Скала реджа


Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор XVII века. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием.

В пределах статьи невозможно осветить все работы легендарного итальянца. Остановимся на самых важных из них.

Скала реджа

Биография

Джан, шестой ребенок семьи Бернини, появился на свет в Неаполе (Napoli) 7 декабря 1598 г.

Семья

Мать, Анжелика Галанте (Angelica Galante), – коренная уроженка города, а отец, Пьетро Бернини (Pietro Bernini), – родом из Тосканы (Toscana). Глава многодетного семейства, ко времени рождения наследника, уже состоялся и хорошо зарабатывал. Он профессионально занимался скульптурой. После Джованни родители обзавелись еще семью детьми.


Первые работы

С самого детства отец заметил необыкновенную одаренность сына. Мальчик любил рисовать и всегда внимательно наблюдал за работой Пьетро. А тот, с любовью и большим удовольствием, занимался обучением сына.

В 1606 г. отец взял Джана с собой в Рим, где работал над несколькими проектами в папских залах Ватикана. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Одновременно, Пьетро давал ребенку долото и разрешал помогать в работе над деталями своих скульптур. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese)). Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини.

Скала реджа

Первым самостоятельным произведением 17-летнего Джана стала скульптура из мрамора «Коза Амалфея с младенцем Зевсом и сатиром». Долгое время автор не раскрывал своего причастия к работе и скульптура считалась античной находкой. Также известны два бюста: «Проклятая душа», задуманный как автопортрет и «Блаженная душа», который юноша сделал первым.


Работа молодого скульптора «Мученичество святого Лаврентия» – первый шаг к попытке выразить эмоции, напряжение, страсть через неподвижность камня. Первые шедевры сводили с ума реалистичность изображений, настолько все оказалось продумано и проработано.

К 22 годам юноша уже многому научился и стал полноправным помощником отца. Павел V, очарованный умением молодого человека, заказывает ему свой бюст. Под покровительством семейства Боргезе талант Бернини находит применение в богатых виллах и садах итальянского общества. Он становится знаменитым и востребованным скульптором, которому покорилась целая эпоха.

Культурное наследие, оставленное Джованни Бернини, сформировало и развило новое направление искусства – стиль барокко.

Противостояние с Борромини

Скала реджа

Франческо Борромини (Francesco Borromini) – итальянский архитектор из Швейцарии. Борромини – это псевдоним, настоящая его фамилия Кастелли (Castelli). Он был талантливым мастером и имел все предпосылки стать известным, но слава Бернини затеняла его работы. Обладая злобным, раздражительным характером, Борромини все время обижался на соперника. У архитекторов было несколько общих проектов. Например, «Балдахин Бернини» в соборе Святого Петра назван именем одного из них, хотя они работали в паре.


Их противостояние стало легендой. В 1626 году Борромини работал над расширением дворца «Пропаганда Фиде» («de Propaganda Fide»), напротив которого находился дом Бернини. Соперники не стеснялись выражать свои чувства, изображая на стенах дома и дворца разные непристойные вещи, предназначенные друг для друга.

Однажды Бернини должен был соорудить церковь Святого Петра на болотистой местности. Архитектор изменил первоначальный план и соорудил вместо маленьких башен большие. Он был не очень опытен в этом вопросе, Борромини мог подсказать много тонкостей строительства, но промолчал. А когда в башнях пошли трещины, Борромини настоял на уничтожении здания, раскрыв все ошибки соперника. Зависть к успехам своих конкурентов привела Борромини к самоубийству.

Скульптуры

Скульптурные шедевры Бернини уникальны тем, что способны раскрыть перед зрителем самые тонкие черты души. Мастер отделил от человека страсть, гнев, желание, страх и заключил их в камень, прославляя стиль барокко. Виртуоз обработки мрамора и бронзы, он создавал на них имитацию блеска, придавал эффект мягкой кожи, копировал структуру тканей. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Все это достигалось применением специального освещения, ложной перспективы и визуальных обманов. Для достижения желаемого эффекта, мастер пользовался некоторыми приемами удлинения тела и изображения жестов.

