Раннехристианские катакомбы


1. Существуют катакомбы не только христианские, но и языческие. Наличие языческих катакомб связано с особым культом умерших, какой существовал в Рим, у римских язычников. Не быть погребённым для римлянина означало, что душа его не будет иметь места, она буде бродить, метаться и вечно мучиться, не имея места упокоения. Именно поэтому могилы украшали цветами, ставили не ней памятники – всё это мы и сейчас делаем, не подозревая о том, что эти обычаи восходят к языческим римским обычаям. Церковь это разрешает.

2. Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы. Постепенно христианская культура осваивала язык античной культуры, по мере разложения последней христианские апологеты все меньше опасались ассимиляции христианства античным миром. Язык античной философии хорошо подошел для изложения догматов христианской веры, для богословия. Язык позднеантичного искусства на первых порах оказался приемлемым для христианского изобразительного искусства.


3. Церковь стали входить язычники, эти символы оказались им чуждыми и часто малопонятными. Тогда, чтобы приблизить их к постижению истины, Церковь приняла некоторые языческие символы, способные передать её учение. Но, принимая эти символы, Церковь очищала их от языческого содержания, восстанавливая их первоначальный глубокий смысл, который к этому времени был в значительной степени утерян, и использовала их для выражения совершившегося дела спасения.

4. Из античной мифологии взят другой, сравнительно редкий символический образ Христа в виде Орфея, игрой на лире чарующего диких зверей. Символ этот часто встречается в писаниях древних авторов, начиная с Климента Александрийского: как Орфей укрощал своей лирой диких зверей, очаровывал горы и деревья, так Христос привлекает людей через Своё Божественное слово и покоряет стихии.

9

Росписи катакомб, их символическое значение. Рельефные изображения на саркофагах. Языческие мотивы в росписях катакомб.

Римские катакомбы представляют собой совершенно поразительные коридоры подземные, достигающие пяти этажей вглубь. Протяжённость их чрезвычайна велика: если римские катакомбы вытянуть в линию, то их протяжённость будет около 1000 километров.


оме Рима катакомбы существуют в Неаполе, в Египте, в Палестине, но именно в римских катакомбах избежало уничтожения и сохранилось наибольшее количество первохристианских памятников. Во всём средиземноморье было естественным хоронить в пещерах. В Италии этот обычай известен с 5 в до н.э. в более ранний период была распространена кремация. Оно было вытеснено погребением в пещерах. Существуют катакомбы не только христианские, но и языческие. Наличие языческих катакомб связано с особым культом умерших, какой существовал в Рим, у римских язычников. Не быть погребённым для римлянина означало, что душа его не будет иметь места, она буде бродить, метаться и вечно мучиться, не имея места упокоения. Именно поэтому могилы украшали цветами, ставили не ней памятники – всё это мы и сейчас делаем, не подозревая о том, что эти обычаи восходят к языческим римским обычаям. Церковь это разрешает. Со временем стали образовываться общехристианские кладбища. Эти подземелья сооружались по строгому плану, в соответствии со строгими римскими законами. В церкви возник особый тип церковнослужителя, так называемые фоссеры, которые занимались тем, что всю жизнь копали эти подземелья. Поземные галереи все построены под прямыми углами, потому что землю рыли экономно , а это значит строго геометрично. Катакомбы иногда, представляют собой довольно широкие и высокое – до 2м. высотой коридоры т.к. хоронили в стенах и чем больше стена, тем больше гробов можно туда вставить.


Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие, что библейский символизм находил выражение в живописном и графическом исполнении. Рыба, якорь, кораблик, птицы с оливковыми ветвями в клюве, виноградная лоза, монограмма Христа и т.д. – эти знаки несли в себе основные понятия христианства. Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы. Постепенно христианская культура осваивала язык античной культуры, по мере разложения последней христианские апологеты все меньше опасались ассимиляции христианства античным миром. Язык античной философии хорошо подошел для изложения догматов христианской веры, для богословия. Язык позднеантичного искусства на первых порах оказался приемлемым для христианского изобразительного искусства.

Искусство катакомб прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, в большинстве соответствует священным текстам, ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

Первые христиане употребляли прежде всего библейские символы, как агнец, Ноев ковчег и т.д. но когда в Церковь стали входить язычники, эти символы оказались им чуждыми и часто малопонятными. Тогда, чтобы приблизить их к постижению истины, Церковь приняла некоторые языческие символы, способные передать её учение. Но, принимая эти символы, Церковь очищала их от языческого содержания, восстанавливая их первоначальный глубокий смысл, который к этому времени был в значительной степени утерян, и использовала их для выражения совершившегося дела спасения.


Наряду с редкими непосредственными изображениями Христа мы находим множество изображений и символических, как написанных красками в катакомбах, так и барельефных на саркофагах. Из тех, которые прибегают к человеческому образу, на первом месте стоит изображение Доброго Пастыря, которое появляется уже в первом веке.

