Полотно караваджо


Микеланджело Караваджо (1571-1610) — итальянский художник, отказавшийся от характерной для его эпохи манеры живописи и положивший начало реализму. Его произведения отражают мировоззрение автора, его неуемный характер. Микеланджело Караваджо, биография которого полна тяжелых моментов, оставил впечатляющее наследие, до сих пор вдохновляющее художников всего мира.

Приметы эпохи

Художник родился в 1571 году в Ломбардии. Название селения (Караваджо), в котором Микеланджело появился на свет, стало его прозвищем. Историки отмечают, что на долю Италии во времена, когда жил и творил Караваджо, пришлось немало испытаний. Страну разоряли войны и внутренние противоречия, осложнявшиеся экономическим кризисом. На смену некоторой свободе Возрождения пришла церковная реакция. Все это не могло не повлиять на искусство.

Маньеризм и академизм

В годы, когда итальянский художник Микеланджело Караваджо начал двигаться по творческому пути, живопись стала наполняться мистическими сюжетами, далекими от реальности. Поддерживаемый церковью маньеризм, зародившийся в середине XVI века, был направлением субъективным, не стремящимся к гармонии духовной и телесной составляющей.


Чуть позже, почти в конце столетия, возникает академическая живопись. Для нее характерна простота композиции и монументальность форм, противопоставляемые маньеризму. Художники, отдававшие предпочтение академизму, обращались к Античности с ее идеализированными героями и образами, отметая реальность как не стоящую внимания.

Микеланджело Караваджо — художник-новатор

Созданное Караваджо направление, названное после его смерти «караваджизмом», берет свое начало в живописных традициях Северной Италии. Одним из учителей Микеланджело Меризи в Милане был Симоне Петерцано. Вероятно, именно у него художник научился использовать контраст света и тени, ставший впоследствии одной из главных отличительных черт многих его полотен.

Микеланджело Караваджо в своем творчестве продолжил традиции реалистического подхода мастеров Северной Италии. Он не стал последователем маньеризма или академизма, но положил начало новому течению, нередко вызывавшего критику со стороны как других живописцев, так и церкви. Однако некоторые религиозные деятели покровительствовали Караваджо. Среди них стоит отметить кардинала дель Монте, который благоволил к художнику в период с 1592 по 1594 год, когда Микеладжело жил и трудился в Риме.

Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей.
рои его картин далеки от античных идеалов, их можно было встретить на улицах итальянских селений. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. На его картинах, запечатлевших различные сюжеты из Священного Писания, появлялись далеко не канонические детали, делавшие служителей церкви и мучеников не идолами, а простыми и понятными людьми. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».

Характерные для работ Микеладжело Караваджо черты — это реализм, иногда доходящий до крайней натуралистичности, лаконичная композиция, игра света и тени, использование сдержанной цветовой гаммы.

Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези, изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Все основные детали: — перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Художник и в этой картине нашел место для реализма и деталей, характерных для житейских ситуаций. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы. Мастерство художника нашло выражение и в изображении лиц героев.


Упрямым, неуемным и полным бурлящей энергии — таким описывают историки-искусствоведы Микеланджело Меризи. Он настойчиво развивал реализм, несмотря на критику и оппозицию церкви. Наиболее значимые свои работы художник создал в 1600-1606 годах. В их число входят полотна «Видение Савла», «Мученическая смерть апостола Петра», «Успение» и другие. Эти картины вызвали неодобрение со стороны церкви из-за отклонения от принятой манеры изображения, ненужного, по мнению католических сановников, реализма и материализма.

Слава и побег из Рима

«Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.

И именно в тот момент, когда Микеланджело Караваджо достиг славы, судьба приготовила для художника очередное испытание. В 1606 году ему пришлось бежать из Рима после дуэли. Ссора во время игры в мяч имела роковые последствия: Караваджо убил противника и был вынужден покинуть город.