Экстаз святой Терезы


Скала реджа

Работа над алтарной группой из каррарского мрамора на фоне цветного шла в течение семи лет (с 1645 г. по 1652 г.) Скульптура расположена в римской церкви кармелитов Санта-Мария-делла-Витториа (Santa Maria della Vittoria) и посвящена католической святой. Она повествовала, что однажды видела «ангела во плоти» и он насквозь пронзил ее чрево стрелой из золота с огнем на конце. При этом монахиня почувствовала «сладостную муку любви к Богу». Позолоченные лучи, исходящие сверху олицетворяют божественный свет.

Аполлон и Дафна

Скульптура из мрамора расположена в центре зала Галереи Боргезе (Galleria Borghese) в Риме. Выполнялась с 1622 г. по 1625 г. Мастер изобразил момент, когда бог солнца Аполлон пытается удержать нимфу Дафну. Аполлон подшучивал над Амуром, а малыш, показывая свою ловкость, пустил в него стрелу. Первой юноша увидел Дафну, влюбился в нее и хотел заключить в объятья. Спасаясь бегством, нимфа призвала на помощь мать – богиню Гею. Та ответила на молитвы, превратив дочь в лавр. Тогда влюбленный нарвал с дерева листьев и сплел себе венок.

Экстаз Людовики


Скала реджа

«Экстаз блаженной Людовики Альбертони» является финальной работой мастера. Бернини уже исполнился 75-ой год, а скульптура стала вариацией «Экстаза святой Терезы». Можно посмотреть в Риме, в церкви Сан-Франческо-а-Рипа (San Francesco d’ Assisi a Ripa Grande) в районе Трастевере. Тонкая работа архитектора с трудом воссоздается даже с помощью современных программируемых фрезерных станков 3D. Умирающая святая лежит в одежде, религиозный экстаз предвкушает приход Святого Духа. В работе использован белый и красный мрамор.

Давид

Находится в римской Галерее Боргезе. Сюжет о смелом Давиде взят Бернини из древней легенды. Юноша камнем из пращи убивает великана Голиафа. Работа над мраморным «Давидом» продолжалась 7 месяцев. Скульптура насыщена динамикой, напряжением, ненавистью к врагу. При взгляде на нее ощущается сила, с которой герой натягивает веревку. Этим работа Бернини отличается от «Давида» Микеланджело с его спокойствием и созерцательностью.

Похищение Прозерпины

Скала реджа

Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Находится в римской Галерее Боргезе. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем.


Слон

Скала реджа

Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Скульптура создана в 1667 году по рассказам очевидцев, так как сам автор никогда не видел живого слона. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Поэтому он отвернул хобот слона от храма.

Пророк Аввакум

Скала реджа

Скульптура «Аввакум и ангел» находится в римской церкви Санта-Мария-дель-Полопо (Santa Maria del Popolo) в капелле Киджи (Capella Chigi). Пророк с удивлением взирает на сошедшего к нему ангела. Ангел собирается за волосы перенести Аввакума за 1000 километров в ров со львами к пророку Даниилу, чтобы последний вкусил еды с родной земли. Создана в 1665 г.

Истина


Скала реджа

Работа над скульптурой высотой 2 метра 80 сантиметров шла в 1646-52 гг. Это девушка на камне с солнцем в правой руке и земным шаром под левой ногой. Создавалась после трагедии со строительством церкви Святого Петра и осталась незаконченной. Рядом с ней должно было стоять Время. Считается неудачной работой мастера. Можно рассмотреть в Галерее Боргезе.

  • Смотрите инструкцию: как купить билеты в галерею Боргезе самостоятельно

Святая Бибиана

Скала реджа

Скульптура создана в 1626 г. для римской церкви святой Бибианы (Santa Bibiana) – первого архитектурного проекта Бернини. За церковью расположен храм Минервы Медики (Minerva Medica). Святая Бибиана была приговоренная к смерти императором Юлианом Отступником и приняла ее рядом с одной из колонн церкви. Автор изобразил ее с пальмовым листом, символом мучеников. Захоронение святой проведено здесь же.

Нептун и Тритон

Скала реджа

Работу из мрамора высотой 1 метр 82 сантиметра можно посмотреть в лондонском музее Виктории и Альберта. Бернини трудился над ней с 1620 по 1624 год. Сцена из эпического произведения «Энеида» автора Вергилия (Vergilius). Нептун обеспечивает Энею безопасный проход по морю, укрощая волны. А Тритон, сын морского бога, трубит в горн. Когда скульптура стояла на вилле Перетти Монтальто (Peretti Montalto) в качестве фонтана, из горна била струя воды.

