Сокровищница афинян в дельфах


Сокровищница афинян была одной из наиболее значительных и впечатляющих построек в комплексе святилища Аполлона. Она господствовала над Священной дорогой, будучи расположена сразу после первого ее поворота на север, около булевтерия (здания совета) Дельф и напротив сокровищниц книдян и сиракузцев. Это маленькое строение было своего рода сокровищницей Афин, где хранились трофеи, завоеванные в важных сражениях, и другие предметы, посвященные Аполлону. Сокровищница была построена при демократическом режиме в Афинах в конце VI или начале V в. до н.э. Так что она считается памятником, который выражает триумф демократии в Афинах и изгнание тиранов. Согласно другой трактовке, которая основывается главным образом на описании путешественника Павсания и надписи, сохранившейся на облицовке северной стены, сокровищница была построена в память об отражении персидского нашествия после Марафонской битвы в 490 г. до н.э.

С архитектурной точки зрения сокровищница представляет собой маленькое строение дорического ордера, выполненное из паросского мрамора, как и большинство сокровищниц.


льефы, которые ее украшали, представляют собой образцы высочайшего искусства последнего периода архаической эпохи, и их можно вполне сравнить с краснофигурным стилем в вазописи по элегантности фигур, легким чертам, напряженным и сдержанным движениям, а также мужественной осанке фигур. На ее рельефных метопах изображены подвиги Геракла (задняя и северная стороны) и Тезея (фасад и южная сторона). Противопоставление Тезея с Гераклом намекает на смену государственного строя в Афинах с приходом к власти демократов. Этот тезис подтверждается общим господством в искусстве V в. до н.э. иконографии Тезея, в то время как в VI в. до н.э. господствовала иконография Геракла.
Сокровищница афинян стала единственным памятником Дельф, от которого сохранилось достаточно древнего материала, чтобы позволить французам в 1906 году под контролем тогдашнего мэра Афин, Спироса Меркуриса, полностью восстановить ее первоначальный облик. Метопы памятника были сняты и выставлены в Археологическом музее Дельф, а на их место были установлены гипсовые копии.

Источник: rutraveller.ru

Предыдущее:
В ГРЕЦИИ ВСЁ ЕСТЬ. НАФПЛИОН
В ГРЕЦИИ ВСЁ ЕСТЬ: ДЕЛЬФЫ – 1

На всем пространстве вокруг храма Аполлона, у его подножья и вдоль Священной дороги, ведущей к Храму, стояли памятники, скульптурные композиции, крытые галереи (стоа) и просто экседры для отдыха и философских бесед.


grc-3_14.jpg
Порой эти сооружения были просто проявлением снобизма их авторов, но были и замечательные произведения искусства — памятники в честь очень важных событий. Там стояла колонна в память победы греков при Платее, памятник по случаю победы Сиракуз над Карфагеном, знаменитая Родосская колесница («Дельфийский возничий»), наксосский Сфинкс и даже памятник римскому полководцу Эмилию Павлу. Близость к храму делало это место особенно почетным и предоставлялось оно самым именитым и важным для святилища лицам и дарам. Кое-что пережило века и хранится сегодня в местном музее, но есть памятники, которые ещё в древности «переехали» на новое место жительства.

Так дельфийский дар Аполлону — удивительную бронзовую колонну, ствол которой подобен трем переплетающимся змеям, я увидел впервые в… Стамбуле. Как и многие другие памятники, император Константин перевез эту колонну в свою новую столицу Константинополь для украшения ипподрома. В Дельфах, она была поставлена по очень значительному поводу — военной победы греков над персами при Платеях в 479 году до н. э.

На вершине колонны между головами змей стоял золотой треножник. У подножия на базе были видны хвосты змей. На витках колонны были нанесены названия 31 города (полиса), участвовавших в борьбе против персов. Изначально высота колонны была 8 м, однако, когда в 1856 году в Стамбуле её раскопали археологи, от колонны оставалось только 5 м, а из трех змеиных голов уцелела только одна, ставшая экспонатом Стамбульского археологического музея.


Не менее впечатляющий памятник — Наксосский сфинкс, стоявший у подпорной стены храма Аполлона, на обочине Священной дороги. Колонну, а вернее множество обломков барабанов, из которых она была составлена, археологи нашли во время раскопок 1861 года, а самого сфинкса — в 1893 году. grc-3_15.jpgНа десятиметровую высоту ионической колонны взгромоздилась мраморная статуя фантастического чудовища — дар жителей острова Наксоса богу Аполлону. Высеченный в VI веке до н. э. Наксосский сфинкс встречал паломников у подножия храма на подобие знаменитого мифического сфинкса, что загадывал загадки царю Эдипу на скале на проезжей дороге в Фивы.

15. Сфинкс у подножья пирамиды Хефрена. Египет. (Википедия).

Вообще-то у древнегреческого сфинкса был свой предшественник — египетский сфинкс, но сходство было только в названии. Сфинкс древнегреческой мифологии не был похож на своего египетского «однофамильца». Египетский сфинкс олицетворял мощь единовластия в стране и изображался в виде могучего льва с головой фараона.


ысл эллинских сфинксов был другой. Греческая фантазия создала сказочного зверя в виде льва с крыльями и головой женщины, а не мужчины. Греческий сфинкс — это олицетворение загадочности, тайны, которую стремится познать человек, который находит, подобно многострадальному Эдипу, правильные ответы, но счастья это ему не приносит. Греческий сфинкс не вызывает страх. Напротив, его таинственно улыбающееся женское лицо, горделивая осанка, выпяченная грудь не пугают, но, как мне кажется, бросают вызов: «Познай меня — познаешь самого себя!»Другое выдающееся произведение искусства на территории святилища известно как «Дельфийский возничий» («Родосская колесница» в англоязычной литературе — «the chariot of the Rhodians»). Наиболее полно сохранившаяся часть этой композиции — возничий, выполненный в полный рост. Статую поставили в Дельфах по случаю победы на Пифийских играх, которые проходили здесь же, в Дельфах в 478 г до н.э. Надпись на плите, найденной археологами в 1896 году возле статуи и, по всей видимости, принадлежащей ей, сообщает о том, что изображение посвящалось Аполлону от имени сына сицилийского царя Полизалоса, победившего в состязании на колесницах.
Несколько фрагментов четырех лошадей, колесницы, бронзовые полоски вожжей и рука мальчика-слуги были обнаружены рядом со статуей. Наверное, тогда это была одна из самых впечатляющих статуй, установленных в святилище.

grc-3_18.jpg Скульптурная группа стояла на одной из плоских крыш зданий-сокровищниц, спускавшихся террасами по склону горы.

