Статуя ники


Этой прекрасной даме совсем немного лет – где-то 2204 года. По сравнению со многими другими барышнями подобного происхождения, она еще очень молода. Прибыла Ника в Лувр с острова Самофраки, что в Эгейском море (по одному из мифов, этот остров являлся резиденции Посейдона), где в 1863 году она оказала честь вице-консулу Франции и археологу-дилетанту Шарлю Шампуазо, представ пред его ясные очи неподалеку от города Андринополя. Правда, у найденной статуи не было головы. Интересно, она на дне моря или в чьей-то коллекции?

История находки

Кстати, из осколков реставраторы собрали богиню победы только к 1884 году. Правая рука статуи будет найдена немецкими археологами только в 1950-м. Ника Самофрайская не спешила поздороваться с человечеством. La Victoire de Samothrace является одним из величайших сокровищ Лувра. И экспонируется она просто так, стоя наверху ведущей вниз лестницы Дару, на фоне голой стены, чтобы еще больше подчеркнуть тот факт, что истинные бриллианты хороши и без оправы. Посмотрите, как выглядит Ника Самофракийская. Фото, к сожалению, не покажет нам истинный, чуть золотистый цвет мрамора, больше похожий на слегка загорелую кожу, чем на холодный камень. По сравнению с ним серый мрамор подножия кажется чужеродным.

История статуи


Греческий скульптор Пифокрит (хотя не все исследователи уверены именно в такой интерпретации) создал ее примерно в 190 году до н. э. в честь неназванных греческих морских побед. Это было время, когда римляне под предлогом «возвращения свободы греческим городам» от захвативших из македонян быстро распространяли свое политическое и финансовое влияние по всем полисам Греции. И на этом фоне на Самофракийские скалы приземляется вот такой символ победы. Хотя, опять же, некоторые историки считают, что статую создали именно в честь победы Антигона II Гоната над одним из Птолемеев, царствовавшего на развалинах империи Александра в 263 году до н. э. А есть и версия, что «родилась» богиня Ника Самофракийская на Родосе, в честь победы над сирийским флотом. Но история ее появления на Самофраки тогда должна быть более сложной. Высеченное на постаменте слово Rhodhios (Родос) говорит в пользу последней версии. Постамент под статуей представляет собой нос боевого греческого корабля, и возможно, он действительно не имеет отношение к богине и святилищу кабиров.

Об археологии и географии

В то время, когда ее нашли, раскопки велись на территории святилища кабиров.


о боги, не входившие в классический древнегреческий пантеон. На Самофракийские мистерии, посвященные упомянутым божествам, в эпоху эллинизма собирались многие греки. Скульптура Ника Самофракийская была принесена греками в дар кабирам. Археолог Шарль Шампуазо долго был французским консулом на Востоке и умудрился снискать доверие и греческих крестьян, и турецких властей. Только этим можно объяснить то, что греки указали ему место, где скрывалась статуя, а турки разрешили переправить ее во Францию. Во время Второй мировой войны Ника Самофракийская была вывезена из Лувра и скрывалась в подземелье одного из средневековых замков, Валансе, расположенном у Луары на юго-востоке Франции. Интересен выбор замка. В 1803 году его купил князь де Талейран – одна из тех исторических личностей, о которых можно сказать только то, что он знал о нас больше, чем мы о нем.

Все о ней

Недобрый Эрих-Мария Ремарк в «Триумфальной арке» считает, что Ника Самофракийская – «дешевый символ эмигрантов и людей без родины». Попробуем разобраться, что именно привело его к такому заключению? При этом Владимир Ильич Ленин, посещая Лувр, назвал Нику «изумительным, нечеловеческим созданием». При всей разнице эпитетов есть нечто общее в этих терминах – оттенок чуждости богини этому миру. Недаром ее мать – океанида Стикс. Река царства смерти как мать Победы – неожиданная для греков аналогия, свойственная больше египетской и герметической традиции. Недаром иногда Нику изображали с жезлом Гермеса в руке.

