Сицилийский нож


Весьма интересовало, какие этнические ножи можно достать на Сицилии, поэтому когда появилась оказия, попросил сфотографировать тамошний ассортимент и пару ножей привезти. Вот что из этого вышло.

Как уже писали до меня на разных форумах умные люди, с этническими ножами на Сицилии глухо. Наверно если скорешиться с местной мафией, подкупить полицию и заиметь тестем члена тамошнего парламента или мэра, может тогда местные и сознаются, в каких секретных местах острова еще можно купить традиционные ножи, каковые там были и весьма занятные. Простому туристу никак не прорвать закон Омерты и не припасть к источнику. Так что за неделю на Сицилии ножи были обнаружены только в сувенирной лавке собственно у вулкана Этна.
Ассортимент не впечатляет. Стилеты (убойный совершенно внизу справа на первом фото, даже не надо открывать в драке, врага просто забиваешь насмерть, используя рукоять как дубинку), садовые ножи, складни без фиксаторов и якобы боевой тактик внизу планшета. Заодно куски лавы (для тех кому западло их просто подобрать с земли), компасы, боцманские дудки и, неожиданно, варганы (на первой фото в нижнем углу слева). В общем, в идеале турист может закупиться лавой и, ориентируясь по компасу, пуститься дальше в путь, поперенно то дудя в дудку, то жужжа на варгане, а в случае конфликта с Коза Нострой вытащить купленный тактик или гигантский стилет


IMG_5143

IMG_5144
IMG_5145
IMG_5146
IMG_5147
Ножи якобы местного производства, в подтверждение чего их лезвия изукрашены надписями "Этна", "Настоящий из Катаньи" или "Сицилийский". Туристам собственно для сувениров больше ничего и не надо. Местные этим пользуются и мухлюют без малейшего стеснения. В частности, продали нож якобы с рукоятью из рога местной косули — а в реальности из пластика.
Из представленного ассортимента были куплены и привезены мне два ножа.
итальянцы


итальянцы2

 Первый, прозываемый в Италии Rasolino (нож-бритва), детище нелегкой истории, когда в прошлом к ножам, допускаемым к ношению простолюдинам, предъявлялись очень жесткие требования. У данного ножа нету острия, клинок клиновидный, 2 мм толщиной, рукоять имитация рога с латунными лайнерами, общая длина 17 см, длина клинка чуть менее 8 см.
 Вторый, прозываемый  Roncola, папа нашего садового ножа, традиционный нож виноградарей и садоводов Западного Средиземноморья. Рукоять из палисандра с латунными лайнерами, общая длина 16 см, длина лезвия 7 см, клинок в обухе 3 мм. Совершенно недооцененный тип ножа — идеальное оружие самообороны и поножовщины (чистый керамбит), и при этом совершенно законный, что крайне важно, когда за ношение хоть немного "холодного" ножа грозил не штраф в пару МРОТ, а виселица.
Интересен производитель ножа — Paolucci. Это семейная фирма аж с 1791 года производит ножи и сельхозинструмент (гордо указывая, что когда то производила и оружие — из-за чего держит в каталогах ужасные "боевые ножи"), причем располагается не на Сицилии, а в материковой Италии — в маленькой (менее 3500 жителей) коммуне Frosolone (http://en.wikipedia.org/wiki/Frosolone), давнем центре производства ножей.


ким образом небольшая фирма из столь незначительного местечка сумела влезть в сицилийские дела, делать и продавать "настоящие сицилийские ножи", загнав в полное подполье местных островных производителей, кровавая тайна тамошней мафии.
 Собственно впечатление о ножах. О своей продукции фирма гордо пишет на своем сайте "В Frosolone, небольшой деревне, чья история гармонично переплетена с историей сталеобработки, семья Paolucci занималась ковкой сельскохозяйственных интсрументов, и, первоначально, мечей для воинов с 1791. Сегодня они по-прежнему верны традиции, унаследованной от прошлого поколения.  Качество не может быть импровизированным, оно приходит с опытом в сочетании с самыми передовыми технологиями, упорством и любовью к искусству делать столовые приборы. Благодаря всем этим элементам каждый продукт, подписанный Paolucci, является произведением искусства".
Реклама права в одном — это хорошие крепкие качественные ремесленники, по прежнему делающие этнические итальянские ножи. Ножи собраны качественно, никаких люфтов, однако переступить грань, за которым заканчивается ремесло и начинается чудо искусства Paolucci не в состоянии. Достаточно посмотреть их каталог производимых ножей http://www.coltelleriepaolucci.com/cataloghi/catalogo%20sport%202012.pdf чтобы это понять. Нет там ни благородного изящества Лайолей, ни хищности навах, ни каких то новых, чем то выделяющихся из многих представленных на рынке, моделей ножей.  Впрочем, фирма мелкая и не чисто ножевая, так что конечно на что-то амбициозное и не претендуют.
Надеюсь сей краткий рассказ будет полезен коллегам по коллекционированию этнических ножей, и они, приехав на Сицилию, таки найдут собственно местные ножи.