Исключительная ценность сохранившейся статуи возничего состоит ещё и в том, что кроме эстетических достоинств — совершенства его спокойной, уверенной стойки на колеснице с замечательным мастерством переданное неизвестным скульптором, — бронзовая статуя V века до н.э. в такой поразительной сохранности невероятно редкое событие.

Кроме того, что обычно бронза плохо переносит пребывание в сырой земле (а металл статуи возничего почти не пострадал), бронзовые античные статуи, которые находили во времена средневековья, не ценились как произведения искусства, а были, прежде всего, очень востребованным вторсырьем. Их переплавляли в печах и металл использовали для хозяйственных нужд.

Чудом уцелели в этой статуе очень искусно выполненные инкрустированные глаза: белое глазное яблоко из непрозрачной стеклянной пасты и из коричневого камня зрачки. Вставленные в бронзовую основу глаза возничего очень выразительны. Из-под тончайших бронзовых ресниц они смотрят так же напряженно, как и в те времена, когда мимо статуи проходили паломники к оракулу Аполлона.

Через 2500 лет (в 1946 году) Дельфийский возничий удостоился размещения на греческой купюре достоинством в 10 тыс. драхм.


grc-3_19.jpg19.Денежная купюра с изображением возничего

От входа на территорию святилища вверх к храму Аполлона ведет так называемая «Священная дорога». Вдоль дороги греческие полисы и отдельные люди устанавливали статуи богов и героев, а также здания-сокровищницы, где они хранили свои богатые дары Аполлону. На первом участке священной дороги, сразу после входа, по правую руку стояли посвятительные дары различных государств, царей, греческих городов, частных лиц.

Слева от ворот стояли приношения афинян и города Аргоса. Здесь располагались статуи великого греческого скульптора Фидия, воздвигнутые афинянами после победы над персами при Марафоне. Статуи эти стояли на одном длинном постаменте. Затем по обе стороны дороги, обрамленные двумя полукружиями— экседрами, стояли подарки города Аргоса.
На сегодняшний день археологи открыли на территории Святилища 28 фундаментов зданий-сокровищниц. Эти помещения были, по всей видимости, не только хранилищами посвящаемых ценностей. Они играли существенную роль в самоутверждении греческих общин, были вещественным доказательством их богатства и могущества, а следовательно, и своеобразной рекламой хозяина, проявлением снобизма, или, как говорил классик, важным элементом «представительства и обольщения«.

Сокровищницы строили, как правило, в виде уменьшенного подобия античного храма.


ень часто фасад такой постройки украшали колонны или статуи, хотя нередко здания сокровищниц были очень простыми и строгими.«Сокровищница афинян» была одной из первых реконструкций в Дельфах (1893—1894 ). Строительные блоки этого здания (квадры), барабаны колонн, многие части фриза и другие архитектурные элементы были найдены на месте. Некоторые плиты, украшенные барельефами, нашли своё вторичное использование в христианских гробницах и были демонтированные оттуда. Теперь они находятся в музее Дельф, а на их месте в реконструированной сокровищнице помещены копии.

Каждый камень, принадлежавший сокровищнице, нашел свое место. Это стало возможным также благодаря многочисленным надписям на стенах, в которых сообщались для общего сведения государственные акты Афин, а также гимны в честь Аполлона. Надписи переходили с одного камня на другой, помогая восстановить здание в первоначальном виде.

Сокровищница афинян в дельфахВ IV веке до н. э. прямо за храмом Аполлона, на склоне горы было построено великолепное здание театра. Он обращен своей открытой частью на раскинувшуюся внизу долину и многочисленные постройки Святилища. Наверное, в пору его расцвета часть этой картины заслоняло величественное здание храма и скена (или «сцена» в латинском варианте) — обязательная постройка в передней части театра.


22. Макет греческого театра

Вообще-то идея театра — греческое изобретение. Само театральное действие существовало с древнейших времен: подмена реальной действительности воображаемым миром духов, магии и общения с всесильными богами развивалось вместе с попытками осмысливания окружающего мира. Наиболее продвинутые индивидуумы становились шаманами, священниками, жрецами. При этом они не могли уже оставаться «такими, как все». Они преображались не только визуально, используя маски и отличную от своих соплеменников одежду, но и вербально, изменяя голос, интонации, применяя шумовые эффекты и, нередко, организовывая «группы поддержки», вроде знаменитых менад — спутниц бога Диониса. Отсюда до настоящего театрального представления было совсем близко, но происходило это действие всегда на природе, даже когда стало частью официальных церемоний.

Самыми популярными были празднества, посвященные Дионису (он же Вакх, или Бахус в римском пантеоне богов) — богу виноделия, растительного мира, плодородия. В Афинах праздники в его честь (а их было несколько и справляли их в разные времена года) устраивали на склоне Акрополя. Самыми важными были Великие Дионисии и длились они почти неделю. Площадку для выступлений — орхестру — делали круглой и в центре площадки возводили алтарь Диониса. Поначалу зрители сидели просто на земле, потом стали устанавливать скамьи, одну над другой.


о был «театрон», т.е. место, с которого смотрят (от греч. «теаомай» — гляжу, смотрю). Однако в 499 г. до н. э. произошел несчастный случай: временные деревянные скамьи подломились, и считается, что именно эта катастрофа вынудила заменить временные деревянные скамьи сиденьями, высеченными в камне. Это было рождение театра как особого сооружения для проведения зрелищных мероприятий.Бетон и бетонные опоры впервые придумали в Риме, поэтому для строительства театра греки всегда искали подходящий рельеф — естественные склоны гор, в которых вырубали скальную породу, чтобы создать «театрон» — зрительный зал в виде своеобразного полукружия-подковы. Театрон в Дельфах насчитывает 33 ряда скамей и вмещал до пяти тысяч зрителей. При этом греческие строители умели с такой точностью рассчитать его размеры, что с любого места зритель не только хорошо видел всё, что происходило на орхестре и проскении, но и отчетливо слышал каждое слово, произнесенное чуть ли не шепотом.

Об этом наслышаны все теперешние туристы, и при посещении любого древнегреческого театра всегда кто-то проверяет правдивость этого акустического феномена.
На несколько десятков метров выше самых верхних рядов театра и в 15-20 минутах ходьбы от него, на широкой террасе склона горы, окруженный редкими сосновыми деревьями (в древности здесь были непроходимые леса, в которых менады/вакханки устраивали свои оргии/вакханалии), расположился стадион знаменитых Пифийских игр.


Пифийские игры были для греков не только спорт. Это был мистериальный праздник (благо Дионис был здесь не чужой) с многочисленными элементами соревнований. Вообще соревнования для греков были чуть ли не смыслом жизни. Соревновались во всем: в игре на кифаре, в декламации торжественных гимнов и од, в написании драматических произведений и, конечно же, в спорте. (Замечу в скобках, даже олимпийские боги, которые были проекцией повседневной жизни Древней Греции, тоже соревновались. Как ещё, кроме как «Конкурсом красоты» можно назвать знаменитый «Суд Париса», на котором решался вопрос прекраснейшей из трёх богинь — Геры, Афины и Афродиты?)

