Римские катакомбы искусство первых христиан


Катакомбы

Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более, чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).

Аппиева дорога
Аппиева дорога / Артур Джон Стратт, 1858 год

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км — это около 750 000 захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria — святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление).


Аппиева дорога
Аппиева дорога

Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.

Гробница Цецилии Метеллы
Аппиева дорога. Гробница Цецилии Метеллы

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев.


Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».

Гробница Илария Фуска
Аппиева дорога. Гробница Илария Фуска

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи».

Катакомбы

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:


Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь.

Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты. И хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, через означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий.

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Катакомбы

Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.


Катакомбы Святого Каллиста
Катакомбы Святого Каллиста

На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и тому подобное. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений, в одних только катакомбах Святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.

Катакомбы Святой Агнессы
Катакомбы Святой Агнессы

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: «bi-shalom», «bi-adonai».


Кстати, этот «труд» горгулий породил несколько забавных поговорок. По сей день во Франции о безнадежных пьяницах говорят, что «он пьет как горгулья», или же «он пьет столько, что, глядя на него, горгулья умрет от зависти».

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. В их обязанности также входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Катакомбы

Наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах являлись ниши — локулы, дословно «местечки». Они выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров. Под невысокими глухими арками в стене, называющимися аркосолиями, в гробницах помещали останки усопших. Надгробные плиты использовали как алтари при совершении литургии.


Катакомбы

С IV века катакомбы начинают утрачивать своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.

Титулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите
Титулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, Италия

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Катакомбы


Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

В конце IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекратились, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забыли.

Катакомбы

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.


Катакомбы Святого Себастьяна
Катакомбы Святого Себастьяна

Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио, который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.

Катакомбы Домитиллы
Катакомбы Домитиллы

Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них считаются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.

Катакомбы
Катакомбы Присциллы


Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Катакомбы

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений. К другим распространённым в катакомбах символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, относятся:

  • якорь — образ надежды (является опорой корабля в море);
  • голубь — символ Святого Духа;
  • феникс — символ воскресения;
  • орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
  • павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);
  • петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);
  • агнец — символ Иисуса Христа;
  • лев — символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь — символ вечного мира;
  • лилия — символ чистоты;
  • виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Фрески

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря. Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Катакомбы

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах — Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие — острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

Источник: oursociety.ru

Другие статьи по теме:

  • Мистические надписи в средневековом склепе
  • Артефакты истории: следы арктической прародины на Кольском полуострове
  • Пещера Сивиллы — вход в иной мир?
  • Город мёртвых Цой-Педе
  • Царский курган в Крыму
  • Тисульская принцесса — спящая красавица
  • Кой-Крылган-Кала — таинственное древнее сооружение в Узбекистане

Источник: mirtayn.ru

1_1275903305

Уже в I в. в Риме появляются катакомбы — подземные кладбища христиан.
Слово «катакомбы» произошло от греческих слов «ката кюмбэн» (около углубления) и вошло в употребление в III—IV вв.; император Максенций в начале IV в. построил цирк около понижения местности у Аппиевой дороги, на третьей, миле от Рима, недалеко от круглого мавзолея Цецилии Метеллы”. Подземное кладбище христиан возникло здесь еще в III в., и на него перешло название местности (впоследствии наименование «катакомбы» распространилось на все подземные христианские кладбища).

3_1275903305

Богородица с младенцем и пророком (Катакомбы Присциллы)
Богородица с младенцем и пророком (Катакомбы Присциллы)

Самыми древними являются катакомбы Присциллы на Салариевой дороге и Домициллы на Ардеатинской дороге. Они носят имена знатных римлянок-христианок I в. Согласно христианской традиции Присцилла, мать сенатора Пудента, в своем доме на Виминале принимала апостола Петра, первого главу римской христианской общины, казненного в 64 или 67 г.

Евхаристия (Катакомбы Присциллы)
Евхаристия (Катакомбы Присциллы)