Скрываясь от правосудия, художник продолжать работать, хотя условия его жизни порой становились невыносимо тяжелыми. В Неаполе он написал «Мадонну с четками», «Семь дел милосердия». Последняя картина из названных представляет собой объединение нескольких разных сюжетов. Несмотря на сложную композицию, полотно не распадается на отдельные части. Художнику удалось скомпоновать сюжеты в единое целое.

На Мальте, повздорив с вельможей, Караваджо попал в тюрьму, а затем бежал на Сицилию. Работы последнего периода жизни мастера плохо сохранились. Картины, относящиеся к этому времени, полны драматизма. К ним относится «Погребение св. Лючии», «Усекновение головы Иоана Крестителя», «Поклонение пастухов». Эти картины объединяет ночное пространство, выступающее фоном для основного действия и неохотно расступающееся, показывая героев полотна.

Последние годы Караваджо провел в скитаниях по Сицилии. Незадолго до смерти он отправился в Рим, где ему была обещана помощь в получении прощения от Папы Римского. Однако и тут судьба не была расположена идти ему навстречу. По пути в Вечный город художник заболел. Он умер в Порто д’Эрколе в 1610 году от лихорадки.


Итальянский художник Микеланджело Караваджо, фото работ которого украшают все труды по истории искусства XVII века, оказал огромное влияние на развитие живописи. Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Однако и то, что художник успел создать, сделало его одним из самых почитаемых мастеров прошлого. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра.

Источник: FB.ru

Лютнист

Лютнист. 1595. Холст, масло. 94 х 119.

Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

Пинакотека, Ватикан Мученичество Святой Урсулы


Пинакотека, Ватикан Мученичество Святой Урсулы.

1610. Холст, масло. 154 х 178.

Итальянский коммерческий банк Интеза Санпаоло, Неаполь

Отдых на пути в Египет

Отдых на пути в Египет. 1596 – 1597. Холст, масло.

130 х 160. Галерея Дориа — Памфили, Рим

Судьба Караваджо исполнена столь неожиданных поворотов, столь непредсказуемым был его характер и бурным его темперамент, что биография его похожа на авантюрный роман. Он не вел дневников, не писал стихов. Судебные акты, записи допросов и донесения — вот свидетельства его жизни. А что творилось в его душе, осталось бы совершенной тайной, если бы не гениальная способность делать живопись сопричастной своим страстям. Он один из первых мастеров, чье творчество было личным, кто евангельские сюжеты превращал в драмы жизни.

В небольшом ломбардском селении Караваджо близ Милана в семье архитектора и домоправителя маркиза ди Караваджо в 1571 году родился сын, которого назвали Микеланжело.
льчика отдают в обучение художнику Симоне Петерцано, мастерская которого была известна в Милане. Микеланджело приходилось работать вместе с мастером и в провинциальных городах Ломбардии, где он знакомится с живописью Джорджоне, Лоренцо Лотта, Бассано, хранивших традиции Высокого Возрождения.

Он учился у второстепенных художников сначала в Милане, потом в Риме. Но на первых порах заказов получить не может. Он вел нищее и полуголодное существование, и некоторые художники из жалости, стали ему покровительствовать. Вскоре он оказывается в больнице для бедных, где пишет несколько полотен.

В 1595 году Караваджо находит покровителя Франческо дель Монте и пишет для личной коллекции кардинала небольшие портреты и изображения полуфигур красивых мальчиков участников театральных вечеров, которые устраивались в его дворце. Среди ранних произведений ломбардского мастера — «Юноша с корзиной фруктов» (1593).

Юноша с корзиной фруктов

Юноша с корзиной фруктов. 1593. Холст, масло.

Галерея Боргезе, Рим


В полотне фрукты выписаны до иллюзорности реально, а мальчик кажется несколько жеманным. Это не стоило бы внимания, если бы не утверждение исследователей: это автопортрет, двадцатилетний художник писал себя в зеркале. Существует целая сюита «мальчиков»: «Укушенный ящерицей», «Чистящий грушу», «Больной Вакх». Художнику интересно наблюдать себя в разных состояниях, он явно склонен к самолюбованию.

