Сиена площадь дель кампо


Возвращаемся из Израиля обратно в Италии. На этот раз мы уедем из Флоренции и отправимся в Сиену – прогуляемся по одной из самых красивых средневековых площадей Европы и полюбуемся потрясающими мозаиками сиенского Дуомо. Ну и немного походим по различным контрадам города.

Сиена площадь дель кампо

Начнем с главной площади

Сиена площадь дель кампо

Площадь в Сиене сто процентов одна из самых красивых площадей, что я видел. Конечно Пьяцца дель Дуомо во Флоренции впечатляет не меньше – http://lorien22.livejournal.com/279984.html, или Сан Марко в Венеции, но Пьяцца дель Кампо – это лига в себе. Имеющимся у меня в те годы фотоаппаратом я не мог сделать хороший панорамный снимок, поэтому придется по частям. Палаццо Публико

Сиена площадь дель кампо

Башня Торре дель Манджа

Сиена площадь дель кампо

Артистичный снимок. Потому что без него никуда.


Сиена площадь дель кампо

Я на площади Пьяцца дель Кампо. Потому что мне очень нравится этот снимок.

Сиена площадь дель кампо

А теперь перейдем к собору. В год, когда я был в Сиене весь фасад был в лесах (я так понимаю, что у него это перманентное состояние), поэтому пришлось фотографировать со стороны.

Сиена площадь дель кампо

Собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии был построен в начале XIII века. Это главная церковь Сиенской республики и важнейший памятник итальянской готики. Купол, который мы видим на фотографии построил позднее Джованни Лоренцо Бернини, величайший итальянский архитектор эпохи Ренессанса (он же ответственный за проектирование ватиканской площади). Но самое красивое в соборе на мой взгляд – это мозаичный пол.

Сиена площадь дель кампо

Убитые Иродом младенцы. Реалистичненько

Сиена площадь дель кампо

Не знаю, кого это они там убили (женский Иисус чтоле?), но выглядит не менее реалистично)

Сиена площадь дель кампо

По полу, кстати, ходит нельзя. Итальянцы обнесли его оградой и показывают туристам за деньги – причем немалые. А еще говорят, что евреи самая практичная нация в мире))


Сиена площадь дель кампо

Мой любимый фрагмент мозаики – собака пожимает лапу льву!

Сиена площадь дель кампо

Ну и без Данте, естественно, никак нельзя)

Сиена площадь дель кампо

Без всякой связи с мозаикой, "внутренний" интерьер собора отделан безумно красиво. К сожалению фотки совсем не получились.

Сиена площадь дель кампо

Еще внутри есть много прекрасных скульптур, в том числе работы Донателло. Вот например Св. Иероним все того-же Бернини, который кроме как быть архитектором, еще был и скульптором от бога

Сиена площадь дель кампо

Есть кстати церковь в Иерусалиме – Эколь Библик, или Базилика св. Стефана Первомученика – которая очень напоминает сиенский собор – http://lorien22.livejournal.com/262507.html. Обычно она закрыта для посетителей, но можно туда пробраться в день открытых дверей, что я и сделал). Там же я писал, что сиенский Дуомо считаю самым красивым. С ним не сравнится ни Кельнский, про который я еще не писал, несмотря на то, что с ним у меня связана очень личная история – http://lorien22.livejournal.com/269584.html, ни Вормский – http://lorien22.livejournal.com/273573.html, ни Шпайерский – http://lorien22.livejournal.com/272444.html, ни кафедральный в Тампере даже несмотря на работы Хуго Симберга и Раненного Ангела – http://lorien22.livejournal.com/251054.html. Ни все остальные по Европе.


Сиена площадь дель кампо

Выходим из собора и немного осмотрим окрестности. Улитка – символ одной из семнадцати контрад Сиены.

Сиена площадь дель кампо

Контрады в Сиене сложились в Средние Века. Их основная задача была снабжать продовольствием и пополнениями войска, которые город нанимал для защиты или для борьбы с Флоренцией. Со временем военные функции отпали, а контрады стали не только административным, но и социальным образованием. Все значимые события в жизни сиенцев: рождения, свадьбы, похороны, праздники происходят внутри родной контрады как в большой семье. У каждой контрады имеется свой музей, фонтан, площадь, крестильня, девиз, дружественная контрада и противник. Чаще всего соперниками оказываются граничащие друг с другом контрады. Вот символ другой контрады – Пантера

Сиена площадь дель кампо

Изначально было 59 контрад, но со временем их число сократилось до 17. Я не буду показывать вам все, поскольку не все нашел). Но еще одну покажу – Tartuca, или черепаха.


