Статуи древнего мира


Когда именно была возведена самая древняя статуя мира – скульптура Сфинкса, учёные до сих пор не определили: некоторые считают, что это грандиозное сооружение увидел мир ещё в тридцатом веке до нашей эры. Но большинство исследователей всё же более осторожны в своих предположениях и утверждают, что Сфинксу не более пятнадцати тысяч лет.

Это значит, что уже на момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что статуя Сфинкса в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.

Эту версию большинство исследователей подвергают сомнению и пока сходятся на том, что лицом Сфинкса является лицо фараона Хеврена, который жил около 2575 – 2465 гг. до н. э. – а значит, свидетельствует о том, что это грандиозное сооружение из монолитной известковой скалы высекли всё же египтяне. И охраняет он пирамиды фараонов в Гизе.

Скульптуры древнего Египта


Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно поэтому древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»).

Жизнь эту они творили по раз и навсегда установленным канонам, от которых не отступали в течение нескольких тысячелетий (специально для этого были даже предусмотрены и разработаны специальные инструкции и руководства). Древние мастера использовали специальные шаблоны, трафареты и сетки с канонически установленными пропорциями и контурами людей и животных.

Работа скульптора состояла из нескольких этапов:

  1. Прежде чем начать работать над статуей, мастер выбирал подходящий камень, обычно – прямоугольной формы;
  2. После этого при помощи трафарета наносил на него нужный рисунок;
  3. Дальше методом высекания удалял лишний камень, после чего обрабатывал детали, шлифовал и полировал скульптуру.

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).

Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.


Если скульптура, изображающая мужчину, стоит, его левая нога всегда делает шаг вперёд, руки или опущены вниз, или же он опирается на держащий в руках посох. Через некоторое время для мужчин добавили ещё одну позу – «писца», человека в позе лотоса.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась:

  • мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет,
  • женские – в жёлтый,
  • волосы – в чёрный;
  • одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Эволюция египетских скульптур

Поскольку творчество не может не реагировать на изменения, которые происходят в жизни общества, египетское искусство на месте не стояло и со временем несколько видоизменилось – и стало предназначаться не только для похоронных обрядов, но и для других сооружений – храмов, дворцов и т.д.

Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.

До наших дней дошло немало изготовленных из дерева и алебастра небольших статуэток – причём среди них были фигурки животных, сфинксов, рабов, и даже имущества (многие из них впоследствии сопровождали умерших в потусторонний мир).


Статуи Раннего Царства (IV тысячелетие до н.э.)

Скульптура в этот период развивалась в основном в трёх самых крупных городах Египта – Она, Киптоса и Абидоса: именно здесь находились храмы с установленными в них статуями богов, сфинксов, мистических животных, которым поклонялись египтяне. Большинство скульптур были связаны с ритуалом обновления физической мощи правителя («хеб-сед») – это прежде всего или выбитые в стене или представленные в круглой скульптуре фигуры сидящих или идущих фараонов.

Ярким примером этого типа статуй является скульптура сидящего на пьедестале фараона Хасехема, одетого в ритуальную одежду. Уже здесь можно увидеть основные черты древнеегипетской культуры – правильные пропорции, в которой преобладают прямые линии и монументальность формы. Несмотря на то что его лицу присущи индивидуальные черты лица, они чрезмерно идеализированы, а глаза имеют традиционное для всех скульптур той эпохи выпуклое глазное яблоко.

В это время устанавливается каноничность и лаконичность в форме выражения – отбрасываются второстепенные признаки и акцентируется внимание на величественности в образе.


Статуи Древнего Царства (XXX – XXIII вв. до н.э.)

Все статуи этого периода и дальше изготавливают согласно ранее установленным канонам. Нельзя сказать, что предпочтение отдаётся какой-то определённой позе (особенно это касается мужских фигур) – популярны как статуи в полный рост с выдвинутой вперёд левой ногой, так и восседающие на престоле, сидящие со скрещёнными в форме лотоса ногами или преклонившие колени.

В это же время в глаза начали вставлять драгоценные или полудрагоценные камни, делать рельефную подводку век. Мало того, статуи начали украшать драгоценностями, благодаря чему они начали приобретать индивидуальные черты (примерами таких работ могут послужить скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет).

В это время значительно усовершенствовалась деревянная скульптура (например, фигура, известная как «Сельский староста»), а в усыпальницах тех времён нередко можно увидеть статуэтки, которые изображают работающих людей.

Статуи Среднего Царства (XXI– XVII вв. до н.э.)

Во времена Среднего Царства в Египте насчитывается огромное количество разных школ – соответственно, развитие скульптуры претерпевает значительные изменения. Их начинают изготавливать не только для усыпальниц, но и для храмов. В это время появилась так называемая кубическая статуя, представляющая собой фигуру, заключённую в монолитный камень. По-прежнему популярны деревянные статуи, которые мастера после того, как вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали.


Скульпторы всё больше обращают внимание на индивидуальные особенности человека – при помощи идеально проработанных элементов они в своих работах показывают характер человека, его возраст и даже настроение (например, при одном лишь взгляде на голову фараона Сенусерта III становится понятно, что когда-то это был волевой, властный, ироничный правитель).

Статуи Нового Царства (XVI– XIV вв. до н.э.)

В период Нового Царства особое развитие получает монументальная скульптура. Она не только всё чаще выходит за пределы погребального культа, но в ней также начинают проявляться индивидуальные черты, не свойственные не то что официальной, но даже светской скульптуре.

Да и светская скульптура, особенно когда речь идёт о женской фигуре, приобретает мягкость, пластичность, становиться более интимной. Если раньше женщины-фараоны согласно канонам нередко изображались в полном царственном облачении и даже с бородой, то теперь они избавляются от этих черт и становятся изящными, грациозными, изысканными.


Амарнский период (начало XIV вв. до н.э.)

В это время скульпторы начинают отказываться от сильно идеализированного, сакрального образа фараона. Например, на примере огромных статуй Аменхотепа IV, можно увидеть не только традиционные приёмы, но и попытку передать как можно точнее облик фараона (причём как лицо, так и фигуру).

Ещё одним новаторством стало изображение фигур в профиль (раньше канон этого не допускал). В этот период возникла также всемирно известная голова Нефертити в синей тиаре, созданная скульпторами мастерской Тутмеса.

Статуи Позднего Царства (XI – 332 г. до н.э.)

В это время мастера все меньше начинают придерживаться канонов, и они постепенно сходят на нет и становятся условно-идеализированными. Вместо этого Они начинают усовершенствовать своё техническое мастерство, особенно в декоративной части (например, одной из лучших скульптур того времени считается голова статуи Ментуемхета, изготовленная в реалистичном стиле).