Чистящий грушу

Чистящий грушу. 1593. Холст, масло.

Коллекция Лонги, Флоренция

Вакх


Вакх. Около 1596. Холст, масло. 95 х 85.

Галерея Уффици, Флоренция

Укушенный ящерицей

Укушенный ящерицей. 1594 – 1595. Холст, масло.

Национальная галерея, Лондон

Больной Вакх

Больной Вакх. 1953. Холст, масло.

Галерея Боргезе, Рим

Первый год ХVII столетия являет нам Караваджо преображенным. Как, почему произошло это преображение — неизвестно. Именно в это времени художник получает заказ от наследников французского кардинала Маттео Контарелли украсить фамильную капеллу в одной из римских церквей. Караваджо пишет четыре большие картины маслом из жизни Святого Матфея, которые выдвигают его в первые ряды итальянских живописцев его времени. Это был театр Караваджо.


Призвание Апостола Матфея

Призвание Апостола Матфея. 1599. Холст, масло. 322 х 340.

Церковь Сан Луиджи деи Франчези, Рим

Здесь сцены бытовые, достоверные и в мелочах, и в костюмах, и в общей психологической атмосфере, перемежаются трагическими, ошеломляющими неожиданной композицией, экспрессией жестов и поз, светотеневыми контрастами. Среди художников у Караваджо теперь больше противников, чем приверженцев. Его обвиняли в реализме, который казался святотатством при изображении евангельских персонажей. И при этом не замечали того высокого мистического смысла, которым исполнен его театр. Его светотеневые эффекты называли «подвальной светотенью», говорили, что художник забрался в погреб и не знает, как оттуда вылезти. Тем не менее, выгодные заказы продолжали поступать.

В 1601 году Микеланджело Меризи де Караваджо уже пишет полотно на сюжет из Евангелия от Луки «Ужин в Эммаусе» (1601 – 1606). На холсте представлено нехитрое застолье четырех собравшихся людей. Вид сидящего еще никем, не узнанного Иисуса за столом спокоен.

Ужин в Эммаусе

Ужин в Эммаусе. 1601. Холст, масло. 139х195 см.

Лондон, Национальная галерея

Но вот он благословляет хлеб, и ученики узнают Его, три дня тому назад умершего распятым на кресте. И первый узнает Клеопа, сидящий к зрителю спиной. Хозяин трактира внимателен, но безучастен, о распятии Христа рассказывает другой ученик (возможно, Лука), пока он не осознал происходящего. Но зритель напрягается, как напрягся Клеопа, понимая, что происходит чудо.

Трапеза в Эммаусе

Трапеза в Эммаусе. 1606. Холст, масло. 141 х 175.

Пинакотека Брера, Милан

По заказу казначея папы Климента VIII для церкви Кьеза Нуова в Риме в 1602 — 1604 годах пишет «Распятие Святого Петра» и «Обращение Савла». Монументальные, величественные и повергающие нас в шок полотна. Евангельский сюжет о гонителе христиан Савле был традиционным для живописи того времени. В последней картине композиция столь необычна, что не сразу соотносишь ее с известным сюжетом. Основное пространство полотна занимает лошадь, за ее крупом виднеется голова старика — слуги, а под ногами лошади распростертое тело человека с закрытыми глазами и воздетыми к небу руками.

На пути в Дамаск Савл услышал голос с небес: «Савл, Савл, за что ты гонишь меня?». Ослепленный небесным лучом, он падает с коня и взывает к Господу о прощении. Композиция картины — остановленный стоп-кадр, мгновение, когда Савл упал с лошади и лежит головой к зрителю.

Обращение Савла

Обращение Савла. 1602 – 1604. Холст, масло. 230 х 175.

Церковь Санта Мария дель Пополо, Рим

И в это мгновение не злобный гонитель Христа в картине главный герой, а лошадь, которая подняла ногу, чтобы не затоптать своего всадника. Что за странная, «неправильная» композиция!.. Художник фиксирует мгновение сложного движения. Обращение Савла в приверженца Христа, будущего апостола Павла, было Великим Мгновеньем. Савл уничтожен, преображение ему еще предстоит. Художник заставляет зрителей вспомнить, домыслить и увидеть это будущее преображение.