Источник: ru-knife.livejournal.com

Что же собой представляет знаменитый корсиканский нож, известный нам как «корсиканская вендетта»?

Во Франции многие регионы имели свой нож, изготовленый местным мастером и понравившийся местным жителям, имеющий свое уникальое местечковое название — аженец, шатильеро, каталонец, и т.д.

Понятно, что ножи на Корсике были. И были давно — ведь нож — один из самых древних и верных спутников человека, помощник в работе и защитник в беде. Местные кузнецы и ремесленники всегда изготавливали ножи, но с индустриализацией им становилось все сложнее конкурировать со средними и крупными предприятиями. С начала XX века промышленные товары начинают постепенное вторжение в сельскую местность. Через относительно небольшой период времени распространение индустриальных товаров достигает самых отдаленных сел. Ножи на Корсике не стали исключением. Вот почему сегодня так мало настоящих корсиканских ножей — скромных свидетелей героического и кровавого прошлого Корсики — в музеях. Некоторые образцы, правда, встречаются в частных коллекциях. И вот именно в этот период и появляется тот нож, который сегодня нам известен как корсиканская вендетта.


Прародителем и основным изготовителем корсиканских вендетт стоит считать центр ножевого производства Франции — город Тьер. Многие специалисты считают, что лучшим и наиболее известным региональным ножом, придуманном в Тьере, является именно корсиканская вендетта. Корсиканская вендетта, действительно, берет за образец многие средиземноморские ножи, в том числе итальянские стилеты. Вероятнее всего, что изготовление таких ножей, в первую очередь, было призвано удовлетворить какието особые местные потребности. Клиенты были довольны. А «сарафанное радио» делало свое тихое и порой незаметное дело — благодаря распространявшейся молве местные жители восторгались именно формой ножа и его рабочими характеристиками. Не исключением стала и Корсика.
Первоначально этот нож изготавливался как сувенир, который туристы охотно привозили с Корсики.
XIX век, помимо индустриализации, был отмечен также началом туристического бума — увлечение людей про-изведениями П. Мериме заставило мно¬гих лично поехать на Корсику, ощутить на себе ее завораживающую магию, где в воздухе, казалось, витает само слово «вендетта». И именно эти богатые турис¬ты должны привести с Корсики сувенир — стильный и необычный, воспетый в тех же произведениях Мериме.

Когда речь идет о получении прибыли, многих сложно назвать образцами для подражания. Не были исключением и французские промышленники того времени. Благодаря жажде наживы корсиканцы получили «свой» нож. Самое интересное то, что этот нож, изготавливаемый с конца XIX века и предназначался сначала для туристов, потом был принят населением острова,
признавшим его полностью своим.


Корсиканский нож — «вендетту» часто украшает герб Корсики — голова мавра с повязкой и вытравленные кислотой надписи: «Да принесет ему смерть, нанесенная мной рана!», «Смерть врагу!» и тд. Через некоторое время, на ножах других моделей или форм-факто- ров также стали изображать голову мав¬ра, чтобы символизировать традиционный корсиканский нож. На самом же деле, кроме желания заработать на раскрученном «бренде» корсиканских ножей, голова мавра в таких случаях ниче¬го более не значит. Такой подход к делу является хорошим примером успешной «работы» бизнеса. Но он имеет и обратную сторону — способствует фактически полному изничтожению местного коло¬рита и самобытности.

Среди известных марок, изготавливавшихся в Тьере, следует вспомнить «716 Подлинный Эдуар», «59 Сованья», «8 Шаброль», «Пудрий», «Гурси».

Если всмотреться в линии корсиканских вендетт — будет заметно явное сходство с итальянскими стилетами. Именно это сходство стало визитной карточкой корсиканских вендетт, наряду с головой мавра.
Однако на Корсике встречаются мастера, которые стараются возродить производство национальных ножей. Эти ножи имеют очень мало общего с теми корсиканскими вендеттами, которые мы привыкли видеть и которые были выдуманы тьерскими ножовщиками. Пусть этот нож и прижился на Корсике, пусть он и стал ножевым символом Корсики и ее законов кровной мести, но он не является истинно корсиканским.