Вакханалия


Скала реджа

Мраморная скульптура «Вакханалия. Дети дразнят Фавна» находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art, New York). Мастер работал над ней с 1616 г. по 1617 г. Обладая абсолютным авторитетом, он прославлял церковные догмы и, одновременно, развращал их. Религиозная статуя предстала в свете скандальности и страсти.

Голова Медузы

Скульптура по праву считается жемчужиной итальянского барокко. Принадлежит римским Капитолийским музеям (Musei Capitolini) с 1731 г. Однако, в биографиях Бернини, написанных Доменико Бернини (Domenico Bernini) и Филиппо Балдинуччи (Filippo Baldinucci) нет упоминания о ней. Один из исследователей творчества скульптора, Рудольф Виттковер (Rudolf Wittkower) первым предположил, что автор «Головы Медузы» именно Бернини.

Эней, Анхиз и Асканий бегущие из Трои

Скала реджа

Сюжет 20-летнему скульптору снова навеян «Энеидой» Вергилия. У Анхиза и Афродиты был сын Эней и внук Асканий. Когда Троя была охвачена огнем, боги приказали им бежать. Беглецы спаслись и долгое время скитались, пока Эней не основал город в Лации (Latium) – Рим. От Аскания произошла династия Юлиев (Гай Юлий Цезарь, Октавиан Август (Caius Iulius Caesar, Octavianus Augustus) и т. д.). Скульптурный памятник принадлежит Галерее Боргезе.


Путто с драконом

Скульптура является совместной работой Джана и Пьетро Бернини и была изготовлена для Маффео Барберини (Maffeo Barberini) в 1617 г. (он еще не стал Урбаном VIII). Возможно, она должна была стать частью фонтана, так как во рту у дракона проделано отверстие. Изображает маленького Геракла, разрывающего пасть дракону руками, так как сказания повествуют о невероятной силе героя с рождения. По одной из версий, мифологическое животное олицетворяет символ герба Шипионе Боргезе.

Проклятая душа

Скала реджа

Считается мраморным автопортретом автора и противоположностью скульптуре «Блаженная душа». Находится в Palzzo Monaldeschi. Еще один скульптор, поклонник работ Бернини, – Массимилиано Сольдани-Бенци (Massimiliano Soldani-Benzi) воспроизвел копию скульптуры из бронзы примерно в 1707 г. Сейчас она входит в коллекцию Лихтенштейн (Liechtenstein Museum).

Святой Лаврентий на решетке

Скала реджа

Святой был приговорен к сожжению заживо на железной решетке. У христиан он, как ни странно, покровитель поваров. Когда с одной стороны тело уже сгорело, мученик обратился к палачам и велел им перевернуть себя. Работа выполнена в 1617 г. и находится в Галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.

  • Советуем: как добраться во Флоренцию из Рима

Святые Иероним и Мария Магдалина

Статуи Марии Магдалины (Maria Magdalena) и Иеронима (Hieronymus) расположены в Капелле Мадонны (Capella della Madonna del Voto), сооруженной также по проекту Бернини. Это капелла Сиенского собора (Duomo di Siena), памятника итальянской готики и главной церкви Сиены (Siena). Мадонна считается хранительницей города.

Спаситель мира

Скульптура «Спаситель мира» выполнена из бронзы в форме бюста. Автор закончил работу над ней в 1679 г., практически перед самой смертью. Она предназначалась для королевы Кристины Шведской (Kristina av Sverige), а идентифицировать скульптуру удалось лишь в 2001 г. Хранится в церкви Святого Севастьяна за стенами Рима (Basilica di San Sebastiano fuori le mura).

Бюсты

Кроме скульптур в натуральную величину среди работ Бернини есть несколько бюстов выдающихся деятелей. Запечатлеть свой облик у великого мастера считалось престижным.

Бюст Шипионе Боргезе

Скала реджа

Бюст первого покровителя выполнен мастером в 1632 г., находится в Галерее Боргезе. Является одной из ранних работ Бернини, считается шедевром живой естественности. Складки одежды как будто только что собрались. Линии контура лица не идеальны в своей рельефности. Всего было два таких бюста. На первом оказался небольшой дефект мрамора в области лба. И за 15 дней, чтобы угодить кардиналу, Бернини сделал второй такой же, но без изъянов.