Катакомбы Присциллы
Катакомбы Присциллы

Домицилла — женщина из императорского рода Флавиев (известны две Фла-вии Домициллы, причастные к христианству: жена Тита Флавия Клемента, консула 95 г., и дочь сестры этого консула, изгнанная из Рима за привержен-ность к новой вере; сам консул был убит по повелению Домициана, вероятно, по той же причине).
Для устройства подземных кладбищ христиане скачала использовали старые каменоломни в туфовой породе, находившиеся на расстоянии от одной до трех миль южнее Рима; туф — исключительно удобный камень, так как прорытые в нем коридоры не осыпаются и не требуют особых подпорок. Римские катакомбы, однако, как правило, являются не бывшими каменоломнями, а специально созданными подземными кладбищами в слоях зернистого туфа: сначала вырубали лестницу, а потом — коридоры с нишами в стенах и небольшие комнатки.
Катакомбы возникли на земельных участках, принадлежавших богатым римлянам, которые стали приверженцами христианства. Со временем протяженность подземных коридоров увеличивалась настолько, что достигала границ земельного участка, и тогда приходилось углубляться в землю и начинать рыть второй ярус; в некоторых катакомбах имеется по пять ярусов, причем верхний является самым древним, а низшие — более поздними. Верхний ярус обычно расположен на глубине от трех до восьми метров. Одно из самых глубоких мест в римских катакомбах — это нижний ярус катакомб Каллиста около Аппиевой дороги; он находится на глубине 25 м.
В катакомбах есть три основных вида помещений для погребений: локули, аркосолии и кубикули. Локули — это горизонтальные ниши в стенах, куда замуровывали трупы; аркосолии — небольшие своды в стенах, под которыми в каменных ящиках хоронили усопших; кубикули — маленькие комнатки с саркофагами. Бедноту хоронили в локулях, людей побогаче — в аркосолиях, а самых значительных — в каменных саркофагах в кубикулях. Катакомбы сделаны очень экономично: лестницы узкие с высокими ступенями, коридоры настолько тесные, что местами с трудом могут разойтись два человека, а в кубикулях едва могут уместиться стоя двадцать человек. Катакомбы предназначались только для погребения и не служили ни местом собраний, ни убежищем от преследований. Всего в Риме существует более семидесяти катакомб.
За период от 150 до 400 г. в них было погребено от 500 до 700 тысяч человек. Общая протяженность изученных подземных коридоров составляет около 900 км; часть катакомб не исследована.
С III в. в катакомбах появляются росписи; в художественном плане они не отличаются сколько-нибудь существенно от современного им языческого искусства; в них еще много чисто декоративных элементов. Христианское мироощущение проявляется главным образом в библейских сюжетах, а не в приемах живописи.
Христианство проповедовало равенство людей не реальное, а только духовное, то есть равенство пред богом единым. Свидетельства такого понимания равенства сохранились в катакомбах. Например, в катакомбах Домициллы есть надпись:
«…Флавии Сперанде, святейшей жене, несравненной матери всех, которая прожила со мной 28 лет и 8 месяцев без какой бы то ни было досады. Онесифор, муж светлейшей матроны, достойно заслужившей, сделал (надгробие)» .
Судя по имени, Онесифор — раб; он женился на женщине сенаторского сословия, на что указывает ее титул «светлейшая». Согласно императорским постановлениям II в. женщина теряла этот титул, если выходила замуж не за сенатора; если же она выходила замуж за вольноотпущенника или раба, то такой брак вообще не признавался действительным. Однако римский епископ Каллист I (217—222) объявил для христиан подобные браки законными. Данная надпись свидетельствует о том, что такие браки действительно существовали. Судя по языку подлинника (в нем много отступлений от норм литературной латыни), Онесифор был человеком малокультурным, но, как видно, это не послужило препятствием к его благополучному браку с римлянкой высшего сословия.

Добрый пастырь. Catacombe di Priscilla
Добрый пастырь. Catacombe di Priscilla

08sU6tFeVSY
Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III—IV векам.

Cristo insegna agli apostoli. Inizio del IV secolo. Affresco. cm. 130x38. Catacombe di Domitilla. Roma
Cristo insegna agli apostoli. Inizio del IV secolo. Affresco. cm. 130×38. Catacombe di Domitilla. Roma
Катакомба Домициллы. 4 век.

4480726305_4f032785d6_o

4480726931_3977042324_o

4480727371_d6d593eab4_o

4480727439_59847f17dc_o

4480728503_092b6e9370_o

4480728895_b3f9c6d115_o

4481375568_120088827b_o

4481375766_a31fa39928_o

4481376172_b3ec028e9d_o

rBy8GKTtNso
Catacomba di Commodilla. Roma

4480728219_6c2e9d0982_o
4481377116_88684a73a3_o
4481377426_84a9df1c54_o

GLf4RtctUNI
Катакомбы святых Петра и Марцеллина.

E-AaJNjF2lo
Катакомбы святых Петра и Марцеллина
слева — Адам и Ева, справа — Оранта

sunVGz2UJko (1)
Апостол Павел (фреска IV века)

WIB2RquS634
Крещение Господне (фреска начала III века)

wWMY36Y4a_w
Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

WIDvfEDyLwg
Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения. Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.