В начале 90-х годов прошлого столетия Корсика переживает в некотором роде культурную революцию, что приводит к попыткам вернуться к своим традиционным ценностям. Ножевое дело не осталось в стороне. Некоторые местные мастера-ножовщики пробуют дать новый импульс корсиканскому ножу, создавая оригинальные формы, вдохновленные старым дизайном и формой. Они пытаются развеять миф о миллионах ножей типа «Корсика» с надписью «Vendetta», как об истинно корсиканском ноже. Были прецеденты, когда местные мастера заставляли крупные компании (естественно, в судебном порядке) убрать с ножей корсиканского типа надпись «Сделано на Корсике». Они говорят, что корсиканский нож — нож, сделанный на Корсике. И не имеет значения, есть на нем голова мавра или нет. Ключевым в данном случае является именно Корсика и то, где был сделан нож. Они также заявляют, что настоящие корсиканские ножи имеют достаточно утилитарный вид и предназначены, в основном, для решения мирных задач.

К большому сожалению, в настоящее время основная масса корсиканских ножей уже не делается на Корсике. Как говорят сами корсиканцы в отношении некоторых корсиканских ножей: «Слово сделано надо заменить на слово «собрано». Зачастую большинство современных корсиканских вендетт сделаны за пределами острова (даже в некоторых азиатских странах). Большинство из них даже на секунду не касались почвы нашего острова».


Надпись на классической корсиканской «Вендетты» гласит: «Пусть все твои раны будут смертельными». Изготавливать их начали в городе Тьер, который до сих пор считается одним из самых известных французских ножевых центров. Корсиканская вендетта берет лучшее от средиземноморских ножей — больше всего, в ней узнается стилет. Этим ножом можно и нужно было делать только одно: убивать противников. На данный момент, классическую корсиканскую «вендетту» купить практически невозможно: рынки полнятся ножами не сделанными, а лишь собранными здесь. Корсиканский нож — «вендетту» часто украшает герб Корсики — голова мавра с повязкой и вытравленные кислотой надписи: «Да принесет ему смерть, нанесенная мной рана!»

Среди известных марок, изготавливавшихся в Тьере, следует вспомнить «716 Подлинный Эдуар», «59 Сованья», «8 Шаброль», «Пудрий», «Гурси».

Если всмотреться в линии корсиканских вендетт — будет заметно явное сходство с итальянскими стилетами. Именно это сходство стало визитной карточкой корсиканских вендетт, наряду с головой мавра.
Однако на Корсике встречаются мастера, которые стараются возродить производство национальных ножей. Эти ножи имеют очень мало общего с теми корсиканскими вендеттами, которые мы привыкли видеть и которые были выдуманы тьерскими ножовщиками. Пусть этот нож и прижился на Корсике, пусть он и стал ножевым символом Корсики и ее законов кровной мести, но он не является истинно корсиканским.


Итальянское название непримиримой мести

Разумеется, сама по себе кровная месть не является изобретением корсиканцев. Принцип правосудия, согласно которому убийство человека должно быть возмещено равноценным наказанием убийцы или его родственников, является одним из древнейших регуляторов общественных взаимоотношений. Суть вендетты, «око за око, зуб за зуб», сформулировано в самых древних юридических системах, включая законы Междуречья и еврейский Ветхий Завет. Кроме того, кровная месть до сих пор в той или иной степени является составной частью национального менталитета и даже традиций некоторых народов. Например, у горцев Шотландии кровная месть активно «процветала» вплоть до XIX века. Некоторые народности Кавказа до сих пор считают кровную месть более естественным и адекватным способом наказания за тяжёлые преступления, нежели современные юридические нормы.

Обычно под кровной местью подразумевается клановая вендетта, то есть участие в возмездии всех родственников жертвы.

При этом «ответчиками» являются все родственники убийцы. Значение вендетты просто и незатейливо: раз наш род потерял одного из своих членов, то и род убийцы должен понести аналогичную справедливую потерю. Обычно убийцы скрывались и покидали места произошедших событий, так что наказать непосредственного виновника у родственников жертвы не было возможности. В этом случае приходилось довольствоваться принципом замещения – если не получается наказать преступника, нужно наказать его род.


Личная вендетта подразумевает месть непосредственному убийце, то есть планомерное его преследование вне зависимости от его местонахождения. В этом случае понятие «кровная месть» несколько меняется – речь идёт не о возмездии по кровному родству, а о неизбежной мести за пролитую кровь.