Когда при власти был Саис, мастера опять возвратились к монументальности, статичности и каноническим позам, но трактуют это уже по-своему и их статуи становятся более стилизованные.

После того как в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, независимость свою страна эта потеряла, а культурное наследие древнего Египта окончательно и бесповоротно слилось с античной культурой.

Источник: awesomeworld.ru

В современном мире представлено огромное количество разнообразных скульптур на любой вкус. Пожалуй, у каждой из них найдутся свои почитатели, но лишь немногие известны широкой аудитории. Предлагаем ознакомиться с Топ-20 самых известных и лучших скульптур мира.

Венера Милосская

Начнем с самой растиражированной скульптуры, а именно «Венеры Милосской». Не секрет, что копии с этого произведения часто можно увидеть в холлах различных учреждений. Автор и дата создания скульптуры неизвестны, но предполагается, что она появилась примерно в 130 году до н.э. Оригинал экспозиционируется в Лувре.

Давид

Долгое время статуя «Давид» работы Микеланджело украшала центральную площадь Флоренции. Появилось это произведение, иллюстрирующее библейскую историю о Давиде и Голиафе, в 1504 году. На данный момент скульптура высотой более 5 метров находится во флорентийской Академии изящный искусств, а главную площадь украшает ее копия.   


Мыслитель

Известнейшая скульптура Огюста Родена «Мыслитель» была закончена в 1882 году. А в 1906 году этот шедевр был отлит в бронзе и увеличен до 181 см. Сейчас оригинал находится в парижском музее Родена. А в разных городах мира можно увидеть его копии.

Дискобол

Статуя «Дискобол» является одной из самых популярных античных скульптур. Оригинальная бронзовая статуя, предположительно авторства Мирона, была утеряна, но можно полюбоваться ее копиями, изготовленными в Древнем Риме.

Давид

Бронзовый «Давид» — творение Донателло, созданное в 1440 году. Скульптура иллюстрирует победу Давида, с таинственной улыбкой смотрящего на отрубленную голову поверженного Голиафа. Оригинал располагается во флорентийском Национальном музее.

Пьета

Скульптура «Пьета» работы Микеланджело была создана в 1499 году. Изображает Деву Марию с распятым Иисусом на руках. Оригинал находится в Ватикане. Высота составляет 1,74 метра.

Правосудие

Статуя «Правосудие» является воплощением богини Фемиды. Существует много скульптур этой тематики, сложно выделить лучшую. Но можно точно сказать, что этот античный образ очень популярен.

Поцелуй

Скульптура «Поцелуй» выполненная из мрамора Огюстом Роденом в 1889 году.  Является одной из иллюстраций к произведению «Божественная комедия» Данте Алигьери. Оригинал экспозиционируется в музее Родена во Франции.

Гермес

«Гермес» — единственная работа древнегреческого творца Праксителя, дошедшая до наших дней. Примерный год ее создания 343 до н.э. Высота с пьедесталом составляет 3,7 метра. Сейчас находится в олимпийском Археологическом музее.

Ника Самофракийская

Автор скульптуры «Ника Самофракийская», изображающей крылатую богиню победы, до сих пор неизвестен. Создана она была во II веке до н.э., оригинал хранится в Лувре.

Статуя Христа-Искупителя

Скульптура Христа-Искупителя высотой 38 метров закончена в 1931 году, она была избрана в семерку Новых чудес света. Расположен монумент в Рио-де-Жанейро и является главной достопримечательностью Бразилии.

Моаи

«Моаи» — самые загадочные скульптуры, расположены они на острове Пасхи. Выбиты статуи из монолитного камня. Всего их насчитывается 887 штук, все разного размера и веса. Способ, а главное – причина их установления неизвестна. 

Сфинкс

«Большой сфинкс» — древнейшая, из дошедших до нас, грандиозных скульптур. Высечена она в виде огромного сфинкса из цельной скалы. Длина составляет 73 метра, высота – 20 метров. Расположена на берегу реки Нил в городе Гиза.

Статуя Свободы

Статуя «Свободы» изготовлена французскими мастерами и подарена США в 1885 году, является символом Америки. Высота составляет 46 метров, с пьедесталом – 93 метра, расположена на острове Свободы близ Манхеттена.

Писающий мальчик

«Писающий мальчик» — самая известная статуя Бельгии.  Точная дата и подробности создания бронзовой скульптуры высотой 61 см неизвестны. Находится в Брюсселе.

Русалочка

Статуя «Русалочка» — достопримечательность Копенгагена. Создана в 1913 году, высота скульптуры составляет 1,25 м.  Неоднократно подвергалась актам вандализма.

Будда Лэшань

Статуя Будды высотой 71 метров находится возле города Лэшань, это одно из самых высоких изображений Будды. Возведение этого монумента продолжалось 90 лет, а начало было положено в 713 году.

Шива

Статуя Шивы высотой 44 метра находится в Непале, возводилась 7 лет с 2003 года по 2010 год.

Колонна Нельсона

Колонна Нельсона находится на Трафальгарской площади, возведен этот монумент в честь адмирала Горацио Нельсона в 1843 году. Статуя высотой 5,5 метров возвышается на колонне высотой 46 метров.

Будда Весеннего храма

Медная статуя «Будда весеннего храма» самая высокая на Земле, ее высота составляет 128 метров. Находится она в Китае в поселке Чжаоцунь, закончена в 2002 году.      

Источник: tadgikov.net

Искусство почти настолько же древнее, как и сами люди, и мы стараемся сохранить и защитить те предметы искусства, которые находим. Чем старее найденное нами произведение искусства, тем оно ценнее из-за того, что оно может нам поведать о людях, которые жили задолго до нас.

10. Самое древнее доисторическое наскальное произведение искусства
290 000 — 700 000 лет до нашей эры

Топ-10: Самые древние произведения искусства в истории
Самыми древними примерами доисторического наскального искусства, найденными на сегодняшний день, являются своего рода пиктограммы, которые учёные называют «cupules» (отметины в виде чашек), которые иногда включают в себя линейные вырезанные канавки. Эти пиктограммы являются углублениями, вырезанными как на вертикальных, так и на горизонтальных скалах. Зачастую они распределены систематически в ряды или колонки. Их можно найти на любом континенте и древние люди делали их на протяжении нескольких временных периодов. Например, некоторые представители аборигенов из Центральной Австралии до сих пор используют их.