Бюст кардинала Ришелье

Скала реджа

Портретный бюст Армана Жана дю Плесси Ришельё (Armand-Jean du Plessis, duc de Richelieu) выполнен в 1641 г. из мрамора и сейчас находится в парижском Лувре (Musée du Louvre). Самому кардиналу работа очень понравилась, он удостоил автора самой высокой похвалы.

Бюст Томаса Бейкера (Thomas Baker)

Скала реджа

Мраморный портрет изготовлен в 1638 г., сегодня принадлежит лондонскому музею Виктории и Альберта. Музей купил бюст в 1921 г. за 1480 гвиней. Бейкер был шерифом восточного графства Англии – Саффолк (Suffolk) и служил двору Карла I Стюарта (Charles I Stuart).

Бюст Констанцы Буонарелли

Скала реджа

Констанца Бонарелли (Constanţa Bonarelli) была возлюбленной Бернини, но изменила скульптору с его младшим братом Луиджи (Luigi.). Джованни устроил им ловушку и избил своего брата железным прутом. А его слуга изуродовал лицо девушки.

Позже изменника выслали из города, а изменницу посадили в тюрьму. За Бернини вступился Урбан VIII (Urbanus PP. VIII). Работа выполнена в 1634 г., находится в Национальном музее Барджелло (Museo Nazionale del Bargello) во Флоренции.

Бюст Александра VII (Alexander PP. VII)

Скала реджа

Бюст папы римского Александра VII из мрамора и позолоченной бронзы был в работе с 1655 г. по 1667 г. Признан одним из лучших произведений скульптора. Очередной патриарх Ватикана был покровителем мастера и впоследствии работами Бернини было также украшено надгробие Александра VII. Скульптура находится во дворце Киджи Дзондзари (Palazzo Chigi Zondadari) в Сиене.

Надгробия и памятники

Бернини воплощал в камне не только мифических, божественных и царственных личностей. Некоторые удостоились внимания великого мастера и после своей смерти.

Надгробие папы Александра VII

Скала реджа

Находится в соборе Святого Петра (Basilica di San Pietro), где и похоронен папа. Потрясающая скульптурная композиция, производящая неизгладимое впечатление. Работа над ней была завершена в 1678 году. Выделяется на фоне общей пышности отделки собора своей масштабностью. Учениками мастера были изготовлены статуи Справедливости, Благоразумия, Правды и Милосердия. Сам Бернини не принимал участия в работе, кроме принятия заказа и вознаграждения, подготовки эскизов проекта и наблюдением за работой скульпторов.

Памятник монахини Марии Раджи (Maria Raggi)

Мемориал выполнен из мрамора и позолоченной бронзы в 1647 г. Располагается на столбе в церкви Санты-Марии-сопры-Минервы (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Мария была монахиней с острова Хиос (Hios). Рано овдовев, много молилась и могла творить чудеса. Трое из потомков Марии отвечали за ввод в эксплуатацию произведения Бернини: Таммазо (Tommaso), Лоренцо (Lorenzo) и Оттавиано (Ottaviano). Их имена нанесены в нижней части мемориала.

Надгробие графини Матильды Каносской (Matilde di Canossa)

Работа возводилась вместе с учениками. Она стала первой женщиной, захороненной в соборе святого Петра. В её родовом замке папа Григорий VII (Gregorius PP. VII) скрывался от французского короля Генриха IV (Henri IV). Когда монарха низложили и отлучили от церкви, он в 1077 г. приехал вымаливать прощение к папе. Надгробие заказал Урбан VIII в 1633 г. На следующий год тело графини перевезли из Мантуи (Mantova) к сооруженному надгробию.

Надгробие папы Урбана VIII

Скала реджа

Надгробие папы Урбана VIII создано Бернини по типу барочной гробницы в соборе святого Петра. Урбан VIII продолжил строительство базилика, начатое Юлием II (Iulius PP. II). Он же привлек к работе Бернини, который определил место для гробницы папы на северной стороне собора. В центре архитектурной композиции сидит папа, раздавая благословления. По обоим сторонам от него расположились фигуры Справедливости и Милосердия. В ногах у папы, между фигурами, смерть записывает имя Урбана VIII в книгу вечной памяти.

Фонтаны

Фонтаны Бернини – грандиозные и величественные архитектурные сооружения с сюжетной линией.