Сиена площадь дель кампо

Это уже не контрада, но мимо такого прекрасного борова я пройти не мог. Не Флорентийский боров конечно, но все равно. Тем более, что в этом магазине я видел самые красивые и вкусные колбасы и окорока эвер.

Сиена площадь дель кампо

Немного общих фотографий – я на фоне фонтанэ или колодцэ. Все-таки времена давние, и тогда я еще делал такие кадры

Сиена площадь дель кампо

Еще один из прекрасных сиенских соборов – базилика Сан Доменико. Также построена в XIII веке, почти в те же годы, что и Дуомо, и тоже в стиле готики, правда из красного кирпича, а не из мрамора.

Сиена площадь дель кампо

Ну и напоследок – выруливаем обратно к главной площади. Потому что все в этом городе начинается и кончается там

Сиена площадь дель кампо

Еще один кадр той прекрасной эпохи в стиле "я на фоне"

Сиена площадь дель кампо

Вот такая вот небольшая прогулка по Сиене. Есть очень много споров о том, куда выезжать в первую очередь за пределы Флоренции (да и вообще выезжать ли) – в распиаренную Пизу, в которой, на мой взгляд делать особо нечего, хотя Чудесную Площадь (Пьяцца деи Мираколи) никто не отменял, в прекрасный средневековый город башен Сан-Джиминьяно, или может быть в Лукку? Наверную все эти города следует посетить (как и еще миллион городков в Италии), но Сиену – в первую очередь и она должна быть обазятельным пунктом назначения в любой поездке по Тоскане. ИМХО, разумеется.

Источник: lorien22.livejournal.com


100 КБ
кросс-пост в Сиена площадь дель кампоitalia_province

Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

Италия, Тоскана, июль 2006
Текст был написан в конце 2006 года.
Пара слов о начале поездки
Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция
Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1, часть 2, часть 3
Пиза, часть 1, часть 2, часть 3
Сан-Миниато
Ареццо
Поджибонси
Сан-Джиминьяно
Сиена, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5
Лукка, часть 1, часть 2 и часть 3
Пистойя, часть 1, часть 2 и часть 3

100 КБ

Пьяцца дель Кампо (piazza del Campo)

Сиена оказалась городом красно-коричневого цвета –
кирпич здесь делался из местной красноватой земли,
точно так, как кирпич в Болонье – из жжено-оранжевой
болонской земли.


келанджело миновал городские ворота
и въехал на площадь дель Кампо, напоминающую
по очертаниям огромную раковину, –
на противоположной стороне высился дворец Общины,
над ним пронзала небо прекрасная и дерзкая
в своем полете башня Манджиа: от совершенства
е скульптурной пластики захватывало дух.
Обозрев чудесный фонтан работы делла Кверча,
Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы…
И. Стоун «Муки и радости»

100 КБ

100 КБ

100 КБ

Площадь Кампо (иль Кампо – так называют ее сами сиенцы) чудо как хороша: блюдечко, на плавных боках которого прямо на камнях лежат туристы – закусывая, читая, загорая (некоторые – в купальнике!), играя в карты, болтая, а некоторые даже сладко спят, прикрыв лицо картой города или путеводителем. Банально, но площадь напоминает собой приоткрытую створку раковины, по краям которой высятся величественные дворцы.

Есть мнение, что иль Кампо была выстроена на месте древнеримского форума. Красивая версия, но, по моему мнению, неправдоподобная: римское военное поселение на задворках империи было не настолько важным местом, чтобы там отстраивали форум. К тому же, сам наклонный рельеф местности мешал возведению классических римских зданий – какой уж тут форум.


м не менее, площадь была в центре внимания – здесь пересекались важнейшие городские дороги; здесь стыковались три холма, на которых лежал город; в этом же месте сходились три независимых, соперничавших друг с другом контрады – таким образом, площадь была единственной нейтральной территорией в кипевшем страстями противостояний городе. Наконец, здесь с незапамятных времен располагался городской базар – сердце (а также глаза, уши и длинный язык) любого города.

100 КБ

Кто владеет информацией – владеет миром – так решили и члены Совета Девяти, городского органа самоуправления, скупили в 1292 г. земли в округе и построили здесь новую площадь, которой суждено было стать свидетельницей важнейших событий Сиены. Поверхность площади, выложенная в 1349 г. «в елочку» красным кирпичом, разделена полосами из травертина (известкового туфа) на девять частей, расходящихся веером, каждая из которых представляет одного из членов средневекового Совета Девяти (1292-1355). Так неровности рельефа были превращены в шедевр архитектуры.

