Помпеи искусство


Самое уникальное в Помпеях – живопись. Но вся ценная, а точнее – бесценная снята и увезена в Неаполь. Теперь она украшает стены Национального археологического музея. Следующие по ценности – мозаики, но и они – в Неаполе. Время самых интенсивных раскопок и сенсационных находок пришлось на XIX в., когда все ценное старались спрятать в музей.

Живопись Помпеи

Невольно позавидуешь Карлу Брюллову, ездившему смотреть еще девственные раскопы и делать зарисовки с натуры. А картину свою он писал не только в порыве благородного сочувствия несчастным помпейцам и помпейкам, но и по заказу полуитальянца Демидова, который после долгой «выставки в Риме», собравшей небывалые дотоле толпы народа, вывез ее наконец кораблем в Санкт-Петербург и благополучно подарил государю. А тот, в свою очередь, повторно наградил автора. Николая связывала тесная дружба с королем обеих Сицилии Фердинандом II, да и еще раньше Романовы, начиная с Петра, Италию жаловали.


Живопись Помпеи

О помпейских мозаиках в XIX в. говорила вся Европа. Много их разошлось по свету. Сегодня на весь мир известна огромная мозаика «Битва Александра с Дарием», состоящая из более чем миллиона камней. До того, как попасть в неаполитанский музей, она находилась в Доме Фавна, где и сейчас «танцует» этот очень симпатичный маленький человечек с хвостом.

Живопись Помпеи

Но не переживайте: все-таки живопись, и прекрасная, в Помпеях есть. В совершенно нетронутом виде она осталась на вилле Мистерий, что в конце «дороги гробниц», после выхода из Геркулановых ворот. Там яркая помпейская киноварь и удивительное искусство римских мастеров, бравших за основу Грецию III-IV вв. до н.э. Живопись известных во всей ойкумене эллинских мастеров явилась школой помпейских художников.

Живопись Помпеи

Эти росписи заставляют окончательно понять, что ничего не изменилось в подлунном мире. Особенно человеческая природа. Красота человеческих чувств, страданий, любви и великого искусства древних, которое так волновало спустя 1400 лет художников кватроченто и которое они взяли за первооснову, произведя на свет Ренессанс. Да и сейчас волнует!


Источник: euroupe-turizm.ru

В стенных росписях Помпей выделяют 4 стиля: 1-й, “инкрустационный” (2 в. до н. э. – начало 1 в. до н. э., имитация мраморной облицовки); 2-й, “архитектурно-перспективный” (в основном около 80 до н. э. – около 30 до н. э.; иллюзионистически архитектурные изображения, пейзажи, мифологические сцены); 3-й, “орнаментальный” (1-я половина 1 в. н. э.; симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические сцены и пейзажи); 4-й (около 63 – начало 2 в.; преимущественно фантастические архитектурные построения). (источник)

Помпеи искусство
Август Мау (1840-1909)

Собственно, название “стиль” не совсем верное, скорее, это системы декорирования жилых домов и общественных зданий. Положил начало этой классификации немецкий археолог и историк искусства Август Мау. В 1872 году по состоянию здоровья он переехал из Германии, где преподавал сначала в Кильском, а затем в Боннском университетах, в Италию.

Еще в 1860-х годах он начал участвовать в раскопках древних Помпей, а после переезда серьезно занялся изучением настенной живописи этого города. Двадцать пять лет Мау отдал Помпеям, проводя лето в археологических изысканиях, а зиму – в систематизации и анализе полученного материала.


На основании своих исследований Мау написал несколько книг – “Pompeii e la regione sotterrata dal Vesuvio” (1879), “Pompejanische Beitrage” (1879), “Pompeji vor der Zerstoerung” (1897), “Geschichte der decorativen Wandmalerei in Pompeji” (1882), “Fuhrer durch Pompeji” (1893), “Pompeji in Leben und Kunst” (1900) и др. – и множество статей в научные журналы, в которых сначала предложил, а затем развил свою гипотезу о делении помпейских (и в широком смысле – древнеримских) фресок на 4 так называемых “стиля”.

1 стиль

Первый “стиль”, называемый также “инкрустационным” или “структурным”, был распространен в Помпеях в 200-80 г. до н.э. Он характеризуется т.н. “рустованной” кладкой или облицовкой стен – крупными камнями с рельефной, нарочито грубой поверхностью. Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из штукатурки “под мрамор”. Подобное оформление дома придавало ему строгий, изысканный, благородный вид, владельцы некоторых аристократических городских усадеб сохраняли такую отделку столетиями, лишь подновляя ее время от времени.