(Эта монограмма имени Христа, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр.)Например, на саркофагах знатных людей появляется сюжет “Добрый Пастырь” – это аллегорическое изображение Христа является знаком принадлежности этих людей к новой вере. Образ тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах. Так пророки Иезекииль (гл.34) и Давид (пс.22) представляют Израиль как стадо овец, Пастырем которого является Бог. И Христос применяет этот образ к Самому Себе: “Я есмь пастырь добрый; ” (Ин. 10.14) или “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. ” (Мф. 15.24). восприняв этот иконографический тип, христианство вложило в него определённое догматическое содержание: Добрый Пастырь – воплощённый Бог – несёт на Себе заблудшую овцу – падшую человеческую природу и сочетает её со Своей Божественной славой. Здесь поясняется действие Христа, а не показывается Его исторический облик. Облик этот ни в коем случае нельзя смешивать с образом Христа Отрока – Эммануила.


Из античной мифологии взят другой, сравнительно редкий символический образ Христа в виде Орфея, игрой на лире чарующего диких зверей. Символ этот часто встречается в писаниях древних авторов, начиная с Климента Александрийского: как Орфей укрощал своей лирой диких зверей, очаровывал горы и деревья, так Христос привлекает людей через Своё Божественное слово и покоряет стихии.

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба (у примитивных народов рыба символ плодовитости, у римлян начала эры она превратилась в эротический символ). Принятию христианами этого символа способствовало то, что рыба играет большую роль в евангельском повествовании. Сам Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаясь к рыбакам, Он, естественно, употреблял образы им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению называл их “ловцами человеков” (Мф. 4.19; Мк. 1.17). Но широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба – Ichthus (Ichthus – “рыба” греч., Iesous Christos Theou Uios Soter – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель).


раз этот встречается повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях, и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, стекла, перламутра или камня христиане носили на шее, как мы носим нательный крестик, с надписью “спаси” или “да спасёшь”. Итак первое и основное значение рыбы – это Сам Христос. Некоторые древние авторы называют Его “небесной рыбой”. Чтобы показать, что церковь основывается на Христе, изображают корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окружённой маленькими. Более того в изображениях и письменных источниках, употребляющих символ, рыбы, подчёркивается евхаристическое значение этого символа. Когда изображается таинство Евхаристии, в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображалась рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывала на значение хлеба и вина.

Символические изображения в катакомбах.

Искусство катакомб есть прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая так и сюжетная, в большинстве своем соответствует священным текстам. Этот символизм объясняется необходимостью выразить истины, которые не подлежат прямому изображению. Это было обусловлено еще и тем, что какие-то истины скрывались от оглашенных. Согласно повелению Св. Отцов первые христиане употребляли прежде всего библейские символы такие как Агнец, Ноев ковчег. Но когда в церковь стали входить язычники, эти символы оказались им чуждыми. Тогда, чтобы приблизить их к постижению истины, Церковь приняла языческие символы, очищая их от языческого содержания.


Цель раннехристианского искусства катакомб не отражение повседневной жизни, не устрашение (в связи с чем сцены мучений вообще не отражены в этой живописи), а осмысление этой новой жизни во Христе. Это искусство не выражает жизненную проблематику, а дает на нее евангельский ответ. Основное содержание этого ответа в передаче молитвенного состояния изображенных лиц, которое передается прежде всего жестом оранты, ставшим символом молитвы в искусстве. Оранта становится содержанием самых различных сюжетов: жертвоприношение Авраама, Даниил во львином рву и т.д.

Символизм этого искусства проявляется и в отказе от натуралистической передачи пространства: здесь нет ни теней, ни сцены. Основное в изображении не столько взаимодействие изображенных лиц, сколько их общение со зрителем. Образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности (в соответствии с лаконическим образом евангельского повествования).

Символика этого времени представляет собой стройную систему, проникнутую благовестием о тайне спасения. Символика церковного искусства была главным образом иконографической: символами служили или сами изображаемые предметы или исторические сцены. Так воскрешение Лазаря – символ грядущего общего воскресения. Всякий такой символ, как форма выражения, однажды найденная и воспринятая всей Церковью, уже не изменялся и употреблялся во всем христианском мире. Он входил в состав общего символического языка и был доступен и понятен всякому христианину, независимо от его национальности и культуры.


Изображения доброго Пастыря появляются в 1-м веке Несколько примеров его известны в римской катакомбе Домициллы. Образ этот тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах. Из античной мифологии взят образ Христа в виде Орфея. Как Орфей укрощал своей лирой диких зверей, очаровывал горы и деревья, так Христос привлекает людей через Свое божественное слово и покоряет стихии. Далее, символ виноградной лозы с гроздями винограда. Часто изображались птицы, клюющие виноград, чем указывалось на центральное таинство Церкви – Евхаристию. Виноградная лоза – символ рая, обетованного тем, кто причащается тела и крови Христа. Далее символ рыбы. Принятию этого символа способствовало то, что сам Спаситель часто использовал этот образ «сделаю вас ловцами человеков» и т. д. Было и другое обоснование: буквы из которых состоит слово «рыба» «Ichthus» – Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Также повсеместно изображался крест, иногда в виде якоря.

10


Источник: StudFiles.net

Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Возникновение захоронений

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км, это около 750000(!) захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление).

Аппиева дорога

Раннехристианские катакомбы

Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.


Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».

Раннехристианские катакомбы

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

«Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи» (Пс. 54:16).

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

«Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий».