Источник: fb.ru


Статуя ники

История скульптуры Ники Самофракийской

Ника Самофракийская — греческая мраморная скульптура крылатой богини Победы (скульптор неизвестен, но есть предположение, что им мог быть Пифокрит с Родоса). Один из самых известных шедевров Лувра. Статуя была установлена на высокой отвесной скале на небольшом острове Самофракий. На частич­но сох­ра­нив­шейся над­писи у осно­ва­ния скульптуры ­есть сло­во «Rhodhios» (Родос), что предположительно, может указывать на то, что она была воз­двиг­ну­та, в честь мор­ской победы, одер­жан­ной Родо­сом, кото­рый в те времена был самой могу­ще­ст­вен­ной мор­ской дер­жа­вой в Эге­иде.

Как была найдена статуя

Многочисленные фрагменты статуи Ники были обнаружены консулом Франции и археологом-любителем Шарлем Шампуазо на острове Самофракия в 1863 г. Они были бережно собраны, однако голову и руки так и не нашли. Но богиня так изящна, а формы человеческого тела настолько выразительны, что об отсутствии рук и головы попросту забываешь.

Только в 1950 г. был обнаружен обломок когда-то прекрасной и сильной кисти правой руки, которую многие из исследователей считают принадлежащей Нике (она выставлена в отдельной витрине). Другие не согласны с ними. Однако, несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, завораживающим сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях.


Статуя ники

История статуи

Скульптура Ники Самофракийской высечена из золотистого парийского мрамора, имя мастера, время и повод для ее создания по сей день не удалось точно установить. В течении долгого времени считали, что именно эта статуя Ники, трубящей в трубу, воспроизведена на монете и что ее сделали в честь победы, одержанной в 306 году до н. э. Корабли македонского полководца Деметрия Полиоркета разгромили флот египетского правителя Птолемея.

В память об этой славной победе греки установили на высокой скале у входа в гавань острова Самофрака мраморное изваяние крылатой богини, вошедшей в историю под именем Ники Самофракийской. Пьедестал богини был сделан в виде носовой части боевого корабля, за спиной Ники вздымались огромные белые крылья, а сама богиня, подставив сильный торс порывам встречного ветра, самозабвенно трубила в большую сигнальную трубу. Со временем многие факторы заставили взять под сомнение такую гипотезу.

Статуя ники


Описание скульптуры Ники Самофракийской

Яростные волны, с грохотом разбивались о скалу у ног Ники, шквальные порывы ветра стремились прижать ее расправленные крылья… Складки одежды богини тяжелыми массами обвиваются вокруг ног, обтекают вокруг бедер, зрительно передавая этим сопротивление, которое преодолевает распростершая свои крылья Ника. Если бы богиня не боролась с ветром, она могла бы показаться слишком большой и тяжелой, однако из за устремленного вперед тела, благодаря бурному движению ее мощные пропорции утрачивают свою грузность, приобретая чарующую стройность. Преисполненная тревожного напряжения и порыва, немного подавшись вперед, наперекор ветру богиня словно готовилась взлететь над морем. Это в действительности все сметающая на своем пути богиня Победы.

Статуя ники

Сейчас скульптура Ники Самофракийской выставлена в Лувре, на повороте широкой лестницы. Она стоит на камне, как на носу корабля, в развевающихся мраморных одеждах. К статуе надо подходить не спеша, не отрывая взгляда, обойти ее справа и слева. По возможности, к ней следует вернуться вечером и снова полюбоваться скульптурой. Под светом мощных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность. Пожалуй, ни какое другое произведение античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Статуя Ники кажется прекрасным символом устремления человека в будущее. Такое впечатление возрастает оттого, что скульптура замечательно экспонирована. Статуя стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. К ней поднимаются широкие, ступени. Статике и однообразию мертвого камня противостоит трепетное движение камня, ожившего под рукой неизвестного древнего мастера.


Люди, стоящие возле статуи кажутся маленькими перед ней: Ника «парит» над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее олицетворением.

Статуя ники

Ника в греческой мифологии

Согласно греческой мифологией, Ника была союзницей Зевса. Представляли ее всегда крылатой и непременно в позе движения, что вызывало чувство победы и уверенности.

В древние времена скульптура украшала самофракийское Святилище богов – кабиров, о происхождении которых ничего неизвестно. Они не входили в пантеон Олимпа. Это древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. Эти великие боги, имели силу избавлять от бед и опасностей. В то же время этих богов считали грозными божествами, карающими за проступки. Как раз на Самофракии кабиры почитались как покровители мореходства. В соответствии с мифами, кабиры даровали победы в морских сражениях, посылая Нику на корабль как предвестницу удачного исхода. А моряки в благодарность жертвовали статуи, чтобы отблагодарить божеств.

