Сицилийская керамика



Тринакрия. Символ Сицилии
Античная керамическая амфора из музея майолики Кальтаджироне
Майоликовое панно со львом. Музей Кальтаджироне
Майоликовая лестница у церкви Санта Мария дель Монте

Майоликовые ступеньки лестницы церкви Санта Мария дель Монте
Майоликовые ступеньки лестницы церкви Санта Мария дель Монте
Майоликовое панно
Керамический вазон для святой воды
Рождественские ясли - презепе.
Огромное майоликовое панно с изображением битвы за освобождение Кальтаджироне от сарацин

Парные сицилийские головы лаборатории Кузумано Джакомо
 
Корсары и разбойники, рыбаки и землепашцы, воины и художники — все нашли свой дом в солнечной Сицилии и живут там долгие столетия. Вероятно поэтому современное «переселение народов» никак не отразилось на атмосфере Сицилии, ибо на ее землях традиционно жили самые разные народы.

И как несложно догадаться, именно с Сицилии началась история итальянской майолики, превратившейся в событие мирового масштаба и подарившей миру блестящих мастеров керамики Эпохи Возрождения — семейства  Делла Роббиа, Авелли До Ровиго, Никола да Урбино и других художников, подробнее о которых я пишу в своей статье «Итальянская майолика Эпохи Возрождения».  

В археологических слоях Сицилии перемешаны греческие амфоры и сарацинские мечи, нормандские щиты и римские шлемы. Архитектура острова впитала в себя элементы культуры всех пришельцев и замесила их в острый коктейль собственного архитектурного стиля, носящего название сицилийское барокко.

Достоверно известно, что люди занимаются керамикой на Сицилии более четырех тысяч лет. Многие артефакты из музея майолики в Кальтаджироне относятся к периоду античности. 
Керамисты Сицилии, так же, как и мастера в других странах,  прошли путь от простой гончарной формы и строительного материала к многоцветной майолике, так поразившей в XVI-XVII веках всю Европу.


Центром керамики Сицилии по праву считается город в центральной части острова — Кальтаджироне. Как шутят сами жители — а чем же еще мы можем заниматься на этой горе: море далеко, земледельческие долины внизу — наш удел керамика, во всем ее многообразии.

Керамику тут делали с доисторических времен: при греках, при римлянах, при германцах. Потом пришли арабы, назвали город «Калат-гиран» — «Крепость ваз». Привезли свои краски, расширили производство. Потом, во время правления династии Арагонов, с запада острова в Кальтаджироне переселились каталонцы. Новые рисунки — синтез арабско-сицилийских и мавританских мотивов, рост мощностей. Каталонцы, народ предприимчивый, наладили экспорт. С начала XIV до середины XVII века Кальтаджироне пребывает в зените славы и богатства. Это была золотая пора не только для керамики — здесь работал великий художник Антонелло да Мессина. Город строился, хорошел и рос.

Ну, а потом грянул 1693 год. Сицилийцы живут на вулкане Этна. В тот год извержение потрясло всю Восточную Сицилию. Потоки лавы достигли Катании — Ното, Кальтаджироне, Лентини лежали в руинах. Но стихийное бедствие произошло в эпоху барокко и в разрушенных до основания городках были созданы новые, дивные по красоте и архитектурной завершенности барочные ансамбли.


В Кальтаджироне украшенный полихромной майоликой мост Франциска Ассизского ведет к одноименной церкви, основанной в XII веке и после землетрясения перестроенной в стиле барокко. А если подняться по ступеням, тоже, конечно, выложенным картинками из майолики (142 ступеньки различных орнаментов — иллюстрированная история города), то вы окажетесь на площади у церкви Санта Мария дель Монте. Город полон керамикой. Ею украшены многие здания, без нее не обходится ни одно публичное строение. Достаточно сказать, что даже театр и тюрьму кальтаджиронцы переделали в выставки майолики. 

В Кальтаджироне представлена одна из двух типов сицилийской майолики, характеризуемая специфическими цветовыми сочетаниями: это желтый — цвет солнца, синий — цвет неба, желтый и коричневый — цвет земли и гор, и белые фоны цвета топленого молока, позволяющие закрыть красный терракотовый черепок и проявить сочный цвет глазури. Как говорят сами сицилийцы — летом на Сицилии можно увидеть более ста оттенков коричневого и желтого. Все эти оттенки представлены на кальтаджиронской керамике, которая является настоящей майоликой — крупнопористой,  использующей низкоплавкие эмали и низко-температурный обжиг. Максимальная температура обжига сицилийской майолики — 950 градусов. Базовые температуры колеблются от 900 до 930 градусов. Как следствие, сицилийская керамика сильно цекуется — на ней образуются трещины в глазури, через который проходит влага. Но в Сицилии влага не страшна, поскольку морозов там нет и минимальная температура зимой не опускается ниже 15 градусов Цельсия.