Самый древний пример такой пиктограммы был обнаружен в Скальных жилищах Бхимбетка (Bhimbetka Caves) в центральной Индии. Благодаря отличным условиям в пещерах образцы замечательно сохранились. Это позволило учёным почти со 100 процентной вероятностью заключить, что эти пиктограммы относятся к периоду раннего палеолита. Кроме того, в пещерах был обнаружены доказательства того, что остальные девять примеров этих пиктограмм относятся к тому же периоду времени. Несмотря на то, что в пещерах ещё не было проведено определение возраста радиоуглеродным методом, считается, что индийские артефакты времени существования Ашельской культуры являются настолько же древними, как и артефакты, найденные в Африке и Европе. Их возраст составляет поразительные 290 000 лет.

Вторая коллекция, состоящая приблизительно из 500 пиктограмм и относящаяся примерно к тому же периоду, была найдена в пещере Дараки-Чаттан (Daraki-Chattan), наряду с целым кладом ранних каменных орудий. Дараки-Чаттан является одним из самых богатых пиктограммами мест в мире.

Некоторые археологи считают, что пиктограммы не должны рассматриваться как произведения искусства, потому что они могли обладать потребительским назначением. Вполне возможно, что они использовались в качестве ступок для толчения или же для церемониальных целей, как их в настоящее время используют некоторые народности. Тем не менее, они являются одной из наиболее распространённых форм доисторического наскального искусства сечения по камню и обладали целым рядом назначений. Поэтому, вполне логично предполагать, что по крайней мере некоторые из них были созданы в артистических или эстетических целях. Кроме того, многие пиктограммы, вырезанные в вертикальных скалах, просто не могли обладать потребительским назначением.

9. Самая древняя скульптура
230 000 – 800 000 лет до нашей эры

Топ-10: Самые древние произведения искусства в истории
Фотография: Хосе-Мануэль Бенито (Jose-Manuel Benito)

Самым древним неоспоримым изображением человеческого тела является «Венера из Холе-Фельс» (Venus of Hohle Fels). Этой статуэтке 40 000 лет.

Тем не менее, недавно была обнаружена гораздо более древняя статуэтка, которая, хоть и является предметом горячей полемики, обладает всеми шансами отобрать звание самой древней статуэтки у «Венеры из Холе-Фельс». Эта статуэтка, обнаруженная на Голанских высотах (Golan Heights) в Израиле, называется «Венерой из Берехат-Рама» (Venus of Berekhat Ram). Если эта статуэтка действительно является произведением искусства человека, то она старше, чем неандертальцы и, скорее всего, была сделана человеком прямоходящим (Home erectus).

Статуэтка была обнаружена между двух слоёв вулканического камня и почвы. Её возраст может составлять от 233 000 до поразительных 800 000 лет. Изначально статуэтка считалась камнем, который просто выглядит как человек. Тем не менее, микроскопический анализ, проведённый Александром Маршаком, отчётливо показал, что на камне видны следы деятельности человека. Считается, что «Венера из Берехат-Рама» изначально обладала немного антропоморфической формой, которая была ещё более акцентирована с помощью человеческих орудий. Если рассматривать основание статуэтки, то отчётливо видно, что оно было вырезано так, чтобы быть плоским, то есть, чтобы статуэтка стояла прямо.

Предположения относительно человеческого участия в создании статуэтки приобрели ещё большее основание, когда похожие находки были сделаны в других частях этого региона. Одной из таких находок стала «Венера из Тан-Тана» (Tan Tan) обнаруженная в Марокко. Её возраст составляет от 300 000 до 500 000 лет. По всей видимости, обе статуэтки использовались в церемониальных или религиозных целях. «Венера из Тан-Тана» была окрашена в коричневато-жёлтый цвет, который часто использовался для церемоний.

8. Самая древняя гравировка на яичной скорлупе
60 000 лет до нашей эры

Топ-10: Самые древние произведения искусства в истории
Фотография: Винсент Мурр (Vincent Mourre)

Скорлупа яиц страуса была важным инструментом для многих ранних культур, а их украшение стало важной формой самовыражения для людей.

В 2010 году учёные, проводившие раскопки в пещере Дипклоф (Diepkloof Rock Shelter) в Южной Африке, обнаружили огромный клад из 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки, созданные представителями охотников-собирателей из культуры Ховисонс-портской индустрии (Howiesons Poort). Фрагменты были обработаны при помощи многочисленных пигментов и выгравированы узорами на тематику вылупливания из яйца. Были зарегистрированы два главных типа узоров: узоры, связанные с вылупливанием птенцов и ещё один тип узоров, где использовались суб-параллельные или сходящиеся линии. Из-за того, что узоры со временем изменились, а также благодаря тому, что учёные наконец-то нашли достаточно большой образец, они смогли установить существование традиций узоров у культур, относящихся к каменному веку, по крайней мере, в отношении того, что касалось гравировки.

Большие дыры, проделанные в скорлупках яиц, позволили предположить, что скорлупы яиц страусов использовались в качестве доисторической версии сосудов для хранения жидкостей.

7. Самые древние наскальные рисунки в Европе
42 300 – 43 500 лет до нашей эры


До недавнего времени неандертальцы считались неспособными к созданию каких-либо произведений искусства (недавнее обнаружение украшенных камней и фрагментов скорлупы яиц положило конец данному мнению). Учёные также были уверены в том, что неандертальцы не создали никаких примеров наскального искусства. Это изменилось в 2012 году, когда учёные, работавшие в пещерах города Нерха (Nerja), испанской провинции Малага (Malaga), обнаружили рисунки, которые были сделаны более чем на 10 000 лет раньше, чем знаменитые наскальные доисторические рисунки в пещере Шове (Chauvet), находящейся на юго-востоке Франции. Остатки древесного угля, найденные рядом с шестью рисунками, были подвергнуты определению возраста радиоуглеродным методом, который показал, что рисункам от 42 300 до 43 500 лет.

На рисунках изображены тюлени, обитавшие в этом регионе на тот момент, которые являлись основным продуктом питания неандертальцев. Руководитель проекта по имени Хосе Луис Санчидриан (Jose Luis Sanchidrian) из Университета Кордовы (University of Cordoba) также отметил, что у рисунков нет ничего общего с другими произведениями искусства людей, созданными в эпоху палеолита. Кроме того, он сказал, что в той части полуострова, где расположены пещеры Нерха, не было обнаружено никаких останков современных людей.

6. Самые ранние рисунки, сделанные с помощью отпечатков рук
37 900 лет до нашей эры


Наскальные рисунки в пещерах Сулавеси (Sulawesi Caves) в Индонезии являются одними из самых древних примеров репрезентативного искусства в истории. Учитывая тот факт, что их возраст составляет 35 400 лет, можно говорить о том, что они почти настолько же древние, как некоторые примеры древнего нерепрезентативного искусства, включая примеры наскальной живописи в пещерах Эль-Кастильо (El Castillo Cave Paintings) (возраст которых 40 800 лет) и наскальные доисторические рисунки в пещере Шове (возраст которых составляет 37 000).

