Скрипка амати


Скрипичные мастера Италии создавали настолько прекрасные музыкальные инструменты, что они по сей день считаются самыми лучшими, несмотря на то, что в наш век появилось много новых технологий их изготовления. Многие из них сохранились до сих пор в отличном состоянии, и сегодня на них играют самые знаменитые и лучшие в мире исполнители.

А. Страдивари

Самый знаменитый и великий скрипичных дел мастер – это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати


Семья Амати – это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати – Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Николо Амати был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители струнных инструментов были его учениками.

Семья Гварнери

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне.


мым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей – дочь и трое сыновей – Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения – что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) – главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини – ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери – ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер


Выдающийся скрипичных дел мастер Германии – Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками – латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.


Источник: FB.ru

Цитата сообщения Aldr-Timoff Амати, Гварнери, Страдивари.

Имена для вечности

В 16-17 веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. Представителями итальянской скрипичной школы были знаменитые семейства Амати, Гварнери и Страдивари из Кремоны.

Кремона

Город Кремона находится в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Этот город с X века известен центр по производству фортепиано и смычковых. Кремона официально носит звание мировой столицы производства струнных музыкальных инструментов. В наше время в Кремоне работают более ста скрипичных мастеров, и их продукция высоко ценится у профессионалов. В 1937 г., в год двухсотлетия со дня смерти Страдивари, в городе была основана школа изготовления скрипок, ныне широко известная. В ней обучаются 500 учеников со всего мира.

Скрипка амати
Панорама Кремоны 1782 года

В Кремоне много исторических зданий и памятников зодчества, но Музей Страдивари, пожалуй, самая интересная достопримечательность Кремоны.


Музее три отдела, посвящёные истории развития скрипичного дела. Первый – посвящен самому Страдивари: здесь хранятся некоторые из его скрипок, выставлены образцы бумаги, дерева, с которыми работал мастер. Второй отдел содержит работы других скрипичных мастеров: скрипки, виолончели, контрабасы, изготовленные в XX веке. Третий отдел рассказывает о процессе изготовления струнных инструментов.

В Кремоне родились выдающийся итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567-1643) и знаменитый итальянский резчик по камню Джованни Бельтрами (1779-1854). Но больше всего Кремону прославили скрипичные мастера Амати, Гварнери и Страдивари.
К сожалению, трудясь во благо человечества, великие скрипичные мастера не оставили после себя собственных изображений, и мы, их потомки, не имеем возможности увидеть их внешность.

Амати
Скрипка амати

Ама́ти (итал. Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов из древнего кремонского рода Амати. Упоминание имени Амати встречается в летописях Кремоны уже в 1097 году. Основатель династии Амати – Андреа – родился приблизительно в 1520 году, жил и трудился в Кремоне и там же скончался приблизительно в 1580.
Скрипичным делом занимались также два знаменитых современника Андреа – мастера из города Брешии – Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Брешанская школа оказалась единственной, которая смогла конкурировать со знаменитой кремонской школой.


С 1530 года Андреа вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом. Он сохраняет еще некоторые черты брешанской школы. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа.

Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) – 35,5 см в длину и меньший – 35,2 см.
Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана.

Добившись ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания, Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука.

В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже “сделал” себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам. Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля “24 скрипки короля”. Андреа изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились.


У Андреа Амати было два сына – Андреа-Антонио и Джироламо. Оба выросли в отцовской мастерской, всю жизнь были партнёрами отца и, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени.
Инструменты, сделанные сыновьями Андреа Амати были еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Братья немного увеличили своды, стали делать углубление вдоль краев дек, удлинили углы и немного, совсем чуть-чуть, изогнули эфы.

Скрипка амати
Николо Амати

Особых успехов в изготовлении скрипок достиг сын Джироламо – Николо (1596-1684), внук Андреа. Николо Амати создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Он довёл до наивысшего совершенства форму и звук скрипки своего деда и приспособил её к требованиям времени.