Особенности островного менталитета

Почему же обычай кровной мести, столь традиционный для человечества, стал знаменит именно в своём корсиканском варианте настолько, что его местное название, вендетта, стало нарицательным? Во-первых, острова Корсика и Сардиния занимают особое место в Средиземном море – на протяжении всего Средневековья они были важным стратегическим плацдармом. Жители этих островов были невольными участниками постоянных войн между различными государствами и военными сообществами, включая североафриканских пиратов. Поэтому постоянное насилие для корсиканцев и сардинцев было привычным, а выживать в таких условиях можно было лишь за счёт тесных семейно-клановых связей. Намного проще жить, находясь в уверенности, что в случае чего за твою гибель отомстят родственники, а о твоей семье позаботится клан.

Если насилия становится больше, то вендетта ужесточается. Именно так произошло на Корсике в конце XVII – начале XVIII веков, когда остров находился под властью Генуи.

Генуэзцы с невиданной жестокостью принялись грабить корсиканцев и подавлять всякое сопротивление. Это вызвало настоящий шквал ответной мести, то есть вендетты: за 32 года генуэзского владычества в ходе мщения было совершено около 30 тысяч убийств. Получается примерно по тысяче убийств в год – и это при том, что население Корсики не превышало 120 тысяч человек.

Затем Корсика попала под власть Франции, и обычай вендетты несколько смягчился, но продолжился. Его как экзотическую и драматическую диковинку активно изображали в своих произведениях выдающиеся французские романисты позапрошлого столетия — Оноре де Бальзак, Проспер Мериме, Александр Дюма и другие. Именно благодаря им слово «вендетта», обозначающее непримиримую и жестокую кровную месть, стало столь распространённым и попало во многие языки мира.

Приветствую сообщество. Предложу несколько традиционных региональных ножиков Франции, если точнее — острова Корсика.

1. Так называемые корсиканские «Вендетты». Сталь — нержавейка 440С, накладки — «дикий» рог буйвола (специально чуть-чуть «ободранный»), с инкрустацией в виде силуэта острова Корсика. На больстере гравировка в виде tete de maure — голова мавра, исторический корсиканский символ. Длина в раскрытом виде 210мм, в сложенном — 115мм. Замок бэк-лок. Двойная рамка, пружина декорирована резьбой. К каждому ножу прилагается чехольчик из брезента. Выбыли.

Сицилийский нож

2. Традиционный корсиканский стилет (от которого, вероятно, и произошли «Вендетты») в современном исполнении. Подарочный деревянный кофр с выемкой по форме для хранения, сталь та же 440С, накладки — полированный буйвол, замок бэк-лок, пружина декорирована резьбой. Длина в разложенной виде 205мм, в закрытом — 115мм. По обуху идет фальш-лезвие на две трети. Холодным оружием не является согласно российским ГОСТам. Выбыл.

Сицилийский нож

Сицилийский нож

Сицилийский нож

Сицилийский нож

3. Нож «Кабан». Также традиционный и вполне историчный корсиканский нож пастухов и охотников, использовался в т.ч. как шкуросъемник. Длина в раскрытом виде 195мм, в сложенном — 110мм. Сталь 440С, накладки — древесина оливы, замок бэк-лок с ушком для темляка, пружина декорирована резьбой, инкрустация хрюши в рукоять. Мастерская Антуана Зурия, г.Бонифачо, Корсика. Гравировка на клинке Le Sanglier что собственно и значит — «кабан». К нему тоже идет чехольчик. В резерве.

Сицилийский нож

Сицилийский нож

Сицилийский нож

Сицилийский нож

Сицилийский нож

Все ножи абсолютно новые, находятся в Москве. Встречусь лично или отправлю Почтой России в любой город РФ.

Хороший нож спасет тебя в сложной ситуации, плохой — подведет в самый неподходящий момент.

Многие сотни лет кузнецы разных стран мира совершенствовали ножевые изделия. Мы расскажем о ножах, которые не являются супер-известными, но которыми гордятся целые регионы:

Корсиканский нож для вендетты . Надпись на нем гласит: «Пусть все твои раны будут смертельными». Эти ножи начали изготавливать в городе Тьер, который и сейчас считается одним из самых известных ножевых центров.