Однако самым потрясающим примером доисторической наскальной живописи в пещерах Сулавеси является рисунок, сделанный с помощью отпечатка руки. В настоящее время он считается самым древним из всех рисунков подобного плана, обнаруженных на сегодняшний день. Возраст этого рисунка составляет 39 900 лет. Этот узор является частью коллекции из 12 наскальных рисунков. Возраст был определён при помощи метода радиоизотопного уранового датирования минерального покрытия на осадочном слое, на котором были нанесены рисунки (сами рисунки могут быть ещё более древними). Если радиоизотопное датирование покажет, что рисунки являются более древними, чем осадочный слой, они могут стать самыми древними изображениями любого типа из когда-либо обнаруженных.

Доисторические люди выдували краску охры через трубочки на руки, чтобы создать отпечатки. Этот трюк до сих пор используется детьми. Всё доисторическое искусство является западающим в память, а в рисунках отпечатков рук есть что-то особенно запоминающееся. Возможно это осознание того факта, что каждый из них представляет собой реального человека, который давно затерялся в песках времени.

5. Самые древние фигурки, вырезанные из слоновой кости
30 000 лет до нашей эры

Топ-10: Самые древние произведения искусства в истории
Фотография: Тюбингенский университет (Universitat Tubingen)

В 2007 году археологи из Тюбингенского университета работали на Швабском Альбе (Swabian Jura), плато, расположенном в федеральной земле Баден-Вюртемберг (Baden-Wurttemberg) в Германии. Они обнаружили тайник полный маленьких фигурок, вырезанных из слоновой кости. Возраст этих фигурок составляет приблизительно 35 000 лет. Они считаются первыми фигурками, вырезанными из слоновой кости, о которых мы знаем на сегодняшний день.

Всего пять фигурок, вырезанных из кости мамонта, были найдены в пещере Фогельхерд (Vogelherd Caves) на юго-западе Германии. Многочисленные пещеры этого региона богаты археологическими находками. Именно здесь археологи обнаружили знаменитого Человекольва (Lion Man of Hohlenstein Stadel) и статуэтку «Венеры из Холе-Фельс». Среди находок были останки фигурки льва, два фрагмента мамонта и две неопределённые фигурки.

Датирование с помощью радиоактивного углерода и геологический контекст находок позволили предположить, что фигурки были сделаны представителем Ориньякской культуры (Aurignacian), группы людей, ассоциируемых с первым прибытием современного человека в Европу. Анализ показал, что возраст фигурок равен 30 000 — 36 000 лет, а некоторые тесты указывают на ещё более древний возраст.

Четырьмя годами ранее исследователь Николас Дж Конард (Nicholas J Conard) сообщил об обнаружении трёх других фигурок в этом же регионе, которые относятся к тому же временному периоду. Среди них было самое древнее из известных репрезентаций птицы, а также фигурки, обладавшей образом получеловека-полузверя и фигурки, похожей на лошадь. Всем найденным фигуркам не менее 30 000 лет.

4. Самый древний пример керамического искусства
24 000 – 27 000 лет до нашей эры

Топ-10: Самые древние произведения искусства в истории
Фотография: Пётр Новак (Petr Novak)

Статуэтка Вестоницкой Венеры (Venus of Dolni Vestonice) похожа на другие статуэтки Венер, которые были обнаружены по всему миру. Длина статуэтки равна 11,3 сантиметра. Она представляет собой пышнотелую женщину с большими грудями и выступающим задом. На голове статуэтки были сделаны два углубления вместо глаз. Это первая известная керамическая статуэтка, сделанная из глины, обожжённой при низкой температуре. Она была сделана на 14000 лет раньше, чем люди начали использовать метод обжига глины в гончарном деле. Фигурка была выкопана 13 июля 1925 года в Дольни-Вестонице (Dolni Vestonice), в Южноморавском крае, Чехословакия.

Эта фигурка, а также несколько других и тысячи маленьких фрагментов указывают на то, что эта технология была новой для того времени. Согласно результатам тестов, предметы обжигались при низкой температуре в 700 градусов Цельсия, поэтому на большинстве кусочков отчётливо видны трещины, образовавшиеся при нагревании, включая саму Венеру, которая была разломана напополам, когда её нашли.

Венера была сделана представителями Граветтской культуры (Gravettian), примерно 22 000 – 28 000 лет назад. Изделия из керамики не прижились у этой культуры и после этой культуры предметы из керамики не создавались долгое время. Эти произведения искусства, по всей вероятности, происходят из периода артистических экспериментов этой культуры. На голове фигурки проделано четыре дырочки, возможно для того, чтобы держать в ней цветы, либо в церемониальных целях.

В 2002 году на левой части статуэтки был обнаружен отпечаток пальца, принадлежавший ребёнку в возрасте от 7 до 15 лет. В то время как исследователи не считают, что эту статуэтку на самом деле сделал ребёнок, они расценивают этот отпечаток как свидетельство социального аспекта производства керамических изделий Граветтской культуры.

3. Первый известный рисунок ландшафта
6000 — 8000 лет до нашей эры

Топ-10: Самые древние произведения искусства в истории
Фотография: Библейское археологическое общество (Biblical Archaeological Society)

Если фреска, вызвавшая горячую полемику и найденная в Чатал-Хююке (Catalhoyuk mural), окажется подлинной, то она будет официально признана самым древним известным изображением ландшафта. Хотя, её скорее можно назвать серией абстрактных форм, наряду с изображением шкуры леопарда. Она может быть и тем и другим.

В 1963 году археолог Джеймс Меллаарт (James Mellaart) работал в Чатал-Хююке на территории современной Турции, одном из самых крупных городов периода Каменного века из когда-либо обнаруженных. Он обнаружил одну из многих фресок, которые использовались для украшения жилищ в форме коробок. Меллаарт считает, что на этой фреске изображён вид на город, а то, что многим кажется шкурой леопарда, на самом деле является близлежащим вулканом Хасандаг (Hasan Dag), который извергался на момент нанесения фрески. Другие археологи считают, что предметы в виде коробок являются абстрактными формами, а предполагаемое извержение вулкана является шкурой леопарда, так как жители города также изображали диких животных различными способами. Исследование, проведённое в 2013 году, дало результаты в поддержку гипотезы о ландшафте, когда было обнаружено, что близлежащий вулкан действительно извергался в период времени, соответствующий написанию фреске.