KM-M7Uz3UsQ
Древняя икона Христа

85vJIbG6EO4
Адам и Ева

DiixmMZoXDw
Иону выбрасывают в море
Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.
Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе, в которых он сравнил себя с Ионой (Мф.12:38-40).

z_3984607f
Изображения четырех апостолов – Петра, Павла, Андрея и Иоанна в Риме в катакомбах усыпальницы Санта Текла. IV век.

x_70de963e
Адам и Ева с сыновьями. Катакомбы на виа Латина

Ссылки: http://rome-history.info/2007/01/podzemnyie-kladbischa-hristian/

Источник: sda1979.livejournal.com

Катакомбы Рима – удивительный подземный мир Вечного города

Римские катакомбы случайно открыли в XVI веке и их начал изучать Антонио Бозио – итальянский археолог, который первым описал древние подземные кладбища. Его последователем в середине XIX века стал Джованни Баттиста де Росси, который за 40 лет открыл 27 катакомб. Археологами установлено, что туннели возникли в I веке нашей эры.

Катакомбы вырыты в вулканическом туфе на глубине от 8 до 25 метров и состоят из одного, двух, трех и даже четырех этажей, которые соединяются высеченными лестницами. Стены самых известных туннелей расписаны фресками и выложены мозаикой.

В Риме и его окрестностях насчитывается более 60 катакомб общей протяженностью 150 км. Они в основном строились вдоль консульских дорог, таких как Аппиева (Via Appia), Остийская (Via Ostiense), Лабиканская (Via Labicana), Тибуртинская (Via Tiburtina) и Номентанская (Via Nomentana).

Аппиева дорога в Риме_катакомбы

Аппиева дорога

В наше время эти древние подземные ходы являются популярным туристическим местом. Из всех известных катакомб Рима посетить можно только 6 катакомб, в которых проведено электричество. Осмотр туннелей проходит в сопровождении гидов.

Катакомбы святого Каллиста

Катакомбы святого Каллиста (итал. Catacombe di San Callisto) – старейшее и наиболее сохранившееся кладбище Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса, созданные в конце II века, занимают площадь в 15 гектаров и составляют почти 20 км подземных ходов, которые спускаются на глубину до 20 метров. В начале III века кладбище было значительно расширено по указу Папы Римского Каллиста, в честь которого назван погребальный комплекс. В этих катакомбах погребено более 50 000 христиан, включая многочисленных мучеников и понтификов.

Что посмотреть

Гробница Пап (итал. La cripta dei Papi) – самое важное место в катакомбах святого Каллиста. Здесь находятся 16 ниш для саркофагов и монументальная гробница на задней стене. Эту часть комплекса в 1854 году обнаружил археолог де Росси, давший ей название «маленький Ватикан», поскольку гробница стала местом захоронения для 9 Пап Римских и 8 епископов III века. На стенах можно увидеть имена понтификов, высеченные на греческом языке.

Гробница Пап в катакомбах святого Каллиста

В соседнем склепе находится могила святой Цецилии (итал. La tomba di Santa Cecilia), украшенная фресками и мозаикой IX века. По указу Папы Пасхалия I в 821 году мощи святой были перенесены из катакомб в храм св. Цецилии в Трастевере, где хранятся по сегодняшний день. А в катакомбах на месте первого захоронения установлена статуя святой Цецилии.

могила святой Цецилии в Риме

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы св. Себастьяна (итал. Catacombe di San Sebastiano) находятся в южной части Рима вдоль Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса образовались в результате добычи пуццолана и изначально использовались для языческих захоронений, а со временем и христианских. Название катакомбы получили от имени святого Себастьяна, который был здесь погребен в конце III века.

Внутри катакомбы этого некрополя очень похожи на катакомбы святого Каллиста. Они имеют 4 уровня глубины и запутанные подземные коридоры, в которых все еще видны старинные надписи и фрески религиозной тематики.

Туристический маршрут в катакомбы начинается с барочной базилики святого Себастьяна, строительство которой заказал кардинал Шипионе Боргезе в XVII веке.

Катакомбы святого Себастьяна в Риме

В храме, помимо мощей святого Себастьяна, хранятся такие священные реликвии как камень с отпечатком Иисуса Христа, некоторые из стрел, которые пронзили святого Себастьяна, колонна, к которой был привязан святой, руки святых Каллиста и Андрея Первозванного.

Катакомбы Присциллы

Катакомбы Присциллы (итал. Catacombe di Priscilla) расположены вдоль древней Соляной дороги, по которой транспортировали соль. Название комплекса происходит от имени женщины, которая во II веке отдала свои владения для подземного кладбища, строительство которого длилось три столетия. Туннели этих катакомб простираются на 13 километров на разных уровнях глубины и хранят около 40 000 захоронений.