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Раннехристианские катакомбы

Погребальные обряды

Катакомбы в период П—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.

На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фо ссоры. Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фо ссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Раннехристианские катакомбы

Ниши (локулы, дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров.

Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии.

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

Раннехристианские катакомбы

Заново открытые

С конца IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекращаются, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забывают.

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.

Раннехристианские катакомбы

Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио (ок. 1576-1629), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.

Виды катакомб

Христианские катакомбы

Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них являются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.

Особого интереса достойны катакомбы святого Себастьяна, в которых присутствуют языческие захоронения, украшенные фресками. 

Раннехристианские катакомбы

Символы и декор

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

• якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море);

• голубь — символ Святого Духа;

• феникс — символ воскресения;

• орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));

• павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);

• петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);

• агнец — символ Иисуса Христа;

• лев — символ силы и могущества;

• оливковая ветвь — символ вечного мира;

• лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии цветка лилии);

• виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Раннехристианские катакомбы

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря… Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Раннехристианские катакомбы

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах — Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

* * *

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

Источник: oursociety.ru

В Риме находится свыше 60 катакомб. Это система подземных ходов, часто напоминающих лабирины. Настенные фрески в катакомбах оптимистичны и наполнена верой в воскрешение. Здесь царит покой и умиротворение.

О катакомбах

Катакомбы Рима (Catacombe di Roma) – это огромные многоуровневые галереи, запутанные ходы, опоясывающие и пронизывающие пространство под Вечным городом. Они возникли в дохристианскую эпоху. Большая часть римских катакомб была создана в раннехристианский период. Всего в итальянской столице найдено более 60 тайных лабиринтов (150—170 км длиной, около 750 тыс. захоронений).

Виды римских катакомб

  • языческие
  • синкретические
  • иудейские
  • христианские

Раннехристианские катакомбы

Христианские катакомбы

Самые древние христианские катакомбы Рима относятся примерно к 107 году н.э. Первые римские христиане подвергались гонениям. Для совершения обрядов и захоронения покойных по религиозным канонам верующие использовали заброшенные туфовые каменоломни.

В подземельях христиане чувствовали себя в безопасности. Они устраивали молельни и погребальные камеры, рыли новые лабиринты, расширяли существующие коридоры, делали ниши в их стенах. Ширина подземных ходов составляла около 1–1,5 м; высота достигала 2,5 м. Ниши-гробницы устраивали по обеим сторонам коридоров, в несколько ярусов. В каждое углубление помещали одно или несколько тел, потом усыпальницы замуровывали кирпичом, каменными плитами. Из подземелий на улицы Рима открывались выходы и вентиляционные шахты.

С 312 года по воле императора Константина христианство было объявлено легальной религией, гонения на верующих прекратились. Катакомбы стали официальными и почитаемыми захоронениями. К V веку хоронить под землёй перестали,  и даже многие останки были перенесены в церкви Рима, римские лабиринты пришли в запустение и были надолго забыты.

Катакомбы Присциллы

Через десять веков – в 1578 году, при строительстве дороги Виа Салария, обнаружилось первое подземное кладбище. Это были старейшие в Риме катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla) с погребальными камерами раннехристианских мучеников. Аристократка Присцилла Римская происходила из семьи консула Акилиуса Глабрио, владевшего обширными землями, на которых и образовалось подземное кладбище.

Эти катакомбы не разграбили варвары в V веке, поэтому захоронения хорошо сохранились. Именно здесь обнаружились уникальные образцы раннехристианского искусства, искусные фрески, изображающие Доброго Пастыря с рыбами (символ Иисуса), рисунки Святой девы Марии (II век н.э.), настенные росписи с ветхозаветными сюжетами, сценами Нового завета. Главной достопримечательностью катакомб Присциллы считается Cappella Greca – помещение со скамьями для поминальных трапез, с греческими надписями на стенах.

Есть в катакомбах «Комната женщины в вуали» (Il Cubicolo della Velata), известная  фреской с изображением молящейся молодой женщины в пурпурном платье и белой вуали. Рядом прописаны сцены из её жизни, а над головой —  Райский сад. Изображение второй половины II в. и находится в хорошем состоянии.

Как доехать

Вход в катакомбы Присциллы расположен по адресу: Via Salaria, 430. Он находится рядом с парком Villa Ada.

Ехать от станции Termini автобусом 92 или 310 до остановки Piazza Crati,
от площади Venezia на 63 автобусе тоже до Piazza Crati.
Затем пройти по via di Priscilla, по указателю.

Время работы

ВТ-ВС  09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.
ПН — выходной.

Билеты

Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.

Подробнее о катакомбах Присциллы читайте на сайте.

Катакомбы святого Каллиста

Самое крупное и известное подземное христианское захоронение Рима – катакомбы Святого Каллиста  (Catacombe di San Callisto) (II–IV вв.), основанные епископом Каллистом. Четырёхуровневый лабиринт с сотнями тысяч гробниц протянулся на 12 км. Он занимает площадь в 15 гектаров на территории между старой Аппиевой дорогой, улицами Via delle Sette Chiese и Via Ardeatina. Это настоящий «город мёртвых»: в подземельях Сан-Каллисто объединены несколько некрополей разных периодов. Здесь есть свои улицы, площади, перекрёстки.