Существуют два других претендента на звание самого древнего изображения рельефа. Оба из них являются картами. Одна из них, как мы ранее упоминали, была обнаружена в Западной Европе, а другая известна как Карта Павлова (Pavlov map) (она была создана в период с 24 000 – 25 000 лет до нашей эры). Тем не менее, фреска из Чатал-Хююка, скорее всего, не имела потребительского назначения, что делает её первым ландшафтным изображением, созданным исключительно в эстетических целях.

2. Самая ранняя христианская иллюминированная рукопись
330 – 650 год нашей эры

Топ-10: Самые древние произведения искусства в истории
Фотография: Эфиопский фонд наследия (Ethiopian Heritage Fund)

В период средневековья и задолго до этого книги были необычайно редким удобством и по праву считались драгоценными сокровищами теми немногими, которые могли их приобрести. Возможно, понимая это, христианские писцы украшали обложки книг драгоценными камнями и раскрашивали страницы потрясающими красками и затейливой каллиграфией, создавая изысканные иллюминированные рукописи.

В 2010 году в изолированном монастыре эфиопского региона Тыграй (Tigray) исследователи обнаружили Евангелия Гаримы (Garima Gospels). Изначально считалось, что ранняя христианская иллюминированная рукопись была создана в 1100 году. Однако определение возраста радиоуглеродным методом показало, что рукопись намного старше и была создана в 330 — 650 годах нашей эры. Это делает её самой ранней христианской иллюминированной рукописью из когда-либо найденных. Она на 500 лет старше других аналогичных рукописей, найденных в это регионе.

Эта поразительная книга, возможно, связана с периодом жизни абба Гаримы (Abba Garima), основателя монастыря в котором была обнаружена эта книга. Согласно легенде, он написал все Евангелия за один день. Чтобы помочь ему в этом, Бог остановил движение солнца, пока абба не закончил свою работу.

Ещё одним претендентом на это звание является «Россанский кодекс» (Rossano Gospels) из Россанского Собора (Cathedral of Rossano) на юге Италии. Эта рукопись была создана в шестом веке и на неё можно посмотреть онлайн.

1. Самые старинные картины, написанные маслом
Седьмой век

Топ-10: Самые древние произведения искусства в истории
Фотография: Государственный научно-исследовательский институт Нары по изучению Культурных Ценностей (National Research Institute for Cultural Properties), Токио

В 2008 году новая буддистская фреска и несколько других работ были обнаружены в Бамианских пещерах (Bamiyan) в Афганистане. В этих произведениях искусства были найдены следы связующего вещества на основе масла, что делает их самыми ранними картинами, написанными маслом. Эти картины были созданы как минимум за 100 лет до того, как техника написания картин маслом стала использоваться в регионе Средиземноморья или Европе. Связующее вещество, судя по всему, использовалось для того, чтобы позволить краске быстрее высохнуть на каменной поверхности пещер.

Начиная с 2003 года, учёные из Японии, Европы и США работают над тем, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства из Бамианской Долины (Bamuian Valley) в рамках проекта, частично спонсируемого ЮНЕСКО. Они обнаружили это вещество, проводя химические тесты на некоторых из картин. Используя метод газовой хроматографии и масс-спектрометрии, учёные обнаружили, что образцы из 12 пещер, а также те, что были взяты с двух разрушенных статуй Будды, содержали краски на основе масла и смолы.

Эти фрески, относящиеся приблизительно к седьмому веку нашей эры, являются частью сети пещер, украшенной картинами, изображающими Будду и мифологические фигуры. Сеть пещер также украшена декоративными узорами и затейливыми спиральными эскизами. Исследователи считают, что изучение этих изображений может дать ценную информацию о культурном обмене между народами восточной и западной Азии, а также о знаменитом Великом шёлковом пути (Silk Road).

+ Самая древняя деревянная статуя
Приблизительно 7 500 лет до нашей эры

Топ-10: Самые древние произведения искусства в истории
Славянские идолы старой Руси, редкие и бесценные археологические артефакты из дерева и камня, представляли собой славянских богов. Редкость деревянных артефактов обусловлена хрупкостью этого материала, а также ранними христианскими гонениями язычников и их работ. Многие из этих идолов были сделаны из скоропортящейся древесины, так как считалось, что деревья были магическими. Идолы совмещали в себе силу богов с магией деревьев. Славянские язычники обычно устанавливали своих идолов на горах с безлесными вершинами. В те времена, когда строился Стоунхендж (Stonehenge) и египетские пирамиды, по крайней мере, один идол, изображавший бога, был уже старым.

Если заявления исследователей подтвердятся, то самой древней известной нам деревянной скульптурой станет Шигирский идол, сделанный из лиственницы. Он был создан в эпоху мезолита (середина каменного века), приблизительно 9 500 лет назад. Шигирский идол сохранился на протяжении всех этих веков только потому, что он находился на глубине 4 метров в торфяном болоте, благодаря чему до древесины не могли добраться бактерии.

Идол был изначально обнаружен в январе 1890 года на Среднем Урале, к северо-западу от Екатеринбурга. Он находился в тайнике, наряду с другими артефактами из рогов животных, костей, дерева и глины, такими как кинжалы, гарпуны и вёсла. Высота идола составляет 280 сантиметров. По всей длине монументальной фигуры располагаются семь лиц, различные резные узоры и религиозные мотивы. Идол увенчан головой. Тем не менее, приблизительно 2 метра идола были потеряны во время русских политических волнений и, если интерпретация структуры идола, сделанная в 1914 году археологом Толмачёвым, является верной, вполне возможно, что изначальная высота идола составляла 5,3 метра.

Идол был подвергнут определению возраста радиоуглеродным методом в Институте истории материальной культуры в Санкт-Петербурге командой учёных под руководством Галины Зайцевой. Результаты анализа были подтверждены Геологическим институтом Российской академии наук в Москве и лично Леопольдом Дмитриевичем Сулержицким. Тесты показали возраст, варьирующий всего лишь на несколько сотен лет. Если результаты тестов правдивы, Шигирский идол будет официально признан самой древней деревянной статуей в мире и самой древней скульптурой любого типа во всей Европе.

Из-за государственного переворота об этом артефакте на время забыли, но начиная с 2014 года немецкие исследователи из Государственного ведомства Нижней Саксонии, занимающегося Культурным Наследием (Lower Saxony State Office for Cultural Heritage) пытаются расшифровать значение резных узоров и гравировок. Они проведут ещё одну серию тестов с помощью метода масс-спектрометрии для получения более точных данных. Результаты этих исследований должны быть опубликованы в начале 2015 года.