По началу Пифийские игры проходили раз в 8 лет и состояли только из состязаний кифародов, певцов, которые под аккомпанемент кифары исполняли пеан (гимн) в честь Аполлона. Потом программу дополнили по образцу Олимпийских игр гимнастическими и конными состязаниями, но главное место в программе по-прежнему оставалось за музыкантами. С 586 г. к кифародам прибавились состязания певцов, которые пели под аккомпанемент авлоса — что-то вроде свирели или гобоя, играли часто на двух авлосах или на одном двойном. В V — IV до н.э. появились состязания трагических поэтов.

Интересно, что в Пифийских играх могли принимать участие и женщины, но, скорее всего, только в музыкальных соревнованиях. (В Олимпии женщинам разрешалось только смотреть на состязания, и это касалась лишь незамужних женщин, так как присутствие замужних могло плохо повлиять на урожай. sic!) Победитель — пифионик получал лавровый венок и много всяких почестей: его имя выбивалось на каменных плитах и выставлялось на всеобщее обозрение, они имели право поставить свою статую в священной роще бога, у них было право первого вопрошания Дельфийского оракула (а желающих там всегда было очень много), право убежища, свободы от многих повинностей, им предоставлялось почетное место на состязаниях, возможность владения домом и землей в Дельфах и много других льгот.
Право участия в играх тоже предоставлялось не всем. Например, Павсаний рассказывает, что легендарные Гомер и Гесиод не были допущены к соревнованиям, так как не умели играть на кифаре.Дошедший до нашего времени стадион хорошо сохранился. Он ориентирован с востока на запад. На северной (продольной, под горой) и западной (торцевой) сторонах сохранились 12 рядов скамей в метр шириной. С южной стороны рядов было, очевидно, меньше, так как они стояли на искусственной подпорной стене. В центре располагались самые почетные места в виде кресел. Размеры стадиона несколько меньше, чем в Олимпии и Афинах: длина 178 м, ширина 25 м. В восточной стороне дельфийского стадиона находились отметки старта, откуда начинали бег атлеты и состязавшиеся на колесницах.Если подъезжать к Дельфам со стороны Афин, т.е. с востока, примерно за километр-полтора до входа на территорию святилища и храма Аполлона, слева от дороги на склоне горы хорошо видны руины другого святилища — Афины Пронойи, т.е. Провидящей.Это место иногда называют Мармария, от слова «мрамор» (marmor — лат.), из которого сделано наиболее впечатляющее сооружение этого святилища — толос. Очень фотогеничная реставрация трех колонн (из первоначальных 20-ти) и участка антаблемента (балочного перекрытия) этого толоса украшает сегодня многие проспекты и статьи, посвященные Дельфам, но назначение этого сооружения до сих пор не известно. Более того, Павсаний, в своём описании святилища Афины Пронойи вообще не упоминает этот толос, хотя по данным археологических раскопок он был построен ещё в IV веке до н.э., т.е. за много столетий до Павсания.Возможно во времена Павсания это сооружение уже давно было разрушено и память о нем не сохранилась. Ведь главным был всё-таки храм Афины, который тоже подвергался неоднократным разрушениям, но его всегда (во всяком случае в те времена) восстанавливали или строили заново. Об одном из таких разрушений пишет Геродот (Книга восьмая. Урания. 35-37):

На месте разрушенного храма возвели другой, но в IV веке до н. э. он тоже сильно пострадал от землетрясения. Павсаний видел этот храм в развалинах, так как восстанавливать его не стали, посчитав место, где он стоял, слишком опасным из-за частых обвалов.Сокровищница афинян в дельфах И действительно, во время раскопок 1901 года здесь ещё можно было видеть пятнадцать стоявших колонн, но уже через четыре года новый обвал разрушил и их до основания.

По дороге от Мармарии к святилищу Аполлона не доходя до Кастальского ключа видны руины гимнасия. Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. На спортивных площадках и стадионах при гимнасиях юноши играли в мяч, состязались в беге и прыжках, занимались борьбой, проводили кулачные бои. Здесь же были отведены места, где ученики занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы.

К сожалению, от спортивных помещений гимнасия в Дельфах остались только фундаменты и место беговой дорожки.Последним, и самым насыщенным объектом археологического комплекса Дельф является его археологический музей, расположенный ближе с городу. В отличие от принятого во многих странах мира, и в частности в Дельфах, все найденные при раскопках артефакты не увезли в столичный музей, в Афины, а организовали музейное хранилище и показ в непосредственной близости к раскопкам. Посетителям музея представляется замечательная возможность увидеть скульптуры, барельефы, архитектурные украшения зданий, остатки капителей колонн, метопы и многофигурные композиции фронтонов храмов, сокровищниц и других зданий сразу же после осмотра…… О некоторых я уже рассказал выше: «пуп Земли», философ, сфинкс, Дельфийский возничий. О всех рассказать, конечно, невозможно, но ещё несколько произведений древне греческих мастеров не могу не показать.

Самые знаменитые экспонаты Дельфийского музея — две скульптуры юношей VI века до н. э. Юноши настолько похожи друг на друга, что их иногда называют близнецами. К сожалению, подписи к этим скульптурам сохранились только частично, но и того, что осталось археологам было достаточно, чтобы связать этих юношей со знаменитой историей, рассказанной Геродотом (Книга первая. Клио. 30-32).

Царь Крез спросил однажды афинского мудреца Солона, кого он считает счастливейшим человеком в мире? Крез, самый богатый человек того времени, ожидал услышать своё имя, но Солон назвал имена двух аргосских юношей Клеобиса и Битона, о которых он рассказал историю, как однажды их матери-жрице нужно было отправиться на праздник в храм, а быки, которые должны были тянуть тележку, не вернулись с поля.

Впечатляют барельефы сцен гигантомахии в тимпане фронтона храма Аполлона и на фризе сокровищницы сифнийцев (место сокровищницы сифнийцев см. на плане объектов святилища — фото 4, п.32).