На подземной площади «Маленький Ватикан» упокоились 9 римских пап, руководивших церковью в III веке (всего в Сан-Каллисто захоронено 16 понтификов и более 50 святых мучеников). Самое посещаемое место в катакомбах – склеп Santa Cecilia – усыпальница святой мученицы Цецилии с хорошо сохранившимися рельефами, фресками и мозаиками.

Общая длина подземных коридоров Сан-Каллисто, доступных на сегодняшний день, составляет около 20 километров. Археологические исследования ведутся с середины XIX века, открыты пока далеко не все захоронения.

Как доехать

Вход в катакомбы San Callisto расположен по адресу: Via Appia Antica, 110/126.

От вокзала Termini надо ехать:

  • на метро А (направление Anagnina) или на автобусе 714 (направление Palazzo Sport) до площади Piazza di S. Giovanni in Laterano. Затем на автобусе 218 — до остановки Fosse Ardeatine;
  • на метро B (направление Laurentina) до остановки Circo Massimo.
    От остановки Circo Massimo или от остановки Terme Caracalla/Porta Capena на автобусе 118 (направление Villa Dei Quintili) — до остановки Catacombe di San Callisto.
Время работы

ЧТ-ВТ  09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.

СР, католическая Пасха, Рождество и 1 января — выходные.

Билеты

Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.

Подробнее о катакомбах св. Каллиста читайте на сайте: catacombe.roma.it

Иудейские катакомбы

Иудейские катакомбы считаются предшественниками христианских. Они появились в примерно в I в. до н. э. Отличие иудейских катакомб от христианских в том, что сначала появились отдельные склепы, а потом уже их соединили коридорами. Их стены расписаны фресками, на которых изображены менора, цветы, животные, а вот сцен из Ветхого Завета нет.

Известные иудейские катакомбы

  • Захоронения под Villa Torlonia
    Подземные захоронения евреев III- IV веков. Муссолини использовал виллу в качестве резиденции. Во время II мировой войны в катакомбах размещался бункер.
  • Vigna Apolloni
    Поминальные обряды проводились в небольших комнатах, на стенах которых сохранились росписи. Встречаются надписи на греческом и латинском; на иврите и религиозных изображений почти нет.
  • Vigna Cimarra
    Сводчатые ниши, росписи на еврейскую тематики и надписи на иврите отличают это захоронение. В склепах найдены скелеты.
  • Vigna Randanini
    Усыпальница открыта в 1859 году, но хорошо сохранилась. Захоронения с начала эры. На потолках роспись.
  • Монтеверде
    Надписи на стенах, выполненные в 300 годы итальянским квадратным шрифтом, рассказывают о еврейских истории и традициях.

Синкретические катакомбы

Подземные храмы синкретических катакомб отличаются смешением римской и греческой философии с христианством. Есть предположение, что это захоронения секты гностиков.

Известные синкретические катакомбы:

  • Подземная базилика в районе вокзала Термини
    Обнаружена в 1917 году. В I веке до н. э. ее использовали как место встреч неопифагорейцев. Известна гипсовыми барельефами.
  • Гипогей Аврелиев
    Подземные туннели, открытые в 1919 году. На стенах сохранились фрески, на полу — мозаика. Первоначально катакомбы были двухэтажные. Верхний — просторный зал выходил на поверхность. Нижний — несколько зеркальных комнат уходили под землю.
  • Гипогей Trebius Justus
    В катакомбах хорошо сохранились фрески на религиозную тематику и символические росписи.
  • Гипогей Вибии
    Катакомбы на территории виллы Казали. Это 8 подземных комнат, украшенных фресками с изображением Юпитера, Сабатия, Гермеса, Психопомпа, животных и сюжетами из религиозных книг.

Катакомбы на Via Latina (Catacomba di Dino Compagni)

Катакомбы найдены в 1955 году. Это богатые частные захоронения. Возможно в них были похоронены и язычник, и христиане (около 400 захоронений). На настенных росписях изображены сцены из Ветхого и Нового Завета в новой иконографии.

Известные катакомбы:

  • Aproniano
    Еще ведутся раскопки. Похоронены язычник и представители раннехристианской конфессии.
  • Захоронения на Виа Латина
    1000 могил, найденные в 1955 году. Во время строительства железнодорожных линий многие были разрушены.
  • Гипогей Cava della rossa
    Захоронения членов богатых семей. В катакомбах несколько двухуровневых галерей.
  • Аd Decimum
    Усыпальница открыта в 1905 году. Это 5 галерей на разных уровнях.
  • Santi Gordiano ed Epimaco
    Захоронены люди разного вероисповедания. Катакомбы многоуровневые.

Источник: holidaygid.ru

Катакомбы

  • Катакомбы Рима в Италии
    • Список катакомб Рима
  • Катакомбы Сан-Джованни (Сиракузы, Италия)
  • Катакомбы Санта-Лючия (Сиракузы, Италия)

История

Катакомбы появляются в городах Апеннинского полуострова и Северной Африки начиная со II в. н. э. Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Так, например римские собственники земель устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев.[1]

По мнению ряда исследователей катакомбы «никогда не использовались в качестве места для собраний или убежища христиан для преследований: это были частные кладбища, охраняемые кладбищенскими законами Древнего Рима»[2]. При этом в «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах[3], совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах…».[4] Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!».[5]

Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами и для осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами[6]. Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. fossores).