Испанская Наваха. Появился потому, что простолюдинам Испании запрещалось носить длинное холодное оружие. Вот они и придумали наваху: складной нож с лезвием, которое зачастую выступало за рукоять. Нож стал прародителем целого подкласса складных тесаков, но настоящие ценители до сих пор предпочитают использовать именно этот, классический вариант.

Сицилийский нож

Шотландский Скин Ду. Буквально название переводится с гэльского как «Черный нож». Считается, что это название должно обозначать цвет лезвия, побывавшего в гуще схватки. На данный момент Скин Ду превратился в элемент национального костюма горца.

Сицилийский нож

Швейцарский армейский нож. В отличие от других ножей из нашего списка, швейцарский предназначен для бытовых нужд. Первый вариант предложил армии некто Карл Элзенер еще в 1891 году. Он же и основал знаменитый на весь мир концерн Victorinox, специализацией которого до сих пор остаются армейские ножи.

Сицилийский нож

Норвежский Хелль. Ножи Helle стали известны благодаря особому типу ламинированной стали, изготовление которой фирма-производитель держит в секрете. По форме Хель напоминает классический скандинавский нож, который использовали крестьяне и моряки.

Источник: www.diacr.ru

  

Сейчас предпринимаются попытки распространения и популяризации Итальянской традиции ножа и посоха. Пока не очень уверенные. Мы постараемся внести и свою лепту в распространение и популяризацию этого элемента итальянской культуры.
 Все описанное и показанное есть в открытых источниках, хотя возможно и не очень распространенных, но тем не менее доступных тому, кто пожелает. Мы же на нескольких примерах, кратко постараемся приоткрыть завесу и задать направление для исследования данного вопроса.

1. Основной момент.

Нож – не зависимо от региона и страны всегда был и остается сугубо маргинальной темой. Именно среди простонародья и в преступной среде особенно, нож получил свое максимальное развитие и как оружие и как предмет культа.
 Мы изучаем нож для понимания как от него защищаться. Ибо нельзя защититься от того, чего не знаешь. Нельзя прописывать лечение не зная болезни!
 Нож всегда был орудием простых людей, тем самым «мечем народа», как самый доступный предмет, способствующий защите и жизни, и чести. Вид и размер используемого ножа определялся его легитимностью в первую очередь. При этом для каждого регионы имелись свои модификации ножа.

Складные сицилийские стилеты достигали в длину 70-100 сантиметров. 

   Принцип – Чем больше отваги, тем меньше размер ножа – хорош, но размер таки имеет значение.

2. Криминальные корни.

 Мафия, Каморра, Римские Булли. Внутриполитическая обстановка в стране весьма способствовала появлению «теневого правительства», представители которого называли себя — «люди чести», и распространению его влияния – являвшейся последней инстанцией среди простых людей, которые не спешили идти для решения своих насущные проблемы к представителям власти, а более охотно шли к представителям подобных сообществ, более близких к народу. 

Проблемные вопросы решались с помощью клинка. Поводом для выяснения отношений могло быть что угодно, в особенности – женщина 

  Также поводом для применения ножа были игры:
 Морра – весьма популярная кабацкая игра. По типу нашей «Камень-ножницы-бумага», имеющая древние, военные корни. Правила достаточно просты: правая рука, сжатая в кулак, держалась на уровне лица, игроки выкидывали пальцы и выкрикивали предполагаемую сумму от ноля до десяти или двадцати, в зависимости от количества рук. 

   

Весьма популярной, питейной игрой была – Пасателла, главной целью, в которой было унижение одного из участников. Все скидывались, и заказывалось вино. Путем жеребьевки выбирался ведущий и распорядитель. Распорядитель мог отказать любому, манипулируя, таким образом, статусом игроков.

  

   Еще одной кровавой традицией римских кабаков являлась — Чиччиата. Набравшись до нужного градуса и соответствующей кондиции, кто-то из посетителей заведения предлагал остальным сыграть в чиччиату. Получив поддержку и согласие сразу приступают к подготовке мероприятия. Вход блокируется, на случай появления полиции. Оговаривается продолжительность чиччиаты и ее условия, произносится молитва Мадонне. После чего гасятся все лампы, и все бросаются потрошить всех. Как и все игры, чиччиата имеет свои правила – запрещено разговаривать и вообще произносить звуки, дабы не возникало обиды или желания мстить. Удары только на уровне живота. При уколе на всю длину лезвия вытаскивать, не пытаясь расширить рану. Раненные или те, кто хотел выйти из игры – ложились на пол. Не смотря на обилие ранений, убитых в подобных развлечениях было не много.