Фонтан четырех рек

Фонтан четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi) возводился по эскизу Бернини с 1648 г. по 1651 г. Находится на римской площади Навона (Piazza Navona) перед дворцом Памфили (Palazzo Pamphilj). Заказчиком был римский папа Иннокентий X (Innocentius PP. X). В самом сердце площади – обелиск со статуями вокруг. Статуи символизируют четыре реки мира: Нил (Nile), Дунай, Ганг (Ganges) и Ла-Плату (La Plata).

Фонтан Тритона

Фонтан Тритона (Fontana del Tritone) возведен на площади Барберини (Piazza Barberini) перед дворцом Барберини (Palazzo Barberini) по заказу Урбана VIII сразу же после окончания работ по строительству дворца.

На постаменте из 4-х дельфинов, расположенных хвостами вверх, находится большая раковина с распахнутыми створками. На них сидит фигура Тритона, а между дельфинами нанесен герб Барберини.

Фонтан пчел

Скала реджа

Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Работа над ним была закончена в 1644 г. Фонтан сделан в виде раскрытой раковины, одна из створок которой заполнена водой. На другой высечено имя Урбана VIII. Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан …в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Горожане возмутились, что Барберини пытается забрать себе время и племянник папы приказал убрать одну единицу в конце. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления.

Архитектура

Архитектурные сооружения Бернини подчинялись тому же стилю, в котором создавались все другие работы скульптора.

Церковь Сант Андреа аль Квиринале

Церковь Сант Андреа аль Квиринале (Sant’Andrea al Quirinale) строилась для королевского дома Италии по эскизам Бернини с 1658 г. по 1678 г. Архитектор сделал ее овальной, расположив внутри 8 разнообразных капелл. Основные цвета строения: серый, белый, розовый и золотой. Заказчиком строительства стал Камилло Памфили (Camillo Pamphilj), племянник Иннокентия X (Innocentius PP. X).

Капелла Корнаро в соборе Санта Мария делла Виттория

Капелла Корнаро в соборе Санта Мария делла Виттория (Santa Maria della Vittoria) в западном крыле небольшой титулярной церкви на востоке Рима выделяется театральной отделкой и богатством. Именно здесь находится любимая алтарная композиция скульптора — «Экстаз святой Терезы». Капелла погребальной часовни с мраморным обрамлением создана по заказу патриарха Венеции, кардинала Федерико Корнаро (Federico Cornaro). По обе стороны от алтаря на балконах расположились члены семейства Корнаро, они заняты обсуждением видения святой.

Работы в Ватикане

Кроме надгробий графини Матильды Каносской, папы Александра VII, папы Урбана VIII в Ватикане осталось огромное наследие работ Бернини.

Коллонады на площади святого Петра

Скала реджа

Строительство площади длилось 11 лет, закончено в 1667 г. С обоих сторон площади разместились коллонады, как символ обнимающих землю церковных рук. Колонны 20-метровой высоты шириной 1,6 метра установлены в 4 ряда. Всего насчитывается 284 колонны, 140 из них украшены расположенными сверху статуями религиозных лиц. С правой и с левой стороны от главного обелиска площади есть пластины из мрамора, встав на которые можно увидеть лишь 1 ряд колонн. Бернини хорошо знал геометрию.

Балдахин

Балдахин (киворий) расположен под куполом над главным алтарем (в средокрестии). Высота кивория на 4-х витых колоннах, повторяющих модели колонн храма Соломона (Salomon), составляет 29 метров. На вервях лавра вверху колонн изображены гербовые пчелы Барберини. На киворий ушло около 45 тонн бронзы. Сначала материал снимали с соборного купола, потом привозили из Венеции (Venezia) и Ливорно (Livorno). Но когда и этого оказалось мало, разобрали поддержку крыши портика Пантеона (Pantheon).

Кафедра Апостола Петра

Скала реджа

Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Изначально трон был скрыт от посторонних глаз, но в 1867 г. его представили верующим на обозрение. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский ( Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.

Конная статуя Константина

Скала реджа

Конная статуя Константина –скульптура создавалась с 1654 г. по 1670 г. и была заказана Иннокентием X. Когда к власти пришел Клемент X (Clemens X), он установил статую перед лестницей папского дворца. Константин (Constantinus) Великий перед битвой с Максенцием (Maxentius) увидел на земле символ из креста и надписи: «сим побеждай». Военачальник и солдаты испугались увиденного, но ночью Константину приснился Христос, повелев ему сшить знамя с увиденным днем знаком. Царь послушался видения и войско победило врага. Сейчас статуя находится в соборе святого Петра.