100 КБ

Напротив башни внимание привлекает Лоджия ди Мерканция, величественное здание из красного кирпича, удивительно похожее на стоящее напротив палаццо Публико. Все остальные здания, окружающие площадь, выстроены в едином стиле (арочные окна и двери) из красного кирпича, правда, они порядком обветшали и подслеповато таращатся на туристов закрытыми ставнями – солнце здесь почти целый день.


когда-то на месте этих похожих друг на дружку зданий высились башни активно друживших друг против друга знатных семейств – в Сиене XIII века их было больше 100 (тогда нам еще только предстояло увидеть, как некогда это выглядело – в городке Сан-Джиминьяно, в который мы попадем вечером). Часть башен порушили сами горожане в междоусобных войнах, часть испанцы использовали как строительный материал для цитадели. Позже по закону, принятому сиенским городским советом, облик площади был приведен, как говорится, к общему знаменателю.

100 КБ

100 КБ

Сложно сказать, откуда лучше всего снимать площадь – хороши и неожиданные ракурсы иль Кампо, когда, осмотрев весь город, выныриваешь к ней снова из неожиданного переулка и смотришь на нее снова как в первый раз, но уже в лучах заходящего солнца…

100 КБ

Palazzo Pubblico (Palazzo Comunale)

Безусловно, главным дворцом иль Кампо является Palazzo Pubblico (Общественный Дворец), где в средние века заседал Совет Девяти, а сегодня находится городской муниципалитет. Здание было построено в 1297-1342 гг. из кирпича и белого травертина, слева высится башня Торре-ди-Манджа.


основания палаццо стоит часовня Богоматери, которая была построена в 1348 г. в ознаменование окончания эпидемии чумы. Около входа во двор мы видим символ Сиены – волчицу с младенцами работы Джованни и Лоренцо ди Турино (Giovanni, Lorenzo di Turino, 1430). Оригинал из позолоченной бронзы хранится в городском музее. Вдоль первого этажа стена дворца украшена черно-белыми гербами правителей Сиены. Цвет не случаен – по легенде, сыновья Рэма, основатели Сиены, прибыли сюда на двух лошадях – черной и белой. Возле капеллы расположен вход в Двор подесты (главы городского магистрата), где по стенам с арочными окнами развешаны гербы подест. Отсюда начинается осмотр городского музея и отсюда же поднимаются на башню.

100 КБ

Итак, на первом этаже (вход со двора) палаццо Публико расположен городской музей, в котором хранятся шедевры сиенской школы XIV-XVI столетия: скульптуры, монеты, оружие, гончарные изделия и керамика, ювелирные изделия. Дальше следует Sala del Mappamondo (зал мировой карты), которую во время войн использовали как штаб-квартиру. Свое название зал получил из-за огромного деревянного диска с изображением территории Сиенской республики работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti).

Особое внимание следует уделить «Маэсте» работы Симоне Мартини Simone Martini, 1321), которая считается одним из шедевров европейской готической живописи и демонстрирует, как далеко продвинулась сиенская школа живописи 1300-хх гг.


отличие от более прославленной «Маэсты» Дуччо ди Буонисеньи (Duccio di Buoninsegna), эта Богоматерь изображена не такой каноничной (в свое время была даже выдвинута версия, что Дуччо обучался в Константинополе и оттуда перенял «византийскую» манеру живописи), и, пожалуй, более человечной. Небесный суд, что окружает Мадонну, также явился в свое время новым словом – каждый персонаж обладает своим лицом, своей позой, своим характером, в отличие от принятого ранее изображения безликой единой неподвижной толпы… На противоположной стене еще один шедевр мастера – портрет Guidoriccio da Fogliano, правителя города.

Смежной с Sala del Mappamondo является Sala della Pace, комната, где заседал Совет Девяти, правивший городом с 1292 по 1355 гг. В выстроенном ими дворце члены Совета никогда не жили, а только проводили собрания. На трех стенах комнаты – знаменитый цикл фресок Allegoria del Buono e del Cattivo Governo (изображающие хорошее и плохое правительство) работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti). В музее также можно посмотреть на Залы деи Пиластри и дель Кончисторо, и на работы таких сиенских живописцев, как Pietro Lorenzetti, Spinello Aretino, Taddeo di Bartolo, Domenico Beccafumi.