Образцы этого “стиля” сохранились в Доме Фавна (VI, 12, 2-5.


sa del Fauno) и Доме Саллюстия (VI, 2, 4. Casa di Sallustio). Несмотря на то, что к моменту гибели города данный “стиль” уже не был в моде, хозяева этих домов заботливо реставрировали их, не меняя раз избранного дизайна. В отличие от них, владельцы Дома Диадуменов (IX, 1, 20. Casa dei Diadumeni), например, или Дома Хирурга (VI, 1, 7, 10-23. Casa del Chirurgo) следовали моде на оформление жилища, и элементы первого “стиля” в этих зданиях либо были заштукатурены, либо сохранились весьма фрагментарно.

VI, 12, 2-5. Casa del Fauno

Помпеи искусство

VI, 2, 4. Casa di Sallustio

Помпеи искусство

Casa Sannitica (Геркуланум)

Помпеи искусство

2 стиль

Второй “стиль” – т.н. “архитектурный” или “архитектурно-перспективный” – по мнению Мау, главенствовал в оформлении помпейских жилищ в 80 г. до н.э. – 15 г. н.э. В отличие от первой системы здесь архитектурные элементы изображались не лепкой, а росписью, рельеф отсутствует.

Росписи второго “стиля” можно условно разделить на несколько фаз, каждая из которых характеризуется все более усложнявшимся деталями декорации. Гирлянды и маски ранней фазы сменяются колоннами и пилястрами, основную площадь стены занимает композиция. С развитием стиля художники начинают изображать пейзажи, создавая в помещениях иллюзию пространства, вводят в композиции фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты.


Во многих домах Помпей сохранились фрески второго “стиля”. Например, в Доме Лабиринта (VI, 11, 9. Casa del Labirinto), где они соседствуют с росписями первого “стиля”, в Доме Серебряной Свадьбы (V, 2, 1. Casa delle Nozze d’Argento) второй “стиль” был со временем дополнен четвертым, в Доме Юлия Полибия (IX, 13, 1-3. Casa di Giulio Polibio) – третьим. Кроме Помпей, второй “стиль” представлен в помещениях близлежащих вилл – в Оплонтисе и Боскореале.

VI, 11, 9. Casa del Labirinto

Помпеи искусство

V, 2, 1. Casa delle Nozze d’Argento

Помпеи искусство

IX, 13, 1-3. Casa di Giulio Polibio

Помпеи искусство

Villa А (Poppea)(Оплонтис)

Помпеи искусство

Villa (Боскореале)

Помпеи искусство


3 стиль

Третий помпейский “стиль” (ок. 15 г. до н.э. – 40 г. н.э. в Риме, 62 г. н.э. в Помпеях) закономерно вырос из второго, однако при этом утратил иллюзорную перспективу последнего. Архитектурные детали здесь уже не подчеркиваются, становясь все более условными. Делившие во втором стиле плоскость стены пилястры и колонны истончаются, превращяясь в канделябры. Мау назвал эту систему “орнаментальным стилем”.

В этот период Рим подпадает под египетское культурное влияние – в империи появляются египетские вещи, распространяются египетские культы. Живопись третьего “стиля” так же не избежала подобных мотивов – в орнаментах появляются цветки лотоса, египетские божки и сфинксы.

Условно третий “стиль” можно разделить на две фазы. В первой фазе стена представляет собой панно, разделенное на три части, с монохромным фоном, украшенных картиной-клеймом (как вариант: картина расположена только в центральной части), во второй фазе в верхнем ярусе стены появляются легкие архитектурные построения. Сюжетами центральных миниатюр среднего яруса стены служили в основном мифологические сцены и пейзажи.

Прекрасные образцы третьего “стиля” сохранились в Доме Марка Лукреция Фронтона (V, 4, 10. Casa di Marco Lucrezio Frontone), Доме с Театральными Картинами (I, 6, 11. Casa dei Quadretti Teatrali) и в комнатах Императорской виллы (Villa Imperiale).

V, 4, 10. Casa di Marco Lucrezio Frontone


Помпеи искусство

I, 6, 11. Casa dei Quadretti Teatrali

Помпеи искусство

Villa Imperiale

Помпеи искусство

4 стиль

Четвертый помпейский “стиль” (примерно с 63-62 г.) имеет несколько названий – “иллюзорный”, “фантастический”, “перспективно-орнаментальный”. В некотором роде эта система – сочетание второго и третьего “стилей”. Архитектурные элементы, характеризовавшие второй “стиль”, мастера четвертого преувеличивали, превращая их в вычурные театральные декорации, не подчиняющиеся законам физики. Орнаментальность третьего “стиля” стала пышнее, помпезнее и, сочетаясь с фантастической архитектурой и великолепными картинами на мифологические темы, создавала то богатство живописного оформления, которое присуще этой системе росписей.