Святой Лонгин

Скала реджа

Скульптура святого Лонгина высотой больше 4 метров изготовлена в 1638 г. и установлена в соборе святого Петра. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Но окончательный вариант отличается от первоначального, так как измененный проект балдахина собора привел к изменениям скульптуры Лонгина. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах.

Алтарь Капеллы святого Причастия

Одна из лучших капелл собора святого Петра не для туристов. Попасть сюда могут только те, кто хочет помолиться. Возведена специально для Урбана VIII, об этом свидетельствуют пчелы с герба Барберини, присутствующие в оформлении. Для невероятной красоты алтаря использованы редкие породы мрамора. Над алтарем дарохранительница из золота, серебра и синей глазури. По бокам от нее два ангела из бронзы, покрытые позолотой.

Государева лестница

Скала реджа

«Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Лестница создана с использованием приема искусственной перспективы в 1666 г. Нижние марши лестницы, сужаясь, идут по прямой, являясь продолжением правого коридора площади святого Петра. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Благодаря измененному иллюзорному восприятию и особо расположенному освещению, фигура папы, выходящего из дворца, кажется больше.

Картины

У Бернини написано множество автопортретов и несколько картин, сохранившихся до наших дней. Критики считают, что художник Бернини уступает Бернини скульптору, но сегодня его полотна занимают достойные места в коллекциях галерей и музеев. Некоторые из работ:

  • Портрет юноши (автопортрет), 1615 г. (мел, музей Хорна (Horne Museum) во Флоренции);
  • Святой Андрей и святой Томас, 1617 г. (масло на холсте, Национальная Лондонская галерея (National Gallery));
  • Автопортрет в молодом возрасте, 1623 г. (масло на холсте, галерея Боргезе);
  • Давид с головой Голиафа, 1625 г. (масло на холсте, римская национальная галерея старинного искусства);

Скала реджа

  • Портрет мужчины с усами, 1630 г. (свинцовые белила и мел, королевская коллекция королевы Елизаветы II (The Royal Collection of Her Majesty Queen Elizabeth II));
  • Портрет папа Урбан III, 1632 г. (масло на холсте, римская национальная галерея старинного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica));
    Автопортрет в зрелом возрасте, 1630-1635 гг. (масло на холсте, галерея Боргезе);
  • Портрет мальчика, 1638 г. (масло, галерея Боргезе).

Отель

Пятизвездочный отель имени Бернини Sina Bernini Bristol на 127 номеров расположен в престижном районе Рима на площади Барберини (Piazza Barberini). С отеля открывается превосходный вид на исторический центр города. Построен в 1874 году с оформлением в старинном стиле.

Советуем:

  • Лучшие отели 5 звезд в Риме
  • Как недорого снять квартиру в Риме

Личная жизнь и смерть

После неудачного романа с женой своего помощника Констанцией Бернини, по указанию папы Урбана III, женился на 22-летней Екатерине Терцио (Katerina Tercio). Девушка была дочерью нотариуса из Рима и впоследствии подарила мужу 11 детей. Сын Доменико (Domenico) первым написал биографию своего отца.

Умер Бернини в 1680 г., пережив восемь римских пап. Его похоронили в папской базилике Санта-Мария Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) вместе с родителями.

Интересные факты

  1. «Грациан: — Кто этот Грациян? Грациан: – Кто он? Он – сам сюжет комедьи нашей! Трациян: – О да! Но коли мир не что иное, как камедья, то Грациан – в сюжете мироздания!» Это слова из неоконченной комедии Бернини, которая находится в Национальной парижской библиотеке (Bibliothèque nationale de France);
  2. Павел V первым сравнил талант юного Джана с талантом Микеланджело, когда представлял его будущему папе Урбану VIII;
  3. Григориеq XV (Gregorius PP. XV) удостоил Бернини рыцарского звания;
  4. Король Англии Карл I (Charles I), пожелав быть увековеченным в бюсте работы Бернини отправил ему 3 портрета. Когда шведская королева Кристина навестила скульптора в его мастерской, он вышел к ней в рабочей одежде. Монаршая особа ничуть не обиделась, прикоснувшись к халату как к экспонату;
  5. Ден Браун (Dan Brown) в 2000 г. написал роман «Ангелы и демоны» («Angels and Demons»), в котором Бернини представлен членом тайной организации.