    Еще одним инструментом решения конфликтов были – камни. Метание камней -«петрейата». Бои на камнях проходили на нейтральной территории. Камни или кидали, или использовали рогатки. Бои могли продолжаться до рассвета и оканчивались по сигналу «Аль фуоко!» — «К очагу!» или «Домой!» после чего группировки расходились, унося с собой раненых и убитых. 

3. Дуэль.

 Для доказательства своей отваги, особенно между собой, «люди чести» предпочитали решать вопросы с помощью ножа, пренебрежительно относясь к огнестрельному оружию. Потому, в гипертрофированном виде, всегда соблюдались правила, касаемые ножа 

 Внутри той или иной организации вопросы так же решались с помощью ножа. Однако здесь стоит понимать, что поединки между своими совершенно отличались от поединков с представителем другой группировки или тем более от поединка, если таковой случался, в случае разбойного нападения. Важно понимать — цели и задачи, которые ставились в той или иной ситуации. Ритуальная дуэль — символический поединок. Демонстрация технического арсенала. Проявление ловкости, мачизма и храбрости. До первой крови или оговоренного результата.
Настоящий поединок — быстрое, рациональное, экономичное убийство противника.

И как вариант «Браво», наемные убийцы. Быстро, тихо, практически в клинче.
Разные цели и задачи, и, соответственно при наличии единой техники, различные элементы тактики и способы решения. Также каждому виду дуэлей соответствовали свои правила, которые неукоснительно соблюдались. 

4. Танец.

 Несомненным отражением любой традиции является танец. В каждом танце жители отражают культуру своего региона, в том числе и воинскую. Корни боевых танцев теряются в самых древних периодах истории.

 Ныне широко известными танцами, демонстрирующими культуру ножа можно назвать —  Фламенко и Танго. 

В апулийских регионах, до сих пор, весьма распространенным является «Скерма салентина» или «Салентийское фехтование». Своим происхождением «скерма» обязана весьма популярным в средневековой Италии танцам с мечами. Этакий танец-дуэль, в котором нож заменяется на сложенными пальцами и исполняется он в кругу, образованному толпой. Центром его, на протяжении многих столетий, считается апулийский городок Руффано в административном районе Лечче. Именно там, в ночь с 15 на 16 августа, проходят празднования в честь святого Рокко, одного из покровителей города. Ближе к полуночи, собравшаяся на площади толпа, начинает образовывать круги, в которых и начинается традиционная «пиццика скерма». Скерма, как и любая дуэль подчинена определенным правилам, которые соблюдают участники. В таких бескровных дуэлях решались спорные и конфликтные вопросы. В некоторых случаях в скерма использовались настоящие ножи. 

Ответы на вопросы:

Когда упоминается первая дуэль на ножах?

Испанцы захватили Сицилию и Сардинию в XIII-XIV веках. А в XV- Милан, Рим и всё прочее. Традицию дуэлей принесли они. А вообще, поединки на ножах были во многих культурах ещё в Средние века и раньше. У викингов, например — судебные дуэли.
Достаточно много описаний ножевой культуры и ножевых дуэлей относится к началу XIX века и далее. Описанные различными путешественниками и исследователями. Стоит помнить, что Италия, как и соседняя Испания, были колыбелью фехтования в XV – XVII веках.

когда последний раз кого-то осуждали за ножевую дуэль?

Сложный вопрос. В каких-то странах закон не предусматривает такой формы, как дуэль, а рассматривает исключительно степень повреждений. например, нанесение тяжких телесных и т.д. В каких-то странах участники дуэлей чтобы уменьшить срок, маскировали дуэли под обычную драку, нападение или несчастный случай. Очень редко в уголовных делах фигурирует поединок.

Многие носят с собой нож. Ваше мнение?
Встречный вопрос — А готовы ли они его применить? Готовы ли нести ответственность за его использование?

Носили ли женщины нож?
Защита чести у женщин – в первую очередь это соблюдение благочестия и соответственно готовность защищать свою честь ножом. Распространены были свадебные ножи, которые дарили молодоженам в день свадьбы.

Основано на лекции по ножевой культуре Италии для музея «Западного и Восточного искусства». При подготовке лекции были использованы материалы из книги Дениса Черевичника «Всемирная история поножовщины» и видео фрагменты из фильма «История любви и кинжалов»

Автор — Руслан Матвеев.

Источник: de-virtus.livejournal.com

Разборки средневековой мафии

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Начиная со Средних веков Апеннинский полуостров был настоящим рассадником гордых, поголовно вооруженных и чуть что хватающихся за ножи людей. Причиной тому была не столько стереотипная южная страстность, сколько политическая раздробленность.