Характеристика

Катакомбы представляют собой разветвленную, запутанную сеть подземных ходов, которые проделаны прямо в туфе и лишь изредка дополненны каменными сооружениями (обычно используются как подпорки). Особое распространение катакомбы получают в Риме. Здесь их протяженность составляет более 100 км. Катакомбы имели множество ответвлений, зачастую образовывающих сложную сеть галерей, идущих друг над другом.

В стенах устраивались многоярусные ниши для братских захоронений. После погребения тела ниша запечатывалась плитой из камня или обожженой глиной с надписью, фигурным изображением (процарапанным по штукатурке или нанесенным краской).

Кроме галерей в катакомбах встречаются просторные помещения — кубикулы, служившие склепами священникам. Они располагались изолированно, или друг возле друга, часто подпирались стенами, которые придавали им архитектурную законченность — вид крипты или небольшой базилики. В кубикулах тело помещалось обычно в выемках, которые облицовывались каменными или керамическими плитками (solia), поверх которых проходила арка (arcosolium), также выдолбленная в туфе и украшенная росписью. Часто использовались и саркофаги, украшенные рельефами.

В катакомбах архитектурные формы и фигурные украшения не преследовали по-настоящему эстетических целей. Планировка, размещение опор, общее архитектурное решение зависели исключительно от практических задач. Изображения же имели по преимуществу религиозный или поминальный характер — своего рода молитвы о спасении души, плач по усопшему. Декоративные элементы были просто знаками любви или признательности — словно цветы на надгробии. Саркофаги же изготавливались в обычных мастерских массово, и не являются специфически христианскими изделиями.

Росписи

Росписи катакомб многочисленны и хорошо сохранились в темноте. Они дают обширный и ценный материал для изучения истории раннего христианства, и той роли, которая отводилась в нем искусству.

Росписи квалифицируются в зависимости от содержания. Разнообразие тематики и стиля во многом объясняются долгим периодом их развития — III—V века н. э.

В них доминирует христианский эсхатологический мотив, представление о потустороннем мире как о мистическом причащении души к Богу. Наиболее древние изображения часто используют классические темы, толкуя их аллегорически (Орфей, Амур, Психея, гении, амурчики, пальмовый лист, виноградная лоза и т. п.), а также символические надписи (рыба-ихтис). Позже появляются библейские изображения (Моисей, Ной с ковчегом, Иона, Давид, Иов) и евангельские (воскрешение Лазаря, чудодейственные исцеления). Эти образы все равно имеют переносный смысл и связаны со спасением и воскрешением души. Реже попадаются религиозные изображения, явно зависимые от церковных росписей, и не связанные с потусторонним — Христос среди отцов церкви или traditio legis («обучение закону»).

Стилистически эти росписи явно отражают эволюцию выразительных средств живописи, а также различное качество живописи в начале и конце этого периода. Они отражают переход от эллинистического художественного натурализма (приемы иллюнизионистической передачи изображаемого) — ко все более обобщенной и менее натуралистичной форме. Эта форма опирается на растущее стремление к символичности, низводит фигуры к простым знакам, которые пригодней всего к передаче соответствующего идеологического содержания. Именно таким путём катакомбная живопись, которая ради идеологического переосмысления отделяла формы от их изначального смысла, способствовала распаду классического искусства. Этот процесс распада ускорялся тем, что надгробные изображения должны были соответствовать потребностям неоднородных слоев населения (социально и культурно), однако объединенных единой верой. Этим объясняется и распространение народных апокрифов с христианской тематикой.

Саркофаги

Раннехристианские саркофаги, часто происходящие из катакомб и датируемые II-V вв., делались в тех же мастерских, что и языческие. Изготовление таких изделий, намного больше, чем росписи, требовало от автора профессиональной квалификации, мастерских. Поэтому скульптура дольше, чем живопись остается связанной с темами, образами, орнаментами традиционного искусства – и его техническими и стилистическими приемами.

Источники

  • Дж. К. Арган. История итальянского искусства. М., 2000. С. 85-87

См. также

  • Катакомбные святые

Источник: wikiredia.ru

Раннехристианское искусство возникло в II –IV вв., когда христианство было запрещенной религией Римской империи. Его начали изучать в эпоху Возрождения в XVI в., когда обнаружили подземные христианские кладбища, служившие также местом сбора христианской общины (их стали условно называть катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакомб).

Катакомбы представляют собой разветвленную, запутанную сеть подземных ходов, которые проделаны прямо в туфе и лишь изредка дополненны каменными сооружениями (обычно используются как подпорки). Особое распространение катакомбы получают в Риме. Здесь их протяженность составляет более 100 км. Катакомбы имели множество ответвлений, зачастую образовывающих сложную сеть галерей, идущих друг над другом.

В стенах устраивались многоярусные ниши для братских захоронений. После погребения тела ниша запечатывалась плитой из камня или обожженой глиной с надписью, фигурным изображением (процарапанным по штукатурке или нанесенным краской).