Источник: Italy4.me

Главная лестница Ватикана, Скала Реджа, известная также, как «Королевская», является ещё одной выдающейся постройкой итальянского архитектора Лоренцо Бернини, воссоздавшего данный элемент на месте детища Антонио да Сангало Младшего, воздвигшего лестницу несколькими столетиями назад. Она ведёт в парадные помещения и святые места папской обители, соединяя Ватиканский дворец с Собором Святого Петра, исполняя роль торжественного входа, оформленного в соответствии со своим статусом. Лестница была выполнена в 1663 — 1666 годах со свойственной Бернини изобретательностью и дальновидностью.

Клинообразное пространство, отведенное для сооружения, было ограничено собором и стенами прилегающих помещений, над которыми располагается Сикстинская капелла. Несмотря на явный дефицит свободного места, Бернини справился с поставленной задачей, сделав лестницу удобной, функциональной и вместительной. Её нижние марши, последовательно следуют по прямой и являются продолжением правого коридора, лежащего вдоль трапециевидной части площади Святого Петра, перед фасадом главного собора. Затем Скала Реджа поворачивается на 180 градусов, и последний марш, который практически невозможно разглядеть снизу, идет в обратном направлении. Нижние марши по мере восхождения сужаются, при этом высота лестничного пространства постепенно становится ниже. Таким образом, лестница получила некоторый художественный эффект, дополнивший ей изысканный внешний облик.

Над лестничными площадками Бернини оборудовал фонари, создав ярко выраженные световые акценты в местах, для которых характерно двигательное горизонтальное смещение. Благодаря оптическому обману, при взгляде с нижнего лестничного пролёта наверх, туда, где появляется Папа, спускающийся на грешную землю из своих покоев, его фигура приобретает более величественный и масштабный облик. Отличным дополнением к внешнему виду лестницы служат великолепные ионические колоннады, отстоящие от стены. Скала Реджа – это ещё один уникальный архитектурный шедевр, который служит лишним доказательством величия и значимости Ватикана в христианском католическом мире.

www.vatican.va www.vatican.va

 

Источник: www.awaytravel.ru

Всеобщая история искусств

Искусство 17 века

Введение

Искусство Италии

Архитектура

Скульптура

Живопись

Искусство Испании

Искусство Фландрии

Искусство Голландии

Искусство Франции

Искусство 18 века

Введение

Искусство Италии

Искусство Франции

Архитектура

Изобразительное искусство

Искусство Англии

Архитектура

Изобразительное искусство

Искусство России

Архитектура

Скульптура

Живопись

Искусство Украины

Искусство Белоруссии

Искусство Литвы

Искусство Латвии и Эстонии

Искусство Германии

Искусство Австрии

Искусство Чехословакии

Искусство Венгрии

Искусство Польши

Искусство Югославии

Искусство Скандинавских стран

Искусство Дании

Искусство Швеции

Искусство Америки

БИБЛИОГРАФИЯ

Всеобщая история искусств

Том четвертый

От редакционной коллегии

Четвертый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 17-18 веков.

Авторами глав четвертого тома являются:

Искусство 17 века

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Италии. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — В. Н. Гращенков.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева. Искусство Фландрии—Ю. Д. Колпинский (введение и раздел о Рубенсе) и Т. П. Каптерева.

Искусство Голландии — Е. И. Ротенберг. Искусство Франции. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — Т. П. Каптерева.

Искусство 18 века

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Италии — Н. А. Белоусова.

Искусство Франции. Архитектура — Л. С. Алешина; изобразительное искусство — Ю. К. Золотов.

Искусство Англии. Архитектура — А. II. Венедиктов; изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство России. Архитектура и скульптура — И. М. Шмидт; живопись — М. М. Ракова.

Искусство Украины — П. Н. Жолтовский.

Искусство Белоруссии — О. С. Прокофьев.

Искусство Литвы — О. С. Прокофьев.

Искусство Латвии и Эстонии — О. С. Прокофьев.

Искусство Германии. Архитектура — А. И. Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Австрии. Архитектура — А. И.Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Венгрии — А. И. Тихомиров.

Искусство Польши — В. Я. Бродский.

Искусство Югославии — Л. С. Алешина.

Искусство Скандинавских стран — А. Н. Тихомиров.

Искусство Америки — Т. П. Каптерева.