100 КБ

Torre del Mangia

100 КБ

Рядом с палаццо Публико высоко в воздухе парит 102-метровая башня Torre del Mangia. Говорят, что по высоте башня равна Дуомо, что должно было подчеркнуть равенство церковной и светской властей. Правда, 102 метра – это вместе с громоотводом, который, вероятно, был построен несколько позже Преодолев 332 ступеньки, вы сможете насладиться панорамой города, которого как будто не коснулось время. Своим именем башня, обязана своему первому владельцу, Джованни Бальдуччо (Giovanni di Balduccio), прозванного «il mangiaguadagni», транжирой-чревоугодником. Возведена башня была в 1325-1348 гг. братьями Франческо и Муччо ди Ринальдо (Francesco, Muccio di Rinaldo), а белое навершие из белого травертина приписывают Агостино ди Джованни (Agostino di Giovanni). Рассказывают, что по средневековому обычаю «на удачу» в фундамент замурованы монеты, а по другому поверью, под каждым углом башни лежат камни с латинскими и еврейскими письменами – якобы это отвращает от башни грозы. Громоотвод оказался все же более надежным средством защиты На вершине башни с 1666 г. висит колокол по имени Sunto, весящий 6764 килограммов.

100 КБ

У подножия башни стоят несколько русскоязычных групп, гиды которых, как обычно, несут несусветную чушь. По одной услышанной мной версии, башня получила свое имя потому, что «в эту башню был посажен и долгое время там находился самый злостный кредитор-процентщик, которому вся Сиена должна была денег. Там он однажды и умер, поэтому стали говорить, что его “съела” башня». По второй, еще более забавной, башня была названа в честь своего звонаря по фамилии Mangia. Интересно, где этих гидов готовят.

Fonte Gaia

100 КБ

На залитой солнцем блюдечке иль Кампо внезапно видишь фонтан, в котором нежно зеленеет вода. К источнику приникли все – и дети, что только что бегали по площади, и туристы, набиращие воду в походные бутылки из двух питьевых колонок, и птицы, сидящие на головах волчиц (куда же без них!), что лежат по периметру всего бассейна. Это Фонте Гайя, или Источник радости, который имеет весьма интересную историю. В 1342 году сиенцы завершили восьмилетнее строительство многомильного городского водопровода и ирригационной системы полей, окружавших город, и в конечной точке системы орошения построили на этом месте фонтан. История умалчивает, чем он не угодил горожанам, но в 1419 г. на месте старого фонтана Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) построил новый фонтан, ставший шедевром итальянской скульптуры, символизировавшим переход от готики к ренессансу. Мастер совершил настоящий прорыв в искусстве – впервые со времен античности изобразив в публичном месте две обнаженные женские фигуры, которые не были ни Евами, ни кающимися грешницами – мать и кормилицу Ромула и Рэма, основателей Рима. Спустя четыреста с лишним лет обе статуи, располагавшиеся по краям фонтана, показались отцам города слишком языческими или слишком обнаженными, и в 1858 г. Тито Сарроччи (Tito Sarrocchi) сделал копию фонтана – но без этих статуй. Подлинное твоение делла Кверча хранится по сей день в музее Оспедале ди Санта Мария делла Скала (Ospedale di St. Maria della Scala).

От иль Кампо по Виа ди Чита (via di Citta) можно придти к Дуомо. Но нельзя пройти мимо громады палаццо Сарачини (Saracini), каменного, с отделкой кирпичом. Это здание в стиле сиенской готики было построено в XIV веке. Рядом возвышается грандиозное Палаццо Пикколомини (palazzo Piccolomini) – наиболее совершенный пример архитектуры флорентийского Возрождения (кстати, палаццо Пикколомини в Сиене целых два – одно там, где я только что описала, и второе по другую сторону от Кампо, возле университета Сиены).

Продолжение следует.

Италия, Тоскана, июль 2006
Пара слов о начале поездки
Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция
Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1, часть 2, часть 3
Пиза, часть 1, часть 2, часть 3
Сан-Миниато
Ареццо
Поджибонси
Сан-Джиминьяно
Сиена, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5
Лукка, часть 1, часть 2 и часть 3
Пистойя, часть 1, часть 2 и часть 3

Картинки из Флоренции
Поджо а Каяно
Поправки и дополнения к путеводителю “Афиша” о Флоренции
Полезное по Тоскане

***

Италия на фоне портков на веревочке
Что посмотреть вокруг Рима
Однодневные поездки из Рима
Музеи Италии
Напоминалка об Италии
Содержание последних рассказов (в т.ч. об Италии)
Книги об Италии
Такс-фри: общие правила и частности
Копилки полезных ссылок по странам Европы