Кроме галерей в катакомбах встречаются просторные помещения — кубикулы, служившие склепами священникам. Они располагались изолированно, или друг возле друга, часто подпирались стенами, которые придавали им архитектурную законченность — вид крипты или небольшой базилики. В кубикулах тело помещалось обычно в выемках, которые облицовывались каменными или керамическими плитками (solia), поверх которых проходила арка (arcosolium), также выдолбленная в туфе и украшенная росписью. Часто использовались и саркофаги, украшенные рельефами.

В катакомбах архитектурные формы и фигурные украшения не преследовали по-настоящему эстетических целей. Планировка, размещение опор, общее архитектурное решение зависели исключительно от практических задач. Изображения же имели по преимуществу религиозный или поминальный характер — своего рода молитвы о спасении души, плач по усопшему. Декоративные элементы были просто знаками любви или признательности — словно цветы на надгробии. Саркофаги же изготавливались в обычных мастерских массово, и не являются специфически христианскими изделиями.

Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения – кубикулы. В росписях катакомб использовали античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была система иносказаний и символов. Птицы и животные, по христианским понятиям, населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом, Персей – со св. Георгием. Это была роспись, похожая на тайнопись, понятная лишь посвященному. В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем, Христос уподобляется пастырю, а его ученики – пастве. На стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или фигура юноши-пастуха с ягненком на плече – добрый пастырь, наиболее распространенное изображение Христа в раннехристианском искусстве. Символ спасения души – мотивы чудесных спасений и исцелений.

— Существовало три основных категории катакомбных помещений: кубикулы, крипты и капеллы.

Кубикулы —помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.

Раннехристианские катакомбы

Крипты —использовались не только для захоронений, но и служили для управления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек.

Раннехристианские катакомбы

Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.

Раннехристианские катакомбы

Рv. Secilijos kripta

Рv. Kalisto katakombos. Roma.

Раннехристианские катакомбы

Капеллы —храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений.

Раннехристианские катакомбы

Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин. Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени.

Деталь, присущая только катакомбным храмам — это так называемые люминарии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.

Раннехристианские катакомбы

Христос – добрый пастырь.

Ветхозаветные сюжеты в раннехристианском искусстве:

Раннехристианские катакомбы

Адам и Ева

Раннехристианские катакомбы

 

Пророк Иона

Раннехристианские катакомбы

 

Моисей и дочери фараона

 

Раннехристианские катакомбы

 

 

Переход евреев через Красное море

 

Новозаветные сюжеты:

Раннехристианские катакомбы

Крещение Господне.

Раннехристианские катакомбы

 

Воскрешение Лазаря

Росписи в катакомбах Присциллы. Рим.

В катакомбный период преобладают знаково-символические изображания. Такие как: якорь —знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании;

n Раннехристианские катакомбы

голубь —символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души;

n Раннехристианские катакомбы

Раннехристианские катакомбы

n феникс —мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения;

n павлин —символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению;

n Раннехристианские катакомбы

n петух —также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью;

n агнец —символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя;

n Раннехристианские катакомбы

n оливковая ветвь —символ мира, возрождающейся жизни;

n рыба —глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» — «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;

n Раннехристианские катакомбы

Раннехристианские катакомбы

 

Раннехристианские катакомбы

 

Раннехристианские катакомбы

n виноградная лоза и корзина с хлебом —символизируют Таинство Причащения.

n Раннехристианские катакомбы

 

 

 

Раннехристианский храм.