В «Распятии Святого Петра» шокирует на переднем плане зад одного из палачей, который подлез под тяжелый крест, чтобы помочь другим поднять этот крест с пригвожденным к нему Святым. Мы физически ощущаем эти усилия. Тем контрастнее могучая фигура и мужественно — покойное лицо Петра, которого не страшат телесные муки.

Распятие Святого Петра

Распятие Святого Петра. 1602 — 1604. Холст, масло.

Церковь Санта — Мария дель Пополо, Рим

Совершенно «неправильным» признавалось освещение на его полотнах. Он заливал фон черным и освещал фигуры сверху. Они резко выделялись, как бы выходили из полотна. Ради эффекта это делалось, или для художника плоть и дух были чем-то единым? Тела на картинах Караваджо как бы светятся изнутри.

На самых прославленных монументальных работах этого периода, — огромных алтарных образах по заказу Пьетро Виттриче для церкви Кьеза Нуова «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» (1602–1604) — два сюжета, объединенные воедино.

Оплакивание Христа

Оплакивание Христа. 1602 – 1604. Холст, масло.

Фрески капеллы дель Арена

Эти образы считаются одними из самых знаменитых созданий художника. Он поражает и монументальностью, и патетикой, и почти физической ощутимостью воплощения. Свет вырывает из мрака группу, склонившуюся над телом Христа: состарившуюся мать Христа, обращенную грешницу Марию Магдалину, юную Марию Клеопову, любимого ученика Иоанна и Никодима, пришедшего похоронить Христа.

Положение во гроб

Положение во гроб. 1602 – 1604. Холст, масло. 300 х 203.

Пинакотека, Ватикан

Беспримерная конкретность живописного видения. Можно было бы назвать художника натуралистом, если бы через жесты и движения каждого он не передал трагизм происходящего. Если бы не поставил Никодима на надгробную плиту, угол которой врезается в глаза зрителя. Зритель смотрит снизу вверх. Надгробная плита становится пьедесталом. Трагизм взрывает материальность. Зачем этот угол плиты в центре картины? Он кажется случайным, но он рвет душу. И этот особенный свет, заливающий полотно!..

Караваджо стал знаменит. Его как единственного подражателя природы расхваливали, и дивились его работам как чуду. Хотя заказчики, пугаясь смелости, порой требовали переделок. Он переделывал, а первоначальный вариант продавал коллекционерам за большие деньги.

Амур - победитель

Амур — победитель. 1601–1602. Холст, масло.

154 х 110. Государственный музей, Берлин

Иоанн Креститель в пустыне

Иоанн Креститель в пустыне. 1603 – 1604. Холст, масло. 99 х 134.

Национальная галерея старого искусства. Рим

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель. 1602. Холст, масло.

Музей Капитолия, Рим

Современники рассказывают, что Караваджо кичился своей славой, вел бурную жизнь, был высокомерным, задирой и не мог стерпеть критики и малейшей насмешки. Прогуливаясь, всегда ждал, чтобы встречный снял шляпу первым. Поэтому все время попадал в какие-то переделки. Его уличные похождения принимали все более и более рискованный характер, множилось число судебных исков против него. Раз, повздорив с приличным молодым человеком во время игры в мяч, схватился за оружие и смертельно ранил его. Опасаясь судебных преследований, он сам раненный в голову скрывается, потом покидает Рим, бежит во Флоренцию, Модену, Геную, Неаполь, бродяжничает в Сабинских горах. Время от времени он, получая заказы, работает в чужих мастерских, с трудом раздобывая краски. Знаменательно, что среди последних его вещей повторяется сюжет «усекновение главы»: «Саломея с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Отрубленная голова с застывшей маской страдания повернута к зрителю. В ее чертах узнавали черты художника.

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608. Холст, масло. 361 х 520.