Виза
Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

Транспорт
Железные дороги Италии
Как добраться от аэропорта до города: Рим, Милан, Римини
Бронирование билетов на Easyjet по инету-пошагово со скриншотами

Где жить: отели, дома, апартаменты
Вопросы по бронированию отелей
Письмо в отель на итальянском

Отели из этой поездки
Best Western Universo 4*, Рим
Ludovisi Palace, 4*, Рим
Терни, Valentino, 4*
Перуджа, Sangallo Palace Hotel, 4*

Рассказы друзей

(с) Arial
Я бы хотел быть чайкой, живущей в Венеции
FAQ по Венеции – его же монументальный труд
Фото Ареццо и Кортоны
Верона: на лавке в обнимку с Джульеттой
Казерта
Капри: ноги моей там больше не будет!
Пиза vs Лукка
Бурано
Виченца

(с) Micktrik
Поджо а Каяно

(c) AlinaT
Италия, южная Тоскана. Часть 1. Природа и отель.
Италия, южная Тоскана. Часть 2. Питильяно.
Италия, южная Тоскана. Часть 3. Сатурния, Поджио Мурелла и Сована.
Италия, южная Тоскана. Часть 4. Сорано и Витоцца.
Италия, южная Тоскана. Часть 5. Лацио, Капалбио и Монте Аржентарио
Италия. Часть 6. Рим.
Италия. Нерола, Витербо, Губбио, водопад Марморе и др.
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Ч. I. Общие вопросы
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть II
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть III
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть IV

Источник: nat-ka.livejournal.com

Сиена — город с древнейшей культурной традицией; местный университет основан 775 лет назад, а кроме него в городе есть престижная Музыкальная академия Киджи, Университет для иностранцев, Академия наук Сиены и Академия Интронати. Здесь каждый камень имеет многовековую историю; атмосфера Сиены уникальна, потому что её жители сохранили живые традиции предков — прежде всего те из них, что связаны с праздничными скачками Палио, событием, которое сиенцы каждый год проводят с неизменной энергией и энтузиазмом.

 

История

Вид на исторический центр Сиены / Shutterstock.com

Первоначально на месте Сиены находилось поселение этрусков. Древние римляне основали здесь колонию под названием Сена-Юлия. В средние века Сиена — крупный и важный город; сначала её захватывают лонгобарды, затем — Каролинги; с IX по XI вв. городом управляет епископ, а в 1147 г. он становится свободной коммуной и начинает прибирать к рукам соседние земли. Эта захватническая политика с неизбежностью ведёт к противостоянию с Флоренцией; война между двумя городами то возобновляется, то прерывается вплоть до 1555 г., когда после долгой осады флорентийцы берут Сиену штурмом, в результате чего город теряет свою самостоятельность и входит в состав Великого Герцогства Тосканского, оставаясь его частью вплоть до присоединения к Итальянскому королевству в 1861 г.

 

Что посмотреть

Площадь пьяцца-дель-Кампо

Пьяцца-дель-Кампо © pisaphotography / Shutterstock.com

Эта площадь издавна была и остаётся местом встреч сиенцев и ареной главного события местной жизни — Палио. Она имеет необычную форму раковины и входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пьяцца-дель-Кампо — сердце Сиены; именно здесь расположены важнейшие памятники её славного средневекового прошлого.

 

Палаццо-Пубблико и башня Торре-дель-Манджа

Палаццо-Пубблико / Shutterstock.com

Палаццо-Пубблико на пьяцца-дель-Кампо — это главное здание Сиены, где когда-то размещались городские власти сначала сеньоры, затем подеста, а начиная с конца XIII в. — Совет Девяти). Поскольку в течение своего шестимесячного правления девять членов Совета не имели права покидать здание дворца, они достроили балкон, обращённый в сторону площади пьяцца-Меркато — так называемую «Лоджию Девяти», — чтобы иметь возможность «подышать воздухом».

Башня Торре-дель-Манджа / Shutterstock.com

Сегодня в здании находится городской музей (Museo Civico), где выставляются такие шедевры, как «Маэста» и «Гвидориччо да Фольяно» Симоне Мартини, великого художника сиенской школы, или цикл Амброджо Лоренцетти «О хорошем и дурном правлении».