Популярность к этому “стилю” закономерно пришла после землетрясения в 62 г. н.э., когда многие дома были сильно повреждены и требовали не только отделки, но и восстановления. Следящие за модой хозяева разрушенных и пострадавших домов не преминули воспользоваться прекрасной возможностью внести в дизайн своих жилищ современные ноты.

Великолепные образцы росписей четвертого “стиля” дошли до нас в роскошных домах VI района – “заповедника” аристократических усадьб: например, в Доме Мелеагра (VI, 9, 2. Casa di Meleagro), Доме Поэта-трагика (VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico), Доме Веттиев (VI, 15, 1. Casa dei Vettii) и др.

VI, 9, 2. Casa di Meleagro


Помпеи искусство

VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico

Помпеи искусство

VI, 15, 1. Casa dei Vettii

Помпеи искусство

Сочетание росписи и рельефа из штукатурки – это тоже примета четвертого “стиля”, хотя монохромные стуковые рельефы появились уже в арсенале третьего. Элементы подобного декора изготовляли из извести, смешанной с мраморной крошкой. Фигуры чаще всего оттискивали в формах, но могли лепить и от руки.

Помпеи искусство

VII, 5, 24. Terme del Foro

Помпеи искусство

VII, 1. 8. Terme Stabiane

Например, рельефный фриз на тему “Илиады” в Доме Ахилла, или Троянского алтаря (I, 6, 4. Casa di Achille o del Sacello Iliaco), вылеплен вручную, фон выкрашен в голубой цвет, а фигуры аккуратно обведены и остались незакрашенными.


Помпеи искусство

I, 6, 4. Casa di Achille o del Sacello Iliaco

(с) Юлли Улетова

Источник: ulli-u.livejournal.com

древний город в юго-западной части Средней Италии, небольшой, но процветающий торговый центр. В 63 г. н. э. пережил землетрясение, а в 79 г. в результате извержения вулкана Везувий был частично разрушен и засыпан пеплом. Местонахождение Помпей было забыто на долгие века. Древний город был случайно обнаружен в кон. 17 в. при постройке водопровода, а систематические раскопки начались лишь в 18 в. Благодаря работе археологов, Помпеи превратились в музей под открытым небом. Расположенные на холме и окружённые кольцом стен, они представляют собой прекрасно сохранившийся античный город, имевший чёткую планировку. Две главные улицы, одна из которых была ориентирована с севера на юг, а другая – с запада на восток, пересекались под прямым углом. Остальные улицы, мощённые каменными плитами, шли параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов. Центром городской жизни был форум, окружённый базиликами, храмами, зданиями городской курии, архива-табулария, рынка. В южной части города, на склоне холма, находился большой театр, рассчитанный на 5 тыс. зрителей.


юго-восточной части Помпей размещался амфитеатр для гладиаторских боёв, рассчитанный на 20 тыс. зрителей, – самый древний из всех ныне известных (80 г. до н. э.). У городских ворот размещались гостиницы, трактиры, лавки, конюшни. В городе были также термы и трактиры. Вдоль улиц стояли инсулы (многоэтажные дома). Среди жилых зданий представляют интерес дома ремесленников с мастерскими и магазинами, и в особенности виллы богатых землевладельцев и торговцев. Одна из самых древних построек Помпей (2 в. до н. э.) – дом Юлия Полибия и современный ему дом Фавна (названный по изящной бронзовой статуэтке танцующего фавна). Типовой богатый дом имел гостиную (атриум) с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. К атриуму, где хозяин принимал посетителей, примыкал его кабинет – таблиний, из которого открывался вид на перистиль – внутренний дворик с садом, фонтанами и статуями. К ним обычно примыкали столовая (триклиний) с ложами для трапезы, рассчитанная на приём гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека и баня с холодной и горячей водой. В помпейских домах было обнаружено множество произведений скульптуры и прекрасно сохранившихся фресок, которые на сегодняшний день являются единственными известными образцами античной живописи. Зал одной из самых знаменитых помпейских вилл – Виллы Мистерий – был украшен ок. 50 г. н. э. великолепными росписями на сюжеты дионисийских священных таинств. Превосходным примером декоративного художественного стиля эпохи Флавиев являются дома Веттиев и Саллюстия (1 в. н. э). Найденные в Помпеях надписи, мебель и утварь являются ценнейшим источником для изучения древнеримской культуры и повседневной жизни римлян.

Источник: www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.