Для этого он немного увеличил размер корпуса (“большая модель”), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он улучшил систему настройки дек, особое внимание уделил пропитке дек. Подбирал к скрипке дерево, ориентируясь на его акустические свойства. Кроме того, он добился, чтобы лак, покрывающий инструмент, был эластичным и прозрачным, а цвет – золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком.


Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты. Николо Амати был самым известным из семейства Амати – отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти благодаря своему прославленному имени.

Все инструменты Николо до сих пор ценятся скрипачами. Николо Амати создал школу скрипичных мастеров, среди учеников были его сын Джироламо II (1649 – 1740), Андреа Гварнери, Антонио Страдивари, создавшие позже собственные династии и школы, и другие ученики. Сын Джироламо II не смог продолжить дело отца, и оно угасло.

Гварнери.
Скрипка амати

Гварнери (Guarneri) – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семейства, Андреа Гварнери, родился в 1622 (1626) в Кремоне, там же жил, работал и умер в 1698 году.
Он был учеником Николо Амати, и свои первые скрипки создавал в стиле Амати.
Позже Андреа разработал собственную модель скрипки, у которой эфы имели неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Были и другие особенности скрипок Гварнери, в частности, их звук.

Сыновья Андреа Гварнери – Пьетро и Джузеппе – также были крупными мастерами скрипичного дела. Старший Пьетро (1655 -1720) работал сначала в Кремоне, затем в Мантуе. Он изготовлял инструменты по собственной модели (широкая “грудь”, выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток), но его инструменты были близки по изготовлению и звуку к скрипкам отца.


Второй сын Андреа, Джузеппе Гварнери (1666- ок. 1739), продолжал работать в семейной мастерской и пробовал объединить модели Николо Амати и отца, но, поддавшись сильному влиянию работ своего сына (знаменитого Джузеппе (Иосифа) дель Джезу) стал подражать ему в выработке сильного и мужест­венного звучания.

Старший сын Джузеппе — Пьетро Гварнери 2-й (1695— 1762) работал в Венеции, младший сын – тоже Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу, стал крупнейшим итальянским скрипичным мастером.

Гварнери дель Джезу (1698-1744) создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются сильными голосами с густыми, наполненными тонами, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Гварнери дель Джезу, был Никколо Паганини.

Скрипка аматиСкрипка Гварнери дель Джезу, 1740 года, Кремона, инв. №31-a

Принадлежала Ксении Ильиничне Короваевой.
В Госколлекцию поступила в 1948 г.
Основные размеры:
длина корпуса – 355
ширина верхней части – 160
ширина нижней части – 203
наименьшая ширина – 108
мензура – 194
шейка – 131
головка – 107
завиток – 40.
Материалы:
нижняя дека – из одного куска клена-явора полурадиального распила,
обечайка из пяти частей клена-явора, верхняя дека — из двух частей ели.

Антонио Страдивари

Скрипка амати

Антонио Страдивари или Страдивариус – знаменитый мастер струнных и смычковых инструментов. Считается, что он жил и работал в Кремоне, потому что на одной из его скрипок стоит клеймо “1666, Кремона”. То же клеймо подтверждает, что Страдивари учился у Николо Амати. Считается также, что он родился в 1644 , хотя точная дата его рождения неизвестна. Известны имена его родителей –Александро Страдивари и Анна Морони.
В Кремоне, начиная с 1680 года, Страдивари жил на площади св. Доминика, там же он открыл мастерскую, в которой стал изготовлять струнные инструменты – гитары, альты, виолончели и, конечно, скрипки.

До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки в стиле Амати. Он старательно воспроизводил и улучшал скрипки учителя, стараясь найти собственный стиль. Постепенно Страдивари освободился от влияния Амати и создал новый тип скрипки, отличающейся от скрипок Амати тембровым богатством и мощным звучанием.