После Миланского эдикта (313 г.), даровавшего христианам свободу, Церковь стремительно развивалась вширь. В нее хлынул поток язычников, которые, воцерковляясь, меняли только внешний свой статус, но, в сущности, оставались по-прежнему язычниками. Немало способствовал этому получивший распространение обычай крещения детей, а также кардинальное изменение отношений Церкви и государства. Теперь вхождение в Церковь не было связано с риском и жертвами, как во времена первых христиан. Нередко поводом для принятия христианства становились причины политические или социальные, а отнюдь не глубокое внутреннее обращение, как некогда в апостольское время. То, что еще вчера казалось чуждым и неприемлемым, сегодня становилось привычным и терпимым: первые христиане умирали за свободу от диктата государства и отказ поклоняться императору, христиане Византии стали воздавать императору честь, едва ли не равную Богу, оправдывая принцип симфонии идеей сакрализации государства. Границы Церкви и империи в сознании простых людей стали сливаться. Все члены ранних христианских общин назывались верными, царственным священством (1 Петр. 2.9), а те, кто вне Церкви – мирянами. Со временем термин "миряне" стал обозначать церковный народ, в отличие от священнослужителей, поскольку в Византийской империи некрещеных практически не было. Это размывание границ Церкви и возрастание перегородок внутри нее сильно отзовется в последующие времена христианской истории. Таким образом, мир стремительно входил в Церковь, взрывая ее изнутри, и Церковь не всегда справлялась с этим разрушительным потоком. Мощное движение монашества, зародившегося в IV веке, было в определенной степени ответом на это обмирщение Церкви, ибо наиболее духовно чуткие люди воспринимали внешний триумф Церкви как духовную катастрофу, провидя за пышным фасадом ее внутреннее ослабление. Распространилось даже мнение, что в миру спастись невозможно, что необходимо бежать из мира. Раннее монашество и пустынножительство было своего рода духовным диссидентством и разбросанные по пустыне монашеские поселения ощущали себя как бы "Церковью внутри Церкви". На этом этапе, сложном и переломном для всей Церкви, нужны были новые средства катехизации, которые были бы понятны тысячам обычных людей, не искушенных в тонкостях богословия, а просто нуждающихся в наставлении, в вере. Наиболее эффективным средством была икона; сильное эмоциональное воздействие, знаковая структура, несущая информацию на невербальном уровне, – эти свойства иконы способствовали ее широкому распространению, и заложенная в ней духовная основа становилась достоянием самых простых новообращенных душ. Вот почему именно на икону так уповали св. отцы, называя ее "Библией для неграмотных". Действительно, через икону вчерашние язычники лучше постигали тайну воплощенного Слова, нежели через книжные знания. Нередко вчерашние язычники, обращаясь ко Христу, становились святыми, как это было, скажем, в случае с Блаженным Августином. Но чаще бывало другое – языческая стихия оказывалась сильнее христианского семени, и тернии заглушали ростки духа: в неофитском сознании неизбежно происходила фольклоризация веры, привносящая в традицию Церкви чуждые элементы, иноприродные обычаи. В конце концов проникновение магического отношения в культ вытесняло изначальную свободу духа, дарованную Самим Христом. Еще апостолам и ранним апологетам приходилось сталкиваться с проблемой очищения веры от примесей. Таких примеров много в посланиях Павла общинам Коринфа, Фессалоник, Галаты. К IV веку появилась необходимость систематизировать канон Ветхозаветных и Новозаветных книг, дать ответ на распространившиеся ереси, сформулировать основные догматы веры. В этом процессе, особенно на ранних этапах, с IV по VI век церковное искусство исполняло важную вероучительную функцию. Например, св. Григорий Нисский в похвальном слове великомученику Феодору говорит так: "живописец, изобразив на иконе доблестные подвиги (…) мученика (…), начертание человеческого образа подвигоположника Христа, все это искусно начертав красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал нам подвиги мученика (…). Ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу". [1] Другой святой подвижник – Нил Синайский, ученик Иоанна Златоуста, дает следующий совет некоему префекту Олимпиодору, вознамерившемуся построить церковь и украсить ее фресками и мозаиками. "Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому". [2] Однако широкое распространение иконописных изображений в народе было не только школой веры, но и той почвой, на которой неокрепшее в вере сознание невольно провоцировалось своим языческим прошлым. Не умея понять глубину различия образа и Прообраза, неофит отождествлял их и его почитание икон превращалось в идолопоклонство, а молитва перерастала в магическое действие. Отсюда и возникали те весьма опасные отклонения, столь возмущавшие строгих ортодоксов, о чем говорилось выше. Наряду с этим византийская знать, которая в отличие от простолюдинов была образованна и изощренна в богословских вопросах, впадала в другие крайности. Так, например, при императорском дворе в моду вошли наряды, украшенные изображением святых, ангелов и даже Христа и Богородицы. Светская мода явно стремилась подражать стилю священнических одежд, восхищавших современников великолепием и пышностью. Но если употребление сакральных образов в церковных облачениях объяснимо их символической функцией, то использование священных изображений в светской одежде противоречило не только здравому смыслу, но и являлось явной профанацией святынь. И это также не могло не возмущать истинных ревнителей Православия. Некоторые из них даже приходили к выводу, что лучше вовсе не иметь икон, нежели поощрять возврат к язычеству. Этот неожиданный поворот ортодоксии вполне объясним, ибо когда маятник сильно оттягивают в одну сторону, то он неизбежно отклонится с той же силой в прямо противоположную сторону. Надо помнить также, что в предиконоборческую эпоху процесс формирования художественного языка церковного искусства еще не завершился. Восприняв на определенном этапе традиции позднеантичной живописи, в иконописи (а также фреске и мозаике) происходил отбор собственных художественных принципов. Со временем икона сформировалась как сложнейшая и гармоничная знаковая структура. Таким образом, ее язык от первоначального чувственного реализма постепенно переходил к формам все более символическим и аскетическим. И на ранних этапах соединение античной (а в сознании людей того времени – просто языческой) традиции с христианским откровением вызывало по меньшей мере недоумение. В какой-то мере опасения об излишней чувственной природе античного искусства, обольщающего глаз и уводящего душу от чистого созерцания, были не лишены основания. Постоянно раздавались голоса: "Как даже осмеливаться посредством низкого эллинского искусства изображать Преславную Матерь Божию, в Которой вместилась вся полнота Божества, высшую небес и святейшую херувим?" Или: "Как не стыдятся посредством языческого искусства изображать имеющих царствовать со Христом, соделавшихся сопрестольными Ему, которым предстоит судить вселенную, уподобившихся образу славы Его, когда, как говорят слова Священного Писания, их не был достоин весь мир?" Блаженный Августин в своем трактате "О Троице" также возмущается творчеством некоторых художников, которые позволяют изображать Христа слишком вольно, как им заблагорассудится, что немало смущает церковный народ и рождает в нем нежелательные эмоции. Раннехристианские храмы строились преимущественно по типу базилики, реже центрические. Центрическая форма выбиралась в основном для надгробных церквей и для баптистериев.

