространства, материи и установления границ между ними, а в картине определённо проступает декоративность, свойственная манере Мазолино. До сих пор ведутся споры о том, кто и за какую часть работы отвечал, но в целом совместная работа художников увенчалась успехом. За основу картины взят сюжет “Святая Анна втроём”. На ней младенец Христос сидит на коленях Марии, которая расположилась у ног Анны. Три фигуры образуют единую пирамиду, объём которой придаёт наличие пяти параллельных планов.

Более масштабной и известной работой Мазаччо и Мазолино являются шесть фресок капеллы Бранкаччи. Это “Чудо со статиром”, “Изгнание из рая”, “Святой Пётр исцеляет больного своей тенью”, “Раздача имущества и смерть Анании” и “Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на кафедре”, на которой изображено, как Пётр воскресил умершего за четырнадцать лет до этого сына Теофила.


8-Фреска_Мазаччо_Чудо-со-статиром.jpg

Мазаччо – Фреска “Чудо со статиром”

9-Фреска_Мазаччо_Изгнание-из-рая.jpg

Мазаччо – Фреска “Изгнание из рая”

10-Фреска_Мазаччо_Святой-Пётр-исцеляет-больного-своей-тенью.jpg

Мазаччо – Фреска “Святой Пётр исцеляет больного своей тенью”

11-Фреска_Мазаччо_Раздача-имущества-и-смерть-Анании.jpg

Мазаччо – Фреска “Раздача имущества м смерть Анании”

12-Фреска_Мазаччо_Воскрешение-сына-Теофила-и-св.-Пётр-на-кафедре.jpg

Мазаччо – Фреска “Воскрешение сына Теофила и Святой Пётр на кафедре”


Некоторые искусствоведы нашли в этой работе политическую подоплеку и увидели среди персонажей миланского герцога Висконти, кардинала Кастильоне, канцлера Флорентийской республики и даже самого Мазаччо в компании Мазолино и других художников.

Во всех своих работах Мазаччо уделял большое внимание анатомической точности изображаемых им человеческих фигур. Но его персонажи реалистичны не только внешне. В каждую картину художник вкладывал глубокий смысл, затрагивая проблемы сословной ограниченности, человеческих чувств, индивидуальности и неповторимости отдельно взятой личности.


Картины великого Мазаччо

Источник: lovers-of-art.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.