Начиная с 1690 года, Страдивари стал строить инструменты более крупных размеров в отличие от скрипок его предшественников. Типичная “удлиненная скрипка” Страдивари имеет в длину 363 мм, что на 9,5 мм крупнее скрипки Амати. Позже мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, – так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как “скрипка Страдивари”, а имя самого мастера покрыла неувядаемой славой.

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены Антонио Страдивари в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой и прекрасными характеристиками звучания – их голоса похожи на звонкий и нежный женский голос.
За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. До нашего времени дошло примерно 600, некоторые из его скрипок известны под собственными именами, например, скрипка “Максимилиан”, на которой играл наш современник, выдающийся немецкий скрипач Михель Швальбе – скрипка дана ему в пожизненное пользование.

Среди других прославленных скрипок Страдивари – “Беттс” (1704 г.), храняшаяся в Библиотеке Конгресса США), “Виотти” (1709), “Алард” (1715) и “Мессия” (1716).

Кроме скрипок, Страдивари создавал гитары, альты, виолончели, и создал, по крайней мере, одну арфу — по текущим подсчётам более 1100 единиц инструментов. Виолончели, вышедшие из рук Страдивари, имеют замечательный певучий тон и внешнюю красоту.

Инструменты Страдивари отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno [date] в переводе – Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то).
После 1730 года некоторые инструменты Страдивари были подписаны Sotto la Desciplina d’Antonio Stradivari F. in Cremona [date)(и, вероятнее всего, были изготовлены его сыновьями Франческо и Омобоно.

Антонио Страдивари умер в Кремоне 18 декабря 1737 года и похоронен в в кремонской Базилике Сан Доменико. Учениками Страдивари были его сыновья — Франческо и Омобоно. Считается однако, что свой богатый опыт мастер не передал никому, в том числе и своим сыновьям.

Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. (Antonius Stradivarius) в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента.