Кальтаджиронская цветовая гамма майолики стала классической. Именно эту гамму глазурей привезли с собой итальянские мастера патриарху Никону, пригласившему их в конце XVII века для создания изразцового убранства Ново-Иерусалимского монастыря

Но и вторая гамма — красно-сине-белая — также свойственна Сицилии. Такую керамику изготавливают в городке Эриче на западном побережье острова. Сочные яркие керамические изделия — посуда, плитки, вазочки и декоры радикально красного цвета —  притягивают глаз, радуют душу, и стоят того, чтобы посетить Эриче хотя бы раз.

Сицилийцы делают не только архитектурную керамику для отделки стен и полов, которую они называют «бедной», несмотря на богатейшую роспись. Очень интересны их декоративные работы с использованием пластики — настоящей скульптуры — необыкновенные вазоны, декорированные цветами и амурами, церковная утварь, также богато украшенная сюжетная скульптура и многое другое. 

Вообще, сицилийская керамика полна не только цветовым колоритом, но и весьма экспрессивной пластикой — многочисленная керамическая скульптура Сицилии феерически темпераментна.


любленные темы сицилийских керамистов разнообразные бытовые сценки, иногда очень неприличные, например, драки между женщинами. Прекрасная работа Ваккаро Бонджованни, художника XVIII века, выставлена в региональном музее керамики в Кальтаджироне. Очень эмоциональная сценка, где все персонажи застыли в различных позах: старуха тянет за волосы кричащую молодую женщину, на которую нападает другая женщина, с сидящей на ней и кусающей третьей женщиной. Накал эмоций и страстей зашкаливает, лица искривлены, волосы разметаны, движение рук и складок тканей подчеркивают напряжение сцены. Прекрасная миниатюра с изумительно проработанными деталями — настоящий шедевр скульптурный керамики Сицилии. 

Начало подобным скульптурам положила традиция изготовления керамических рождественских яслей — презепе — также представленных в музее. Вообще, керамическая скульптура Сицилии часто посвящена религиозным праздникам и имеет культовое назначение. Образчики раковин для святой воды и благовоний представлены все в том же музее и продолжают изготавливаться современными керамистами для продажи в качестве сувениров. 

Тонкость проработки деталей на этих работах впечатляет, особенно учитывая, что терракотовая глина — это не фарфор, она грубее и хуже поддается обработке. А кроме того, терракота капризна в сушке и обжиге, поэтому большие вещи из нее делать сложно.


м не менее, крупные вазоны в виде парных голов — стали своего рода символом Сицилии и им предшествует довольно любопытная легенда из периода сарацинского владычества на Сицилии. Якобы некий сарацинский военачальник уличил свою любимую жену в неверности, да и отрубил голову ей и ее любовнику. И выставил эти головы на видное место в своем дворце. А через несколько дней заказал мастерам-керамистам сделать вазы со слепков этих голов, чтобы во веки веков все помнили, что случается с предателями. 

Сейчас на Сицилии работает множество студий керамики, что неудивительно, поскольку в Кальтаджироне существует учебное заведение, обучающее в течении пяти лет не только ремесленным основам керамики, но и классическим дисциплинам — рисунку, живописи, композиции, истории искусств. Возможно поэтому сицилийская керамическая скульптура столь хороша — она изящна, колоритна и очень профессиональна. 

Благодарим за чудесную экскурсию по Кальтаджироне нашего гида Акутину Анну, а также, художника-керамиста из Кальтаджироне Кузумано Джакомо, познакомившего нас с чудесными современными образцами сицилийской керамики. 

Специфическая архитектура центральной Сицилии. Кальтаджироне

Керамические барельефы со сфинксами. Кальтаджироне
Майоликовый вазон с барельефными бытовыми сценами. Кальтажироне.
Майоликовые ступеньки лестницы церкви Санта Мария дель Монте
Майоликовый пол
Керамика Эриче
Сицилийская керамика
Керамический вазон для святой воды

Скульптура Ваккаро Бонджованни
Сицилийский вазон в форме головы сарацина

Источник: www.russian-mayolica.ru

    Пожалуй,самое знаменитое сицилийское ремесло – керамика. Официально на Сицилии два города керамики – Кальтаджироне и Санто Стефано ди Камастра, первый находится практически в центральной части острова в провинции Катании,а второй на северном,то бишь тирренском побережье. Не будучи большим специалистом по керамике, не могу сказать,чем точно отличаются керамики, производимые в этих городах, скорее всего,цветовой гаммой и узором.

  У города Кальтаджироне даже в названии присутствует упоминание о керамике, что свидетельствует о том,что промысел уходит корнями в глубину веков. В переводе с арабского Кальтаджироне –  "город ваз".

   В настоящее время мастерских в городе много, их не надо искать, достаточно въехать или войти в центральную часть города, чтобы начать экскурсионную прогулку, заходя во все понравившиеся бутики.