Базилике предшествовал перистильный двор (атриум). Преобладала трехнефная базилика с балочным перекрытием, со средним повышенным нефом и полукруглой апсидой, в которой размещался алтарь. Преобладание базиликальной формы связывалось с тем, что ней не связывались представления об языческом храме, а также базилики могли вмещать в отличие от языческих храмов много народа, что соответствовало требованиям христианского храма. Фасады церквей часто были лишены украшений. Художественная ценность базилик в значительной мере определялась интерьером: материалом колонн, вымосткой полов, облицовкой стен и живописью. Интерьер городских церквей облицовывался мрамором и золотом, в более скромных сельских – мозаиками. На полу размещались орнаментальные узоры, а в апсиде и на стенах – фигурные изображения. В мозаиках первых базилик обнаруживается сплетение эллинистических мотивов с христианскими: евангельские персонажи изображены в динамических, выразительных позах на фоне архитектурного или сельского пейзажа. Однако под влиянием византийских образцов происходит угасание античных традиций и видоизменяются иконографические приемы римских мозаичников Исчезают светотени и глубокие планы.

В центрических баптистериях, мавзолеях и в сходных с мавзолеями памятных храмах видна преемственность от древнеантичных мавзолеев, в них иногда применялись каменные или кирпичные своды. Но в центрических зданиях Сирии и Малой Азии преобладал шатер или легкий купол из дерева. Их отличает освещенное внутреннее пространство. Они имели форму ротонды или восьмигранника. Иногда центричные постройки соединялись с базиликальными особенно в знаменитых храмах палестины.

Композиция раннехристианской базилики, сложившаяся в Риме в IV-V вв. послужила исходной формулой для развития романского и готического храмостроения.

 

Раннехристианские катакомбы

Мавзолей Галлы Плацидии. Италия, Равенна 450 г.

Раннехристианские катакомбы

 

 

Раннехристианские катакомбы

 

Раннехристианские катакомбы

 

Интерьер церкви Сан Витале в Равенне.

Раннехристианские катакомбы

 

Раннехристианские катакомбы

Раннехристианские катакомбы

Раннехристианские катакомбы

 

 

Раннехристианские катакомбы

Раннехристианские катакомбы

 

Раннехристианские катакомбы Раннехристианские катакомбы

Раннехристианские катакомбы

Схема интерьера и плана раннехристианской базилики

 

Раннехристианские катакомбы

 

Рим. Базилика С. Мария ин Космедин. VI в.

 

Раннехристианские катакомбы

 

Калб-Лузе (Сирия). Базилика (по Б. Михайлову)
Иерусалим. Базилика Введения (мечеть Эль-Акса) VI в.

 

Раннехристианские катакомбы

 

Раннехристианские катакомбы

 

Раннехристианские катакомбы

 

В тот же период стали появляться, сначала на Востоке, потом на Западе круглые храмы. Среди наиболее важных надо назвать ротонду, соединенную с базиликой Вифлеема (первая треть IV в.), и примерно того же времени Свято-гробскую (над местом погребения Иисуса Христа в храме Воскресения) ротонду в Иерусалиме (изображенную вместе с вифлеемской на мозаике в Санта-Пуденциана в Риме – конец IV в.). На Западе первый круглый храм – Сан Стефано Ротондо (468-483 гг. )/

Ротонда иерусалимского храма преемственно использовала круглую форму римских мавзолеев и по-своему развивала тему погребения. С темой погребения и с иерусалимским храмом следует, видимо, связывать архитектуру и других круглых храмов того времени.

Ранне-христианская базилика характеризовалась однонаправленным развитием своей композиции от нартекса к алтарю. Кульминационным пунктом была алтарная апсида, архитектурная организация которой должна была свидетельствовать о небесном содержании этого места. О небе напоминала сферического очертания конха с золотофонными или голубыми мозаиками, а ее полукупол, открытый в сторону наоса (основного помещения для молящихся), был образом горнего мира, открытого, отверстого общине верующих.

Раннехристианские катакомбы Калат-Курман. Церковь Алахан-монастыря. V в.
Пунктирный восьмигранник фиксирует основание шатра

— Своеобразным памятником, сочетающим центрическую систему плана с базиликальным, является церковь Симеона Столпника (Калат-Семан, около Антиохии, 5 в.)

Раннехристианские катакомбы

 

Вокруг центрального восьмигранного открытого двора (есть предположение, что этот двор был перекрыт сводом) по странам света расположены четыре трехнефные базилики. Это здание говорит о поисках крестообразного плана храма, который впоследствии стал характерным для архитектуры Византии. Одновременно в городах Сирии были созданы и значительные светские здания. В Эль Бара, Дейр Санбиле, Рувейхе сохранились остатки больших двухэтажных жилых домов, фасады которых украшены колоннадами.

Раннехристианские катакомбы

 

Раннехристианские катакомбы

 

Раннехристианские катакомбы

 

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух — а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный — Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.

Источник: lektsia.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.