Башня Торре-дель-Манджа, символ величия Сиены, является частью дворцового комплекса. Башню строили с 1338 по 1348 гг.; её отличает лёгкая и изящная архитектура: кирпичный корпус венчает каменное завершение и звонница. Название же колокольни восходит к первому звонарю, прозванному Манджагваданьи (что буквально переводится как «проедатель заработков» — звонарь якобы любил хорошо поесть). С башни открываются великолепные виды на город, оттуда можно охватить взглядом весь его исторический центр.

 

Кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта и крипта

Кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта / Shutterstock.com

Сиенский Дуомо (или собор Санта-Мария-Ассунта) находится на одноимённой площади , расположенной выше Пьяцца-дель-Кампо. Это великолепное здание в готическом стиле, украшенное множеством шедевров таких мастеров, как Донателло, Пизано и Микеланджело, а также фресками знаменитого Пинтуриккьо. Собор настолько потрясает своей красотой, что уже при взгляде снаружи производит глубочайшее впечатление.

Здание строилось с 1214 по 1263 гг. и имеет в плане латинский крест; оно увенчано не слишком выступающим куполом, а рядом высится колокольня. И экстерьер, и интерьер отделаны блоками белого мрамора, которые чередуются с более тонкими полосами чёрно-зеленоватого цвета — это цвета Сиены.

В невероятной красоты интерьере собора колонны воспроизводят мотив чередования белого и чёрного мрамора. Подняв взгляд, вы увидите бюсты сиенских религиозных деятелей прошлого.

Пол также заслуживает внимание: именно здесь вы обнаружите самые поразительные произведения искусства во всём соборе. Целых 56 сцен, высеченных в мраморе между 1369 и 1547 гг. сорока крупнейшими художниками того времени — сиенцами по происхождению, за исключением Бернардино ди Бетто, более известного как Пинтуриккио (он был родом из Умбрии). Для окончания работ потребовалось около 600 лет: последняя панель была завершена в 1800 г.

Интерьер собора Санта-Мария-Ассунта © Eddy Galeotti / Shutterstock.com

В центральной части здания, в левом трансепте, можно увидеть потрясающее «Избиение младенцев» Маттео ди Джованни (1481 г.). Художник был одержим этой темой и создал в Сиене сразу несколько картин на этот сюжет: в Палаццо-Пубблико и в церкви Санта-Мария-дей-Серви.

Пинтуриккьо. Интерьер Библиотеки Пикколомини © Anilah / Shutterstock.com

Среди других шедевров собора необходимо назвать великолепный баптистерий работы Донателло справа от Библиотеки Пикколомини, готическую розу Дуччо Буонинсеньи и мраморный амвон Никола Пизано.

Обязательно загляните в крипту под главным зданием собора. Здесь сохранились невероятные фрески сиенской школы XIII в. со сценами из Ветхного и Нового Завета.

 

Библиотека Пикколомини

Пинтуриккьо. Потолок Библиотеки Пикколомини / Shutterstock.com

Внутри Сиенского собора таится ещё одно сокровище несравненной красоты — Библиотека Пикколомини. Она создана в 1492 г. по воле кардинала Франческо Пикколомини Тодескини с тем, чтобы разместить в ней собрание ценных книг папы римского Пия II (в миру — Энеа Сильвио Пикколомини), и украшена великолепными фресками Пинтуриккио (начало XVI в.), которые рассказывают о жизни понтифика. Здесь хранятся большие антифонарии (обиходные книги) с миниатюрами XV-XVI вв.

Стены разделены на 10 сцен с самыми важными событиями в биографии Пия II: назначение посланником европейских дворов, момент, когда он приветствует нового императора и когда представляет Элеонору Фридриху III, получение кардинальского, а затем и папского сана, и многое другое.

Пинтуриккьо. Библиотека Пикколомини. Деталь / Shutterstock.com

Потолок расписан великолепными фресками: главный прямоугольник и половина свода окрашены в синий, красный и золотой цвета с фресками в стиле гротеск. Фамильный герб, как и полагается, расположен в центре; но если поискать полумесяц во всём зале и на фресках, вы внезапно обнаружите, что он здесь буквально повсюду.

 

Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий построен в 1316-1325 гг. у основания апсиды собора. Неоконченный фасад относится ко второй половине XIV в. Интерьер, завершённый в 1325 г., был дополнен замечательной скульптурой и живописью в последующем столетии.