Вот, написал и задумался. Если начать рассказывать про гигантомахию — битву олимпийских богов с гигантами, или объяснять архитектурные и географические термины, в этот очерк влезет ещё такая куча текста и фотографий, что будет совсем скучно. Поэтому ограничусь ещё двумя фото из музея. Одно фото — обычное, автор настоящего текста на фоне фриза сокровищницы сифницев в музее:
Другое особенное, сделанное в том же музее в Дельфах, но с Древней Грецией и с Дельфами никак не связанное: запись в «Книге отзывов музея» гордого россиянина, который знает, что кругом враги, кругом фашисты, затаившиеся даже в таком, далеком от современной цивилизации месте, как оракул Аполлона, и нелишне им напомнить, что «Фашизм не пройдет!»Из сентиментального путешествия в прошлое, как по мановению волшебной палочки, эта запись вернула нас к нашим будням. Хотя… в наших буднях тоже есть свои прелести — вечером по рекомендации хозяина отеля мы пошли поужинать в таверну, лучше которой не было на всем протяжении нашего путешествия: TO PATRIKO MAS. Там было всё: потрясающий вид, отличное обслуживание и вкусная и разнообразная еда.

Источник: arktal.livejournal.com

Сегодня с утра пораньше покидаем Афины. Первая наша остановка – в славном когда-то городе Фивы (Thebes). В древние времена Фивы были главным городом Беотии и одним из важнейших городов Греции, наряду с Афинами и Спартой. Фивы были окружены стеной, их называли семивратным городом. С Фивами связано множество легенд и мифов: здесь жил и правил царь Эдип, тут же проживал и Геракл. А основал город еще один мифический персонаж – Кадм, брат Европы, той самой, которую похитил Зевс. Найти сестру он не смог, но, следуя совету дельфийского оракула, пришел в эти места, назвал эту область Беотией и основал город Фивы. По ходу дела он убил священного змея, посвященного богу войны Аресу. Кадм стал одним из самых могущественных царей Греции. Он женился на прекрасной Гармонии, а на его свадьбе присутствовали боги. Тем не менее, он пережил много горя, ему пришлось хоронить и детей, и внуков. На старости лет Кадм вместе с верной Гармонией покинул Фивы. Скитаясь, он понял, что все его беды были вызваны убийством священного змея. Тогда он обратился к богам, чтобы они прекратили его страдания и обратили в змея его самого. Гармония, увидев это, решила разделить судьбу мужа и тоже попросила богов превратить ее в змею. Так и окончили они свои жизни в виде парочки змей. В какой-то степени эту жутковатую историю можно назвать гимном любви и преданности. Сегодня же от былой славы Фив практически ничего не осталось… Современный город живет своей жизнью на том же месте. Именно поэтому раскопки здесь вести весьма затруднительно: невозможно копать на месте жилых домов. Все, что тут откапали – это небольшой дворцовый комплекс микенского периода Кадмеон.
Сокровищница афинян в дельфах

Вроде как именно на этом месте построил свой дворец легендарный Кадм, основатель и первый царь Фив
Сокровищница афинян в дельфах

Больше в Фивах в общем-то смотреть нечего, и мы едем дальше. По дороге делаем небольшую остановку на чай-кофе-туалет. Перед нами гора Парнас
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Вокруг цветут цветочки
Сокровищница афинян в дельфах

А если пнуть вот это прикольное растение, то оно взрывается
Сокровищница афинян в дельфах

Ну а главная достопримечательность, посещаемая нами сегодня – Дельфы.
Перед тем, как попасть в святилище Апполона, поломники посещали Мармарию – храм Афины Пронойи. Вот и мы первую нашу остановку в Дельфах сделали здесь. Вышли из автобуса, полюбовались окрестностями
Сокровищница афинян в дельфах

Увидели внизу развалины храма
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

А это уже внизу: развалины храма Афины Пронойи (предусмотрительной) (6-ой век до н.э.) и ротонда – Толос (4-ый век до н.э.)
Сокровищница афинян в дельфах

Назначение Толоса неизвестно, но он является своеобразной визитной карточкой Дельф
Сокровищница афинян в дельфах

Внешеняя колоннада состояла из 20 колон, три из которых были восстановлены в 1930 году
Сокровищница афинян в дельфах

Здесь же расположена парочка сокровищниц, одна из которых сокровищница Массалии (ныне Марсель)
Сокровищница афинян в дельфах

Если подняться чуть повыше, комплекс смотрится просто потрясающе
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Далее мы остановились у знаменитого Кастальского источника
Сокровищница афинян в дельфах

Само выражение “Кастальский ключ” означает “источник вдохновения”. Многие поэты воспевали его. Баратынский в стихотворении “Последний поэт” писал:
Цветет Парнас: пред ним, как в оны годы,
Кастальский ключ живой струею бьет…
Сокровищница афинян в дельфах

А ведь мы стоим на этом самом месте! А вот еще Пушкин, “Три ключа”
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.

Еще в архаический период здесь был сделан бассеин, куда текла вода из этого источника
Сокровищница афинян в дельфах

Сегодня бассеин сух, а вода стекает по желобу
Сокровищница афинян в дельфах

Существует несколько версий о названии этого источника. По одной из них, он назван в честь местного героя Касталиоса. Более же распространена версия о названии ключа в честь нимфы Касталии: она отвергла любовь бога Аполлона и, спасаясь от его домогательств, бросилась в ручей, где и исчезла. В память о Касталии Аполлон наделил источник волшебным свойством: каждый, кто пил из него становился поэтом. Говорят, что и пифии, прежде чем вещать свои предсказания, пили из Кастальского ключа и жевали лавровый листок. Я тоже испила этой водички (кстати, она здесь чистая и вкусная), но поэтом не стала: похоже, Аполлон здесь больше не живет. И лавровым листочком закусила, но предсказания ко мне не пришли. Правда, пифии еще дымом перед этим дышали. (наверное, именно он вызывал у них глюки).
Еще в Дельфах есть очень интересный музей, где выставлены обнаруженные тут находки.
Статуэтки, связанные с началом культа (8-ой век до н.э.)
Сокровищница афинян в дельфах

Симпатичненький гриффончик
Сокровищница афинян в дельфах

Еще несколько миленьких головок
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Дельфийский оракул почитался всем древним миром, отовсюду тянулся сюда народ за пророчествами. Естественно, разные города приносили в Дельфы свои дары Аполлону, а чтобы хранить их строили сокровищницы. Элементы сокровищницы сифнианцев (жителей острова Сифнос)
Сокровищница афинян в дельфах

Сфинкс, венчавший колонну в 6-ом веке до н.э.
Сокровищница афинян в дельфах

Фриз сокровищницы: слева сидят боги, защищаявшие Трою: Арес (со щитом), Афродита, Артемида, Аполлон и Зевс (на троне)
Сокровищница афинян в дельфах

Справа – богини-защитницы ахейцев: Афина, Гера и Деметра
Сокровищница афинян в дельфах

Ниже – сцены Троянской войны
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Какой хорошенький
Сокровищница афинян в дельфах

Еще один фриз с излюбленной темой античного искусства – битвой богов и титанов, где победа богов олицетворяет победу порядка и цивилизации над дикостью и анархией.
Сокровищница афинян в дельфах