Музей Иоанна Крестителя, Ла Валетта (Мальта)

Саломея с головой Иоанна Крестителя

Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1607 — 1610. Холст, масло.

Национальная галерея, Лондон

Его мучают дурные предчувствия и безумный страх публичной казни.

В эти годы скитаний, в Сицилии в 1609 году, он пишет «Рождество Христово» или «Поклонение пастухов» (1609). На охапке соломы в темном дощатом сарае полулежит Мария, держа Младенца на руках. Перед ней склонились Иосиф и пастухи, а позади, виднеются вол и осел. На переднем плане плотничьи инструменты Иосифа и корзина с хлебом. Все детали совпадают с евангельским рассказом и с трактовками его в живописи. Но в главном сюжет переосмыслен. Марию принято изображать величественной, прекрасной, а только что родившегося Младенца — трогательным. Но перед нами измученная женщина, которой пришло время родить в дороге, в хлеву, потому что в гостинице не было места.

Поклонение пастухов

Поклонение пастухов. 1609. Холст, масло. 314 х 211.

Национальный музей, Мессина

Она с грустью склонилась над Ребенком, пытаясь угадать его судьбу. Она как будто не слышит и не видит пастухов. А они пришли в хлев, потому что им предстал Ангел Господень и возвестил, что родился ныне Спаситель, который есть Христос Господь, и найдут они в пеленах Младенца, лежащего в яслях. Они склоняются над Ребенком. У них грубые лица и ветхая одежда. Но их грубые черты смягчаются верой и надеждой на спасение. Настолько правдиво это преображение, что веришь: художник мог встать с ними рядом, а, может быть, в одном из них изобразил себя.

Но он не смирился. Он мечется с места на место: Мальта, куда он попал в надежде получить посвящение в мальтийские рыцари, потом Мессина, Неаполь, где его нашла мальтийская банда и жестоко изуродовала, мстя за какие-то обиды. Он получил разрешение от папы вернуться в Рим, избирает для безопасности морской путь. В одном из портов из-за ссоры попадает в тюрьму. Выйдя, узнает, что корабль уплыл: там было все его имущество. Он мечется в отчаянии по берегу, наконец, добирается до жилья, заболевает лихорадкой и через несколько дней умирает. Нескольких месяцев Караваджо не дожил до тридцати семи лет, скончавшись 18 июля 1610 года на руках чужих людей.

«Гениальным чудовищем» его назвал один из современников. Действительно, трудно вспомнить другого художника, чей талант и личность находились в такой дисгармонии. Невозможно понять природу его таланта, можно только преклоняться перед его титанической мощью. Его влияние испытали такие могучие мастера, как Рубенс, Рембрандт, Латур. Караваджизм являл собой новое направление в искусстве.

 

 

Полотно караваджо

 

 

 

 

Источник: stoicka.ru

Натурализм и свет

Наследие Караваджо сложно переоценить. Его почитали Рембрандт, Рубенс, Веласкес. Первым Караваджо стал противопоставлять свет и тень, чтобы расставить акценты. Позже эти приемы полюбили фотографы и режиссеры. Мартин Скорсезе не раз признавался в любви Караваджо. Посмотрите, как режиссер выстроил свет во многих сценах фильма "Славные парни" (1990), и сравните с полотном Караваджо.

Картина Караваджо "Ужин в Эммаусе" и кадр из фильма Скорсезе "Славные парни"

Художник стремился к полной реалистичности: изображая умершего, даже потребовал эксгумировать покойника и принести к нему в мастерскую. А когда натурщики попробовали отказаться трогать покойника, пригрозил их всех зарезать. Неистовость, с которой он жил, может сравниться только с неистовостью его живописи.

Про других художников читайте в моем Инстаграм блоге.

На полотне «Неверие Св.Фомы» изображена евангельская сцена, когда Фома, отказавшийся верить рассказам о воскрешении Христа, смог убедиться в этом воочию.

Караваджо «Неверие Святого Фомы», 1602

«Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.»