В катакомбах Присциллы до наших дней сохранилось много фресок, датируемых II-IV веками. Здесь можно увидеть самые старинные изображения Богородицы с младенцем и Богородицы Оранты.

Катакомбы Присциллы

Изображение Богородицы Оранты, III век

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы Домитиллы (итал. Catacombe di Domitilla), расположенные на Ардеатинской дороге, являются крупнейшим местом захоронения древнего Рима. Во II веке в этих туннелях начали появляться отдельные семейные склепы, которые в конце IV века объединились в большой некрополь, состоящий из 4-х уровневых галерей и коридоров общей протяженностью 17 км. В катакомбах Домитиллы насчитывается около 150 000 захоронений. В основном мертвых погребали в мелких щелях, выбитых в камнях, а у богатых римлян были настоящие фамильные гробницы.

катакомбы Домитиллы

В комплекс входит полуподземная базилика IV века, в которой до IX века хранились мощи святых Нерея и Ахиллея – важнейших римских мучеников. Сегодня с этой церкви начинаются экскурсии по катакомбам Домитиллы.

Базилика в катакомбах Домитиллы

Базилика в катакомбах Домитиллы

Посещая катакомбы Домитиллы, можно увидеть великолепные фрески, которые сохранились до наших дней и знакомят нас с жизнью ранних христианских общин, их верой в воскресение и вечную жизнь.

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant'Agnese) датируются III—IV веками и названы в честь христианской мученицы Агнессы Римской, которую здесь похоронили. Ее могилу посещали римские и иностранные паломники. Также святая Агнесса была очень почитаема семьей императора Константина, который заказал строительство базилики Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура над подземным кладбищем. Сегодня в этом храме хранятся мощи святой, перенесённые из катакомб.

В катакомбах святой Агнессы, в отличие от прочих катакомб, нет фресок и росписей, но в нескольких склепах можно увидеть множество старинных надписей.

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Катакомбы святых Марцеллина и Петра (итал. Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro) находятся в Риме на древней Лабиканской дороге. Туннели этого комплекса, построенные во II-III веке, спускаются на глубину до 16 метров и занимают площадь в 18 000 м². Склепы подземного кладбища украшены фресками библейских сюжетов.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Комплекс катакомб святых Марцеллина и Петра включает одноименную базилику и мавзолей Елены.

Информация для туристов

  Адрес Как добраться от вокзала Термини Стоимость билета* График работы Выходные дни
Катакомбы св. Каллиста Via Appia Antica, 110 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус № 118 до остановки Catacombe di San Callisto полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 среда
Катакомбы св. Себастьяна Via Appia Antica, 136 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус №118 до остановки Basilica S. Sebastiano полный – € 8, льготный – € 5 10.00 – 16.30 воскресенье
Катакомбы Присциллы Via Salaria, 430 доехать на автобусе № 92 или 310 до остановки Priscilla полный – € 8, льготный – € 5 09.00 – 12.00; 14.00 – 17.00 понедельник
Катакомбы Домитиллы Via delle Sette Chiese, 282 доехать на автобусе № 714 до остановки Navigatori и 10 минут пройти пешком полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 вторник
Катакомбы св. Агнессы Via Nomentana, 349 доехать на метро до станции S. Agnese/Annibaliano и 5 минут пройти пешком полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 15.00-17.00
Катакомбы св. Марцеллина и Петра Via Casilina, 641 доехать на автобусе № 105 до остановки Via Casilina/Berardi полный – € 8, льготный – € 5 10.00; 11.00; 14.00; 15.00; 16.00 четверг

*Экскурсия включена в стоимость входного билета.

Вход бесплатный для людей с ограниченными возможностями, детей до 5-6 лет, студентов Папского института христианской археологии.

Праздничные дни: 25 декабря, 1 января, Пасхальное воскресенье.

С более подробной информацией и особенностями посещения можно ознакомиться на официальных сайтах:

  • Катакомбы святого Каллиста;
  • Катакомбы святого Себастьяна;
  • Катакомбы Присциллы;
  • Катакомбы Домитиллы;
  • Катакомбы святой Агнессы;
  • Катакомбы святых Марцеллина и Петра.

Планируете в ближайшее время посетить Вечный город? Предлагаем вашему вниманию обзор лучших отелей Рима с описанием и фото. В этом городе вы найдете множество интересных мест и достопримечательностей, одной из них является базилика Санта-Мария-Маджоре, здесь сохранилась мозаика еще с 5 столетия.

Источник: planetofhotels.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.