Скрипка амати
Памятник Страдивари в Кремоне

Источник: www.liveinternet.ru

Рассказывает Татьяна Маркина

До XX века скрипка считалась инструментом скучным и узкопрофессиональным, в отличие от дилетантски-аристократичного фортепиано. Ореол таинственности вокруг скрипки расцвел лет сто назад; а потом были мальчики из интеллигентных советских семей, пиликающие гаммы в коммунальной квартире, и “Визит к Минотавру” братьев Вайнеров. А потом и “Красная скрипка” (1998 год) с Сэмюэлом Джексоном и Гретой Скакки в главных ролях — в этом фильме некий итальянский мастер добавил в лак кровь своей умершей родами жены, в результате чего в скрипку вселилась ее душа, и еще четыре века она сеяла несчастья по всему свету, прежде чем упокоиться в руках невинного ребенка — дочери эксперта по антикварным музыкальным инструментам. Мало правдоподобная, но показательная история: скрипка — это романтический инструмент. А скрипка Страдивари — синоним чего-то загадочного, очень дорогого и при этом связанного с детективной историей. Пожалуй, по этим трем параметрам со скрипками Страдивари могут состязаться разве что огромные алмазы, вроде “Шаха”, “Кохинора” или “Ока света” из “Приключений принца Флоризеля”.
       Скрипки из знаменитых мастерских XVII–начала XVIII века итальянского города Кремоны — Амати, Страдивари и Гварнери — самые дорогие музыкальные инструменты на свете. Мировой рекорд держат два уникальных инструмента работы Антонио Страдивари — £902 тыс. (1700 года; Christie`s, Нью-Йорк, май 2000 года) и £795 тыс. (1712 года; Sotheby`s, Лондон, ноябрь 2001 года). Конечно, такие шедевры попадаются не на каждых тематических торгах.
       Самый дорогой лот на торгах Christie`s, которые пройдут в Нью-Йорке 29 апреля,— скрипка 1710 года, созданная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. Она оценена в $200-300 тыс. Инструмент прекрасен, даже если воспринимать его только глазами: у него чуть-чуть вычурные на современный взгляд линии корпуса, сквозь золотисто-коричневый лак просвечивают естественные слои дерева. Знатоки-коллекционеры готовы часами любоваться формами дек, изящными прорезями-эфами, завитком-“улиткой” на головке скрипок Гварнери. А ученые — годами изучать устройство подобных инструментов, в надежде выяснить, в чем секрет их необычайного звучания.
       Старинные скрипки интересуют не только коллекционеров или ученых. Большинство профессиональных музыкантов предпочитает играть именно на них. И хотя 90 процентов зрителей (крамольная мысль) вряд ли на слух отличат, играет ли солист на скрипке Страдивари, скрипке XVIII века или просто хорошей современной скрипке, для знаменитых исполнителей это вопрос престижа и имиджа; старинный инструмент всегда ассоциируется с романтическим образом музыканта-виртуоза (этакой трагической личностью с черными кудрями до плеч, гением, непонятым толпой).
       Самая дорогая и старая скрипка на аукционе Sotheby`s, который состоится в Лондоне 30 марта, создана Джованни Гваданини, кремонским мастером, работавшим по образцам Страдивари и Гварнери, в 1758 году. Скрипки этого мастера отличаются хорошим тоном и густым слоем довольно темного коричневого лака. Инструмент оценен в £180-250 тыс.
       Вдвое дешевле, за £70-90 тыс., на Sotheby`s можно будет купить скрипку Николо Амати — а ведь она сделана около 1630 года, и ее автор — учитель Страдивари и Гварнери. Правда, по мнению некоторых, инструментам Амати, которые имеют удивительный мягкий и нежный тон, недостает силы в звучании. Другие 300 лотов этих торгов — инструменты XIX и XX веков, которые оценены в суммы от £5 тыс. до £50 тыс., и за ними наверняка съедутся музыканты со всех концов света.
       На Sotheby`s и Christie`s выставлены только скрипки и несколько альтов. Более широкое представление о старинных инструментах могут дать торги Dorotheum, которые пройдут в Вене 2 апреля. Здесь можно будет найти кларнеты, тромбоны, фаготы, мандолины и джазовые гитары XVIII-XX веков. А также музыкальные курьезы, интересные коллекционерам. Например, скрипку танцмейстера — маленький инструмент, что-то вроде серединки от скрипки, с помощью которой учитель танцев в XVIII и XIX веках мог отсчитывать такты (эстимейт €9-10 тыс.).
       Sotheby`s, Лондон, 30 марта (10.30)
       Dorotheum, Вена, 2 апреля (16.30)
       Christie`s, Нью-Йорк, 29 апреля (14.00)
       

Источник: www.kommersant.ru

Весьма интересная экспозиция открылась вчера в Хабаровской краевой филармонии…

Амати

Скрипка Николо Амати, 1650 года, стоимость около 1 млн долларов. Обладает удивительно певучим голосом, и секрет этого поразительного звучания до сих пор не раскрыт. Подлинных скрипок Николо Амати в настоящее время крайне мало.

«Пять великих скрипок» привез в дальневосточную столицу известный музыкант, скрипач с мировым именем Дмитрий Коган. Его единственный концерт состоится в Хабаровске сегодня, а накануне все пять красавиц — скрипок легендарных мастеров Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильома — предстали во всем своем пока безмолвном обаянии перед глазами собравшейся на открытии публики.

Страдивари

Скрипка Антонио Страдивари, 1718 года, стоимость около 6,5 млн долларов. Созданная в так называемый «Золотой период» мастера, скрипка имеет потрясающую форму. В ней естественность инструмента достигла своего совершенства, а звук отличается поистине «золотым» тембром.

Казалось бы, 5 одинаковых, изящных и даже весьма скромных, инструментов, а столько ажиотажа… А ведь обладать (да что там, лишь раз прикоснуться хоть к одной из них) мечтает каждый скрипач на свете. У каждой из них своя история, голос, даже характер…

Гварнери

Скрипка Джузеппе Гварнери, 1728 года, стоимость около 10 млн долларов. Обладает поразительной мощью, теплотой и звучностью тона. Инструмент, созданный этим великим мастером, представляет исключительную художественную ценность.