В главе «Искусство Польши» использованы авторские материалы Л. С. Алешиной и Л. И. Тананаевой. В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина.

В подборе иллюстративного материала участвовали Е. И. Ротенберг, Т..П. Каптерева, И. И. Никонова, Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и Н. А. Виноградова, О. С. Прокофьев. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым и Е. И. Ротенбергом, список иллюстраций подготовлен Т. П. Каптеревой и Н. А. Виноградовой. Указатель составлен Т. П. Каптеревой. В подготовке библиографии по материалам, представленным авторами глав, принимала участие Н. А. Виноградова.

Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, С. Г. Белякова, Н. А. Беляева, М. А. Величко, С. Г. Гасилова, Н. С. Грановского, Г. Н. Логвина, С. Г. Шиманского.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В. Алпатову, А.И.Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Т. 3оновой, А. Л. Кагановичу, Е. Д. Квитницкой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой.

Искусство 17 века

Введение

Е.И.Ротенберг

Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, — дворянство сохранило свое господствующее положение. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы.

Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс.

Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.

Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса, интернационального центра феодальной системы ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. 306.). Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции. Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды.

Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Экономические потребности, и прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли свое отражение в развитии общественной мысли. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».

Источник: www.litmir.me

                                        «Шедевры Бернини — единство визуального искусства».Ирвинг Лавин

Действительно, в своих шедеврах Бернини удалось синтезировать скульптуруживопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое.

Он был ведущей фигурой в становлении римского и всего итальянского барокко. Он основал стиль борокко в архитектуре и скульптуре и впоследствии развил его до совершенства.

Сумел превратить глыбы мрамора в живые, «дышащие» фигуры. Ему удалось сделать свой любимый материал, мрамор, податливым, «как воск» и достиг иллюзии подвижности пластических форм. Он также использовал театральные приемы ложной перспективы и оптические устройства, для достижения иллюзии большей длины и размеров.

Бернини родился в Неаполе 7декабря 1598 года. Его отцом был Пьетро Бернини, талантливый скульптор-маньерист родом из Флоренции, а матерью Анжелика Галанте, неаполитанка.

Джованни Лоренцо получил свое начальное образование у своего отца Пьетро и в возрасте 7 лет он отправился с ним в Рим где Пьетро был вовлечен в несколько крупных проектов. Здесь в Риме Джованни Лоренцо начал свою карьеру, помогая отцу в его работе. Где жил Бернини в Риме можно посмотреть здесь и здесь.

Джованни Лоренцо был ребенком вундеркиндом и работал так усердно, что заслужил похвалу известного художника Аннибале Карраччи и вскоре был замечен папой Павлом V, который начал ему покровительствовать.

Следует отметить,что в течение своей долгой карьеры, Бернини получил много важных заказов, которые были связаны со сменяющимися на престоле папами. Его ранние работы очень понравились папскому племяннику кардиналу Шипионе Боргезе, который также начал ему покровительствовать и в 1621 году, в возрасте всего 23, Бернини был посвящен в рыцари Папой Григорием XV.

Его первые работы были вдохновлены древней эллинистической скульптурой. Он находился под сильным влиянием античных греческих и римских произведений искусств, которые тщательно изучал в Ватикане. Кроме этого он обладал глубокими знаниями живописи Высокого Возрождения начала 16 века. Его изучение и подражание Микеланджело проявилось в его скульптуре Святой Себастьян (ок.1617), выполненной для кардинала Маффео Барберини, который позднее стал папой Урбаном VIII и был самым большим покровителем Бернини (хранится в Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид).

В 1629 году Бернини был назначен архитектором Собора Святого Петра и Палаццо Барберини. С тех пор Бернини занимал ведущие позиции в итальянском искусстве 17 столетия, процветающем под покровительством своих кардиналов и пап. Во время правления Иннокентия X, Бернини,временно находился в опале. Однако в это время он создал один из своих величайших шедевров – капеллу Корнаро в небольшой римской церкви Санта Мария делла Виттория (1644-1655).

Бернини умер в возрасте 81-го года, пережив 8 пап. После своей смерти он обрел славу не только величайшего художника Европы, но и как одного из величайшего представителя своей эпохи. Он был похоронен в Базилике Санта Мария Маджоре в Риме.

Все работы Джованни Лоренцо Бернини в Риме и провинции:

Источник: www.ciao-bellaitalia.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.