Источник: bugaga.ru

Самые популярные среди туристов древние достопримечательности мира

 

Древние достопримечательности - Великая Китайская стена, Бадалин, Китай1. Великая Китайская стена, Бадалин, Китай

Туристов ежегодно: 9–10 млн.

Великая Китайская стена – звучит просто и в то же время мощно. Сооружение длиной в 8851,9 км тянется по всему Китаю, а ее самый впечатляющий участок, Бадалин, расположен в 75 км от Пекина. Большая часть стены сохранилась до наших дней, хотя построена была во времена династии Минь (1368-1644 г.г.), а начало возведения отдельных участков датируется 770 годом до н.э. Такое масштабное строительство удалось благодаря труду миллионов рабов и военнопленных, на чьих спинах до вершин самых высоких скал были доставлены гранитные блоки, камни и кирпичи.

 

Древние достопримечательности - Колизей, Рим2. Колизей, Рим

Туристов ежегодно: 6,9 млн.

После завершения строительства в 80 г.н.э., арена Колизея вмещала 50 тыс. зрителей, собиравшихся посмотреть различные театральные представления (мифологические драмы), реконструкции сухопутных и морских сражений, а также казней и бои гладиаторов. В 2010 году для туристов были открыты подземные этажи, где гладиаторы дожидались своего выхода на смертельный поединок. С верхних этажей Колизей открывается живописная панорама на Вечный город.

 

Древние достопримечательности - Римский Форум, Рим3. Римский Форум, Рим

Туристов ежегодно: 5,1 млн.

Римский форум оставался общественным центром города в течение 1200 лет, с пятого века до нашей эры. На этой площади находились торговые постройки и основные государственные учреждения Рима. Руины храмов, колонны и древние фрески возвращают нас на две тысячи лет назад и напоминают о былом величии города.

 

Древние достопримечательности - Терракотовая армия, Сиань, Китай4. Терракотовая армия, Сиань, Китай

Туристов ежегодно: 3,6–4,5 млн.

Терракотовая армия обнаружена в 1974 году. Эта скульптурная композиция состоит из более чем 8 тысяч статуй воинов, выполненных из глины в полную величину: генералы, пехота, конница, лучники, колесницы, более 400 лошадей. Каждый с уникальными чертами лица, прической, элементами одежды, что придает скульптурам еще большую убедительность. Статуи захоронены вместе с императором Цинь Шихуанди, став частью величественного акрополя. Предполагают, что часть воинов до сих пор не раскопано, так как раскопки были остановлены де тех пор, пока не будет придуман способ защиты красок, которыми раскрашены статуи, от выцветания на открытом воздухе.

 

Древние достопримечательности - Пирамиды в Гизе, Египет5. Пирамиды в Гизе, Египет

Туристов ежегодно: 4 млн.

Созданные 4,5 тысяч лет назад, пирамиды до сих пор считаются одним из Семи чудес света и символом Египта. Мы до сих пор точно не знаем, как древние египтяне смогли их построить, что добавляет интриги и еще большей привлекательности для туристов. Три огромных саркофага для фараонов расположены в 25 километрах от центра Каира — города с 11-миллионным населением.

 

Древние достопримечательности - Помпеи, Италия6. Помпеи, Италия

Туристов ежегодно: 2,5 млн.

Посещая Помпеи, прогуливаясь по его древним каменным улицам, можно представить, как жили люди в Римской империи в 1 веке нашей эры. Прибрежный город в 79 году н.э. был полностью засыпан пеплом и пемзой во время внезапного извержения вулкана Везувия. Под слоем пепла отпечатались люди, животные, дома, создав своеобразный застывший слепок жизни древнего города.

 

Древние достопримечательности - Акрополь, Афины7. Акрополь, Афины

Туристов ежегодно: 2 млн.

Акрополь расположен на одном из холмов Афин и венчается на вершине Парфеноном – храмом богине Афине, своеобразным символом классической Греции и истокам демократии. Построенный в 5 веке до н.э., Парфенон утратил большую часть своей отделки, а мраморные скульптуры, украшавшие его, «загадочным» образом появились в европейских музеях (до сих пор ведутся безуспешные переговоры об их возвращении в Грецию).

 

Древние достопримечательности - Эфес, Турция8. Эфес, Турция

Туристов ежегодно: 2 млн.

Буквально 30 лет назад Эфес был практически полностью заброшенными Древнеримскими руинами в малонаселенном районе Турции. Но сейчас, благодаря этой достопримечательности, местная экономика стала резко развиваться. Древнюю библиотеку и другие здания восстановили, воссоздав атмосферу большого города времен начала нашей эры, а в амфитеатре, вместительностью на 25 тыс. мест, проводят театральные постановки на основе античным драм.

 

Древние достопримечательности - Теотиуакан, Мексика9. Теотиуакан, Мексика

Туристов ежегодно: 1,9 млн.

Террасы пирамидальной формы, посвященные Солнцу и Луне, возвышались над древней площадью сакрального города, построенного в период с первого по седьмой век нашей эры. Со сторонами основания более чем в 200 метров и высотой в 64,5 метром, Пирамида Солнца считается третьей по размерам пирамидой в мире. В то же время, Пирамида Пернатого змея (Кетцалькоатля) имеет более яркую декоративную отделку: с уникальными скульптурами и барельефом.

 

Древние достопримечательности - Иерополис, Турция10. Иерополис, Турция

Туристов ежегодно: 1,6 млн.

Ослепительно белые террасы бассейнов с горячими источниками Памуккале привлекали внимание людей к этим местам на протяжение более чем двух тысяч лет. Потому неудивительно, что здесь был возведен древний греко-римский город – Иерополлис. Вытесненный из травертина в 190 году до н.э., это «курортный город» имеет развалины храмов, хорошо сохранившейся до наших дней амфитеатр и Священный бассейн, где можно плавать среди древнеримских колонн.

 

Древние достопримечательности - Чичен-Ица, Юкатан, Мексика11. Чичен-Ица, Юкатан, Мексика

Туристов ежегодно: 1,4 млн.

Ступенчатые террасы пирамиды Кукулькана, названной испанцами Эль-Кастильо или Замок, возвышаются над древним городом, окруженным тропическими джунглями. Майя начали строительство города в седьмом веке нашей эры, а затем, через три столетия, его захватили племена тольтеков. Огромная балюстрада с пернатой головой змеи – божества Кукулькан, окаймляет лестницы, ведущие к вершине пирамиды.

 

Древние достопримечательности - Эллора, Индия12. Эллора, Индия

Туристов ежегодно: 1,2 млн.