рамика здесь на разный вкус и на разный кошелёк: можно купить небольшой памятный сувенир в виде плитки или в виде животного, солонку, сахарницу, ложку-подставку или бутылочки для масла и уксуса; а можно выбрать и что-нибудь более значительное – большое расписное блюдо, которое можно как поставить на стол, так  и повесить на стену, настольную лампу с расписной керамической ножкой, различной формы кувшины и вазы. Стоимость изделий, как я уже говорила, весьма разнится в зависимости от разработанности рисунка изделия: более сложный симметричный рисунок стоит дороже. Стоимость дорогих ваз может достигать 150 – 200 евро ( мею в виду вазы средних размеров,то есть те,которые можно поставить на стол, в сервант ), но есть смысл,как обычно,поторговаться.
   Очень популярны керамические ангелы, вот они,как правило,ужасны: с кривыми одутловатыми лицами и рахитичными ножками. Тем не менее ангел популярен не только среди мастеров,но и среди обывателей: редкое сицилийское жилище не располагает хотя бы парой этих глиняных существ. Конечно, нельзя обойти вниманием мадон и отцов Пиев – это тоже очень популярные и, к сожалению, востребованные изделия. 
  Хочу обратить внимание на такой факт: при всём моём уважении к гончарному мастерству, замечу, что очень многие изделия, к сожалению,сделаны на "скорую руку" с целью скорейшего сбыта наивным туристам. Иной раз смотрю я на такие изделия и думаю "ей-Богу, сама бы лучше сделала!" Поэтому советую в случае, если вы намерены действительно приобрести керамику, посетить как можно больше лавочек и выбрать действительно "ваше" изделие,причём,скорее всего это изделие будет стоить чуть дороже тех, пакьяных,но советую не скупиться в таком случае на разницу в 20-30 евро: всё-таки это сувенир на всю жизнь!
  Ещё одно симпатичное изделие и,кстати,хороший подарок друзьям, коллегам и родственникам – терракоттовые человечки. Изделия бывают нескольких типов: одинокий терракотовый деятель,например,врач, плотник или нотариус, или девушка с фруктами; бывают и целые терракоттовые сюжеты,например,пара рыбаков вытягивает лодку из моря, семейная сцена с матушкой,батюшкой и детишками, сцена в мясной или рыбной лавке, и т.д. Правда,и здесь замечу, что изделия 100 -120 – летней давности, которые можно наблюдать либо у кого-нибудь дома, либо в музеях разных частей о-ва,на мой взгляд,несомненно,лучше.Причём, лучше всё: обработка первичного материала, краски, разработанность деталей – выражение лица, положения тела, элементов одежды. Видимо, раньше все изделия были менее серийными, в каждое художник вкладывал больше любви и мастерства. Ничего не поделаешь: в наши дни всё становиться более серийным, одинаковым и менее долговечным.

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Источник: sicilife.livejournal.com

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Та самая лестница. 142 ступени, каждая плитка которой расписана, и роспись нигде не повторяется. Вид с нее открывается потрясающий.

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Опять вывеска отеля:

Сицилийская керамика

В продаже можно найти номерки и плитки, чтобы прицепить к своему дому. (Почему я не взяла себе эти циферкииии???)

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Это кровать в гостинице. Ну как не украсить изголовье, а?

Сицилийская керамика

Сицилийская керамика

Котятки:

Сицилийская керамика

Писать имя на каких-то не керамических табличках? Как можно! (Дверь в квартиру)

Сицилийская керамика

Очень мне понравились образцы мебели, где дерево сочетается с керамикой. Вот, к примеру, зеркало:

Сицилийская керамика

Все лавки просто изобилуют всевозможной посудой. Я с собой привезла пол-чемодана. ГГГгг

Сицилийская керамика

Такие шишечки часто встречаются на балконах, эдакие завершения перил. А тут просто украшает фасад:

Сицилийская керамика

Царство тарелок:

Сицилийская керамика
Разбирая свои фотографии из путешествия по Сицилии, я внезапно поняла, что вырисовывается целая серия про керамику. А красотой обязательно нужно делиться! Поэтому предлагаю этим постом открыть новый тег — inspiration. В него можно выкладывать фотографии или сканы всего, что вдохновляет вас на творческие подвиги, хорошие примеры и качественные образцы. Рисунки, графические эксперименты, живопись, керамика или батик, неважно! Главное, чтобы это не оставляло людей равнодушными. Чтобы просмотра хотелось взяться за кисть и сделать что-то своими руками!

Итак:)

Больше всего в заграничных путешествиях мне нравится смотреть на красоту по сторонам. Она везде! Ее не ломают. Она стоит там веками, ее облагораживают, холят и лелеют. Даже если это такая хрупкая штука, как керамика.
При этом кажется, что все европейцы рождаются с встроенным чувством вкуса. Хотя, конечно же, это не так. Его воспитывают, глядя на прекрасные образцы с младенчества.
Наверное этого мне так не хватает в Москве. Просто идти по улице и увидеть на стене керамическую вывеску, шишечку на балконе, наступать на лестницу, расписанную снизу доверху. 
Впрочем, смотрите сами, что я вам рассказываю. Большинство фотографий сделано в потрясающем городе на о. Сицилия – Кальтаджироне. 

Вывески:

462.68 КБ

Источник: colormondays-ru.livejournal.com

Dolce & Gabbana

керамика кальтаджироне, сицилийская керамика

Источник: www.livemaster.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.