По сей день трубит она в свой победный рог, и никакие вековые бури не могут заглушить беззвучного шума ее крыльев.

 


Статуя ники

 

Источник: shtorm777.ru

Статуя ники

Великолепная Ника Самофракийская, древнегреческая мраморная скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра. Она была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Крылатая Ника одна из прекраснейших статуй эпохи эллинизма. Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах крыльев рождают чувство торжествующей победы.

Статуя ники


Она разная, в зависимости от того, откуда на нее смотришь, но всегда – летящая, крылатая Ника. К сожалению голова и руки статуи найдены не были. Но зато как прекрасно то, что, к счастью, нашлось! Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини, обрисовывают прекрасные формы ее фигуры и заставляют вихриться край ее плаща. Морская стихия, сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение в пластических формах статуи.

Чтобы хорошо и правильно рассмотреть Нику Самофракийскую, приблизиться к ней надо не спеша, и, не отрывая взгляда, обойти справа и слева. Если позволяет время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею. Под действием сильных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность.

Статуя ники

Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Люди около Ники кажутся маленькими. Богиня парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее вдохновенным олицетворением.

Как же изобразил древний скульптор богиню победы? Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения.


обенно ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит – такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает — свежий ветер отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями.

Ника Самофракийская

Место нахождения: Париж, Лувр

Время создания: около 190 года до н.э.

Место обнаружения: остров Самотраки (на севере Эгейского моря)

Материал: статуя – паросский мрамор, корабль – серый латросский мрамор

Высота статуи: 2,45 м.

Высота с кораблем: 3,28 м

Источник: pryf.livejournal.com


Мра­мор­ная ста­туя кры­ла­той гре­че­ской боги­ни Победы из Само­фра­кии, так­же извест­ной под име­нем Ники Само­фра­кий­ской1, была обна­ру­же­на в апре­ле 1863 г. на ост­ро­ве Само­фра­кия (греч. Σαμοθρακη) фран­цуз­ским кон­су­лом и архео­ло­гом-люби­те­лем Шар­лем Шам­пу­азо (Charles Champoiseau). В том же году её пере­вез­ли в Париж и в 1884 г. поста­ви­ли на самом вер­ху лест­ни­цы Дарю в Лув­ре2, а в музее Само­фра­кии, кото­рый рас­по­ла­га­ет­ся на том месте, где была най­де­на ста­туя, в Свя­ти­ли­ще Вели­ких богов, сто­ит её гип­со­вая копия.

Ста­туя Ники — один из вели­чай­ших шедев­ров элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства, сох­ра­нив­ших­ся до наше­го вре­ме­ни, даже несмот­ря на то, что она была силь­но повреж­де­на и у неё не хва­та­ет голо­вы и рук. Имя скуль­п­то­ра неиз­вест­но (веро­ят­но, он был родо­с­цем по про­ис­хож­де­нию), дати­ру­ет­ся она 220—190 гг. до н. э. Шам­пу­азо в пер­вой пуб­ли­ка­ции, посвя­щен­ной этой ста­туе, выска­зы­вал пред­по­ло­же­ние, что она была сде­ла­на по при­ка­зу македон­ско­го пол­ко­во­д­ца Демет­рия I Поли­ор­ке­та после мор­ской победы, одер­жан­ной им у побе­ре­жья Кип­ра меж­ду 295 и 289 гг. до н. э., этой вер­сии при­дер­жи­ва­ет­ся и Архео­ло­ги­че­ский музей Само­фра­кии. На осно­ва­нии ана­ли­за кера­ми­че­ско­го мате­ри­а­ла, собран­но­го во вре­мя недав­них рас­ко­пок, было уста­нов­ле­но, что пьеде­стал был воз­двиг­нут ок. 200 г. до н. э., хотя неко­то­рые уче­ные все же отно­сят его ко вре­ме­ни меж­ду 250 г. до н. э. и 180 г. н. э. Необ­хо­ди­мо отме­тить опре­де­лён­ное сход­ство меж­ду ста­ту­ей Ники и фигу­ра­ми с Пер­гам­ско­го алта­ря (он был создан ок. 170 г. до н. э.).