Парочка одинаковых Куросов из Агроса 6-го века до н.э. – самые старые монументальные скульптуры Дельф
Сокровищница афинян в дельфах

Фрагменты глинянной облицовки крыши здания архаического периода (6-ой век до н.э.)
Сокровищница афинян в дельфах

Чуть ли не единственные дошедшие на нас скульптуры из слоновой кости и золота, столь популярные в 5-ом веке до н.э.
Сокровищница афинян в дельфах

Украшения и волосы были золотыми, а головы – из слоновой кости. Туловища же, селанные из дерева, сгорели
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Статуя быка из серебрянных пластин, собранная из оставшихся фрагментов – работа скульптора из Ионии, 6-ой век до н.э.
Сокровищница афинян в дельфах

Тарелочка с изображением пифии на треножнике
Сокровищница афинян в дельфах

Совершенно изумительная тарелочка с изображением Аполлона (единственная такого рода, найденная здесь), раскопанная в могиле в Дельфах
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

А это уже фрагменты из афинской сокровищницы: битва Геракла и Кикноса
Сокровищница афинян в дельфах

Тесей и марафонский бык
Сокровищница афинян в дельфах

Тесей и Минотавр
Сокровищница афинян в дельфах

Первый подвиг Геракла: Геракл и Немейский лев (как-то он совсем плохо сохранился)
Сокровищница афинян в дельфах

Четвертый подвиг: Геракл и Керинейская лань
Сокровищница афинян в дельфах

Геракл здесь выглядит очень даже дружелюбным
Сокровищница афинян в дельфах

А это фрагменты украшения Толоса, того самого, что мы уже видели на месте, в святилище Афины-Пронойи
Сокровищница афинян в дельфах

Замечательная колонна “Танцовщицы”
Сокровищница афинян в дельфах

Омфал – пуп земли (вроде как римского периода)
Сокровищница афинян в дельфах

Он находился на том месте, над которым встретились в небе два орла, выпущенные Зевсом с разных концов света – определенно, это центр мира. Есть теория, что омфал стоял на колонне “Танцовщицы”.
Статуя Антиноя, предположительно любовника императора Адриана (2-ой век н.э.)
Сокровищница афинян в дельфах

Антиной погиб молодым, возможно, он покончил жизнь самоубийством. После его смерти Адриан обожествил его.
Пожалуй, самый известный экспонат музея – статуя “Возничий” (5-ый век до н.э.)
Сокровищница афинян в дельфах

Статуя сохранилась в прекрасном сосотоянии благодаря тому, что была “похоронена” землепрясением 373 года до н.э. Никаких других бронзовых скульптур в Дельфах не сохранилось. “Возничий” был частью большой бронзовой композиции, кототрая выглядела примерно так:
Сокровищница афинян в дельфах

Вот уж действительно, великолепная работа
Сокровищница афинян в дельфах

А так как он мне очень понравился, то и фотографий много
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

На выходе из музея стоит макет Дельфийского святилища, сделанный в 2004 году.
Сокровищница афинян в дельфах

Рассмотрев макет, двинулись в само святилище Аполлона.
Проходим через Римскую Агору (4-ый век н.э.)
Сокровищница афинян в дельфах

В очередной раз любуемся окрестностями
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница сиконийцев
Сокровищница афинян в дельфах

Копия пупа земли (омфала) – вот он, центр мира согласно древним грекам (В центре мира – Греция, центр Греции – Дельфы, а это уже самый центр центра)
Сокровищница афинян в дельфах

Восстановленное здание Афинской сокровищницы
Сокровищница афинян в дельфах

Оно же, вид сверху
Сокровищница афинян в дельфах

Скала, на которой сидела пифия в архаичеслкий период
Сокровищница афинян в дельфах

Поднимаемся дальше
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Алтарь Аполлона
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Храм Аполлона
Сокровищница афинян в дельфах

Естественно, что этот храм занимал главное место в Дельфах. Восстановленная колоннада относится, скорее всего к 4-му веку до н.э.
Сокровищница афинян в дельфах

Первый храм Аполлона здесь был построен в 7-ом веке до н.э. Согласно мифам, его основание заложил сам Аполлон
Сокровищница афинян в дельфах

Второй храм построили в 6-ом веке до н.э., а третий (остатки которого мы и видим) относится к 4-му веку до н.э.
Сокровищница афинян в дельфах

Где-то под этими камнями находилась пещера, из которой шел дым
Сокровищница афинян в дельфах

По легенде, это были ядовитые испарения от разлагающегося тела убитого Аполлоном на этом месте Пифона. Надышавшись этим дымом, пифия начинала вещать. Кстати, чтобы стать пифией, не требовалось специальной подготовкой, ведь она сама по себе ничего не делала, была лишь проводником, каналом, через который Аполлон передавал свои слова. Видать, дым хорошо делал свое дело. Предсказания часто были запутанными и совсем неоднозначными. Так, например, лидийскому царю Крезу на вопрос, стоит ли начинать войну с Персией, был дан ответ: если Крез пойдет на Персию, то он сокрушит великое царство. Крез потерпел сокрушительное поражение, а сокрушенное великое царство оказалось царством Креза.
Камень со следами треножника, на котором восседала пифия
Сокровищница афинян в дельфах

Лучше всего сохранившимся объектом Дельфийского святилища является театр
Сокровищница афинян в дельфах

Первый каменный театр тут был посторен в 4-ом веке до н.э., а то, что мы видим сегодня относится к ранне-римскому периоду – 1-ый век до н.э. Когда-то здесь регулярно проходили вторые по важности состязания Греции – Пифийские игры. Как и Олимпийские игры, они проходили раз в четыре года. Это были музыкально-театральные конкурсы, в которых участвовали музыканты и поэты со всей Греции. Правда, в них не принимали участия ни Орфей, ни Гомер. Первые игры прошли в Дельфах в 6-ом веке до н.э. Место – просто идеальное: певцы и музыканты выступают на сцене, а сверху, с Парнаса на них смотрит Аполлон со своими музами
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Внизу, под театром виден храм Аполлона и афинская сокровищница
Сокровищница афинян в дельфах

В 1927 году, во время дельфийского фестиваля в театре прошло представление древней греческой трагедии. Так впервые в истории Современной Греции древний театр вновь был использован, а древне-греческая драма ожила благодаря поэту Ангелосу Сикелианосу и его американской жене Еве Палмер.
Чуть позже к музыкально поэтическим состязаниям добавили и атлетические, которые проходили на построенном еще выше стадионе
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Победители Дельфийских Игр венчались лавровым венком. Пифийские игры были запрещены с утверждением христианства в 4-ом веке н.э., как совершенно языческое мероприятие.
Цветочки в Дельфах тоже растут
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Из древних Дельф мы проехали в расположенные рядышком современные Дельфы – совсем небольшой городок или, скорее, деревушка. Отсюда открываются обалденные виды на Коринфский залив
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Тут Рафи дал нам немного свободного времени, кототрое мы использовали с максимальной пользой – поели.
Далее мы довольно долго ехали по очень красивой дороге вдоль Коринфского залива и приехали к мосту Рио-Анти́рио
Сокровищница афинян в дельфах