Княжества и республики полуострова постоянно враждовали друг с другом, а также с окружающими их странами, вроде Испании или Франции. Постоянные внутренние и внешние войны делали жизнь людей нестабильной, заставляя их постоянно быть начеку. Поэтому и дворяне, и горожане, и крестьяне старались иметь при себе оружие.

Благородным можно было ходить с мечом и шпагой, а вот горожане и крестьяне были вынуждены вооружаться короткоклинковым оружием — ножами и кинжалами.

Естественно, при слабости государственной власти, расцветала организованная преступность, в которую помимо знаменитой мафии, входила и каморра — преступная группировка, действовавшая в Неаполе. По легенде она была создана тремя рыцарями, один из которых был испанцем. Конечно, эта красивая легенда покрывала темные делишки, вроде крышевания проституток и игорных домов. Но оттенок благородства со всеми его атрибутами, вроде обязательной защиты чести на дуэлях, каморра все-таки имела.

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Любой член группировки с самого отрочества учился владеть специфическим ножом, и по любому поводу мог его применить на дуэли. При этом члены низшего звена не имели права бросать вызов более уважаемым собратьям. Любопытно выглядела и сама схватка. Она называлась «зумпата», то есть «прыгающая дуэль». Такое название она получила оттого, что противники постоянно передвигались, пружиня на носках, и могли резко прыгнуть на соперника, нанеся ему молниеносный удар ножом.

Булли — фанфароны с окраин

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Но не только бандиты были знамениты на всю Италию как отъявленные любители ножей. Гораздо большую популярность в народе имели булли — интересная субкультура, формировавшаяся на окраинах городов и в трущобах, этакая смесь английских модников-денди и наших современных гопников.

Несмотря на поголовную бедность, они старались щегольски одеваться, играть в карты и вести разгульную жизнь. Агрессивное и безрассудное поведение было для них частью стиля и образом жизни, что при наличии ножей регулярно приводило к смертоубийствам.

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Однако их поединки не были просто пьяной дракой. Чаще всего они обладали всеми признаками дуэлей — вызов на бой, секунданты, и прочие атрибуты. То, что это происходило в трущобах, и противники выпускали друг другу кишки с помощью ножей, а не благородных шпаг, не имело значения. Часто случались и групповые побоища.

Римские группировки булли решали свои споры посредством «сассолате» — битвы на развалинах древнеримского форума.

Они собирались там в вечернее время, брали ножи, рогатки с камнями, и начинали носится среди поверженных статуй и обломков мрамора, насаживая друг друга на клинки и проламывая головы кусками камня.

Ближе к рассвету разборки заканчивались, и всех раненых тащили в местную больницу. Но это хотя бы разборки между заклятыми врагами. Гораздо больше характер итальянской молодежи XVIII-XIX столетий отражает «чиччиата» — любимая кровавая игра молодых булли.

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Происходило все так: когда молодые бонвиваны уже были разогреты вином, кто-нибудь кидал клич, крича о том, что пришла пора сыграть в чиччиату. Все радостно соглашались и быстренько освобождали помещение от столов и лавок, а дверь запирали — чтобы не ворвалась полиция. После этого все играющие брали ножи и вставали лицом к стене.

Ведущий тушил весь свет, и во тьме игроки бросались друг на друга, нанося удары ножом в корпус, в основном в район живота.

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting menИ все это делалось в полной тишине, так как кричать, разговаривать или стонать считалось постыдным. Также запрещалось атаковать упавшего, поэтому те, кто хотел выйти из игры, падали на землю. После того, как свет зажигался вновь, все уцелевшие бросались помогать тем, кто лежал в лужах собственной крови, а легкораненые спокойно перевязывали себе порезы. Таверна после такой игры становилась похожей на скотобойню, так что название игре дано самое подходящее, ведь слово «чиччиа» с итальянского переводилось как «мясо». С булли и их ножами справилась только французская оккупационная администрация, которая после захвата Италии в начале XIX века, любого бузотера, арестованного с ножом, подвергала публичному унижению. И это заставило гордецов оставлять ножи дома.

Сицилийская дуэль с покусыванием уха

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Помимо итальянских бандитов и гопников, ножами ловко владели и обычные крестьяне, ведь никто не защищал их от произвола или ограблений. При этом поединки могли быть как обычными, так и «благородными», по правилам «пастушьей дуэли».