Баптистерий Сан-Джованни © mikestravelguide.com

Самое значительное произведение искусства, которое хранится в баптистерии, — это, вне всякого сомнения, знаменитая купель — шедевр раннего тосканского Возрождения, созданный по проекту, который приписывают Якопо делла Кверча. Шестиугольная купель украшена панелями из позолоченной бронзы со сценами из жизни святого Иоанна Крестителя работы всё того же делла Кверча, а также Турино ди Сано, Джованни ди Турино, Лоренцо Гиберти и Донателло. Между панелями располагаются статуи с аллегориями добродетелей (Вера и Надежда — дело рук Донателло, остальные принадлежат Джованни ди Турино и Горо ди Нероччо). Дароносица украшена четырьмя музицирующими ангелами из бронзы работы Донателло и ди Турино и барельефами делла Кверча, а выше помещается статуэтка Крестителя. Среди других важных произведений искусства в баптистерии можно отметить статуи школы Джованни Пизано, триптих с Мадонной, святыми и сценами из жития святого Стефана Андреа Ванни и Джванни ди Паоло, а также фрески Веккьетты с атрибутами веры.

 

Палаццо-Толомеи

Палаццо-Толомеи © panoramio.com

Палаццо-Толомеи — это старинное здание на одноимённой площади, поблизости от главной улицы Сиены. Род Толомеи обосновался в Италии после похода Карла Великого, и в Сиене это семейство одним из первых сделало себе состояние в банковском деле, сделавшись могущественной силой. Толомеи владели башнями и замками на территории между Монтаньола-Сенезе и Мареммой.

В этой части Сиены, которая тогда находилась вне городских стен, этот род в XI-XII вв. имел замок, который свидетельствовал об их благосостоянии на тот момент. Нынешнее здание начали строить в 1205 г., что делает его древнейшей частной резиденцией, сохранившейся в Сиене; правда, верхние этажи дворца переделали после 1267 г., когда здание едва ли не разрушили гибеллины. В 1277 г. дом Толомеи стойко перенёс пожар; в 1971 г. его отреставрировали, и сейчас здесь офис флорентийского банка Cassa di Risparmio di Firenze.

Фасад палаццо из серого камня обнажает его типичные для XIII в. очертания: два этажа находятся на почтительном расстоянии друг от друга и разделены профилем, а два ряда по пять элегантных окон-бифор с арочками и сквозными отверстиями в форме трелистника облегчают массивный фасад.

 

Палаццо Салимбени

Палаццо Салимбени © Ellie King / Flickr.com

Палаццо-Салимбени стоит в глубине одноимённой площади. Его готическое здание построено в XIV-XV вв., а в 1879 г. оно было отреставрировано и достроено в неоготическом стиле Джузеппе Партини. Внушительное сооружение сегодня является главным офисом банка Монте-дей-Паски — одного из главных кредитных учреждений Италии, образованного в 1624 г. на основе Монте-Пио, в свою очередь возводящего свою историю к 1472 г.

Название банка связано с тем, что в качестве гарантии своих операций он брал доходы с пастбищ сиенской Мареммы, которые тогда назывались «паски» и принадлежали государству.

Трёхэтажное здание предваряется лестницей; основные элементы фасада — изящный портал с сиенской аркой, элегантные окна-трифоры в третьем этаже, вписанные в стрельчатые арки, и внушительных размеров карниз с арочками и зубцами.

В здании сохранились фрагменты древних складов Салимбени и драгоценный исторический архив банка, в котором есть работы Пьетро Лоренцетти, Сассетты, Якопо делла Кверча, Доменико Беккафуми, Риччо, Рутилио Манетти и Алессандро Франки.

 

Санта-Мария-делла-Скала

Санта-Мария-делла-Скала / Flickr.com

Больничный комплекс Санта-Мария-делла-Скала — это прежде всего один из первых госпиталей Европы, где принимали паломников, шедших по Дороге франков, и помогали бедным и брошенным детям.

Здание расположено в сердце Сиены, напротив собора, и в нём невероятным образом сохранились в целости свидетельства тысячелетней истории, включая эпоху этрусков и римлян, средние века и Ренессанс.

В этом комплексе смешиваются в единое целое изображения этрусков, усталых паломников, путников и больных, благородных господ, византийских императоров, брошенных детей и молящихся братьев. Всё это распределено по монументальным помещениям и узким коридорам, где то и дело можно неожиданно обнаружить фрески с историями из жизни, тёмные крипты, переходы, высеченные в туфе, и огромные пространства с кирпичными сводами.