Официально мост носит имя Харилаоса Трикуписа, который был премьер-министром Греции в конце 19-го века. Именно он первым выдвинул идею о строительстве моста. Но денег тогда у Греции катастрофически не было. Строить мост начали в 1990-ых годах, а завершили строительство в августе 2004 года, за неделю до открытия Олимпийских Игр в Афинах (успели)
Сокровищница афинян в дельфах

Не знаю, как днем, а вечером мост смотрится просто замечательно
Сокровищница афинян в дельфах

Переехав через мост мы попали в Патру и сразу направились в главную достопримечательность города – собор Андрея Первозванного.
Сокровищница афинян в дельфах

Этот собор является крупнейшим православным собором Греции и вторым на Балканах после Белградского. Он построен на том месте, где, предположительно, был распят апостол Андрей
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Сторительство собора было завершено в 1974 году. Здесь хранятся мощи св.Андрея, которые Ватикан вернул грекам в 1960-е годы.
Сокровищница афинян в дельфах

и частицы креста, на котором он был распят
Сокровищница афинян в дельфах

Распяли св.Андрея на косом кресте
Сокровищница афинян в дельфах

Именно этот крест изображен на Андреевском флаге.
Изображение распятия апостола Андрея
Сокровищница афинян в дельфах

Убранство собора
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

А это, надо пологать, изображение Патры
Сокровищница афинян в дельфах

Двуглавые орлы на люстре – символ Византии
Сокровищница афинян в дельфах

Поужинав в гостинице, пошли немного пошляться по городу.
Немного странная скульптура
Сокровищница афинян в дельфах

Надпись там только на греческом, так что я так и не поняла, что означает сия аллегория
Сокровищница афинян в дельфах

Зато это, точно, часы
Сокровищница афинян в дельфах

Порт
Сокровищница афинян в дельфах

Еще немного Патры
Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Сокровищница афинян в дельфах

Не то чтобы в Патре было много чего смотреть, но пройтись было приятно. Патра – это студенческий город. На 200 тыс. жителей здесь есть два университета и один технический институт. Вечером на улицах города очень много молодежи и атмосфера большой гулянки. В общем, очень “атмосферно”.

Источник: gala67.livejournal.com

105

Сокровищница афинян

Недалеко от крутого поворота дельфийской священной дороги, чуть ниже того уровня, где стояли сфинкс и портик афинян, была воздвигнута в начале V века до н. э. после марафонского боя, как указывает Павсаний, сокровищница афинян. Специально для нее сложили из плит парнасского известняка подобие постамента — террасу треугольного в плане очертания. После ионических форм ряда сокровищниц следовали дорические формы постройки афинян, как бы подготавливая паломников к восприятию величавого храма Аполлона.

Облик сокровищницы сдержан и строг. Две колонны дорического ордера, располагаясь между торцами боковых стен, отмечают вход. Сокровищница афинян восходит своими формами к древнейшему образцу греческой архитектуры — мегарону, возникшему еще в микенскую эпоху.

Длина сокровищницы афинян 10,04 м, ширина 6,87 м. Вход — с восточной стороны. Стены из паросского мрамора были покрыты многочисленными надписями. В них сообщались имена победителей на состязаниях, упоминались значительные события в жизни афинян, порой приводились тексты гимнов. На стене этого интересного дельфийского сооружения были найдены редчайшие нотные знаки мелодий, звучавших на торжественных эллинских праздниках.

К моменту раскопок в Дельфах сокровищница афинян была разрушена. Мраморные блоки, составлявшие ее стены, барабаны колонн, метопы с рельефными изображениями были покрыты вековыми наслоениями земли. Некоторые метопы использовались для христианских гробниц VI века н. э. Теперь, извлеченные оттуда, они находятся в музее Дельф, а на их месте в реконструированной сокровищнице — хорошие слепки. Лишь в 1893— 1894 годах французский архитектор Репля восстановил ее. Каждый камень, принадлежавший сокровищнице, нашел свое место.

106

Сокровищница афинян. Мрамор, известняк. 490—489 гг. до н. э.

Сокровищница афинян. Мрамор, известняк. 490—489 гг. до н. э.

107

Надписи, которые покрывали стены, помогли правильно разместить квадры, так как переходили с одного камня на другой. Сейчас сокровищница афинян в первоначальном облике стоит на своем месте, у поворота священной дороги.

Скульптурные украшения сокровищницы афинян, повторявшей в своем облике небольшой дорический храм в антах, состояли из фронтонных композиций и рельефных метоп фриза. От фронтонных скульптурных групп сокровищницы афинян не сохранилось ничего. До нашего времени дошли поврежденные метопы и акротерии, украшавшие углы фронтона. Акротерии изображали скачущих на конях амазонок. Обращение к амазонкам в афинской сокровищнице не должно казаться странным, так как именно с ними сражался особенно почитаемый любимый афинянами герой Тезей. На метопах сокровищницы среди подвигов Тезея также показаны сцены боя греков с представительницами воинственного женского племени.

Тридцать небольших по размерам метоп (шириной 63 см) украшали сокровищницу афинян. По шесть располагалось на узких сторонах и по девять на длинных боковых. Рельефные изображения, исполненные из мелкозернистого, паросского мрамора и покрытые краской, были посвящены подвигам не только Тезея, но и Геракла.

Метопы, прославлявшие общегреческого героя Геракла, располагались на северной стороне. На западной и восточной — была изображена битва греков и амазонок. На южной, лучше всего видной со священной дороги, помещались плиты с изображением подвига Тезея.

Метопы сокровищницы афинян, как и многих эллинских храмов, являются образцами греческой декоративной скульптуры.

108

И все же в эллинском искусстве введение их в архитектурный памятник было вызвано не только стремлением украсить постройку. Значение и сущность образов пластических композиций фронтонов, фризов, метоп состояли в ином. Скульптура раскрывала смысл архитектурного сооружения, порой дополняла художественную выразительность памятника или освещала его смысл с какой-либо другой стороны. Суровости дорических форм архаических храмов соответствовала могучая пластика фронтонных скульптур. Ионическая изящность архитектурного облика дополнялась изображением жестокого боя или напряженности драматического конфликта. Основной смысл скульптурных образов фронтонов, метоп, фризов заключался в пластическом раскрытии идей, которые звучали в архитектурном облике здания. Теснейшая связь с архитектурой, воплощавшей идею в предельно обобщенном виде, нередко придавала скульптурным композициям большую монументальность. В свою очередь пластические образы конкретностью сюжета смягчали возвышенную отвлеченность архитектуры.