Натюрморт и эмоции

Это самый необычная картина конца 16 века. Во-первых, Караваджо был первым, кто написал корзину с фруктами как самодостаточную картину. Фрукты и цветы, начиная с его натюрморта, становятся полноправными членами композиции. Во-вторых, Караваджо запечатлел мгновенную реакцию героя: на его лице отразилась боль от внезапного укуса. До Караваджо, эмоций или не было совсем, или это были статичные состояния: печаль, тоска. И вдруг на картине мы четко видим мгновение, на лице героя есть мимика. Именно этим значима эта картина в истории живописи.

Микеланджело да Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей", 1596

Обратите внимание, что в вазе отражается открытое окно. Это сложно и продуманно. До Караваджо тоже так никто не заморачивался.

В образе мальчика Караваджо изобразил своего друга Марио Миннити. Некоторые приписывают им отношения более близкие, чем просто дружба. Однако, вряд ли это так. Скорее, Караваджо был настоящим гангстерито, как герои фильмов Скорсезе. Он любил прекрасное, пил, дебоширил и готов был убить за то, что ему важно. Конечно, бросается в глаза излишняя женственность мальчика. Марио позировал Караваджо для нескольких работ, но в этой женственность зашкаливает. Всему виной сюжет картины. Сцена укуса ящерицей восходит к мифу об укусе ядовитой саламандрой Аполлона. А как мы помним, Аполлон -самый красивый. Видимо, пытаясь придать мальчику неземную красоту, Караваджо нарисовал почти девочку, что в общем-то тоже доказывает традиционность его ориентации.

Караваджо, автопортрет

Караваджо самый темпераментный из художников, попросту хулиган. С молодых лет он пристрастился к кабакам и борделям. Практически каждую ночь он напивался и отчаянно дрался. Жизнь Караваджо полна невероятных событий: драки, гулянки, убийство, приговор, бегство, камера смертников, кровавая вендетта, исчезновение, и внезапная смерть накануне помилование. Он был истинным страстным итальянцем.

Про других художников читайте в моем Инстаграм блоге.

Источник: zen.yandex.ru

Биография

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

Художник Караваджо
Художник Караваджо

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом. Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино. Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».

Картина Караваджо «Больной вакх»
Картина Караваджо «Больной вакх»

Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».

Картина Караваджо «Лютнист»
Картина Караваджо «Лютнист»

В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.

Картина Караваджо «Нарцисс»
Картина Караваджо «Нарцисс»

Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».

Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»
Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»

В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.

Картина Караваджо «Положение во гроб»
Картина Караваджо «Положение во гроб»

Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.

Картина Караваджо «Бичевания Христа»
Картина Караваджо «Бичевания Христа»

Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.

Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»
Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»

В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.

Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»
Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»

В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.

Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»
Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»

В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

Картина Караваджо «Медуза»
Картина Караваджо «Медуза»

Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.

Картина Караваджо «Иоанн Креститель»
Картина Караваджо «Иоанн Креститель»

В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.

Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»
Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»

В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.

Шон Бин в фильме «Караваджо»
Шон Бин в фильме «Караваджо»

В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.

Караваджо
Караваджо

Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.

Могила Караваджо
Могила Караваджо

Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.

Портреты Караваджо
Портреты Караваджо

Произведения

  • 1593 — «Юноша с корзиной фруктов»
  • 1595 — «Музыканты»
  • 1596 — «Мальчик, укушенный ящерицей»
  • 1597 — «Кающаяся Магдалина»
  • 1597 — «Медуза»
  • 1598 — «Юдифь и Олоферн»
  • 1599 — «Нарцисс»
  • 1600 — «Мученичество Святого Матфея»
  • 1601 — «Распятие Святого Петра»
  • 1602 — «Амур-победитель»
  • 1603 — «Погребение Христа»
  • 1604 — «Иоанн Креститель»
  • 1605 — «Портрет папы Павла V»
  • 1606 — «Мария Магдалина в экстазе»
  • 1607 — «Семь деяний милосердия»
  • 1608 — «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
  • 1609 — «Воскрешение Лазаря»
  • 1610 — «Давид с головой Голиафа»

Источник: 24smi.org


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.