Частич­но сох­ра­нив­ша­я­ся над­пись у осно­ва­ния ста­туи содер­жит сло­во «Rhodhios» (Родос), ука­зы­ваю­щее на то, что она была воз­двиг­ну­та, чтобы уве­ко­ве­чить мор­скую победу, одер­жан­ную Родо­сом, кото­рый в то вре­мя являл­ся самой могу­ще­ст­вен­ной мор­ской дер­жа­вой в Эге­иде. Таким обра­зом, мы при­хо­дим к выво­ду, что ста­туя Ники была созда­на не позд­нее 288 г. до н. э.

По дан­ным новей­ших архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний уста­нов­ле­но, что ста­туя нахо­ди­лась в нише амфи­те­ат­ра и явля­лась частью алта­ря, сто­я­ла же она на мону­мен­те кораб­ля Демет­рия I Поли­ор­ке­та.

Ста­туя рас­по­ло­же­на на рост­раль­ном пьеде­ста­ле, сде­лан­ном из кус­ка серо­го лар­тос­ско­го мра­мо­ра, фигу­ра боги­ни выпол­не­на так, что созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, буд­то бы она спус­ка­ет­ся с небес к победо­нос­но­му флоту. Изва­я­на она была из парос­ско­го мра­мо­ра3 и сто­я­ла в Свя­ти­ли­ще Вели­ких богов4. Изна­чаль­но пра­вая рука Ники была под­ня­та вверх5, Ника дер­жа­ла то ли горн (такие изо­бра­же­ния мож­но увидеть на моне­тах), то ли венок.

Нику не сра­зу поста­ви­ли на этот пьеде­стал. Послед­ний был вос­со­здан Шам­пу­азо в 1879 г. на Само­фра­кии из облом­ков мра­мо­ра и толь­ко потом был пере­ве­зён в Париж.

Пра­вое кры­ло — сим­мет­рич­ная гип­со­вая копия ори­ги­наль­но­го лево­го кры­ла. Было обна­ру­же­но мно­же­ство раз­лич­ных фраг­мен­тов этой ста­туи, в част­но­сти в 1950 г. на Само­фра­кии была най­де­на кисть одной из рук Ники, сей­час она нахо­дит­ся в Лув­ре в стек­лян­ной вит­рине сра­зу за поди­у­мом, на кото­ром сто­ит сама ста­туя. Но дру­гие части рук и голо­ву обна­ру­жить не уда­лось.

Ста­туя демон­стри­ру­ет собой гар­мо­нию и совер­шен­ство фор­мы, уже мно­го лет она вос­хи­ща­ет кри­ти­ков и худож­ни­ков — осо­бен­но впе­чат­ля­ет есте­ствен­ность дви­же­ний фигу­ры, и если взг­ля­нуть на её одеж­ду, созда­ет­ся такое впе­чат­ле­ние, что она дей­ст­ви­тель­но раз­ви­ва­ет­ся и на море дует силь­ный ветер. Вско­ре Ника ста­ла куль­тур­ной ико­ной, к её обра­зу неод­но­крат­но обра­ща­лись худож­ни­ки. Напри­мер, «Дева» Эббот­та Хен­дер­со­на Тай­е­ра (Abbott Handerson Thayer) — доволь­но извест­ная аллю­зия на ста­тую Ники. Когда Филип­по Том­ма­зо Мари­нет­ти (Filippo Tommaso Marinetti) в 1908 г. опуб­ли­ко­вал «Мани­фест футу­риз­ма», он про­ти­во­по­став­лял в нём свое пред­став­ле­ние о дви­же­нии и, как он пола­гал, умер­ший худо­же­ст­вен­ный образ Ники: «…реву­щая маши­на, мотор кото­рой работа­ет как на круп­ной кар­те­чи, — она пре­крас­нее, чем ста­туя Ники Само­фра­кий­ской».

Ника Само­фра­кий­ская — один из самых цен­ных экс­по­на­тов Лув­ра, сей­час она нахо­дит­ся на пово­ро­те лест­ни­цы Дарю, где осо­бен­но ярко про­яв­ля­ет­ся вдох­но­вен­ность дви­же­ний ста­туи. Хотя, к сожа­ле­нию, у неё отсут­ст­ву­ет ряд важ­ных фраг­мен­тов, руки, голо­ва, мно­гие счи­та­ют, что это толь­ко под­чер­ки­ва­ет сверхъ­есте­ствен­ность ста­туи Ники. Раз­лич­ные вари­ан­ты рекон­струк­ции ста­туи наве­ли уче­ных на мысль о том, что Ника долж­на была быть повер­ну­та на три чет­вер­ти вле­во.