Левая рука одного противника привязывалась к левой руке другого. В правых руках они держали ножи. В более мягком варианте дуэлянты просто держались за одну веревку или платок.

Таким образом, варианты маневра были минимальны, поэтому кто-то из дуэлянтов, а часто и оба, быстро отправлялись к праотцам.

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Кстати, у итальянских крестьян даже существовал такой стиль ножевого боя, когда в одной руке был нож, а в другой — бечевка, которую ловкие бойцы старались накинуть на вооруженную руку противника. Как это выглядело на самом деле, нам остается только гадать. Ну и конечно, одними из самых опасных бойцов в Италии считались сицилийцы. Даже самый последний крестьянин в Сицилии имел нож и крайне строгие понятия о чести, поэтому на удар холодным клинком можно было нарваться буквально из-за косого взгляда или нелепой шутки. Любопытный ритуал сопровождал вызов на дуэль. В своей работе о Сицилии известный исследователь конца XIX века Джузеппе Питре дает подробное описание этого процесса.

Перед дуэлью вызывающий на поединок обнимал своего соперника и целовал его. Это обозначало — «за жизнь и за смерть». После он легонько кусал врага за ухо — это переводилось как «один из нас умрет».

Затем противники назначали место и время и дрались по двум видам правил: били либо только в руки и ноги, либо в корпус, чтобы наверняка. По традиции победитель целовал поверженного противника и уходил с таким видом, как будто он тут совершенно не при чем.

Ардити — итальянские штурмовые отряды Первой Мировой

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Власти Италии не могли изжить обычай ножевых драк вплоть до начала XX века, причем помогла им в этом Первая мировая. В итальянском обществе того времени убить противника ножом считалось почетным, а доносить в полицию — позорным. Но к концу XIX века законы были ужесточены, а разразившаяся колоссальная война стала последним ярким эпизодом в истории ножевых боев. Правда, случилось это уже на фронте.

Итальянские солдаты, особенно набранные на юге Италии и на Сицилии, наводили ужас на австро-венгерскую армию во время рукопашных схваток.

Даже сами итальянские офицеры не могли заставить своих солдат использовать винтовку с примкнутым штыком — упрямые бойцы все равно хватались за привычный с детства нож, прыгая к врагу в окоп.

Особенно преуспели в уничтожении противника так называемые «ардити», или «храбрецы», — специальные штурмовые отряды, использовавшиеся для захвата траншей, окопов или блиндажей противника. Их набирали из самых храбрых и умелых бойцов и использовали на самых тяжелых участках фронта.

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Публицист Паоло Джудичи, ставший свидетелем тренировок ардити, рассказывает:

«Вот набитые соломой чучела, на которых тренируются ардити, втыкая в них клинки кинжалов: волосы дыбом, выпученные глаза, орут во все горло, лица искажены. Ардити яростно бросаются на условного противника и бьют точно в сердце».

Мастерство бойцов штурмовых отрядов было настолько велико, что они могли метать ножи в противника, а одним из их развлечений, по словам еще одного очевидца, Марио Палиери, было следующее: один из ардити вставал спиной к двери, а его друзья метали кинжалы, втыкавшиеся рядом с головой. Тот из бойцов, кто держал голову неподвижно, считался самым храбрым.

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men

Естественно, после таких тренировок ардити наводили ужас на своих противников, убивая их в рукопашных схватках десятками. Когда корреспондент «Нью-Йорк Таймс» в 1918 году спросил одного из офицеров ардити, сколько австрийцев он убил своим кинжалом, тот спокойно ответил: «Слишком много, чтобы считать».

Но Первая Мировая война унесла чудовищное количество жизней и поразила всех своей бессмысленной жестокостью, поэтому те, кто выжили, хотели прежде всего мира и спокойствия. Так что практика повсеместных дуэлей постепенно сошла на нет. Хотя в криминальных кругах, возможно она существует до сих пор.

В 1993 году один из боссов мафии, Маурицио Аббатино, упомянул в интервью, что ножевые поединки до сих пор практикуются. Более того, даже«пастушьи дуэли» еще не канули в Лету.

Так что если во время путешествия по Сицилии какой-нибудь итальянский мачо поцелует вас и укусит за ухо, не думайте, что это проявление южного гостеприимства. Скорее всего, он просто хочет зарезать вас по всем канонам старины.

драки на ножах ножевой бой история италия отвратительные мужики disgusting men


Тем, кто хочет узнать об итальянских ножевых дуэлях подробнее, советуем книгу Д Черевичника. «Всемирная история поножовщины».

Источник: disgustingmen.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.