34 храма, монастыри в честь Будды и индуистским богам, а также многочисленные пещеры были вырезаны в базальтовой скале в период между 600-м и 1000-м годах нашей эры. Здания из цельного камня и проходы между ними украшены тысячами различных замысловатых барельефов и скульптурами.

 

Древние достопримечательности - Вал Адриана, Англия13. Вал Адриана, Англия

Туристов ежегодно: 1,2 млн.

Когда римской армии не удалось победить «варваров» на севере Британии, император Адриан в 122 г.н.э. приказал построить каменную стену немного к югу от современной границы между Англией и Шотландией, сохранившуюся по наши дни. Сегодня Вал Адриана среди «варварских» шотландцев стал поводом для гордости, восхваляющим их непобедимый дух. Вдоль оборонительного укрепления длиной в 117 км проходит популярный пешеходный маршрут Path National Trail.

 

Древние достопримечательности - Римские бани, Бат, Англия14. Римские бани, Бат, Англия

Туристов ежегодно: 1,1 млн.

Кельты первыми объявили эти источники священными и посвятили их своей богини Сулис. Затем, в 43 г. н.э., пришли римляне и переименовали Сулис в свою богиню Минерву и построили курортный город с латинским названием Aquae Sulis, с банями и храмом Сулис-Минерве. Позднее город переименовали в Бат (от англ. Bath — баня), а в 18-м веке выстроили общественные здания в неоклассическом стиле.

 

Древние достопримечательности - Лунмэнь, Китай15. Лунмэнь, Китай

Туристов ежегодно: 1,1 млн.

Комплекс буддийских пещерных храмов 5-9 веков, со множеством статуй Будды и Бодхисаттвы, высеченных в 1,350 пещерах и 750 нишах, расположен вдоль известкового берега реки Ихэ. Некоторые из статуй, которых здесь более 110 тыс., высотой более 7 метров. В одной из пещер даже отображены многочисленные медицинские рецепты.

 

 

Древние достопримечательности - Стоунхендж, Англия

16. Стоунхендж, Англия

Туристов ежегодно: 1,1 млн.

Смысл загадочных мегалитов, выставленных в круг более 6 тыс. лет назад, люди трактуют так, как пожелают. Возможно, они имели какое-то астрономическое значение или были частью друидских ритуалов. Теперь это место паломничества для неоязычников, феминисток (связывающих Стонхендж со временами матриархата), фанатов инопланетян и научной фантастики. Особенно много людей посещают эту достопримечательность, расположенную в 100 километрах от Лондона, в день летнего солнцестояния.

 

Древние достопримечательности - Тулум, Юкатан, Мексика17. Тулум, Юкатан, Мексика

Туристов ежегодно: 1,1 млн.

Этот знаменитый город майя, окруженный с северной, западной и южной стороны стеной, а в восточной части выходящий к берегам Карибского моря, достиг своего могущества в 1200-х годах н.э. Храмы, стены, фрески и резные фигурки города Тулум (первоначальное название — Зама, означавшее “восход солнца”) на протяжении столетий противостояли соленому морскому ветру, ураганам и утратили большую часть черт, присущих другим руинам майя. Тем не менее, Тулум популярен среди туристов благодаря доступному и удобному месторасположению.

 

Древние достопримечательности - Мачу-Пикчу, Перу18. Мачу-Пикчу, Перу

Туристов ежегодно: 1 млн.

Чтобы добраться до Мачу-Пикчу можно взять билеты на поезд или отправится пешком, как это делали древние инки, по тропе, ведущей на 2450 метровый горный хребет, возвышающийся над рекой Урубамба. Множество людей мечтает посетить Мачу-Пикчу, ведь этот город выглядит древнее, чем он есть на самом деле; его строительство началось сравнительно недавно — примерно в 1400 г.н.э. Сюда приезжает настолько много людей, что рассматривается вопрос об ограничении количество посетителей до 2500 человек в день или 912 500 в год.

 

Древние достопримечательности - Каньон-де-Шей, Аризона19. Каньон-де-Шей, Аризона

Туристов ежегодно: 828,1 тыс.

Вокруг Ред Рок Каньона коренные американцы жили более чем 5000 лет, а 800 лет назад на дне скал они построили свои дома. Заповедная территория Каньона-де-Шей находится в пределах резервации индейского народа навахо, так что посещать памятник можно лишь с гидом из этого племени. Исключение — туристическая трасса «Руины Белого дома». Название каньона произошло от его индейского названия Tséyi’, что означало “каньон”; они произносили слово “say-ee,” а слышалось как “де-шей”.

 

Древние достопримечательности - Ангкор-Ват, Археологический парк Ангкор, Камбоджа20. Ангкор-Ват, Археологический парк Ангкор, Камбоджа

Туристов ежегодно: 804,7 тыс.

Изначально храм Ангкор-Ват, возведенный в период между 9-м и 15-м веком н.э. во времена становления Кхмерской империи, был посвящен различным индуистским богам. Несмотря на то, что Ангкор-Ват в итоге стал местом паломничества для буддистов, архитектура храма по прежнему отражает значительное индийское наследие тех времен.

 

Древние достопримечательности - Масада, Национальный парк Масада, Израиль21. Масада, Национальный парк Масада, Израиль

Туристов ежегодно: 786 тыс.

В конце первого столетия до н.э. царь Иудеи Ирод I Великий выстроил роскошный трехуровневый дворец на вершине горного плато, простирающемся над пустыней на высоте 400 метров. Римские мозаики, настенные росписи, резервуары для сбора воды, бани и воинские казармы благодаря сухому климату и достаточной удаленности крепости сохранились достаточно хорошо. Известна история, что эта крепость оставалась последним оплотом для выживших после Великого иудейского восстания, произошедшего в 66 году н.э., и только через пять лет римским легионерам удалось захватить обороняющихся.

 

Древние достопримечательности - Гроты Могао (Пещера тысячи Будд), Дуньхуан, Китай22. Гроты Могао (Пещера тысячи Будд), Дуньхуан, Китай

Туристов ежегодно: 750 тыс.

На перекрестке Великого шелкового пути буддийские монахи вытесали из камня 492 пещеры и более 2000 скульптур, украшенных глиной и краской. Тысячелетиями (от 6 до 16 столетий назад) монахи создавали фрески на 45 тыс. м² стен этих пещер, поражающие как своими масштабами, так и красотою. Во фресках отражены картины о буддизме, местной истории и повседневной жизни жителей региона.

 

Древние достопримечательности - Кносс, Крит, Греция23. Кносс, Крит, Греция

Туристов ежегодно: 705,3 тыс.