В музе­ях и гале­ре­ях мира мож­но встре­тить мно­же­ство копий ста­туи Ники; одна из самых извест­ных нахо­дит­ся перед кази­но «Цезарь Палас» в Лас-Вега­се. «Дух экс­та­за» — фигур­ка на ради­а­то­ре «Роллс-Рой­сов» — так­же сде­ла­на по обра­зу Ники. В фор­ме Ники был сде­лан и пер­вый кубок мира, разыг­ран­ный Меж­ду­на­род­ной фут­боль­ной ассо­ци­а­ци­ей FIFA в 1930 г., про­ект кото­ро­го был пред­ло­жен Абе­лем Ляф­лё­ром (Abel Lafleur).

Нику Само­фра­кий­скую очень любил архи­тек­тор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), кото­рый ста­вил её реп­ро­дук­ции на кры­шах пост­ро­ен­ных им зда­ний, в чис­ле кото­рых Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House.

Источник: ancientrome.ru

Крылатая Богиня Победы

У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Поэтому напрашивается вывод, что Ника Самофракийская возведена до 288 г. до н.э.

Согласно последних данных археологов, статуя была частью алтаря и закреплялась на корме корабля-памятника Деметрия I Полиоркета и при этом располагалась в углублении амфитеатра. Статуя воздвигнута на крестообразном основании, сделанном из лартосского мрамора серого цвета. Автор, создававший фигуру сделал так, чтобы созерцателю казалось, что богиня сходит с небес к флотилии победителя.

Создавалась Ника из паросского мрамора и хранилась в Святилище Великих богов. Недостающая правая рука девы держала в руках венок или горн и была поднята как на древних монетах.

Скульптура Ники Самофракийской в наше время

Пьедестал был восстановлен из остатков мрамора в 1879 г. и перевезен в Париж. В этом же году на него поставили статую.

Правое крыло статуи – это копия подлинного левого, сделанная из гипса. Было раскопано множество отдельных частей, например, в 1950 г. обнаружили кисть Ники Самофракийской и в данный момент она также находится в Лувре. Однако, голову и прочие останки рук так и не найдены.

Автор создал статую с идеальными формами и очень гармоничную. Критики и любители искусства по нынешний день восхищаются ей. Особое внимание уделяется натуральности фигуры, ведь при созерцании на нее создается впечатление, что одежда на ней словно развивается от сильного морского ветра.

Вскоре богиня Ника стала иконой живописи и к ней не раз за вдохновением обращались художники. К примеру, Эбботт Хендерсон Тайер создал всемирно известную картину-плагиат «Дева». В середине 1908 г. был издан «Манифест футуризма», в котором его автор Филиппо Томмазо Маринетти противопоставил механику и движение неживому живописному образу Ники: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, — он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Лучшее достояние Эгеиды

Ника Самофракийская – это один из наиценнейших оригиналов статуй в Лувре. Сейчас она расположена на лестнице Дарю, а точнее, на ее повороте, и в этом месте ярче всего передается описание вдохновения в движениях статуи.

Большинство людей, видевших статую, считают ее вид сверхъестественным и загадочным и связывают это с отсутствием таких важных элементов как голова и руки. Множество раз ученые рассматривали разные вариации реконструкции статуи и пришли к мысли, что идеальный образ Ника приобретет при повороте на три четверти влево.

По всему миру можно увидеть двойников статуи Ники. Известнейший из них находится в Лас-Вегасе перед входом в казино «Цезарь Палас». Даже знаменитый бренд «Роллс-Ройс» сделал женскую фигуру на своем радиаторе по подобию Ники. По образу статуи сделан первый футбольный кубок мира, который разыгрывался FIFA в 1930 году.

Репродукции Ники Самофракийской виднеются на крышах зданий, творцом которых был архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он очень любил статую богини Ники и поэтому даже самые известные его работы, такие как Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House увенчаны ее фигурой.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

22.01.2016

Источник: yaturisto.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.