Самой старшей из них (Амати)  уже 362 года, самой юной (Вильом) едва исполнилось 176 лет. Понятное дело, все они очень чувствительны к перепадам температур и влажности, но, если верить, маэстро, обладают чудесным звучанием.

Гваданини

Скрипка Джованни-Батиста Гваданини, 1764 года, стоимость около 1,5 млн долларов. Звук скрипки отличается благородством, полнотой и углубленностью. Современные музыканты высоко ценят инструменты мастера, многие из которых до сих пор остаются концертными.

Конечно, смотреть на молчаливо лежащие под толстым (наверняка бронированным) стеклом скрипки — занятие весьма странное, но, вы знаете, завораживает… Так и ждешь, что вот-вот одна из них запоет…

Вильом

Скрипка Жана Батиста Вильома, 1836 года, стоимость около 250 тыс. евро. Мастер утвердил во Франции новый национально-самобытный тип звучания смычковых инструментов – яркий, интенсивный, хоть и недостаточно гибкий. Всего им создано около 3000 инструментов.

В общем-то, так и произойдет. Сегодня, у всех поклонников классической музыки будет возможность услышать  эти уникальные инструменты в руках у Дмитрия Когана.

Источник: lisicastyle.livejournal.com

Чем так уникальны эти скрипки?

Так называемые барочные скрипки, которые создавались до середины XVII века, обладали достаточно скромным камерным звучанием. Они имели другую форму, а струны для них делали из воловьих жил.

Мастер Николо Амати из итальянской Кремоны изменил форму и усовершенствовал акустический механизм инструмента. А его ученики – Антонио Страдивари и Андреа Гварнери – довели конструкцию скрипки до совершенства.

Талант этих мастеров заключается прежде всего в технологии изготовления и в том, насколько тщательно был построен баланс инструмента. Именно благодаря этому считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.

Но если были и другие мастера, почему наиболее известны инструменты именно Страдивари?

Все дело в трудолюбии мастера. За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от тысячи до трех тысяч инструментов. Главной своей жизненной целью он считал изготовление скрипок.

На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари. Для сравнения, семейство Гварнери создало чуть больше сотни, Амати (от основателя династии Андреа до Николо) – несколько сотен.

К тому же Страдивари был первым, кто сделал скрипку той формы и размеров, которую мы знаем сейчас. Можно сказать, что это бренд, окруженный легендами и имеющий большое наследие. И это имеет значение для больших концертирующих музыкантов или коллекционеров, которые приобретают эти инструменты.

В чем же секрет кремонских мастеров?

Есть определенная система, которая сейчас изучена, за исключением одного – каким грунтом покрывали скрипки. Снаружи этот лак обеспечивает высокую степень сохранности, а внутри усиливает акустический эффект.

Благодаря этому повторить именно такое звучание никому еще не удавалось. Ученые даже делали спектрографический анализ, но состав и технология нанесения лака вызывают вопросы до сих пор.

Скрипичный мастер Калашников о секрете Страдивари и печке из баллистической ракеты

То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию?

Еще в XIX веке французский мастер Жан-Батист Вийом, который был последователем Страдивари, разобрал одну из его скрипок. Он ее изучил, собрал заново и сделал точную копию. Но, как отмечали современники, звук, хоть и приближался к инструментам Страдивари, все равно был хуже.

Неужели никто не может создать скрипку, близкую по качеству к инструментам Страдивари?

Строго говоря, наука и технический прогресс продвинулись достаточно далеко. Есть скрипки, которые максимально близки к инструментам Страдивари.

Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Он получил прозвище “дель Джезу” – за то, что подписывал свои работы монограммой IHS (Иисус Христос Спаситель).

Но Джузеппе был очень болезненным человеком и из-за этого делал инструменты довольно небрежно в плане отделки. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини.

ТАСС

Скрипка амати

Источник: www.ClassicalMusicNews.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.