Существует мнение, что развалины этого минойского города, выстроенного во времена бронзового века, — и есть затерянная Атлантида, сведения о которой до нас дошли из описаний Платона. Предполагается, что Кносс был разрушен извержением вулкана на острове Санторини, произошедшим в примерно 1500 г. до н.э. Единственное, что дошло до наших дней и удалось восстановить: так называемый Дворец Миноса, где сохранились фрески с изображениями дельфинов, рыб, грифонов и людей той эпохи.

 

Древние достопримечательности - Петра, Иордания24. Петра, Иордания

Туристов ежегодно: 629,8 тыс.

Древний город был создан арабским народом набатейцев. Вдоль узкого ущелия созданы храмы и монументы, искусно вырезанные из камня, величественный Храм-мавзолей Эль-Хазне и еще более 500 гробниц. Тысячу лет назад этот некогда процветающий город располагался на пересечении торговых путей, по которым доставлялись ладан, специи и шелк; благодаря этому здесь заметно культурное влияние других древних цивилизаций: римлян, греков, арабов, египтян и финикийцев.

 

Древние достопримечательности - Замок Монтесумы, Аризона25. Замок Монтесумы, Аризона

Туристов ежегодно: 573,7 тыс.

Название этого места может ввести в заблуждение: ведь это сооружение совсем не замок и не имеет никокого отношения к ацтекам и их правителю. Постройка, состоящая из 20-ти пещерных комнат в отвесном утесе на высоте 20 метров, создана индейцами-пуэбло (культура Анасази) 800 лет назад. Небольшие Т-образные входные проемы сохраняли тепло в жилище и защищали от ветра. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся древних скальных поселений индейцев Америки.

 

Древние достопримечательности - Национальный парк Меса Верде, Колорадо26. Национальный парк Меса Верде, Колорадо

Туристов ежегодно: 572,3 тыс.

Скальные жилища индейцев анасази (предков современных пуэбло) выстроены из песчаника скрепленного грязевым раствором в период между 6-м и 12-м веками н.э., став одним из крупнейших и наиболее хорошо сохранившимся древним поселением Северной Америки. На оштукатуренных в красные, коричневые и белые цвета стенах остались изображения людей, животных, отпечатки рук и различные геометрические узоры. Возможно, цвета имели некое родовое значение.

 

Древние достопримечательности - Мира (Церковь Святого Николая), Анталия, Турция27. Мира (Церковь Святого Николая), Анталия, Турция

Туристов ежегодно: 544,8 тыс.

Ликийские гробницы с квадратными колоннами, с виду похожие на дома, были вырезаны в известняковых скалах в 4-м веке до н.э. Они возвышаются над хорошо сохранившимся римским амфитеатром с двойным сводчатым коридором. Тем не менее, этот древний город сейчас более известен благодаря восстановленной церкви 9-11-го века, носящей имя местного святого, творившего добро людям, — Святого Николая (сейчас более известного под именем Санта Клауса).

 

Древние достопримечательности - Пергам (Бергама), Измир, Турция28. Пергам (Бергама), Измир, Турция

Туристов ежегодно: 536 тыс.

Измир в наше время самый близкий крупный город к Пергаму, древнему эллинскому культурному центру с акрополем, возвышающимся на 250 метров над долиной, созданными из мрамора храмами Афине и Трояну, греческим амфитеатром и библиотекой с найденными в ней 200 тыс. рукописями. Во 2-м веке н.э. в этой долине Гален, один из самых известных врачей древности, открыл крупнейший медицинский центр, базировавшийся при храме Асклепион.

 

Древние достопримечательности - Троя, Чанаккале, Турция29. Троя, Чанаккале, Турция

Туристов ежегодно: 515,9 тыс.

Троя была увековечена в Илиаде Гомера, где рассказано о несчастье, произошедшим с городом примерно в 1183 г. до н.э. Вплоть до 19-го века место расположения Трои было неизвестно. Теперь туристы приезжают сюда увидеть 10-ти метрового Троянского коня с окнами и сохранившиеся участки городских стен, напоминающие о героической судьбе Трои.

 

Древние достопримечательности - Дельфы, Греция30. Дельфы, Греция

Туристов ежегодно: 500 тыс.

Место возведения величественных храмов, созданных среди гор еще в неолитический период 6 тыс. лет назад, считалось древними греками центром или “пупом” всего мира. Здесь были возведены храм Аполлону, Афине и другим богам, а также каменные террасы и дома для отдыха прихожан. Наибольшего влияния знаменитый Оракул достиг между 6-м и 4-м веками до н.э.

 

Древние достопримечательности - Гаочан, Синьцзян, Китай31. Гаочан, Синьцзян, Китай

Туристов ежегодно: 500 тыс.

Город-оазис, расположенный на Шелковом пути между Огненными горами и пустыней Такла-Макан, с 1-го века до н.э. до 14-го века был западным китайским культурным, экономическим и политическим центром. Работы по реконструкции построек в Гаочане, созданном по образу города Сиань, некогда крупнейшего городами мира, ведутся до сих пор.

 

Древние достопримечательности - Аджанта, Индия32. Аджанта, Индия

Туристов ежегодно: 416 тыс.

Пользуясь лишь молотками и зубилами, буддийским монахам потребовалось от 15 до 21 столетий, чтобы создать 30 пещер — каждая с отдельными внутренними помещениями и прорубами, из которых открывался вид на ущелье и реку. Монастыри украшены росписью и каменными изваяниями Будды и бодхисаттв. Образцы великолепных произведений искусства раскрывают об образе жизни индийцев в те далекие времена.

 

Древние достопримечательности - Коба, Кинтана-Роо, Мексика33. Коба, Кинтана-Роо, Мексика

Туристов ежегодно: 400,6 тыс.

В этом 2000-летнем городе майя с самой высокой пирамидой на полуострове Юкатан был центр для 46 сакбе или “белых дорог”, соединяющих разные части мезогосударства, построенные из щебня, гальки и известняка. Кобу окружают пять провалов, заполненных водой (сеноты) и непроходимые тропические джунгли.

 

Древние достопримечательности - Перге (Перга), Анталья, Турция34. Перге (Перга), Анталья, Турция

Туристов ежегодно: 399,8 тыс.

Руины Перге в наше время окружают поля и сельская местность близ Анталии, но две тысячи лет назад здесь был процветающий римский город. По этим местам со своим войском проходил Александр Македонский, затем пришли римляне и построили бани, фонтаны, 60-ти метровую агору (рыночная площадь в древних полисах), амфитеатр на 12 тыс. зрителей и бульвар с колоннадой. Также это место известно своими необычными каменными воротными башнями, построенные с сочетанием греческого и римского стилей, и тем, что здесь проповедовал апостол Павел.

 

Источник: klubputeshestvennikov.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.