Доменико ди Бартоло, отделение для паломников в Санта-Мария-делла-Скала © Wikimedia Commons

Самые важные части огромного комплекса — это отделение для паломников (Pellegrinaio), старая сакристия (la Sagrestia Vecchia) с росписями Лоренцо Веккьетты, Капелла-дель-Манто (Cappella del Manto) с люнетом Доменико Беккафуми, Капелла Мадонны (Cappella della Madonna) и церковь Сантиссима-Аннунциата (chiesa della Santissima Annunziata). Кроме того, здесь проходит множество временных выставок.

 

Национальная картинная галерея (Pinacoteca Nazionale)

Дуччо ди Буонинсенья. Полиптих №28 в Национальной картинной галерее Сиены © Wikimedia Commons

В грандиозной Национальной картинной галерее можно совершить путешествие в историю сиенской живописи с XIII по XVII вв. Её собрание — одна из самых богатых коллекций искусства Средневековья и Ренессанса во всей Тоскане. Здание галереи — позднеготическое палаццо Бонсиньори (первая половина XV в.). Разумеется, именно здесь в наибольшем масштабе представлена сиенская школа живописи. Речь прежде всего о XIV-XV вв., но в коллекции есть и шедевры эпохи маньеризма и барокко. Из представленных в собрании художников можно назвать Дуччо ди Буонинсенью, Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло, Доменико Беккафуми.

 

Палио

Палио в Сиене © Migel / Shutterstock.com

Сиена неразрывано связана со своим главным праздником — Палио, одним из самых известных исторических конных состязаний в мире. Оно проходит дважды — 2 июля и 16 августа — среди ярких цветов, пёстрой толпы, криков, на покрытой туфом главной площади города. Наездники, скачущие на лошадях без седла, бросают друг другу вызов в гонке, которая длится меньше минуты. Сиенцы ждут этого события весь год, относясь к своей истории со страстью и огромным уважением. Игра превращается в настоящую жизнь, где чередуются радость и горе, где есть место отваге и интригам, верности и предательству. Скачки включают в себя три круга вокруг площади по дорожке из туфа, проложенной по верхнему кольцу площади, нависающему над раковинообразным углублением. Стартуют всадники от участка, разграниченного двумя канатами (он называется «Мосса»); порядок лошадей на старте определяет жребий. Побеждает та контрада, чья лошадь пробежит три круга первой — со всадником или без.

 

Кухня

Сиенская кухня включает в себя традиционные тосканские блюда (овощной суп риболлита, запечённая свинина ариста, фасоль «алл-учеллетто»), которые здесь часто трактуют на свой лад, обильно сдабривая чесноком и душистыми травами вроде мяты и эстрагона.

Сиенские пичи © foodfrankly.com

Классическая сиенская паста — это «пичи»; похожие на спагетти макароны делают вручную, причём в длину они могут достигать аж трёх метров. «Современный» рецепт предписывает использовать яйца для приготовления теста, однако некогда эта паста была традиционной едой бедных крестьян, которые делали тесто из одной только муки да воды. Едят пичи на первое с рагу (из утки, дичи и т.п.) или с томатно-чесночным соусом («пичи алл-альоне»).

Среди мясных деликатесов почётное место принадлежит прошутто и салями из мяса свиней породы Чинта-Сенезе, которые отличаются белой полосой в верхней части тела. Это деревенская порода с древним происхождением (её разводили ещё в средние века); растят её на свободе или в полусвободном состоянии. Охраной и продвижением этой породы занимается Консорциум компании Чинта-Сенезе.

Чинта-Сенезе © cinellicolombini.it

Также Сиена и её окрестности знамениты своими сырами. Самые известные из них — это «мардзолино», качотта краткой выдержки из овечьего молока, и пекорино «делле-Крете-сенези», овечий сыр, который делают в местности с тощими почвами и обилием душистых трав (дикая мята, тимьян, индау и др.), благодаря чему молоко получается особенно ярким на вкус. Помимо типа пастбища и навыков мастеров-сыроваров, важное значение имеет полное отсутствие молочных ферментов в производстве сыра, отчего он медленно созревает и приобретает несравненный вкус.

Район производства Брунелло ди Монтальчино / Shutterstock.com

С вином у вас в Сиене если и будут какие-либо проблемы, то только проблема выбора. В сиенской провинции каждый год производится порядка 750 000 гектолитров вина. Большая часть приходится на пять защищённых наименований категории DOCG (Брунелло ди Монтальчино, Кьянти Классико, Кьянти Колли Сенези, Кьянти DOCG, Верначча ди Сан-Джиминьяно) и 12 наименований категории DOC, которые производятся на этих землях.

Источник: latuaitalia.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.