Единство скульптурного декора греческих храмов с архитектурой выступало не только в общности идей. Композиции в рельефах метоп, фризов, характер акротериев и антефиксов в каждом отдельном случае имели более тесные связи с архитектурным образом. Метопы на торцовых сторонах храмов и сокровищниц располагались нередко так, что движение на каждой метопе изображалось направленным либо к центру этой стороны, либо от центра. На метопах продольных стен храмов действие было обычно направлено в одну сторону. Таким образом композицию каждой отдельной метопы, хотя они и были разделены триглифами, пронизывало общее движение.

Метопы сокровищницы афинян, как и других построек этого времени, были плитами, по форме близкими квадрату. В нижней

109

Надпись, высеченная на южном анте сокровищницы афинян

Надпись, высеченная на южном анте сокровищницы афинян

их части находилась полочка, на которой размещались основные персонажи действия. Подобная же полочка ограничивала композицию сверху. В одной из метоп дельфийской сокровищницы показаны Афина и Тезей, стоящие друг против друга. Герой приветствует богиню. Изображение человеческой фигуры в раннеклассических метопах сокровищницы афинян гармоничнее, нежели в рельефах VI века до н. э. Движения более естественные. Позы и жесты ярче раскрывают чувства и точнее соответствуют настроению, которое испытывают персонажи. Поэтому так отчетливо воспринимаются и выступают, несмотря на сильное повреждение дельфийской метопы с изображением Афины и Тезея, величавая сдержанность богини и человеческий, выразительный жест поднятой руки приветствующего ее героя. Эта метопа

110

Южная метопа сокровищницы афинян. Афина и Тезей

Южная метопа сокровищницы афинян. Афина и Тезей

111

с прямо стоящей Афиной должна была, по-видимому, располагаться на углу постройки. Вертикаль фигуры богини отмечала бы собой угол здания. Плита помещена теперь на краю восточной стороны. Афина показана более высокой, нежели Тезей. Голова богини, выступая за верхнюю полочку метопы, накладывается таким образом на обрамление. Подобное нарушение границ изображения — явление нередкое в греческом искусстве. Общая гармония композиции не воспринимается в таких случаях нарушенной, но, напротив, кажется более подчеркнутой и яркой. Этот принцип будет особенно часто использоваться в памятниках классического искусства Греции. Он появляется уже здесь в ранних классических метопах сокровищницы афинян.

Метопы сокровищницы афинян — рельефы рубежа архаики и классики, памятники той эпохи, когда поэтическую условность архаического искусства сменяет зрелая и ясная логичность классического восприятия мира. Чувственность архаики уступает логичности классики. В это напряженное время греко-персидских войн великие битвы гремели над Элладой. В прошлое ушла условность мышления архаических греков. Мир предстал перед людьми в своей суровой конкретности. Постепенно исчезла та поэтическая дымка, сквозь которую видели мир эллины VI века до н. э., создавшие много очаровательных и неповторимых в своей искренней непосредственности памятников искусства.

Произведения мастеров раннеклассической Греции поэтому принципиально отличны от архаических. В основе памятников VII—VI веков до н. э. лежал либо узор, орнамент, которому подчинялось изображение человеческой фигуры в вазописи, либо предельно обобщенная пластичность образа, сама по себе прекрасная и цельная, в монументальной скульптуре. Раннеклассический образ строится иначе. Мастеру недостаточно красиво положить орнаментально-декоративный узор на массу пластической

Сокровищница афинян.

Сокровищница афинян.

112

формы, как это делал создатель кариатид или фигур борющихся богов и гигантов архаики. Ему нужно теперь показать прежде всего то движение, которое ясно и четко выразило бы настроение образа, его состояние в данный момент. Классический образ в этом отношении конкретнее архаического. Персонаж не только бывает представлен в минуту совершения им действия, но изображение частностей и деталей теперь ярче, характер действия определеннее. Сущность раннеклассического образа — это красота соответствия движения фигуры, ее позы, жестикуляции, всего внешне видимого облика внутреннему настроению, вызвавшему именно это, а не какое-либо другое движение.

Мастера ранней классики, исполнявшие метопы сокровищницы афинян, заставляют своих гибнущих в неравной борьбе или побеждающих персонажей и героев страдать и радоваться. Строй человеческих чувств сильнее звучит в этих пластических образах. Внутренний мир человека здесь более дифференцирован, чем в рельефах архаического фриза сокровищницы сифносцев.

На одной из метоп сокровищницы афинян изображен Тезей около раненой амазонки Антиопы. Этот сюжет был очень распространен в греческом искусстве. Тезея и Антиопу часто можно видеть в рисунках на вазах, в рельефах, в круглой скульптуре. Плутарх рассказывает легенду о Тезее и Антиопе в своих «Сравнительных жизнеописаниях»: «. . . Тезей плавал к берегам Понта Эвксинского вместе с Гераклом, помогая ему в войне против амазонок, и в награду за храбрость получил Антиопу» 47. Павсаний также сообщает, что «при входе в Афины встречается надгробный памятник амазонки Антиопы» 48. Тезей увез предводительницу амазонок в Афины, как рассказывает миф, и подруги Антиопы, решившие вернуть ее, подступили к стенам афинского Акрополя. В ожесточенном бою, который разгорелся между похитителями и амазонками, Антиопа, успевшая полюбить Тезея,

113

Южная метопа сокровищницы афинян. Тезей и Антиопа

Южная метопа сокровищницы афинян. Тезей и Антиопа Деталь метопы. Тезей и Антиопа

114

приняла сторону греков. Лишь смертельная рана, полученная ею во время сражения, примирила противников.

На метопе сокровищницы афинян изображен Тезей, склоняющийся к раненой Антиопе. Даже в незначительном фрагменте мраморного изваяния, сохранившегося до нашего времени, можно почувствовать переживания героев. Мастеру удалось передать предсмертные муки девушки, изображенной с тяжело упавшей на грудь головой, и скорбь Тезея, склоняющегося к возлюбленной. Переживания, которые показывает скульптор, конечно, не так ярко переданы в этой метопе, как это будет впоследствии в образах скульпторов IV века до н. э., в частности на лицах и в

Деталь метопы. Тезей и Антиопа

движениях статуй Скопаса. Для этого необходимо будет целое столетие. Но уже здесь, в раннеклассической дельфийской метопе можно почувствовать пробуждение интереса к миру человеческих чувств в работе эллинского скульптора.

Из рельефов сокровищницы афинян, посвященных подвигам Геракла, особенный интерес представляет метопа с изображением героя, поймавшего керинейскую лань. Геракл показан склонившимся в резком движении над небольшой, но сильной фигуркой лани. За его спиной виден колчан, на груди узлом завязаны лапы шкуры хищника, на голове в виде шлема морда льва. Геракл весь в напряжении борьбы, изогнуто его мускулистое тело,

115

Деталь метопы. Геракл

Деталь метопы. Геракл

Северная метопа сокровищницы афинян. Геракл и керинейская лань

Северная метопа сокровищницы афинян. Геракл и керинейская лань

116

Реконструкция стои афинян, храма Аполлона и колонны со сфинксом

Реконструкция стои афинян, храма Аполлона и колонны со сфинксом

мышцы живота и груди очерчены скульптором с такой отчетливостью, что кажется, именно резкостью линий, врезанных в мрамор, мастер хотел выразить энергию, которую проявил в этом подвиге могучий эллинский герой. В раннеклассической метопе сокровищницы афинян счастливо сочетаются элементы архаики и классики. Еще в полный голос звучит унаследованная скульптором от прошлого экспрессивность движений и чувств. Здесь только начинает выступать раннеклассическое гармоническое соответствие движений героя с его настроением, вызванным характером схватки.

В более поздних изображениях Геракла, борющегося с противником (в метопе «Геракл и бык» храма Зевса в Олимпии), мастер представит героя сильным, но не таким напряженным, как здесь. Он будет одерживать победу над своим противником естественно, в гармоничном усилии. В еще более поздних памятниках, в частности в скульптурной группе IV века до н. э. (относимой к

117

Блок полигональной стены. Известняк. 540—510 гг. до н. э.

Блок полигональной стены. Известняк. 540—510 гг. до н. э.

118

Портик афинян. Мрамор, известняк. 1-я половина V в. до н. э.

Портик афинян. Мрамор, известняк. 1-я половина V в. до н. э.

119

мастеру круга Лисиппа), в изображении Геракла, поймавшего лань, выступят черты красивости в движениях героя, некоторая театрализованная эффектность подвига.

Сокровищница афинян всем строем архитектурных и скульптурных элементов вызывала в душе паломника, поднимавшегося по священной дороге к храму Аполлона, строгое и возвышенное настроение. Оно сменяло лирические чувства, которые возникали от созерцания построек изящного ионического ордера, приветливо раскрывавших дорогу к всеведущему оракулу Аполлона. В последовательности, чередовании и смене чувств при движении по священной дороге, в формировании настроений, необходимых для восприятия величия оракула, заключался глубокий смысл расположения архитектурных памятников Дельф. Как в каждом отдельном произведении, так и в общем характере ансамбля святилища, были заложены принципы гармонии, постепенно настраивающей сознание эллина, пришедшего за советом к божеству.

При подъеме по священной дороге от сокровищницы афинян к храму Аполлона взору паломников открывалась сохранившаяся до сих пор, открытая археологами большая полигональная стена, служившая подпорой для террасы, на которой стоял храм Аполлона. Возле нее находился портик афинян, высилось много мраморных и бронзовых статуй (среди них бронзовый возничий), располагалось немало других посвященных богу даров. Святилище Аполлона в Дельфах было настолько прославлено, что там выставлялись даже повторения особенно знаменитых произведений греческого искусства. Так, неподалеку стояла копия статуи Ники Пеония, оригинал которой украшал святилище Зевса в Олимпии. Воздвигались в святилище Дельф иногда и постройки,

120

Колонна портика афинян

Колонна портика афинян

121

Портик афинян

Портик афинян

Ионическая капитель на священной дороге Поворот священной дороги к храму Аполлона

Ионическая капитель на священной дороге

воспроизводившие особенно красивые эллинские здания. Один из греческих поэтов сообщает в стихах о таком даре жителей Кизикии.

«В храме этом Харит посмотри на колонну триэры:

Ранних искусства шагов служит примером она.

Некогда первой ее создала Афина-Паллада,

Граду в ответ за почет дар свой прекрасный воздав.

Храм воздвигли Тритониде высшей они, кизикийцы,

Это ей первый был храм в Азии землях святых.

Копию храма и золота слитки в Дельфийскую землю
Фебу они принесли, тем воздавая почет» 49.

122

Поворот священной дороги к храму Аполлона

Поворот священной дороги к храму Аполлона

В первой половине V века до н. э. у полигональной стены вырос портик афинян (стоя), от которого сохранились фундаменты и несколько ионических колонн. Под навесом его крыши находились трофеи, захваченные афинянами у врагов, в том числе у спартанцев. Здесь были выставлены для всеобщего обозрения носы вражеских кораблей и щиты. В тени портика паломники могли найти прохладу в знойные летние дни. Длина портика 26,77 м, глубина 3,7 м. Восемь монолитных колонн высотой 2,85 м образовывали постройку. Три из них, очевидно, были реставрированы в древности, так как их стволы выполнены из пентелийского мрамора, в то время как базы — из паросского. Портик в Дельфах представляет собой прекрасный образец древнейшего памятника афинян в ионическом ордере. Стройные ионические колонны стоят на высоких базах, профилированных с умеренностью, не слишком сильно, как это будет позднее в колоннах акропольского Эрехтейона, но и не очень простых. Высота колонн портика была небольшой. Крыша его не выступала за верхнюю границу полигональной стены, близ которой он стоял, в отличие от ионической колонны с наксосским сфинксом.

Павсаний 50 пишет, что портик, или стоя, афинян был сооружен в честь морских побед во время Пелопоннесской войны. Но теперь это сообщение оспаривается; считается, что стоя более древняя и создана в период греко-персидских войн. Новое предположение основывается на том, что шрифт надписи, которую нашли на плите французские археологи в 1880 году («Афиняне воздвигли стою, и оружие, и морские трофеи, захваченные у врагов»), более древний, нежели время Пелопоннесской войны, и соответствуют шрифтам времени борьбы эллинских полисов с персами.

Священная дорога у стои афинян делает поворот и поднимается вверх на террасу, где стоит храм Аполлона.

123

Неподалеку от стой афинян находился булевтерий Дельф — здание, в котором заседал совет старейшин, как и в каждом древнегреческом городе-полисе. Расположение булевтерия в ограде теменоса было не совсем обычным. Существует мнение, что для работы совета служило позднее другое здание, выстроенное в римское время и называемое Синедрион. Оно находилось юго-восточнее святилища Аполлона около горы Ильи возле некрополя с шахтовыми и толосовыми гробницами микенской эпохи и поздними, вплоть до византийского времени, погребениями.

Источник: www.sno.pro1.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.